Автор Тема: "СССР ничего не производил, кроме галош" - В. В. Путин  (Прочитано 25972 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн харчиков евгений

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 1686
Кольская сверхглубокая (скважина)

Это был проект "планетарного масштаба", вспоминают местные. А сейчас все разрушено. Причем словно в каком-то безумии. "Поражает энергия разрушения. Не просто разворовали, а именно остервенело разгромили. Жалко труд поколений ученых, в том числе и моего отца, жалко нашу сверхглубокую! Вот как это все взять и убить, уничтожить?" — сокрушается один из бывших сотрудников скважины.

РИА Новости https://ria.ru/religion/20180906/1527909444.html

Оффлайн харчиков евгений

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 1686


Пишет norg_norg (norg_norg

Буран. Прости нас, Юра...


Полет «Бурана» стал последним триумфом советского космоса

Тридцать лет назад, 15 ноября 1988 года, советская космическая отрасль пропела свою лебединую песню.
 

Полет орбитального корабля «Буран», который впервые в мире автоматически вернулся из космоса самолетным способом, является высочайшим достижением технологий СССР. Как именно советским инженерам удалось добиться такого успеха?


Величайший космический прорыв! «Буран» – символ трудной, но великой победы СССР в космосе! «Энергия–Буран»: наивысшее достижение советской космонавтики! Такими восторженными эпитетами оценивали старт «Энергии» и полет «Бурана» специалисты в области космонавтики и журналисты – как в нашей стране, так и за рубежом.

«Чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет», – утверждал сотрудник Университета Вашингтона (США) доктор Джон Логсдон.

О новых возможностях Страны Советов рассуждал и ведущий специалист США по советским космическим системам Джеймс Оберг. Он особо подчеркивал, что «никакая другая космическая держава не могла бы за такой короткий срок, начав с нуля, дойти до конструирования ракет, подобных «Энергии». «Со времени запуска первого спутника каждая ракета и каждый ракетный двигатель, создаваемые Советами, всегда соответствовали современному уровню развития и всегда были на голову выше всех остальных разработок аналогичных систем в мире», – вторил британский специалист по аэронавтике Алан Бонд.

«Русские могут гордиться тем, что их усилия в космосе основываются в подавляющем большинстве на технологиях собственной разработки», – говорилось в статье английского журнала «Экономист».

Создание комплекса «Энергия–Буран» – самая, пожалуй, масштабная космическая программа в отечественной истории. Сколько же в СССР смогли создать практически «с нуля» за двенадцать лет (с момента подписания правительственного постановления №132-51 от 17 февраля 1976 года)…

На эту тему

«Буран» еще вернется

Эксперты оценили «британские страшилки» об участии России в программе США «Звездные войны»
Годовщину запуска первого спутника космическая отрасль встречает в разобранном состоянии
РД-170 – самый мощный в мире кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель. РД-0120 – первый отечественный кислородно-водородный ЖРД. Сверхтяжелую ракету-носитель «Энергия» и двухступенчатый носитель среднего класса «Зенит». Многоразовый крылатый орбитальный корабль «Буран» 100-тонного класса, способный осуществлять беспилотный космический полет с авиационным спуском в атмосфере во всем диапазоне скоростей – от орбитальной до посадочной. Систему его автоматической посадки.
УККС – единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт, позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжелого класса. Технологию воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем с заводов-изготовителей на космодром и самолет-транспортировщик ВМ-Т «Атлант».

И это только наиболее крупные достижения – так называемый окончательный продукт, созданный в рамках программы. Но чтобы полетела «Энергия» и автоматически приземлился «Буран», требовалось переоснастить заводы, построить новые производственные мощности, испытательные стенды и полигоны, создать сотни и тысячи новых материалов и технологий.

Куда «Бурану» без химии

При создании многоразовой космической системы (МКС) «Энергия–Буран» были разработаны и освоены принципиально новые классы химических материалов, нашедшие позднее широкое применение в различных областях экономики.

Крупнейший советский химик Сергей Голубков (с 1977 по 1992 год в ранге замминистра химической промышленности отвечал за обеспечение оборонных отраслей продуктами химии) подчеркивал, что многоразовые космические корабли – и американские, и советские – сконструированы в большой степени из химических материалов. Он вспоминал, что после составления технического задания на проектирование МКС «Энергия–Буран» от ее создания отказались все ведущие авиаконструкторы страны. «Их позиция сводилась к тому, что такую систему невозможно сделать из металлов, – говорил профессор Голубков. – А в то, что ее можно создать из химических материалов, они не верили».

Требовались стекловолокно и сверхжаростойкие композиты, жаростойкие связующие и микроэлектроника на полиамидных подложках, специальные катализаторы для жидких и газообразных топлив, высокотемпературные резинотехнические изделия.

Хотелось бы напомнить и еще об одном ноу-хау – специальном теплозащитном покрытии (ТЗП) «Бурана». Главный конструктор НПО «Молния» и отец «Бурана» Глеб Лозино-Лозинский поставил перед коллективом Всесоюзного института авиационных материалов задачу: создать принципиально новые материалы, закрывающие диапазон температур от минус 130°С до плюс 1650°С и в первую очередь – теплозащиту, которая бы сохраняла свою форму и геометрические характеристики, обладала минимальной теплопроводностью и максимально возможной прочностью.

Термостойкая обшивка орбитального корабля состояла из отдельных элементов – плиток теплозащитного материала из особо чистых кварцевых волокон с наружным стекловидным покрытием, которые приклеивались к корпусу «Бурана».

«Плитки состояли на 90% из воздуха, чтобы достичь минимальных показателей теплопроводности, – подчеркивает генеральный директор ГНЦ ВИАМ, академик РАН Евгений Каблов в одном из своих интервью. – Разогретую в печи до 1100–1200°С плитку можно было держать на ладони. В зависимости от реальных температур на поверхности «Бурана» размещались черные и белые плитки. И для наиболее разогреваемых частей корабля был создан специальный материал «Гравимол» – это сокращенное название организаций, его разработавших: НИИ «Графит», ВИАМ и НПО «Молния». «Гравимол» выдерживал температуру 1600°С.

Каждая из 39 тысяч плиток крепилась на обшивке строго в своей точке и имела свою геометрию, поскольку требовалось сохранить идеальную аэродинамику корабля. «Если у американцев поверхность плитки обрабатывалась вручную, то у нас был создан автомат, который позволял создавать нужную кривизну поверхности на основе предварительных расчетов, – утверждает Евгений Каблов. – Была создана целая система, позволяющая конкретные плитки выставлять на корпусе «Бурана» под нужным углом».

Общая масса ТЗП составляла около девяти тонн, а цена одной плитки равнялась месячному окладу инженера – можно прочитать в книге «Путь к «Энергии» Вячеслава Филина, в те годы заместителя генерального конструктора НПО «Энергия». На оклейку «Бурана» уходило около двух лет кропотливого труда, и он не был напрасным — после первого полета «Бурана» лишь четыре плитки не выдержали теплового и скоростного напора атмосферы. Американские шаттлы во время полета и приземления теряли до ста и более плиток.

Все эти достижения стали возможными благодаря межотраслевой системе управления, позволившей реализовать национальную программу подобного уровня сложности. При создании системы «Энергия–Буран» объединись усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских институтов. Кооперация соисполнителей насчитывала 1206 предприятий и организаций.

«Мы ежедневно принимали важные решения и координировали ход подготовительных работ, – вспоминал О.Д. Бакланов, руководивший Минобщемашем. – Под нашим руководством велось строительство посадочной полосы для космического корабля «Буран», в цехах филиала завода «Прогресс», размещенных на космодроме, шла сборка ступеней ракеты-носителя «Энергия», которые по частям транспортировались на Байконур с заводов-изготовителей. Мы занимались и созданием комплексного «стенда-старта», и проведением полного цикла испытаний».

Над системой «Энергия–Буран» работали свыше 2,5 млн человек,

причем более миллиона из них непосредственно были заняты ее созданием – работали как единый организм: конструктор – идея – чертеж, технолог – технология – оснастка, производство – деталь – узел...

«Ты, Глеб, не беспокойся»

Фактом своего существования, единственным уникальным беспилотным полетом и своей автоматической посадкой с высочайшей точностью «Буран» должен был убедить США и весь остальной мир в том, что Советскому Союзу по плечу создание такого орбитального корабля. И советские разработчики ракетно-космической техники показали американцам – СССР способен адекватно ответить на любой вызов.

А «перчатку» американцы нам кинули в начале 1970-х годов, когда стало известно, что свою программу «Спейс Шаттл» (Space Shuttle) Соединенные Штаты Америки разрабатывают для использования в военных целях – шла холодная война.

Сотрудники Института прикладной механики под руководством тогдашнего президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша провели анализ возможностей американских «челноков». Они, по мнению советских ученых, смогли бы отклоняться от первоначальной орбиты на 2000 км, да еще и «нырять» – находясь на атмосферном участке полета, снизиться до 80 км, сбросить ядерный заряд на Москву и благополучно долететь до авиабазы Ванденберг в Калифорнии. Резолюция испуганного генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева однозначно давала указание на разработку советского аналога американской системы.

Полностью автоматизированный «Буран» – очень важный шаг в развитии будущих транспортных космических систем. Как вспоминал его создатель, Герой Социалистического Труда Глеб Лозино-Лозинский, это еще на заре разработки хорошо понимал тогдашний министр обороны Устинов: «Он однажды сказал мне: «Ты, Глеб, не беспокойся. Пойдет «Буран» или нет – он будет основой будущих разработок».

Академик Лозино-Лозинский однажды рассказал о своих зарубежных поездках с лекциями о создании «Бурана»: «Во время моих выступлений выявились два момента, поразившие западных специалистов. Во-первых, они были удивлены тем, как наша страна смогла так организовать и скоординировать работу более 1000 предприятий-смежников, что все предшествующие работы и триумфальный пуск «Бурана» прошли без сбоев. Во-вторых, их поражала полная автоматизация орбитального корабля, обеспечившая беспилотную посадку». Следует также подчеркнуть, что все элементы системы «Энергия–Буран» – от огромных конструкций до микросхем – были только отечественного производства.

Разработчикам системы «Энергия–Буран» изначально поставили задачу – сделать не хуже, чем заокеанские коллеги, а желательно – лучше.

В те годы многие считали, что советские разработчики «Бурана» скопировали американский шаттл. Интересную мысль тогда высказал Борис Губанов, главный конструктор МКС и РН «Энергия»: «Системы «Энергия–Буран» и «Спейс Шаттл» похожи друг на друга в той же мере, в какой советский самолет Ту-134 похож на французскую «Каравеллу», а американский истребитель F-16 похож на наш МиГ-29, как английский вездеход «Лэнд Ровер» похож на американский «Джип» или на советский УАЗ-469. Чем ближе целевое применение и функциональное назначение технических систем или машин, тем более они похожи друг на друга по конфигурации, аэродинамике и даже «начинке». Но это всегда совершенно разные конструкции, несущие отпечаток особенностей и возможностей промышленности той или другой страны. Это в полной мере относится и к «Энергии» с «Бураном».

Провал после успеха

До сих пор существует неоднозначная оценка этого достижения отечественной космонавтики. Одни «эксперты» считают проект «Энергия–Буран» затеей партократии, одержимой космической эйфорией, для создания себе необходимого имиджа. Другие – бесполезной затеей, не имеющей практической и технической ценности и нанесшей народному хозяйству ощутимый урон.

Олег Бакланов (бывший министр общего машиностроения СССР, секретарь ЦК КПСС, отвечавший в 1988–1991 годах за военно-промышленный комплекс) считает, что «система «Энергия–Буран» опередила свое время и, зародившись, умерла так же мучительно, как и Союз Советских Социалистических Республик». Триумф советской науки и промышленности, не повторенный и не превзойденный нигде и никем, суливший нашей стране огромные выгоды, востребован не был.

Конечно, в определенной мере этот проект был детищем холодной войны – соперничества двух космических сверхдержав. Не исключено, что он значительно опередил потребности страны по выведению полезной нагрузки на орбиту и тем самым опередил время. Но об инженерной стороне этого проекта нужно говорить как о выдающемся достижении.

И дело даже не в хвалебных речах разработчиков – это реальный успех советской науки и авиационно-космической промышленности. Можно было написать российской, но почему-то рука не поднимается – ельцинская Россия этот проект в 1990-х годах отринула за ненадобностью.

После триумфального полета «Бурана» разработчики строили перспективные планы, но горбачевская перестройка с гласностью привела к обвалу экономики с последующим развалом некогда великого государства. С карты мира исчезла сверхдержава – Союз Советских Социалистических Республик. Особо остро экономические реформы тех лет сказались на наукоемких и высокотехнологических отраслях. Предприятия авиационной и ракетно-космической промышленности теряли квалифицированные кадры и технологии. Сотни не имевших аналогов ноу-хау, разработанные для выполнения программы «Энергия–Буран», оказались фактически невостребованными.

В годы тогдашних «реформ» отечественные наука и промышленность во всеуслышание объявлялись отсталыми и неспособными решать сложные задачи. Хотя одного только пуска «Бурана» было вполне достаточно, чтобы опровергнуть миф о западном технологическом превосходстве.
https://vz.ru/society/2018/11/15/950539.html[color=inherit !important]



А вот ещё про "Бураны" и "Энергию":

Стоимость проекта оценивается в 30 миллиардов долларов (по современному курсу).
Проведение мундиаля потребовало 14 миллиардов долларов.

[/color]ПРУФ[color=inherit !important]

То есть "мы" в этом году пустили коту под хвост половину проекта "Энергия" на нелепую ерунду под названием "мундиаль"?
 

А вторую половину добили, видимо, программой "200 храмов шаговой доступности" и "Ельцин-центр".
Денег нет, но вы держитесь!

Верным Путём! (с) Лавров[/color]

Оффлайн Barb

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 61
ВВП, определённо, плохо знает матчасть! Именно производство калош было одной из самых успешных и прибыльных статей доходов нашей страны СССР от международной торговли... И акценты проставлены неверно! Не "...СССР производил только калоши...", а " калоши производил ТОЛЬКО СССР,,,", получая от этого колоссальные  прибыли!  Их носили круглый год (почему только в африке?) повсеместно в средней азии. Очень удобная, оказывается, обувь для тех климатических условий. Весь западный  мир оторопело взирал на этот уникальный торговый феномен в полном бессилии вклиниться в процесс! Дело в том, что Советскому Союзу мощности по производству калош достались в наследство ещё от царской России, и СССР успешно их дорабатывал.  Издержки же по созданию новых мощностей этого реликтового производства где бы то ни было на планете явно не давали той выгоды, которую имела наша страна...

Оффлайн харчиков евгений

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 1686
Цитировать
" калоши производил ТОЛЬКО СССР,,,"
-десятки миллионов пар в год!!Представить трудно какое количество бабла советы рубили только на калошах!
ПУТИН И ЕГО БАНДа с халявной нефти меньше получают ,поэтому и решили пенсионеров ограбить

Онлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 7596

Онлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 7596

Онлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 7596


Онлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 7596

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 4321

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 4321

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 4321

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 4321
Сталину о создании первого советского электровоза ВЛ (имени В.И. Ульянова-Ленина)
5 ноября 1932 г.
№ 40590

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Сталину

( Свернуть )
Сообщаю, что к 15-й годовщине Октября закончен постройкой на Коломенском заводе и заводе «Динамо» первый советский электровоз для магистральных линий типа 0-3-0+0-3-0 с нагрузкой 19 т на ось согласно проекту, разработанного ТО ОГПУ по заданию т. Благонравова и представленного Вам 13 декабря 1931 г. за № 41060.

Решениями собраний рабочих, инженеров, техников и служащих заводов, строивших электровоз, ему присвоена серия «ВЛ» (имени В.И. Ульянова-Ленина).

Электровоз ВЛ обладает силой тяги в 20 тыс. кг, одинаковой с силой тяги построенного по проекту ТО ОГПУ сверхмощного товарного паровоза серии ФД. Вместе с тем мощность электровоза ВЛ позволяет ему вести составы одинаковые по весу с составами паровоза ФД, но со скоростью (на расчетном подъеме), превосходящей соответствующую скорость паровоза ФД на 60-70 %.

Ходовые качества электровоза ВЛ дают ему возможность обслуживать также и тяжелые пассажирские поезда с предельными скоростями 70-80 км/ч.

По своему электрооборудованию электровоз ВЛ может работать как на магистралях с напряжением тока в 3 тыс. вольт, так и на пригородных линиях с напряжением в 1500 вольт (при незначительных изменениях в схеме оборудования).

Председатель ОГПУ Менжинский

Ф. 2. Оп. 10. Д. 21. Л. 300. Копия.


ЗЫ:Интересно,а при Сказочном много электровозов произвели?

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 4321
Откуда в голове Путина взялись галоши для Африки?

Небольшое, но убедительное расследование на тему резино-технической промышленности СССР и нынешней РФ.

Галоши для президента

Уже почти 30 лет как государства СССР даже де-юре нет на карте мира, но сенсационные «открытия» относительно специфики устройства социалистической экономики продолжают сыпаться на головы соотечественников. И если «скандалы, интриги, расследования», а также безумный трэш уровня перестроечного «Огонька» из уст «профессиональных демократов» уже как-то совсем никого не трогают и даже порядком подзабылись — жизненная практика последних десятилетий кое-как все-таки настроила грубые информационные фильтры в мозгах граждан — то вот возвращение до боли знакомых ноток из начала 90-х в речах «уважаемых господ» в последние годы для многих (почему-то) было неожиданностью. До недавнего времени.
 

1. Африканские крокодилы едят единственный товар советского экспорта — калоши.

Глупость, повторенная дважды…

Дело в том, что то, что мы производили (и руками махать не надо), было никому не нужно, потому что наши галоши никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были по горячему песку ходить. Вот в чём всё дело.
В.В. Путин. 8 мая 2012 г.

Многие тогда посчитали это за шутку. Простые граждане, не зараженные синдромом ложной памяти, задумались. Историкам было не смешно.

Президентские спичрайтеры (давайте для приличия и за неимением доказательств обратного свалим все на безымянных консультантов) были явно не в курсе, что «шутка», повторенная дважды, не становится от этого смешнее…

Ну, вот самый яркий пример – галоши, галоши самые лучшие в мире, но никому не нужны, кроме как в Африке ходить по песку, по горячему.
В.В. Путин. 6 февраля 2019 г.

…а глупость не делается меньшей глупостью. Скорее наоборот.

Как бы то ни было, снова появился повод залезть в источники и статистику. Решить вопрос с галошами (в прямом смысле) и в очередной раз убедиться, что проблема с подобными «казусами» масштабнее отдельного мифа или искаженного исторического факта и сложнее, чем «никому не нужная» советская резиновая обувь.

«Галошная» промышленность

Вообще, если президенту консультантам понадобился символический образ какого-то никому не нужного, «не нанотехнологичного» советского ширпотреба, то галоши это, мягко говоря, не самый лучший вариант.

Поскольку сами по себе резиновые галоши — это все лишь вершина огромного айсберга под названием промышленность синтетического каучука.

А что такое промышленность синтетического каучука? Это, во-первых, собственно работы по созданию этого синтетического каучука — передовой край химической науки для 1-й половины ХХ века. Во-вторых, это стратегическая промышленность, требующая создания целой технологической цепочки и тысяч подготовленных инженерных кадров. И, в-третьих, это промышленность, приоритет в которой с момента создания принадлежала СССР — честь первого промышленного способа синтеза синтетического каучука по праву принадлежит именно отечественным учёным – А. М. Бутлерову, А. Е. Фаворскому и их ученикам, и, в первую очередь, С.В. Лебедеву.
Бурно развивающиеся в период перед Первой мировой войной автомобильная, авиационная и военная промышленности требовали доступный и относительно недорогой материал для массового изготовления шин, покрышек, прорезиненных тканей, резиновых изделий и т.д. В этот период многие страны пытаются найти способ промышленного получения синтетического каучука. Однако, все попытки получить продукт годного (в сравнении с натуральным) качества в промышленных масштабах (например, опыт Германии во время ПМВ) окончились неудачей.
В 1926 году Высший совет народного хозяйства СССР объявляет Международный конкурс на разработку промышленного получения синтетического каучука. Кроме описания способа, требовалось представить два килограмма синтетического каучука и разработанную схему его заводского получения. Сырьё для технологического процесса должно было быть доступным и дешёвым. Полученный каучук должен был не уступать натуральному каучуку по качеству и не быть более дорогим. По итогам конкурса лучшим был признан разработанный в 1926–1927 годах С.В. Лебедевым с группой сотрудников метод получения натрий-бутадиенового каучука из этилового спирта.

А уже осенью 1928 года Лебедев представил в Главхимпром план работ, необходимых для составления проекта опытного завода. В 1928–1931 гг. Лебедев предложил рецептуру резиновых изделий из синтетического каучука. В 1930 г. в Ленинграде был построен Опытный завод, на котором в 1931 году был получен первый блок синтетического каучука весом 260 килограммов. Таким образом, 15 февраля 1931 г. на опытном заводе в Ленинграде была получена первая крупная партия синтетического каучука по методу С. В. Лебедева. Этот день по праву считается днем рождения промышленности синтетического каучука не только в России, но и во всем мире. Также, 30 апреля 1931 г. на опытном заводе «Резинообъединение» была получена первая партия искусственного каучука из нефти весом 500 кг по способу Б. В. Бызова. Таким образом, в начале 1931 г. советские ученые, инженеры и рабочие осуществили в заводском масштабе синтез каучука, как из спирта, так и из нефти.

Синтетическим каучуком, имевшим большое промышленное значение, стал полибутадиеновый (дивиниловый) каучук, производившийся синтезом по методу Сергея Васильевича Лебедева. Каучук был получен из этилового спирта, бутадиена с последующей анионной полимеризацией жидкого бутадиена в присутствии натрия. Позднее, в 1932 году в Ярославле был пущен завод «СК-1» работающий на основе этого метода, который и стал самым первым в мире заводом по производству синтетического каучука в промышленных масштабах.

Таким образом, в производство вовлекалось дешевое и доступное сырье (исходным сырьем для получения этилового спирта по-началу служил обыкновенный картофель), но и значительно сокращались затраты на производство каучука (если для получения 1 тыс. т натурального каучука необходимо было обработать 3 млн. т каучуконосных деревьев и затратить 5,5 тыс. человеко-лет, то производство 1 тыс. т синтетического каучука требовало 10 человеко-лет).

И хотя создание принципиально новой отрасли промышленности практически с нуля стало результатом многолетней теоретической и экспериментальной работы целой группы отечественных химиков, обращают на себя внимание сроки практической реализации поставленной задачи — от представления метода и создания рецептуры до постройки завода и производства в промышленных масштабах фактически понадобилось всего около 5 лет.

В последующем полностью отказались от использования пищевого сырья и перешли на нефтяное сырье и прямой синтез. Стоит ли говорить, что с выходом на полную мощность промышленности СК в СССР (уже после ВОВ) вопрос стратегической зависимости от дорогостоящего импорта натурального каучука также постепенно был закрыт (здесь должна быть шутка про современное «импортозамещение»).

Вот такие вот «галоши».

Производство и экспорт. Тогда и сейчас.

Чтобы иметь возможность что-то экспортировать, это что-то надо сначала произвести. Оставим пока галоши и посмотрим на первичную продукцию. Как обстояло дело с производством каучука в СССР и чем может похвастаться РФ?Для СССР намеренно будем брать годы спада производства — после 1986 г.

Вообще, здесь возникает одна сложность. Информация по производству синтетического каучука в СССР после 1951 г. в статистических сборниках в открытом доступе отсутствует (не нашел). С экспортом и импортом в целом аналогичная ситуация — сводных данных конкретно по каучуку нет. Однако по современным рыночным обзорам объем производства каучука в СССР в 1990 году можно оценить приблизительно в 2,2 млн. т.

В структуре экспорта химические продукты, удобрения и каучуки совокупно в 1990 г. составляли 4,6 %. При этом основная доля приходилось именно на химпродукцию и удобрения — 3,6 %. На каучуки остается ориентировочно всего 1 % экспорта. При этом даже в условиях отрицательного торгового сальдо в 1990 г. (как уже говорилось, это годы спада экономики) сохранялся в целом паритет между ввозом и вывозом — 2,89 млрд. руб. импорта (4,1 %) против 2,8 млрд. руб. экспорта (4,6 %).

В РФ производство синтетического каучука в первичных формах в 2018 г. составила 1,66 млн. т. (до уровня позднего, перестроечного СССР наша современная «галошная» промышленность до сих пор не дотянула). При этом важным является соотношение современного экспорта и импорта: по официальной статистике из 1,66 млн. т произведенного в РФ в 2018 г. синтетического каучука на экспорт ушло 1,02 млн. т (цифра постоянно растет), при наличии ввоза импортного каучука в объеме 0,21 млн. т. Это говорит о том, что сегодня в России ежегодно потребляется (с учетом импорта) всего около 0,8 млн. т каучуков. (Примерно столько же производилось синтетического каучука в США… в 1945 г.)

И это не удивительно. Практически все действующие в России заводы СК были построены еще во времена СССР с мощностями, которые в условиях изоляции от зарубежных рынков, а также необходимости стратегически обеспечивать оборонную и резиновую промышленность, были ориентированы на собственное потребление. Но в нынешних условиях низкой емкости российского рынка (что в переводе означает обнуление большого числа действующих предприятий группы «Б» в отрасли в 90-е и 00-е гг), конкуренции с натуральным каучуком, а также с иностранными поставщиками синтетического сырья российские производители СК, чтобы загрузить свои производственные мощности (которые к слову и сейчас загружены не более чем на 70-75 %), ищут сбыт за рубежом. При этом сами предприятия за редким исключением соответствуют технологическому укладу 60-70-х гг. прошлого века и в будущем кардинально обновляться, судя по всему, не собираются.

Сама резинотехническая промышленность РФ значительно более унифицирована (заточена на один вид продукции) в плане товарного производства, чем мировая — доля каучука идущего на производство шин в РФ составляет до 75 %, в то время как в мире в среднем — всего чуть более 50 %. Что совершенно логично вытекает из сказанного выше.

Доля химпрома и каучука выросла за счет увеличения экспорта и сокращения внутреннего потребления

Структура российского экспорта и импорта значительно отличается от советской. Доля продукции химической промышленности и каучука в экспорте составляет в 2018 г. 6,1 % (27,4 млрд. $), доля этой статьи в импорте — 18,3 % (43,6 млрд. $).

Вместо советского паритета — значительное превышение ввоза над вывозом, при увеличении долей в структуре как экспорта, так и импорта (особенно — в 4,5 раза). Причем вывоз сырья и первичных форм продукции сочетается с ввозом продуктов с высокой степенью переработки, и в этом отношении химическая и резинотехническая отрасль промышленности ничем не отличается от общей структуры российской экономики в целом.

Теперь к основному виду товарной продукции — к шинам.

В 1989 г. в СССР новых шин всех видов производилось 69,7 млн. шт (в основном сосредоточено в РСФСР).
В 2018 г. в РФ — 67,5 млн. шт. Уровня 1989 г. снова достичь не получается. И это при том, что потребление шин в мире с тех пор все это время неуклонно росло и по оценкам экспертов будет расти и дальше, а доля РФ в производстве непрерывно падала. Шины далеко не ширпотреб, однако и тут ситуация показательная.

Никому не нужные галоши?

Наконец, перейдем собственного к президентским галошам. (Всю обувь рассматривать не будем — по причине совсем неприличной разницы в объемах производства между СССР и РФ — возьмем только продукцию «галошной» промышленности, резиновую).

Объем производства резиновой обуви в СССР в 1990 г. составлял — 203 млн. пар. При том на экспорт ушло около 4,1 млн. пар (кто-то все-таки покупал). То есть всего 1,8 % от производства. Стоит ли говорить, что ни в структуре советского экспорта, ни в структуре советского импорта среди десятков основных товарных позиций резиновая обувь (тем более отдельно галоши) даже не упоминаются?

Структура экспорта СССР в 1990 г. (в процентах)

В РФ в 2018 г. произведено около 21 млн. пар резиновой (и пластмассовой) обуви, в том числе пресловутых резиновых галош — 5,4 млн. пар. Даже если прибавить сюда прочую обувь на резиновой подошве и с использованием резины — еще 18,3 млн. пар — то в сумме все равно получается всего лишь 39,3 млн. пар. Много это или мало? Может быть, это ровно столько, сколько и требуется сейчас «свободному капиталистическому рынку» и мы, наконец, ушли от неэффективного планового производства того, что никому не нужно?

И вот здесь есть два интересных момента.
Первый, символический. Учитывая, то что это чуть больше, чем выпускалось в Российской империи в 1913 г. (38,9 млн. пар) и меньше, чем в СССР до индустриализации (до открытия промышленного способа получения синтетического каучука) в 1929 г. (42,1 млн. пар), наша страна действительно движется в сторону «России, которую мы потеряли (с)», как практически официально и декларируется, и стремительно уходит от тяжелого наследия советской индустриализации.

Второй — и это самое забавное — рыночной востребованности! Если насчет потенциала и нужности советского экспорта у кого-то могут остаться вопросы (представим на секунду, что ширпотреб и правда составлял какую-то значимую часть экспорта, но в то же время тогда был никому в мире не нужен), то современная картина рынка однозначно говорит — мировой товарооборот резиновой обувь огромен. Как ни странно — современные галоши (условно, конечно — понятно, что от моды никуда не денешься, нынешняя резиновая обувь это уже не галоши советского образца) оказываются востребованы прямо сейчас. Как себя чувствует промышленность РФ на этом — далеко не африканском — рынке?

Объем мирового товарооборота резиновой (включая пластмассовую) обуви в 2018 г. составил около 64 млрд. $. Место РФ здесь — 1,3 %. При этом доля собственно экспортных отечественных «галош» в этих 1,3 % товарооборота — всего 7 % (вывозится на 64 млн. $), остальное — импорт. Насколько это микроскопическая доля в мировом масштабе пояснять излишне. А 39,3 млн. пар годового производства не оставляет практически ни единого вопроса по поводу перспектив отечественной промышленности на этом рынке даже в теории.

Вот и получается, что, в отличие от СССР, резиновая обувь из современной РФ не то что никому в мире не нужна — это при наличие расширяющегося спроса — но даже и для внутреннего потребления в необходимом количестве и качестве не производится. При этом, глядя на то, что Россия в 2018 г. такой товарной позиции как «водонепроницаемая обувь из резины» поставила на экспорт меньше чем, например, Киргизия, и на ровне с Кенией, при в разы большем импорте, возникает ощущение, что она сама здесь находится в роли «африканского» потребителя импортного ширпотреба из высказываний господина президента.

Галоши и африканский песок

Вообще, с Африкой и песком получается интересно. Выше уже упоминалось, что в РИ производилось в 1913 г. 38,9 млн. пар резиновой обуви. В то время 3 завода — питерский «Треугольник», московский «Богатырь» и рижский «Проводник» — действительно были одними из крупнейших производителей данной продукции в Европе, а резиновые изделия заметной статьей в экспорте РИ.

Вот такие, например, создавались под это рекламные плакаты:


Верблюды, египетские сфинксы, пустыня, песок и… галоши.

Или вот образцы рекламных плакатов уже раннего советского периода:

Как ни странно, галоши действительно пользовались спросом у мусульман (как раз в среднеазиатских республиках и странах востока). Отчасти по религиозным соображениям (особенностями религиозных обрядов, связанных с необходимостью снимать обувью при входе в мечеть).

А вот в Африку галош СССР не поставлял. Поставляла ли в Африку галоши большая тройка заводов резиновой промышленности Российской империи неизвестно. Но зато глядя на рекламные плакаты того времени, можно предположить, чем именно вдохновлялись спичрайтеры президента. Только опять — как это часто у них случается — немного перепутали государства, Российскую империю с СССР.

Взгляд со стороны

Очередная история из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно» огорчает не сама по себе. И даже не как уже давным давно утвердившаяся тенденция среди публичных персон безбоязненно (и безнаказанно) говорить любую чушь на всеобщее обозрение (особенно по части советского периода нашей истории, хотя и не только). Важно другое — такие высказывания в массовом сознании давно не вызывают практически никакого отклика и резонанса, соизмеримого глубине произнесенной глупости. Более того, абсолютное большинство искренне не понимает, почему в принципе должно вызывать.

Здесь снова проявляет себя гораздо более общая и глубокая проблема — отсутствие у людей базового критического мышления и понимания важности объективного знания как такового. Обесценивание знания и — автоматом — уравнивание с ним любого частного мнения. Причем, к сожалению, не только у молодых. То, что еще сегодня было «лишь мнением, пусть и ошибочным» отдельного человека, к которому вовремя не подошли критически — уже завтра (при настойчивом повторении) возможно станет фактом общественного сознания. И между ними лишь кажущаяся пропасть. Авторитет или популярность говорящего в таких случаях отягчающий фактор. А бороться с мифами общественного сознания — задача на порядок более сложная, чем борьба с отдельным «мнением» об африканском экспорте советских галош.

Учитывая все это, старое выражение «сесть в калошу» после высказываний господина президента приобрело новый смысл. Но как-то совсем не смешно. Потому что в калошу при таком раскладе раз за разом садится явно не говорящий.

ЗЫ:нельзя дураков держать во власти:они дискредитируют не только себя,но и нас-народ.

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 4321