Правительство Колумбии в очередной раз обвинило президента Венесуэлы Уго Чавеса в “тайной поддержке” партизанских группировок в Колумбии (FARC и ELN) и укрывательстве их лидеров. Реакция Венесуэлы была жёсткой. Чавес объявил о разрыве дипломатических отношений. Постоянный совет Организации американских государств (ОАГ) по просьбе Колумбии 22 июля с.г. спешно провёл чрезвычайное заседание. С начала года правительство Альваро Урибе уже трижды выдвигало на межамериканском форуме свои претензии к Каракасу, предъявляя якобы “неопровержимые документальные доказательства” использования территории Венесуэлы лево-марксистскими повстанческими группировками.
Венесуэла категорически отвергает фальшивки о том, что боливарианская республика помогает FARC и ELN оружием, финансовыми средствами, обучением кадров боевиков, предоставлением территории для отдыха и переформирования партизанских отрядов.
Колумбийско-венесуэльская граница тянется более чем на 2000 километров и её очень трудно взять под полный контроль. Сложный рельеф местности – горы, сельва, многочисленные реки - вся эта “сумасшедшая география” исторически облегчала использование региона партизанами (задолго до Чавеса), контрабандистами, наркоторговцами, искателями золота и алмазов, авантюристами всех мастей. О несостоятельности претензий правительства Колумбии к Венесуэле заявил и генеральный секретарь ОАГ Хосе Мигель Инсульса: “Это зона непроходимого леса, партизаны приходят и уходят. Очень трудно просить только одну страну, чтобы она их контролировала. Урибе говорит, что не знает, почему Венесуэла не арестовывает партизан, хотя, несомненно, и Колумбия их не может нейтрализовать”.
Инсульса позитивно оценил призыв Чавеса к FARC сложить оружие, поскольку это ключевой вопрос в разрешении кризиса, поиска политического решения для назревших проблем в венесуэльско-колумбийских отношениях.
Анализируя сложившуюся ситуацию, Чавес указал на «зависимую роль» Колумбии в этой – пока словесно-пропагандистской - конфронтации. Подстрекателем и координатором «колумбийских инициатив», смысл которых в том, чтобы в ОАГ и других международных инстанциях осудить Венесуэлу и лично Чавеса за связь с «террористами и нарко-герильей», уже много лет выступает администрация США. Вашингтон добивается изоляции Венесуэлы на международной арене, ослабления «режима» изнутри с помощью подрывных операций ЦРУ, ДЕА и других спецслужб, поддержки оппозиции и разветвлённой сети «неправительственных организаций», на содержание которых уже израсходованы сотни миллионов долларов. Однако заговоры эпохи Буша-младшего не привели к желанному результату.
Устойчивость правительства Чавеса оказалась, вопреки всем прогнозам Госдепа, Пентагона и ЦРУ, столь очевидной (после победных избирательных кампаний боливарианского лидера за последнее десятилетие), что Белый дом с его новым хозяином Бараком Обамой, лауреатом Нобелевской премии мира, активизировал подготовку силового варианта «ликвидации антидемократического режима». При Обаме по периметру сухопутных и морских границ Венесуэлы стали в срочном порядке укрепляться старые и создаваться новые военные базы США. Только в Колумбии их формально насчитывается 10, хотя Пентагон не обладает какими-либо ограничениями по использованию всей инфраструктуры вооружённых сил этой фактически оккупированной страны. В спешном порядке опорные базы ВМФ и ВВС США были созданы в Коста-Рике и Панаме. По оценкам военных аналитиков, эти базы должны противостоять не только Венесуэле, но и её региональным союзникам – Кубе, Никарагуа, Эквадору. Всё больше «военных советников» США прибывает в Гватемалу, Гондурас, Сальвадор. В последние месяцы была «милитаризирована» граница США с Мексикой.
Вашингтон, не слишком маскируя свои действия, готовится к военным операциям в Западном полушарии. Закулисным оператором конфликта до последнего времени являлся посол США в Колумбии, любимец Буша-младшего, Уильям Браунфильд, который прежде плел заговоры в Венесуэле, но без особого успеха. На колумбийской почве он получил ещё один шанс и воспользовался им стопроцентно: благо, что местная олигархия и право-консервативная политическая и военная элита готовы на всё, чтобы не допустить «дальнейшей экспансии коммунистической диктатуры» в регионе.
Об угрозе со стороны США Уго Чавес заявлял неоднократно. В июле он несколько раз ссылался на тревожные предупреждения, которые получает от хорошо информированного «тайного друга» в Вашингтоне: «Угроза агрессии против Венесуэлы реальна как никогда». Информацию подтверждают и другие надёжные источники. «Тщательно оценив разведывательные данные, я должен заявить, что возможность вооружённой агрессии против Венесуэлы с территории Колумбии в настоящий момент весьма высока. Такой опасной ситуации не было за все последние 100 лет».
Именно по этой причине он отменил свой традиционный визит на Кубу - на празднование Дня национального восстания.
Всё более тревожную ситуацию на границе с Колумбией президент Венесуэлы обсуждает с руководителями стран региона. По мнению Чавеса, Вашингтон не заинтересован в честной оценке того, что реально происходит на венесуэльско-колумбийской границе: “Империя янки обладает большим опытом в изобретении причин (для агрессии). В Ираке они сочинили сказку об оружии массового уничтожения, и это была большая ложь. Вооружений такого типа у Саддама Хусейна не было… Они (в США) ищут любой предлог, когда в этом нуждаются, когда намечают вторгнуться в какую-либо страну, или свергнуть правительство, которое их не устраивает, или убить президента, который с ними не сотрудничает. Янки способны на любые подтасовки”…
Чавес предупредил администрацию Обамы: “Если на священную венесуэльскую землю будет предпринята агрессия с территории Колумбии, в США не поступит больше ни одного барреля нашей нефти”.
В Вашингтоне сказки о Венесуэле сочиняются постоянно. То и дело появляются сообщения о том, что Чавес предоставляет крышу террористам ETA, боевикам из Ирана, Палестины и Ливана, облегчает их переброску в США. Североамериканская пропаганда такие пробные шары запускала прежде не раз. Но в приближающийся «час Икс», когда боевые самолеты и корабли США и Израиля начнут атаку на «объекты атомной инфраструктуры» Ирана, его аэродромы, порты и гарнизоны, эта не раз опровергнутая Венесуэлой дезинформация будет использована снова, хотя и в иной, драматизированной интерпретации: «Иранские террористы проводят акции возмездия в США с территории Венесуэлы», «правительство Чавеса содействует террористам», «представительства США в Венесуэле подверглись атакам боливарианских экстремистов» и т.д.
Стоит ли напоминать, что империя янки постоянно прибегает ко лжи и провокациям, чтобы добиться своих целей. Атаки на американские объекты в Каракасе можно организовать с помощью колумбийских парамилитарес (они уже действуют в стране) или военной разведки США, создавшей нелегальные резидентуры во многих индустриально-промышленных центрах страны. О таких сценариях не раз писали венесуэльские политологи, и среди них – Хосе Висенте Ранхель, ведущий эксперт по венесуэльско-американским отношениям.
Атомное оружие Ирана – сегодня такой же миф, как «оружие массового уничтожения» в руках Саддама Хусейна. Но глобальная, настойчивая, последовательная сатанизация Ирана в массмедиа Запада уже подготовила общественное мнение, в том числе в России, к очередной расправе американско-израильского дуэта над суверенным и независимым государством. На такую же сатанизацию был обречён – с первых дней президентства – и Уго Чавес, выдающийся политик, приверженец социализма, бросивший вызов политике Соединённых Штатов в Латинской Америке. Возможно, по этой причине Чавес обратил внимание на Иран, который сейчас является приоритетным политическим, торгово-экономическим и энергетическим партнёром Венесуэлы.
Чавес проявляет солидарность с правительством Ирана, игнорируя окрики из Вашингтона о «недопустимости» каких-либо отношений «со страной-изгоем». Венесуэльский президент не раз бывал с визитами в Тегеране и приглашал иранских руководителей в Каракас. Чавес уже сказал, что не оставит в беде друзей из Ирана. Разумеется, эти недвусмысленные сигналы соответствующим образом воспринимают в Пентагоне: «Помимо прочего, Чавес прекратит нефтепоставки в США, а это – на фоне войны в Афганистане и будущей – в Иране - чревато резким скачком цены за баррель за 200 и более долларов. Как следствие - непредсказуемый по масштабам и последствиям рецидив финансово-экономического кризиса».
Внешне дальнейшее обострение колумбийско-венесуэльского конфликта зависит от развития кризисных факторов в двухсторонних отношениях. Однако сейчас всё очевиднее, что Соединённые Штаты намерены «нейтрализовать» Чавеса и его «популистский интернационал» любой ценой, чтобы гарантировать бесперебойные венесуэльские нефтепоставки. Без них будет трудно обойтись в условиях войны с Ираном, которая примет затяжной характер и, без всякого сомнения, затронет многие страны Ближнего и Среднего Востока.
Однако венесуэльский президент верен себе. Шантажом и угрозами его не остановить. На днях Чавес объявил о дружественном визите кораблей ВМФ Венесуэлы в Абхазию. Можно предположить, что для них запланирован ещё один маршрут – в дружественный Иран.
Нил НИКАНДРОВ
http://fondsk.ru/article.php?id=3176