«Гори в аду, “Храброво”!»: 8 вопросов без ответов о коллапсе в аэропорту 05 Января 2017, 18:49
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Аварийная посадка самолета «Аэрофлота» в «Храброво» 3 января 2017 С момента аварийной посадки рейса «Аэрофлота» в калининградском аэропорту «Храброво» прошло почти двое суток. За это время тысячи пытавшихся вылететь и прилететь в Калининград пассажиров смогли испытать всю гамму эмоций — от паники и отчаяния до безразличия и смирения. Администрация аэропорта выбрала в этой ситуации политику молчания — своё общение со СМИ руководители «Храброво» свели к минимуму, на сайте аэропорта до сих пор нет ни слова о катастрофической ситуации, и большинство комментариев исходили и исходят от врио губернатора региона Антона Алиханова. «Новый Калининград.Ru» попытался собрать воедино наиболее очевидные вопросы, на которые в аэропорту и в иных причастных местах почему-то не считают нужным отвечать.
Что вообще случилось? Сухие факты выглядят следующим образом. В минувший вторник, 3 января, самолёт Airbus А321 авиакомпании «Аэрофлот» со 174 человеками на борту (167 пассажиров и 7 членов экипажа) совершал рейс SU-1008 из московского аэропорта «Шереметьево» в калининградский аэропорт «Храброво». В 22:54 самолёт
совершил посадку, в ходе которой по неустановленной пока причине выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы. Передняя стойка шасси не выдержала пересечённой местности и подломилась. Пассажиры покинули борт по надувным трапам и были эвакуированы (весьма неспешно, сами пассажиры говорили, что это заняло около 40 минут) с лётного поля, несколько (по разным данным, от трёх до шести) получили ссадины и ушибы, им была оказана незначительная помощь медиков.
Внятных объяснений причины нештатной ситуации при посадке пока не прозвучало. Гендиректор «Храброво» Александр Корытный, впрочем, спустя сутки вечером в среду постарался снять с себя ответственность за инцидент. По его словам, взлётно-посадочная полоса была обработана реагентом за 8 минут до посадки рейса «Аэрофлота», и коэффициент сцепления с покрытием был достаточным.
В авиакомпании, напротив, уверены, что причина именно в низком коэффициенте сцепления. «Воздушное судно, выполнявшее рейс SU 1008 Москва — Калининград, после посадки выкатилось за пределы ВПП, после чего подломило переднюю стойку шасси. Пассажиров сняли с борта ВС, пострадавших нет. Вдобавок было низкое сцепление на ВПП и сильный боковой ветер», — заявили в «Аэрофлоте». Вдобавок к чему — непонятно; этот короткий комментарий агентству ТАСС стал единственной реакцией «Аэрофлота» на инцидент в «Храброво». Иных комментариев до завершения официальной проверки в авиакомпании предпочли не давать.
Источник «Лайф» в правоохранительных органах
предположил, что самолёт мог выкатиться с полосы из-за так называемого эффекта аквапланирования — потери контакта шасси с мокрым полотном ВПП. Однако это лишь одна из версий, причём крайне неофициальная. Отсутствие внятной картины произошедшего и вероятной причины нештатной ситуации вообще весьма опасно — ведь спустя полутора суток аэропорт возобновил приём воздушных судов, однако погода в регионе, мягко говоря, не улучшилась.
Ночью в среду Следственный комитет
начал доследственную проверку инцидента, позднее было возбуждено уголовное дело. Возможно, расследование, а также работа комиссии, в которую вошли представители Росавиации, «Аэрофлота» и «Храброво», сможет пролить свет на причины произошедшего и установить, на ком лежит большая степень вины — на аэропорте или на авиакомпании.
Ожидать, что кто-то из них самостоятельно возьмёт на себя ответственность за инцидент, поставивший под угрозу жизни более полутора сотен человек и парализовавший работу аэропорта на полтора суток, вероятно, бессмысленно.
Почему самолёт так долго не могли вытащить с ВПП? Вначале казалось, что инцидент, закончившийся относительно благополучно, без жертв и значительных травм, не принесёт масштабных последствий. В расписании прилётов «Храброво» рейс SU-1008 значится последним, он же должен был вылететь первым на следующий день. Было некоторое ощущение, что за ночь службы аэропорта смогут справиться с задачей его транспортировки на стоянку. Но нет.
Заблокировавший взлётно-посадочную полосу авиалайнер пролежал «носом в снег» почти сутки, парализовав работу аэропорта на всю среду. О том, что его «удалось сдвинуть с мертвой точки»,
заявил около 11 часов вечера врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов. Он отправился в «Храброво» в районе обеда в среду, когда стало понятно, что аэропорт не в состоянии справиться с задачей эвакуации самолёта самостоятельно. Кстати, он же стал фактически единственным источником объективной и оперативной информации о происходящем в «Храброво». Что, правда, говорит не столько об открытости и вообще положительных качествах главы региона, сколько о поведении руководства «Храброво» — однако об этом позже.
Судя по появлявшейся время от времени информации, вначале тягачи пытались вытянуть самолёт с обочины ВПП, выложенной плитами. Однако была опасность, что от резкого рывка будут повреждены задние стойки шасси, и самолёт станет полностью нетранспортабелен. Поэтому его вначале поднимали кранами, и уже затем вытаскивали обратно на ВПП. Параллельно ближе к вечеру среды в Калининград была направлена спецтехника «Аэрофлота» для транспортировки самолёта на ремонт.
Венцом абсурда стало то, что ближе к вечеру в четверг выяснилось: самолёт всё же нетранспортабелен. Как
заявил в эфире телеканала «Россия 24» Антон Алиханов, чинить его будут всё-таки в регионе. Таким образом, чрезмерная осторожность, приведшая к суточной блокаде «Храброво», оказалась бессмысленной.
Почему аэропорт не готов к нештатным ситуациям? Одной из наиболее очевидных причин беспрецедентно длительных работ по вывозу аварийного самолёта с взлётно-посадочной полосы является банальная неготовность к подобным внештатным ситуациям аэропорта «Храброво». Там попросту
не оказалось необходимой техники. Для вывоза самолёта пришлось задействовать спецтехнику не только МЧС, но даже Балтийского флота. Она, кстати, также прибыла на место не так чтобы сверхоперативно — потому что подъезды к аэропорту оказались неочищенными от экстремального количества выпавшего за ночь мокрого снега.
По словам контролировавшего ход работ (и заодно подрабатывавшего пресс-секретарём сразу у двух компаний, «Храброво» и «Аэрофлот») врио губернатора Антона Алиханова, подобной техники нет во многих аэропортах страны. Но от этого, конечно, вряд ли кому-то из ждавших в неизвестности сутки пассажиров стало легче. Как отметил глава региона, приобретение этой техники «откладывалось предыдущими собственниками аэропорта». Теперь её будут покупать, причём, если слова Алиханова были верно истолкованы СМИ, за счёт бюджета.
Остаётся, впрочем, иной вопрос: какой ещё техники не хватает в аэропорту «Храброво»? Повторим, ситуация с выехавшим с ВПП самолётом «Аэрофлота» была крайне неприятной, но не самой страшной из возможных в аэропорту. Каким образом вообще происходит его работа по приёму и отправке воздушных судов, если в наличии нет оборудования для их экстренной транспортировки?
И как можно сравнивать какие-то иные регионы России и Калининград, где самолёт — это единственная возможность оперативной и прямой связи с основной территорией страны, а аэропорт имеет вдвойне стратегическое назначение?
Почему пассажиры оказались в такой ситуации? Если пассажиры рейса SU-1008 натерпелись ужаса всего в течение нескольких минут аварийной посадки и экстренной эвакуации, то пассажирам, намеревавшимся вылететь из «Храброво» в среду, пришлось страдать почти сутки. В первую очередь — из-за абсолютной, катастрофической неразберихи.
Руководство аэропорта, по всей видимости, само не представляло, в какие сроки ему удастся эвакуировать аварийный самолёт с ВПП — ну или испытывало какой-то чрезмерный оптимизм в отношении собственных сил. Потому как открытие аэропорта переносилось много раз. Сначала работу аэропорта официально приостановили до 10 утра среды, при этом часть рейсов была попросту отменена, другие же перенесены на более позднее время. Вскоре остановку деятельности «Храброво» продлили до 12-ти, затем до 15, а после и вовсе до 17 часов.
Всё это время в аэропорт приезжали всё новые и новые пассажиры, в результате здание оказалось переполнено — по словам представителей «Аэрофлота», номинальная вместимость «Храброво» была превышена втрое. Но никому из этих людей вылететь в среду было не суждено: первый рейс калининградский аэропорт принял лишь около 7 часов утра в четверг.
Тем пассажирам, которые живут в Калининграде, сотрудники аэропорта предлагали самостоятельно ехать домой. Лишь части ожидавших вылетов были предоставлены гостиницы; по словам тех же представителей «Аэрофлота» (комментарий к жалобе пассажира в официальном твиттере компании), причина тому — переполненность гостиниц в новогодние праздники. По талонам в аэропорту выдавали воду и питание, однако также не сразу — до этого пассажиры скупили все запасы в местных кафе, ценник в которых конкурирует с самыми дорогими московскими заведениями (уровень сервиса — нет).
При этом часть пассажиров летели в Москву и иные города, чтобы путешествовать дальше, стыковочными рейсами. Этим бедолагам повезло менее всего: замена рейса обходится в серьёзные деньги, при этом никакого понимания, когда именно будет восстановлено авиасообщение с Калининградом, не было. Никакой специальной горячей линии авиакомпания, самолёт которой лежал носом в снегу, не открыла, а сотрудники контактного центра к подобной нештатной ситуации оказались не готовы.
«Так вот, звонишь, тебе говорят: мы ничего не можем отсюда сделать, идите к представителям компании в аэропорту, у них возможностей больше, — рассказала „Новому Калининграду.Ru“ одна из пассажирок, пытавшихся вылететь из „Храброво“ в среду. — К этим героям, а их вчера дежурило 4 человека с 4:30 утра, как минимум, до 21:00, их не сменяли, очередь не прекращалась ни на минуту, решить проблему они зачастую объективно не могли до тех пор, пока не откроют аэропорт». Компании из 7 человек, пытавшейся попасть во Вьетнам, смена вылета с 4 на 8 января обошлась в общей сложности в 116 тыс рублей.
Почему ситуация не улучшилась в четверг? Рано утром в четверг взлётно-посадочная полоса была, наконец, очищена и авиасообщение было восстановлено. Однако хаос в аэропорту не прекратился, а, наоборот, усилился. Отчасти причина в том, что, по словам директора аэропорта Александра Корытного, «Храброво» попыталось за один день принять и отправить всех пассажиров, не улетевших накануне.
В результате аэропорт работал с максимальной нагрузкой, принимая по десятку рейсов в час. Из-за такой напряжённой ситуации самолёты были вынуждены были ожидать, кружа над международным аэропортом «Храброво», от 30 до 40 минут.
В самом здании аэровокзала продолжалась неконтролируемая суета, которую подогрело сообщение о подозрительном предмете, найденном в помещении. Правда, эвакуировать никого не стали, просто закрыли доступ в часть здания.
Столпотворение было и у багажного конвейера, люди ждали свои вещи около 40 минут, а затем часть из них отправлялась к страховщикам. Потому что далеко не весь багаж пережил эту катастрофическую ситуацию. И далеко не один пассажир за эти дни охарактеризовал творящееся в аэропорту статусом в соцсетях типа «Гори в аду, „Храброво“!».
Вылеты осуществлялись в режиме «когда получится», и часть рейсов ушла со значительным опозданием даже ближе к вечеру четверга. Так, судя по онлайн-табло на сайте «Храброво», рейс в 17:50 в «Домодедово» отложен аж до 20:35. Обстановка в аэропортах, где пассажиры ожидали вылета в «Храброво»
была также немногим лучше. Так, в «Пулково» вылет в Калининград откладывали 4 раза, подобная обстановка была и в других аэропортах.
Почему образовалась информационная неразбериха?
Если бы не сообщения в СМИ, могло бы показаться, что ничего страшного вообще не происходит. Ни представители «Аэрофлота», ни руководство «Храброво» никоим образом не пытались информировать население о сложившейся ситуации и о темпах её ликвидации. На сайтах обеих компаний нет ни намёка на информацию об инциденте и десятках задержанных рейсов. В отношении «Аэрофлота» эта ситуация ещё хотя бы как-то объяснима, ведь Калининград — это одно из множества направлений полётов авиакомпании. Но поведение делающих вид, что ничего не происходит, руководителей «Храброво» находится за гранью понимания. Что мешало хотя бы разместить на сайте аэропорта информацию о том, что работа приостановлена, дабы всё новые и новые посетители не наводняли и без того переполненное здание аэровокзала?
Общение представителей двух компаний со СМИ также выглядело абсурдно. «Аэрофлот» предлагал писать информационные запросы, не уточняя сроки ответа на них. А помощник гендиректора «Храброво» по связям с общественностью Наталья Грицун попросту перестала отвечать на телефонные звонки, ограничивая своё общение лишь двумя-тремя федеральными изданиями. Возможно, Грицун была уверена, что назойливые журналисты хотят задать ей какие-то бессмысленные и отвлекающие от чрезвычайно важных дел вопросы. Или что они пытаются использовать её для поднятия собственных рейтингов в погоне за сенсациями. Однако СМИ в этой ситуации лишь пытались хотя бы как-то информировать тысячи взбешённых и ничего не понимающих пассажиров и их родственников. Как в Калининграде, так и во всех аэропортах, рейсы в которые и из которых оказались отменены или перенесены на неопределённый момент.
В итоге, основным источником информации стал врио губернатора Антон Алиханов, который вообще-то отправился в «Храброво», чтобы проконтролировать ход работ по транспортировке аварийного лайнера. В итоге, до самого вечера он хотя бы как-то комментировал происходящее — как напрямую находившимся в аэропорту журналистам, так и удалённо через своего пресс-секретаря Валерию Родину.
Вряд ли возможно назвать поведение непосредственных виновников сложившейся ситуации, авиакомпании и аэропорта, как-то иначе, нежели информационной импотенцией.
Почему не могли справиться без помощи властей (да и с ней не особо)? Участие властей потребовалось не только в вопросах информационного освещения происходящего в «Храброво», но и в массе иных моментов. Доходило до полного абсурда: так, в четверг, в пик хаоса, когда коллапс в аэропорту сопровождался транспортной неразберихой на парковке, с пытавшихся выезжать с парковки водителей исправно взимали совсем немаленькую плату. До тех пор, пока пассажиры не пожаловались на это врио губернатора Антону Алиханову, осматривавшему утром состояние аэровокзала. Лишь после этого взимание платы было приостановлено.
Вообще, поведение руководства аэропорта и решения, которые принимались в «Храброво», вызывают закономерный вопрос о профпригодности гендиректора аэропорта. Для Александра Корытного «Храброво» в 2015 году стал первым аэропортом, который он возглавил, до этого в его трудовой биографии значатся представительства различных авиакомпаний в Калининграде. После такого феерического «успеха» в ликвидации нештатной ситуации вполне стоило бы ожидать увольнения Корытного.
С другой стороны, до его назначения, за два с половиной года в «Храброво» сменилось целых четыре руководителя. Ни один из них не смог не только привести аэропорт в хотя бы относительный порядок, но даже реанимировать постоянно приостанавливавшуюся реконструкцию аэровокзала.
Как жить дальше? Ситуация, случившаяся на новогодних каникулах в аэропорту «Храброво», выявила массу критических моментов. Руководство аэропорта не в состоянии справиться даже с такой, повторим — не самой серьёзной из возможных, нештатной ситуацией, там нет необходимой спецтехники, равно как и навыков работы с пассажирами и информационного взаимодействия с прессой.
Не очень понятно, о какой туристической привлекательности региона (и её увеличении) можно всерьёз говорить, если единственный способ прямой связи с основной территорией России находится в таком ужасающем состоянии — и оно не улучшается уже с десяток лет? Ну и вряд ли ситуация прошла мимо ФИФА, которая уже обращала внимание на критическую точку в подготовке к проведению матчей ЧМ-2018 в регионе в виде аэропорта.
«Сразу после выходных мы проведём совещание по готовности аэропорта к экстренным ситуациям, как с точки зрения специалистов, так и техники. В ходе совещания обсудим вопросы энергетики, противопожарной безопасности и общую организацию работы», —
заявил после того, как ситуация в целом была доведена до некритического состояния, врио губернатора Антон Алиханов.
Однако за минувшие годы количество проведённых совещаний по проблематике «Храброво» измеряется, наверное, сотнями. А результат мы все увидели в первую неделю 2017 года.
Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, фото — Виталий НЕВАР, «Новый Калининград.Ru».
Иван Петров-Зильбербаум вообще то за все в регионе отвечает губернатор...но у нас его нет
Виктор Перепелица ответил Ивану Иван, это отголоски управления господина Бооса . который в свое время прикрыл КД - авио.
Иван Петров-Зильбербаум ответил Виктору Виктор, Бооса уже скоро 10 лет как не будет...а вопрос и поныне не закрыт. ...это стиль работы ВВПэхиных пауанов из ЕдРа
..потом в ночь...на двусторонний скотч и из страны прочь
«Нельзя так издеваться над людьми»: один день из жизни закрытого «Храброво» 05 Января 2017, 18:10
Все новости по теме: Аварийная посадка самолета «Аэрофлота» в «Храброво» 3 января 2017 В среду из-за
выкатившегося за пределы взлетно-посадочной полосы А321 весь день не работал международный аэропорт «Храброво». Ровно сутки специалистам воздушной гавани, сотрудникам МЧС, а потом и военнослужащим Балтийского флота
потребовалось, чтобы вытащить его из ямы и перекатить на стоянку для самолетов. Исхода этой спасательной операции ожидали тысячи пассажиров рейсов в самом Калининграде, а также в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с обитателями заблокированного «Храброво» провел день и корреспондент «Нового Калининграда.Ru».
«Сраная деревня»
Первую информацию о массовой задержке рейсов
дали в региональном управлении МЧС. Все вылеты и прилеты сдвигались на 10:00. К назначенному времени аэропорт не открыли, и по все тем же «техническим причинам» администрация «Храброво»
перенесла это долгожданное событие сначала на 12:00, а потом и до 14:00. К 11 утра во всех залах ожидания не осталось ни одного свободного кресла. Люди все шли и шли через рамки металлоискателей, пытаясь при входе в здание выхватить взглядом расписание и место для временного пристанища.
«Кто бы еще нас предупредил. СМС-ка пришла, когда мы подъезжали к аэропорту», — жаловались пассажиры одного из отмененных рейсов «Аэрофлота».
Таких неоповещенных было большинство.
«Если бы нам сразу сказали, задержка на 4 часа или до конца дня, мы еще утром сдали бы билеты и на поезд успели, или в гостинице остались. Сейчас тут стоим», — возмущался глава семейства, рядом с котором обреченно вздыхали супруга и двое подростков.
Оценив ситуацию и найдя угол для чемоданов, пассажиры «Аэрофлота» пополняли очередь к заветной двери представительства на втором этаже «Храброво». В течение дня эта очередь была такой же дурной и незыблемой константой, как застрявший в грунте самолет. Кто-то сдавал билеты, кто-то обменивал на другие даты. Больше проблем было у «стыковочных» пассажиров.
«К чертям летит, чувствую, наш отпуск. Ведь в 16:00 у нас рейс в Бангкок. Кто там нас ждать будет?», — говорил по телефону один из очередных стояльцев. «Подскажи, дорогой, а меня кто-нибудь посадит на рейс до Кишинева? Как мне быть?», — интересовался мужчина в очках с кожаным портфелем.
Большинство же молчало или в сотый, тысячный раз заглядывало в свои смартфоны.
Здесь же, в очереди, люди делились версиями произошедшего накануне ночью. «Ты знаешь, у самолета шасси передние во время посадки не раскрылись. Хорошо, что так все благополучно завершилось и никто не погиб. Всего лишь у трех там какие-то царапины»,- рассказывал мужчина у самого входа в представительство «Аэрофлота». «Да нет, там все раскрылось, он приземлился и даже проехал немного, а потом его снесло с полосы, там у него стойка передних колес подломилась», — оппонировал ему сосед по очереди. «Ну, а если, так, тогда ладно. Тогда тем более хорошо, что так все закончилось», — согласился первый пассажир.
Нашлись в этой группе ожидающих общения с уже порядком изможденными к обеду представителями крупнейшего российского авиаперевозчика и «эксперты» по авиационной безопасности.
«Что за сраная деревня, не могут самолет какой-то с полосы убрать. В Москве бы уже за полчаса такую проблему решили. А тут, нет слов и так ясно все с местным начальством. Что ж делать, будем сидеть», — довольно громко рассказывала о своих злоключениях пассажирка одного из московских рейсов.
«За дурачков нас держат, что ли?»
«Уважаемые пассажиры, аэропорт „Храброво“ по техническим причинам закрыт до 15:00. Все желающие могут пройти в зал ожидания сектора „С“. Для пассажиров с детьми открыта комната матери и ребенка»,- монотонно прозвучало очередное объявление из всех динамиков аэропорта.
«А где сектор „С“?», — сразу стали спрашивать друг у друга заложники «Храброво».
«Не знаю, здесь впервый раз и думаю в последний, с таким отношением. Достали уже, каждый час, за дурачков нас держат что ли?», — возмущался в ответ какой-то мужчина.
«Сектор этот на втором этаже. В конце зала ожидания возле стоек регистрации поверните налево, там уже по указателям», — подсказал полицейский.
Действительно, на втором этаже для пассажиров было открыто помещение, в которое раньше можно было попасть, только пройдя регистрацию на рейс. Металлоискатели, досмотровые ленты, столики для заполнения таможенных деклараций, а, главное, розетки были заняты пассажирами, их вещами и гаджетами.
«Уважаемые пассажиры рейса, SU № 1003, № SU № 1009», вы можете подойти к стойкам регистрации и получить талоны на бесплатное питание», — прозвучало еще одно объявление в динамиках.
«Что нам положено?», — поинтересовалась пассажирка, показывая свой посадочный билет. «Первое, второе, салат и компот. Горячее питания, согласно Федеральным авиационным правилам, раз в 4 часа», — пояснила представительница аэропорта.
Кафе, в котором можно было «отоварить» талоны, находится на втором этаже. На его двери красуется меню и график работы: «08:30 — 19:30». За дверьми — обычная «советская» столовая с разносами, одноразовой посудой и цветами у кассы. Здесь обедали и ужинали в этот день все. Экипажи неотправленных рейсов, сотрудники транспортной полиции, таможенники, работники аэропорта и пассажиры. Талоны, деньги, снова талоны. В кафе на первом этаже аэропорта в этот день, как обычно, еду и капучино «меняли» только на рубли.
«Молодой человек, а вас есть зарядка для телефона?!», — останавливает мужчина лет пятидесяти такого же ожидающего вылета бедолагу. «Есть, но лучше вам обратится в торговые точки сотовых операторов. Они сегодня дают "прикурить" всем, если разъемы подходят», — советует тот.
«Без ручного управления, сам понимаешь…» «Уважаемые пассажиры, аэропорт „Храброво“ по техническим причинам закрыт до 17:00. Все желающие могут пройти в зал ожидания сектора „С“. Для пассажиров с детьми открыта комната матери и ребенка», — в очередной раз под вздохи утомленных ожиданием пассажиров проговорили из динамиков.
В этот момент в аэропорт входит глава региона Антон Алиханов; его никто не сопровождает. «Как тут?». «Люди сидят, талоны на питание дают, сотрудники аэропорта делают все возможное, чтобы людям проще было ждать свои рейсы. Тем, кто пристроился в секторе „С“, хорошо видно, как пытаются вытащить самолет», — рассказываю вкратце о происходящем.
«А чего они вытащит не могут? Чем они раньше думали, какой техники у них не хватает?, — задает мне и сам себе вопросы Антон Алиханов, — сейчас на совещании все выясним. Подожди, тут без прессы штаб».
Через полчаса с врио губернатора и одной из телекомпанией записываем комментарий. Под камеры и диктофон он говорит о пока неудачных попытках сдвинуть самолет, привлечении техники Балтфлота для операции и отсутствии проблем, которые могли появиться с наступлением темноты. «Как только мы убираем самолет, полеты возобновляются, и всю ночь они будут наверстывать упущенное, чтобы уже завтра войти в график», — пообещал глава региона.
Едем к месту ЧП. «Неужели нужно было ждать вашего появления, чтобы Балтфлот подключить?», — успеваю спросить по пути. «Понимаешь, пока без ручного управления никуда. Все самому приходится контролировать. На днях в Гурьевске был, смотрел, как школу заканчивают строить. Там вообще, без правильной мотивации не работается. В Балтийск вчера сам ездил, инкогнито. Есть о чем с властями переговорить. Да, кстати, Елена Ивановна (Елена Дятлова, врио министра развития инфраструктуры региона — прим. „Нового Калининграда.Ru“), надо будет на обратном пути посмотреть, как ремонт аэровокзального комплекса продвигается. Подрядчик обещал на работу 3 января выйти. Вот и посмотрим»,- ответил глава региона.
Подъезжаем к застрявшему самолету. Сотрудники МЧС в этот момент бензопилой делают уступ, чтобы подложить под шасси. Здесь же листы металла, по которым должны выехать колеса. Окончания работ ждут два тягача, пожарная машина и держащий на весу А321 кран.
«Первый раз такое, честное слово. Ту-154 бывало выкатывался. Так мы его поддомкратили, на тягач положили и отбуксировали. 3 часа и готово. Здесь техника импортная, дорогая, не предусмотрено, чтобы с ней так обращались», — рассказывает представитель аэропорта.
«Так ребята с камерами отойдите, а то трос еще отскочит», — посоветовал генеральный директор аэропорта телеоператору. — Начали!». После этого сцепка из трех машин стала аккуратно вытягивать с помощью специальных тросов увязшее в грунте шасси. «Стоп, бесполезно», — дал команду отбой Корытный после того, как тягачи не смогли даже сдвинуться с места.
«Ладно, пошли греться», — обратился к журналистам глава региона.
«Силенок, тяги мало»
Возвращаюсь в здание аэровокзала. На табло уже информация о том, что все рейсы задерживаются до 20:00. Из динамиков привычным голосом доносится информация о закрытии аэропорта по техническим причинам и приглашение в автобус тех, кому нашли гостиницу.
«Нас зарегистрировали, взяли информацию, теперь ждем, когда что-то найдут. — рассказывает женщина из Мурманска, у которой был стыковочный рейс в Москве. — Как буду домой добираться, не знаю. Может быть, на поезде. Потом претензию, наверное, уже буду оформлять. Судиться с авиакомпанией. Что толку?».
Рядом громко мужчина в шапке-ушанке и бутылкой пива в руках дает интервью федеральному телеканалу. «Да сразу видно, что ваш молодой губернатор и директор аэропорта профаны, никчемные руководители. Всю жизнь со спецтехникой работаю. Сразу понял, что у них ничего не получится с этими четырехосными тягачами. Силенок, тяги мало. Смешно даже, что во всей области специалистов не нашлось, которые такие элементарные вещи могли бы подсказать», — говорит он на камеру.
Рядом сидевшую семейную пару, не улетевшую в Москву, технические вопросы волновали в меньшей степени. «Мы в этом не разбираемся. Но можно же было людям все объяснить, сразу сказать. Мало кто знает, кто может что-то толком объяснить, когда мы полетим. Ни сотрудники аэропорта, ни представители „Аэрофлота“ ничего толком сказать не могут. На сайте аэропорта вообще последняя новость — поздравление с Новым годом. Издеваются они что ли?», — поделилась своими соображениями пассажирка.
Информационная неразбериха ближе к ночи только усилилась. При повторном подходе к прессе генеральный директор аэропорта объявил, что «Храброво» откроют только к 06:30. В течение еще двух часов диспетчеры переносили время закрытия аэропорта на 22:00 и на 23:00. Ближе к десяти вечера из динамиков раздаются объявления для встречающих рейс из Санкт-Петербурга. Сразу после этого люди бегут к начальнику смены, чтобы уточнить информацию и время, когда им приезжать в аэропорт. «Не знаю, информация предварительная. Я не могу вам сказать, когда будет именно ваш рейс», — пытаясь сдерживаться, чтобы не перейти на крик, говорит начальник смены отчаявшимся пассажирам.
«Ну это караул, какой-то. Приехали сюда в 10:00. Никто ничего сказать не может», — в сердцах роняет какой-то мужчина, отходя от окошка начальника смены.
«Уважаемые пассажиры, аэропорт по техническим причинам закрыт до 05:30. Нуждающиеся в гостинице, могут обратиться к представителям своих авиакомпаний», — опять раздается бодрый голос из динамиков. Спустя еще полчаса появляются
сообщения, что самолет с помощью танковых тягачей вытащили из ямы и везут на стоянку
.
Показываю новость на портале своей соседке из зала ожидания в секторе «С».
«Раньше утра ничего не заработает, поедем в гостиницу. — обреченно говорит пассажирка из Мурманска, — вроде „Патриот“ называется».
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».