СЛОВО ПРОЩАНИЯРусскую литературу постигла невосполнимая утрата. На 92-м году жизни скончался Михаил Петрович Лобанов – выдающийся литературный критик, публицист и общественный деятель, автор многих книг, среди которых – «Роман Л. Леонова «Русский лес» (1958), «Мужество человечности» (1969), «Надежда исканий» (1978), «Размышления о литературе и жизни» (1982), «Страницы памятного» (1988), «А.Н. Островский» (1979) и «С.Т. Аксаков» (1987), «Оболганная империя» (2008), «В сражении и любви» (2003), «Твердыня духа» (2010) и мн. др., профессор кафедры литературного мастерства Литературного института им. А.М. Горького, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат Большой литературной премии и Всероссийской литературной премии «Сталинград»…
Михаил Петрович родился 17 ноября 1925 г. в деревне Иншаково Рязанской области; в 1943 г. был призван на фронт (награжден Орденом Отечественной войны I степени и Орденом Красной Звезды), а в 1949 г. окончил филологический факультет МГУ.
С тех пор, как появились первые журнальные публикации Михаила Лобанова, именно его имя стало ключевым в событиях возрождения нашего русского самосознания. Широкую известность получила статья Михаила Лобанова "Просвещенное мещанство" (Молодая гвардия, 1968, № 4), вызвавшая критику со стороны ортодоксальных партийных идеологов и предостерегающая об опасности «зараженной мещанством сплошь дипломированной массы», которая, будучи «визгливо активной в отрицании», представляет собой «разлагающую угрозу» самим основам нашей национальной культуры. И если именно эта статья Михаила Лобанова провела в советской литературе того времени наиболее отчетливую мировоззренческую грань между "западниками" и русскими "почвенниками", то в таких его публикациях "молодогвардейского" периода, как "Мера художественности", "Бессильная красота", "Правда жизни и её превращения", "Образ и схема" и др. была сформулирована этическая и эстетическая направленность того наиболее значительного явления русской литературы, которое принято теперь называть "деревенским".
Сам Михаил Петрович так напишет затем об этом времени: «Семидесятые годы принято считать «застойными», однако по опыту своему могу сказать, что никакого застоя не было. За видимой житейской косностью, пошлостью литературного быта таилось поле напряжённых духовных исканий, острой идеологической борьбы».
Затем будут изданы в серии "ЖЗЛ" книги Михаила Лобанова «А.Н. Островский» и «С.Т. Аксаков», по-новому, без идеологических штампов осмысляющие русский характер и характер русской жизни, затем в журнале "Волга" выйдет его статья «Освобождение» о романе Михаила Алексеева «Драчуны». И хотя в статье речь шла в основном о психологической достоверности и художественной убедительности воссозданных известным прозаиком страниц народной жизни 30-х годов и о том, где «кончается литература и вступает в действие обжигающая правда», по инициативе Андропова против статьи было принято специальное постановление ЦК КПСС.
В 1990 году Михаил Лобанов вместе с другими русскими писателями и деятелями культуры подписал «Письмо семидесяти четырёх». И по иронии судьбы именно А.Н. Яковлев, когда-то в качестве партийного идеолога ставящий в вину Михаилу Петровичу "внеисторический, внеклассовый подход к проблемам этики и литературы", в постсоветский период будет числиться "архитектором перестройки", а Михаил Петрович до конца своей жизни всё с тех же позиций, продиктованных высокими смыслами русской истории и народной нравственности будет вести непримиримую борьбу с новыми хозяевами России, ограбившими её и унизившими…
Михаил Петрович Лобанов был и навсегда останется живою душою и совестью нашей русской литературы.
Вечная память одному из самых верных сыновей нашего Отечества.
Секретариат правления Союза писателей России
http://rospisatel.ru/lobanov-nekrolog.htm