Язычники - детям
посмотрел я постеры Русского Антифа, интересные темы поднимаете товарищ, своевременные.
Однако товарищ РА не владеет полной информацией, касательно отношения христиан к свастике. и нашел их несколько предвзятыми. Это меня задевает как бывшего семинариста. Ознакомьтесь пожалуйста с материалами которые я размещу ниже, и не делайте столь опрометчивых суждений.
Свастика и христианство
Солярная символика - это древнейшее проявление мировосприятия, характерное для всех без исключения культур, пережившие все без исключения перемены в общественном строе, месте проживания и религии. Принято считать, что с принятием христианства одновременно произошло отречение от былых взглядов на устройство мира и религиозных представлений. Однако это не совсем так. Что касается рассматриваемой символики, она практически без изменения перешла из одной эпохи в другую. Колёса с шестью или восемью спицами, свастики, кресты, вообще практически все круглые и симметричные символы были прямо заимствованы новой верой, даже раннехристианский крест изображался равносторонним. Естественно, все эти символы перешли с тканых узоров, керамики, оружия, жилищ на иконы, обложки религиозных книг, одежды священнослужителей и росписи храмов. Свастика занимала важное место и в православии, и в католицизме. Для западной традиции самым ярким примером здесь скорее всего будет фрагмент оформления обложки Еванеглия из Линдсфарне, Англия, относимого к концу VII века н.э., которое сейчас хранится в Британской библиотеке в Лондоне.
На ней явственно заметны четыре свастики (на приведенном фрагменте - одна правая и одна левая) наряду с растительными узорами и сплетениями, выполненными в кельтском ключе. Также красноречив пример оформления страницы Евангелия из Муниципальной библиотеки в Дижоне, Франция. Книга относится к середине XII века. Иллюстрация изображает св. Даниила среди львов, и наряду с традиционными растительными элементами рисунок украшен достаточно ярким свастичным орнаментом.
Этот фрагмент очень напоминает страницу из православного Псалтыря XII века.
Применение солярных мотивов в храмовом строительстве можно рассмотреть на примере православной традиции. На фрагменте картины Ф.Клагеса "Внутренний вид храма Христа-спасителя" (холст, масло, 1883) мы видим две типичных разновидности символа Солнца - восьмиспицевое колесо и равносторонний крест.
В церкви святого Луки в современной Греции солярность украшений более выразительна - на рисунке заметна роспись арки бокового нефа - свастика в практически первозданном виде.
На святительском чине в Софийском соборе города Киева, в древнейшем христианском храме в России, построенном ещё Ярославом Мудрым, изображены пояса из чередующихся свастик и прямых крестов. В Чернигове есть церковь Св. Пятницы, построенная в XI веке, настенный орнамент которой сочетает в себе крест и свастику (фрагмент).
Необходимо отметить, что значение, придаваемое подобной символике, также претерпело определённые изменения. В христианской традиции правая свастика символизирует первое пришествие сына Божьего Иисуса Христа для спасения людей, прямой крест - его земной путь, наконец, левая свастика - воскрешение Иисуса Христа и его второе пришествие в силе и славе. Кроме того, свастика символизировала также стихии огня и ветра - стихии, воплощающие Святой Дух. Этот символ изображался не только на иконах: как знак, связанный с Христом, свастика присутствовала в раннехристианских церквях катакомбного типа. В более поздние эпохи солярная символика не была так широко распространена, как прежде, но, тем не менее, можно обнаружить несколько изменённые свастичные орнаменты, которые приблизились по своему внешнему виду к растительным узорам. Рассмотрим, например, гравюру XV века, изображающую монаха-переписчика.
Слева явственно заметна видоизменённая свастика. Интересен также представлен костёл Св. Андрея Баболи в деревне Нарочь, Беларусь.
Стоит обратить внимание также на украшение из церкви в Гуцульском районе, Карпатия, а также на примеры росписи пасхальных яиц на Украине.
Это говорит о том, что несмотря на христианизацию, элементы древней орнаментики не только не исчезли, но остались и получили новое толкование - новая вера оказалась не в силах стереть из генетической памяти людей изначальные архетипы. Православный художественный канон также не обошел вниманием данный символ, естественно, в его новой трактовке. Так, на изображении Христа - Вседержителя левая и правая свастики помещены на груди как символы начала и конца всего сущего, а на иконе "Богоматерь-Державная" на головном уборе изображена золотая свастика.
Товарищ Сталин верит в вас, тов. РА .