Общий форум > Расы, народы, языки

Отчество

(1/1)

MALIK54:
ЕЩЁ РАЗ ПРО ОТЧЕСТВА


     Хочу обратить внимание читателей газеты на русскую традицию называть человека по имени, отчеству и фамилии в отличие от западной практики величать всех от мала до велика по имени с фамилией. Дело в том, что с древних времен имя человека, даваемое ему при рождении, должно было воздействовать на его судьбу, программируя тем самым его будущее, т.е. направление, в котором он будет собирать свою третью сокровищницу — персональный опыт, а затем — творить, а фамилия означала его связь с предками, с его родом, являясь отражением его прошлого или, говоря современным языком, генетического кода — биологической памяти.

     А вот отчество на Руси говорило окружающим о том, кто воспитывал этого ребенка, отражая его настоящее и социальную составляющую его личности.

     В результате у нас человека, способного самостоятельно управлять своими действиями и поступками, то есть человека волевого, всегда называют по имени и отчеству, иногда даже опуская имя. Даже в наших анекдотах главный герой — Василий Иванович, а его ординарец — всего лишь Петька. Как вы воду назовёте — так она и потечёт.

     Долгое время по отчеству обращались только к самым уважаемым в обществе людям и только при обращении "снизу вверх": к князьям, боярам, богатым купцам, сельским старостам и т.д.

     Поэтому смена имени действительно способна влиять на будущее человека, а вот смена фамилии может лишь на некоторое время замаскировать прошлое её носителя. Что касается "замалчивания" отчеств, которое постоянно присутствует в нашем информационном пространстве, то оно, на мой взгляд, является одним из элементов уже давно идущего процесса "обезволивания" русского человека, лишения его возможности управлять своим настоящим.

     В чем и подписываюсь,

Алексей Сергеевич Дорофеев
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/871/53.html

MALIK54:
Что в русском имени тебе моём… Отчество-Отечество
 
Я помню все имена, я помню все отчества.
И я не сменила бы никогда своё Отечество.
Песня «Города», Елена Ваенга

Вопрос подражания Западу и утрате своих, складывавшихся столетиями, отличительных особенностей русского народа перерастает в проблему, которая становится все заметней и острее. Один из ее аспектов, исчезающее из повседневного общения в именной системе употребление «отчества».

Первое упоминание об отчестве (патроним) на Руси датировано 945 годом, а с XIII в. отчества стали частью имён всех сословий русского народа. Большинство нынешних русских фамилий образованы от отчеств наших предков. То есть мы не просто Пети, Маши, Гали, Вани, невесть откуда взявшиеся, а генетическое звено в цепочке поколений наших пращуров. Заметим, что это не только русские фамилии, но и фамилии других народов, на развитие которых в той или иной степени повлияли русская культура и наши обычаи.

История развития отчества позволяет нам понять, что это не анахронизм и не дань традициям, - что само себе крайне важно для русской культурной самоидентификации. Значение и влияние употребления его в повседневном общении, гораздо глубже и важнее чем может показаться некоторым. Это и уважение к собеседнику: «Как Вас звать-ВЕЛИЧАТЬ?», и сакральная память о предшествующих поколениях предков, и история становления Отечества

Режет слух обращение молодежи к людям старшего поколения по имени. Тем самым стирается грань между людьми находящимися в самом начале жизненного пути и теми, кто находится далеко от них на этой дороге - с уже накопленным багажом личного опыта, знаний и общественных достижений.

Обратившись к произведениям классиков русской литературы, которые писали о своих современниках, мы видим, что обращение по имени и отчеству считалось нормой даже среди супругов. Тем самым закладывается необходимая иерархия в системе межличностных, семейных и общественных взаимоотношений.

Такая форма общения заставляет относиться другу к другу с уважением, тем самым практически сводя к нулю крайности бытовых конфликтов, таких, какие мы наблюдаем сегодня. Согласитесь, сложно представить себе Пушкина и Дантеса, осыпающих друг друга площадной бранью, которую сейчас можно слышать практически повсюду и которая никого не удивляет и не шокирует.

Те, кто успел застать времена Советского Союза помнят, что и в то время обращение по имени-отчеству были в ходу. Зачастую можно было слышать как друзья, коллеги по работе в разговорах между собой используют только отчество, без имени, что являлось признанием за человеком каких-либо заслуг, знаком уважения к возрасту или к профессиональному мастерству. Обращение «Миша» оставляет возможность для некого снисходительного, иногда пренебрежительного отношения к его владельцу, тогда когда как «Михалыч» практически исключает это.

Называть человека по имени-отчеству - это, прежде всего, именовать по батюшке, отдавая честь своему отцу – шире, дедам и прадедам. Исходя из этого, можно сделать вывод, что отказываясь от его использования, мы предаем, стыдимся или стесняемся своего родителя.

Как заметил автор на одном из интернет-блогов: «Утрачивая отчество, человек оказывается в философской ситуации «сын за отца не отвечает». Именно в философской - ты есть только ты сам, и никакие «подпорки» в виде «предков» тебе не нужны».

Как вы понимаете, в такой системе этических координат мы можем очень далеко зайти. Подобного рода эгоизм, отвергающий традицию, ведёт к разрушению векового уклада российской жизни, а затем и утрате исторически сложившихся норм морали и нравственности. Поэтому на российском ТВ можно увидеть, как ведущие фамильярно называют увешанных орденами, седовласых бабушек и дедушек по именам, а с экранов в многомиллионную аудиторию льются пошлость, грязь и насилие.

Внутренняя политика некоторых компаний и предприятий пропагандирует обращение своих работников друг к другу по имени, а в некоторых случаях это носит приказной характер. Объяснение дающиеся этой практике совсем не убедительны: дескать, тем самым упрощаются отношения между коллегами и создается иллюзия «командности», доступности руководящего состава и неотрывности его от остального коллектива. Мол, начальник это такой же «Петр» или «Олег», как и рядовые сотрудники, что работают с ним в отделе.

На самом же деле, это не что иное, как бездумное обезьянничание наших контор - фирм и фирмочек. В 90-х гг. в Россию пришли западные компании, которые набирали российских служащих. Бывшие «совки», не имея опыта работы в бизнесе, вынуждены были ходить на семинары, проводимые иностранными менеджерами, для которых обращение по имени и отчеству было по определению чуждо.

Между тем суть этих корпоративных технологий, закамуфлированных демократичностью общения, предельно проста: выжать из наёмного работника максимум. Всех этих «Петь» и «Олегов», к примеру, сажают рядами в одном помещении, чтобы они следили и доносили друг на друга своим настоящим хозяевам, … «командно» обогащая их.

Западные страны отказались от отчества уже давно, одни чуть раньше, другие несколько позднее. Само историческое развитие этих стран и народов, ныне их населяющих, проходило совершенно иначе, опираясь на другие языковые основы и культурные традиции.

В Америке - куда так любят смотреть и на кого стараются равняться наши соотечественники - там, когда обращаются к вам на «Ты» или на «Вы», мы можем понять лишь из контекста, так как таких местоимений в английском языке просто нет. Это лишь подчеркивает концептуальные отличия наших культур.

Можете ли вы представить себе иностранных граждан, работающих на нашем производстве и называющих друг друга «Элтон Джонович» или «Дженнифер Лопесновна»!? Диковато звучит, не правда ли? Но это ихняя - англоамериканская культура и история, в которой они вполне комфортно и органично существуют.

Но почему же мы, русские, должны отказываться от своего вербального и национально-культурного кода, неотъемлемой частью которого является исторически сложившаяся система русских имён и отчеств? Ведь так формировался государствообразующий русский этнос, так формировались межличностные и социальные связи внутри российского общества.

Как говорят, дьявол прячется в мелочах. Надо же понимать, что выколупывая из фундамента русской исторической традиции по кирпичику, мы со временем рискуем обрушить само здание Российской Государственности и исчезнуть как народ, будучи подвергнутыми чужеземным влияниям и культурным деформациям.

Определяющим моментом здесь должно являться осознание того, что я русский (ая) или россиянин (ка), где для внешнего мира опознавательным знаком «русскости» являются наши фамилия, имя-отчество. К слову сказать, в бывших «братских» республиках стали дистанцироваться от метрополии и постепенно отказываться от отчества, возвращаясь к –заде, -оглы, - улу, - улы.

В полемической статье «Верните отчество!», опубликованной на сайте «Созвездие Близнецов», А.М. Возлядовская пишет:

«Отчество» - однокоренное слово с другим словом – «Отечество». Оно указывает нашу принадлежность не только к роду своего отца, но и на принадлежность именно к русскому Отечеству, к русской культуре и русской традиции. Я ничего не имею против американцев, но каждый должен оставаться сам собой: и русский, и американец. Не должно пытаться превратиться в представителя другой нации».

Напоследок хочется напомнить, что по отчеству раньше обращались к людям знатного происхождения, к тем, кому царским указом была дарована такая привилегия - как например, купцам Строгановым за присоединение Урала и Сибири. Так давайте же соответствовать этой привилегии - иметь своё Отчество-Отечество, которой мы, современные русские, даром обладаем с самого рождения!
Владимир Хлебников (Москва)
http://www.russianskz.info/culture/191-chto-v-russkom-imeni-tebe-moem-otchestvo-otechestvo.html

MALIK54:
КОМУ МЕШАЕТ ОТЧЕСТВО?

В межличностных отношениях очень многих русских людей заметно исчезает обращение по имени-отчеству, и началось это не вчера. Долг вежливости в диалогах граждан разных народов и национальностей предполагает обращение к человеку по обычаям его народа - и тогда устанавливается необходимый психологический контакт, создаётся обстановка взаимной доброжелательности и уважения, исключаются явные и скрытые обиды на этой почве. И народы, как правило, бережно хранят основные свои обычаи, сближающие сородичей.

Лично мне трудно определить какую-либо точку отсчёта, которая могла бы навести на понимание причин пренебрежения к этой исторически сложившейся традиции в культуре нынешних взаимоотношений русских людей. Помню, как ещё в шестидесятые-семидесятые годы неприятно поразил диалог между известным в те годы политическим обозревателем Леонидом Зориным и каким-то его заокеанским коллегой на входивших тогда в моду «телемостах». Когда американцы, англичане, немцы, будучи едва знакомы между собой, величают друг друга Биллами, Джонами, Гансами, - это их дело, и оно меня не трогает совершенно. Но когда убелённого сединой, высокоинтеллектуального доктора наук публично называли просто Леонидом, против этого восставала вся моя славянская натура, тем более что тогда подобное было в новинку. Конечно, американским законодателям государственных и общественных мод глубоко наплевать на то, как подобные несообразности воспринимаются в русском сознании, но почему мы-то должны следовать их образу и манерам бытового обихода? Где же элементарное национальное самоуважение?

Возможно, причина тут предельно проста и сводится к обычному для российской интеллигенции обезьянническому подражанию западным нормам взаимоотношений - ну обязательно же надо делать всё, «как в цивилизованных странах». Уж какое благое стремление - о чём бы и спорить? Но вспомним и из истории, и из литературы, как дорожил отчеством русский человек, видя в его употреблении применительно к себе персонально нечто такое, что для него стояло и стоило гораздо выше некоторых - и весьма значительных! - материальных выгод. Это очень выразительно и ярко показано в книге А.Н. Толстого и фильме о Петре Великом - в эпизоде, когда царь спрашивает отчество новоявленного купца Бровкина, едва не задохнувшегося при этом от волнения: «Дак ты меня по отчеству писать будешь?! Да мы тогда...» - и дальше зрителю ясно, что только за этот, казалось бы, малозаметный знак признания человек пойдёт в огонь и воду.

А сколько лет было молодой и ещё незамужней женщине в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, которую все без исключения называли только Настасьей Филипповной? А как уважительно звучало обращение по имени-отчеству даже в самой отдалённой сельской глубинке, например, при первом знакомстве молодого человека с девушкой, а также сватовстве, когда он стремился ненавязчиво проявить своё уважение к её родителям, да и ко всему её роду, а также во многих других житейских ситуациях. Причём это практиковалось и в дворянско-помещичьем, и в крестьянском обиходе. Более того - по имени-отчеству молодых людей называли даже заочно, подчёркивая этим уважительные оттенки своего отношения. А вспомним солдатские письма с фронтов разных войн, которые приходилось вести русскому человеку, - при всём их простосердечии и, нередко, простодушии как степенно, почтительно и красиво звучали в них отчества родных и знакомых!

Помню, как в Бакинском институте усовершенствования врачей нам читала лекцию профессор - женщина весьма почтенных лет, и местные молодые врачи при обращении называли её Фатима-ханум, что нам, русским, казалось весьма необычным. Но в своей национальной среде люди разговаривали по обычаям своего народа, не подстраиваясь под общесоюзные правила, и это можно только приветствовать, иначе самобытную национальную культуру начнут неудержимо размывать всевозможные заимствования и подражания. И аналогичных примеров можно привести бесчисленное множество. А что мешает русским людям вести себя подобным образом?

Сложилось так, что в официальной обстановке подчинённые величают даже очень молодых начальников по отчеству, а сами такой чести с их стороны зачастую не удостаиваются. Но это не обычай, а издержки воспитания, и самовлюблённых начальственных субъектов надо вовремя ставить на место. Почему же в домашнем и соседском обиходе мы так легко расстаёмся с многовековыми традициями и позволяем себе превращать седого, нередко в «дедовском» возрасте и состоянии человека - в подростка либо и вовсе мальчишку, а также позволяем подобные вольности по отношению к себе? Несомненно, тон в таких поведенческих искривлениях задают выскочки телевизионной сферы. Противно и возмутительно видеть, как молодой, неопрятно вскудлаченный и небритый ведущий либо смазливая девчонка в этой же роли обращается с людьми, явно перешагнувшими сорокалетний рубеж как со своими дворовыми сверстниками, полностью игнорируя отчество. Когда-то, лет сорок назад, одним из первых этот телевизионный «этикет» вводил экранный завсегдатай - популярный распорядитель КВН Масляков, а сегодня так поступают практически все «говорящие головы» телеэкрана. И, что весьма прискорбно, не встречают никакого сопротивления - люди, воспитанные в русском национальном пространстве и на русских культурных ценностях, безропотно принимают эти бесцеремонно внедряемые и унижающие правила игры.

Не пора ли прекратить бестактные поведенческие вольности и начать с проявления элементарного самоуважения в любой ситуации, а тем более в публичном общении?

В.М. КОВАЛЕВ
http://svoim.info/201114/?14_4_3

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии