Автор Тема: КАК ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛЕДНЕЮТ И ГАСНУТ  (Прочитано 755 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
Как цивилизации бледнеют и гаснут
[/color](ИЗ КНИГИ Лебона «Психология рас»)
[/color]
[/color]Разложение психологических видов. - Как наследственные пред-
[/color]расположения, требовавшие века для своего образования, могут
[/color]быть быстро потеряны. - Всегда нужно очень долгое время для
[/color]известного народа, чтобы подняться на высокую ступень циви-
[/color]лизации и иногда - очень короткое, чтобы упасть с нее. - Глав-
[/color]ный фактор падения какого-нибудь народа - понижение его характера.
[/color]- Механизм разложения цивилизаций до сих пор был
[/color]один и тот же для всех народов. - Симптомы упадка, представ-
[/color]ляемые некоторыми латинскими народами. - Развитие эгоизма.
[/color]- Ослабление инициативы и воли. - Понижение характера
[/color]и нравственности. - Современная молодежь.
[/color]
[/color]Точно так же, как анатомические виды, и психологи-
[/color]ческие виды не вечны. Условия среды, поддерживающие
[/color]постоянство их признаков, не всегда существуют. Если же
[/color]эта среда случайно изменяется, то и элементы душевного
[/color]склада, поддерживаемые ее влиянием, в конце концов под-
[/color]вергаются регрессивным изменениям, приводящим их к исчезновению.
[/color]По физиологическим законам, которые наблю-
[/color]даются у всех существ, для исчезновения органа требуется
[/color]бесконечно меньше времени, чем нужно для его образования.
[/color]Всякий орган, остающийся без действия, теряет скоро
[/color]способность функционировать. Глаз рыб, живущих в пе-
[/color]щерных озерах, под конец атрофируется, и эта атрофия в
[/color]конце концов становится наследственной. Даже в пределах
[/color]короткой индивидуальной жизни орган, на образование ко-
[/color]торого путем медленных приспособлений и наследственных
[/color]наклонностей требовались, может быть, тысячи веков, очень
[/color]быстро доходит до атрофии, если его перестают приводить
[/color]в действие.
[/color]
[/color]Душевный склад существ не может избежать этих фи-
[/color]зиологических законов. Мозговая клеточка, которая не уп-
[/color]ражняется, в свою очередь перестает функционировать, и
[/color]психические качества, требовавшие века для своего образо-
[/color]вания, могут быть быстро потеряны. Храбрость, инициати-
[/color]ва, энергия, дух предприимчивости и различные качества
[/color]характера, очень медленно приобретаемые, могут изгладиться
[/color]довольно быстро, раз им не представляется больше повода
[/color]упражняться. Этим объясняется тот факт, что какому-ни-
[/color]будь народу всегда нужно очень долгое время, чтобы под-
[/color]няться на высокую ступень культуры, и иногда очень ко-
[/color]роткое время, чтобы упасть в пропасть вырождения.
[/color]
[/color]Когда исследуешь причины, постепенно приводившие
[/color]к гибели все различные народности, о которых нам расска-
[/color]зывает история, будут ли это персы, римляне, или какой-
[/color]либо другой народ, то видишь, что основным фактором их
[/color]падения была всегда перемена в их душевном складе, выте-
[/color]кавшая из понижения их характера. Я не знаю ни одного
[/color]народа, который бы исчез вследствие понижения своих ум-
[/color]ственных способностей.
[/color]
[/color]Для всех прошедших цивилизаций механизм разложе-
[/color]ния был одинаков и притом до такой степени, что остается
[/color]только спросить себя, как это сделал один поэт, не состоит
[/color]ли в сущности история, занимающая столько книг, всего из
[/color]одной страницы? После того, как какой-нибудь народ до-
[/color]стиг той ступени цивилизации и могущества, когда он, уве-
[/color]ренный в своей безопасности, начинает наслаждаться бла-
[/color]годеяниями мира и благосостояния, доставляемыми ему бо-
[/color]гатством, его военные доблести постепенно теряются, изли-
[/color]шество цивилизации развивает в нем новые потребности,
[/color]растет эгоизм. Гоняясь только за лихорадочным наслажде-
[/color]нием быстро приобретенными благами, граждане предос-
[/color]тавляют ведение общественных дел государству и скоро
[/color]теряют все качества, некогда создавшие их величие. Тогда
[/color]соседние варвары и полуварвары, имея очень малые по-
[/color]требности и очень интенсивный идеал, совершают наше-
[/color]ствие на слишком цивилизованный народ, уничтожают его
[/color]и на развалинах разрушенной цивилизации образуют но-
[/color]вую. Таким-то образом, несмотря на страшную военную
[/color]организацию римлян и персов, варвары уничтожили импе-
[/color]рию первых и арабы - империю вторых. Впрочем, не
[/color]умственного развития недоставало подвергшимся нашествию
[/color]народам. С этой точки зрения невозможно было никакое
[/color]сравнение между победителями и побежденными. Именно
[/color]когда Рим уже носил в себе зародыши близкого упадка,
[/color]т.е. при первых императорах, он насчитывал больше всего
[/color]художников, литераторов и ученых. Почти все произведе-
[/color]ния, создавшие его величие, восходят к этой эпохе его ис-
[/color]тории. Но он потерял тот основной элемент, которого ни-
[/color]какое умственное развитие не может заменить: характер.
[/color]"Нравы были испорчены, семья разлагалась, характеры были
[/color]изнежены. Под рукой абсолютной власти выродившийся
[/color]человек съеживался. Было столько ужасных притеснений,
[/color]но никогда ни малейшего протеста"[/color]. Римляне древних веков
[/color]имели очень слабые потребности и очень сильный идеал. Этот
[/color]идеал - величие Рима - абсолютно господствовал над все-
[/color]ми душами, и каждый гражданин готов был пожертвовать
[/color]для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.
[/color]Когда Рим сделался центром вселенной, самым богатым в
[/color]мире городом, он наводнился иностранцами, пришедшими со
[/color]всех стран, и которым в конце концов даны были права граж-
[/color]данства. Требуя для себя только наслаждения роскошью, они
[/color]очень мало интересовались своей славой. Великий город сде-
[/color]лался громадным постоялым двором, но это не был уже боль-
[/color]ше Рим. Он казался еще живущим, когда варвары явились у
[/color]его ворот, но душа его уже была мертва давно.
[/color]
[/color]Аналогичные причины упадка угрожают нашим утон-
[/color]ченным цивилизациям, но к ним присоединяются еще дру-
[/color]гие, обязанные эволюции, произведенной в умах современ-
[/color]ными научными открытиями. Наука обновила наши идеи и
[/color]отняла всякий авторитет у наших религиозных и социальных
[/color]понятий. Она показала человеку ничтожное место, какое
[/color]он занимает во вселенной, и полное равнодушие природы к
[/color]нему. Он увидел, что то, что считалось им свободой, было
[/color]только незнанием причин, которым он покоряется, и что в
[/color]системе необходимостей, которые им руководят, естествен-
[/color]ное положение всех существ таково, чтобы быть в порабо-
[/color]щении. Он заметил, что природа не знает того, что мы
[/color]называем состраданием, и что весь завоеванный прогресс
[/color]достигнут был только путем безжалостного подбора, веду-
[/color]щего беспрестанно к подавлению слабых в пользу сильных.
[/color]
[/color]Все эти ледяные и холодные понятия, столь противо-
[/color]речащие всему тому, что говорили старые верования, оча-
[/color]ровывавшие наших отцов, вызвали тревожные сомнения в
[/color]душах современных поколений. В посредственных головах
[/color]они произвели то анархическое состояние идей, которое
[/color]кажется наиболее характерным для современного человека.
[/color]У молодого поколения художников и образованных людей
[/color]эти внутренние противоречия привели к своего рода мрач-
[/color]ному равнодушию, убийственному для всякой воли, к заме-
[/color]чательной неспособности воодушевляться каким-нибудь
[/color]делом и к исключительному культу непосредственных и
[/color]личных интересов.
[/color]
[/color]Конечно, мы из действительного мира можем узнать
[/color]только явления, простые состояния сознания, ценность ко-
[/color]торых очевидно относительна. Но когда мы себя ставим на
[/color]общественную точку зрения, то можем сказать, что для
[/color]данного века и для данного общества существуют условия
[/color]существования, моральные законы, учреждения, имеющие
[/color]абсолютную ценность, так как это общество без них не
[/color]могло бы существовать. С тех пор, как стала оспариваться
[/color]ценность их и распространяться в умах сомнение, общество
[/color]осуждено на скорую смерть.
[/color]
[/color]Вот истины, которые можно смело провозглашать, ибо
[/color]они не из тех, которые могла бы оспаривать какая-нибудь
[/color]наука. Противоположная доктрина может производить толь-
[/color]ко самые гибельные последствия. Современные государ-
[/color]ственные люди слишком много верят в значение учрежде-
[/color]ний и слишком мало - в значение идей. Наука показыва-
[/color]ет им, однако, что первые всегда дети вторых и не могут
[/color]
[/color]существовать, не опираясь на них. Идеи представляют со-
[/color]бой невидимые пружины вещей. Когда они исчезли, то и
[/color]скрытые подпорки учреждений и цивилизаций поломаны.
[/color]Для народа всегда был страшным часом тот, когда его
[/color]старые идеи спускались в темные подземелья, где почива-
[/color]ют мертвые боги.
[/color]
[/color]Оставляя теперь в стороне причины, чтобы изучить
[/color]результаты, мы должны признать, что большинству вели-
[/color]ких европейских наций серьезно угрожает явное вырожде-
[/color]ние, в особенности так называемым латинским и тем, кото-
[/color]рые принадлежат к ним если не по крови, то, по крайней
[/color]мере, по традициям и по воспитанию. Они теряют с каж-
[/color]дым днем свою инициативу, свою энергию, свою волю и
[/color]свою способность действовать. Удовлетворение постоянно
[/color]растущих материальных потребностей стремится стать един-
[/color]ственным их идеалом. Семья разлагается, социальные пру-
[/color]жины ослабляются. Недовольство и беспокойство распрос-
[/color]траняются во всех классах, как самых богатых, так и самых
[/color]бедных. Подобно кораблю, потерявшему свой компас и
[/color]блуждающему наудачу по произволу ветров, современный
[/color]человек блуждает по произволу случая в пространствах,
[/color]которые некогда населяли боги и которые трезвое знание
[/color]сделало пустынными.
[/color]
[/color]Став очень впечатлительными и крайне переменчивы-
[/color]ми, массы, не удерживаемые уже никакими преградами,
[/color]по-видимому, осуждены беспрестанно колебаться между
[/color]самой бешенной анархией и самым грубым деспотизмом.
[/color]Они очень легко поднимаются по одному слову, и их одно-
[/color]дневные божества скоро становятся их жертвами. Кажет-
[/color]ся, что массы жадно добиваются свободы; в действитель-
[/color]ности же они ее всегда отталкивают и беспрестанно требу-
[/color]ют от государства, чтобы оно ковало для них цепи. Они
[/color]слепо повинуются самым темным сектантам и самым огра-
[/color]ниченным деспотам. Краснобаи, желающие руководить
[/color]массами и чаще всего следующие за ними, возбуждают
[/color]нетерпение и нервозность, заставляя беспрестанно менять
[/color]повелителей с настоящим духом независимости, отучая та-
[/color]ким образом от повиновения какому бы то ни было повели-
[/color]телю. Государство, каков бы ни был его номинальный ре-
[/color]жим, является божеством, к которому обращаются все
[/color]партии. От него требуют с каждым днем все более тяжелой
[/color]регламентации и покровительства, облекающих малейшие
[/color]акты жизни в самые тиранические формальности. Моло-
[/color]дежь все более и более отказывается от карьер, требующих
[/color]понимания, инициативы, энергии, личных усилий и воли;
[/color]малейшая ответственность ее пугает. Ограниченная сфера
[/color]функций, за которые получается жалованье от государства,
[/color]ее вполне удовлетворяет.
[/color]
[/color]Энергия и деятельность заменены у государственных
[/color]людей страшно бесплодными личными препирательствами,
[/color]у масс - восторгами и злобами дня, у образованных -
[/color]каким-то плаксивым, бессильным и неопределенным сенти-
[/color]ментализмом и бледными рассуждениями о горестях жиз-
[/color]ни. Безграничный эгоизм развивается всюду. Каждый в
[/color]конце концов стал заниматься только собой. Совесть ста-
[/color]новится покладистой, общая нравственность понижается и
[/color]постепенно гаснет. Человек теряет всякую власть над со-
[/color]бой. Он не умеет больше владеть собой; а тот, кто не умеет
[/color]владеть собой, осужден скоро подпасть под власть других.
[/color]
[/color]Это понижение нравственности становится очень серьез-
[/color]ным, когда оно наблюдается в таких областях, как суд и нотари-
[/color]ат, у которых некогда честность была так же обычна, как храб-
[/color]рость у военных. Что касается нотариата, то нравственность его в
[/color]настоящее время упала до очень низкого уровня. Те же симптомы
[/color]глубокой деморализации наблюдаются, к несчастью, у всех ла-
[/color]тинских народов. Скандал итальянских государственных банков,
[/color]где воровство практиковалось в широких размерах наиболее вы-
[/color]сокопоставленными политическими деятелями[/color], несостоятельность
[/color]Португалии, жалкое финансовое положение Испании, финансы
[/color]которой не лучше финансов Италии, глубокое падение латинских
[/color]республик Америки доказывают, что характер и нравственность
[/color]известных народов страдает неизлечимой болезнью и что их роль
[/color]в мире близится к концу.
[/color]
[/color]Переменить все это было бы трудным делом. Нужно
[/color]было бы прежде всего переменить наше плачевное воспи-
[/color]тание. [/color]Оно отнимает всякую инициативу и всякую энергию
[/color]даже у тех, кто получил их по наследственности. Оно ту-
[/color]шит всякий проблеск интеллектуальной самостоятельности,
[/color]давая молодежи как единственный идеал ненавистные кон-
[/color]курсы, которые, не требуя ничего кроме усилий памяти,
[/color]приводят к тому, что умственное развитие начинает счи-
[/color]таться выше всего; но именно рабская привычка к подра-
[/color]жанию делает ее совершенно неспособной к проявлению
[/color]индивидуальности и к личным усилиям. "Я стараюсь влить
[/color]железо в душу детей", сказал английский педагог министру
[/color]Гизо, посетившему школы Великобритании. Где у латинс-
[/color]ких народов педагоги и программы, которые могли бы осу-
[/color]ществить подобную мечту?
[/color]
[/color]Это общему понижению характера, этой неспособнос-
[/color]ти граждан управлять самими собой и их эгоистическому
[/color]равнодушию обязана, главным образом, та трудность, ка-
[/color]кую испытывают большинство европейских народов, - жить
[/color]под либеральными законами, одинаково далекими как от
[/color]деспотизма, так и от анархии.
[/color]
[/color]Что подобные законы мало симпатичны массам, это
[/color]легко понять, ибо цезаризм обещает им если не свободу, о
[/color]которой они очень мало заботятся, то, по крайней мере,
[/color]очень большое равенство в рабстве. Напротив, то, что рес-
[/color]публиканские учреждения могут быть очень охотно приня-
[/color]ты просвещенными классами, не трудно будет понять, если
[/color]оценить надлежащим образом силу влияний предков. Не
[/color]благодаря ли этим учреждениям имели больше всего воз-
[/color]можностей проявиться всякие превосходства, и в особен-
[/color]ности - умственные? Можно даже сказать, что един-
[/color]ственный действительный недостаток этих учреждений для
[/color]мечтателей об абсолютном равенстве заключается в том,
[/color]что они способствуют образованию могущественных ум-
[/color]ственных аристократий. Напротив, самым притеснитель-
[/color]ным режимом как для характера, так и для ума является
[/color]
[/color]цезаризм в его различных формах. Он может только легко
[/color]привести к равенству в низости, к покорности в рабстве.
[/color]Он очень приспособлен к низким потребностям вырожда-
[/color]ющихся народов, и поэтому, лишь только им представляет-
[/color]ся возможность, они возвращаются к нему. Первый попав-
[/color]шийся султан какого-нибудь генерала приводит их к нему.
[/color]Когда какой-нибудь народ дошел до этого, то час его при-
[/color]шел и время его завершилось.
[/color]
[/color]Он, этот цезаризм старых веков, появление которого
[/color]история всегда видела во всех цивилизациях при самом
[/color]первом их возникновении и при крайнем их упадке, теперь
[/color]претерпевает явную эволюцию...
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
[/color](из книги Г. Лебона «Психологи рас»)
[/color]
[/color]- Раса обладает почти столь же устойчивыми психо-[/u]
[/color]логическими признаками, как и ее анатомические признаки.[/u]
[/color]Как и анатомический вид, психологический изменяется только[/u]
[/color]после многовековых накоплений.[/u]
[/color]- К устойчивым и наследственным психологическим[/u]
[/color]признакам, сочетание которых образует психический склад[/u]
[/color]расы, присоединяются, как и у анатомических видов, по-[/u]
[/color]бочные элементы, созданные различными изменениями сре-[/u]
[/color]ды. Беспрестанно возобновляемые, они оставляют расе[/u]
[/color]широкий простор для внешних изменений.[/u]
[/color]- Психический склад расы представляет собой не[/u]
[/color]только синтез составляющих ее живых существ, но в осо-[/u]
[/color]бенности - синтез всех предков, способствовавших ее об-[/u]
[/color]разованию. Не только живые, но и мертвые играют преоб-[/u]
[/color]ладающую роль в современной жизни какого-нибудь наро-[/u]
[/color]да. Они творцы его морали и бессознательные двигатели[/u]
[/color]его поведен[/u]
[/color]- Очень большие анатомические различия, разделя-[/u]
[/color]ющие различные человеческие расы, сопровождаются не[/u]
[/color]менее значительными психологическими различиями. Ког-[/u]
[/color]да сравниваешь между собой средние каждой расы, психи-[/u]
[/color]ческие различия кажутся часто довольно слабыми. Они[/u]
[/color]становятся громадными, лишь только мы распространяем[/u]
[/color]сравнение на высшие элементы каждой расы. Тогда можно[/u]
[/color]заметить, что главным отличием высших народов от низших[/u]
[/color]служит то, что первые выделяют из своей среды известное[/u]
[/color]число очень развитых мозгов, тогда как у вторых их нет.[/u]
[/color]- Индивиды, составляющие низшие расы, имеют[/u]
[/color]между собой очевидное равенство. По мере того как расы[/u]
[/color]поднимаются по лестнице цивилизации, их члены стремятся[/u]
[/color]все больше различаться между собой. Неизбежный результат[/u]
[/color]цивилизации - дифференциация индивидов и рас. Итак,[/u]
[/color]не к равенству идут народы, но к большему неравенству.[/u]
[/color]- Жизнь какого-нибудь народа и все проявления его[/u]
[/color]цивилизации составляют простое отражение его души, ви-[/u]
[/color]димые знаки невидимой, но очень реальной вещи. Внешние[/u]
[/color]события образуют только видимую поверхность определя-[/u]
[/color]ющей их скрытой ткани.[/u]
[/color]- Ни случай, ни внешние обстоятельства, ни в осо-[/u]
[/color]бенности политические учреждения не играют главной роли[/u]
[/color]в истории какого-нибудь народа.[/u]
[/color] [/u]
[/color]- Различные элементы цивилизации какого-нибудь[/u]
[/color]народа, будучи только внешними знаками его психического[/u]
[/color]склада, выражением известных способов чувствования и[/u]
[/color]мышления, свойственных данному народу, не могут пере-[/u]
[/color]даваться без изменений народам совершенно иного психи-[/u]
[/color]ческого склада. Передаваться могут только внешние, по-[/u]
[/color]верхностные и не имеющие значения формы.[/u]
[/color]- Глубокие различия, существующие между психи-[/u]
[/color]ческим складом различных народов, приводят к тому, что[/u]
[/color]они воспринимают внешний мир совершенно различно. Из[/u]
[/color]этого вытекает то, что они чувствуют, рассуждают и дей-[/u]
[/color]ствуют совершенно различно и что между ними существует[/u]
[/color]разногласие по всем вопросам, когда они приходят в со-[/u]
[/color]прикосновение друг с другом. Большая часть войн, кото-[/u]
[/color]рыми полна история, возникала из этих разногласий. Заво-[/u]
[/color]евательные, религиозные и династические войны всегда были[/u]
[/color]в действительности расовыми войнами.[/u]
[/color]- Скоплению людей различного происхождения уда-[/u]
[/color]ется образовать расу, т.е. сформировать в себе коллектив-[/u]
[/color]ную душу, только тогда, когда путем повторяющихся века-[/u]
[/color]ми скрещиваний и одинаковой жизнью в тождественной[/u]
[/color]среде оно приобрело общие чувства, общие интересы, об-[/u]
[/color]щие верования.[/u]
[/color]- У цивилизованных народов нет уже естественных[/u]
[/color]рас, а существуют только искусственные, созданные исто-[/u]
[/color]рическими условиями.[/u]
[/color]- Новая среда, моральная или физическая, действу-[/u]
[/color]ет глубоко только на новые расы, т.е. на помеси древних[/u]
[/color]рас, скрещивания которых разложили унаследованные от[/u]
[/color]предков черты. Одна только наследственность достаточно[/u]
[/color]сильна, чтобы бороться с наследственностью. На расы, у[/u]
[/color]которых скрещивания еще не успели уничтожить устойчи-[/u]
[/color]вости признаков, влияния среды имеют только чисто раз-[/u]
[/color]рушительное влияние. Древняя раса скорее гибнет, чем[/u]
[/color]подвергается изменениям, которые требует приспособле-[/u]
[/color]ние к новой среде.[/u]
[/color]- Приобретение прочно сложенной коллективной души[/u]
[/color]представляет собой для известного народа апогей его вели-[/u]
[/color]чия. Разложение этой души означает всегда час ее паде-[/u]
[/color]ния. Вмешательство чужеземных элементов составляет одно[/u]
[/color]из наиболее верных средств достигнуть этого разложения.[/u]
[/color]- Психологические виды, как и анатомические, под-[/u]
[/color]вергаются действию времени. Они также осуждены ста-[/u]
[/color]реть и угасать. Всегда очень медленно образуясь, они, на-[/u]
[/color]против, могут быстро исчезать. Достаточно глубоко нару-[/u]
[/color]шить функционирование их органов, чтобы заставить их[/u]
[/color]испытать регрессивные изменения, результатом которых[/u]
[/color]бывает часто очень быстрое уничтожение. Народам нужны[/u]
[/color]многие века, чтобы приобрести определенный психический[/u]
[/color]склад, и они его иногда теряют в очень короткое время.[/u]
[/color]Восходящая дорога, которая ведет их на высокую ступень[/u]
[/color]цивилизации, всегда очень длинна; покатость же, ведущая[/u]
[/color]их к падению, чаще всего бывает очень короткой.[/u]
[/color]- Рядом с характером нужно поставить идеи как[/u]
[/color]один из главных факторов эволюции какой-нибудь цивили-[/u]
[/color]зации. Они действуют только тогда, когда после очень мед-[/u]
[/color]ленной эволюции преобразовались в чувства. Тогда они[/u]
[/color]застрахованы от возражений, и требуется очень долгое время[/u]
[/color]для их исчезновения. Каждая цивилизация происходит из[/u]
[/color]очень небольшого числа общепринятых основных идей.[/u]
[/color]- Среди наиболее важных руководящих идей какой-[/u]
[/color]нибудь цивилизации находятся религиозные идеи. Из из-[/u]
[/color]менений религиозных верований непосредственно вытекало[/u]
[/color]большинство исторических событий. История человечества[/u]
[/color]всегда была параллельна истории его богов. Эти дети наших[/u]
[/color]мечтаний имеют столь сильную власть, что даже имя[/u]
[/color]их не может измениться без того, чтобы тотчас же не был[/u]
[/color]потрясен мир. Рождение новых богов всегда означало зарю[/u]
[/color]новой цивилизации, и их исчезновение всегда означало ее[/u]
[/color]падение. Мы живем в один из тех исторических периодов,[/u]
[/color]когда на время небеса остаются пустыми. В силу одного[/u]
[/color]этого должен измениться мир.[/u]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]
[/color]