Автор Тема: ИРАН  (Прочитано 177082 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #240 : 25/09/13 , 09:16:56 »
Встречи и отказы
РИА Новости сообщили о том, что иранская сторона отказалась от встречи президентов Ирана и США в кулуарах Генассамблеи ООН. Правда, формулировка отказа живо напомнила старый анекдот про курицу, убегающую от петуха: "А не слишком ли быстро я бегу?":
"...США предложили Ирану встречу президентов Барака Обамы и Хасана Роухаин в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН, но получили отказ, сказал журналистам во вторник высокопоставленный представитель Белого дома. Иранская сторона проинформировала американскую, что "для иранцев это было бы слишком сложно в данный момент", сказал представитель администрации президента США..."

Судя по всему, отказ не слишком жесткий и не окончательный.
Тем не менее, не стоит забывать, что президент Ирана - второе лицо в государстве. Он, безусловно, обладает полномочиями и самостоятельностью, однако по ключевым вопросам обязан следовать курсу и решениям аятоллы Хаменеи. А вот аятолла явно находится под довольно жестким прессингом со стороны как противников договоренностей с США, так и сторонников. Буквально перед отъездом Рохани в Нью-Йорк руководство Корпуса стражей исламской революции выступило с предупреждением президенту. Это предупреждение не было агрессивным или неуважительным - однако содержание носило скорее негативный характер по отношению к слишком поспешным шагам на сближение. Вряд ли КСИР выпускал несогласованное с ближайшим окружением рахбара заявление.

У Обамы - примерно такая же ситуация, однако он продолжает находиться в более стесненном положении - ему нужно разруливать сирийскую проблему, в которую он попал. Фактор времени для него играет гораздо большую роль, чем для Ирана - именно поэтому именно Обама продолжает выражать надежду, что вопрос с иранской ядерной программой удастся разрешить дипломатическими методами.

Пока идут танцы вокруг дипломатических нюансов, фактическим посредником выступает ЕС. Министр иностранных дел Ирана встретился с комиссаром ЕС по внешнеполитическим вопросам Эштон.

Иран требует гарантий положительного решения ядерной проблемы - или по крайней мере, недвусмысленных заявлений. Пока их нет - и не совсем понятно, слишком ли отчаянное положение у Обамы, чтобы пойти на этот шаг.

Вполне вероятно, что Рохани ждет выступления израильского представителя, а затем реакции на него Обамы или официальных лиц администрации. От Израиля зависит довольно много - он способен сорвать усилия Обамы или создать сложности для Рохани в плане возможной встречи с американским президентом.

В общем, пока все довольно зыбко, и какие-то итоги можно будет подводить после Генассамблеи, а главное - от резолюции Совбеза по Сирии. Эти вопросы слишком переплетены, и взаимоувязаны. Поэтому все стороны опасаются первыми начать распутывать этот клубок, чтобы не дать другим преимущество. Но оставлять ситуацию в сегодняшнем неустойчивом положении тоже нельзя.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #241 : 06/10/13 , 13:14:16 »
Совет Хаменеи
Аятолла Хаменеи в целом одобрил действия президента Рохани на Генеральной ассамблее и поддержал его действия по налаживанию отношений с США.

Однако рахбар продолжает позиционировать себя в роли арбитра, стоящего над схваткой внутри иранской элиты. Поэтому после поддержки Рохани он высказал и критические замечания в его адрес.
Видимо, перед Рохани стоят конкретные задачи и сроки, касающиеся как внешнеполитических, так и внутрииранских решений. В зависимости от их выполнения будет меняться и отношение рахбара к президенту. Пока главная задача - снятие санкций либо реализация альтернативных решений, с помощью которых можно рассчитывать на прорыв блокады вокруг Ирана.

В определенной мере такой альтернативный путь уже просматривается. Иран, Китай, Индия и Россия близки к тому, чтобы окончательно договориться о торговле с использованием валют друг друга. К подобным мерам могут присоединиться и другие страны - к примеру, Пакистан, который вполне обосновано опасается, что в следующем году может подвергнуться атакам международных террористических банд и своих собственных талибов. Пакистан полагает, что США могут воспользоваться поводом и обвинить его в разного рода нарушених при противодействии террористам.

Сроки, которые поставлены перед Рохани, судя по всему, максимально сжаты. Обстановка в регионе накалена, вероятность провокаций велика как никогда, поэтому качеством решений и США, и Иран придется жертвовать в обмен на скорость их принятия. Вероятность ошибок велика, и позиция Хаменеи, предостерегающего президента в том, что верить Штатам - дело очень опасное и сомнительное, выглядит вполне здраво. Поспешай медленно - вот его совет.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #242 : 10/10/13 , 11:17:37 »
Англия - Иран. Дипотношения
Великобритания намерена начать движение к восстановлению дипломатических отношений с Ираном. Об этом заявил ее министр иностранных дел.

Естественно, что были названы условия для начала такого процесса. Естественно, они неприемлемы для Ирана. Естественно, о них забудут сразу после того, как будут решены проблемы между Ираном и США.

Англия - один из важнейших мировых финансовых "перекрестков", и синхронизация восстановления дипотношений с американскими вполне читается - после снятия санкций Ирану потребуется очень быстро "распечатать" все воздвигнутые вокруг него барьеры. Англия в этом смысле ведет совершенно неотличимую от США политику, подчиняясь той силе, которая сегодня у власти в Вашингтоне.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #243 : 15/10/13 , 19:16:54 »
Переговоры "шестерки". Подробности
Становятся известными подробности иранских предложений, которые были выдвинуты на идущих в Женеве переговорах по ядерной проблеме. "...План состоит из трех этапов. Конечная цель: первое — Запад должен признать право Ирана обогащать уран, второе — Иран должен располагать ядерными технологиями в мирных целях, третье — санкции с Ирана должны быть сняты. При этом объемы обогащенного урана, до какого уровня он может быть обогащен, подлежат дискуссии..."
Как раз последнее и объясняет, в чем новизна предложений. Ранее Иран был категоричен в отношении глубины обогащения урана - 20%. Судя по всему, он готов снизить степень обогащения, что потребует от него пересматривать технологические параметры своих реакторов. Однако если это поможет в ускоренном порядке подойти к третьему, самому важному этапу переговоров - снятия санкций, Иран, похоже, готов на это пойти.

Вполне возможно, что Соединенные Штаты сочтут такое предложение приемлемым, так как это позволяет получить козырь в отношениях с Израилем, который обеспокоен именно степенью обогащения урана. Косвенно об этом можно судить по тому, что все сообщения об идущих переговорах отмечают гораздо более легкую атмосферу на них, некоторые даже упоминают слово "дружественные". Вряд ли это игра на публику - цели сторон во многом достигнуты, теперь нужно подводить черту, чего при взаимном согласии можно достигнуть очень быстро.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #244 : 17/10/13 , 10:12:59 »
Итоги встречи в Женеве
По словам главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, на переговорах «шестерки» и Ирана в Женеве стороны пошли на серьезные компромиссы. «Мы провели два дня полезных и плодотворных переговоров. Надеемся, что они станут новым этапом в создании атмосферы доверия», - сказал он, отказавшись при этом приводить детали переговоров.

Как отметил по окончании переговоров пресс-секретарь Белого дома Джей Карни, Вашингтон отмечает серьезность предложений, изложенных Ираном. По словам Карни, Иран представил «новое предложение с уровнем серьезности и содержательности, который мы не видели раньше».

Судя по всему, ожидания от встречи в Женеве вполне оправдались. До этого никогда стороны не высказывались столь оптимистично. То, что не достигнуты конкретные договоренности, никого не удивляет - сейчас начинается работа экспертов, которые должны проработать процедуры и снять неясности. Как уже сообщил иранский представитель, следующая встреча состоится буквально через несколько недель - на ней, как можно понять, будут обсуждаться уже вполне конкретные вопросы первого и второго этапа из предложенных Ираном трех.
Судя по скорости, с которой начался процесс согласования и жесткие сроки, отведенные на работу экспертов, и США, и Иран полны желания в срочном порядке - возможно, до Нового года - решить все принципиальные вопросы. В Иране финансовый год начинается в конце марта, и для Рохани будет политической победой начать его уже без санкций. Это серьезно укрепит его позиции внутри страны и поможет завоевать доверие со стороны рахбара.

Для Соединенных Штатов договоренности с Ираном тоже важны - помимо проблем с Саудовской Аравией, явно начавшей играть в самостоятельность, в 14 году начинается вывод войск из Афганистана с четкой перспективой прихода к власти Талибана, который так и не желает договариваться с Америкой. В отличие от мифической Аль-Кайеды Талибан - это реальная сила с самостоятельным пониманием своих действий. Для США важно будет выйти из Афганистана, сколотив коалицию, которая уравновесит талибов. И Россия, и Иран будут вынуждены противостоять Талибану - каждый по своим причинам, однако Иран под санкциями может просто не потянуть две холодных или даже теплых войны - на западе и востоке. Для Штатов нет смысла идти на договоренности с Ираном, держа нож за спиной, если через год он и так попадет в очень сложную ситуацию. Можно просто оставить все как есть.

Видимо, к концу ноября "шестерка" проведет еще две встречи с Ираном, после которых можно будет делать окончательные выводы о сроках достижения договоренностей и их содержании. Время пришло - и для США, и Ирана.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #245 : 27/10/13 , 00:37:52 »
Око за око
На границе Ирана и пакистанского Белуджистана иранские пограничники попали в организованную засаду, в которой погибли 14 человек. Ответственность за нападение пока не взяла на себя ни одна из действующих в приганичье группировок, однако иранские власти отреагировали крайне жестко - немедленно были повешены 16 боевиков-белуджей, сидящих в иранских тюрьмах.
Решение, безусловно, не из демократических и наверняка вызовет приступ бешенства у правозащитных организаций. Возможно, кстати, что оно создаст определенные проблемы и в диалоге Ирана с США - Обама будет вынужден учитывать истерику, которая начинает разворачиваться в западных СМИ. Тем не менее, вполне вероятно, что жесткий ответ иранских властей во многом оправдан - повстанцы-белуджи из сепаратистской организации Джундалла, которые, видимо, и стоят за нападением на пограничников, другого просто не понимают.

Джундалла (солдаты Аллаха), известная как Освободительная армия Белуджистана  - радикальная религиозно-сепаратистская организация суннитов-белуджей, которая действует на территории иранской провинции Систан и Белуджистан, требуя ее отделения от Ирана.

Наиболее известные теракты Джундаллы - взрыв шиитской мечети в городе Захедан в 2009 году. Погибли 25 человек, около 130 ранены. В 2007 году - нападение на автобус с бойцами КСИР. Погибли 18 человек. В 2005 году атакован город Тасуки, захвачены в плен и казнены более 20 заложников. Наконец, на встрече офицеров КСИР и представителей племен Белуджистана террорист-смертник сумел убить более 40 человек.

Иран очень серьезно относится к этой организации, так как основное население провинции - как раз белуджи. Несмотря на то, что оно составляет всего 2,5 миллиона человек, провинция имеет стратегическое значение для Ирана, так как по ней проходят основные транспортные пути в Пакистан и Индию. Также по территории провинции пролегает газопровод Иран-Пакистан, которому придается очень большое значение.
.
.

Иран подозревает Джундаллу в связях с Аль-Кайедой и ЦРУ, также проходили сообщения о том, что ее бойцов пытался использовать израильский Моссад. Во многом эти подозрения были подтверждены показаниями захваченного в плен руководителя Джундаллы Абдулмалика Риги, который дал показания о своих контактах с офицерами из ЦРУ и своей планируемой поездке на американскую базу "Манас" в Киргизии.

Скорее всего, все вместе и вынудило иранские власти отреагировать на вчерашнее нападение максимально жестко и оперативно. Насколько ответ окажется эффективным - сказать трудно, однако, скорее, иранцы понимают, что делают.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #246 : 03/11/13 , 16:01:02 »
Подготовка к встрече "шестерки" и Ирана
В Женеве начинаются предварительные консультации перед встречей "шестерки" с Ираном по ядерной программе. При всех намеках, знаках и встречах пока о выходе отношений США и Ирана на новый уровень можно говорить лишь гипотетически. Без заключения договоренностей и выполнения двух принципиальных требований Ирана - признания его права на обогащение урана и снятие санкций ("калечащих", как называют их в Иране) - никаких изменений в отношениях не будет.
Об этом заявил аятолла Хаменеи, хотя и облек сказанное в туманную дипломатическую форму. Подготовка к встрече ведется на фоне начавшейся сегодня поездки госсекретаря Керри по странам Ближнего Востока. Скорее всего, Соединенные Штаты уже приняли решение о скорейшем завершении переговорного процесса и помимо текущих дел, проинформируют о своем решении всех руководителей стран, в которых побывает Керри.
Обама исходит из невозможности проведения прежней политики в регионе. Поэтому ему предстоит в очень короткие сроки перевести ситуацию на Ближнем Востоке в принципиально иное состояние, по возможности необратимое. Видимо, можно ожидать от переговоров "шестерки" с Ираном либо на этой встрече, либо на ближайших, окончательного согласования условий отказа от санкций и принятия условия Ирана о его праве на обогащение.

Вряд ли США пойдут на полное согласие с условиями аятоллы Хаменеи. Обогащение урана до 20%, скорее всего, иранцам не удастся отстоять - и недавние заявления министра иностранных дел Ирана говорят о том, что иранцы готовы в этом вопросе пойти на компромисс. Но так или иначе, если эти два условия будут приняты и согласованы, ситуация в регионе существенно изменится - и в очень короткое время.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #247 : 11/11/13 , 15:32:41 »
Шантаж
Иран обозначил свою "красную черту" при переговорах о ядерной программе. Президент Рохани заявил, что Иран не станет торговать своим правом на обогащение урана. Это заявление было сделано вчера в Тегеране после завершения встречи "6+1" в Женеве.
При этом Рохани не стал уточнять, что именно включает в себя право на обогащение. Это означает, что Иран готов на компромиссы, касающиеся реализации этого права, готов обсуждать степень обогащения и количественные параметры - но не будет обсуждать само право.
Скорее всего, следующая неделя до 20 ноября уйдет на шлифовку проблем, по которым так и не удалось договориться - однако основную проблему представляет теперь Франция. Ее требование закрыть тяжеловодный реактор в Араке, скорее всего, сопряжено с требованием гарантий Ирана на заключение контрактов на постройку французских реакторов - таки образом французское правительство может обеспечить свою атомную промышленность как заказами на строительство, так и на поставку топлива для этих реакторов.

Если Иран пойдет на эти уступки, он рискует получить аналогичные требования и от других участников "шестерки", включая, кстати, и Россию. Шантаж - а именно так назвал позицию Франции министр иностранных дел Ирана - всегда опасен тем, что он бесконечен. Видимо, поэтому иранская делегация пошла на перенос переговоров, но не поддалась на шантаж Франции.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #248 : 17/11/13 , 14:41:43 »
Альянс двух
Тель-Авив и Эр-Рияд обсуждают возможность атаки на Иран, сообщает The Sunday Times со ссылкой на дипломатические источники. Нападение последует, если результаты переговоров по иранской ядерной программе не удовлетворят обе страны.

Будь "в доле" Соединенные Штаты, угроза могла бы казаться серьезной и весомой - однако без них коалиция Израиля и Саудовской Аравии вряд ли могут надеяться на какой-то эффект. Ядерная программа Ирана - это несколько десятков объектов, причем наиболее критические важные из них защищены не только системами ПВО, но и мощными горными породами, пробить которые одним налетом совершенно невозможно. Последствия же такой агрессии могут стать крайне непредсказуемыми для самих агрессоров.
Сами по себе точечные воздушные налеты в таком случае будут обычным террористическим актом, который никак не способен изменить обстановку в пользу террористов. Добиться результатов можно только системной и продолжительной воздушной войной. Пожалуй, в последние несколько десятилетий только война против Югославии имела такой вид и позволила достичь приемлемого для агрессора результата. Только вот в этот раз повторения такой войны точно не получится - без США она попросту невозможна.

Видимо, речь идет о психологическом давлении - других инструментов в распоряжении альянса противников Ирана в сущности нет.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #249 : 18/11/13 , 15:44:19 »
Альянс двух (2)
Информация о переговорах Саудовской Аравии и Израиля по вопросу возможного нанесения удара по Ирану в случае подписания договора между ним и "шестеркой", имеет и еще одно измерение.
Израиль уже получил огромное преимущество после того, как августовский кризис вокруг Сирии завершился решением о ликвидации ее химического оружия. Рисковать им, ввязываясь в откровенную авантюру с Ираном, Израиль может только если надеется получить еще один выгодный для себя результат. И это точно не ликвидация ядерных объектов Ирана.

Вряд ли израильские генералы не отдают себе отчет в том, что "выбомбить" ядерную программу Ирана они просто не в состоянии, да и нанести ей критический ущерб несистемными ударами с воздуха вряд ли возможно. Бесконечно рассчитывать на неуязвимость своих Хель Хавир нелепо - ПВО Ирана может вдруг неприятно удивить, тогда ситуация повернется совсем в нежелательную для Израиля сторону.
Более вероятно, что израильтяне рассчитывают на то, что Иран, атакованный через территорию Саудовской Аравии, ответит - но ответит именно саудитам, ограничившись угрозами в адрес Израиля, но при этом не предпринимая против него сколь-либо серьезных ответных шагов.

Основание для такого расчета есть - антиобамовские силы в США крайне сильны, и они же являются союзниками Израиля. Ставить Обаму перед очередной "красной чертой" второй раз за полгода иранцы могут не рискнуть - в случае ответа по Израилю американский президент не сможет остаться в стороне. Тогда все предыдущие усилия последнего года пойдут насмарку.

Ответ по Саудовской Аравии развяжет арабо-персидскую войну, но как раз здесь США могут дистанцироваться от нее - тут Королевству могут вспомнить всё и сразу - и нарушения прав человека, и недемократичность, и поддержку террористов, возможно, даже всплывет что-то из истории теракта 911. Таких "союзников" защищать как-то не с руки.

Интерес Израиля в этом случае - обескровить Иран, который понесет потери, и даже отмена санкций не позволит ему продолжить ни ядерную программу, ни какое-либо развитие на несколько лет.

Нужно еще учитывать, что война (или даже просто конфликт) между крупнейшими нефтяными державами весьма предсказуемо потащит за собой такое количество последствий, что мирить и принуждать к миру драчунов будет все мировое сообщество - а борьба за мир обычно приводит к еще большей военной конфронтации. Это, кстати, вписывается в концепцию ликвидации кризиса США через масштабный военный конфликт за их пределами, которую исповедуют республиканцы - и весьма возможно, что как раз они стоят за израильтянами, которые планируют столь серьезную провокацию с использованием перепуганных сговором США и Ирана Аль Саудов.

Парадокс в том, что Аль Сауды тоже прекрасно понимают, что война между Королевством и Ираном чревата тяжелейшими последствиями на рынке нефти, которые выходят далеко за пределы местечковой разборки. И в этом случае Саудовская Аравия может пойти на альянс с Израилем в деле наказания Ирана как раз исходя из этой оценки рисков. Саудиты могут рассчитывать на то, что ответный удар по Израилю, даже чреватый резким осложнением отношений Ирана с США, покажется аятоллам более предпочтительным, чем конфликт с Саудовской Аравией.

Говоря иначе - и Израиль, и Саудовская Аравия рассчитывают использовать друг друга и подставить под ответный удар Ирана, чтобы самим остаться в стороне, получая вполне ощутимую выгоду. Так что ни о каком союзе Аль Саудов с Нетаньяху речи нет - и та, и другая сторона рассчитывают обмануть друг друга. Вполне возможно, что в рукавах у каждого уже находятся козыри, которые они постараются выложить в подходящий момент и ошеломить не столько Иран, сколько "коллегу" по сговору.

Если это так, то информация о переговорах между Саудовской Аравией и Израилем о возможности нанесения удара по Ирану может и соответствовать истине. Правда, всегда есть вероятность, что предварительные планы могут рухнуть - если провокаторы сочтут риск неприемлемым, они могут и отказаться от них.

Тонкость момента заключается еще и в том, что переговоры с властями Саудовской Аравии ведут представители Моссад, а не военные - то есть речь идет именно о политическом аспекте, а не военном. До военных дело еще не дошло - а значит, стороны пока ведут речь о подходах, а не о конкретных мероприятиях.

Переговоры "шестерки" с Ираном состоятся уже скоро - и времени для окончательного решения у Саудовской Аравии и Израиля не так уж и много. Какое оно будет в итоге - скорее всего, они и сами еще не знают.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #250 : 24/11/13 , 15:23:20 »
Рамочное соглашение
Первый шаг к переформатированию Ближнего Востока по новой концепции сделан. В Женеве подписано рамочное соглашение "шестерки" и Ирана. Это далеко не конец - за полгода нужно будет урегулировать массу проблем, причем и вполне концептуального свойства. Однако президент Рохани может считать себя несомненным победителем - практически не потеряв ничего из имеющегося, он вернул ситуацию на уровень двухлетней давности.
Плутониевое развитие ядерной программы Ирана, по всему видимому, закрыто. По крайней мере, Запад и Россия в этом вопросе оказались едины - самостоятельно Ирану не дадут вести исследования и работы в этой области. Только уран. При этом похоже, что тяжеловодные реакторы и плутониевая программа не закрыты окончательно - торговля Франции за концессии вполне может означать, что это направление будет передано внешним игрокам, которые неплохо заработают на строительстве и производстве топлива этой программы. Теперь единая позиция "шестерки" будет диктоваться противоречиями внутри нее, связанными с дележкой иранского ядерного рынка - и Иран наверняка будет играть на этих противоречиях.
США разморозили банковские активы - всего их около 10 млрд долларов, из которых 3 обещано передать Ирану сразу. Сняты ограничения в автомобильной отрасли и нефтехимической. Скорее всего, есть и дополнительные, не упомянутые пока в СМИ снятые ограничения.

Среди проигравших - Израиль и Саудовская Аравия. Причем если у Израиля есть поле для маневра, у Королевства его нет. Если Аль Сауды не склонят гордые выи перед изменившейся ситуацией - их хладнокровно спишут. Склонят - возможно, оставят как есть. Никому не нужны потрясения и проблемы - но в случае их появления будут решать.

Однако скорее всего, Сауды не согласятся с подчиненной ролью - слишком неопределенная для них ситуация складывается. Поэтому очень скоро мы можем увидеть потрясения уже на Аравийском полуострове.

Противники Обамы в США тоже потерпели поражение. Оно выходит за рамки тактического - и на память приходят слова Иосифа Виссарионовича о том, что по мере продвижения к социализму сопротивление врагов будет нарастать. В данном случае очень похожая аналогия - чем ближе Обама будет к реализации своей стратегии, тем меньшее поле для маневров остается у его противников. И они просто обязаны будут предпринимать какие-то шаги.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #251 : 03/12/13 , 22:00:49 »
Территориальный спор

Иран
сообщил о готовности провести переговоры с Саудовской Аравией. Судя по заявлению министра иностранных дел, речь может пойти о предварительных консультациях, предметом которых должна стать новая система безопасности региона. Кроме того, иранцы надеются обсудить и территориальные проблемы - между Ираном и ОАЭ имеется неурегулированный спор о принадлежности островов Абу Муса, Большой и Малый Томб. Этот спор крайне беспокоит Саудовскую Аравию, так как стратегическое положение островов позволяет Ирану угрожать всем государствам Залива перекрытием Ормузского пролива.

Эта проблема имеет 30-летнюю историю и так и не разрешена. В свое время ЛАГ предложила передать этот вопрос на рассмотрение международного суда в Гааге. Предложение ЛАГ, кстати, поддержал и Муаммар Каддафи, чем дополнительно усложнил свои отношения с Ираном. Если исчезновение видного духовного лица Мусы Садра еще можно было списать на происки западных спецслужб, стремящихся поссорить Иран и Ливию, то откроенно недружественная позиция Ливии по отношению к иранской версии принадлежности островов окончательно поставила отношения двух режимов в положение крайне неприязненных.

Основная проблема заключается в подходах. Иран предлагает разделить весь Персидский залив между прилегающими государствами в равных пропорциях - по 20% шельфа Залива каждой стране. Соответственно, территориальный вопрос принадлежности островов по мнению иранцев, нужно решать, исходя из этого принципа. Введя его явочным порядком, Иран захватил спорные острова вблизи Ормузского залива, чем и недовольны все страны региона.

Предложение Ирана обсудить территориальный спор выглядит откровенной уступкой, так как ранее иранцы категорически отказывались поднимать эту тему. В периоды обострений ситуации в Заливе иранские гарнизоны на островах приводились в состояние полной боевой готовности и были готовы к ведению боевых действий, что немедленно ставило под угрозу все судоходство в Заливе.

В случае, если территориальная проблема будет разрешена, новую систему безопасности можно будет выстраивать, исходя из ее отсутствия. Это, безусловно, серьезно облегчит ситуацию в регионе. Однако готова ли Саудовская Аравия к ее решению - большой вопрос. В Королевстве есть группировки, для которых напряженность с Ираном дает повод для своего собственного усиления, и поэтому однозначного ответа - примет ли Саудовская Аравия предложение Ирана, нет.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #252 : 10/12/13 , 17:23:49 »
Визит Лаврова в Тегеран
Завтра и послезавтра министр иностранных дел Лавров проводит визит в Иран. Это не дежурная поездка, скорее окончательная подготовка к встрече Путина и Рохани. По протоколу, ответив на приглашение иранской стороны, именно Путин посетит Тегеран - видимо, поэтому и Лавров едет к своему коллеге, а не наоборот.
Поездка такого уровня, безусловно, всегда важна, а в складывающихся вокруг Ирана "новых подходах" важна дважды. Иранцы рассматривают смягчение позиции США как чисто торговую сделку - ни о каком партнерстве речь не идет. Политика США в регионе пока не сформулирована, а шараханья Обамы от "братьев-мусульман" к иранским аятоллам лишь подчеркивает, насколько тактическими соображениями она руководствуется в настоящее время.

В этих условиях Россия может укрепить именно партнерство с Ираном - но для этого необходимо решить ряд вполне заждавшихся проблем.

Первая - статус Каспия. Если во времена СССР Каспийское море было разделено по вполне логичному правилу определения территориальных вод как части акватории, ограниченной отрезком, проведенным между крайними точками границ Ирана и СССР, выходящими к морю, то сейчас подходы серьезно различаются. Есть секторальный подход, по которому все пять прикаспийских государств получают свой сектор, образованный лучами, выходящими из центральной точки моря к оконечности их границ. Есть принцип срединной линии, по которой действует правило 200-мильной зоны, ограниченной срединной линией, проведенной по морю, есть и другие предложения - скажем, поделить поровну - по 20% каждой стране. Согласия нет пока ни по одному из подходов. И это осложняет отношения каспийских государств. В этих условиях США, объявившие Каспий зоной своих жизненных интересов, пытаются ловить в такой мутной воде свои рыбки.
Еще одна проблема - иранский газ. Сирийская война выходит на свою финишную прямую - несмотря на идущие боевые действия, особого сомнения в ее итогах нет. Однако пока речь идет об итогах военных - политические баталии впереди. Так называемый "сирийский крест", образованный маршрутами поставки газа из Ирана в Сирию и из Катара в Турцию, ощутимо превращается в "иранскую прямую". Катар проиграл и уже заключает договора с Турцией на поставку СПГ, отказавшись от идеи прокладки трубы.

Россия спокойно относится к Арабскому газопроводу по двум причинам. Во-первых, внутреннее потребление газа в самом Иране растет - за десятилетие оно выросло вдвое с 70 до 140 млрд кубометров. Поэтому экспорт газа ограничивается мощностями добычи и ростом внутреннего потребления. Кроме того, Арабский газопровод Иран-Ирак-Сирия с пропускной способностью в 40 млрд кубометров в год практически полностью будет работать на нужды региона - до Европы газ не дойдет.

Вторая причина спокойствия России - понимание того, что Иран категорически не желает делать Турцию транзитной страной. Турция, встав на сторону врагов Ирана в сирийском конфликте, объективно исключила себя из числа партнеров Тегерана, сделав ставку на Доху (и проиграв). Турция интересна Ирану как потребитель ее газа - но и только.

Однако в долгосрочной перспективе Россия должна учитывать амбиции Ирана и возможность прокладки дополнительной ветки иранского газопровода для поставки иранского газа в Европу. Именно поэтому важно уже сейчас застолбить за собой позиции в Сирии и договориться о разделе влияния с Ираном в этой стране.

Наконец, еще один блок вопросов связан с региональными проблемами. Иран очевидно нуждается в технологиях - и Запад готов их предоставить в обмен на "привязывание" Ирана к западной системе безопасности Ближнего Востока, которая не слишком нравится России. Очевидно, что готовящееся обрушение Саудовской Аравии не отвечает интересам России, так как разрушает баланс в исламском мире и добавляет хаос в нем. Иран при всех своих сложных отношениях с Королевством, тоже не готов к окончательному решению саудовского вопроса. В этом случае ему придется брать на себя ответственность за весь регион, к чему Тегеран явно не готов и попросту истощит свои ресурсы на умиротворение Ближнего Востока.

С другой стороны, Иран вполне обоснованно опасается изменения позиции России. Фактическое предательство, которое выразилось к отмене контракта на поставку С-300 (еще одна тема переговоров президентов)  лишь укрепляет эти подозрения. Израильское направление российской политики тоже вынуждает Тегеран учитывать возможные сложности в отношениях с Россией. В общем - полное доверие между Москвой и Тегераном отсутствует. Его нужно укреплять и подтверждать.

Кроме этого, есть сугубо практические текущие дела - причем не только тактического плана. Ядерная программа Ирана "распечатана" и начинается борьба за этот очень перспективный рынок. Иран хочет продолжить строительство ядерных энергоблоков и получить гарантии поставки топлива. Ирану нужно завершить свою собственную топливную программу и довести ее до логического завершения. Есть проекты торгового сотрудничества, переспективы и в военно-технических связях. Так что круг проблем, которые должны обсудить президенты России и Ирана, вполне широк.

Поездка Лаврова должна подготовить встречу президентов и выделить те вопросы, которые будут обсуждаться ими. После этого можно будет говорить о сроках визита Путина.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #253 : 11/12/13 , 15:43:43 »
Лавров в Тегеране
Сергей Лавров прибыл в Тегеран. Объявлено о двух основных темах визита - итоги конференции в Женеве по ядерной программе Ирана и согласование позиций перед конференцией по Сирии, которая начнется 22 января. Еще одним вопросом поездки Лаврова должна стать подготовка визита президента Путина в Иран.
http://www.1tv.ru/news/world/248057
Против участия Ирана в конференции по Сирии продолжает высказываться Саудовская Аравия, однако, похоже, что она уже смирилась с такой возможностью. Будут ли обсуждаться собственно сирийские события - неизвестно. Иран и Россия не пересекаются в вопросах помощи Сирии, поэтому особо координировать свои действия им не приходится.

У Ирана в Сирии есть своя проблема - у союзной ему "Хезболлы" довольно высокие потери. Боевики опубликовали информацию о том, что обладают списком почти из 1000 имен погибших бойцов "Хезболлы". Трудно сказать, насколько им можно верить, однако если они и преувеличивают, то не намного. "Хезболла", по сути - такие же партизаны, которые не обладают армейской выучкой и дисциплиной. Кроме того, ее отряды сражаются на самых тяжелых направлениях, так что вполне возможно, что потери действительно высоки.

Американцы во время боев за Кусейру публиковали информацию о том, что "Хезболла" может выставить на сирийский фронт около 5 тысяч человек. Весь же мобилизационный потенциал организации - около 20-25 подготовленных бойцов. Сейчас половина из них занята в боях за Каламун со стороны Ливана. Больше "Хезболла" не может направить в Сирию, опасаясь за свою южную границу.

Высокие потери в таком случае могут вынудить корректировать планы применения "Хезболлы". Если учесть, что штабным планированием во многом занимаются как раз иранские военные, возможно, что им придется принимать решение об отправке в Сирию уже не только военных советников, но и полноценных боевых подразделений, чтобы компенсировать потери союзников.

По многим соображениям это нежелательно для всех, но обстановка диктует необходимость завершения операции в районе Каламун до конференции в Женеве.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: ИРАН
« Ответ #254 : 06/01/14 , 12:13:11 »
Мигранты

Опубликована информация о возможном перемещении 3 тысяч боевиков организации "Моджахеддин-е-Хальк" из Ирака в Румынию. Формальный повод - иракские власти настаивают на вывозе этих людей с территории бывшей военной базы США, расположенной на территории страны.
Почему проблема вывоза возникла сейчас - особого секрета нет. Судьба этой группировки была одним из пунктов переговоров по ядерной программе Ирана. Иран настаивал на перемещении ее подальше от своих границ - наличие мощной, хорошо оснащённой, имеющей на вооружении артиллерию, танки и даже вертолеты и самолеты боевой группы, имеющей опыт спецопераций, естественно, беспокоит иранские власти. Примерно такое же отношение к МЕК и у властей Ирака.

МЕК, несмотря на то, что в ее названии есть слово "моджахеды", не исламистская группировка. Ее генезис - в студенческих левацких организациях 60-70 годов, которые возникали в Европе, на Ближнем Востоке - даже в Саудовской Аравии в микроскопических дозах, но тоже существовали такого рода группки. В этом смысле Организация моджахедов иранского народа (это перевод названия МЕК) ближе к немецкой "Роте армее" или итальянским "Бригаде росса". Тем не менее, крови на ее руках куда как больше, и современные джихадисты могут с завистью смотреть на достижения иранских моджахедов. Иран обвиняет группировку в убийствах от 50 до 70 тысяч человек за период ее существования.
Сейчас, как считается, МЕК находится на "балансе" израильтян и именно ее боевики используются для совершения диверсионных операций на территории Ирана. К ним относятся и периодические убийства ученых-ядерщиков. Перед последними выборами президента Ирана в прошлом году МЕК была приведена в полную боевую готовность вплоть до эвакуации своих семей на территорию Испании.

Решение о перемещении террористов (которых США как раз теперь террористами не считают) в этом случае - элемент договоренностей между Штатами и Ираном. Интересно то, что переправлять их хотят в Румынию. Вряд ли это решение будет воспринято с восторгом соседями - МЕК давно работает за деньги просто потому, что ничего другого делать не умеет, да уже и не дадут.

Гарантировать, что боевики не подрядятся на какую-нибудь шабашку в регионе, не может никто, а тотальная безыдейность вождей группировки делает её невосприимчивой к любым символам - боевики одинаково равнодушно относятся как к религии, так и к светским идеалам. Им все равно, кого убивать.

МЕК - весьма специфическая группировка в современном террористическом интернационале, не имеющая аналогов именно отсутствием у нее хотя бы намека на идеологическую составляющую. Нет, безусловно, политическое крыло ОМИН Национальный совет сопротивления Ирана (НССИ) декларирует определенные принципы, но в целом служит лишь прикрытием основной деятельности боевого крыла.
.
Лидер НССИ Мирьям Раджави выглядит скорее медийным символом для внешнего употребления, став руководителем политического крыла после исчезновения в 2003 году своего мужа Масуда из информационного пространства (а возможно, и жизни).