Автор Тема: О КУЛЬТЕ МОЛОДОСТИ И КУЛЬТЕ СТАРОСТИ  (Прочитано 838 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
              О КУЛЬТЕ МОЛОДОСТИ И КУЛЬТЕ СТАРОСТИ
    Ни для кого не секрет, что сегодня в РФ процветает культ молодости, наглости, беспринципности и физической силы. Старость утратила уважение и помолодела. После сорока лет даже на не - престижную работу в РФ трудно устроится! А ведь грядёт увеличение возраста выхода граждан на пенсию. Что же будут делать люди в возрасте старше шестидесяти лет? Когда не будет для них ни работы, ни помощи потомков, переставших ценить предков, ни даже  нынешней ничтожной пенсии?  Наши пенсионеры, в отличие от западных,  и сегодня – то  - просто нищие люди! К сожалению, далеко не все россияне задумываются об этой проблеме. Кое-кто надеется, что, став пенсионером, будет так же как европейцы путешествовать по Миру.
В России давно бытует сказка о богатстве западных пенсионеров. Будто они при отменном здоровье, действительно, отдыхая от трудов, развлекаются всеми физически доступными им способами. Но тут, как всегда, нужно посмотреть в корень.
Истоки этой  сказки для пенсионеров  объясняются тем, что благодаря послевоенному подъёму рождаемости власти западных стран после войны имели возможность обеспечить трудящимся высокие  социальные гарантии.  Людские потери Запада в войне были незначительны по сравнению с советскими.  Экономика Запада пострадала незначительно. В то время на пенсию выходили поколения, родившиеся в 20-30-е годы прошлого века — они и стали витриной пенсионного западного  рая: их было  существенно меньше, чем работающих, родившихся в 1945-1955 годы.[/color]
       
[/size]Но, если  внимательно присмотреться, то увидим, что там проходила та же  самая дискриминация по возрасту, что и у нас сегодня — только в гораздо более деликатной форме. Западный концепт достойной старости — это ведь не заверение о нужности человека  и  заботе о нём. То есть это  заверение  только для самих пенсионеров — но не для общества. Пенсионерам как  бы  предложили: смотрите, как вам будет хорошо жить на пенсии, смотрите, как  прекрасно и модно быть  стариком — вы только не оставайтесь  активными, вы только уйдите из зоны влияния на экономику  и власть. По сути это тот же способ отодвинуть стариков в тень, подальше  от дел — только мягкий,  вежливый.
        Существует  не слишком известная теория Маргарет Мид  о  трёх  видах общества: 1) постфигуративное (традиционное), где управляют старшие, где знания передаются от взрослых к младшим, младшие повторяют за старшими свою жизнь и копируют все её ценности; 2) кофигуративное, когда младшее поколение учится не у старшего, а у своих сверстников; 3) префигуративное, когда  быстрые изменения в обществе (политического,  технического, научного характера)  резко изменяют ситуацию.  Старшее поколение уже не в состоянии быстро  следовать за изменениями на производстве и в быту и  вынуждено чему –то учиться у младшего.
         М. Мид написала свою  книгу «Культура и преемственность», чтобы осмыслить изменения,  происходившие в 1960-е годы в США, в годы научно-технической революции.  Кажется, она во  многом объясняет и  сегодняшнее положение в России.
         Еще недавно, в традиционном  обществе: хоть  в римском, хоть в российском дореволюционном, хоть в советском — существовала, в каком-то смысле,  дискриминация молодежи (культ старости). В соответствии с библейской Заповедью старший по возрасту был безусловным авторитетом. Иначе говоря, обладал духовной властью над младшим.  Имел возможность передавать не только бытовые, производственные знания младшим, но и нравственные нормы. Главное - понимание добра и зла. В обществе долго сохранялись традиции, нравственные принципы, однообразие понимания совести, смысла жизни, долга и чести, почитания старших и т.п.   Взрослым детям могло быть более  сорока лет, но пока жив отец семейства,  важные вопросы решал он.  Возраст человека, а  значит  его жизненный опыт  и заслуги перед обществом во многом определял его социальный статус!  Религиозная  Заповедь (и не только христианская!) гласит: Почитай старшего,  учись у него уму – разуму,  и только тогда будешь счастлив!      Если бы человечество не руководствовалось этим принципом  во все времена своего существования, то оно давно перестало бы существовать на Земле. Спасла его именно передача  знаний от поколения к поколению. И это абсолютная истина.  Однако в короткие промежутки по сравнению со  временем существования Земли и человека,  эта истина может на какое-то время забываться. Это  происходит во времена революционных скачков в науке, технике или в общественной жизни.    Так было во время Великой французской революции, во время Великой Октябрьской социалистической революции. Это произошло и после нашей буржуазной революции 90-х годов. В последнем случае всё усугубила  ещё и техническая революция, так называемая цифровизация нашей жизни. Случилось это у нас на сломе тысячелетий.  Логично предположить, что революции не могут следовать непрерывно одна за другой. Между ними всегда будут периоды стабильности. За время такого периода молодёжь, свершившая революцию, постареет,  непременно захочет, чтобы её достижения продолжали жить,  и будет требовать этого от своей смены.
     В 90-х годах мы – россияне  шагнули в новую (префигуративную, по М.Мид) эру, когда молодость и новые технологии  стали культом .  О младореформаторах Говорухин когда-то сказал: «Чем они гордятся!? Гордиться своей молодостью так же бессмысленно, как гордиться ранней лысиной!». Молодость, как известно, - единственный недостаток, с которым не надо бороться! Сам пройдёт!
      Однако в то время молодостью гордились. Просто потому,  что  молодость всегда стремится к каким-либо изменениям.  А тут они произошли! И это стало приметой начавшегося культа молодости.  Вот мы и живём в такое время, когда молодёжи кажется: зачем слушать старших? Ведь они даже не знают назначение отдельных кнопок на компьютере и телефоне! Молодёжь  сегодня считает, что техника решает всё,  и гуманитарным знаниям больше  нет места в мире. Зачем читать романы, знать историю,  географию и биологию . Все эти знания есть в интернете!  И… вырастает ограниченными специальностью, совершенно не интересными людям другой специальности!  Пропадает основа для общения.
[/color]Между тем,  [/size]государство способствует этому, вводя в образование такие «новшества» как  ЕГЭ, ограничивая  учебное время на такие дисциплины как литература, астрономия и  география и т.п., расширяющие кругозор человека.  Может быть,  прав Л.Н. Толстой говоривший, что всякая власть удерживается на троне только благодаря невежеству народа. Она  делает всё, чтобы сохранить себя. Действительно, ведь  молодыми, неопытными и невежественными людьми  легче манипулировать и управлять. Может быть, именно  поэтому в нынешней России опыт старших поколений полностью  отвергается? И социальный статус  старшего поколения опущен ниже плинтуса. В 90-х годах близкие к власти люди открыто говорили о том, что старики мешают им строить новое прекрасное буржуазное будущее и с нетерпением ждали их вымирания.  Прекрасную жизнь не построили, а старшее поколение, создавшее вторую по мощи державу Мира -  СССР, унизили и оскорбили. Сегодня благовоспитанного молодого человека, уступающего место в автобусе старику, можно встретить только среди гастарбайтеров! 
[/color]Однако, как уже говорилось выше, молодость не вечна, а, постарев,  [/size]нынешняя молодёжь будет стараться сохранить достигнутое,  потребует этого от своих приемников и, таким образом,  поднимет социальный статус стариков.  Так что Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою…» - абсолютная истина!  Да и  жизненный опыт стариков ничем не заменишь!
[/color]Смирнов И.П.[/size]
[/color]2018г[/size][/color][/size]