Писатель Гамид Херисчи: "Эпоха меча — время восстания, эпоха пера — сокрытие открывшихся тайн иносказательным языком поэзии" Фото из личного архива
Надежда Кеворкова
Кто такие федаины Ирана, за что они борются, почему они не поддержали оппозицию Мусави, почему в Иране так много поэтов и каково значение поэзии — об этом в интервью специальному корреспонденту "Газеты" Надежде Кеворковой рассказал писатель Гамид Херисчи.
В связи с выборами в Иране оказалось, что внешние наблюдатели с трудом разбираются во внутренних особенностях этой страны. Скажем, много говорилось о народном ополчении басидж, которое выступало на стороне президента Ахмадинежада. Кто такие эти ополченцы и насколько они укоренены в прошлом?Вы, наверно, видели известную картину Вермеера " Ночной дозор", где изображены протестантские ополченцы Голландии в борьбе против католической церкви. Так вот, иранское народное ополчение под названием "федаи" имеют по сравнению с ними более богатую и древнюю историю.
Федаи — шиитскоиранское обозначение этого явления, ассасин — европейское.
В европейской традиции считается, что ассасины исчезли в Средневековье. В Иране федаины существуют поныне.
Корни федаинов лежат в архетипах иранского подсознания — это образ воина-спасителя. Шиитско-исламское мировоззрение находит его корни в параллельном мире — " гейб " , где до времени пребывает их владыка, скрытый 12-й имам шиитов Махди.
Так что федаиассасин — это член иранской тайной народной армии Махди. Она тайно всегда была в любом иранском городе и в нужный момент поднимала восстания.
В шиитской терминологии это восстание — начало очередной эпохи — "фаджр", то есть "откровения " в военно-политическом и религиозном смысле. Оно должно ускорить появление и проявление Имама Махди.
Если восстание терпит поражение, то продолжается время сокрытия. В этом случае федаины должны снова скрыть то, что открыли во время восстания.
Какое историческое событие можно считать таким проявлением федаинов?В эпоху сефевидского шаха Исмаила Хатаи в XVI веке воины кызылбаши (от тюркского названия красных головных повязок федаинов) начали новую эпоху фаджр. Но после поражения в войне с Османской империей опять решили вернуться к эпохе сокрытия гейб.
Например, стихи поэта Физули, позднего современника шаха Исмаила, традиционно считаются любовной лирикой. Но внимательно вчитайтесь в них и поймете, что поэт говорит не о земной любви, а о потусторонней: о любви к Махди. Так поэт сокрывает то, что открыл внешнему миру шах Исмаил.
Воины и поэты были связаны друг с другом тайным знанием, а
для мира профанов облекали свое знание в стихи о вине и женщинах?Умение не только проявить, но и скрыть импульсы мира гейб — это еще одна заслуга ордена федаинов. Можно считать это особым иранским видом конспирации.
Говоря современным языком, федаины — это орден иранских революционеров, в котором коммунисты, шиитские эстремисты, последователи Мао, ленинцы, троцкисты разных мастей смыкаются только в одном — в единой школе иранских ассасинов-революционеров, которые продолжали традицию крепости Аламут и Хасана ибн Саббаха, " старца гор " , как уважительно величали его крестоносцы — рыцари единой Европы, той настоящей Европы...
Начальный этап борьбы ассасинов в XI веке хорошо изучен историками. Становление тайной империи исмаилитов, борьба крестоносцев с федаинами — все это скрупулезно исследовано. Пробел начинается после захвата монголами Аламута. Многие считают, что на этом заканчивается эпоха ассасинов.
Это не так.
Как федаины продолжили дело ассасинов?В случае поражения очередного восстания федаины уходили в подполье — "халватийя". И им приходилось закрывать, скрывать то, что они провозгласили. Поэт приходит именно для того, чтобы под новой темой сокрыть то, что недавно открылось в результате восстания.
Этот сложный процесс регулировался огромным шиитским подпольем в лице поэтов и клерикалов. И обозначался термином " меч и перо " . " Эпоха меча " — эпоха восстания. "Эпоха пера" — эпоха сокрытия путем иносказательного языка поэзии.
А как узнать федаина сегодня? Как отличить его от самозванца?Федаины знают свои родословные. Поведение федаина нельзя подделать или сымитировать. Федаины связаны друг с другом, узнают друг друга. Моя семья происходит из древнего рода тебризских ковроткачей — самая распространенная мирская профессия федаинов. Наши ковры марки " Херис " часто выставлялись на лондонском аукционе Sotheby’s.
Ковры — это ведь не только украшение. В них можно перевозить запретную литературу. Например, в годы шахской тирании левые федаины так транспортировали книги Ленина. В них можно перевозить и похищенного врага, и труп.
У федаинов есть излюбленный цвет?Черный — в миру, белый — в атаке. Этот белый стремится в конце стать красным. Так что знамя федаина в черно бело красных тонах.
Разве волнения мусавистов не похожи на федаинов? Они тоже действовали организованно, писали "Смерть диктатору", выражали готовность к смерти.Нет, это была псевдореволюция. Симуляция революции. Ее участники пытались использовать кое-что из арсенала федаинов, и только.
Смотрите, они и цвет выбрали — цвет ислама.
Этот исламский цвет давно похищен BP. Также он используется для обшивки биллиардных столов, сукна в казино и казенных скатертей канцелярий и архивов. Сегедня он не у мусульман.
Каким же цветом владеют мусульмане, если не зеленым?Черным, белым и красным. Нам надо еще вернуть наш зеленый цвет. В Иране BP ошибся именно в выборе цвета псевдореволюции Мусави. В Иране только красная революция цвета крови имеет шанс на успех. Начинается все с черного цвета "тайны", переходит в цвет откровения — белый. Заканчивается все на красном — в крови мученичества.
Популярны компьютерные игры про ассасинов — как это воспринимает персоязычный мир?Для меня появление игр под маркой ассасинов стало вестью о том, что наш воин грянул не только в виртуальном мире, но и в реальной истории. Желание сделать ассасина игрушкой, которая включается кнопкой, не удалась. Истории в русле "Шахнаме" Фирдоуси продолжается, и уничтожается любая его постмодернистская имитация. Ярким примером этого стала безрезультативность псевдозеленой цветной " революции " Мусави. Так что постмодернистские имитации не для Ирана.
В Исламской революции федаины принимали участие?Население Тегерана от мала до велика в ХХ веке устроило торжественный прием только двум представителям боевой элиты революции, и оба этих героя были федаинами.
Первым был великий федаин Саттархан, командир южно-азербайджанских тебризских федаинов в эпоху Машрута — они сражались за конституционную монархию и первый иранский парламент — меджлис.
15 апреля 1910 года на встречу с ним вышло все население Тегерана. Для въезда в столицу его ждала карета шаха, он появился в сопровождении почетного эскорта шахской охраны...
Вторым федаином был Имам Хомейни. 1 февраля 1979 года повторилось то же самое, но уже без шахской кареты.
Хомейни первым долгом посетил кладбище федаинов БехештиЗахра (в предместье Тегерана, где Имам похоронен. — " Газета " ) , и через неделю режим шаха пал.
Во время февральской революции, кстати, объединились как левые, так и исламские федаины. Союз леворадикальной "Федаянехалк" (народные федаины) с исламистcким "Федаяне-ислам" и решил в те дни судьбу Ирана.
Имам Хомейни был главой тайной организации " Федаянеислам", чье имя начало мелькать в иранской печати с 1946 года. Именно эта тайная организация ассасинов и сыграла свою решающую роль во всех иранских тайнах ХХ века.
Интересен еще один факт. В своих воспоминаниях духовный лидер Ирана Хаменеи пишет, что в 1952 году в Мешхеде он стал свидетелем ярких речей Навваба Сафави, лидера "Федаяне-ислам", и под его влиянием вступил в ряды федаинов.
Так что оба религиозных лидера Ирана, два его "вилаяте-факиха" (ученых правителя. — "Газета " ) , являются ассасинами. Духовным лидером Ирана не может быть простой клерикал, а именно воин-мулла.
Обратите внимание на фотографии Хаменеи: под накидкой муллы ясно виден палестинский платок — куфия. Это знак принадлежности к ордену федаинов. Такой платок есть у всех федаинов: куфия павших передается его боевым друзьям.
Этот орден и сегодня является главенствующим в Иране. Но ни Корпус стражей Исламской революции ( КСИР), где он присутствует, ни высшее духовенство страны не любят, когда говорят об этом.
В народе тема федаинов обсуждается?Конечно. Например, место, где был ранен Саттархан и пролилась его кровь, сейчас находится на территории российского посольства в Тегеране. А кровь федаина, как гласит молва, священна — она другого качества. Эта кровь — как бы кровь святого Грааля. И находится она на территории России в Тегеране!
У поклонников России это вызывает одно чувство, у противников — другое. Первые считали, что Советы (коммунисты) охраняют эту кровь и она в надежных руках. Другие относились к этому резко отрицательно, говорили, что именно вокруг этой крови командира иранских федаинов и собрались боссы Антанты в 1943 году. В Иране до сих пор это живая тема дискуссий...
Если влияние тайного ордена так скрыто, то что нам может дать знание о нем сейчас?Понимание многих явлений.
В 2006 году мистика федаинов приоткрылась даже для мира непосвященных. В западных СМИ появились имена иранских командиров КСИРа, которые руководили боевыми операциями "Хезболлы" на юге Ливана, — Вахид Дастегирди, Зулькадр, Рза Тахмасиби часто мелькали в печати.
Но я вспомнил имена героев " Федаяне ислам " в начале 50-х годов Ирана. Это были народные " неуловимые мстители " :
Вахид Дастегирди, Зулькадр, Тахмасиби...
Что же, они воскресли?В случае "шахадата" — смерти федаина — его имя сразу подхватывается его сподвижниками, и они под этим именем могут идти в очередной бой. Например, под именами Зулькадр, Тахмасиби, Вахид Дастагирди жили и погибли, может, сотни федаинов. И могилой своей они считали могилы вышеназванных ассасинов в Иране. Свое имя, своя могила, свое тело для них, очередных и не последних Зулькадров, не представляли никакой важности.
Так что под этими именами в Ливане выступали очередные федаины-смертники. Это своего рода реальный акт метемпсихоза, то есть переселения душ, по нашему — "танассух".
Самый значимый момент метемпсихоза происходит в бою, когда командир федаинов громко называет имя недавно или уже давным-давно погибшего ассасина и призывает, чтобы под этим именем кто-то пошел в смертельный бой.
И тогда из-за укрытий появляются очередные Зулькадры. Происходит переход теоретического метемпсихоза в реальный. Душа Зулькадра возвращается на поле боя.
К слову, в израильской армии служат друзы-отступники. Друзы тоже практикуют метемпсихоз. Так что на наших глазах разворачивается не просто схватка вооруженного до зубов противника и безоружного, а поистине мистическая борьба...
Если понимать эти факты, то становится ясно, почему израильская армия не побеждает при всем ее военном преимуществе.
Как связаны ассасины древности и нынешние их потомки?В начале ХХ века в Иране вышла книга Фидаи Хорасани. Там ясно указывается, что посталамутский период для исмаилитов-ассасинов стал началом эпохи тайной деятельности.
Последний явный руководитель общины — Рукнаддин Хуршах — после падения Аламута тайно прибывает в Тебриз. И знакомит своих последователей с новым главой общины, его зовут Мухаммед Шамс Тебризи. Но он уже "король руин", странствующий дервиш, и не каждому дано знать, что он и есть глава ордена.
Именно Шамс Тебризи потом станет духовным руководителем известного поэта-мистика Джалаледдина Руми, и через эту линию будет создана школа турецкого суфизма.
Тебриз стал тайным центром ассасинов-федаинов. Именно благодаря этому в XVI веке Тебриз и совершил шиитскую революцию в лице шаха Исмаила. Географические контуры и идеология современного Ирана определились уже тогда.
Если без мистики, в чем смысл борьбы федаинов?Революция ассасинов-федаинов — перманентная революция. Она продолжилась и в ХХ веке, когда федаины Тебриза под руководством Саттархана начали борьбу за конституцию. Потом пришло время социалистического движения Хиябани 1920 года, националистической борьбы Пишавари 1941—1946 годов. Во всех них прослеживается тайная деятельность федаинов-ассасинов.
С 1940-х годов наметился раскол в движении ассасинов. Тебризская школа становилась все более левой, коммунистической. Федаины же " кумской школы " во главе с легендарным Наввабом Сафави, учеником имама Хомейни с 1943 года, придерживались религиозной ориентации.
Первые объединились в организациях "Федаяне-халк", "Моджахеддине-халк", школа же Сафави именовалась " Федаяне ислам " . Но они сотрудничали, а не враждовали между собой.
В результате все это закончилось революцией 1979 года, где исламские и левые федаины были союзниками. С ними была заодно и наша партия " Туде " . Однако в результате интриг и провокаций Москвы, Лондона и Вашингтона начиная с 1981 года между исламскими и левыми федаинами началась кровавая война, в которой, в отличие от " Моджахеддинехалк " , наша партия " Федаянехалк" и партия "Туде" не принимали военного участия. Но все-таки Туде" была запрещена исламским руководством.
Значит, федаинов можно расколоть и использовать?
Думаю, что это было большой трагедией нашей революции. Но об этом надо говорить отдельно.
Какие приемы федаинов известны?Во времена деспотов шахов наши федаины создавали глубоко эшелонизированное подполье. Они использовали порой политтехнологии типа современных флешмобов.
Например, по улицам Тебриза начинали ходить ряженые и предлагали абсурдные игры типа "замри!". Но все знали, что под прикрытием этого действа в городе идет подготовка очередного восстания. Такая игра иногда имела 40 серий. Но чаще довольствовались девятью сериями.
Приказ " замри! " выполнялся всеми горожанами. Вдруг весь город застывал в едином абсурде.
Приказ "замри!" — это сложный комплекс психозомбирования горожан. Потом толпа замирала при виде федаинов даже без очередного приказа.
Вот вам и волшебная палочка ассасинов.
Или в начале восстания был маскарад горожан Тебриза. Потешный шах федаинов, его палачи и вельможи ходили по дворам под разными нелепыми предлогами, устраивали потешные пытки и казни. Смех овладевал всем городом. Официальная власть города приходила в замешательство от массового абсурда. Ломалась логика общества. А потом начиналась реальная революция. Где потешные палачи вдруг превращались в федаинов.
Знак федаинского восстания — след кровавой ладони на стенах. Рядом с которым была надпись типа "Смерть шаху!". Такова технология федаинского восстания.
Мусависты пытались имитировать эти техники. "Смерть диктатору!", зеленые ладони рисовали на стенах, так?Да, они пытались имитировать. Но они — не федаины, поэтому их никто не боялся.
Но все же федаинов возможно использовать?Школа федаинов Ирана всегда была в центре внимания многих спецслужб мира. С эпохи крестовых походов рыцари-тамплиеры, розенкрейцеры, госпитальеры быстро узнали в федаинах-ассасинах родственную душу. Использовали их хитрости, разведку и тактику в своих целях.
Некоторые роды федаинов оказались в Европе. Например, в жилах духовного отца Адольфа Гитлера основателя теории "геополитики" Карла Хаусхофера (через династию Гогенштауфенов) текла ассасинская кровь. Вот откуда у него тяга к кшатриям. Много пишут о его интересе к японским самураям, но почему-то забывают о его интересе к ассасинам. Это была тайна Хаусхофера.
Во времена строительства Багдадской и Мекканской железной дороги кайзер Германии Вильгельм посетил ближневосточные регионы Османской империи. В Дамаске он выступил с речью в 1898 году, где ясно выразил поддержку мусульманским силам Востока. Это было началом нового этапа сотрудничества немецкого рыцарства с кшатриями-федаинами.
В 1907 году в Тебризе начались восстания, где Саттархану помогали не только (как обычно считают) русские социал-демократы, но и немецкие. В адрес тебризских федаинов поступали приветствия Ленина, Каутского и Плеханова. Издание и распространение газеты "Искра" в России шло из Германии через Тебриз в Баку.
В рядах тебризских федаинов было много военных германских инструкторов и инсайдеров. Именно из Ирана немецкий кайзер нанес свой первый удар по России и Британии. Тебриз превратился в немецкий клин между британскими и российскими силами, контролирующими весь Иран и нефть Ближнего Востока и Кавказа. Кстати, именно в Тебризе через немецких социал-демократов российские революционеры получали оружие и инструктаж от германских сил, действующих под маской социнтернационала. Так что Ленин в 1917-м только повторил этот опыт, но уже более масштабно.
Связи Германии с федаинами многочисленны, и сведения о них разбросаны. Но есть любопытные детали. Скажем, здание городской мэрии Тебриза, построенное немецкими архитекторами в 1938 году, если посмотреть сверху, имеет вид нацистского орла.
В дни шиитского траура по имаму Хусейну в тебризском консульстве Германии раздавали кинжалы (во время этого ритуала участники бьют себя кинжалами). В Тебризе эти кинжалы были немецкими, и немцы именно так подавали знак, что они вооружат и организуют федаинов. То же самое было в Тегеране.
Немцы готовили в Иране восстание, участники которого делились на две части: армейские и националистические силы — с одной стороны, религиозные во главе с аятоллой Кашани — с другой.
Именно из-за этого восстания в Иран вторглись в августе 1941-го страны Антанты и оккупировали страну. Но гитлеровское подполье в Иране потеряло только военно-националистическое крыло. А вот религиозные силы в Иране сумели себя сохранить.
Прогерманское восстание в Иране не рассматривалось как локальное. Оно было важным звеном в огромном секретном плане "Абвера" по овладению Ближним Востоком, который, как говорили в Иране, назывался "Фатх". Восстание против Антанты должно было подняться одновременно в Каире, Дамаске, Йемене, Багдаде, Тегеране и в Тебризе.
Скрывшаяся от ареста религиозная часть заговорщиков и ударные силы ассасинов даже после войны продолжали свое дело. Так же, как и другие участники плана "Фатх" — египетские, иракские и сирийские "свободные офицеры", в Египте Гамаль абдель Насер, Анвар Садат в послевоенное время возглавили национально освободительное движение стран Востока.
Когда Москва заинтересовалась этими движениями, то для работы со старыми абверовцами пристегнула восточно-немецкую "Штази". Именно с этого момента слово "федаин" прочно попадает в политический лексикон мировой политики.
"Штази" становится главным организующим звеном в данной цепи, минуя КГБ и ГРУ, находится в непосредственном подчинении международного отдела ЦК КПСС.
Именно "Штази" и создает лагеря федаинов в Алжире, Палестине и Йемене, которые превращаются в главное оружие Москвы в странах Востока, в том числе в Иране. Тебризские федаины начинают пачками пополнять эти лагеря.
Илич Рамирес Санчес пишет в своих воспоминаниях, что в ряды "федаинов коммунизма и ислама" он вступил при помощи иранского ассасина Абу Акрама.
Журналисты любят эту тему: о тайных связях исламских деятелей с национал-социалистами. Это фантазии?Это попытка подменить действительное желаемым. Не надо видеть в ассасинах скрытый фашизм, как это делают израильские пропагандисты. Связь восточных федаинов с гитлеровцами носила эпизодический характер. Его основа была подготовлена еще во времена крестовых походов, продолжена кайзеровской Германией. ФРГ помогала Израилю, ГДР же — арабским борцам сопротивления.
В Иране этот старый план прогерманского восстания против Антанты был использован клерикалами и националистами как в 1951— 1953 годах, при Моссадыке, так и в годы Исламской революции.
Да, план был тот же. И участники его были все те же — старые кадры духовенства и ассасинов. И связники были из старых кадров "Абвера". Но работали они уже на "Штази".
Кто же такой федаин сейчас — компьютерная игрушка, пугалка для Запада?Образ федаина-ассасина стал в эпоху постмодерна для Запада чем-то вроде симулякра — превратился в героя компьютерных игр. Но в иранском мире виртуальных легенд и его реальной Революции он всегда был и есть простой парень, живший и погибший совсем рядом, по соседству — наш Витька с Моховой.
Федаины укоренены в исламской традиции?Прообразом боевой организации федаинов является Джейшуллах — боевая сотня, о которой есть упоминание в Коране.
Аллах имеет 99 имен — качеств прилагательных, а 100-е имя существительное — сокрытое. Каждый воин-ассасин входит в состав армии Джейшуллах под одним из имен Аллаха. Он должен свято воплощать это качество во время битвы. Командир же федаинов, как и 100-е имя Аллаха, сокрыт среди этих воинов.
Есть сведения, что создание таких сотен — и есть идеал всех исламских федаинов, вплоть до Корпуса стражей Исламской революции.
СПРАВКА ГАЗЕТЫ
Гамид Херисчи — поэт, прозаик, публицист. Родился в Баку в 1961 году в семье потомственного иранского революционера и федаина, члена ЦК иранской коммунистической партии " Туде " .
Гамид Херисчи — автор четырех книг, многих статей, более 200 тематических телепередач на азербайджанском ТВ. Его работы популярны в Иране и Азербайджане.
Статья опубликована в издании "Газета", от 23 сентября 2009
http://www.gzt.ru/topnews/culture/261783.html