ЭНЦИКЛОПЕДИЯ > КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Правые и левые - ПОЛИТИЧЕСКАЯ АЗБУКА
(1/1)
skinhead:
В старых номерах Лимонки хорошо освещали:
http://limonka.nbp-info.com/011/011_34_02.htm
(чтобы не быть круглом идиотом, нужно это знать)
(ЧАСТЬ I)
Четыре сектора схемы
На нашей схеме выделены четыре основных сектора" в пределах которых располагаются четыре базовые идеологии, взятые вместе со всеми своими нюансами и особенностями.
Это - 1) Демократия, 2) Либерализм, 3) Национализм и 4) Социализм.
Сразу заметим, что эти сектора не являются строго равнозначными.
Политические доктрины:
демократия и национализм
Две идеологии (демократия и национализм) чисто политические, т.е. они ставят основной акцент не на конкретике экономической структуры, но на общем политическом строе общества, предполагающем в принципе различные возможности экономического механизма. Конечно, мы говорим о демократии и национализме не в чисто этимологическом смысле, но так, как это принято в сложившейся международной ситуации, где демократия и национализм рассматриваются как два противоположных и несовместимых друг с другом политических явления.
Демократия считается "прогрессивным" вариантом политического строя, теоретически миролюбивого и неагрессивного как вовне, так и внутри. Демократия мыслится как общество открытое и стремящееся к минимальной социальной и этнической дифференциации. Демократия озабочена вопросом соблюдения "прав человека", всеобщих выборов и т.д.
Национализм, напротив, рассматривается как "консервативная" политическая формация, предполагающая определенную степень социального тоталитаризма, агрессивность, повышенное значение аппарата подавления и т.д. Национализм стремится сохранить и усилить "изоляционистские" тенденции, создать общество закрытое и дифференцированное, с соблюдением старых религиозных, социальных и этических традиций, свойственных жизни предыдущих поколений. "Права человека" подчас приносятся здесь в жертву интересам нации, общества, государства.
Экономические доктрины:
либерализм и социализм
Вторые два сектора (либерализм и социализм) в отличие от первых имеют отношение прежде всего к экономике. И социализм, и либерализм принято пониматъ как два радикально лротивоположных экономических учения. При этом чисто политически они могут сочетаться либо с демократией, либо национализмом, но могут выступать и более или менее самостоятельно, возводя (по меньшей мере, теоретически) свли экономические принципы в самоценный политический догмат.
Социализм в самом общем виде означает такой экономический уклад, который ориентируется в первую очередь на благосостояние общества в целом или определенного коллективного пласта общества, и лишь потом заботится о состоянии конкретного индивидуума. Социалистическая идея - это идея коллективного экономического субъекта, чTO предполагает необходимость перераспределения общественного достояния исходя из общественных нужд. Экономический принцип социализма основывается не на идее "эффективности", успеха" и т.д. (как в либерализме), но на идее справедливости и заботы об обществе в целом (в том числе и о неэффективной экономически его части). В социализме основной акцент падает на производство и справедливое перераспределение достояния между членами общества (а это предопределяет необходимость планирования). Социализм тяготеет к различным типам коллективной собственности (отсюда "национализация", "коллективизация", обобществление", "огосударствление" л т. д.) как признак социалистической системы. В практической жизни социалисты чаще всего выдвигают требования повышения налогов с "богатых" и понижение с "бедных", т.е. материальное уравнивание.
Либерализм, со своей стороны, это также чисто экономическое учение (сегодня под либерализмом в политологии понимают именно экономическую, а не политическую реальность), ставящее во главу угла индивидуума и его экономическую свободу, которая в идеале не должна быть ограничена ничем -ни социальными, ни национальными, ни политическими соображениями. Либерализм - это экономическая доктрина полноценного и законченного капитализма, утверждающего эффективность, свободный рынок и право на любые формы личного обогащения вопреки заботе об обществе в целом. Либералы вообще отрицают понятие "социальной справедливости", полагая, что экономический успех или, напротив, нищета, отражают реальную значимость человека как такового, и следовательно, общество не должно вмешиваться в этот процесс. Либерализм считает основным субъектом экономики индивидуума, и отрицает какие бы то ни было формы перераспределения доходов в пользу коллектива или общества. Либерализм отрицает план и ставит во главу угла рынок, торговлю, спекуляцию и финансовые манипуляции. Главным критерием либерализма служит экономическая эффективность. Капитализм настаивает на частной (т.е. индивидуальной) собственности (отсюда "приватизация", "денационализация" и т.д.). Либералы на практике стремятся к взиманию одинаковых налогов и с "бедных" и с "богатых", т.е. к поощрению "обогащению богатых" и "обеднению бедных".
Сочетания экономики и политики
Между демократией и либерализмом располагается точка либерал-демократии, т.е. идеологии сочетающей политические установки демократии с экономическими принципами либерализма. Политическая открытость и "прогрессизм" общества в данном случае сопрягаются с однозначно рыночной и индивидуалистической ориентацией в экономике, т.е. с классической капиталистической моделью. Заметим, что идеология либерал-демократии характерна для главных западных держав - США, стран западной Европы и т.д. Это самая распространенная сегодня идеологическая модель.
Демократия, принадлежащая к левой половине круга (что наглядно показывает ее принадлежность к левому идеологическому лагерю), сдвигаясь вправо, сближается с либерализмом и рыночной ориентацией. Таким образом, "правая демократия экономически однозначно отождествляется с капитализмом. Заметим, что "правая демократия", с точки зрения либерализма, напротив, является "левой" ориентацией, т. е. тождественна "левому либерализму".
В другом конце сектора демократии проходит граница с идеологией социализма, что дает социал-демократию" Это "левая демократия" (которая для самого социализма, в свою очередь, считается "центристской"). Социал-демократия настаивает на "прогрессивном", "открытом" обществе ("гуманном" и "мягком"), но при этом предполагает социально ориентированную экономику, т.е. государственную поддержку всем членам общества, в том числе и наименее эффективным экономически.
Социалистический сектор варьируется от точки социал-демократии (левый центр) до точки национал-социализма (или национал - коммунизма). Во втором случае социальная ориентация сочетается с более или менее тоталитарной системой, с государственным централизмом и политическим консерватизмом. Такое общество является "закрытым" и "дифференцированным" (часто "негуманным" и "жестким"). Национальный социализм можно условно назвать "правым" или "консервативным".
Но с позиции самого национализма, национал-социализм (или национал-коммунизм) является крайне "левым" феноменом, так как в нем на экономическом уровне предполагается осуществление сугубо "левых" экономических мер - "социализация", "национализация", "деприватизация" и т.д. вплоть до "экспроприации".
Двигаясь к "правому центру" по сектору национализма, мы придем к национал-либерализму, т.е. к такой идеологии, которая сочетает в себе политический национализм ("тоталитаризм", а чаще "авторитаризм") и экономический либерализм, т.е. частную собственность, рыночную экономику, акцент на финансах и коммерции вопреки производству, отказ от планирования и т.д.
Национал-либерализм ("правый центризм") для либерального сектора представляет "крайне правый" предел, а "крайне левым" его пределом является та либерал-демократия, о которой мы уже говорили. Круг замыкается.
Навигация
Перейти к полной версии