"МОЕ СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ СЛЕВА!" "Раммштайн" в Москве."СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" о концерте "Раммштайна" в "Олимпийском".
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=590166"При полном аншлаге 10 и 11 февраля в Москве, в спорткомплексе «Олимпийский» прошли концерты немецкой группы Rammstein («Рамштайн»). Название группы переводится как «таран» и как нельзя лучше отражает творчество музыкантов. Во всем мире найдется совсем не много групп, которых можно сравнить с «Рамштайном» как по таранной, ураганной энергетике, так и по популярности. Музыкальные критики называют совершенно своеобразный стиль «Рамштайна» «индастриал-металл».
Организатор концертов, агентство T.C.I., говорило почти правду, когда сообщало, что билеты на оба концерта были распроданы еще летом 2011 года. Действительно, билеты в так называемую фан-зону были распроданы еще в июне, а в сентябре –октябре в кассах не было вообще никаких билетов. Зато, увы, – и это примета нашего времени – билеты можно было найти у спекулянтов в два раза дороже, а за несколько дней до концерта – в три и даже в пять раз. Не сочтите меня ретроградом, но я не люблю спекуляцию во всех ее проявлениях, даже если сейчас она называется «бизнесом», но одно дело спекулировать штанами и совсем другое – билетами на концерты, основная аудитория которых – совсем не богатые люди, многие из провинции и большинство студенты. Такой «бизнес» лично у меня не вызывает ничего, кроме отвращения, извините уж за такое совсем не лирическое отступление.
Так или иначе, на концертах не было ни единого свободного места. Забавно было читать заголовки в прессе. Все отзывы, надо отдать должное, совершенно заслуженно были выдержаны в восторженных тонах: «Rammstein в Москве жег сцену огнеметом и прославлял Ленина», – пишут РИА «Новости» (
http://www.ria.ru/music/20120211/ 562705116.html). В том же духе (про огнеметы и Ленина) выдержаны и заголовки других информагентств. И то и другое – чистая правда, но об этом чуть ниже.
Группа «Рамштайн» была основана в 1995 году в Германии и является, без сомнения, самой известной и популярной немецкой группой. Ее участники – все до единого выходцы из ГДР.
Пауль Ландерс, гитарист и идеолог «Рамштайна», родился в 1964 году в Берлине в семье дипломатов, а потому долгое время жил и учился в Москве. Тилль Линдеманн, вокалист и автор текстов песен, родился в 1963 году в Лейпциге, тоже долгое время жил в Москве. Кристиан Фляке, клавишник группы, и барабанщик Кристоф Шнайдер родились в 1966-м в Берлине. Рихард Круспе, еще один гитарист, родился в 1967 году в Виттенберге, бас-гитарист Оливер Ридель родился в 1971-м в Шверине.
Поэтому можно считать, что «Рамштайн» – люди нам совсем не чужие, тем более что все музыканты группы владеют русским языком, а Ландерс и Линдеман владеют им на отличном уровне, что охотно демонстрируют во время интервью с русскоязычной прессой. К слову, о прессе. В этот приезд общение группы с прессой не было предусмотрено. По слухам, организаторы концертов, зная о политических взглядах музыкантов и их активной социальной позиции, не стали дразнить гусей во время нашей избирательной кампании.
Действительно, участники «Рамштайна» имеют активную и политическую, и социальную позицию. Что, кстати, совсем не редкость среди рок-музыкантов, в отличие от эстрады и поп-сцены. Причем могу уверенно утверждать, что абсолютное большинство действительно выдающихся рок-музыкантов – от Джона Леннона и Роджера Уотерса до самых современных и модных групп, таких как Muse (в переводе «муза»), придерживаются левых взглядов. Певцов капитализма среди них вы не найдете.
Как и выдающаяся фигуристка Катарина Витт, музыканты «Рамштайна» никогда ни в одном интервью не сказали ни одного дурного слова о своей Родине ГДР, как и о Советском Союзе, кстати. Совсем наоборот! «Я думаю, что Восток [ГДР] принес больше индивидуальности в характерах, – говорит Пауль Ландерс. – У нас не производилось такого «среднего арифметического», как на Западе [ФРГ]. Восток – очень жизнеутверждающая система, не такая холодная и мертвая… Он словно бы древнее, и одновременно с этим в нем больше жизни. Восток просто осязаем и коммуникативен, хотя и тяжел. Rammstein никогда не появились бы на Западе».
В начале своей деятельности обвинения самого разного рода сыпались на «Рамштайн» как из рога изобилия. Ведь кроме мощного звука группа была примечательна и в других отношениях – группа поет почти все песни строго на немецком языке, что большая редкость для мировых «звезд» первой величины, вынужденных петь на английском. При этом Тилль Линдеман поет настоящим мужским голосом с выраженной немецкой артикуляцией, а самим музыкантам явно не занимать мужественности – опять же, в отличие от многих сегодняшних сценических деятелей неопределенного пола (и возраста – уж извините за подробность).
«Рамштайн» сразу сделал ставку на эпатаж и огненное шоу. «В начале карьеры мы просто поливали сцену бензином и поджигали, – говорит Пауль Ландерс. – До сих пор удивляюсь, как никто не сгорел». В одном из первых клипов на песню Stripped («Обнаженный», одна из немногих песен на английском языке, а в тексте были слова: «Ты должен принимать решения без твоего телевизора!») «Рамштайн» использовали кадры из фильма «Олимпия» режиссера Лени Рифеншталь об Олимпиаде 1936 года. И, несмотря на то, что в кадре были только тела спортсменов и никаких политических символов, «Рамштайн» начали обвинять в пропаганде фашизма. Лично я думаю, что тут главную роль сыграл мужественный вид и немецкий язык, что совсем не является признаком фашизма.
В ответ «Рамштайн» заявили о своей политической позиции совершенно четко, выпустив одну из самых своих известных песен «Links, zwei, drei, fier» («Левой, два, три, четыре»). В припеве песни есть такие слова:
Они хотят, чтобы мое сердце было справа,
Но я смотрю вниз,
Мое сердце бьется слева!
Думаю, людям старшего поколения последняя строчка сразу покажется знакомой, а для тех, кто помоложе, скажу, что строка «Мое сердце бьется слева!» взята из знаменитой песни Эрнста Буша Einheitsfrontlied (Песня Единого рабочего фронта), написанной в 1930 году для Коммунистической партии Германии и бывшей практически партийным гимном в ГДР. «Drum links, zwei, drei!» («Марш левой, два, три!») – тоже оттуда.
Кристиан Фляке в интервью журналу Break out в апреле 2001 года заявлял, что песню Тилль Линдеманн написал специально, чтобы рассеять обвинения в отношении Rammstein: «Мы маршируем, но мы левые, абсолютно ясно левые».
В мультипликационном клипе на песню страшные жуки нападают на муравейник, разоряют его, убивают муравьев. Но муравьи собирают армию, выстраиваются в колонны, идут в атаку на жуков и побеждают. В совершенно издевательских и даже злобных тонах выдержаны песня и клип Amerika:
В Африку пришел Санта Клаус,
А под Парижем стоит Микки Маус.
Мы все живем в Америке,
Америке, Америке.
Это не песня о любви,
Это не песня о любви.
Я пою не на родном языке,
Нет, это не песня о любви.
В клипе на песню Du hast («Ты имеешь») одним из главных «героев» является автомобиль «Волга ГАЗ-21», а съемки происходят на советском (увы, бывшем) аэродроме в Восточной Германии. В песне Keine Lust («Пропало желание») «Рамштайн» издеваются над «новыми немецкими», ничем по своим желаниям, думаю, не отличающимися от «новых русских», – участники группы съезжаются на концерт на огромных сверхдорогих лимузинах, в окружении девушек-моделей, но не могут доиграть до конца даже одну песню, потому что от излишеств превратились в толстяков килограмм по 150 (не знаю, как это было сделано, но выглядит очень натурально) и у них пропало всякое желание как к жизни, так и к ее радостям. В клипе «Я хочу» музыканты «взрывают» банк, а когда к ним бегут журналисты, первым подбегает парень в майке с надписью «СССР».
Сам концерт, как я уже говорил, представляет собой не только ураганное, таранное шоу, но и удивляет поистине немецкой тщательностью и организованностью. Один из главных элементов концертов «Рамштайна» – активное использование огня, в том числе и огнеметов (разумеется, специальных концертных), огромного количества пиротехники и осветительных приборов, и без безукоризненной организации тут просто не обойтись. Группа привезла с собой 24 грузовика сценического оборудования, а сам концерт, не считая «разогревающей» группы, продолжался 2 часа 20 минут! Обычно средняя продолжительность концерта других групп – 1 час 30 минут, не больше. Музыканты дважды уходили, но зал не отпускал их, и они выходили на бис. Общение с залом было исключительно по-русски. «Вы хотите еще?» – «Да!!!»
По моему личному впечатлению, да и из статей в прессе очевидно, что к Москве «Рамштайн» относится с особой симпатией, они уже не первый раз здесь с концертами и много раз приезжали в частном порядке. Видно было, что концерт и реакция зрителей им самим очень нравятся.
В концерте нашлось место как номерам с совершенно немецким юмором, так и абсолютно серьезным и даже трагическим песням. В песне Mein Herz brennt («Мое сердце горит») Тилль Линдеман «вырывает» свое сердце, и оно в его руке светит так ярко, что было отлично видно в любой точке огромного зала. Думаю, ассоциация со сказкой про Данко, которая была частью школьной программы в ГДР, здесь самая прямая. Последней песней была «Москва» с немецко-русским припевом:
Moskau,
Раз, два, три,
Moskau,
Посмотри:
Пионеры там идут,
Песни Ленину поют!
И у меня было ощущение, что зрители в зале, многие из которых во времена СССР ходили под стол пешком, а то и вовсе еще не родились, пели эти слова совершенно серьезно.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская область.