Автор Тема: Советская власть и церковь  (Прочитано 4891 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
http://test.pstgu.ru/DATACENTER/image_7867.jpg height=941 height=520

О злоключениях Патриарха Тихона под гнётом большевиков

В сети не так много статей, посвященных советскому разведчику Сергею Карину-Даниленко. Поэтому очерк г-на Веденеева о «страницах биографии» этого выдающегося чекиста я начал читать с огромным интересом.

http://orthodoxy.org.ua/content/samyi-luchshii-borets-s-tserkovyu-v-ukraine-chast-1-31741

Список литературы, это ж прямо-таки слюнки текут — архивы, архивы, архивы, сборники документов, опять архивы... Смутила, правда, ссылка на «Новую газету», но тут же успокоил титул автора очерка. А г-н Веденеев не просто погулять вышел, он — целый Доктор Исторических Наук, это вам не хрен с грядки... Чтиво обещало быть интересным. Напрасно обещало. Интерес пропал уже после первого абзаца:

На скрижали хрестоматийного жизнеописания заслуженного чекиста не принято было заносить его ведущую роль в изощренной борьбе безбожной власти со Святою Соборною и Апостольскою Церковью, с единством Православия в Украине в 1923 – 1931 годах…

Да, как-то так. По вступлению сразу ясно, что в очерке не будет ни новой, интересной информации, ни аналитики. Зато можно с уверенностью сказать, что встретятся там сотни раз перепетые антисоветские байки, подчерпнутые из источников типа ТАСС (не того ТАСС, которое «Телеграфное Агентство Советского Союза», а того ТАСС, которое «Тётя Аня Соседке Сказала») да «Новой газеты» (которая, кстати, недавно порадовала свеженькой сенсацией: Савинков не совершал самоубийства, это Ленин приказал выбросить его из окна). Смотрим...
Так и есть. Я зналЪ!

Г-н Веденеев называет истребителя террористов Павла Судоплатова «террористом СССР №1», пишет об истязаниях и пытках в ЧК, ссылаясь на бредни алкоголика-дегенерата Оси Брика, но самая вкусняшка начинается, когда Дохтур переходит к излюбленной теме антисоветчиков - «Адские Страдания Святой Церкви Под Сапогом Безбожных Коммуняк». Начинает он сразу с ужастиков:

«Гибель православного клира носила поистине мученический характер. «24 декабря 1918 года епископов Феофана Соликамского и Андроника Пермского заморозили в проруби. В Свияже епископа Амвросия замучили, привязав к хвосту лошади. Епископа Исидора Самарского посадили на кол, епископа Никодима Белгородского забили железным прутом, епископа Ревельского Платона, обливая водой на морозе, превратили в ледяной столб. В январе 1919 года был повешен на царских вратах церкви архиепископ Воронежский Тихон, и вместе с ним замучено 160 иереев. Такая же участь ожидала и простых священнослужителей. В Богодухове Харьковской губернии монахинь бросили в яму и похоронили живьем, в Херсонской губернии трех священников распяли…»»

Мамочки, жуть какая! А где г-н Веденеев это вычитал? Ааааа, статейка г-на Анисимова. Где еще сказано, что Патриарх Тихон в январе 18-го года предал анафеме «организаторов красного террора», не взирая на то, что оный террор начался в сентябре 18-го года. Источник, достойный Доктора Наук, какой разговор... Вот так вот и ходят байки из статьи в статью. Один г-н высасывает из грязного пальца «сенсацию», потом сочинения г-на цитирует какая-нибудь «Новая газета», потом материалы из «Новой газеты» перепечатывает в своем очерке Научный ПрофЭссор, а следующий сочинитель уже ссылается на очерк ПрофЭссора - как на солидный, достоверный источник. Круговорот антисоветчины в природе.
Если уж начинать травить байки, то почему слово предоставляется только одной стороне конфликта? Давайте выслушаем страшилки от коммунистов:

"В Сызрани толпа, натравливаемая священниками, ворвалась в детдом, где стала осматривать детей на наличие у них нательных крестиков, после чего забила до смерти шестерых детей, у которых их не было. "Этих молодых змеёнышей необходимо извести с лица земли", - кричали детоубийцы. В Раифской пустыни (в одном из казанских монастырей) монахи сожгли живьём семерых представителей Рабочего Совета. В Солигаличе попы расстреляли председателя местного Совета Вилузгина, а его тело разорвали на куски. В результате организованных попами погромов только зимой 1918-1919 годов было убито 138 коммунистов".

Можно ещё вспомнить рассказы о смиренном отце Ионе, возглавлявшем контрразведку у атамана Дутова; можно упомянуть о присвоении законченному палачу-дегенерату Семёнову звания «Кавалер Святого Гроба Господня»; можно рассказать страшилки о банде священника Кузнецова...

Думается, подобного рода клише основаны, хотя бы частично, на правде. В стране шла Гражданская война и народ озверел в самом прямом смысле. Чекисты при допросах полагались не только на Ленинскую Правду, но и на Товарища Маузера, да. Однако и контрразведка белых развязывала язык не молитвой и увещеванием. Глупо оспаривать тот факт, что в Гражданскую погибло множество священников, но объяснять их гибель «преследованиями за веру» просто нелепо. Всероссийская чрезвычайная комиссия 11 июня 1918 г. оповещала население: «…ни один священник, епископ и т. д. не был и никогда не будет арестован только за то, что он духовное лицо; те же, кто ведет контрреволюционную деятельность, независимо от своей принадлежности к духовному званию, будут привлекаться к ответственности, но не за религиозную, а за антиправительственную деятельность».
Кто-нибудь захочет оспорить тот факт, что РПЦ с самого начала заняла враждебную позицию по отношению к большевикам? «Гидра большевизма и после всех ударов, нанесенных ей нашими доблестными армиями, стоит еще с поднятой головой… Церковь должна поднять и крест и палицу свою против этой гидры, как подняла бы она все оружие свое против антихриста…» - как-то так. В белых армиях священники занимались идеологической работой и поддержанием боевого духа бойцов. Были своего рода комиссарами. Напомнить об участи красных комиссаров, попадавших в плен к белогвардейцам?

Продолжим изучать душераздирающие истории от г-на Веденеева. А он, рассказав о неописуемых зверствах большевиков, переходит к личности Патриарха Тихона.

«Сам Патриарх Тихон подвергался аресту и допросам во внутренней тюрьме ГПУ».

Какое неслыханное беззаконие – живого человека (а тем более – Патриарха!) сажать в тюрьму, да ещё и допрашивать! Вот негодяи эти гэпэушники. А за что же это они так с Тихоном? Что он им, гадам, сделал? Давайте посмотрим на историю непростых взаимоотношений Патриарха и советской власти.
Итак, большевики приходят к власти и вскорости издают «декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этот декрет Всероссийский священный собор объявил «злостным покушением на весь строй жизни православной церкви и актом открытого против нее гонения». Вот текст самого декрета:

«1. Церковь отделяется от государства.

2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными Обрядами или церемониями.

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

Из'ятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений.

9. Школа отделяется от церкви.

Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ сбавляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».


Где тут «сатанинские гонения», о коих вопиет священный собор? Я-то думал найти в декрете положения типа такого: «категорически запрещается христианская вера вообще и Православная Церковь в частности, церковные иерархи объявляются врагами народа 1-й категории и подлежат немедленному распятию на крестах в административном порядке, верующие объявляются врагами народа 2-й категории и подлежат высылке на Соловки и клеймению малой печатью антихриста (ГОСТ №666/13-М). Мва-ха-ха-ха-ха!» А декрет вполне себе нейтральный, если только… А, весь шум из-за пунктов 12 и 13, не так ли? Не нравится иерархам «бесплатно пользоваться» «зданиями и предметами», хочется непременно ими владеть? То есть, будем откровенны, разговор идет не о свободе совести, не о проповеди Евангелия, а о деньгах, ценностях и недвижимости. Так бы и говорили, а то – «гонения, гонения»…

Обеспокоенный покушениями новой власти сделать церковное имущество народным достоянием, добрейший патриарх Тихон пишет послание к верующим, в котором предаёт революционеров анафеме. Патриарх призывает верующих людей встать на защиту «попираемых ныне прав Церкви Православной» и противопоставить большевикам «силу своего святого воодушевления». Причем Патриарх вполне себе понимает, что «силы воодушевления» может оказаться недостаточно, если власть прибегнет к жёстким мерам. «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого Апостола: "Кто разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?" (Рим. 8,35)». Всего за время Гражданской войны Патриарх успел подписать от имени Всероссийского священного собора 16 антисоветских посланий, обращений и воззваний. И кровавые палачи наказывали его помещением под домашний арест. Неслыханное зверство, да.

Но в феврале 1922-го года Тихон пишет очередное послание – против изъятия церковных ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство – миряне отлучением от Нее, священнослужители – извержением из сана». Вот так. «Не можем одобрить» даже ради помощи голодающим, ага. (Приходит на ум евангельское: «Просящему у тебя хитон - отдай и гиматий»…) Как там Чичагов писал? «Последние верующие – содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства», так? Патриарх уже ученый, он не анафематствует, он просто пишет, что, мол, «не может одобрить» действия власти. Но результат – многочисленные кровавые эксцессы при изъятии ценностей, в том числе и с человеческими жертвами (всего было зарегистрировано 1414 инцидентов). Самое крупное столкновение произошло в Шуе. События в этом маленьком городке даже обсуждались на заседании Политбюро. Дзержинский писал в докладной записке: «Патриарх и его банда открыто противодействуют изъятию церковного имущества… Сейчас уже более чем достаточно оснований для ареста Тихона и наиболее реакционных членов Синода». А Ленин на шуйские события откликнулся знаменитым секретным письмом членам Политбюро: «Если сопоставить то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент». Именно тогда Патриарха и заключили под стражу – обвинив в саботаже и антисоветской деятельности. А как ещё следует расценивать послание, в коем под страхом отлучения от Церкви запрещено выполнять распоряжения правительства? Если ЭТО не назвать саботажем, то что такое саботаж вообще? Причём и в данном случае речь идет не о свободе совести и не о праве на христианское мировоззрение. В послании Тихон зовёт «возлюбленных чад» отстаивать имущество РПЦ, не щадя живота своего. Иронично, что при этом сам Патриарх, как пишет г-н Веденеев:

«Под угрозой применения санкций, вплоть до высшей меры наказания… …выступил с заявлением от 16-го июня 1923-го года в Верховный Суд РСФСР с ходатайством об изменении принятой в отношении него меры пресечения, и выражал раскаяние в «поступках против государственного строя»».


Ага, здорово. «Под угрозой применения санкций»… А как же «страдать за дело Христово», презирая скорбь, тесноту, гонение, глад, наготу, беду и меч? Типа как – «под угрозой смертной казни, апостол Пётр обратился к императору Нерону с раскаянием в преступлениях против Римской Империи и просьбой о помиловании». Впрочем, что тут сравнивать – во времена Нерона речь шла о праве христиан исповедовать свою веру и нести людям Слово, а в 1923-м году речь шла о праве РПЦ владеть недвижимостью и считаться юрлицом. Почему и не пойти на компромисс, правда ведь? Кстати, риторический вопрос. Непреклонность Патриарха Тихона в вопросах защиты церковного имущества – чему способствовала? Умиротворению страны, скатившейся в жуть и мрак Гражданской войны? Или разжиганию той самой войны? Чуть ниже мы увидим, что по этому поводу говорил сам Патриарх.
А пока – продолжим изучать очерк г-на Веденеева. Продолжим. «Кровожадные большевики» освободили Патриарха из узилища и не присудили ему даже условного срока. Повод порадоваться за Тихона, счастливо избежавшего «санкций вплоть до etc»? Нет, это повод посетовать, что даже публичное покаяние

не спасло Патриарха от дальнейшей «разработки»… Ему планировали вменить в вину «сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями с целью склонения их к вооружённому вмешательству в дела Республики, объявлению ей войны или организации военной экспедиции», что влекло высшую меру наказания с конфискацией имущества.

Читатель должен сделать вывод, что кровавая гэбня норовила сжить со свету несчастного, невинного Патриарха и с этой целью хотела предъявить ему вымышленные, высосанные из пальца обвинения в преступлениях, которых Тихон и не думал совершать. Однако, кровавая гэбня из статьи г-на Веденеева явно не способна к логическому мышлению. Патриарх Тихон УЖЕ признался в антисоветской деятельности и сношениях с «внутренней и внешней контрреволюцией», зачем было выпускать его, а потом снова сажать, но уже по сфальсифицированному делу? ЗАЧЕМ? Чекистам что, заняться больше нечем было? Или им сам процесс фальсификации нравился? Второй вопрос – если хотели посадить, так почему не посадили? Поводов не было? Поводы были. И дело не только в абстрактных измышлениях чекистов. ГПУ в своих сводках фиксирует всё новые и новые случаи антисоветской деятельности последователей Тихона:

Июнь 1924-го года. Среди тихоновцев выявляется ряд религиозно-монархических организаций. В Воронежской губ. имеется такая организация под названием «Комитет спасения», в своих воззваниях прямо призывающая к восстанию. В Иркутской губ. попами и кулаками было подкуплено лицо, бросившее гранату в клуб РКСМ во время антирелигиозного вечера (несколько человек ранено). В Тамбовской и Актюбинской губерниях попы призывали к выступлению во время закрытия церквей. В ряде других губерний ими велась агитация против Советской власти, налогов, кооперации, проповедывался конец мира, поминался в богослужениях Николай Николаевич, распространялась антисоветская литература. Отмечена также попытка связаться с заграницей (Приморская губ.).
Июль 1924-го года. В Иркутской губ. тихоновцами распространялись черносотенные воззвания.
Август 1924-го года. Случаев черносотенной и антисоветской агитации было немного, они наблюдались в Орловской, Архангельской, Иркутской, Вятской, Алтайской губерниях и Сибири.

Сентябрь 1924-го года. В Саратовской губ. отмечены случаи антисоветской деятельности со стороны тихоновцев. В Мар[ийской] области путем обложения местных крестьян собрано 1900 пуд. ржи на постройку церкви.
Октябрь 1924-го года. Повсюду тихоновцы ведут антисоветскую агитацию, распространяя всякого рода провокационные слухи. Епископ Ярославский произносил обличительные речи против «безбожного правительства». Используется всякое неблагоприятное Советской власти событие (недород, наводнение и т.п.) для подчеркивания проявления «кары божьей» (Орловская губ.), в Приморской губ. отмечена агитация попа среди красноармейцев.
Ноябрь 1924-го года. За отчетное время тихоновцами распространялись воззвания: епископа Соловья (в Череповецкой губ., отпечатанные на стеклографе), брошюры обличительного характера против большевиков (в Акмолинской губ.). В Приморской губ. найдено до 2000 экз. антисоветского воззвания, распространяемого монахами Щацкого монастыря. Кроме того, в ряде мест велась монархистская агитация, распространялись разные ложные и провокационные слухи и т.д.

В последнее время среди верующего населения наблюдается некоторый подъем религиозного чувства… Черносотенные церковники в лице попов, монахов и церковно-приходских советов используют эти настроения при всяком удобном случае в антисоветских целях, стараясь вооружить верующую массу против Советской власти или даже толкнуть ее к агрессивным действиям. За последние 4-5 месяцев имели место до 20 случаев крупных столкновений верующих, натравливаемых черносотенными церковниками, с представителями власти, причем эксцессы сопровождались набатным звоном, угрозами по адресу представителей власти, нападением на последних, а в некоторых случаях даже убийствами. Наряду с этим черносотенными церковниками (тихоновцами) ведется и систематическая антисоветская работа под флагом борьбы с атеизмом путем проповедей, бесед, лекций и т.д., устраиваемых в церквах, в которых развивается мысль об антихристовой сущности Советской власти и необходимости в силу этого борьбы церкви с последней.

Весьма большую роль в создании антисоветского настроения среди верующих играют церковно-приходские советы, которые, сконцентрировав в себе почти весь активный монархический элемент и в силу своего легального существования, имеют большие возможности в области влияния и руководства верующей массой.

Это – выдержки из ежемесячных обзоров политического состояния РСФСР, подготовленных информационным отделом ОГПУ. Подчеркиваю – ЭТО НЕ ПРОПАГАНДА, нацеленная на разжигание неприязни к Церкви, а совершенно секретные документы, предназначенные исключительно для глаз первых лиц государства. «В настоящее время тихоновщина — наиболее сильная и многочисленная из оставшихся в СССР антисоветских группировок», - докладывало руководству 6-е отделение СО ОГПУ. Антиправительственная агитация, саботаж, терроризм, вымогательство — прямо не священники а сиднеи рейли какие-то. Странно было бы, если бы при всём при этом слежка за Тихоном НЕ велась. Впрочем, сам Патриарх, видимо, был непричастен к подрывной деятельности (что подтверждается отсутствием каких-либо репрессий со стороны власти). Публично покаяться перед Советами, получить прощение, а потом взяться за старое – это было бы совсем по-иезуитски. А Тихон был честным и порядочным человеком и собирался выполнять данные Верховному Суду обещания. Говорят, он даже повесил на дверь своего кабинета бумажку с надписью: «С антисоветскими предложениями не входить».

Продолжим изучать исторический триллер от г-на Веденеева. Итак, по официальным данным, Патриарх Тихон скончался от сердечной недостаточности... ИЛИ НЕТ?!!!

"Имеются свидетельства, что именно настойчивые требования СО ГПУ к Патриарху подписать разработанный чекистами документ (известный как «Завещание» Патриарха Тихона и существующий в нескольких редакциях, в том числе – с правками Е.Тучкова), переданный через митрополита Крутицкого Петра (Полянского, будущего местоблюстителя Патриаршего Престола, после 12 лет ссылок расстрелянного в октябре 1937-го), привели к резкому ухудшению здоровья и ускорили смерть владыки".

Да зачем же некоторым историкам непременно хочется, чтобы Патриарха «уморила кровавая гэбня»? Очевидно, эти историки считают: домашнего ареста и пары месяцев на Лубянке недостаточно для того, чтобы Тихон выглядел «пострадавшим от безбожной власти». И смерть от «заурядной» сердечной недостаточности – это как-то не очень романтично. Нужно что-нибудь позабористее. Добавим детектива! К примеру – «злые чекисты огорчили Тихона до смерти», во! Отличный сюжетный ход. Ещё одно преступление коммунистов раскрыто. Детский сад, чесслово. Давайте вообще всех, кто умер в 20-е годы от болезней сердца, запишем в жертвы коммуняк. Явно же люди неспроста померли – это их Советская власть расстроила. Можно вообще всех умерших с 1917-го по 1991 объявить жертвами репрессий. «Советский строй ворвался даже в сны монархиста!» (с) Если уж рассматривать версию, что причиной ухудшения здоровья Тихона стало душевное потрясение – почему нужно считать его причиной именно требования подписать какой-то документ? У Патриарха было много других поводов для стресса. Например – попытка ограбления его дома в Донском монастыре. В декабре 1924-го двое грабителей пытались ворваться в покои Тихона, похитили с вешалки в прихожей шубу, и застрелили келейника Патриарха, Якова Полозова. Почему бы не считать именно это событие роковым? Потому, что тогда в истории не будет злых чекистов? Ладно, рассмотрим документ, коим, по мнению упомянутых г-ном Веденеевым «исследователей», гэпэушники умучили несчастного Тихона.

Существует семь редакций «Завещательного послания Патриарха Тихона». Историки до сих пор не могут придти к единодушному мнению по поводу того, какая из редакций принадлежит перу самого Патриарха, а какая – перу начальника 6-го отдела СО ОГПУ Евгения Тучкова. Конечно, завещание такого авторитетного иерарха, каким был Тихон — документ архиважный. И чекисты, несомненно, принимали участие в редактуре. Существует даже версия, что Тихон вовсе писал «завещания», уж больно скандальными кажутся ислледователям отдельные положения «послания».

Патриарх кается перед Советской властью: «Противу распространяемых врагами нашими ложных и суетных мнений, Мы в полном сознании былых заблуждений, чистосердечно в них раскаявшись, торжественно и всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Крестьянскую власть народов, правительство коей искренно приветствовали». Затем призывает православных отмежеваться от контрреволюционеров: «Мы особенно обращаемся и призываем церковно-приходские общины, в особенности их исполнительные органы церковно-приходские советы, прекратить антиправительственные замыслы, не питать надежды на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть - это действительно народная Рабоче-Крестьянская Власть, а потому прочная и непоколебимая». Сильно, да. Но ничего нового. Ещё летом 1923-го года Патриарх выпустил два воззвания, подлинность коих не оспаривается. Первое гласило:

Получив ныне возможность возобновить Свою прерванную деятельность служению Святой Православной Церкви и сознавая Свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде Наших пассивных и активных антисоветских действий, как это сказано в обвинительном заключении Верховного Суда, т. с. в сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафематствовании Советской власти, воззвании против Брестского мира и т.д. Мы по долгу христианина и архипастыря – в сем каемся и скорбим о жертвах, получившихся в результате этой антисоветской политики. По существу, виноваты в этом не только Мы, но и та среда, которая Нас воспитала, и те злоумные люди, которые толкали Нас на эти действия. С самого начала существования Советской власти, как враги ее, они старались свергнуть ее через Церковь нашу, для чего, как Главу последней, старались использовать. Будучи бессильными побороть Советскую власть открыто и прямо, они хотели добиться ее уничтожения окольными путями, прибегая к Церкви и Ее пастырям.

Сознав Свою провинность перед народом и Советской властью, Я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа – монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий. Как ни тяжко сознаваться в этом преступлении, но Мы должны сказать хоть и горькую, но истинную правду сию. Мы осуждаем теперь такие действия и заявляем, что Российская Православная Церковь аполитична и не желает отныне быть ни "белой", ни "красной" Церковью. Она должна быть и будет Единою, Соборною, Апостольскою Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены.

Через два месяца вышло новое воззвание, в котором Патриарх ещё более категоричен:

Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они ни жили – дома или за границей, которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти.
Так что ничего принципиально нового в «завещательном послании» нет. В нём Патриарх просто обобщил и повторил то, что он уже не раз говорил ранее. Почему же Тихон должен был распереживаться до смерти из-за очередной редакции?

В заключение хочется отметить один интересный момент. «Исследователи» типа г-на Веденеева обычно льют на советский период истории России вёдра чёрной краски. При этом исследователи наивно считают, что измажут только коммунистов, а излюбленные самими исследователями персонажи останутся чистыми. И что получается на деле? Приведу цитату из сочинения Патриарха Сергия (Страгородского) «Правда о религии в России»: «За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что же судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священников».

Хочется задать прямой вопрос не только г-ну Веденееву, но и всем историкам, кричащим о «гонениях на Православие в СССР»: Патриарх Сергий НАГЛО И БЕЗОТВЕТСТВЕННО ВРЁТ? И если ответ на этот вопрос будет утвердительным, то возникает следующий: Как назвать Патриарха, который предал и оболгал тысячи «мучеников, пострадавших за веру»? Да что Сергий... А сам Тихон, каявшийся в антисоветских преступлениях? Кто он после этого? Если мы признаем, что советская власть была властью антихриста, то Патриарх, канонизированный РПЦ, выглядит со своим покаянием - трусливым приспособленцем, готовым ползать на брюхе перед «антихристом» ради спасения своей шкуры. «Апостол Пётр покаялся за преступления христиан вообще и за поджог Рима в частности, а также вознёс молитвы за великого императора Нерона», да. Так кто он — Патриарх Тихон? Трус и предатель? Или человек, осознавший свои заблуждения и имевший мужество публично признать ошибки? На этот вопрос лучше ответить словами самого Тихона:

«Наши враги, стремясь разлучить нас с возлюбленными чадами, ввереными Богом нам - пастырям, распространяют ложные слухи о том, что мы на патриаршем посту не свободны в распоряжении словом Нашим и даже совестью, что мы засилены мнимыми врагами народа и лишены возможности общения с паствою, Нами ведомою. Мы объявляем за ложь и соблазн все измышленя о несвободе Нашей, поелику нет на земле власти, которая могла бы связать Нашу Святительскую совесть и Наше патриаршее слово».

Аминь.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #1 : 18/08/15 , 22:41:42 »
https://pp.vk.me/c627927/v627927680/1331c/SLJQ45BV6B0.jpg


В Новосибирской области в рамках благотворительной акции запустили корабль-церковь «Андрей Первозванный». Об этом сообщает пресс-служба областного правительства.

Губернатор региона Владимир Городецкий пояснил, что данная акция способствует «душевному благополучию» жителей. В ее рамках миссионеры планируют посетить более 50 труднодоступных населенных пунктов в Новосибирском, Колыванском, Болотнинском и Мошковском районах области до конца августа. Вместе со священниками в плавание отправились соцработники, врачи и сотрудники пенсионного фонда, которые будут проводить ежедневные приемы граждан.

«Эта благородная акция, которая наполняет наших сограждан духом милосердия, сострадания, что очень важно для единства народа», — заявил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон.

(ист. http://www.patriarchia.ru/db/text/4199168.html)

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #2 : 05/09/15 , 13:05:08 »
Сущность религии

http://kritix.ru/images/img/2454fddfdhfd343fd34.jpg

Для чего нужна религия? Не только в современном обществе, но и в прошлом? Перечислить все варианты невозможно. Тем более что при определенных обстоятельствах одного объяснения недостаточно. Но основная суть религии, конечно, заключается в сохранении нынешнего порядка. Да и важно помнить, что само латинское слово religare означает «объединение». И с этой функцией религия, надо сказать, эффективно справлялась долгие годы, хотя сама форма постоянно менялась.

В древнем Египте, римской империи и некоторых других государствах людям говорили, что правители являются если не богами, то родственниками богов, и соответственно, нынешний порядок является угодным.

Национальные религии, как правило, не выдержали натиска вражеских полчищ, и поэтому уступили мировым культам, где основы были теми же самыми. Бог является владыкой мира, а любая власть им установлена.

Более того, если говорить о христианстве, то важно помнить, что Никейский собор 325 года в конечном итоге выражал интересы правителей Рима, и именно они занимались корректировкой религиозных установок в свою пользу.

Дело в том, что христианская религия тогда представляла собой нечто непонятное для чиновников, но очень влиятельное. Было много последователей, но было и много сект. Нужно как-то с этим бороться и уже использовать религию в своих интересах – «Не можешь победитьвозглавь».

Именно поэтому на соборе легко отказались от многих христианских писаний, от «неправильных» догм, и утвердили только то, что подходило государственным мужам. Не удивительно, что в евангелие много подобных правил:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». (Рим 13:1)
 «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти». (Петр 2:13)
 «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». (Тит 3:1)

Опять же, это обычное дело для любого религиозного культа. Это есть и в конфуцианстве, и в исламе, и даже в диковатых языческих культах.
Но важную характеристику любой религии отметил Наполеон:

«Я вижу в религии не столько таинство воплощения, сколько таинство общественного строя. Она вносит в мысль о рае идею равенства, которая спасает богатых от резни со стороны бедных».

Стоит сказать, что после Великой французской революции роль религии в обществе настолько незначительна, что даже после «гонений» (если говорить точнее, то гражданской войны, в которой духовенство принимало активно участие), церковь уже не смогла восстановиться.
После казни Робеспьера и его ближайших соратников о гонениях уже речи не шло. Однако новое правительство (Директория) не стало «возрождать духовность», и общество оставалось нерелигиозным. Именно Наполеону пришлось буквально силой поднимать авторитет религии, вкладывать огромные деньги в строительство храмов, восстановление разрушенных, подготовку церковных кадров и проч.

В конечном итоге прав был Энгельс, когда утверждал:

«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Ведь как дикарь не понимал законы природы и связывал их с божеством, так крестьянин и даже житель города не понимает, что такое общество, начинает его обожествлять, появляются различные суеверия и предрассудки, чем пользуются не только попы, но и другие шарлатаны.
Вероятно, в деревне они [попы] будут молиться о дожде, а в городе заниматься воспитанием, контролировать деятельность практически любых социальных институтов и т. д. и т. п.

В критические моменты церковники прекрасно осознают свою истинную роль:

«Для того чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи» (Православный собеседник, 1909, т. II).

Инструмент работает не без сбоев. И если незадолго до февральской революции попы говорили, что:

«Всякая мысль о какой-то конституции, о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и бога».

То уже сразу после революции в РПЦ сразу стали говорить о «божественности» всякой власти:

«Наилучшей формой правления Русского государства епархиальное собрание признало демократическую республику с широкой областной автономией. В сознании народных масс и конституционный монарх служит символом идеи старого абсолютизма власти. Вот почему лозунг - демократическая республика - является уже требованием момента» (Михаил Бабкин: Русская Церковь в 1917 году).

И это, конечно, не является никаким лицемерием, а лишь говорит о том, что нет никакой «извечной морали», и что никак «законсервировать» общество не получится, как бы сильно этого ни желали.

А религия (совершенно любая) всегда будет подстраиваться под общество, а не наоборот. И пока нужна необходимость в подобных «услугах», то будут поддерживать это дело именно административными мерами.

Так что ничего удивительного нет. Вот в некоторых западных странах роль религии ничтожна именно потому, что нет никакой административной поддержки. В скандинавских странах доходит до того, что церковники просто продают свою недвижимость (в т. ч. торговые точки) и уезжают проповедовать в другие страны, многие просто отказываются от дальнейшей «службы», ибо не приносит доход.

Связано это с тем, что социальные институты (светские) полностью взяли на себя те функции, которые когда-то могли считаться отчасти религиозными (по той причине, что все было пронизано религией, и процесс секуляризации продолжался достаточно много времени).
Однако главный фактор ослабления влияния религии, конечно, - социальное государство, когда у большинства достойная зарплата, образование, медицинская помощь, фактически гарантия от голодной смерти, материальное обеспечение и проч.

Несомненно также, что в случае радикального отказа от подобной модели влияние религии тут же поднимается. Характерный пример – Мексика. Там была революция, затем индустриализация и секуляризация (даже на первых порах антиклерикальное правительство). Люди получили образование, были возможности для самореализации. Однако в 1980-е годы произошел «откат», вследствие чего религия стала снова очень распространена в обществе. А с ней гражданская война, концентрация населения в столице, рост преступности и массовая безработица.

Как же объяснить людям, что они больше не могут получить достойное образование, у них не будет возможностей, и, конечно, не стоит исключать при определенных обстоятельствах голодную смерть. На помощь приходит религия, как говорил Троцкий: «со всем тем, что нужно душегубам для "души"».

В общем, усиление религии не связано с тем, что люди вдруг «уверовали». Это исключительно административное решение, которое касается укрепления того или иного режима. Причем в религиозности заинтересованы те, кто планирует, мягко выражаясь, сделать «откат» в социальной политике. То есть лишить людей социальных (возможно, не только социальных) прав.               

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #3 : 17/10/15 , 17:35:50 »
Финансовые разборки РПЦ в СССР   

Многие думают, что церковники в СССР были тише воды, ниже травы, однако в действительности они мало чем отличались от нынешних представителей церкви. Единственная разница – их было меньше, поскольку, во-первых, государство не субсидировало, а во-вторых, доходных мест было мало. Хорошо «зарабатывали» только попы, которые служили в храмах крупных городов. Ведь даже если 0,5% населения будут регулярно покупать свечки, иконки, церковную литературу и проч., то это уже приличный доход.

http://kritix.ru/images/img/simadsgdgdsnskiy-karpov1.jpg

Как известно, во время войны государство, к сожалению, начало выделять средства РПЦ, в частности поддерживать работу церквей. И что же в итоге? Записка председателя Совета по делам РПЦ при Совмине СССР Г. Карпова к Сталину (1949 г.):

«Настоящим бичом в жизни церковных общин является массовое распространение хищений и растрат церковных средств, как со стороны духовенства, так и церковных сове­тов. Церковные советы и духовенство бесконтрольно рас­ходуют церковные средства, употребляют их на свои лич­ные надобности. Нередко эти суммы выражаются в десят­ках и даже сотнях тысяч рублей... Патриархией не найдено средств для борьбы с этим злом, а органы суда и прокура­туры затрудняются в решении этих новых для них вопро­сов, не имея ясных указаний... Известная часть духовен­ства ведет себя непристойно. Основные пороки этого духо­венства — пьянство, многоженство, растраты церковных денег...»

Как видно, эти деятели особо не боялись репрессий, да и уголовного преследования вообще. Они брали деньги на одно, а тратили на другое. Но им за это ничего не было. Просто со временем (как раз в конце 40-х – начале 50-х годов) им перестали выделять средства.

И тут начался конфликт. В первую очередь между попами и т. н. старостами, которые отвечали за казну. Т. е. давали попам не столько, сколько те хотели, а столько, сколько официально у них зарплата. Ведь нужно было платить и попам, и певчим, и на ремонт и проч. Очевидно, что попам это очень не нравилось, и это спровоцировало серьезный конфликт. Об этом, в частности, свидетельствуют комментарии к циркулярам Совета по делам РПЦ при Совмине СССР за 31 января 1954 г.
Во-первых, стоит отметить, что комментарии от чиновников:

Совет Министров Чувашской АССР
 Уполномоченному Совета по делам русской
 православной церкви при Совете Министров СССР
 тов. Васильеву А.В.
 г. Чебоксары.

Т. е. чиновники, которые отвечали за религию, обсуждают отдельные поступки попов. А тут, конечно, много интересного:
«Из циркуляра патриарха видно, что он целиком становится на сторону духовенства, обвиняя других в расхищении церковных средств, принявшем довольно широкие размеры, в котором, как известно Совету и Уполномоченным, духовенство принимает участие не менее, а более, чем старосты и другие лица, близко стоящие к «церковному ящику»

Ясно, что не только «духовенство» хочет есть, так что после отмены любой поддержки со стороны государства начались взаимные обвинения. Это было естественно, и таким образом на самом деле рушилась церковная организация, закрывались многие храмы, т. к. не было денег на содержание попов, ремонт и проч.
Чиновник также отмечает:

«Совет еще раз напоминает, что в конфликты, происходящие между духовенством и группами верующих на почве борьбы за обладание «денежным ящиком», Вам вмешиваться не следует, исходя из того, что чем сильнее будет борьба в религиозных общинах на этой почве, тем слабее станут религиозные общины, раздираемые внутренней борьбой»

В сущности, это был дельный совет, поскольку в действительности это работало. У попов не было возможности полностью разграбить церковную казну, но они пытались это сделать. Естественно, что многие искренние верующие, которые часто были старостами, не могли этого понять. Сложно объяснить, для чего «батюшке» нужно разграблять церковную казну. Ведь если он ее разграбит, то все остальные работники церкви останутся без зарплаты. Но это совершенно нормальное явление.

Документ:

http://kritix.ru/images/img/lwj2W2eqpxw.jpg

И что же было в итоге? Никаких гонений не потребовалось. Церковь разрушалась естественным образом. Конфликты заставляли церковников устраивать провокации в общине, они боролись за самые прибыльные места. Ну а точку поставили 3 статьи в законодательстве, которые появились в конце 50-х годов. Статьи обязывали церковников платить налоги, какие платили все остальные. А также им запретили спекулировать свечками так же нагло, как это было раньше.

В общем, после этого закрылось сразу несколько епархий (к примеру, Челябинская, Ульяновская и др.). Сотни попов очень быстро вышли из церкви и уже никогда себя не связывали с ней, понимая, что больше заработать на этом не смогут. Они даже не задумывались над тем, что могли бы работать как обычные люди, и по выходным «служить», как это делали многие «сектанты». Примечательно, что только эти меры сократили количество церквей и попов в большей мере, чем установление советской власти, гражданская война и репрессии 30-х годов. В 1987 году в СССР оставалось только 6893 действующих храмов (в 1917 году их было почти 80 тысяч).

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #4 : 01/02/17 , 09:46:27 »


1 февраля 1918 года (19 января ст. стиля) Патриарх Тихон обрушился на советскую власть с уничтожающей критикой. Церковь первая бросила вызов новой власти. Ещё до начала гражданской войны и великой смуты став силой, однозначно заявившей с кем она. С либералами Февраля, отстранёнными большевиками от власти. С помещиками, не желавшими отдавать землю новой власти. С иностранным капиталом, толкающим народ на бессмысленную бойню во имя капиталистов Франции, Англии и США.

Обращение патриарха Тихона, в котором он предавал анафеме новую власть, стало одним из важнейших «казусов белли» для начавшейся вскоре гражданской войны, развязанной белыми.
 
«Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех»

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?
Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.
Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.?
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8:35).
А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф.16:18).
Тихон, Патриарх Московский и всея России. Января 19-го 1918 г.

Первый призыв начать гражданскую братоубийственную войну прозвучал из уст новоизбранного Патриарха. Призыв, как часто случается у православных иерархов, лицемерный и завуалированный, ведь формально речь шла о «духовной борьбе» и создании «духовных союзов», чтобы «расточать врагов силою креста». Но всем, конечно же, всё было ясно.

Отметим особо, что власть, данная Тихону от бога (как он заявлял), оказалась куда слабее «безбожной» советской власти. И проиграла ей как войну гражданскую, так и войну за души паствы.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #5 : 13/04/17 , 17:30:10 »
А вот так в СССР угнетали церковь...
 
Так же вам будет небезынтересно услышать как патриарший хор Московской Патриархии Русской православной церкви под управлением Владимира Комарова поет гимн СССР, 1948 год

<a href="http://embedpleer.net/normal/track?id=B8le5pB3vni8Bj4e&amp;t=green" target="_blank" class="new_win">http://embedpleer.net/normal/track?id=B8le5pB3vni8Bj4e&amp;t=green</a>

https://pp.userapi.com/c836132/v836132177/3fb85/u_RrPcz2Pog.jpg height=554

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #6 : 05/06/17 , 11:49:11 »
https://pp.userapi.com/c638119/v638119013/403dd/544w6Bwm5rk.jpg

ЧТО ПИСАЛИ ОБ УЧАСТИИ ПОПОВ В ВОВ В СССР?

 Владимир СТЕЧКИН

Как сейчас стало известно благодаря интернету, попы во время Великой Отечественной войны вели себя на оккупированной территории зачастую очень неприглядно, т.е становились коллаборантами, пошедшими позже за это в ГУЛАГ. Вполне заслуженно, между прочим. Сейчас их объявили невинными жертвами "кровавого Сталена" и новомученниками.
 
А что писала о попах и их роли сама советская власть? Лично я не помню ничего негативного. Помню, что была в учебнике истории фотография, где попы передают во время войны бойцам Красной армии колонну танков "Дмитрий Донской", созданную на деньги прихожан реабилитированной и восстановленной РПЦ.
 
Или вот, что писала о попах советская пропаганда в годы войны:
 
Он пил чай вприкуску, поставив блюдечко на три пальца. Его седые волосы были заплетены по-домашнему жидкой косичкой.
 
— Скажите, батюшка, как же вы жили при фашистах?
 
— Я не жил, но существовал.
 
— А как отнеслись к фашистам ваши прихожане?
 
— Для русского человека не может быть иного отношения к врагам своего отечества, как ненависть.
 
— А как гитлеровцы отнеслись к гражданам вашего города?
 
— Отношение фашистов ко всем русским людям, в частности к моим прихожанам, общеизвестно. В первый же день своего пришествия они для устрашения прочих повесили восемь первых попавшихся граждан на площади перед храмом. В дальнейшем число невинно казненных увеличилось до пятидесяти двух. Фашисты сожгли одну треть домов. Остальные ограбили. Многие младенцы, выброшенные гитлеровскими солдатами и офицерами на мороз из теплых жилищ, погибли. Злодеяния и бесчинства иноземцев неописуемы.
 
Он выражался несколько книжно, старомодно, в духе семинарии, где он получил образование. Говоря, он пристально рассматривал кусочек сахару, который держал в темной руке.
 
— Действовала ли ваша церковь при фашистах?
 
— Да. Богослужение совершалось. Сначала я служил, желая дать возможность преследуемым и лишенным крова людям находить приют и хотя бы относительное спокойствие в храме божьем. Но вскоре гитлеровцы, как солдаты, так и офицеры, стали слишком бесцеремонны. Они входили в храм в головных уборах и в оружии, тем самым оскорбляя религиозное чувство верующих. Они трогали пальцами иконы. Они позволяли себе расхаживать по алтарю во время литургии. Они зажигали сигары и папиросы от лампад. Я уже не упоминаю о непристойных выходках по адресу женщин, певших на клиросе. Я просил их. Я взывал к их совести. Я умолял. Но все было тщетно. Мои увещевания, просьбы и даже мольбы не действовали на этих разбойников. В конце концов чаша моего терпения переполнилась. Однажды во время слишком оскорбительной выходки компании немецких унтер-офицеров, которые начали в храме пить коньяк и закусывать, я прекратил богослужение и покинул храм. Следом за мной молча удалились и все молящиеся. В тот же день я запер двери храма на замок и твердо решил более не служить до тех пор, пока фашисты не будут изгнаны.
 
Отец Василий посмотрел старческими, синеватыми глазами, которые вдруг стали твердыми и прозрачными, как лед.
 
— И больше вы не служили?
 
— Нет, через некоторое время я опять стал отправлять богослужение.
 
— Почему?
 
— Меня заставил немецкий комендант. Он велел привести меня в комендатуру. Стуча по столу рукояткой револьвера, он заявил, что либо я буду отправлять богослужение, либо он повесит на церковной ограде десять человек из моих прихожан. Мог ли я принять на себя такой грех? Я отступился от своего решения. Я заявил, что повинуюсь.
 
— Но зачем это понадобилось немецкому коменданту?
 
— Я полагаю, причин было две. Первая — желание во что бы то ни стало настоять на своем и унизить русского священнослужителя, осмелившегося в виде протеста запереть храм. Вторая — предположение, что регулярная церковная служба знаменует собой как бы полное восстановление порядка в оккупированном городе.
 
Отец Василий тонко и зло усмехнулся.
 
— Немецкий комендант предложил мне служить без малейших сокращений, «как при старом режиме». Он именно так, этими словами, и выразился. После этого я стал служить.
 
Он замолчал и подул на блюдечко. На поверхности чая образовалась ямка, похожая на ложечку. Он резко откусил кусочек сахару крепкими старческими зубами и запил его чаем.
 
— Да, я стал служить. Я служил без малейших сокращений. А по воскресным и праздничным дням, каждый раз точно и аккуратно, без изъятия, исполняя приказ немецкого коменданта, я неукоснительно произносил с амвона проповеди. Они были на чисто религиозные темы. Я говорил моим прихожанам о святом Александре Невском, победителе немецких псов-рыцарей на Чудском озере, я говорил им о Дмитрии Донском, победителе татар на поле Куликовом, я говорил о двенадцати языках, вторгшихся на нашу родину под знаменами Наполеона, день изгнания которых мы празднуем двадцать пятого декабря по старому стилю. И каждую службу я возносил молитвы о великом русском воинстве — о даровании ему победы и одоления над всеми его врагами и супостатами.
 
Теперь глаза отца Василия блестели. Он встал и ходил по номеру гостиницы твердой походкой почти молодого человека. Он был небольшого роста, но в эту минуту он казался выше себя на целую голову.
 
— А и здорово же вы их чесали, сукиных детей, батюшка! — вдруг сказал сиплый стариковский голос с покашливанием.
 
Оказывается, в номере, кроме нас, был еще один человек. Он сидел в темном углу в кресле. Я его сразу не заметил. Пожилой мужик с черепом лысым, как у апостола, в стеганой солдатской телогрейке и в рыжих сапогах, покуривал махорочку.
 
— Это наш пономарь Никита Степанович, — сказал отец Василий.
 
Никита Степанович подошел к столу и, глядя на меня простодушными синими и вместе с тем зоркими мужицкими глазами, сказал очень просто, даже деловито:
 
— Пока отец Василий служил, тем временем, знаете, у нас за церковью встречались партизаны, была явка. В подвалах же мы издавали небольшую газетку под названием «Смерть фашистским оккупантам!». Когда подошла Красная Армия, мы уничтожили гранатами всю гитлеровскую комендатуру, до единого человека. Ни один, так сказать, фриц не ушел.
 
— Да, — строго заметил отец Василий, — ибо сказано: поднявший меч от меча и погибнет.
 
Валентин Катаев, 1943 г.
 
Как видим и тут, что роль церкви показана позитивно. У советской власти хватало ума и совести не выносить сор из избы и не педалировать тему антисоветского поведения попов под фашистами. Чего не скажешь о нынешней власти, постоянно педалирующей тему "кровавого режима", якобы, напрасно обижавшей "бедных" попов и тем самым разжигающей в обществе гражданский раздор на почве СССР vs православие.

 ЖЖ СПИЧКИ ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКИ
02.06.2017.
http://burckina-new.livejournal.com/653462.html
Вёрстка:СОВЕТСКАЯ НОВОРОССИЯ

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 10175
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #7 : 21/07/17 , 10:58:56 »
Цитировать
Где в мире церковь имела рабов? Только в России! Назывались они крепостными, но какая разница.
весь мир прошёл через крепостничество.Это -история.Но церковь хочет время и историю повернуть назад.Наверное поэтому попов и стреляли во время гражданской войны.Алчность в них неистребима

Оффлайн харчиков евгений

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 1642
Re: Советская власть и церковь
« Ответ #8 : 14/01/19 , 22:48:11 »