Поколение «5 минус»: разносортица в отечественном небе
К 2020 году российские ВВС ждет масштабное обновление парка боевых самолетов. Только одних истребителей марки «Су» военные летчики должны получить не менее 440 штук. Среди них новейшие комплексы 5-го поколения Т-50, созданные на базе российско-индийского истребителя Су-30МКИ – Су-30СМ, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 (http://army-news.ru/2011/02/su-34-postupaet-na-sluzhbu/) и многофункциональные истребители Су-30М2. Появление этих машин должно существенно поднять боевой потенциал ВВС. Однако эксперты выражают опасение, что подобная разносортица похожих по боевым возможностям машин, напротив, приведет к обратному эффекту.(http://army-news.ru/images_stati/pokolenie_5_minus_1.jpg) (http://army-news.ru/images_stati/pokolenie_5_minus_1.jpg)Истребители Т-50 (ПАК ФА) демонстрирует свои высокие летные качества на авиасалоне МАКС-2013 в Жуковском
С истребителем Т-50 (ПАК ФА) (http://army-news.ru/2013/06/istrebitel-pak-fa-v-podrobnostyax/) все более или менее понятно. Эта машина – квинтэссенция всего современного, что есть в российской авиации. Истребитель, в котором реализован целый ряд инновационных решений, связанных с разработкой технологий снижения заметности, новых конструкционных материалов и покрытий, искусственного интеллекта, элементной базы, выводящих наше военное авиастроения на принципиально иной технологический уровень.
А вокруг Су-30СМ и Су-35 пока больше вопросов, чем ответов. И главный из них, зачем российским ВВС покупать сразу несколько типов близких по боевым возможностям самолетов, когда можно, а скорее нужно концентрировать ресурсы на закупках одного истребителя. Планомерно заниматься его совершенствованием и модернизацией, как это делают большинство западных производителей.
Например, те же США, которые с 2010 года в ожидании появления новейшего F-35 ведут масштабную программу доработки своего авиационного парка, модернизируя истребители-бомбардировщики F-15Е «Страйк Игл». Которые сегодня получили новые оптические прицельные контейнеры «Снайпер», вместо доработки штатного радара AN/PG-70 появились подвесные РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon и новые авиационные средства поражения. В ходе такой модернизации улучшаются не только боевые характеристики, но и продляются в два раза – с 16 до 32 тыс. часов – ресурсные характеристики.
По расчетам американских военных, обновленные F-15E прослужат еще 10–15 лет. В нынешнем году по этой же программе начата модернизация 300 истребителей F-16, ранее планировавшихся к замене новейшими F-35. Получившие новые многофункциональные радары, прицельные комплексы, а до этого оборудованные новыми подвесными прицельными контейнерами «Снайпер», по своим боевым возможностям стали идентичны более дорогим F-15E.
ПРЕДЕЛ РАЗВИТИЯ
Подобный путь развития сегодня предлагает и созданный на базе российско-индийского Су-30МКИ истребитель Су-30СМ. В рамках госпрограммы вооружении до 2020 года ВВС планируют получить не менее 60 таких машин. По своим боевым характеристикам Су-30СМ уже сейчас выводит российскую авиацию на новый уровень боевых возможностей. Машина имеет сверхманевренность, хороший комплекс бортового оборудования, радар, обеспечивающий обнаружение крупноразмерных морских целей на дальности до400 кмс разрешением20 м, а также малоразмерных целей на дальности до120 км.
Дальнейшее увеличение боевых характеристик производители машины связывают с установкой на истребитель контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для обнаружения и поражения малоразмерных наземных целей. И, несмотря на то что подобный подход несколько ухудшат другие характеристики самолета, тем не менее, он укладывается в общемировую тенденцию модернизации стоящей на вооружении техники.
Для российских ВВС Су-30СМ хорош тем, что это фактически самолет с «полки» – отработанный, проверенный годами эксплуатации, а главное – серийно изготавливаемый (Иркутский авиазавод способен производить в год до 30 истребителей, что практически соответствует советским объемам производства предприятия).
Но есть одно существенное «но». Технический облик Су-30МКИ (http://army-news.ru/2012/10/samolyot-pobeditel-su-30mki/) и их почти полного аналога Су-30СМ был сформирован в середине – конце 90-х годов, что, собственно, ограничивает возможности наращивания их боевых возможностей и поддержания высокой конкурентоспособности России в сегменте тяжелых истребителей на внешнем рынке. Кроме того, никто до сих пор не знает спецификацию бортового оборудования этой машины, поставляемой ВВС России.
Так как Су-30СМ изначально создавался по заказу Индии с использованием французского, израильского и индийского оборудования, то весьма вероятно, что в таком виде он поступает и в российские ВВС. И тут не нужно особого конспирологического мышления, чтобы предположить, чем это может быть чревато. Об этом хорошо дал понять перебежчик из ЦРУ Эдвард Сноуден. Как и опыт эксплуатации западного военного оборудования и техники армиями Ирака и Ливии, которое в ходе военного конфликта с США просто перестало работать.
Для успешного экспорта нам нужны новые решения. Главное из них, конечно же, Т-50, а до его появления радикальное решение вопроса обновления парка российских ВВС может быть найдено только на пути закупок новых истребителей поколения «4++», таких как Су-35 (http://army-news.ru/2011/09/protivostoyanie-su-35-protiv/).
.ЦЕЛИКОМ http://army-news.ru/2013/10/pokolenie-5-minus-raznosortica-v-otechestvennom-nebe/ (http://army-news.ru/2013/10/pokolenie-5-minus-raznosortica-v-otechestvennom-nebe/) .
О новом меме от Путина (https://burckina-new.livejournal.com/1359659.html)
20 сентября, 8:59
Путин по случаю сбития "союзниками" нашего Ил-20 в Сирии родил очередной мем: цепь трагических случайных обстоятельств.
Ну да, если ходить с открытым огнем - спичкой или сигаретой - по складу ГСМ, то рано или поздно произойдет чисто "случайное" возгорание этого склада. Только это не никакая ни случайность будет, а закономерность.
Если ты влез в чужую драку с мутными, противоречивыми целями, то рано или поздно тебе тоже прилетит в лицо. И это будет не цепь случайностей, а закономерность. Или как говорил чукча, глядя на падающих с обрыва оленей: тенденция, однако.
Все выше, и выше, и выше стремим мы маразма полет… (https://kungurov.livejournal.com/260733.html)
[/color
Выполняя поручение читателей написать о путинских вундервафлях, предавался на досуге размышлениям на заданную тему и, памятуя о том, что все познается в сравнении, пришел к выводу, что любые две произвольно взятые современные армии в принципе не способны вести друг против друга современную войну – нет у них для этого адекватного ударного оружия. Вот, казалось бы, всяких пукалок, бахалок и шмалялок – широчайшая номенклатура. Изучаешь тактико-технические характеристики – только и остается что восхищаться, снимать шляпу и благоговейно млеть. Но стоит представить конкретное чудо-юдо конструкторской мысли и инженерного гения в реальном бою, понимаешь: никто его в бой не пошлет.( Свернуть )
Ибо вступают в силу не тактические, а чисто экономические соображения: расчетная потеря стратегического бомбардировщика (ракетоносца) стоимостью в миллиард при попытке нанести противнику ущерб, оцениваемый в 100 миллионов принесет больше вреда, чем пользы. Более того – само производство этих чудовищно дорогих машин для убийства наносит обществу такой экономический урон, каковой не способен нанести самый матерый вражина. Так что можно долго высмеивать как мультяшные путинские супер-ракеты, так и реальные картонные танки, корабли-самотопы и парадные самолеты. Однако, положа руку на сердце, стоит признать, что и у потенциального противника аналогичное оружие. Пусть оно лучше, современней, и высокотехнологичней, но для реальной войны с серьезным противником не годится.
Вот давайте для примера рассмотрим такую чудо-птицу, как стратегический ракетоносец Ту-160, гордость советского авиастроения, шедевр конструкторской мысли и все такое прочее. Да, к путинской России сия вундервафля отношения не имеет, однако кремлевские стратеги уже второе десятилетие мамой клянутся, что возобновят производство этой птички под индексом М2. И хотя по своим бумажным ТТХ Ту-160 превосходит или, по крайней мере, не сильно уступает по соответствующим характеристикам американскому B-1 Lancer, ответом на который он является, стоит обратить внимание на то, что даже американцам их «Ланцер» в том виде, в котором задумывался, оказался бесполезен.
Создавалась эта машина с изменяемой геометрией крыла в качестве носителя крылатых ракет с ядерной боеголовкой ALCM (AGM-86А), однако к моменту ее создания и принятия на вооружение в 1985 г. американские военные резонно заявили, что ракета, для пуска которой необходимо подкрадываться к цели на 1200 км, их не устраивает, потому что в этом случае ударным самолетам придется входить в зону действия ПВО потенциального противника. Таковым на тот момент мог быть только СССР, обладающий вполне современными средствами ПВО, причем в громадном количестве, позволяющим создавать плотную, глубоко эшелонированную противовоздушную оборону, против которой даже передовые средства РЭБ окажутся малоэффективными. Короче, Пентагон потребовал сваять ракету с дальностью 2400 км, что и было исполнено в виде боеприпаса AGM-86B. И тут внезапно выяснилось, что сия грозная 6-метровая крылатая ракета не влезает в боевой отсек «Ланцера», имеющий габариты четыре метра по длине.
Военные плюнули и переделали в начале 90-х все ракетоносцы B-1, которых уже наклепали аж 100 единиц на сумму более чем в 20 миллиардов, в обычные бомбардировщики. То есть сама концепция маловысотного прорыва с огибанием рельефа местности с пуском крылатых ракет, поражающих вражеские объекты с хирургической точностью, полетела к черту. Теперь «Ланцер» предназначался для того, чтобы сыпать чугуняку, начиненную гексогеном, по площадям с заоблачных высот. Этим он и занимался в Югославии, Ираке и Афганистане.
Возникает резонный вопрос: а на кой ему в этом случае сверхзвуковая скорость, крыло изменяемой геометрии, прожорливые двигатели, наворочанная система РЭБ и прочие дорогие, но совершенно бесполезные ништяки? Ах, как прекрасно смотрелся хищный силуэт на фоне закатного неба! Угу, забудьте об этом, к ераплану приделали внешнюю подвеску, чтоб довести боевую нагрузку до 60 т, что его аэродинамику убило к едрене-фене. Ну, тупо нерентабельно стало гонять его на тысячи километров на сверхзвуке для того, чтоб доставить по адресу 30 т фугаса. Получился какой-то уродливый гибрид сверхзвукового стратега со штурмовиком. Впрочем, не спорю, если бы американцы решили устроить показушный военный парад, то его воздушная часть в исполнении «Ланцеров» весьма впечатлила бы публику.
Что касается Ту-160, то он безнадежно устарел еще на этапе проектирования. Задумывался этот межконтинентальный ракетоносец именно как средство прорыва эшелонированной ПВО противника на сверхзвуковой скорости. Военные таким образом пытались наверстать отставание в стратегической авиации от США. Однако с момента создания первых эскизов в 1967 г. до принятия на вооружение в 1987 г. средства противовоздушной обороны столь стремительно совершенствовались, что выражение «прорыв эшелонированной ПВО» превратилось в синоним слова «самоубийство».
То есть по назначению эта дорогая и красивая игрушка изначально не могла использоваться. У советского руководства хватило ума поставить крест на баснословно дорогом проекте создания ракетоносца Т-4, способного разгоняться до 3200 км/ч, то есть могущего уходить от истребителей-перехватчиков, но гораздо более тихоходный Ту-160 (максимальная скорость 2200 км/ч) на кой-то хрен запустили в серию. Правда, до развала совка сделать успели всего 35 машин (из них 8 предсерийных), из которых сегодня в строю осталось 16. Сколько из них способно взлететь, неизвестно, но эксперты полагают, что от 4 до 8.
И вот теперь генералы в целях поддержания боевого духа ваты клянутся, что не пожалеют холопьих налогов, но таки развернут производство «новейшей» модели Ту-160 М2, которая станет еще «более лучше», чем ракетоносец первой версии, потерявший всякий смысл 40 лет тому назад. Расчетная стоимость единицы продукции – 16 млрд руб. Это еще без учета распила. Остается надеяться лишь на то, что бабло спиздят, но ничего не будут делать, ибо только разворачивание реального производства сожрет уйму денег, не поддающуюся подсчету. В СССР в производственной цепочке по созданию этих красивых, но дорогих и бесполезных пепелацев участвовали порядка 800 предприятий, большинство из которых приказали долго жить.
Но, даже если допустить, что сия вундервафля лет через 10 вновь будет поточно производиться, применить ее по назначению будет невозможно даже гипотетически. Дело в том, что сегодня для подобного класса самолетов приоритетным является не скорость, а радиолокационная незаметность. У янки есть стратегический бомбардировщик B-2, где все, что только можно, принесено в жертву увеличению незаметности. Правда, результат оказался скромным – абсолютной прозрачностью в воздухе «Спирит», конечно, не обладает, и американские военные пришли к выводу, что использовать его без самолетов прикрытия, которые будут подавлять ПВО противника, нецелесобразно. А если ПВО противника руинирована, то теряется смысл в использовании невидимок B-2, которые несут вдвое меньшую боевую нагрузку, чем старенькие B-1B, обладающие технологией частичной незаметности.
Сделать малозаметным Ту-160 принципиально невозможно без радикального пересмотра конструкции. Соответственно, радары противника засекут его задолго до выхода на рубеж атаки и гораздо раньше, чем сама «тушка» обнаружит цель. Дальнейшая героическая гибель машины и экипажа в результате массированного пуска ракет (возможно, даже гиперзвуковых) станет неплохим материалом для пропаганды в духе «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», но и только-то.
Кто-то возразит: мол, мы не собираемся воевать с НАТО, а насекомить террорюг в радиусе 7,5 тыс. км от наших границ – вполне себе актуальная задача. Вот, например в Сирии… Ну да, помню, как по зомбоящику целый день вечерние мудозвоны оргазмировали после того, как крылатой ракетой Х-500 в пустыне был разворочан какой-то стратегический сарай моджахедов. Ну, или не был разворочан, поскольку куда эта ракета попала, и попала ли вообще, неведомо. Но запулили ее весьма зрелищно. Однако встает вопрос цены: стоило ли тратить десяток-другой миллионов долларов, чтобы нанести противнику ущерб в 10 тысяч? И вообще, назовите мне хоть одну причину, по которой данную задачу не мог выполнить обычный штурмовик?
Ладно, допустим, что гипотетически дальняя авиация может быть использована, например, для заброски группы спецназа или нанесения точечного удара по какой-нибудь землянке в афганских горах, в которой скрывается грозный бородач, несущий угрозу миру одним фактом своего существования. Но в этом случае помимо высокотчного боеприпаса ограниченной мощности нужен именно дальний, а не сверхзвуковой самолет с прожорливыми двигателями. Не нужны средства подавления ПВО противника, нет надобности в крыле с изменяемой геометрией и т.д. То есть для этого Ту-160 для не нужен, с задачей лучше справится старый добрый, жужжащий пропеллерами, словно Карлсон, Ту-95. Вот тупо нет задач для сверхзвукового ракетоносца: для высокотехнологичного противника, то есть обладающего современными средствами ПВО, он является не более чем мишенью, которая будет расстреляна, словно в тире. Гонять же ею бородатых мужиков в широких штанах по горным ущельям – все равно, что колоть арахис 46-килограммовой кувалдой: орехов не добудешь, но бицепс и дельтовидку качнешь славно.
В общем, колупаясь в теме современного ударного оружия, по крайней мере, в области стратегической авиации, постоянно ловишь себя на ощущении его лютой бессмысленности. Ни РФ против США, ни США против РФ не смогут применять это оружие, созданное в рамках концепции глобальной ядерной войны. В данном случае средства защиты от удара многократно превосходят возможности его ударные возможности. Для того, чтобы воевать папуасов, эта техника избыточно сложна и «крупнокалиберна». Кстати, американцы это вполне понимают, и потому не стесняются закупать у бразильцев турбовинтовые штурмовики, время которых, казалось бы, прошло еще в Корее 70 лет назад. Но нет, чтобы всандалить НУРС в конкретный оконный проем конкретного дома в конкретном ауле, сподручнее именно тихоходный и маневренный самолетик, способный взлетать с грунтового аэродрома.
Так что относительно Ту-160 М2 могу сказать ватникам со всей уверенностью: врага вы этим «кукурузником» даже не напугаете (разве что посмешите), но свою экономику бомбанете зачотно. ]