ЧТО ТАКОЕ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ?
Само понятие "культура" первоначально означало уход за землёй с тем, чтобы сделать её более пригодной для удовлетворения потребностей человека. В дальнейшем оно расширилось до облагораживания телесных и духовных свойств и склонностей человека. В широком смысле под культурой в настоящее время понимается совокупность достижений народа в самых различных областях жизни: наука, техника, нравы, язык, одежда, постройки, работа, воспитание, армия, политическое устройство общества, искусство и т. д. Состояние культуры общества можно понять только в сравнении, исходя из истории её развития. В этом смысле можно говорить о высокой и низкой культуре, о примитивной культуре и бескультурье. В культуре общества порой может наблюдаться застой, упадок и, наоборот, подъём. Одни авторы культуру и цивилизацию считают тождественными понятиями, другие утверждают, что цивилизация заключается в достижениях науки и техники и отличается от культуры тем, что обеспечивает человеку более комфортную жизнь. Во всяком случае, культура и цивилизация - взаимно связанные понятия.
Известно, что достижения цивилизации кроме повышения комфортности человеческой жизни влияют и на её духовное состояние и чаще всего отрицательно. Так последние достижения в области средств коммуникации (социализации индивидуума), несомненно, принесли вред его духовному миру хотя бы потому, что теперь он постоянно находится под нивелирующим влиянием организованных человеком же форм проведения досуга.
Вопрос о том, как должен проводить человек отрезок времени между работой и сном интересовал философов ещё в глубокой древности. В XYI веке при заметном возрастании влияния на общественную жизнь так называемого среднего класса (буржуазии) его активно обсуждали французы Монтень и Паскаль.
Монтень, заметив прогрессирующий отход средневекового человека от веры и нравственное давление пост феодального общества, результатом чего явилось усугубление человеческого одиночества, предложил свою панацею – развлечение. "Развлечение, - говорил он, всегда облегчает, размораживает и отвлекает. Если я не могу одолеть засевшее во мне неприятное представление, я стараюсь улизнуть от него! … искусство использует заложенное в нас природой легковерие и слабоумие и извлекает из них свои выгоды". Примечательно, что ещё к XYI веку восходят понятия, появление которых приписываются современности: развлечение, отвлечение, самообман!
Почти столетие спустя, высказался на эту тему Паскаль: "Человек с самого детства только и слышит, что он должен печься о собственном благополучии. Его обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями. От зари до зари он в суете и заботе. Отнимите у него эти заботы, и он начнёт думать: что он такое, откуда пришёл, куда идёт, - вот почему его необходимо с головой окунуть в дела, отвратив от мыслей! Кроме того, для этих же целей, нужно, чтобы он каждый свободный час посвящал играм, забавам, не давал себе ни минуты передышки". Паскаль пришёл к выводу, что главная беда человека в отсутствии у него времени для размышлений. Таким образом, стремление к всё большему досугу, которое по Монтеню является средством самосохранения, по мнению Паскаля означает самоубийство!
Этот философский спор продолжается и поныне. И каждая сторона имеет своих сторонников и противников. Спор касается, прежде всего, роли искусства в жизни человека. Одни считают, что прежде мастера творили не для народа, а для власть имущих, ныне же идёт демократизация культуры. Она становится массовой. И хотя стандарты оказались ниже прежних, но современный художник испытывает удовлетворение уже от того, что творит для большего числа людей. Им противостоят теоретики, связывающие одиночество современного человека с его нездоровым интересом к СМИ. Человек так опустошён духовно, что пытается заполнить душу иллюзорной картиной счастья других!
Очевидно одно: конфликт между психологическим и моральным подходом к популярной массовой культуре существует!
При феодализме государство и церковь регулировали досуг человека отдельно для каждого сословия. Между тогдашней элитой и массами в свободное время не существовало точек соприкосновения. Разногласия возникли с появлением среднего класса. Художник, который ранее старался угодить вкусам аристократии, теперь стал заботиться о вкусах буржуа. К середине XYIII века появились писатели и драматурги буржуазного мировоззрения, исповедующие буржуазную систему ценностей. Возник вопрос об угрозе традиционной аристократической культуре. Монтень считал, что запросы человеческой натуры изменять нельзя и их нужно максимально удовлетворять. Он был откровенным сторонником массовой культуры. Паскаль же ратовал за духовный прогресс. Он утверждал, что потребность в развлечениях (отвлечении от процесса размышления) и стремление к уходу от действительности не так уж неискоренимы из человеческой природы и на борьбу с ними следует направить другие более благородные побуждения – человеколюбие, альтруизм, патриотизм, самопознание, самосовершенствование. Достичь всего этого, по мнению Паскаля, возможно только в одиночестве, вдали от шумных развлечений. Думается, что путь, предлагаемый Паскалем, смог бы спасти современное человечество от завладевших западным миром бездуховности и разврата! Однако и Монтень только на первый взгляд является апологетом современных бизнесменов от искусства: публика хочет, публике нужно дать, независимо от последствий! Монтень в своей концепции развлечения напрочь отвергал возможность манипулирования общественным сознанием и пассивность публики, которые с развитием массовой культуры стали проблемой!
Уже в XYIII веке зародилось многое, что стало атрибутом современной массовой культуры. Так писатель уже тогда становится платным оратором в аудитории, где собраны представители разных слоёв общества. Он превращается в профессионала и творит по заказу растущей книжной торговли. Наверное, уже тогда родился афоризм: "Чтобы писать хорошо продающиеся книги, нужно иметь хорошо продающиеся мозги!" Литературный товар стал заполнять газеты не только новостями, но и сплетнями, заказными статьями, удовлетворяющими любопытство читателя, появились политические обзорные журналы, газеты и журналы, отражающие жизнь известных людей и т.д. В XIX веке большим спросом стали пользоваться романы, как литературное выражение романтизма – философии, пропагандирующей примат чувства над рассудком. В газетах стали печататься романы с продолжением. Книжная торговля получила широкую рекламу. То есть в искусстве произошёл переход от любительства и ограниченной аудитории к организованному предпринимательству и безграничной аудитории. Возникли противоречия между художником и потребителем популярной культуры, начались поиски их примирения.
К XIX веку в Европе и в экономике, и в политике на первое место вышел средний класс. Художники начинают понимать, что, став могущественной силой, буржуазия начнёт пользоваться и философией и искусством как безделушкой и виной тому станет свобода, которую она вырвала из рук церкви и аристократии. Появилось массовое общество, массовые средства коммуникации - газеты. Литературный рынок заполнился продукцией, предназначенной для потребления массовым потребителем. Те писатели и художники, которые сохранили эстетическое представление о творчестве, почувствовали себя изолированными от общества. (Разве не тоже происходит сейчас в России!?)
Изобилие доступных средств развлечения представило реальную угрозу высокой культуре со стороны вульгарного развлекательства. Ещё тогда были сделаны первые попытки социологического исследования вкусов публики.
Сегодня в России мы проходим путь, пройденный Европой и Америкой сотню лет назад и нам абсолютно понятны и задачи медиа-боссов, и способы их решения, и роль социальных опросов, и методы манипуляции общественным сознанием и многое, многое другое. Мы видим у себя дома губительные результаты победы буржуазной культурной революции и внедрения массовой культуры в сознание наших людей – растущую бездуховность и безнравственность общества!
Большинство современных буржуазных теоретиков признают наличие элитарной и массовой культуры, отрицая при этом классовый характер явления, и констатируя крушение надежд на достижение всем обществом единого абстрактного гуманистического идеала культуры. Некоторые вообще отрицают гуманистический идеал искусства и утверждают, что функцией искусства является максимальное заполнение досуга людей в целях отвлечения их от социальной, умственной и творческой активности, которая является уделом избранных. Причём и те, и другие признают факт преобразования сложившейся веками культуры в - универсальную, искусственно регулируемую! Истоки массовой культуры видят кто в античном мире, кто в научно-технической революции.
Ещё в начале XIX века теоретик искусства Уильям Вордсворт, вскрывая причины успехов популярной литературы, большую роль отводил психологической стороне дела. Он отмечал, что потребность человека в сильнодействующих, грубых стимуляторах приводит к притуплению дискриминирующей способности его мозга, в то время как функции настоящего искусства усиливают эти способности. Популярная литература превращает читателя в пассивного наблюдателя жизни, низводит его до состояния почти животного отупления. Прародителя этой литературы он видел в "жёлтых" книжках времён королевы Елизаветы, так любезных ремесленникам и торговцам тех лет. В массовых играх и спорте он тоже видел желание уйти от правды жизни. Он упрекал производителей "интеллектуальной пищи" для масс в приспособлении к уровню их развития, считая, что искусство обязано главным образом не развлекать, а учить и воспитывать народ.
В результате длительных дискуссий о роли вкуса публики и влиянии рынка на общественное мнение известный литературовед XIX века Уильям Хэзлитт сформулировал общие положения:
1.Высшие достижения, в какой бы области культуры они ни появились, никогда не будут понятны большинству человечества.
2. С обобщённым вкусом никогда не будет согласен гений.
3.Общественный вкус ухудшается по мере того, как становится общественным.
4.Публика читает и восторгается чем-либо не из любви к предмету, а только потому, что это модно.
5.Массовость вкуса вовсе не означает, что он хорош.
В целом с этим нельзя не согласиться и сегодня!
Современный западный теоретик искусства Л. Лоуенталь считает, что культуру всех предшествующих обществ следует рассматривать как смешение народной и высокой без развитых элементов массовости, а массовую культуру, уходящей корнями в буржуазное общество. Как и многие, он смешивает не только популярное и массовое, но и популярное и развлекательное искусство. Однако известно, что развлекательное искусство существовало всегда. И всегда существовала серьёзная литература.
Н.А. Некрасов в своих "Отечественных записках" писал: "И в Европе, и в России существуют две литературы: литература, борющаяся с невежеством, и литература, живущая за его счёт. Единственное орудие первой – истина, единственное стремление, руководящее ею, - разлить хоть каплю света среди всеобщего мрака, и в этом отношении ей нет дела, просят ли у неё этого света, или им выгоднее находиться во мраке! …Очень часто освещение потёмков бывает совершенно невпопад, потому, что ей приходится раскрывать такие вещи, которые только и могут совершаться в потёмках; тогда всячески стараются загасить огонь, зажжённый нескромною и дерзкою осветительницею человеческих мерзостей, но она опять зажигает свой светоч, и благо бывает тому веку, в котором возгорается много подобных светочей и хоть на мгновение рассеется всеобщая тьма!"
Литература, эксплуатирующая невежество, всегда хорошо приспосабливалась ко времени. Аристократов она ублажала утончённой чувственностью. Подчинившись законам рынка, - стала слугой не щедрых меценатов, а толпы покупателей. Литературная промышленность стала изготовлять многотомные романы с клятвопреступлением, кровосмешением, многочисленными убийствами, чтобы пронять крепкие нервы примитивных, духовно неразвитых буржуа. Стала рисовать злодейства так уж такие, чтобы волосы становились дыбом, любовные сцены так уж со всей подноготной!
Однако факт роста "литературной промышленности", зарождение развлекательной периодической печати и широкой рекламы на популярное искусство ещё недостаточен для определения явления называемого "массовой культурой". Сюда необходимо ещё добавить научно-техническую революцию XX века и духовный кризис буржуазного общества, заставивший буржуазию пересмотреть всю политику в области литературы и искусства.
Подлинная история массовой культуры началась на рубеже XX века, когда пассивные развлечения масс (отвлечение) и самообман были заменены на активные действия: пропаганду буржуазной системы ценностей и тотальный обман народа. Очевидно, манипуляция сознанием людей никак не может быть названа популярной!
Итак, история современного массового искусства начинается на Западе с середины XIX века с возникновения идеи, что искусство должно служить отвлечению человека от жестокой реальности жизни и представлять собой скорее развлечение, чем образование, воспитание и анализ окружающего мира. С большим сожалением можно констатировать, что волна массовой культуры докатилась и до СССР, а ныне почти полностью захлестнула Россию!
В истории буржуазной массовой культуры теоретики выделяют два этапа. Первый – с конца XIX века до начала первой мировой войны, ознаменованный развитием "литературной промышленности" и массовой прессы. Именно в это время боссы буржуазной печати осознали всю мощь находящегося в их руках оружия. Это связано, прежде всего, с именами американских издателей Пулитцера и Херста.
Начав с покупки дешёвой газеты "Уорлд", Пулитцер добился миллионных доходов, применив сенсацию и скандальные хроники как средство передачи повседневной информации и культ пикантности как основы повседневной сенсации. Культ пикантности немыслим без искусственного культивирования славы отдельных личностей – "звёзд" от политики, бизнеса, спорта, искусства.
Херст добился контроля над сознанием народных масс, манипулируя им с помощью собственной интерпретации важных национальных и международных событий. Эти двое стали провозвестниками новых основополагающих принципов массовой буржуазной печати.
К концу XIX века большие газеты промышленно развитых стран Запада превратились в крупные капиталистические предприятия по тенденциозной обработке сознания читателя. Господствующие классы осознали значение массовой прессы как мощного психологического оружия для обеспечения проведения своей внутренней и внешней политики, организации "крестовых походов" против оппозиции. Наметилась тенденция к "цепному" объединению прессы, которая приводит к сосредоточению публикации известий в руках ограниченного числа лиц. Вследствие этого не только уменьшилось число газет, но они стали больше походить друг на друга своим содержанием и редакционными комментариями. Создание информационных агентств ещё более ускорило этот процесс. В практику вошло применение "консервированных" передовиц, которые готовятся в каком-либо централизованном агентстве и затем продаются газетам. В основе процесса стандартизации прессы лежали как задачи идеологического порядка, так и финансовые затруднения, усилившие зависимость газет от центральных информационных агентств. Существенно ограничилась свободная конкуренция газет. Повысилась их зависимость от рекламодателей, которые обеспечивают им до трёх четвертей дохода.
Не отстают от газет по влиянию на публику и журналы, рисующие жизнь в основном в розовом цвете. Одни из них стали специализироваться на сексуальной тематике, другие – на насилии и ужасах, третьи паразитируют на здоровье людей, обещая излечение от всех болезней. Журнальная беллетристика так же далека от реальности, как и "мыльные оперы", внушающие фальшивый оптимизм и создающие иллюзии наличия земного рая.
Конечно, существуют и в настоящее время газеты и журналы, откликающиеся на серьёзные запросы людей, но тиражи их ничтожно малы по сравнению с коммерческими изданиями и составляют всего десятки тысяч на огромную страну. Естественно, массового читателя они не достигают. Не верьте, когда власти говорят о свободе печати. В отличие от советских времён, сегодняшняя финансовая цензура является куда более жёсткой. Из-за отсутствия средств несущие правду газеты: "Советская Россия", "Патриот", "Дуэль", "Знание-власть", "Правда", За Православие и самодержавие", "Русь Православная"; журналы: "Наш современник", "Молодая гвардия", "Невский всадник", "Первый и последний" и т.п. очень редко появляются на прилавках распространителей.
Особо следует сказать о журналах-дайджестах. Этимологически это название связано с процессом переваривания пищи. Они призваны "облегчить" читателю задачу не только получения информации, но и её осмысление. За него это делают редакторы, исключая для читателя необходимость и желание думать самостоятельно.
Другой вид упрощенных изданий, созданных для людей "слишком занятых, чтобы думать о чём-либо кроме делания денег", это журналы комиксов: картинок, сопровождаемых кратким текстом. Чтиво вполне пригодное для малых детей и взрослых малограмотных примитивов!
Ещё в самом начале XX века американский исследователь Гарри Оверстрит признал, что на формирование нашего сознания влияют четыре института: пресса, радио, кино и реклама. А вот способствуют ли они росту человеческого сознания, уже тогда говорить было не принято! Кроме того, он не упомянул, что все четыре являются частью культуры, делающей деньги, то есть их представителями всегда будет вестись поиск того, что предпочтительнее для большинства потребителей. Чтобы привлечь внимание читателя, ему нужно сообщить о каком-то необычном событии, чтобы он перевернул страницу, нужно чтобы такие события следовали одно за другим. Чтобы он купил следующий выпуск газеты, заголовки должны кричать о чём-то драматичном. Короче новости должны как можно больше отличаться от обыденной жизни, повседневной рутины. То есть, информация должна быть из ряда вон выходящей, чтобы волновала людей, не требуя от них развития интуиции или интеллекта. Вспомните, дорогой читатель, как долго и обстоятельно обыгрывались нашей российской прессой гибель "Курска", события в Беслане, взрывы в метро и прочие не совсем обычные события. Сенсация – кусок хлеба с маслом для бессовестного журналиста!
Конечно, нельзя сказать, что печать вообще не сообщает правдивых фактов и их оценок. Речь идёт о ведущих её особенностях. Главный редактор "Вашингтон пост" Менкен как-то сказал: "Объективная журналистика – миф! Сенсация и "крестовые походы" – проклятие газетного ремесла!" И добавил, что все разговоры о свободе печати – только отвратительное лицемерие. А вспомните, как беззастенчиво засмеялся в одной из передач телевидения в лицо главному редактору "АиФ" Старкову миллиардер Березовский, когда тот заявил о свободе и независимости своей газеты.
Однако при всём огромном значении массовой прессы решающую роль при формировании современной буржуазной массовой культуры сыграло на втором этапе кино, радио, телевидение.
Кинематограф (прежде всего голливудский) не только продолжил разработку идеологических, экономических и организационных методов массовой культуры, но и определил пропагандистские, рекламные и коммерческие цели уже непосредственно художественных произведений. Он заложил фундамент эстетических принципов массовой культуры, выработал способы привлечения публики, главным из которых стало культивирование иллюзий. Кино бизнесмены поняли, что самый верный способ привлечь зрителей – дать им услаждающие их жизнь иллюзии. Кино стало крупным коммерческим предприятием, при помощи которого множество неудовлетворённых жизнью людей могли грезить об осуществлении своих надежд. Оно задалось целью дать людям мечту, ради которой они будут не раз возвращаться в кинозал. Кино бизнес заинтересован в эмоциональной незрелости своей аудитории. Кино продукция в глазах образованных, духовно развитых людей стала синонимом дурного вкуса.
Современные теоретики кино бизнеса признают, что под маской чистого развлечения может скрываться глубокий смысл, и соответствующие фильмы могут быть как добрыми, так и злыми, то есть воспитывать в зрителе положительные и отрицательные качества личности. Каким воспитывает нынешнее кино российского зрителя, пусть подумает и ответит сам читатель! В соответствии с поставленными целями: развлечением, пропагандой негативизма, воспеванием буржуазной системы ценностей, массовая кино продукция создаёт и своих героев из персонажей раздираемых комплексами, суперменов, дорогих проституток, откровенных бандитов, любовников без понятия о настоящей любви, романтиков без мечты, циников, презирающих человеческую мораль. Уже более века она варьирует одними и теми же темами и сюжетами. Слава Богу, что русскому зрителю пятнадцати лет хватило, чтобы насытиться этой жвачкой! Многие уже не ходят в кинотеатры и не смотрят телевизор!
Следует особо отметить, что главная ставка в смысле идеологического воздействия на массы всегда делается на кино продукцию, замаскированную под развлечение, ибо оно воспринимается зрителем легко и с меньшей настороженностью. Экран ныне является основным учителем вкусов и моральных норм буржуазного общества. Надо отдать должное, что доходность кинолент, разрабатывающих тематику отвлечения людей от проблем действительности обеспечивает их широкое распространение в мире. Сильно животное начало в человеке! Ставка на зрелищность, бездумность всё больше приводит к нравственной неразборчивости зрителя, к стиранию в его сознании границ между добром и злом, к культу секса и жестокости, к пугающему падению морали.
Почти параллельно с кинематографом широкое распространение получило радио. Но, в отличие от кино, исторически оно развивалось больше как средство вещания, а не как новый вид искусства. Радио выполняет три функции: транслирование новостей, рекламирование товаров, развлечение. Оно зарекомендовало себя как самый оперативный пропагандист. При непосредственном восприятии радио новостей на переднем плане оказывается не рациональная, логическая, а эмоциональная составляющая. Осмысление сообщения задерживается, а при непрерывном потоке новостей и вообще не осуществляется.
Процесс осмысления возможностей воздействия на человеческое сознание радио и телевидения продолжается и сегодня. Очевидно одно, радио и телевидение имеют огромные преимущества перед другими СМИ хотя бы уже потому, что могут воздействовать на потребителя круглосуточно. К сожалению, как средства коммуникации буржуазной массовой культуры, они сегодня используются в России вовсе не ради духовного обогащения людей, повышения их общего образования и вкусов, а для уничтожения всего того доброго, что осталось от советского воспитания! Задача телевидения не в том, чтобы человек видел себя таким, каков он есть, или может стать, благодаря воздействию сегодняшнего массовой культуры, а как он должен совершенствоваться, чтобы достичь идеала, определённого Господними Заповедями! Телевидение служит благу, пока пропагандирует высоконравственные образы достойные подражания. У нас же оно служит социальной и нравственной деградации личности!
Что бы ни говорили "исследователи общественного мнения" вульгарность и пошлость – это вовсе не то, чего хочет зритель. Средне статистического зрителя не существует. Все зрители разные и их характеризует только одно общее – способность воспринимать хорошее, доброе, особенно, когда пошлость и дурь не предлагаются! Кроме того, читатель, вы можете себе представить учителя, который в угоду ученикам в классе играет с ними в больше, чем математика и физика, нравящиеся им детские игры!? Кто кого в этом случае будет учить и чему?
Человек наших дней испытывает потребность в образцах, по которым можно создавать себя, с помощью которых можно научиться работать над собой. Телевидение и должно позаботиться об этом.
Однако в настоящее время это остаётся в сфере благих пожеланий. На практике - всё наоборот!
Сегодня считается, что основные черты массовой культуры особенно откровенно проявляются в рекламе. Сюда относятся: тенденция к манипулированию общественным сознанием (человеческой психикой), лишение личности способности разумного самоконтроля, приучение её к желаемому поведению и образу мышления, формирование запросов и вкусов и т.п. Идеологи либерализма сегодня открыто говорят о начавшейся в середине XX века объединённой атаке специалистов по пропаганде в различных областях жизни на человека, об использовании наиболее эффективных способов продажи не только потребительских товаров, но и идей, убеждений, целей, душевных состояний. Реклама – визуальная, устная, синтетическая телевизионная – играет роль одного из сильнейших рычагов, с помощью которых обеспечивается девальвация духовных и моральных ценностей, создание потребительской психологии, смещающий фокус общественных интересов из области трудовой деятельности в область потребления товаров и услуг. И вовсе не случайны огромные гонорары специалистов по рекламе. Средние затраты на производство одноминутного коммерческого ролика достигают двухсот тысяч долларов! Что превышает затраты на создание среднего боевика. Что-что, а деньги капиталист считать умеет! Он не потратит и доллара, если это не сулит ему прибыли! И реклама, с эстетической точки зрения, представляющая собой крутой идиотизм, полностью окупается! Психологами доказано, что уверенность в собственном интеллектуальном превосходстве над коммерческой рекламой, иллюзия её идейно-художественной бесполезности только усиливает психологическую уязвимость людей. Реклама заставляет обывателя направить свою энергию и активность в быт и потребительство, именно здесь он якобы может обрести свою мифическую свободу и социальную значимость. Превращая личное потребление в социально важнейший фактор, реклама служит способом закабаления и духовного опустошения личности!
Иллюзорная красота экранной жизни, внушение необходимости поклонения доллару, потребительтву – убивает в людях чувство собственного достоинства, делает их духовными рабами, лакеями "денежных мешков", лишает элементарной человеческой гордости! Вот основная беда, результат обработки средствами массовой коммуникации общественного сознания нашего народа. Некогда гордый и независимый русский народ всё больше становится скопищем лакеев и услужливых проституток. Ради "красивой жизни" люди всё чаще идут на всевозможные унижения. Россияне с вузовским образованием нанимаются в няньки и слуги к нуворишам, наши женщины уезжают за границу, пополняя публичные дома во всех частях света, наши лучшие умы покидают Родину. Офицеры и генералы великой и могучей советской армии нанимаются в сторожа и охранники, а порой за деньги и готовы служить под звёздно-полосатым флагом. И всё это не из-за отсутствия средств к существованию. (Во время Великой отечественной войны и сразу после неё материально мы жили значительно труднее!) Это результат утраты значительной частью народа чувства собственного достоинства! А чести и достоинства бывший советский человек лишился благодаря мощной атаке массовой культуры! В случае, если это явление распространится на всё общество, оно обречено на вечное рабство! Такой народ не способен бороться за самосохранение! Может быть, всё же лучше умереть стоя, чем жить на коленях!?
Проснись, русский народ, иначе может быть поздно! Русская цивилизация перестанет существовать на Земле! Простят ли нам это наши потомки!? Подумайте, люди!
Итак, цель буржуазной массовой культуры, захватившей сегодня и нашу Родину, заключается в том, чтобы отучить людей критически мыслить, сформировать угодные новым хозяевам жизни – буржуазии – наши потребности и вкусы. Она является неотъемлемой частью государственного устройства – буржуазной демократии. Поэтому все обращения наших наивных граждан к Государственной думе и самому президенту с просьбами избавить нас от медиа-мерзостей, можно уверенно сказать, не будут услышаны властями. Принципиальные изменения в прессе, на телевидении, на радио, в кино, театрах, искусстве вообще - могут произойти только после изменения государственного устройства страны.
Но, к счастью, массовое искусство далеко не монолитно. К единству стремятся только его идеологи и апологеты. Распространение массовой культуры в сегодняшней России вовсе не означает отсутствия противоборствующих сил! Да поможет им Бог!
Смирнов И.П., литератор
[size=78%] [/size]
ЧТО ТАКОЕ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ?
Само понятие "культура" первоначально означало уход за землёй с тем, чтобы сделать её более пригодной для удовлетворения потребностей человека. В дальнейшем оно расширилось до облагораживания телесных и духовных свойств и склонностей человека. В широком смысле под культурой в настоящее время понимается совокупность достижений народа в самых различных областях жизни: наука, техника, нравы, язык, одежда, постройки, работа, воспитание, армия, политическое устройство общества, искусство и т. д. Состояние культуры общества можно понять только в сравнении, исходя из истории её развития. В этом смысле можно говорить о высокой и низкой культуре, о примитивной культуре и бескультурье. В культуре общества порой может наблюдаться застой, упадок и, наоборот, подъём. Одни авторы культуру и цивилизацию считают тождественными понятиями, другие утверждают, что цивилизация заключается в достижениях науки и техники и отличается от культуры тем, что обеспечивает человеку более комфортную жизнь. Во всяком случае, культура и цивилизация - взаимно связанные понятия.
Известно, что достижения цивилизации кроме повышения комфортности человеческой жизни влияют и на её духовное состояние и чаще всего отрицательно. Так последние достижения в области средств коммуникации (социализации индивидуума), несомненно, принесли вред его духовному миру хотя бы потому, что теперь он постоянно находится под нивелирующим влиянием организованных человеком же форм проведения досуга.
Вопрос о том, как должен проводить человек отрезок времени между работой и сном интересовал философов ещё в глубокой древности. В XYI веке при заметном возрастании влияния на общественную жизнь так называемого среднего класса (буржуазии) его активно обсуждали французы Монтень и Паскаль.
Монтень, заметив прогрессирующий отход средневекового человека от веры и нравственное давление пост феодального общества, результатом чего явилось усугубление человеческого одиночества, предложил свою панацею – развлечение. "Развлечение, - говорил он, всегда облегчает, размораживает и отвлекает. Если я не могу одолеть засевшее во мне неприятное представление, я стараюсь улизнуть от него! … искусство использует заложенное в нас природой легковерие и слабоумие и извлекает из них свои выгоды". Примечательно, что ещё к XYI веку восходят понятия, появление которых приписываются современности: развлечение, отвлечение, самообман!
Почти столетие спустя, высказался на эту тему Паскаль: "Человек с самого детства только и слышит, что он должен печься о собственном благополучии. Его обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями. От зари до зари он в суете и заботе. Отнимите у него эти заботы, и он начнёт думать: что он такое, откуда пришёл, куда идёт, - вот почему его необходимо с головой окунуть в дела, отвратив от мыслей! Кроме того, для этих же целей, нужно, чтобы он каждый свободный час посвящал играм, забавам, не давал себе ни минуты передышки". Паскаль пришёл к выводу, что главная беда человека в отсутствии у него времени для размышлений. Таким образом, стремление к всё большему досугу, которое по Монтеню является средством самосохранения, по мнению Паскаля означает самоубийство!
Этот философский спор продолжается и поныне. И каждая сторона имеет своих сторонников и противников. Спор касается, прежде всего, роли искусства в жизни человека. Одни считают, что прежде мастера творили не для народа, а для власть имущих, ныне же идёт демократизация культуры. Она становится массовой. И хотя стандарты оказались ниже прежних, но современный художник испытывает удовлетворение уже от того, что творит для большего числа людей. Им противостоят теоретики, связывающие одиночество современного человека с его нездоровым интересом к СМИ. Человек так опустошён духовно, что пытается заполнить душу иллюзорной картиной счастья других!
Очевидно одно: конфликт между психологическим и моральным подходом к популярной массовой культуре существует!
При феодализме государство и церковь регулировали досуг человека отдельно для каждого сословия. Между тогдашней элитой и массами в свободное время не существовало точек соприкосновения. Разногласия возникли с появлением среднего класса. Художник, который ранее старался угодить вкусам аристократии, теперь стал заботиться о вкусах буржуа. К середине XYIII века появились писатели и драматурги буржуазного мировоззрения, исповедующие буржуазную систему ценностей. Возник вопрос об угрозе традиционной аристократической культуре. Монтень считал, что запросы человеческой натуры изменять нельзя и их нужно максимально удовлетворять. Он был откровенным сторонником массовой культуры. Паскаль же ратовал за духовный прогресс. Он утверждал, что потребность в развлечениях (отвлечении от процесса размышления) и стремление к уходу от действительности не так уж неискоренимы из человеческой природы и на борьбу с ними следует направить другие более благородные побуждения – человеколюбие, альтруизм, патриотизм, самопознание, самосовершенствование. Достичь всего этого, по мнению Паскаля, возможно только в одиночестве, вдали от шумных развлечений. Думается, что путь, предлагаемый Паскалем, смог бы спасти современное человечество от завладевших западным миром бездуховности и разврата! Однако и Монтень только на первый взгляд является апологетом современных бизнесменов от искусства: публика хочет, публике нужно дать, независимо от последствий! Монтень в своей концепции развлечения напрочь отвергал возможность манипулирования общественным сознанием и пассивность публики, которые с развитием массовой культуры стали проблемой!
Уже в XYIII веке зародилось многое, что стало атрибутом современной массовой культуры. Так писатель уже тогда становится платным оратором в аудитории, где собраны представители разных слоёв общества. Он превращается в профессионала и творит по заказу растущей книжной торговли. Наверное, уже тогда родился афоризм: "Чтобы писать хорошо продающиеся книги, нужно иметь хорошо продающиеся мозги!" Литературный товар стал заполнять газеты не только новостями, но и сплетнями, заказными статьями, удовлетворяющими любопытство читателя, появились политические обзорные журналы, газеты и журналы, отражающие жизнь известных людей и т.д. В XIX веке большим спросом стали пользоваться романы, как литературное выражение романтизма – философии, пропагандирующей примат чувства над рассудком. В газетах стали печататься романы с продолжением. Книжная торговля получила широкую рекламу. То есть в искусстве произошёл переход от любительства и ограниченной аудитории к организованному предпринимательству и безграничной аудитории. Возникли противоречия между художником и потребителем популярной культуры, начались поиски их примирения.
К XIX веку в Европе и в экономике, и в политике на первое место вышел средний класс. Художники начинают понимать, что, став могущественной силой, буржуазия начнёт пользоваться и философией и искусством как безделушкой и виной тому станет свобода, которую она вырвала из рук церкви и аристократии. Появилось массовое общество, массовые средства коммуникации - газеты. Литературный рынок заполнился продукцией, предназначенной для потребления массовым потребителем. Те писатели и художники, которые сохранили эстетическое представление о творчестве, почувствовали себя изолированными от общества. (Разве не тоже происходит сейчас в России!?)
Изобилие доступных средств развлечения представило реальную угрозу высокой культуре со стороны вульгарного развлекательства. Ещё тогда были сделаны первые попытки социологического исследования вкусов публики.
Сегодня в России мы проходим путь, пройденный Европой и Америкой сотню лет назад и нам абсолютно понятны и задачи медиа-боссов, и способы их решения, и роль социальных опросов, и методы манипуляции общественным сознанием и многое, многое другое. Мы видим у себя дома губительные результаты победы буржуазной культурной революции и внедрения массовой культуры в сознание наших людей – растущую бездуховность и безнравственность общества!
Большинство современных буржуазных теоретиков признают наличие элитарной и массовой культуры, отрицая при этом классовый характер явления, и констатируя крушение надежд на достижение всем обществом единого абстрактного гуманистического идеала культуры. Некоторые вообще отрицают гуманистический идеал искусства и утверждают, что функцией искусства является максимальное заполнение досуга людей в целях отвлечения их от социальной, умственной и творческой активности, которая является уделом избранных. Причём и те, и другие признают факт преобразования сложившейся веками культуры в - универсальную, искусственно регулируемую! Истоки массовой культуры видят кто в античном мире, кто в научно-технической революции.
Ещё в начале XIX века теоретик искусства Уильям Вордсворт, вскрывая причины успехов популярной литературы, большую роль отводил психологической стороне дела. Он отмечал, что потребность человека в сильнодействующих, грубых стимуляторах приводит к притуплению дискриминирующей способности его мозга, в то время как функции настоящего искусства усиливают эти способности. Популярная литература превращает читателя в пассивного наблюдателя жизни, низводит его до состояния почти животного отупления. Прародителя этой литературы он видел в "жёлтых" книжках времён королевы Елизаветы, так любезных ремесленникам и торговцам тех лет. В массовых играх и спорте он тоже видел желание уйти от правды жизни. Он упрекал производителей "интеллектуальной пищи" для масс в приспособлении к уровню их развития, считая, что искусство обязано главным образом не развлекать, а учить и воспитывать народ.
В результате длительных дискуссий о роли вкуса публики и влиянии рынка на общественное мнение известный литературовед XIX века Уильям Хэзлитт сформулировал общие положения:
1.Высшие достижения, в какой бы области культуры они ни появились, никогда не будут понятны большинству человечества.
2. С обобщённым вкусом никогда не будет согласен гений.
3.Общественный вкус ухудшается по мере того, как становится общественным.
4.Публика читает и восторгается чем-либо не из любви к предмету, а только потому, что это модно.
5.Массовость вкуса вовсе не означает, что он хорош.
В целом с этим нельзя не согласиться и сегодня!
Современный западный теоретик искусства Л. Лоуенталь считает, что культуру всех предшествующих обществ следует рассматривать как смешение народной и высокой без развитых элементов массовости, а массовую культуру, уходящей корнями в буржуазное общество. Как и многие, он смешивает не только популярное и массовое, но и популярное и развлекательное искусство. Однако известно, что развлекательное искусство существовало всегда. И всегда существовала серьёзная литература.
Н.А. Некрасов в своих "Отечественных записках" писал: "И в Европе, и в России существуют две литературы: литература, борющаяся с невежеством, и литература, живущая за его счёт. Единственное орудие первой – истина, единственное стремление, руководящее ею, - разлить хоть каплю света среди всеобщего мрака, и в этом отношении ей нет дела, просят ли у неё этого света, или им выгоднее находиться во мраке! …Очень часто освещение потёмков бывает совершенно невпопад, потому, что ей приходится раскрывать такие вещи, которые только и могут совершаться в потёмках; тогда всячески стараются загасить огонь, зажжённый нескромною и дерзкою осветительницею человеческих мерзостей, но она опять зажигает свой светоч, и благо бывает тому веку, в котором возгорается много подобных светочей и хоть на мгновение рассеется всеобщая тьма!"
Литература, эксплуатирующая невежество, всегда хорошо приспосабливалась ко времени. Аристократов она ублажала утончённой чувственностью. Подчинившись законам рынка, - стала слугой не щедрых меценатов, а толпы покупателей. Литературная промышленность стала изготовлять многотомные романы с клятвопреступлением, кровосмешением, многочисленными убийствами, чтобы пронять крепкие нервы примитивных, духовно неразвитых буржуа. Стала рисовать злодейства так уж такие, чтобы волосы становились дыбом, любовные сцены так уж со всей подноготной!
Однако факт роста "литературной промышленности", зарождение развлекательной периодической печати и широкой рекламы на популярное искусство ещё недостаточен для определения явления называемого "массовой культурой". Сюда необходимо ещё добавить научно-техническую революцию XX века и духовный кризис буржуазного общества, заставивший буржуазию пересмотреть всю политику в области литературы и искусства.
Подлинная история массовой культуры началась на рубеже XX века, когда пассивные развлечения масс (отвлечение) и самообман были заменены на активные действия: пропаганду буржуазной системы ценностей и тотальный обман народа. Очевидно, манипуляция сознанием людей никак не может быть названа популярной!
Итак, история современного массового искусства начинается на Западе с середины XIX века с возникновения идеи, что искусство должно служить отвлечению человека от жестокой реальности жизни и представлять собой скорее развлечение, чем образование, воспитание и анализ окружающего мира. С большим сожалением можно констатировать, что волна массовой культуры докатилась и до СССР, а ныне почти полностью захлестнула Россию!
В истории буржуазной массовой культуры теоретики выделяют два этапа. Первый – с конца XIX века до начала первой мировой войны, ознаменованный развитием "литературной промышленности" и массовой прессы. Именно в это время боссы буржуазной печати осознали всю мощь находящегося в их руках оружия. Это связано, прежде всего, с именами американских издателей Пулитцера и Херста.
Начав с покупки дешёвой газеты "Уорлд", Пулитцер добился миллионных доходов, применив сенсацию и скандальные хроники как средство передачи повседневной информации и культ пикантности как основы повседневной сенсации. Культ пикантности немыслим без искусственного культивирования славы отдельных личностей – "звёзд" от политики, бизнеса, спорта, искусства.
Херст добился контроля над сознанием народных масс, манипулируя им с помощью собственной интерпретации важных национальных и международных событий. Эти двое стали провозвестниками новых основополагающих принципов массовой буржуазной печати.
К концу XIX века большие газеты промышленно развитых стран Запада превратились в крупные капиталистические предприятия по тенденциозной обработке сознания читателя. Господствующие классы осознали значение массовой прессы как мощного психологического оружия для обеспечения проведения своей внутренней и внешней политики, организации "крестовых походов" против оппозиции. Наметилась тенденция к "цепному" объединению прессы, которая приводит к сосредоточению публикации известий в руках ограниченного числа лиц. Вследствие этого не только уменьшилось число газет, но они стали больше походить друг на друга своим содержанием и редакционными комментариями. Создание информационных агентств ещё более ускорило этот процесс. В практику вошло применение "консервированных" передовиц, которые готовятся в каком-либо централизованном агентстве и затем продаются газетам. В основе процесса стандартизации прессы лежали как задачи идеологического порядка, так и финансовые затруднения, усилившие зависимость газет от центральных информационных агентств. Существенно ограничилась свободная конкуренция газет. Повысилась их зависимость от рекламодателей, которые обеспечивают им до трёх четвертей дохода.
Не отстают от газет по влиянию на публику и журналы, рисующие жизнь в основном в розовом цвете. Одни из них стали специализироваться на сексуальной тематике, другие – на насилии и ужасах, третьи паразитируют на здоровье людей, обещая излечение от всех болезней. Журнальная беллетристика так же далека от реальности, как и "мыльные оперы", внушающие фальшивый оптимизм и создающие иллюзии наличия земного рая.
Конечно, существуют и в настоящее время газеты и журналы, откликающиеся на серьёзные запросы людей, но тиражи их ничтожно малы по сравнению с коммерческими изданиями и составляют всего десятки тысяч на огромную страну. Естественно, массового читателя они не достигают. Не верьте, когда власти говорят о свободе печати. В отличие от советских времён, сегодняшняя финансовая цензура является куда более жёсткой. Из-за отсутствия средств несущие правду газеты: "Советская Россия", "Патриот", "Дуэль", "Знание-власть", "Правда", За Православие и самодержавие", "Русь Православная"; журналы: "Наш современник", "Молодая гвардия", "Невский всадник", "Первый и последний" и т.п. очень редко появляются на прилавках распространителей.
Особо следует сказать о журналах-дайджестах. Этимологически это название связано с процессом переваривания пищи. Они призваны "облегчить" читателю задачу не только получения информации, но и её осмысление. За него это делают редакторы, исключая для читателя необходимость и желание думать самостоятельно.
Другой вид упрощенных изданий, созданных для людей "слишком занятых, чтобы думать о чём-либо кроме делания денег", это журналы комиксов: картинок, сопровождаемых кратким текстом. Чтиво вполне пригодное для малых детей и взрослых малограмотных примитивов!
Ещё в самом начале XX века американский исследователь Гарри Оверстрит признал, что на формирование нашего сознания влияют четыре института: пресса, радио, кино и реклама. А вот способствуют ли они росту человеческого сознания, уже тогда говорить было не принято! Кроме того, он не упомянул, что все четыре являются частью культуры, делающей деньги, то есть их представителями всегда будет вестись поиск того, что предпочтительнее для большинства потребителей. Чтобы привлечь внимание читателя, ему нужно сообщить о каком-то необычном событии, чтобы он перевернул страницу, нужно чтобы такие события следовали одно за другим. Чтобы он купил следующий выпуск газеты, заголовки должны кричать о чём-то драматичном. Короче новости должны как можно больше отличаться от обыденной жизни, повседневной рутины. То есть, информация должна быть из ряда вон выходящей, чтобы волновала людей, не требуя от них развития интуиции или интеллекта. Вспомните, дорогой читатель, как долго и обстоятельно обыгрывались нашей российской прессой гибель "Курска", события в Беслане, взрывы в метро и прочие не совсем обычные события. Сенсация – кусок хлеба с маслом для бессовестного журналиста!
Конечно, нельзя сказать, что печать вообще не сообщает правдивых фактов и их оценок. Речь идёт о ведущих её особенностях. Главный редактор "Вашингтон пост" Менкен как-то сказал: "Объективная журналистика – миф! Сенсация и "крестовые походы" – проклятие газетного ремесла!" И добавил, что все разговоры о свободе печати – только отвратительное лицемерие. А вспомните, как беззастенчиво засмеялся в одной из передач телевидения в лицо главному редактору "АиФ" Старкову миллиардер Березовский, когда тот заявил о свободе и независимости своей газеты.
Однако при всём огромном значении массовой прессы решающую роль при формировании современной буржуазной массовой культуры сыграло на втором этапе кино, радио, телевидение.
Кинематограф (прежде всего голливудский) не только продолжил разработку идеологических, экономических и организационных методов массовой культуры, но и определил пропагандистские, рекламные и коммерческие цели уже непосредственно художественных произведений. Он заложил фундамент эстетических принципов массовой культуры, выработал способы привлечения публики, главным из которых стало культивирование иллюзий. Кино бизнесмены поняли, что самый верный способ привлечь зрителей – дать им услаждающие их жизнь иллюзии. Кино стало крупным коммерческим предприятием, при помощи которого множество неудовлетворённых жизнью людей могли грезить об осуществлении своих надежд. Оно задалось целью дать людям мечту, ради которой они будут не раз возвращаться в кинозал. Кино бизнес заинтересован в эмоциональной незрелости своей аудитории. Кино продукция в глазах образованных, духовно развитых людей стала синонимом дурного вкуса.
Современные теоретики кино бизнеса признают, что под маской чистого развлечения может скрываться глубокий смысл, и соответствующие фильмы могут быть как добрыми, так и злыми, то есть воспитывать в зрителе положительные и отрицательные качества личности. Каким воспитывает нынешнее кино российского зрителя, пусть подумает и ответит сам читатель! В соответствии с поставленными целями: развлечением, пропагандой негативизма, воспеванием буржуазной системы ценностей, массовая кино продукция создаёт и своих героев из персонажей раздираемых комплексами, суперменов, дорогих проституток, откровенных бандитов, любовников без понятия о настоящей любви, романтиков без мечты, циников, презирающих человеческую мораль. Уже более века она варьирует одними и теми же темами и сюжетами. Слава Богу, что русскому зрителю пятнадцати лет хватило, чтобы насытиться этой жвачкой! Многие уже не ходят в кинотеатры и не смотрят телевизор!
Следует особо отметить, что главная ставка в смысле идеологического воздействия на массы всегда делается на кино продукцию, замаскированную под развлечение, ибо оно воспринимается зрителем легко и с меньшей настороженностью. Экран ныне является основным учителем вкусов и моральных норм буржуазного общества. Надо отдать должное, что доходность кинолент, разрабатывающих тематику отвлечения людей от проблем действительности обеспечивает их широкое распространение в мире. Сильно животное начало в человеке! Ставка на зрелищность, бездумность всё больше приводит к нравственной неразборчивости зрителя, к стиранию в его сознании границ между добром и злом, к культу секса и жестокости, к пугающему падению морали.
Почти параллельно с кинематографом широкое распространение получило радио. Но, в отличие от кино, исторически оно развивалось больше как средство вещания, а не как новый вид искусства. Радио выполняет три функции: транслирование новостей, рекламирование товаров, развлечение. Оно зарекомендовало себя как самый оперативный пропагандист. При непосредственном восприятии радио новостей на переднем плане оказывается не рациональная, логическая, а эмоциональная составляющая. Осмысление сообщения задерживается, а при непрерывном потоке новостей и вообще не осуществляется.
Процесс осмысления возможностей воздействия на человеческое сознание радио и телевидения продолжается и сегодня. Очевидно одно, радио и телевидение имеют огромные преимущества перед другими СМИ хотя бы уже потому, что могут воздействовать на потребителя круглосуточно. К сожалению, как средства коммуникации буржуазной массовой культуры, они сегодня используются в России вовсе не ради духовного обогащения людей, повышения их общего образования и вкусов, а для уничтожения всего того доброго, что осталось от советского воспитания! Задача телевидения не в том, чтобы человек видел себя таким, каков он есть, или может стать, благодаря воздействию сегодняшнего массовой культуры, а как он должен совершенствоваться, чтобы достичь идеала, определённого Господними Заповедями! Телевидение служит благу, пока пропагандирует высоконравственные образы достойные подражания. У нас же оно служит социальной и нравственной деградации личности!
Что бы ни говорили "исследователи общественного мнения" вульгарность и пошлость – это вовсе не то, чего хочет зритель. Средне статистического зрителя не существует. Все зрители разные и их характеризует только одно общее – способность воспринимать хорошее, доброе, особенно, когда пошлость и дурь не предлагаются! Кроме того, читатель, вы можете себе представить учителя, который в угоду ученикам в классе играет с ними в больше, чем математика и физика, нравящиеся им детские игры!? Кто кого в этом случае будет учить и чему?
Человек наших дней испытывает потребность в образцах, по которым можно создавать себя, с помощью которых можно научиться работать над собой. Телевидение и должно позаботиться об этом.
Однако в настоящее время это остаётся в сфере благих пожеланий. На практике - всё наоборот!
Сегодня считается, что основные черты массовой культуры особенно откровенно проявляются в рекламе. Сюда относятся: тенденция к манипулированию общественным сознанием (человеческой психикой), лишение личности способности разумного самоконтроля, приучение её к желаемому поведению и образу мышления, формирование запросов и вкусов и т.п. Идеологи либерализма сегодня открыто говорят о начавшейся в середине XX века объединённой атаке специалистов по пропаганде в различных областях жизни на человека, об использовании наиболее эффективных способов продажи не только потребительских товаров, но и идей, убеждений, целей, душевных состояний. Реклама – визуальная, устная, синтетическая телевизионная – играет роль одного из сильнейших рычагов, с помощью которых обеспечивается девальвация духовных и моральных ценностей, создание потребительской психологии, смещающий фокус общественных интересов из области трудовой деятельности в область потребления товаров и услуг. И вовсе не случайны огромные гонорары специалистов по рекламе. Средние затраты на производство одноминутного коммерческого ролика достигают двухсот тысяч долларов! Что превышает затраты на создание среднего боевика. Что-что, а деньги капиталист считать умеет! Он не потратит и доллара, если это не сулит ему прибыли! И реклама, с эстетической точки зрения, представляющая собой крутой идиотизм, полностью окупается! Психологами доказано, что уверенность в собственном интеллектуальном превосходстве над коммерческой рекламой, иллюзия её идейно-художественной бесполезности только усиливает психологическую уязвимость людей. Реклама заставляет обывателя направить свою энергию и активность в быт и потребительство, именно здесь он якобы может обрести свою мифическую свободу и социальную значимость. Превращая личное потребление в социально важнейший фактор, реклама служит способом закабаления и духовного опустошения личности!
Иллюзорная красота экранной жизни, внушение необходимости поклонения доллару, потребительтву – убивает в людях чувство собственного достоинства, делает их духовными рабами, лакеями "денежных мешков", лишает элементарной человеческой гордости! Вот основная беда, результат обработки средствами массовой коммуникации общественного сознания нашего народа. Некогда гордый и независимый русский народ всё больше становится скопищем лакеев и услужливых проституток. Ради "красивой жизни" люди всё чаще идут на всевозможные унижения. Россияне с вузовским образованием нанимаются в няньки и слуги к нуворишам, наши женщины уезжают за границу, пополняя публичные дома во всех частях света, наши лучшие умы покидают Родину. Офицеры и генералы великой и могучей советской армии нанимаются в сторожа и охранники, а порой за деньги и готовы служить под звёздно-полосатым флагом. И всё это не из-за отсутствия средств к существованию. (Во время Великой отечественной войны и сразу после неё материально мы жили значительно труднее!) Это результат утраты значительной частью народа чувства собственного достоинства! А чести и достоинства бывший советский человек лишился благодаря мощной атаке массовой культуры! В случае, если это явление распространится на всё общество, оно обречено на вечное рабство! Такой народ не способен бороться за самосохранение! Может быть, всё же лучше умереть стоя, чем жить на коленях!?
Проснись, русский народ, иначе может быть поздно! Русская цивилизация перестанет существовать на Земле! Простят ли нам это наши потомки!? Подумайте, люди!
Итак, цель буржуазной массовой культуры, захватившей сегодня и нашу Родину, заключается в том, чтобы отучить людей критически мыслить, сформировать угодные новым хозяевам жизни – буржуазии – наши потребности и вкусы. Она является неотъемлемой частью государственного устройства – буржуазной демократии. Поэтому все обращения наших наивных граждан к Государственной думе и самому президенту с просьбами избавить нас от медиа-мерзостей, можно уверенно сказать, не будут услышаны властями. Принципиальные изменения в прессе, на телевидении, на радио, в кино, театрах, искусстве вообще - могут произойти только после изменения государственного устройства страны.
Но, к счастью, массовое искусство далеко не монолитно. К единству стремятся только его идеологи и апологеты. Распространение массовой культуры в сегодняшней России вовсе не означает отсутствия противоборствующих сил! Да поможет им Бог!
Смирнов И.П., литератор