Ленинское "указание" №13666/2 о "расстреле попов" (http://tilindir.blogspot.de/2013/01/136662.html)
(http://cs6055.userapi.com/v6055189/3ed8/XQ35kQdRRFw.jpg) (http://cs6055.userapi.com/v6055189/3ed8/XQ35kQdRRFw.jpg)
Нередко в сети встречается упоминание об "ужасном" указании В.И. Ленина под многозначительным числозверевским номером 13666/2 о том, что "надлежит арестовывать и беспощадно расстреливать попов". Цель данной публикации - не в оценке, апологетике или критике самой фигуры Ленина, а в рассмотрении конкретного фальшивого документа, при изготовлении которого фабрикаторы затратили немало усилий.
Хочу отметить сразу - я не собираюсь претендовать на первенство в исследовании данного вопроса; различные авторы неоднократно анализировали сей документ. В своем посте я преимущественно опираюсь на статью к.и.н., с.н.с. ИРИ РАН Игоря Курляндского.
(http://2.bp.blogspot.com/-mbGbPIrcyXY/UQb8x9q_xfI/AAAAAAAAAKI/GScsBr1oPZ4/s320/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80.jpeg) (http://2.bp.blogspot.com/-mbGbPIrcyXY/UQb8x9q_xfI/AAAAAAAAAKI/GScsBr1oPZ4/s1600/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80.jpeg)
Итак, вот факсимильная копия данного "указания" за подписью Ленина. Текст его таков:
1 мая 1919 г.
Строго секретно
Председателю В.Ч.К. № 13666/2 тов. Дзержинскому Ф. Э.
УКАЗАНИЕ
В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. нар. комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.
Председатель В.Ц.И.К. Калинин
Председатель Сов. нар. Комиссаров Ульянов (Ленин) Впервые миру этот текст был явлен в книге публициста А. Латышева "Рассекреченный Ленин", и впоследствии кочевал по страницам различных книг и журналов. Стоит отметить, что документ никак не атрибутирован (нет указаний на то, в каком архиве автор его нашел, ссылки на том и лист дела). Автор получил в 1991 г. допуск в некие "секретные архивы", и так комментировал свои изыскания:
Я с утра до вечера сидел в архивах, и у меня волосы вставали дыбом. Ведь я всегда верил в Ленина, но после первых же тридцати прочитанных документов был просто потрясен. Оставим в стороне то, что работа в архиве, тем более таком, как архивы центральных органов государственного управления, - дело весьма унылое, утомительное и неблагодарное, а шанс того, что именно в первых 30 документах обнаружатся вздыбливающие волосы факты, стремится к абсолютному нулю. Нас больше интересует анализ текста.
1. "Указание". ВЦИК и Совет народных комиссаров за все время своей деятельности не издали ни одного документа с заголовком «Указание». Эти органы издавали постановления и декреты. Все документы давным-давно опубликованы в книгах «Декреты советской власти», и любой желающий может в этом убедиться самостоятельно. Никаких "указаний" вообще не существовало в принятых нормах советского партийно-государственного делопроизводства.
2. Издаваемым декретам и постановлениям не присваивалось номеров (в этом тоже несложно убедиться, полистав вышеупомянутые сборники). Даже если на минуту представить, что таковое указание было на самом деле, архивы должны содержать еще как минимум 13665 других указаний Ленина, каковые, естественно, отсутствуют. Если же предположить, что, в соответствии с нормами советского делопроизводства, номер документов "сбрасывался" 1-го января и начинался заново, с №1, к 19 мая Ильич должен был лихо подписывать минимум по сотне указаний в день (ведь еще подразумевались дробные части - 13666/2)!
3. Все документы ленинского фонда РГАСПИ, кроме истории болезни, рассекречены и открыты для исследователей, что официально подтвердил руководитель архива К. Андерсон. Открыты хранилища Государственного архива РФ, в которых содержатся фонды ВЦИК и СНК. Во всех этих архивах нет этого документа, равно как отрицательный отзыв о его наличии дали в официальных письмах Центральный архив ФСБ РФ и Архив президента РФ.
(http://arran.ru/data/borok/16.JPG) (http://arran.ru/data/borok/16.JPG)
4. Среди бумаг ленинского фонда РАГСПИ, относящихся к 1 мая 1919 г., нет никаких антирелигиозных – это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, касающихся хозяйственных вопросов.
5. Упомянутое в тексте «секретное решение ВЦИК и СНК 1917–1919 гг. о необходимости «как можно быстрее покончить с попами и религией» также никак не атрибутировано (нет ссылки на фонд или опись архива). Во всех указанных в п.3 архивах этого "решения" нет. Само оформление абсолютно нехарактерно для документов высших руководящих советских органов - в них всегда присутствует полное название и дата того декрета или постановления, на которое ссылаются.
6. Точно так же в каких-либо ведомственных архивах ФСБ и МВД отсутствуют какие-либо инструкции со ссылками на это «указание», как равно и отчеты о выполнении, а это было бы прямым нарушением распоряжения правительства.
7. Наконец, М.И. Калинин в мае 1919 г. физически отсутствовал в Москве, а потому никак не мог собственноручно подписать сей документ:
29 апреля - 18 мая - М. И. Калинин с поездом "Октябрьская революция", организованным по инициативе В. И. Ленина, совершает поездку на Восточный фронт по маршруту Муром - Арзамас - Алатырь - Казань.
(http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTpIwEZ0NSSoaSQRxsvXt62JPRjSzrdynrQenQJ8cxKEs9pRuvyCw) (http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTpIwEZ0NSSoaSQRxsvXt62JPRjSzrdynrQenQJ8cxKEs9pRuvyCw)
В другой своей публикации Латышев "дополняет" и "подтверждает" подлинность документа следующей ссылкой:
Характерна публикация в коммунистической «Правде» постановления политбюро ЦК ВКП(Б) от 11 ноября 1939 за подписью И. Сталина: «Указание тов. Ленина от 1 мая 1919 г. за № 13666/2 «О борьбе с попами и религией», адресованное Предс. ВЧК Дзержинскому Ф.Э., и все соответствующие инструкции ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей Церкви и православных верующих, - ОТМЕНИТЬ». Естественно,
1. Ссылка на неатрибутированную "публикацию «Правды»" бессмысленна (предлагается перелопатить всю подшивку?). В номерах за ноябрь-декабрь 1939 г. такого текста нет, хотя есть упоминания о заседаниях различных органов государственного аппарата.
2. В партийно-государственных документах Ленин никогда не назывался «товарищем Ульяновым (Лениным)». Принятые формы упоминания только «товарищ Ленин», «В.И. Ленин».
3. Видимо, автор не предполагал, что будут рассекречены постановления Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б) СССР за 1919-1952 гг. В том числе предлагаются для свободного доступа исследователей в том же РГАСПИ и материалы из секретных "особых папок". Так вот, протокол заседания от 11 ноября не содержит "процитированного" текста.
4. В ряде публикаций вышеупомянутого сталинского «постановления» указан гриф «Особая папка». Есть особая папка и к решениям Политбюро ЦК ВКП (б) 11 ноября 1939 г., однако вопросы религии там также не рассматривались. В этот день под грифом «Особой папки» поднимались вопросы «об увеличении численности и материальном обеспечении конвойных войск НКВД», «о пересмотре караульной службы» и вопрос Комиссии обороны.
Надеюсь, данное сообщение убедительно показывает, что "указание" Ленина является фальшивым и сфабрикованным, причем довольно неряшливо. Ни в коем случае нельзя считать его подлинным или "частично неверным", оно ложно от начала и до конца.
P.S. Древние римляне считали, что всегда нужно начинать с вопроса "Qui prodest?" - "Кому выгодно?", я же им закончу. Исключительно в порядке размышления.
Выписка из бюджета ельцинского предвыборного штаба-96 (газета "Завтра", 19.11.1996 г.):
<...> Книга “Рассекреченный Ленин”. 95 млн. р. Утверждено. Оплачено.
Не хватит земли всей планеты, чтобы закопать идеи Ленина (http://arctus.livejournal.com/165956.html)
(http://ic.pics.livejournal.com/arctus/61667372/92095/92095_original.jpg)
Сейчас в наличии такая мода борьбы с идеями Ленина: оскорбил - и словно овладел его творчеством, встал с Лениным на одну супеньку(а то и выше) - и с достигнутых высот имеешь законное право критиковать идеи, им высказанные.
Специально для таких мракобесов команданте Уго Чавес сказал следующее:
«Ленин останется солнцем для всех народов мира, и мракобесам не хватит земли всей планеты, чтобы закопать идеи Ленина».
Мракобесы пребывают в трагическом и необоснованном оптимизме насчёт своей "свободы", великий Вождь им ответил еще 100 лет назад:
«…господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность). Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».В.И. Ленин «ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПАРТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Ленин выступал за осовобождение человека от необходимости тратить свою жизнь на зарабатывание средств к элементарному существованию, за возможность буквально каждому стать человеком-Творцом, облагораживающим Вселенную, для которого нет неразрешимых задач, которые ставит перед ним Природа, которому подвластно всё - от создания новых солнц до воскрешения предков.
Ваши же мечты, господа индивидуалисты, мелки и позорны для существа, которым является Человек.
*
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». – Махатма Ганди
Разоблачаем ещё одну порцию фальшивок, приписываемых Ленину (http://arctus.livejournal.com/240247.html)
(http://ic.pics.livejournal.com/arctus/61667372/170015/170015_original.jpg)
Близится 100-летняя годовщина Великого Октября, и в связи с этим усиливается антисоветская истерия, оправдать которую невозможно, оставаясь на территории фактов. Но если покинуть её и переместиться на территории лжи и интерпретаций, то возможным становится всё. Одно из полей данных территорий – высказывания В.И.Ленина. Следим внимательно за руками.
Для успеха манипуляции можно:
а) вырывать фразы из контекста;
б) нарезать кусочки из фраз и, произвольно склеив их, получить любой по смыслу продукт-высказывание, приписав этот продукт самому Ленину.
Некоторые из них мы с вами уже рассматривали, но тем интереснее получающийся своего образа «перекрёстный» допрос фальсификаторов. Данный «допрос» проведён Генрихом Александровым.
О терроре
Пожалуй, чаще всего антикоммунисты используют цитаты Ленина о терроре, либо просто берут какую-нибудь работу, и вырывают из неё куски таким образом, чтобы казалось что речь в ней идёт о терроре.
Вот одна из таких «цитат»:
«Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…»
24 – 27 декабря 1917 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. — Из работы «Как организовать соревнование?»)
Тут мы видим старую, проверенную временем тактику вырывания цитат из контекста, причём из трёх разных мест одной статьи. Полные цитаты выглядят так (жирным текстом выделено то, что автор-фальсификатор «вырвал» оттуда):
«Война не на жизнь, а на смерть богатым и их прихлебателям, буржуазным интеллигентам, война жуликам, тунеядцам и хулиганам»
«Богатые и жулики, это – две стороны одной медали, это – два главные разряда паразитов, вскормленных капитализмом, это – главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться, при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества, беспощадно»
Из первого отрывка автор «убрал» жуликов, тунеядцев и хулиганов (ну не может же кровавый Ленин бороться с отрицательными персонажами), из второго – вообще всю смысловую нагрузку, и, конечно, главное – отрывок про нарушение правил и законов, которое и предполагает неотвратимость наказания. Последний же отрывок, по задумке г-на автора, должен наглядно показать, как именно следует карать бедненьких богатеев по задумке тирана. Но на самом деле, в нём говорится исключительно о необходимости выработки «правильных форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами». Речь тут идёт о перевоспитании, а не о уничтожении, причём не только буржуазных элементов, но и членов партии:
«В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типографиях). В другом – поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвёртом – расстреляют на месте одного из десяти, виновных в тунеядстве. В пятом – придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает – ибо только практика может выработать – наилучшие приёмы и средства борьбы».
Очевидно, что если просто открыть тот самый 35-й том и прочитать статью «Как организовать соревнование?» – все труды антикоммунистов, распространяющих отрывки из неё в урезанном виде, пойдут прахом.
***
Следующую цитату обожают и либералы, и националисты:
«…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». 17 мая 1922 г. (Ленин В.И. ПСС, Т. 45. С. 190).
Действительно на первый взгляд (и особенно, на обывательский взгляд, к которому апеллируют антикоммунисты), этот отрывок из письма Ленина Д. И. Курскому, будущему наркому юстиции РСФСР, с наброском дополнительного параграфа Уголовного Кодекса звучит весьма кровожадно. Согласно примечанию (тот же том, стр. 549), «предложения Ленина были учтены при дальнейшей разработке раздела Уголовного кодекса «О контрреволюционных преступлениях». Но всё же, надо ведь и контекст учитывать, и момент, в который эти строки писались. Террор тогда использовали буквально все стороны конфликта, причём не только в России, – только что были утоплены в крови молодые Баварская и Венгерская советские республики. Вот что Ленин писал об этом:
«Пускай лакействующие пособники белогвардейского террора восхваляют себя за отрицание ими всякого террора. А мы будем говорить тяжёлую, но несомненную правду: в странах, переживающих неслыханный кризис, распад старых связей, обострение классовой борьбы после империалистической войны 1914-1918 годов, – таковы все страны мира, – без террора обойтись нельзя, вопреки лицемерам и фразерам. Либо белогвардейский, буржуазный террор американского, английского (Ирландия), итальянского (фашисты), германского, венгерского и других фасонов, либо красный, пролетарский террор. Середины нет, «третьего» нет и быть не может». (Ленин В.И., ПСС, Т. 43, с. 234)
Могла ли Советская Россия в тех условиях отказаться от террора и при этом выжить? Очевидно, что нет. Можно ещё отметить то, что Ленин считал, что жёсткие меры необходимы и по отношению к злоупотребляющим своим положением коммунистам:
«Уклонения в худшую сторону, это – злоупотребления примазавшихся к коммунистам старых чиновников, помещиков, буржуа и прочей сволочи, которая иногда совершает отвратительные бесчинства и безобразия, надругательства над крестьянством. Тут нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». (Ленин В.И., ПСС, Т. 43, с. 235)
***
Ещё одна из особенно часто используемых антикоммунистами цитат Ленина, обычно используется как доказательство ненависти Ленина по отношению к крестьянам:
«…крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» – так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление». 19 ноября 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 315).
Тут, я думаю, будет полезно дать большой отрывок, чтобы контекст был понятнее:
«Победа над Деникиным ещё окончательно не уничтожит капиталистов. Это мы все должны понимать. Мы прекрасно знаем, что они ещё и ещё раз будут делать попытки накинуть петлю на Советскую Россию. Поэтому у крестьянина выбора нет; он должен помогать рабочим, ибо малейшее колебание отдаёт победу в руки помещиков и капиталистов. Развивать это сознание среди крестьян – наша первая и основная задача. Крестьянин, живущий своим трудом, – верный союзник Советской власти, к такому крестьянину рабочий относится как к равному, для него рабочая власть делает всё, что она может сделать, и нет такой жертвы, перед которой рабоче-крестьянская власть остановилась бы ради удовлетворения нужд такого крестьянина. Но крестьянин, который эксплуатирует благодаря тому, что имеет излишки хлеба, – наш противник. Обязанность удовлетворить основные нужды голодной страны есть государственная обязанность. Но крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» – так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление. Свободная торговля хлебом означает обогащение благодаря этому хлебу, – это и есть возврат к старому капитализму, этого мы не допустим, тут мы будем вести борьбу во что бы то ни стало».
Видно, что эта цитата также относится к голодному 1919 году, тяжёлому времени для Советской власти и для всей России, к времени, когда Коллонтай произносила свою речь «Царь-Голод нагло разгуливает по миру…», а Маяковский писал:«Трубите ж о голоде в уши Европе!
Делитесь и те, у кого немного!
Крестьяне, ройте пашен окопы!
Стреляйте в него мешками налога!»
И направлена она против вовсе не против крестьян в целом, а против негодяев, желающих нажиться на голоде, желавших подороже продать свой хлеб в тот момент, когда он был наиболее необходим всему народу. Разве это не преступление?
50-й том
Очень популярен среди современных антикоммунистов 50-й том ПСС Ленина, настолько, что я решил выделить его здесь отдельно. Оно и понятно – в этом томе огромное количество телеграмм Ленина с указаниями советским военачальникам и партийным работникам периода Гражданской войны. Естественно, что многие из этих указаний без знания контекста могут показаться чрезмерно кровожадными – а ведь именно это и является целью публикаций ненавистников Ленина. Вот яркий пример:
«Пенза, Губисполком. …провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». 9 августа 1918 г. (Ленин В.И. ПСС, Т. 50. С. 143-144).
В данном случае цитата передана почти целиком (автор только «опустил» момент про организацию охраны – как недостаточно кровавый и неинтересный потенциальному читателю, по всей видимости):
«Необходимо организовать усиленную охрану из отборно надёжных людей, провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».
Здесь упущено только одно – обстоятельства, при которых эта телеграмма была отправлена. 5 августа 1918 в Пензенском уезде начался кулацкий мятеж, о чём можно прочесть в том же самом 50-м томе ПСС в примечаниях (с. 442). Ленин, возмущенный недостаточной активностью Пензенского партийного руководства, направил несколько телеграмм с указаниями об организации подавления восстания (ПСС В. И. Ленина, т. 50, с. 143-144, 148, 149 и 156). Ленин пишет о массовом терроре, но, заметим, против «кулаков, попов и белогвардейцев» в отдельно взятом Пензенском уезде.
Отмечу также, что восстание это было ликвидировано 8 августа (по другим данным – 12 августа), а единственной информацией о репрессиях в ходе подавления, являются несколько противоречивые данные: в одном источнике указано, что «участники убийства пяти продармейцев и трех членов сельского совета с. Кучки Пензенского уезда и организаторы мятежа (13 человек) были арестованы и расстреляны». В другом же приводится даже список расстрелянных, правда, из 12 человек: «провокатор и агент царской охранки Константин Иванов, выдававший и эсеров, и социал-демократов; бывший предводитель дворянства Черниговской губернии князь Мусин-Пушкин, пробиравшийся с Украины в Самару в крестьянской одежде и собиравший сведения о частях Красной Армии, член «Союза русского народа»; бывший начальник Пензенского губернского жандармского управления Кремецкий; бывший пристав 2-й части Пензы Родин; протоиерей Павлин Смирнов (за антисоветскую пропаганду); комиссар Латышского конного эскадрона С. Гладков (за вымогательство, пьянство и сокрытие уголовного прошлого); банда из четырех грабителей, грабивших в форме красногвардейцев; два фальшивомонетчика». К сожалению, эти источники на предмет достоверности я проверить не могу, однако, это не отменяет того, что в ситуации, сложившейся в Пензе на момент телеграмм Ленина (вооружённый мятеж на фоне гражданской войны), действия, предлагаемые Ильичом (точечный террор против зачинщиков мятежа), выглядят вполне адекватными.
***
Вот очередная цитата из 50-го тома ПСС, активно распространяемая антикоммунистами:
«Саратов, (уполномоченному Наркомпрода) Пайкесу… советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты».
22 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 165).
Это текст из телеграммы В.И. Ленина А. К. Пайкесу, уполномоченному Наркомпрода, находящемуся в Саратове, немножко урезанный, но без потери смысла:
«Сейчас буду по телефону говорить с военными о всех ваших требованиях. Временно советую назначить своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты. А для получения ответа от меня либо ждите на телеграфе, либо установите дежурство по очереди, либо назначьте время через час или через два. Отвечайте»
Только вот речь здесь идёт о мерах против… местных партийных начальников, ответственных за плохое снабжение, а не «бедненьких» белогвардейцев, попов или кулаков (что, вероятно, хотел показать автор-антикоммунист). В примечании к этой телеграмме на 446 странице того же пятидесятого тома указано:
«Уполномоченный Наркомпрода А.К. Пайкес и политический комиссар 4 армии Зорин сообщили из Саратова о плохом снабжении воинских частей и просили принять экстренные меры для присылки обмундирования, снаряжения и боеприпасов».
***
Очередная цитата из того же тома полезна антикоммунистам вдвойне, так как, во-первых, незнающему контекста она может показаться особенно кровожадной, во-вторых – адресована она ещё одному «любимому» нашими доморощенными белогвардейцами революционному деятелю – Льву Троцкому:
«Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщенное мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление…». 10 сентября 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.50. С. 178).
Ну что ж, смотрим на оригинал:
«Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщенное мне,что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление, раз только верно, что Казань в железном кольце»
Автор предпочел обрезать фразу про «Казань в железном кольце», оборвав телеграмму красноречивым, на его взгляд, многоточием (вероятно, подразумевающим «беспощадное истребление всего живого на территории Казани артиллерийским огнём»). Если учитывать реалии войны, тем более – войны гражданской, истребление находящегося в окружении противника – скорее необходимость, нежели блажь кровожадного Ленина. В любом случае, Казань была взята через восемь часов после получения Троцким этой телеграммы, причём без особых боёв, белые попросту бежали.
***
Ещё одна популярная среди антикоммунистов цитата взята, видимо, исключительно из-за наличия в ней слова «концентрлагерь»:
«Насчет иностранцев советую не спешить высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь…»
3 июня 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 335).
Это цитата из письма В.И. Ленина И.В. Сталину от 3 июня 1919 года. Полностью фраза звучит так:
«Насчет иностранцев советую не спешить высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь, чтобы потом обменять».
Понятно, что это обыкновенное, и достаточно практичное указание – действительно, зачем высылать врагов, если можно их позже обменять на своих товарищей? Антикоммунисты явно посчитали, что у неопытного читателя данная цитата создаст впечатление, что «концлагеря выдумали вовсе не нацисты, а Ленин». Хотя общеизвестно, что концентрационные лагеря использовались и испанцами во время войны за независимость на Кубе, и англичанами во время англо-бурской войны. Но отдельные дурачки пишут статьи вроде этой, под гордым названием «Организатор первых концлагерей – В.И. Ленин».
***
Последняя «цитата» из 50-го тома, которую я здесь рассмотрю, тоже относится к одной из «военных» телеграмм Ленина:
«Декретируйте и проводите в жизнь полное обезоружение населения, расстреливайте на месте беспощадно за всякую сокрытую винтовку». (Ленин В.И., ПСС, Т. 50, с. 324)
Речь здесь идёт о заключительном этапе борьбы с бандами атамана Григорьева на Украине, в мае 1919 года. Вот как цитата звучит полностью:
«Не пропускайте момента победы над Григорьевым, не отпускайте ни одного солдата из сражающихся против Григорьева. Декретируйте и проводите в жизнь полное обезоружение населения, расстреливайте на месте беспощадно за всякую сокрытую винтовку. Весь гвоздь момента: быстрая победа в Донбассе, сбор всех винтовок из деревень, собрание прочной армии».
В контексте практически партизанской войны против большевиков такой указ выглядит достаточно логично. Что же касается его «кровожадности» – достаточно просто почитать о том, что творили участники григорьевских бандформирований в занятых ими населённых пунктах. Конечно, 148 еврейских погромов (Ричард Пайпс, «Русская революция. Россия под большевиками 1918-1924») вряд ли дискредитируют Григорьева в глазах читателя-русского националиста. Однако, русских (именно по национальному признаку, как «москалей») григорьевские бандиты грабили и убивали точно так же, как и евреев.
***
В целом же, ко всем цитатам из 50-го тома, используемым современными «новыми белогвардейцами», есть примечания в конце тома (собственно, как и во всех остальных томах), которые помогают лучше разобраться в том, что же подразумевалось в том или ином письме, распоряжении или телеграмме. Учитывая, что в книге есть исключительно телеграммы и письма самого Ленина, но не ответы на них, сверяться с примечаниями просто необходимо для понимания контекста. Но ультраправым школьникам это, по всей видимости, не нужно.
*
Агитки «на скорую руку»
Вероятно, антикоммунистам лень прочёсывать все 55 томов Ленина в поисках «чего-то погорячее», поэтому они зачастую используют довольно сомнительные в пропагандистском плане отрывки, такие как этот, найденный мною в посте «Цитаты Ленина, от которых стынет кровь» на pics.ru:
« …Все театры советую положить в гроб.
Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте».
Ленин, 26 августа 1921 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 53. С. 142.)
Читаем оригинал:
«Принять никак не могу, так как болен.
Все театры советую положить в гроб.
Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте»
Если честно, я вообще не разглядел тут ничего такого, от чего может «стыть кровь». Действительно, было бы довольно странно думать о театрах в разгар Гражданской войны и голода. Однако, ради уточнения, я заглянул в примечания:
«Настоящая телефонограмма является ответом на письмо А.В.Луначарского от 25 августа 1921 года с просьбой принять его по вопросу реорганизации Московского Художественного театра; письмо заканчивалось словами о том, что если изложенные в письме предложения принять нельзя, то театр будет «положен в гроб». Ленин использовал это выражение Луначарского в своей телефонограмме»
В общем, тут вполне можно обойтись без комментариев, особенно учитывая, что в РСФСР, в конце-концов, театры были, и «в гроб» их никто не укладывал.
***
Вот ещё одна, не менее распространённая, перевранная и абсолютно утратившая свой смысл цитата:
«Юристов нужно брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает».
Она часто встречается в Интернете, обычно источником указывается 49-й том ПСС, а вот страница – всегда разная: стр. 150, стр. 154, стр. 156. Кажется, что кровожадный и ненавидящий интеллигенцию Ленин призывает угнетать юристов (ну а как же, «уголовник» ведь). Но на самом деле, это перевранная цитата из девятого тома ПСС:
«Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает. Заранее им объявлять: если ты, сукин сын, позволишь себе хоть самомалейшее неприличие или политический оппортунизм (говорить о неразвитости, о неверности социализма, об увлечении, об отрицании социал-демократами насилия, о мирном характере их учения и движения и т. д. или хоть что-либо подобное), то я, подсудимый, тебя оборву тут же публично, назову подлецом, заявлю, что отказываюсь от такой зашиты и т. д. И приводить эти угрозы в исполнение. Брать адвокатов только умных, других не надо». (Ленин В.И., ПСС, Т. 9, с. 171)
И речь здесь идёт о подборе правильных адвокатов для защиты товарищей по партии, а вовсе не о репрессиях против юристов.
*
Ленин-русофоб
Ещё одна любимая тема антикоммунистов – это выдуманная ими же самими русофобия Владимира Ильича. Очень часто они используют «выдержки» из его работы «К вопросу о национальностях или об «автономизации». Чаще всего используется вот этот отрывок:
«…истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника». (Ленин В.И., ПСС, Т. 45, с. 359)
Он уже был неоднократно разоблачён, в том числе ведущим Владимиром Соловьевым в недавнем выпуске телепрограммы «Поединок», но на всякий случай, приведу цитату полностью:
«При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ».
Речь в цитате, на самом деле, идёт не о русском народе, а о русском бюрократе. Иногда наши националисты ещё негодуют из-за словосочетания «русское рукоприкладство», встречающегося в этой работе, в контексте… Ах да, контекст для антикоммунистов неважен. Но всё-таки:
«Я думаю, что никакой провокацией, никаким даже оскорблением нельзя оправдать этого русского рукоприкладства и что тов. Дзержинский непоправимо виноват в том, что отнесся к этому рукоприкладству легкомысленно».
Речь тут идёт о вполне конкретном случае – споре тов. Орджоникидзе с группой П. Г. Мдивани по поводу политического устройства Грузии, в ходе которого Орджоникидзе, «будучи оскорблён одним из сторонников этой группы, ударил его» (Ленин В.И., ПСС, Т. 45, с. 595). То есть, Ленин попросту называет рукоприкладство одной из русских черт (вполне обоснованно, надо заметить). И точно так же дела обстоят со всеми «русофобскими цитатами» Ильича. Вот еще:
«Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями».
Читаем цитату полностью – и смысл тут же меняется:
«Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями. И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права». (Ленин В. И., ПСС, Т. 36, с. 189)
Да и вообще, странно было бы, если бы автор статьи «О национальной гордости великороссов», внезапно оказался русофобом:
«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика». (Ленин В.И., ПСС, Т. 26, с. 107)
«Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами». (Ленин В.И., ПСС, Т. 26, с. 107-108)
Мог ли автор таких строчек быть русофобом? Очевидно, что нет.
***
Ссылки на иные исследования таких продуктов манипуляции:
Правда и мифы о ленинских высказываниях (http://arctus.livejournal.com/83023.html)
Снимаем покровы с "14 цитат Ленина от которых стынет кровь." (http://arctus.livejournal.com/83235.html)
Все призывы к "захоронению Ленина" - от лукавого. И вот почему (http://arctus.livejournal.com/81277.html)
"Расстрелять побольше попов". Фальшивка. (http://arctus.livejournal.com/89867.html)
Фальшивка. Письмо В.И. Ленина В.М. Молотову об изъятии церковных ценностей (http://arctus.livejournal.com/89419.html)
Все цитаты Ленина со словом "РАССТРЕЛЯТЬ" (http://arctus.livejournal.com/92501.html)
=Arctus (http://arctus.livejournal.com/75461.html)=
АнтиЛенинский цинизм (http://leninism.su/lie/4335-antileninskij-tsinizm.html)
dmpokrov
1 октября, 2014
На самом деле, я как-то не готовился что-то писать. Но сложилось так, что в своей вконтактовской группе, посвященной Ленину я наткнулся на "документ", с которым призывали ознакомиться "коммунистов-ортодоксов" дабы мы "трезво взглянули на кровопийцу Ульянова". А тут еще в связи с харьковским вандализмом этот "документ" опять стал пользоваться спросом у особых граждан (надо же как-то оправдать мерзость). И, что самое обидное, не каждый может что-то ответить твердо по поводу сей гнусности. Обычно все сводится к фразе: "Ну, Ленин так не мог сказать...". А это уже бегство, это белый флаг перед оголтелым антикоммунизмом.
Поэтому я, пользуясь некоторым свободным временем, решил более детально рассмотреть пасквиль под названием: "ЛЕНИНСКИЙ ЦИНИЗМ в полном собрании сочинений". Надеюсь тем самым я помогу кому-то более стойко оборонятся от нападок со стороны антикоммунистов и националистов.
Начнем с вводной к пасквилю:
"Господа товарищи, ленинопоклонники! Можете подвергать сомнениям или прямым оскорблениям Русских философов и писателей, но вы не будете опровергать сам факт существования Полного собрания сочинений (ПСС) В.И. Ленина. Можете отвергать электронные издания, но у вас или в библиотеках должны быть эти ленинские документы на бумажных носителях. Откройте и прочитайте, а затем осознайте написанное с точки зрения и восприятия мироустройства не глазами большевика-ортодокса, а глазами обычного нормального человека."
Начало заманчивое. Но лишь начало. Дело в том, что дальше начинается какая-то ахинея, которая к ПСС Ленина не имеет практически никакого отношения. Зачем же надо было делать упор именно на Полное Собрание Сочинений, когда цитат и ссылок на него минимум, но есть мнения каких-то писателей, философов, ссылки на непонятные статьи за авторством непонятных людей? Но видимо для антикоммунистов и националистов все это не так важно - им что угодно можно подсунуть и они с радостью будут это распространять. На дурака, как говорится, не нужен нож...
Ну давайте почитаем, что же нам предлагают узнать нового, от чего я прямо сейчас должен встать в ряды ненавистников Ильича.
Пункт 1 "откройте Ленина, т. 36, пятое издание, стр. 269 и прочитайте, что там написано"
Хорошее начало! Словно гадание по книжке - откройте и выберите строку сверху. Ну ладно, сыграю в эту детскую игру. Открыл. Почитал. Всю страницу, ну и предыдущую тоже, т.к. на стр. 268 начинается "Заключительное слово по докладу об очередных задачах Советской власти". Но очищение не началось, так как я не очень понял, что там нового, сенсационного должен был найти? Кроме критики Бухарина и Ге там ничего и нет. Может это как бы намек на то, что Ленин испортил карму Бухарину в своем магическом слове и того потом репрессировали? Злой маг Ильич - звучит!
Пункт 5 (я не беру все пункты, так как их очень много и по большей части они бредовые) "Самая "знаменитая" и "крылатая " его фраза: "А на Россию мне наплевать, я большевик...", была зафиксирована в разговоре Ленина с Бонч-Бруевичем советским дипломатом Г. Соломоном в его книге "Среди красных вождей" (с.15)."
Само собой именно этой фразы у Георгия Соломона нет. Есть другая: "Дело не в России, на нее, господа хорошие, мне наплевать, — это только этап, через который мы проходим к мировой революции!". И говорил он ее не Бонч-Бруевичу, а самому Соломону. Диалог этот мог быть 27 ноября (10 декабря) 1917 года. Но насколько можно доверять мемуарной литературе, в которой все (!) диалоги расписаны как в романах? Настолько же, как и трилогии Дюма о мушкетерах. Это уже художественная литература с элементами «якобы так было на самом деле». Ради интереса попробуйте сами расписать некий диалог с неким человеком, который произошел хотя бы лет пять назад. Поэтому говорил Ленин именно так или по-другому уже и не установишь. А приписать те или иные обороты другому человеку для ангажированного мемуариста - раз плюнуть.
Пункт 6 ""пусть 90% русского народа умрет, но 10% доживет до мировой революции" В.И. Ленин ПСС, т.11, с.702"
В т.11 ПСС Ленина не существует 702 страницы, так как в нем 590 страниц. Ну и в 1905 году Ленину, даже при всем желании, не могла прийти такая крутая идея в голову. У него были другие заботы. Откуда же она?
Самое же раннее упоминание этого «афоризма» было мною обнаружено в книге Андрея Терне «В царстве Ленина. Очерки современной жизни в РСФСР» (издана в 1922 году в Берлине, но есть данные, что за год до этого она выходила в Софии на болгарском языке), где он выступает в качестве эпиграфа в предисловии. Выглядит это так: «Пусть 90% русского народа погибнет лишь бы 10% дожило до мировой революции» (из речи Ленина)».
Сам ли Терне вставил этот эпиграф в свою рукопись или постарался издатель (очерки были опубликованы после смерти автора) не известно. Но известно, что к Ленину эта фраза не имеет никакого отношения и ее «близкий по цифрам» оригинал принадлежит Григорию Зиновьеву. «Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из ста населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить, их надо уничтожить» (из речи на VII Петроградской общегородской конференции РКП(б), сентябрь 1918 года).
Пункт 7 ""русский человек плохой работник по сравнению с передовыми нациями..." ПСС, т. 36, с. 189.по тексту брошюры: Ле¬нин. "Очередные задачи Советской вла¬сти", изд. 2-е, Москва, 1918, сверенному с рукописью."
Самое интересное, что ничего предосудительного в этой фразе нет. Это просто констатация факта. Как говорится, «в Англии ружья кирпичом не чистят». Но главное, что Ленин на этом не остановился, а продолжил: «И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права. Учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме». А теперь можно с Лениным и поспорить – стоит учиться работать или нет.
Пункт 8 ""Русь!.. Сгнила?.. Умерла?..Подохла?.. Что же!.. Вечная память тебе." Газета “Правда”, 1 января 1925 г"
Ленин у нас оказывается еще и стихи писал! Под псевдонимом Василий Александровский. Да еще и после своей смерти! Воистину Ленин живее всех живых и гений во всем!
Впрочем, для антиленинистов это не важно. Им даже не важно, что стихотворение в газете «Правда» было опубликовано не 1 января, а 13 августа 1925 года. Неважно им и то, что Александровский представлял радикально-левое крыло Пролеткульта, идеологию которого, кстати, Ленин совсем не одобрял.
В принципе, это стихотворение было забыто еще при жизни Александровского, но рьяные антикоммунисты его с удовольствием где-то нашли, и с конца 1980-х носятся с ним аки с писаной торбой. Притом даже при его полном цитировании не очень понимают смысл произведения, а просто занимаются своими интерпретациями.
Но самое интересное нас ждет дальше:
9 " русские - тютя, рохля, ленивы..."
10" русская интеллигенция не мозг нации, а говно..."
11"партия не пансион для благородных девиц. Иной мерзавец может быть для нас именно тем и полезен, что он - мерзавец"
12«все нравственно, что идет на пользу большевиков."
13"Все лица, несогласные с большевиками, считаются без исключения буржуями и белогвардейцами..."
14"необходимо шире применять расстрелы..."
15"раздайте русским дуракам работу..."
16. "давить Русь и великорусскую шваль..."
17" В политике нет нравственности, а есть целесообразность."
18."У нас нет национальной власти, у нас власть интернациональная".
Какой-то сборник выдерок. Даже не указано, откуда выдрали. И так сойдет, да? Для недалеких людей может и сойдет. Для нормальных – не должно сходить.
По пункту 9: Из дневников и записок Льва Троцкого: «Когда я в первый раз собирался на фронт между падением Симбирска и Казани, Ленин был мрачно настроен. "Русский человек добер", "Русский человек рохля, тютя...", "У нас каша, а не диктатура..."»
И что в этом опять такого? Что, русский человек разве не добер? А нерасторопность (рохля, тютя) русских подмечена была и классиками русской литературы. Ну и нельзя игнорировать причину и цепь высказываний. На фронте поражение за поражением, в Красной Армии отсутствие дисциплины, все рыхло, все нерасторопно и никакой диктатуры.
По пункту 10: Про интеллигенцию, конечно, классика, но не понимаю смысл в ее перевирании. Давайте просто прочтем реальные слова реального Ленина:«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно».
Итак, никакой «русской интеллигенции» тут , само собой нет, а есть некие «интеллигентики», которые мнят себя мозгом нации. И такие интеллигентики всегда были и есть. Сегодня, кстати, их довольно много. И они на самом деле далеко не мозг.
По пункту 11: Цитата о «не пансионе для благородных девиц и о мерзавцах» взята из воспоминаний Владимира Войтинского «Годы побед и поражений» (том 2, Берлин 1924 год):
"Любимой темой «агитации» в тесном товарищеском кругу была для Ленина борьба с предрассудками, остатками «либеральных благоглупостей», которые он подозревал у новичков…
…- Партия не пансион для благородных девиц. Нельзя к оценке партийных работников подходить с узенькой мер¬кой мещанской морали. Иной мерзавец может быть для нас именно тем и полезен, что он мерзавец. . .»."
Говорил Ленин это в 1906-07 годах или нет – лежит на совести большевика-ренегата Войтинского. Про то, что такое мемуары я писал выше. Но сам смысл такого «прагматического тезиса» может покоробить лишь поклонников «карамельного дедушки Ильича».
По пункту 12: Теперь самое интересное. Это о нравственности, которая идет на пользу большевикам. Данная «ленинская» цитата есть извращение (!) плода безнравственного псевдоисторика Д.Волкогонова. То есть, сначала Волкогонов все исказил, а потом и его искажение исказили! Бредовость ситуации заключается в том, что слова Ленина о нравственности и классовости находятся в самой издаваемой его работе, в работе, которую обязаны были, хотя бы раз, просто прочесть все вступавшие в комсомол, а в комсомол в Советское время вступали более 90% юношей и девушек. То есть десятки миллионов человек. Но видимо все они смотрели в брошюру «Задачи союзов молодежи» и видели просто много букв.
Начнем с «интерпретации» Волкогонова: «Вспомним „Катехизис революционера" Нечаева. В нем есть такие строки: „Нравственно для него (революционера. — Д.В.) все, что способствует делу революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему". Почти буквально повторяется у Ленина в речи на III съезде РКСМ эта идея: нравственно все то, что способствует победе коммунизма».
А теперь, что же на самом деле говорил Ленин:
«Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата...
…мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата...
...Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества. Земля у нас считается общей собственностью...»
Думается тут все ясно и понятно. Без всяких разночтений. Хотя, если антикоммунисты умудряются извратить даже предложение из пяти слов, то и шут с ними.
По пункту 13: Цитата «Все лица несогласные с большевиками…» не имеет никакого отношения к Ленину. В антикоммунистических и националистических «трудах» эти слова приписываются петроградской «Красной газете». Насколько это соответствует или не соответствует действительности мне пока не известно, а в контексте разбора «ленинских цитат» и не важно.
По пункту 14: Вот дошли и до «шире применять расстрелы…». Само собой именно такого сочетания слов у Ленина нет, а есть вот это: «По-моему, надо расширить применение расстрела (с заменой высылкой за границу)… ко всем видам деятельности меньшевиков, с.-р. и т.п.» (Дополнения к проекту вводного закона к УК РСФСР, 15 мая 1922 года. См. ПСС т.45, стр. 189). Вообще о расстрелах и их применении Ильич неоднократно упоминал в указаниях, телеграммах, письмах, статьях, которые публиковались в Советское время как в отдельных изданиях, так и, само собой, в Собраниях сочинений. То есть перед нами секрет Полишинеля, который так любят антикоммунисты. Но какие выводы мы можем сделать исходя из этого? Шла война, на войне убивают людей, на войне практикуются и расстрелы. Неважно кто воюет и за что. Кончилась война – и все – Ленин ни разу не употреблял слово «расстрел» с осени 1920 года, кроме упомянутого выше дополнения к проекту.
По пункту 15: С «русскими дураками», которым надо раздать работу вышло так, что виной всему опять псевдоисторик Д.Волкогонов, который, как и многие «разоблачители» Ленина (например «принципиальный» режиссер С.Говорухин) первой половины 1990-х, пытался разыграть националистическую карту. Мимоходом так, но действенно. Поэтому начнем с волкогоновского текста:
«В своем письме Берзину по поводу выпуска коммунистической пропагандистской литературы Ленин сетует, что дело идет плохо. Советует „выписать из Цюриха Колнера или Шнейера", которым следует платить за работу „архищедро". Далее продолжает: „Русским дуракам раздайте работу: посылать сюда вырезки, а не случайные номера (как делали эти идиоты до сих пор). Назначьте поименно ответственных за это лиц, и мы их приструним..."»
В записках, рассчитанных не для публичного восприятия, не для „Правды", Ленин без тени смущения называет своих соотечественников „дураками" и „идиотами", которые способны лишь на элементарно-примитивную работу. А левые — но из Цюриха! — должны оплачиваться „архищедро". Записка эта невелика, но весьма красноречива. Естественно, многие десятилетия она была заточена в секретный архив, и никакое Полное (!) собрание сочинений не могло рассчитывать на его включение для публикации. Подобное отношение Ленина к русскости встречается у вождя многократно.»
Историка от псевдоисторика отличает осторожный подход к документам, к их возможной интерпретации. Псевдоисторику же плевать на сам документ – ему важно то, что он может из него выжать для своих корыстных (моральных или финансовых) целей. И перед нами яркий пример, который показывает, что Волкогонов никогда не был историком и им всегда двигали лишь корыстные мотивы. А здесь и подтасовать можно и налгать с три короба. Люди это проглотят.
Ну а мы просто возьмем документ. Письмо Яну Берзину, главе дипмиссии в Швейцарии от 18 октября 1918 года. Начнем с Колнера и Шнейера. Вот этот кусок:
«Назначьте ответственных лиц:
Peluso
+ итальянец
+ немец (Аксельрод не был у Вас? Побить его надо!! Выписали бы из Цирюха Кашер или Шнейера, нашли через них левых и одного из [них] назначили).
С них спрашивать: 2-3 листка и брошюрки в неделю.
Вы давайте темы и материалы для компиляции.»
О чем идет речь? Речь идет о работе над агитлитературой для западного читателя. Задача ее создания, издания и распространения как раз лежала на миссии в Швейцарии. Для этого и привлекались западные социалисты – каждый работал со своим языком. Но! Никаких указаний платить лично Кашер (у Волкогонова вместо Леони Кашер появляется некий Колнер, что говорит о пять о многом) и Шнейру «архищедро» нет. Им просто платили гонорары. Но в письме есть упоминание об «архищедро», но оно находится в другой части письма:
«2-3 раза в неделю у Вас должны бывать люди вроде Guilbeaux, Hubacher и т.п. из Женевы, итальянцы из Лугано, немцы из Цюриха (не к[а]к Платтен, а получше: рабочие из цюрихских левых). Из них назначьте агентов, платите и за поездки и за работу архищедро»
Тут уже идет речь об агентах по распространению агитлитературы, которых еще надо нанять и за их работу, которая была довольно нервной, а иногда и небезопасной, нужно было хорошо платить. Это ведь вам не коммивояжером быть с сумкой тюбиков зубной пасты.
Итак, Волкогонов в своей книге бессовестно объединил два разных куска письма в одно целое. И ведь рука не дрогнула и во рту, наверное, не пересохло. Ну а мы идем к «русским дуракам».
Ленин пишет в середине письма:
«Русским дуракам раздайте работу: посылать сюда вырезки, а не случайные номера (как делали эти идиоты до сих пор). Назначьте поименно ответственных за это лиц (Leiteizen и др.) и мы их приструним. А то у Вас нет ответственных.»
Я думаю в глаза внимательного читателя сразу бросится в глаза то, что в волкогоновском тексте отсутствует вот это: «(Leiteizen и др.)». А ведь Морис Лейтейзен и есть один из тех «русских дураков», на которых разгневался Ильич. Среди «дураков» есть и другие очень русские фамилии – Петерсон, Старке и Залкинд. Так что ни о каких выпадах в сторону «русскости» речи идти не может. Это фантазия и бред конкретно гражданина Волкогонова.
Кстати, почему же разозлился Ильич? А потому, что к его просьбе присылать ему для, как сейчас бы сказали, «мониторинга» иностранную прессу отнеслись спустя рукава – присылали разрозненные номера разных изданий и даже без сопроводительных заметок. Типа, читай тов. Ленин сам и ищи, что там тебе интересно. Ну не дураки ли? Притом дураки откуда? Из России. Поэтому то и «русские», так как не напишешь же «российские дураки».
По пункту 16: О «давить Русь» можно обойтись без комментариев по идее. Откуда это взято неизвестно даже самим распространителям данной «ленинской цитаты». А вот про «великорусскую шваль» Ильич писал. Хотите знать, кого он так называл? «истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ…». Ну и дальше: «Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке». И вот вопрос, откуда у наших антикоммунистов и националистов вдруг такая любовь к бюрократам и чиновникам? Только потому, что «они» русские»? Или потому, что Ленин их ненавидел, этих бюрократов?
По пункту 17: Фраза о нравственности, политике и целесообразности опять оказалась почему-то переделанной, хоть и не существенно (но намекает на то, что ее взяли из иноязычной литературы). Ленин, по воспоминаниям Сергея Мстиславского, эсера, звучала примерно так: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность». А теперь попробуйте оспорить эту характеристику политики, которую дал Ленин. Где вы видели «моральную и нравственную политику»? Ильич просто в очередной раз озвучил известную истину, которая доказана всей историей человечества. Не более того.
Кстати, Ленин это сказал гражданке Спиридоновой (одна из лидеров левых эсеров) при таких обстоятельствах: «Перед разгоном Учредительного собрания был разговор с Лениным группы членов ЦК левых эсеров. Спиридонова говорила очень возбуждённо: сказала что-то про «хулиганство» и упомянула о морали…»
Спиридонова-моралистка! Неожиданно. Та самая Спиридонова, которая сначала ратовала за заключение Брестского мира, а летом 1918 года хотела обратно втянуть Россию в войну с Германией, обвиняя большевиков в том, что они заключили Брестский мир. Видимо все это из-за своей высокой нравственности. Как видим, все познается в сравнении. Можно говорить красивые фразочки о морали, а поступать наоборот. И видимо это некоторыми считается достоинством.
По пункту 18: О власти «национально и интернациональной» Ленин не говорил и не писал. Националистический современные публицисты ссылаются то на Александру Коллонтай, то просто на газету «Известия». Ссылаются, само собой, в припадке своего националистического угара. Но это их проблемы. Лично я эту цитату воспринимаю как нормальную и правильную. Не буду же я в угоду националистам подстраивать свои убеждения.
***
Итак, за пару-тройку часов я разобрал примерно треть пасквиля "ЛЕНИНСКИЙ ЦИНИЗМ в полном собрании сочинений" доказав по пути, что к ПСС Ленина все это практически отношения не имеет. Дальнейшие пункты пока не трогал, но могу отметить, что точки зрения Бердяева или Гумилева, которые дальше упоминаются, есть только их точки зрения. Предвзятые. Что точка зрения националиста или антикоммуниста на тот или иной вырванный из контекста кусок ленинского текста - это их проблемы, они и из сказки "Колобок" могут что-то вырвать и подать как "русофобское" или "антигуманистическое". Все зависит лишь от степени искревления мировосприятия и наличия буйной фантазии.
"Трудно передать весь тот вздор, который они теперь мелют, спекулируя на невежестве публики, на ее незнакомстве с историей движения." (В.И.Ленин)
Отсюда:
http://dmpokrov.livejournal.com/462911.html?view=2702655#t2702655 (http://dmpokrov.livejournal.com/462911.html?view=2702655#t2702655)
Товарищи, обратите внимание! Когда вы вступаете в какие-либо группы или сообщества на различных ресурсах, именующие себя ленинскими, сталинскими, советскими, то можно попасть на провокационные, созданные специально для того, чтобы правду приправлять дикой ложью, тем самым способствовать дискредитации наших вождей Ленина и Сталина, и социалистической идеологии в целом. Слишком опасны эти величайшие личности для наших врагов, либеральной публики и прочих мэйнстримов. Недооценивать опастность социалистических идей они не могут, поэтому мимикрируют под своих и делают своё подлое дело.
К примеру, в сообществе ВК создана группа "Ленин и Сталин - два отца социализма" (https://vk.com/leninstalintwofathersofsocialism), использующая в своих публикациях одну из фальшивых цитат, приписываемую Ленину, а именно "- а на Россию, господа, нам наплевать. Мы Россию завоевали, мы и будем ей управлять", глупость которой была разобрана выше в этой статье. Эта фальшивка оказалась из разряда ОБГ (одна баба говорила), в данном случае в роли бабы выступает Георгий Соломон - невозвращенец и лжец, вернее, фантазёр, т. к. сие "мудрствование" опубликовано было в художественном романе, а чего не сбрешешь ради своей выгоды, особенно, когда за это платят хорошо.