Автор Тема: ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА  (Прочитано 688 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Воспитание в его многогранном смысле как подготовка человека к жизни в обществе, неоспоримо, играет решающую роль в его судьбе. Люди понимали это, начиная с глубокой древности. Не углубляясь в далёкое прошлое, напомним только, что во времена расцвета дворянской культуры в России (времена Пушкина, Лермонтова, Державина и т.д.), говоря о ком-либо, в первую очередь вспоминали: как и где  этот человек обучался. И в первую очередь вспоминали о воспитании. Например, (он, она) воспитывался в Кадетском корпусе,  Университете, Пансионе благородных девиц, Императорском лицее и т.д.  Образование же человека, то есть подготовка его к практической деятельности, ставилась на второе место после воспитания. И это правильно, ибо судьбу человека, да и общества в целом,  в большей степени определяет его подготовка к жизни в обществе, умение правильно общаться с другими людьми, находить с ними общий язык,  а не его знания, умения и навыки в какой –  либо  профессии.  Похоже, что это стали понимать и нынешние российские власти после большого перерыва, связанного с дележом общественной собственности, когда некогда было думать ни о чём ином, поскольку вспомнили о воспитании своих граждан и прежде всего нравственном.  И заставила это сделать сама общественная  жизнь в новой России. Передел собственности вызвал резкое увеличение разного рода отвратительных явлений таких как: бандитизм, убийства, изнасилования, грабежи, мошенничество и т. д .  и  т.п. Либеральным властям пришлось обратиться к услугам церкви. Известно, что всякая религия, кроме культовой, имеет и нравственную составляющую. Иными словами, имеет многовековой опыт поддержания нравственного состояния общества, воспитывая население, то есть,  обучая его основам высокой морали.   Сегодня уже многим нашим согражданам очевидно, что эффективное управления жизнью общества только с помощью юридических  законов невозможно.
Известно, что теорией воспитания индивида занимается специальный раздел философии - этика.  Она определяет воспитание как процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. Считается, что осуществляется воспитание индивида  на основе его дарований путём наследования всей доступной ему культуры в конкретной социально- исторической  среде. Очевидно, процесс воспитания многогранен, как и сама культура,  и включает: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, воинское, патриотическое и т.д. воспитание.  Следует отметить, что наибольшее значение для человечества имеет нравственное воспитание, поскольку именно нравственные нормы (мораль) вместе с юридическими регулируют жизнь в человеческом обществе.  Очевидно также, что процесс воспитания человека не может иметь предела. По Марксу, это  абсолютное движение становления личности. Иными словами, воспитание, как говорят сегодня, начинается в утробе матери и заканчивается  вместе с концом жизни индивида. Маркс называл воспитание процессом выработки внутреннего (духовного) человека. О человеческом обществе, его прогрессивности можно судить по  тому какие оно создаёт культурно-воспитательные возможности, для кого именно и какой ценой.  Ведь человечество уже тысячи лет ставит перед собой задачу духовного совершенствования человека и самого человеческого общества. Эту задачу уже тысячи лет пытаются решить все мировые религии, да ( к слову) и советская власть в СССР. Вспомним хотя бы Моральный кодекс строителя коммунизма. Однако надо признать, что существенных успехов в этом направлении на нашей планете пока не достигнуто. Более того, с появлением  и победой на Земле идей либерализма в духовном плане человек стал даже хуже даже человека Средневековья. Кстати, это предвидели основатели либерализма, например Ж.Ж. Руссо. Увы, животное начало в человеке сильнее социального, что подтвердила и контрреволюция 90-х годов в России.
Нравственность  и мораль - понятия духовные, свойственные только человеку,  большинством авторов признаются синонимами и связаны с нравами, обычаями, модой, поведением человека в обществе. Нравственность регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, в политике, в науке, в семейных, личностных, межклановых, международных отношениях. Нравы – по сути это обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемая в обществе посредством моральных отношений. Нравственность – это нормы поведения человека. Хотя нравственное воспитание – процесс, продолжающийся всю человеческую жизнь, однако его основа закладывается в детстве.  Существуют, выработанные практикой некоторые принципы, приводящие  к положительному результату, которых разумному воспитателю и рекомендуется придерживаться, чтобы вырастить высоконравственного и успешного в жизни члена общества. К ним относятся:
1)   Следует безусловно любить воспитанника.
Воспитателю должно быть безразлично, что думают о его воспитаннике другие люди. В том числе и родственники. Ребёнок для него априори самый умный, самый красивый, самый успешный. Всегда и во всём он  прав. Наедине он , конечно, может и поругать его. Однако, на людях воспитатель должен быть всегда на стороне ребёнка, что бы он ни сделал.
Это обеспечит ребёнку:
 - чувство постоянной и надёжной защиты;
 - укрепляет доверие к воспитателю;
 -Даёт возможность самостоятельно, без какого-либо давления анализировать своё поведение.
2) Ругая ребёнка за проступок, следует одновременно его хвалить. Никогда не следует говорить ему, что он плохой и глупый. Надо говорить: «Ты ведь очень умный и способный. Как же ты мог совершить эту ошибку!» Таким образом, положительные качества ребёнка даже не оспариваются. Негативную оценку получает не сам ребёнок, а только его поступки.
Это обеспечивает:
 - занижение самооценки ребёнка;
 - исключение чувства своей особенности, исключительности. Ведь о допущенных ошибках воспитатель говорит напрямую;
 - выработку склонности и способности к анализу своего поведения.
3) Не допускать никаких сравнений.
Ребёнок не должен слышать, что вот тот-то поступил в аналогичном случае вот так-то. Каждый ребёнок – индивидуальность и сравнивать его с кем- то недопустимо. У него не должно  быть сомнения в том, что воспитатель любит его больше всех на свете. Можно сказать, например: «Ты так похож на меня! Но я поступил бы в этом случае вот так! Однако ты можешь делать так,  как считаешь нужным!» При этом:
 - ребёнок не испытывает чувства ревности, которое может перерасти в нелюбовь к конкретным людям и даже к человечеству, в целом;
 -  Ребёнок утверждается в любви к нему воспитателя, который напоминает ему о внешней или ментальной схожести с собой;
 -  примеры из собственной жизни воспитателя вместе с предложением выбора своего варианта действия ребёнку, развивают его способность к аналитическому мышлению.
4) Постоянно  поощрять  ребёнка.
Если неудачные поступки ребёнка остаются известными только воспитателю, то его достижения должны быть поводом для гордости перед всем окружением. Воспитатель должен хвалить ребёнка за любую его самую незначительную удачу. Ни один удачный шаг ребёнка не должен остаться незамеченным. Например, сыграл он две ноты, ему следует пророчить лавры великого  музыканта. Решил простенькую арифметическую задачу – будущее великого математика и т.д. и т.п.  Успехи в зрелом возраста должны быть поводом для семейного торжества.
Для чего это надо?
 - похвала – вещь всегда приятная и позитивно сказывается на общем настроении человека. Чем больше положительных эмоций в детстве, тем позитивнее человеком воспринимается Мир в будущем;
 - на похвалу человек подсаживается как на наркотик. Это отличный стимул, чтобы добиваться всё больше успеха в жизни;
 - похвала формирует твёрдую уверенность: за каждый хороший поступок следует награда, моральная или материальная не суть важно. Таким образом, формируется стремление совершать хорошие поступки. Иначе говоря, самосовершенствоваться.
Воспитание на приведенных  выше принципах непременно скажется  на успехах человека в жизни, а, возможно, и на дальнейшей судьбе воспитателя и общества в целом.  Если же этими принципами будет руководствоваться весь народ ( или хотя бы значительная его часть), то он безусловно будет успешным,  избавится от всякой безнравственности, будет жить по Законам Совести!
Март 2020 г
Смирнов И.П. , литератор