«Средневековая сага» в Косово
Передача православных монастырей под охрану косовской полиции - еще один шаг по выдавливанию сербов из края Международная миссия KFOR (Kosovo Force) постепенно передает полиции Косово контроль над православными святынями.
С конца августа под крыло краевых силовиков, преимущественно косовских албанцев, начнут переходить важнейшие сербские монастыри - среди них монастырь в Грачанице, монастырь Высокие Дечаны, Святых Архангелов и другие. Многие из этих святынь внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ничего нового в инициативе KFOR нет, ведь еще с весны 2009, как только международная миссия уверилась в стабилизации ситуации в крае, косовские полицейские приступили к охране ряда православных церквей.
Но что же, в таком случае, вызывает обеспокоенность сербских политиков и иерархов Сербской православной церкви? Почему сербский министр по делам Косово и Метохии Горан Богданович говорит о том, что решение миссии, руководимой НАТО, посеет неуверенность и усилит недоверие в рядах косовских сербов?
Давайте приведем конкретный пример. Косовские албанцы будут охранять, скажем, монастырь Святых Архангелов - тот самый, который в 2004 году уничтожила одуревшая от безнаказанности толпа их же соотечественников. Монастырь выжгли дотла, пытались буквально выковырять из земли гроб с останками Царя Душана, одной из определяющих фигур в истории сербской государственности.
Это - всего лишь один из фактов, который нельзя вычеркнуть из памяти сербского населения, но можно завуалировать в официальных отчетах: в мартовских беспорядках шестилетней давности участвовало приблизительно 50 тысяч косовских албанцев, наказаны были чуть более двухсот человек.
Даже возникает мысль, что KFOR потому и передает ответственность местным полицейским, чтобы, в случае чего, еще раз не оскандалиться. Кстати говоря, комендант этой структуры обещал, что подведомственные ему войска разместятся невдалеке от объектов, переданных косовским полицейским, и будут следить за развитием ситуации.
Классический принцип «доверяй, но проверяй» в действии. Говорит российский общественный деятель,
специалист по косовской ситуации Александр Кравченко: «В 2004 году бездействие сил КФОР привело к тому, что было разрушено порядка 30 православных церквей в течение нескольких дней. Ни КФОР, ни косовские полицейские не окажут серьезного сопротивления в случае новой угрозы.»
Интересно, если еще одна православная церковь будет превращена в общественный туалет, как было в свое время в Приштине, и произойдет это при попустительстве косовской полиции, как будут оправдываться командование КФОР? Неразвитостью инфраструктуры так называемой столицы Косово?
Но это эмоции, а вот что с точки зрения международного права. Обратимся к
резолюции СБ ООН №1244 от 1999 года, которую косовские албанцы сейчас просят отменить, про которую США и иже с ними старательно забыли, и которой противники независимости Косово, такие, как Россия и Китай, последовательно придерживаются. Помимо того, что Косово является составной частью Союзной Республики Югославия, правопреемницей которой является Сербия, резолюция также гласит, что «согласованному числу югославских и сербских военнослужащих будет разрешено вернуться в Косово», в том числе, для обеспечения охраны сербских святынь. Но власти в Приштине сербских официальных лиц-то без специального выспрашивания разрешения на въезд в «государство» не пускают, что уж говорить о людях в военной форме.
Почему же так важно косовским силовикам самим охранять сербские монастыри? Может быть, потому, что передача памятников под контроль косовской полиции вынудит сербские анклавы признать власть косовского правительства, - предполагает российский общественный деятель Александр Кравченко.
«Задача косовских албанцев - создать такие условия, чтобы сербы сами покинули Косово, в том числе и крупные монастыри. Это еще один шаг по выдавливанию сербов. Албанские власти в Приштине считают эти святыни своим историческим наследием, - полагает Кравченко. - Вся инфраструктура сербских монастырей в Косово сегодня полностью контролируется косово-албанскими фирмами, это касается электричества, водоснабжения, всех коммунальных услуг. Это обслуживаниетребует подписания специальных договоров, таким образом, это и есть фактическое признание косовских государственных структур». Давайте прислушаемся к тем, кого непосредственно касается проблема безопасности. Так, один из высокопоставленных иерархов Сербской православной церкви, епископ Липлянский Феодосий, на днях заявил журналистам о том, что монахам придется защищать монастыри своими силами - устанавливать крепкие ворота, наращивать стены... Когда объекты, представляющие общемировую культурную ценность, необходимо оборонять, ситуация становится похожей на сцену из какой-нибудь саги времен средневековья, но далеко не в самом лучшем смысле этого слова.
Блохин Тимур
ГолР