Умение грамотно пользоваться своим свободным временем представляет собой (наряду с умением защищать свою свободу и независимость) основное отличие свободного человека от психологического раба (рабская психология реализует себя в двух то и дело переходящих в друг друга ипостясях: рабская зависимость от внешних обстоятельств, других людей... или же рабское служение своим страстям, инстинкам и вожделениям).
Людей надо учить свободе (умению влавствовать над собой /иметь царя в голове/ и умению с пользой для себя распоряжатся своим свободным временем). Сие есть одно из важнейших духовных направлений на пути построения Коммунизма. Отец-основатель научного коммунизма Карл Маркс ведь совершенно недаром считал самым основным богатством общества ПОТРАЧЕННОЕ НА ТВОРЧЕСКУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ!
Способ использования досуга показывает, до какой степени досуг иной раз обесценивается. Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время; человек же талантливый стремится его использовать.
Артур Шопенгауэр
Всё хорошо, но человек не так идеален как его живоописуют классики марксизма и их фанатичные коммунистические последователи.
...поговорим о труде и отдыхе. Если до сих пор в естествознании господствовало разделение (антагонизм) между трудом и отдыхом человека, где отдых понимался, прежде всего, в качестве восстановления сил для трудовой деятельности (В естествознании трудовая деятельность всегда понималась как средство существования. То есть для того чтобы быть /жить и дышать и т. п./, человек должен трудиться, как правило, безрадостно и здесь отдых есть прежде всего средство восстановления способности к труду.), то ныне положение совсем иное. ...несравненно выросли производительные силы, так что буквально 10-12% трудоспособного населения обеспечивают ныне потребности общества в производстве продуктов питания, вещей и машин, то есть там, где прежде участвовали огромнейшие массы населения. Совокупное с этим обретение государством новой социальной роли по поддержанию человеческого существования и удовлетворения его первостепенных жизненных потребностей привело к тому, что требуется всё меньше человеческих усилий для сносного образа жизни. (Социальные правила развитых обществ демонстрируют нам, что человек может жить, не работая; для биологического и несколько более существования достаточны государственные субсидии.) И вследствие этого в корне стало иным отношение человека к своему труду и отдыху.
Труд постепенно становится средством не только самовыражения индивидуума, но обеспечения его отдыха. Отсюда: отдых начинает править трудом. Именно качество свободного времяпровождения в его денежном эквиваленте обуславливает усилия, которые необходимы для обеспечения этого качества. Кому достаточно телевизора, не усложняет себя выбором профессии и работы, желающий ездить на "Мерседесе" или плавать на собственной яхте обязан задуматься о путях их приобретения...
Парадокс при этом состоит в том, что вновь обмануты ожидания историков, философов, просветителей. Выступая от имени человека и требуя ему свободы во имя творчества и культурного просвещения в начале Нового времени, добившись этой свободы в результате драматических событий XV111-XX вв. (войн, революций и технологических перемен), они с горечью видят, что реальный человек предпочитает бездействие творчеству, что свободу и свободное время он использует наименее обременительным способом - во имя ничегонеделания. Современный человек "...категорически отвергнет любые представления о социальном назначении досуга: как о средстве восстановления способности к труду или как о времени, предназначенном для профессиональной специализации, или, наконец, как средстве формирования всесторонне развитой личности".
Этот (реальный) человек, "...в конце концов, истолковал свободу, как право жить без всякого напряжения" (Панарин А. "Смысл истории") И мало того, на практике тяготам творчества и гражданской активности предпочитает, насколько можно судить по многочисленным данным, пороки, алкоголь и наркотики.
Г. С. Шевяков "Человек и его судьба"