Алжир -
http://www.lien-pads.frПосле многих лет вооруженной борьбы за независимость от Франции в марте 1962 года были подписаны франко-алжирские Эвианские соглашения, и Алжир стал независимым государством. Национально-освободительное движение в Алжире возглавлял Фронт национального освобождения (ФНО), который коммунисты Алжира рассматривали как общенациональную патриотическую организацию, способную привести страну к национальной независимости, и активно участвовали в его деятельности. Первое правительство независимого Алжира возглавлял лидер ФНО Ахмед Бен Белла. Была проведена земельная реформа, выгодная бедным крестьянам и введено самоуправление на землях, ранее принадлежавших французам. 30 апреля 1964 года Ахмеду Бен Белле было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако в 1965 году он был свергнут в ходе военного переворота, организованного его бывшим другом Хуари Бумедьеном. Тем не менее курс на социалистические преобразования был продолжен, и в 1976 году по новой конституции Алжир был объявлен социалистическим государством.
ФНО и сегодня у власти, хотя от социалистического выбора мало что осталось. С 1999 года Президентом Алжира является один из лидеров правого крыла ФНО Абдельазиз Бутефлика, впервые избранный в качестве независимого кандидата, поддержанного военными. В период его президентства была осуществлена широкая приватизация компаний государственного сектора. В 2010 – 2012 годах Алжир был охвачен массовыми протестами, вызванными безработицей, положением молодёжи, нехваткой жилья и резким подорожанием продовольствия. Однако 17 апреля 2014 года Бутефлика был избран президентом четвертый раз подряд, набрав 81,53% голосов избирателей. После второго и третьего срока принимались специальные конституционные поправки, позволявшие ему баллотироваться вновь. В целом по стране явка составила 51,7%. В столице Алжира - 37%. Наиболее низкий показатель - около 25% - был зафиксирован в северной области Кабилия.
Накануне выборов марксистско-ленинская Алжирская партия за демократию и социализм (АПДС) выступила с обращением к алжирскому народу. Коммунисты подчеркнули, что эти выборы не решат ни одну из серьезных экономических, социальных и политических проблем страны, которые отражают неравенство и противоречия, порожденные капиталистической системой, навязанной тридцать лет назад имущими классами, доминирующими бизнесменами и их идеологами, в том числе мракобесами от религии, обманывающими народ. В результате политики эры Бутефлики эти проблемы чрезвычайно обострились. Большая часть национального дохода достается богатому меньшинству и баронам режима, коррупция стала массовой, доходы от продажи нефти вместо использования для стимулирования индустриализации присваиваются несколькими крупнейшими импортерами. Нормой стала массовая безработица, низкооплачиваемые рабочие места, отсутствие будущего для молодежи, неразрешимые проблемы жилья для трудящихся и удушение свобод. Всё это прикрывается фасадом демократии специально для имущих классов, а режим остаётся пассивным в отношении империалистического вмешательства не только в Алжире, но и во всем регионе.
АПДС отмечает, что рабочему классу нечего ожидать от системы, которая остается на службе буржуазии и империализма. С Бутефликой или любым другим защитником капитализма, независимо от того, был ли он кандидатом в президенты на этих выборах, эксплуатация рабочего класса будет возрастать и социальные условия для масс будут ухудшаться. Богатые станут ещё богаче, а бедные – ещё беднее, и зависимость страны от империализма будет только увеличиваться. Страна будет продолжать своё движение в тупик, поскольку рабочие и трудящиеся массы не смогли установить революционный режим, который порвал бы с капитализмом. Публичные дискуссии, вспыхнувшие в последние месяцы, показывают, что у официальных лиц режима нет причин для улучшения материального положения рабочих и мелких фермеров, мобилизации масс демократическим путем, удовлетворения их требований, сопротивления империалистическому вмешательству. Кризис в верхах и атаки ультралиберальной оппозиции обусловлены схваткой за раздел и передел богатств страны между теми, кто обогатился за счёт либерализации торговли, приватизации, разграбления национальных ресурсов, эксплуатации рабочих в городах и в сельской местности и утечки нефтяных доходов.
Все группы, боровшиеся между собой в коридорах власти или атаковавшие её в качестве либеральной оппозиции, заинтересованы в сохранении капиталистической системы, которая завела страну в тупик и служит империализму с его транснациональными корпорациями. Все угождают империалистическим державам, надеясь на их помощь в укреплении своих позиций в государстве и в более полном удовлетворении жажды обогащения привилегированными социальными слоями. Империалистические державы раздувают соперничество и повышают ставки для режима или «либеральной» оппозиции в целях ускорения «реформ», востребованных «рыночной экономикой». Это должно обеспечить возможность захвата нефти, газа и стратегических прибыльных секторов экономики – водоснабжения, здравоохранения, телекоммуникаций, государственных банков и т.д. Империализму нужны полная свобода передвижения капитала и экспортной выручки, сокращение или даже отмена налогов на доходы, увеличение цены на газ и электроэнергию, удаление всех таможенные барьеров, обеспечение возможности владения землей, выхолащивание всех социальных законов, которые ещё как-то защищают рабочих. Ему нужны военные базы, и он не ослабляет давление на алжирскую армию, стремясь превратить её в полицейского для защиты своих интересов в Африке.
АПДС считает, что это и есть подлинное содержание «реформ», которое и парламент и ультралиберальная оппозиция готовы принять без обсуждения. Сторонники режима и ультралиберальной оппозиции не хотят обсуждать эти вопросы с народом в связи с президентскими выборами. Они отвлекают внимание граждан разговорами о 4-м сроке президентства Бутефлики и его способности продолжать руководить страной. Режим в течение многих лет делал все, чтобы заглушить голос революционных сил, защищавших интересы трудящихся и боровшихся за социалистическую альтернативу. Он делал все, чтобы вытеснить их с помощью своих законов, правил и антидемократических партий и ассоциаций, запрещая митинги и уличные демонстрации. Ультралиберальная оппозиция выступает против широкого распространения буржуазной государственной и даже частной прессы. Она в любое время готова очернять идеи прогресса и превозносить мнимые преимущества капитализма, который на практике разорил страну.
На самом деле, ультралиберальная оппозиция помимо самих претензий на участие во власти отличается в основном отношением к темпам исполнения предписаний империалистических сил. Большинство лидеров режима хотело бы двигаться постепенно, но более уверенно с тем, чтобы суметь своевременно раздробить сопротивление народа, используя кнут и пряник, уступая по мелочам и подавляя самые боевые элементы. Их соперники, включая проимпериалистическую прессу, напротив, стремятся ускорить процессы в расчете на поддержку империалистических держав и свою способность использовать её для обуздания реакции людей под прикрытием «верховенства закона» и псевдолегитимности, что даст им преимущество на так называемых «демократических выборах».
Нынешний режим поддерживается всеми обеспеченными городскими и крестьянскими социальными слоями, которые нашли выгоду для себя в либерализации импорта и развитии паразитических форм торговли и услуг, операциях с недвижимостью и спекуляции фруктами и овощами при безудержной эксплуатации рабочего класса. Единственной проблемой этих классов и слоев становится «стабильность» в связи с 4-м сроком президентства Бутефлики при его явной нетрудоспособности по возрасту (ему 77 лет) и состоянию здоровья. Ключевым для них является то, что их привилегии в согласии с империалистическими странами сохраняются даже вопреки самым элементарным формам демократии. Кандидатура Бутефлики - результат компромисса, достигнутого различными кланами режима с империалистическими державами, США и Францией и отвечающего их стратегическим интересам. Визит в Алжир Госсекретаря США Джона Керри всего за несколько дней до этих выборов вписывается в систему торгов для получения новых уступок. Из этого не может выйти ничего хорошего для трудящихся.
Режим сделал все, чтобы добиться успеха на выборах. Сегодня нет мощной революционной партии, способной возглавить борьбу за демократическую, патриотическую революционную альтернативу. Но острота политического кризиса снижает эффективность политических маневров властей. Не было ни одного кандидата, за которого рабочие могли бы проголосовать. Режим стремился обеспечить высокую явку избирателей, чтобы придать себе некое подобие законности, но боялся, что при этом результаты могли бы осложнить его манипуляции. Ультралиберальная оппозиция и мракобесы от религии призывали к бойкоту, усиливая тем самым свои аргументы в пользу внешнего вмешательства или военного переворота для так называемого «перехода к демократии», подлинное экономическое и социальное содержание которого они скрывают, чтобы не обозначать открыто свои истинные цели. ЕС отказался направлять своих наблюдателей на выборы, оставляя за собой право вмешаться в дела страны в зависимости от ситуации, которая сложится после 17 апреля.
Коммунисты считали, что в этой сложной ситуации наименьшее зло состояло в том, чтобы опустить незаполненный бюллетень, одновременно и отвергая манёвры режима, и заставляя его отказаться от политики выжидания и способствуя превращению в реальное действие даже ограниченного, спонтанного негодования масс, при этом отмежевавшись от возможного внешнего или внутреннего (армия) вмешательства, об авторах и целях которого ничего не известно. Такое решение вовсе не означало бы поддержку режима. АПДС предлагала усилить его, вкладывая в конверт вместе с незаполненным бюллетенем записку с выражением возмущения буржуазной властью. Коммунисты даже сформулировали подходящие лозунги, например, «Долой деспотический капиталистический режим Бутефлики вместе с его оппозицией, прикормленной империализмом! Нет обнищанию трудящихся и молодежи! Использовать деньги от продажи нефти для развития страны! Да здравствует народная революционная демократия! Да здравствует социализм!». Или «Я отвергаю всех кандидатов и хочу выбрать представителей рабочего класса, стремящихся порвать с капитализмом, создать антиимпериалистическую народную власть, которая будет бороться за социализм» и т.д. Это и было бы реальным голосом масс.
Сегодня надо использовать существующее политическое пространство и сознательно отвергнуть диктат, расчеты антинародных сил и подчинение империализму, исходит ли это от самого режима или от его оппозиции. Завтра будут акции, организованные на более высоком уровне, общие политические стачки, демонстрации и т.д. Борьба продолжается независимо от результатов избирательного фарса. Это борьба за радикальные политические, экономические и социальные изменения, за народную демократическую власть, которая примет меры против буржуазии и транснациональных корпораций. Она возьмет под контроль средства производства, положит конец социальному неравенству и эксплуатации, удовлетворит социальные потребности рабочих, мелких фермеров и всех тех слоев, которые живут своим трудом. Это и откроет путь к социалистической революции!