Колумбия: Жизнь в лагере FARCИз статьи Гарри Лича, редактора прогрессивного издания «Colombia Journal”, еще до недавней гибели команданте Рейеса посетившего один из лагерей колумбийских повстанцев
Мы встретились с двумя партизанками из Революционных Вооруженных сил Колумбии (FARC) в оговоренном заранее месте глубоко в колумбийских джунглях. В простой деревянной лачуге на две комнатушки, домике местной крестьянской семьи, мы общались и пили кофе, ожидая, пока одна из партизанок, стоя на берегу реки, свяжется с товарищами по рации. Наконец, получив заверения, что «все чисто», то есть, на реке нет армейских патрулей, мы вчетвером сели в каноэ, чтобы отправиться в следующий этап нашей поездки. Тэрри Джиббс и я уже добирались более двух дней только до этого места, а нас, прежде чем мы достигнем точки назначения – лагеря FARC, ожидали еще недолгое речное плавание и поход в джунгли.
Спустя час мы причалили к берегу и выбрались из лодки, которую партизанки-проводницы хорошо замаскировали, а затем по узкой тропинке углубились в джунгли. Солнце уже село, когда еще через час наша цепочка, ступая след в след по липкой грязи, перебираясь через упавшие деревья и освещая путь узкими лучами фонариков, добралась до окрестностей лагеря повстанцев. Еще находясь под впечатлением от того, что чудом не провалился в болото, я услышал, как партизанка впереди что-то пробормотала внезапно появившейся в темноте едва-едва различимой фигуре. Это оказался партизан в форме и с АК-47, который также неразбочиво ответил на пароль, после чего повел нас с Тэрри в направлении чуть пробивавшегося впереди между деревьями света. Подойдя ближе, уже в периметре лагеря, я разглядел человека в форме и с седой бородой, работавшего за ноутбуком. Это был команданте Рауль Рейес, по мнению многих аналитиков, второй по значению член FARC.
Рейес поздоровался с нами, и, после короткого разговора, пригласил присоединиться к нему и нескольким партизанам, собиравшимся ужинать. Затем Тэрри и мне показали наш бивак, состоявший из кровати с досками вместо матраса, противомоскитной сетки и камуфлированного навеса, висевшего над вышеупомянутым для защиты от частых тропических ливней. Аналогично обустроены в лагере и другие партизаны. Следующие три дня мы с Тэрри жили также, как и другие повстанцы. Купались в ручье неподалеку, ходили в туалет в тропическом лесу, состоявший из ямы, выкопанной в земле, и вполне нормально питались местной колумбийской пищей.
Тэрри и я оказались в партизанском лагере по различным причинам. Она собиралась пообщаться с партизанками, чтобы получить материалы для своей научной работы о женщинах, участвующих в социальной борьбе в Колумбии. А я хотел взять интервью у Рейеса. Нам предоставили свободу действий внутри лагеря и разрешили общаться со всеми партизанами, треть из которых составляли женщины. Еще нам позволили делать фото, но при условии, что мы не станем публиковать лиц ни одного из повстанцев, кроме Рейеса. Много часов мы провели, неформально общаясь как с самим Рейесом, так и с другими партизанами.
Условия партизанской жизни, мягко говоря, строгие. У партизана есть вышеупомянутый бивак, два комплекта формы, пара ботинок, АК-47, несколько запасных магазинов и мачете, ему полагается три порции пищи в день.Тем не менее, инфраструктура лагеря была внушительной как для глубоких джунглей. Биваки связаны между собой сетью деревянных мостков, уложенных на несколько дюймов выше влажной и грязной земли. Лишь немногие деревья были срублены, чтобы расчистить место для биваков и мостков, остальные же вполне обеспечивали навес тропического леса, безо всякого сомнения, чтобы помешать обнаружить лагерь с воздуха.
В центре лагеря стояло большое деревянное сооружение, похожее на палатку, с крышей из листов черного пластика. Внутри его стояла дюжина рядов скамеек из досок, а на одной из стен висели экран и школьная доска. Партизаны каждый вечер смотрят по телевизору новости буржуазных колумбийских каналов, чтобы быть в курсе текущих событий. Кстати, телесети страны очень отрицательно изображают FARC.
Деревянные мостки расходились из центра лагеря в нескольких направлениях, превращаясь в деревянные же лестницы, когда тропинка шла вверх или вниз холма. Одно направление вело прямо в тропический лес, к мужской уборной, другое вело к женской. Третье же шло к лагерной кухне, большому, открытому сооружению, с двумя очагами и множеством больших горшков и кастрюль. Повара трижды в день готовили привычную колумбийскую еду – говядину, курицу, рис, картофель, юкку, овощи и много супа. Однажды днем, пока Тэрри общалась с партизанками, я пошел на кухню и пообщался с двумя повстанцами, мужчиной и женщиной, которые были дежурными по кухне. – Смотрю, вы тут хорошо едите, – заметил я с небольшой вопросительной интонацией. – Просто вы удачно у нас появились, – объяснила партизанка. – Сейчас у нас много продовольствия, однако, иногда у нас его мало. Запасы и их поставка в лагерь зависят от погоды и боевой обстановки.
Я спросил, именно ли они вдвоем каждый день готовят. – Нет, – ответил повстанец. – У нас все по очереди готовят. – Все? И мужчины, и женщины? – Ну, конечно. Все в лагере делают всё, без различия, мужчина ты или женщина. Все готовят, все стирают собственную одежду, все стоят на посту, все выходят в патрули, – заявила мне партизанка.
Здесь мне бы хотелось заметить, что меня поразило в лагере действительное равенство между мужчинами и женщинами. Причем если мужчины вели себя мягко по отношению к своим товарищам женского пола, воспринимали их как равных, то женщины отнюдь не уподоблялись мужчинам, хотя и вели в лагере, так сказать, «традиционный мужской образ жизни». Напротив, сохраняли свою женственность. Во время часов отдыха мы много раз видели, как партизанки вместе накладывали косметику или стригли друг другу волосы.
Каждый вечер партизаны группами шли купаться. Деревянные мостки вели сквозь джунгли к маленькому ручью у подножия холма. Повстанцы запрудили его плотиной, создав бассейн. Партизаны и партизанки раздевались до нижнего белья и вместе плескались. Неподалеку оборудовано и место для стирки. Так как у партизан два комплекта формы, то они меняют его через сутки, как раз выстиранный успевает высохнуть. Я тоже попытался выстирать свои грязные брюки. Партизанки весело улыбались моей «неумехости», а партизаны сжалились и показали мне технику стирки, которая оказалась удивительно эффективна.
Побудка в лагере происходила в 4-50 утра. Часть повстанцев выходила в патруль, другие назначались на различные посты. Многие из тех, кто оставался в лагере, занимались в образовательных программах – учились читать, писать и считать. Ведь все партизаны – крестьяне, многие из них были неграмотны. Поэтому лучше образованных повстанцев стараются прикреплять к менее грамотным, чтобы первые помогали с овладением начальным образованием и обучали фундаментальным основам марксизма-ленинизма. Такие пары несколько часов в день тратят на уроки. Отдельные дни посвящены военному обучению. После обеда повстанцы смотрят новости, участвуют в дискуссионных группах по политическим и культурным проблемам, смотрят кино. Отбой в 21-00.
Нам рассказывали, что партизанский отряд часто перемещает лагерь из соображений безопасности. Во время такой операции бойцы упаковывают все, кроме деревянной инфраструктуры, перетаскивают тюки в другую часть джунглей, где вытаскивают свои привычные деревенские мачете и начинают возводить новый лагерь. Однако крестьянские навыки явно не помогают, когда нужна, скажем, медицинская помощь.
Я спросил у одной партизанки, что происходит, если кто-то из бойцов заболел или был ранен. – У нас есть несколько партизан, умеющих оказывать медпомощь. И эти партизаны передают свои знания другим, так что в каждом отряде всегда есть санитары, – объяснила та. – А что, если болезнь или рана настолько серьезны, что требуют экстенсивной медицинской помощи, например, хирургической? – не отставал я с расспросами. – В этом случае такого человека транспортируют в один из госпиталей FARC, которые укомплектованы врачами. Госпитали эти тоже расположены в лагерях среди джунглей.
Несколько партизан назвали свое «культурное время» по воскресеньям важной частью партизанской жизни. В этот день они играют на музыкальных инструментах либо просто слушают музыку, декламируют стихи и играют в самодеятельном театре – причем большинство из этого искусства пронизано и вдохновлено их революционными идеалами. В наш последний день пребывания в лагере я угодил на такое шоу партизанской культуры. В крупном строении всему отряду звезды отрядной же самодеятельности показывали перформанс, состоявший из песен и скетчей, полных юмора и политического и социального смысла. Буквально взрывом хохота и эмоций была встречена одна из сценок, сыгранная несколькими повстанцами – настоящая пародия на сексистские конкурсы красоты, крайне популярные в Колумбии. Среди кандидаток на картонную корону «Сеньориты Колумбии» было четверо усатых партизан-мужиков, смешно разодетых в топики, миниюбки и щедро размалеванных косметикой. Вечер закончился зажигательными танцами.
В лагере было несколько пожилых партизан, которые многие десятилетия воюют в рядах FARC. Среди них – сам Рейес, уже 26 лет сражающийся с оружием в руках, и самая старая женщина в FARC, ушедшая в партизанский отряд 32 года назад. Большинству же партизан было по 20-30 лет. Некоторые создавали здесь семьи, их биваки были оборудованы двуспальными кроватями. Любые два партизана, которые хотят вступить в отношения друг с другом, должны получить разрешение командира. Это что-то вроде того, как в армии США солдат, находящийся за границей, на женитьбу должен получить разрешение от своего офицера.
Помимо неформальных бесед с команданте Рейесом, касавшихся самых разнообразных тем колумбийской и мировой жизни, я провел с ним одно формальное двухчасовое интервью. Единственно, что отличало бивак команданте, расположенный на одном из краев лагеря, от биваков других партизан, это наличие стола с деревянными лавками по сторонам и ноутбука.
В последнюю свою ночь в лагере я думал о том, что многие аналитики и СМИ обвиняют FARC в том, что они – криминальная организация. Эти критики часто утверждают, будто FARC лишь много лет назад были идейными, а нынче интересуются лишь прыбылью от своей преступной деятельности, прежде всего, торговли кокой. Колумбийский президент Альваро Урибе неоднократно заявлял, что в его стране нет гражданской войны, а правительство лишь борется с бандитами, погрязшими в терроризме. Совершенно очевидно, что это попытки опорочить политическое лицо FARC.
Якобы причастность FARC к торговле кокой и «нарушениям прав человека против мирных жителей», в том числе, к похищениям – вот что на все лады обожают повторять критики, выставляя повстанцев «бандитами». Однако, как я убедился, наблюдая за трудной жизнью повстанцев в их собственном лагере, согласиться с таким «анализом» невозможно. Начнем с того, что, в отличие от колумбийских солдат и боевиков правых парамилитарных отрядов, повстанцам не платят, они не получают вообще никаких материальных выгод, ну, разве что, еду трижды в день. И если партизанские командиры, такие как Рейес, лишь не более, чем боссы наркомафии, то, значит, они – жалкие неудачники. Ведь все колумбийские бандюки живут в роскоши. Тот же босс бывшего Медельинского кокаинового картеля, Пабло Эскобар, жил на широкую ногу в великолепных особняках, как и многие другие колумбийские наркоторговцы за последние тридцать лет. Лидеры парамилитаров также отлично живут-поживают на своих обширных скотоводческих ранчо в северной Колумбии, наслаждаясь награбленным богатством. А вот командиры FARC живут как команданте Рейес.
И, несмотря на все рассказы СМИ о «финансовом богатстве партизан», я не увидел в этой жизни никакой личной выгоды. Они живут трудной жизнью, спят на деревянных досках вместо матраса, моются в ручьях, борются с тропическими болячками и постоянно перемещаются из лагеря в лагерь, скрываясь от американских шпионов и колумбийской армии. Рейес 26 лет прожил так в джунглях, и единственный доступный ему «комфорт» – общелагерный телевизор и ноутбук. Едва ли это стиль жизни бандита, гоняющегося за богатством.
Проведя три ночи в лагере и законочив свою работу, Тэрри и я проснулись в наше последнее с партизанами утро, упаковали наши вещи и попрощались с повстанцами. Вместе с проводниками мы вернулись уже знакомой дорогой через тропический лес и реку. Пока мы плыли, я думал о будущем Колумбии. Все годы «Плана Колумбия», все усилия армии и спецслужб президента Урибе, все эти 5 миллиардов долларов американской военной помощи – и что-то никак не заметно, что FARC значительно ослабли в военном отношении. Следовательно, FARC слишком сильны, чтобы его победили в бою. Но пока еще недостаточно сильны, чтобы придти к власти силой. На мой взгляд, единственно возможный путь к достижению мира в стране – это мирное соглашение.
Однако, насколько я понял, FARC не собираются просто договариваться о своей демобилизации ни в обмен на сокращение тюремных сроков, как это сделали правые парамилитары, ни в обмен на полную амнистию, чтобы мирно сосуществовать с уцелевшими неолиберальными структурами, подобно колумбийскому же M-19, сальвадорскому FMLN или гватемальскому URNG. Предпосылкой мира FARC видят изменение политической, общественной и экономической системы в стране, которая должна гарантировать намного более справедливое распределение богатств и земли. Но на это не пойдут ни политические и экономиеские элиты Колумбии, ни правительство США. А это значит – по крайне мере, в ближайшем будущем гражданская война в Колумбии продолжит бушевать.
http://proletar.org.ua/artlist/1072