Философ Путина и Зюганова("Foreign Affairs", США)
1.Иван Ильин и идеология московского правления.
Антон Барбашин (Anton Barbashin), Ханна Тобурн (Hannah Thoburn)
• 18/06/2013Философия России ("Rilsoa", Латвия)
• 08/06/2004Религиозный терроризм и марксистская философия ("Asharq Al Awsat", Арабская пресса)
• 15/09/2015Почему путинизм переживет Путина ("Politico", США)
23/09/2015
http://inosmi.ru/russia/20150923/230418813.html В последние дни апреля по российскому телевидению шел двухчасовой документальный фильм о пятнадцатилетии Владимира Путина во главе России. Показанный в преддверии годовщины его первой инаугурации (7 мая 2000 года), фильм заключал в себе прямолинейный посыл: за 15 лет правления Путин спас Россию от разрушительных сил: как внутренних — Чечня и олигархи — так и внешних — коварное влияние Запада. Он, как неоднократно подчеркивалось в фильме, — единственное, что скрепляет страну.
Кроме того, если верить фильму, Путин — не просто политический спаситель: его руководство также сыграло важную роль в духовном возрождении России и ее народа. Полных шесть минут фильма были посвящены подробному рассказу о проведенной им работе по возвращению на родину останков белого русского философа Ивана Ильина.
Ильин был неизвестен широкой публике до тех пор, пока российский режиссер и консервативный активист Никита Михалков не вернул его из бездны в начале 2000-х годов. Однако бесславие — лучшее место, где Ильин мог бы повесить свою историческую шляпу. Никогда не являясь глубоким или проницательным мыслителем, он не был ученым или философом в классическом смысле, но, скорее, публицистом, теоретиком заговора и русским националистом с ярко выраженными фашистскими наклонностями.
Его произведения сначала получили поддержку в узком кремлевском кругу, а затем на протяжении второй половины 2000-х годов цитировались различными государственными деятелями. Интерес, проявленный Путиным к Ильину, стал очевиден после 2006 года, когда президент начал выделять философа в ходе некоторых своих публичных выступлений. Владислав Сурков, когда-то известный как «серый кардинал Кремля» и главный его пропагандист, также любит ссылаться на Ильина, чьи сочинения использует в качестве инструмента для продвижения путинской идеи суверенной демократии. Путин же в 2014 году дал своим губернаторам задание на зимних каникулах читать книги Ильина.
Ильин также был удостоен значительным вниманием со стороны, казалось бы, полярно противоположных групп внутри российского общества. Представители Русской православной церкви называют его «религиозным философом» и тем, кто «проповедовал духовное обновление и возрождение России.» В то же время Ильина цитирует лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов, определивший его как того, кто «внес весомый вклад в развитие российской государственной идеологии патриотизма».
Итак, кто же он — господин Ильин?От анархизма к фашизму
Иван Александрович Ильин родился в 1883 году в Москве в дворянской семье. Окончив с отличием одну из лучших школ города, он поступил на юридический факультет Императорского Московского университета (сегодня Московский государственный университет). Будучи студентом, Ильин придерживался радикальных политических взглядов, таких как анархизм, но в конечном итоге сместился к правоцентристскому направлению, став протеже одного из самых активных либералов дореволюционной России — Павла Новгородцева. В отличие от своего наставника, Ильин не присоединился к Белой армии в ее борьбе против большевиков во времена Гражданской войны. Однако был депортирован из России в 1922 году как враг большевистского государства, наряду с другими 160 философами, историками, экономистами и теми, кого обобщенно называли «белогвардейцами».
В течение десяти лет после своего изгнания Ильин работал в Германии, строча антибольшевистские манифесты и оказываясь глубоко вовлеченным в среду российской интеллектуальной эмиграции. С 1927 по 1930 год он редактировал эмигрантский журнал «Русский колокол», а с 1923 по 1934 год преподавал в русском научно-исследовательском институте в Берлине. И, как и многие из его коллег-белогвардейцев, Ильин интересовался идей евразийства, которая посредством географии пыталась создать альтернативу большевизму.
Радикальная эволюция в политических взглядах Ильина стала заметна в 1930 году, когда он начал хвалить Гитлера и Муссолини. В статье 1933 года «Национал-социализм: новый дух» Ильин приветствовал фашизм как законный ответ большевизму, выражал поддержку правым устремлениям Гитлера и резко критиковал немецких евреев за их «сочувствие» коммунизму до тех пор, пока в 1943 году не был уволен из университета под политическим давлением и через несколько лет не бежал в Швейцарию.
По мнению философа, национальный социализм Гитлера, фашизм Муссолини и русское белое движение имеют много общего и «духовно близки.» Он пишет, что их единит «общий и единый враг, патриотизм, чувство чести, добровольно-жертвенное служение, тяга к дикториальной дисциплине, к духовному обновлению и возрождению своей страны, искание новой социальной справедливости». Выступая противником как советского коммунизма, так и западной демократии, Ильин определил для России «особый» путь, основанный на поощрении православной церкви и традиционных ценностей, которые принесут духовное возрождение российскому народу, в настоящее время пребывающему под влиянием западных политических и социальных конструкций.
Несмотря на ужасы Второй мировой войны и поражение Германии и Италии, Ильин не отвернулся от идей фашизма. В 1948 году он написал о совершенных Гитлером ошибках, но не о недостатках его идеологии. Ильин по-прежнему признавал ее правильной и здоровой национально-патриотической идеей, выражая надежду, что Франсиско Франко в Испании и Салазар в Португалии смогут избежать ошибок, которые сделал Гитлер, и преуспеть в своих собственных исканиях.
Почему Ильина любит ПутинНачиная с конца 1940-х годов Ильин переориентировался исключительно на Россию, на ее будущее и на ее историческую миссию — пьянящая философская комбинация, нашедшая свою дорогу к человеку, которым оказался Путин — кого историк Тимоти Снайдер (Timothy Snyder) описал как «поставившего себя во главе популистских, фашистских и неонацистских сил в Европе».
В своем эссе 1950 года «Что сулит миру расчленение России» Ильин предсказал падение Советского Союза и объяснил, как спасти Россию от зла западного мира. Эссе, состоящее из 12 пунктов, кажется, содержит в себе все до единого пропагандистские клише, которыми сегодня пользуется кремлевское телевидение.
Ильин утверждает, что русское государство — под которым он подразумевал бывшую Российскую империю и ее географического потомка, Советский Союз — является уникальным историко-географическим организмом, части которого связаны духовным единством евро-азиатских народов.
По мере разворачивания холодной войны Ильин все больше убеждался в том, что Запад стремится погубить Россию и будет делать все возможное, чтобы добиться ее внутренней фрагментации. Этот распад, утверждал он, вызовет длительную гражданскую войну в России, негативные последствия которой будут ощутимы во всем мире. Тем временем, стремясь воспользоваться ситуацией, великие державы неизбежно попытаются аннексировать части российского государства и стимулировать хаос, дезорганизацию и упадок. Германия, пишет он, «двинется на Украину и Прибалтику, Англия покусится на Кавказ и на Среднюю Азию, Япония — на дальневосточные берега».
После того как Запад, в частности, Германия, присоединит Украину, он будет использовать эту территорию, чтобы подрывать мощь российского государства. Как и многие другие консерваторы, Ильин не верил, что есть такая вещь, как украинская нация; украинцы, таким образом, не имели права на какую-либо форму государственности. Между тем, для России потеря Украины была бы фатальна и привела бы к расчленению и дальнейшему распаду страны.
Как предупреждение соотечественникам звучат слова Ильина о том, что во время этого процесса Запад будет использовать против России идеи «демократизации», «федерализации» и «торжества свободы» с одной лишь целью — ослабить Россию и нагло ее обобрать. Разумеется, он указал на не слишком конкретные примеры или доказательства. Ильин утверждал, что демократия немыслима в такой огромной стране, как Россия, и единственно возможной конфигурацией власти является «русская национальная диктатура». По мнению Ильина, объединить географическое, этническое и культурное разнообразие России без сильной централизованной власти невозможно. Речь шла не столько о тоталитарной диктатуре, сколько о диктатуре авторитарной. О государстве, которое учило бы свой народ «свободе», но ввело бы в его отношении такие ограничения, чтобы в России установилась не анархия, но порядок. Основанная на патриотизме и с сильным лидером во главе, такая система защитила бы Россию от революций и хаоса.
Духовное возрождениеПоэтому, когда Путин решил переделать Россию, он обратился к Ильину как за оправданием, так и за обнадеживающим обещанием того пути, по которому он сам стремился повести страну. Скорее всего, выбор пал именно на Ильина, поскольку его работы узаконивали авторитарное понимание власти Путиным, оправдывали ограничения на свободу и обеспечивали противоядие против всех западных критериев свобод, прав и целей государства. В сущности, Ильин предоставил своего рода легитимность почти безраздельной власти национального лидера — Путина — цель которого состоит в укреплении государства и обеспечении его духовного возрождения путем поощрения консервативных ценностей и норм.
В послании к федеральному собранию 2006 года Путин напомнил об «известном российском мыслителе Иване Ильине», который, «размышляя о базовых принципах, на которых должно прочно стоять российское государство, отмечал, что солдат есть звание высокое и почетное... Мы должны всегда быть готовы отразить потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны ответить на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе — с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет».
Не чуждый идеям теории заговора, Ильин ввел российский термин «мировая закулиса», который использовал для описания заговора западных лидеров против России. В более широком смысле это понятие подразумевает, что официально избранные лидеры Запада на самом деле являются марионетками в руках истинных правителей мира: бизнесменов, масонских агентов, и, зачастую, евреев. В наши дни, эта фраза кажется вездесущей в российском дискурсе и государственных СМИ.
Замените «евреев» на «геев», а «масонских агентов» на «иностранных агентов», и взгляды Ильина идеально совпадут с путинским пропагандистским дискурсом: крах Советского Союза едва ли был справедливым, и русские оказались в дураках, поверив обещаниям демократии, которая обернулась десятилетием нищеты, унижения и политического бессилия. Демократия не сработала в России; западные ценности развратили народ, испытывавший постоянные атаки тех, кто стремился его разобщить. То же самое верно, если взять недоверие Ильина к демократическому управлению. Причины, которыми Ильин объясняет предполагаемую ненависть Запада по отношению к России, ежедневно звучат по российскому телевидению: Запад не знает или не понимает Россию и боится ее. Самое главное, пожалуй, то, что ему чужды российские православные догматы.
Как и многие из нынешних российских лидеров, Ильин ратовал за духовное обновление под эгидой православной церкви. Хотя сам Ильин не был особенно религиозным, он воспринимал религию в неразрывной связи с политикой и ужасался попыткам Советского Союза уничтожить ее: «Демагогия и обман, экспроприация и террор, разрушение религии и быта выдавались за «национальный расцвет» российских меньшинств, а на Западе находились глупцы и продажные корреспонденты, которые воспевали это «освобождение народов». Он считал, что традиционные ценности могли бы вывести русскую нацию к успешному будущему, делая из нее более сплоченное единство.
Путин подобным же образом говорит о необходимости религиозного возрождения и о ценной роли, которую играет здесь православная церковь: «Русская православная церковь играет огромную созидательную роль в сохранении нашего богатого исторического и культурного наследия и в возрождении вечных нравственных ценностей. Она работает не покладая рук, чтобы привносить единство, укреплять семейные узы и воспитывать молодое поколение в духе патриотизма».
Настойчиво продвигая эту идею, Путин снова обращается к Ильину: «Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах — это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России». Ильин, конечно, не был поклонником личного выбора. Для него слово «свобода» означало что-то другое. Поясняя, Путин продолжает: «Приведу в этой связи одну цитату: «Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России — как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, — свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности».
ПиарВерит ли лично сам Путин и его команда в идеи, которые столь активно ими пропагандируются, не так и важно. Как уже делалось неоднократно, кремлевские политтехнологи Кремля просто экспроприируют чужие работы для своих пропагандистских целей. Посредством Ильина Кремль сообщает то, что рассматривает в качестве наиболее подходящей на сегодняшний день идеологии: крепкий коктейль из бескомпромиссной ненависти к Западу, отрицания европейской природы российской цивилизации, одобрения диктаторских методов правления, неистового национализма с примесью теории заговора. Правда стала податливой, но русские по понятным причинам заблуждаются, веря информации, которой их снабжает правительство. Так, несмотря на множество свидетельств об обратном, лишь пять процентов россиян считают, что их страна или Донецкая Народная Республика имеют отношение к крушению малайзийского лайнера.
На протяжении многих лет граждан России кормят этим ядовитым варевом. Когда правление Путина в конечном итоге подойдет к концу, восстановление отношений России с западными либеральными странами будет представлять собой весьма нелегкую задачу — об этом президент уже позаботился.
Оригинал публикации: Putin?s Philosopher
Опубликовано: 23/09/2015 11:38
Читать далее:
http://inosmi.ru/russia/20150923/230418813.html#ixzz3mcIbydPo Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
2.Путин возложил цветы к могилам "государственников" - Деникина, Ильина, Солженицына
время публикации: 24 мая 2009 г., 17:45
последнее обновление: 24 мая 2009 г., 16:55
http://www.newsru.com/russia/24may2009/spo.html Премьер-министр Владимир Путин в воскресенье возложил цветы к надгробиям выдающегося русского генерала Антона Деникина и известных русских писателей-философов Ивана Ильина и Ивана Шмелева, чей прах в 2005-2006 годах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря.
Патриарх Кирилл в воскресенье утром освятил эти надгробия и отслужил панихиду.
Первый букет из алых роз Путин возложил у надгробия Деникина, который похоронен здесь вместе со своей супругой. Обратившись к сопровождающему его архимандриту Тихону (настоятелю Сретенского монастыря), премьер заметил, что генерал "никогда не делил Россию и считал недопустимым ни в коем случае доводить страну до расчленения".
Следующий букет премьер возложил к надгробию философа Ивана Ильина, мысли и выдержки из трудов которого Путин не раз цитировал в своих выступлениях.
При этом произведением, которое Путин часто перечитывает, является труд "Что сулит миру расчленение России". В этих статьях философ предостерегает, что раздел великой страны неминуемо приведет к катастрофе. Несмотря на проливной дождь Путин долго рассказывал Тихону о почитаемом им мыслителе.
Здесь же между надгробиями Деникина и Ильина покоится прах военачальника белого движения Владимира Каппеля.
В разговоре с архимандритом Путин отметил, каким мужественным человеком был генерал-лейтенант. Так, зимой 1919 года во время военного похода Каппель угодил в полынью, но не позвал на помощь, чтобы никого не тревожить. У него началось сложное воспаление легких и гангрена, в результате чего без наркоза ему отрезали часть ноги. И даже несмотря на это, Каппель продолжал участвовать в боях, для чего просил в буквальном смысле привязывать себя к седлу, и шел вместе со своей армией в бой.
Затем Путин прошел к месту захоронения другого известного русского мыслителя - Ивана Шмелева, к надгробию которого он также возложил цветы.
Как отметил премьер, все эти выдающиеся люди - "настоящие государственники". При всех трудностях, сложностях и противоречиях, которые сопровождали их жизнь, "главное, что их отличало - глубокая и верная любовь к родине, к России, истинный патриотизм". "Трагическое время, героические люди", - добавил Путин.
Последний букет из алых роз он возложил к надгробию великого русского писателя Александра Солженицына, похороненного также на этом кладбище только в прошлом году.
В беседе с архимандритом Тихоном Путин вспомнил, что при всех встречах с Александром Исаевичем он каждый раз "был поражен, насколько Солженицын - органичный и убежденный государственник". "Он мог выступать против существующего режима, быть несогласным с властью, но государство было для него константой", - подчеркнул премьер.
Чуть позже в разговоре с журналистами архимандрит Тихон рассказал, что "пару месяцев назад Владимир Путин увидел фотографии могил Деникина, Ильина и Шмелева, которые находились в очень плохом состоянии - с обветшалыми, накренившимися деревянными крестами, наспех сделанными надгробиями". "Это не дело!" - сказал премьер и поручил изготовить новые надгробия и лично, вместе с патриархом, утвердил новые эскизы.
Когда же встал вопрос о финансировании работ, то, по словам архимандрита, Путин твердо сказал: "Я сам, из личных денег готов все оплатить". "Так и было сделано, Владимир Владимирович лично все оплатил", - подчеркнул Тихон. "И какие надгробия красивые!", - добавил он.
Со своей стороны Путин после беседы с архимандритом Тихоном, который сопровождал премьера по кладбищу монастыря, подошел к журналистам и поинтересовался: "Вы не читали дневники Деникина?". Те ответили, что "кажется, нет", но пообещали прочесть.
"Обязательно прочитайте! Там у него есть рассуждения о большой и малой России, Украине. Он говорит, что никому не должно быть позволено вмешиваться в отношения между нами, это всегда было делом самой России!", - напомнил Путин.
В разговоре с журналистами архимандрит Тихон поведал, что Путин, беседуя с ним, рассказал, что чтение дневников Деникина полностью изменило его отношение к этому генералу, изменило "видение Деникина в истории".
"Путин вспомнил, как он читал мемуары Деникина, в которых тот говорит, что при всем своем нетерпимом отношении к советской власти, даже думать о расчленении России - это уже преступление", - рассказал Тихон. "Одной из главных мыслей трудов и политической деятельности Деникина было недопущение расчленения России, особенно когда речь идет о малороссийской земле - Украине", - вспомнил слова премьера архимандрит.
"Преступление, это если кто-то только начинает говорить о разделении России и Украины, даже когда об этом говорят участники белого движения или иностранцы", - сказал Путин, вспоминая мемуары Деникина.
"К таким идеям генерал был абсолютно нетерпим", - добавил премьер в разговоре с Тихоном. Он также вспомнил, что именно генерал ввел такой термин как "балканизация России" - те геополитические тенденции, которые, как он предсказал, проявятся после революции и Великой Отечественной войны.
Архимандрит также вспомнил, что в 2005 году дочь Антона Деникина Марина Антоновна приехала из Америки, где проживала в то время, и привезла в подарок Путину шашку своего отца. Вернувшись в Штаты, через неделю она умерла, сообщает "Интерфакс".
3.Превратности политической моды: Путин и Зюганов любят Ильина. А Ильин почитал Гитлера Пятница, 24 Июля 2009 г. 10:02
http://www.liveinternet.ru/users/panzir56/post107132383/ Превратности политической моды: Путин и Зюганов любят Ильина. А Ильин почитал Гитлера
Дневник
Четверг, 23 Июля 2009 г. 11:32 (ссылка) +в цитатник или сообщество +поставить ссылку
О «фашизме с человеческим лицом» и кумире двух российских политиков
http://forum-msk.org/material/society/1276132.html2009.07.22
Член ЦК КПРФ Александр Фролов в своей статье в газете «Советская Россия» кратко проанализировал сущность учения о «фашизме с человеческим лицом» философа-белоэмигранта Ивана Ильина, которого так высоко ценит Владимир Путин. К сожалению, направление газеты, давно и активно поддерживающей КПРФ, не позволило Фролову развить мысль и напомнить читателям, что поклонником И. Ильина является еще один крупный российский политический деятель…
А. Фролов в своей статье совершенно справедливо пишет:
«Кто такой Иван Ильин, любимый мыслитель Путина, которого тот часто и охотно цитирует? Обратимся к некоторым фактам его биографии.
1933 год. Живя и работая в Берлине, Ильин приветствует приход Гитлера к власти и пишет в парижском белоэмигрантском издании: «Европа не понимает национал-социалистического движения. Не понимает и боится… Нам, находящимся в самом котле событий, видящим все своими глазами, подверженным всем новым распоряжениям и законам, становится нравственно невозможным молчать. Надо говорить; и говорить правду… Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних «зверствах»…Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию – европейской культуре дается отсрочка».
Далее Ильин излагает «общечеловеческую» точку зрения на сущность «нового духа» национал-социализма: «Патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению, дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение… Словом – этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения… Дело прежде всего в том, чтобы мы сами верно поняли, продумали и прочувствовали дух национал-социалистического движения. Несправедливое очернение и оклеветание его мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству… Разве не клеветали на белое движение? Разве не обвиняли его в погромах? Разве не клеветали на Муссолини? И что же, разве Врангель и Муссолини стали от этого меньше?».Отмеченное Ильиным родство белогвардейщины с фашизмом и нацизмом следует подчеркнуть особо. Ведь никто философа здесь за язык не тянул; он высказал мнение лица, знающего оба вопроса изнутри. Но раз барон Врангель искренне и добровольно поставлен в один ряд с Муссолини и Гитлером, то, очевидно, из этого ряда никак нельзя исключить Колчака, Деникина, Каппеля, и прочих белогвардейских атаманов.
Правовые выводы отсюда очевидны. Так что в полном соответствии с обобщением Ильина белые генералы Краснов и Шкуро за сотрудничество с гитлеровцами были казнены в 1947 году.
Суровые уроки истории нисколько не повлияли на «идеалы» Ильина. Пересидев в Швейцарии Вторую мировую войну и разгром фашизма, он по-прежнему убежден, что фашистская идея бессмертна, и в 1948 году пишет: «Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое… В оценке его нужны спокойствие и справедливость... Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным… Фашизм был прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ… Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».
Однако, считает Ильин, фашизм совершил и ряд ошибок, придавших его названию «ту одиозную окраску, которую не устают подчеркивать его враги… Поэтому для будущих социальных и политических движений подобного рода надо избирать другое наименование… Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима «фашистским». Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их».
«Ошибки», из-за которых «культурно-политическая миссия» фашизма не удалась, по Ильину, следующие. Безбожие, тоталитаризм (можно было ограничиться авторитарной диктатурой, чтобы искоренить коммунизм, а религии, печати, науке, искусству, хозяйству и некоммунистическим партиям предоставить свободу «в меру их политической лояльности»), однопартийность, расизм, покушение на священное право частной собственности и впадение в «цезаризм».
А теперь сравним эти «ошибки» с определением нацизма, данным в законопроекте о противодействии реабилитации нацизма: «тоталитарная идеология и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и пособниками в период с 1933 по 1945 год, связанная с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшаяся военными преступлениями, преступлениями против человечности, геноцидом».
Замечательно, что законопроект выделяет именно указанные Ильиным «ошибки» нацизма, обходя полным молчанием его экономическую и социально-классовую сущность. Стало быть, возможен (а согласно Ильину, и необходим) фашизм религиозный, авторитарный, многопартийный, толерантный к инакомыслию (в меру его лояльности режиму), свято блюдущий частную собственность и избегающий культа личности. А суть явления все равно останется неизменной: диктатура наиболее реакционных элементов финансового капитала.
Таков любимый мыслитель Путина, который с полным на то основанием может быть назван духовным отцом и теоретиком неофашизма – так сказать, «фашизма с человеческим лицом». Что касается конкретного наименования данного неофашизма, то варианты найдутся. Чай, есть люди не глупее франко и салазаров. Правда, остается открытым один вопрос: не пора ли включить сочинения Ильина в список экстремистской литературы и наказывать за их пропаганду как за экстремизм, фальсификацию истории и реабилитацию нацизма?»
От редакции сайта com-piter.ru: А теперь необходимое дополнение к статье А.Фролова. Иван Ильин находится в числе главных мыслительных авторитетов не только для Владимира Путина, но и для доктора философских наук Председателя ЦК КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова.
Только две цитаты из написанного Зюгановым:
«Среди религиозных мыслителей наибольшее влияние на меня оказали Иван Ильин и петербургский митрополит Иоанн» (Святая Русь и кащеево царство. М., 2003, с.75);
«Я не раз обращался к философскому наследию И.А. Ильина, внесшего свой весьма ощутимый вклад в разработку идеологии российского государственного патриотизма» (Россия - Родина моя... М., 1996, с. 397).
В связи с вышеизложенным тоже возникают вопросы. Первый - а не обращался ли Геннадий Андреевич к философскому наследию Ильина в тот момент, когда осмысливал грядущее «Ленинградское дело в КПРФ»?
Второй вопрос – может ли человек, находящийся под влиянием идей фашистского идеолога и открыто признающийся в этом, быть лидером Коммунистической партии?
Знали ли мы раньше, что собой представляет философ Иван Ильин? Знали. Были ли мы раньше знакомы с приведенными выше цитатами Зюганова? Были. Вот только напомнить их читателям повода не находилось. Статья А. Фролова невольно для автора нам этот повод подбросила. И как-то сразу всё встало на свои места.
В КПРФ наблюдается не конфликт между коммунистами, по разному понимающими те или иные аспекты теории. В КПРФ конфликт между теми, кто находится (осознанно или неосознанно) под влиянием идей фашиствующего философа Ильина, и теми, кому эти идеи до тошноты противны.
От редакции ФОРУМа.мск: О том, что быть почитателем философа Ильина в стране, потерявшей больше 20 миллионов жизней в борьбе с фашизмом, мы писали неоднократно. В последний раз - комментируя возложение Путиным цветов к могилам Деникина и того самого Ильина. В первый раз... уже и не припомнить.
Важным кажется один момент: у нас все чаще говорят о примирении "красных" и "белых" - кажется, впервые с того документа, который готовил много лет назад уважаемый нами Александр Проханов, а подписали несколько политиков - несколько очень уважаемых, а несколько уважаемых поменьше. Зюганов подписал, кажется, последним. И так получается, что кроваая история России первой половины ХХ века - это такое "недоразумение", вроде восстания казаков станицы Изобильная против "красных", с которого, собственно, и началась Гражданская война на Урале. Действительно, недоразумение - казаки не хотели воевать против Советской власти, навоевались к тому времени по самое по то место. Но неумные и бестолковые действия новой власти буквально заставили казаков взяться за оружие - нашей семье это "недоразумение" обошлось жизнями двух моих прадедов и одной прабабки. Бывает. Случается.
Но могла ли ужиться "красная" и "белая" идея? Нет, и столкновение "красных" и "белых" - вовсе не случайность, не недоразумение и даже не чей-то злой умысел, хотя и того, и другого, и третьего было предостаточно. Но ужиться идея коммунизма с идеей фашизма не могла никак.
Следует понять, что Белая идея - это и есть предтеча фашизма и национал-социализма, а вовсе не случайная их "попутчица". Это в чистом виде идеология, с которой потом шел Муссолини, а за ним и Гитлер. И белоэмигранты не случайно оказались в одной связке с нацистами в период Второй мировой. Как не случайно коммунисты из СССР поддерживали республиканскую Испанию и "красный" Китай.
Европа, в которой потихоньку возрождаются идеи Рейха, пытается поставить знак равенства между Гитлером и Сталиным, чтобы, обвинив генералиссимуса, тем самым оправдать фюрера. Но для "белой" эмиграции исторический приговор давно вынесен, а в отношении Краснова и Шкуро даже приведен в исполнение. Белое движение было первым фашистским движением в Европе. С каппелевского мятежа в Самаре и бунта белочехов началась "коричневая чума" в Европе, а вовсе не с пивной в Мюнхене. И "красная" Россия встала на пути фашизма не в 1941-м и даже не в 1939-м, а гораздо раньше - в 1918-м.
Анатолий Баранов ( ..ныне секретарь ЦК ОКП )