Автор Тема: ОБ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ  (Прочитано 749 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
Об оценке качеств личности

Давно известна истина: всё познаётся в сравнении. Сравнивая с некими мерами (эталонами) мы измеряем самые различные качества и количества физических величин. По-видимому, мы так же должны поступать, измеряя величины духовные - качества личности или человеческого общества в целом. Очевидно, в первом случае мера должна быть вещественной, во втором - не вещественной (духовной, идеальной). Однако как в первом случае, так и во втором, меры должны отражать некую соответствующую ценность (качество, количество, свойство) измеряемой (оцениваемой) величины. Аналогично тому, как мы не можем измерять, скажем, время по шкале веса.

Физические меры различных величин определены наукой на достаточно длительный промежуток времени, хотя могут и меняться. Сложнее и неопределённее дело обстоит с мерами идеальными, духовными. Однако и они определяются системой ценностей принятой за основу оценивающим субъектом. А поскольку субъекты и их системы индивидуальных ценностей могут далеко не совпадать, то и результаты таких измерений (оценок) могут отличаться с точностью до наоборот!

Иными словами, в общем случае достаточно достоверно можно оценить качество личности только субъект, система ценностей которого полностью совпадает с системой ценностей оцениваемого объекта. В крайнем случае, они должны быть очень близи. В случае принципиального различия индивидуальных систем ценностей адекватно оценить личность невозможно в принципе. Так, если субъект - чистый материалист, то есть в его системе ценностей явно преобладают ценности материальные (например, деньги!), то оценить индивида чисто духовного, идеалиста, предпочитающего ценности духовные, он не можем в принципе, поскольку не понимает и не принимает никаких ценностей духовного характера. Например, такие как: долг, честь, достоинство, сострадание, сопереживание, жалость, самопожертвование во имя идеи или друга и т.п.. Да даже и его знания, умения и навыки! Поскольку считает, что их, как и всё на свете, можно купить. Дело только в деньгах. Он просто не доверяет, ему не понятен человек, который не продаётся! Однако, даже и в наше всепродажное время продаётся и покупается далеко не всё. Например, можно купить кровать, но нельзя купить сон;. Можно купить женщину, но нельзя купить её любовь ( в истинном понимании!), можно купить слугу, но нельзя купить уверенность в его преданности, нельзя купить вечную жизнь ни за какие деньги и т.п.

Аналогично обстоит дело и при оценке государственного устройства. Сегодня материалист в восторге от процветания торгашества, рыночных отношений, когда продаётся буквально всё. И ему совершенно не понятен человек их не принимающий и проклинающий.

Конечно, мы рассмотрели идеальную модель. На практике не встречаются чистые материалисты и идеалисты. По крайней мере, это происходит крайне редко!

Так что, не удивляйтесь, если сегодня в своей стране не можете найти общего языка с собеседником! В переходный период это случается чаще обычного .Кстати изменение социального статуса отдельных личностей и профессий связано непосредственно с изменившейся в нашем обществе системой ценностей. Так, если во все времена и у всех народов защитник Отечества, «готовый положить живот свой за други своя» имел самый высокий социальный статус, то в нынешнем буржуазном обществе он упал, как говорится, ниже плинтуса. То есть, профессия военного котируется в России ниже профессии мелкого лавочника, не говоря уж о крупном мошеннике. Однако времена меняются! Вскоре власти непременно вспомнят и о роли военного, учёного, учителя, профессора, и рабочего. И постепенно окажутся в тени нынешние «звёзды» попа, рока и футбола! Дай Бог власть имущим поскорее разума!

Смирнов И.П., литератор, публицист

Январь 2015г