Спорт и капитализм Социология спорта США на службе капитализма. А. В. Серебряков, Н. И. Пономарев (1987)
«Влияние капиталистических отношений на развитие, функции и роль спорта в США имеет разрушительный характер. К этому приводит консерватизм и авторитаризм деятельности спортивных организаций, которые связаны с выполнением политической и идеологической функции поддержания социального порядка. Излишний акцент на спортивные достижения разрушает спорт не только как таковой, но и как процесс образования и воспитания. Вполне естественно, что коренные качественные изменения претерпел и образ спортсмена. Эти явления сопровождаются крайними негативными явлениями, имеющими глубокие социальные последствия в США. Н. Айсаакс достаточно откровенно пишет: «Атлет — это высокооплачиваемая проститутка нашего общества. Он продает свое тело для удовольствия других — как и когда они этого хотят, и не имеет значения, какова его заработная плата, реальная прибыль поступает дельцам и владельцам, которые выступают в качестве сутенеров… Общество в целом вступает в заговор, чтобы поддерживать систему эксплуатации… Спорт выступает как консервативный элемент общества»*.
Социально-политические проблемы спорта все чаще заставляют американских авторов обращаться к анализу современных качественных изменений, происходящих в социальной жизни, культуре, политике и экономике США. К таким исследованиям можно отнести крупную работу К. Лэша «Культура нарциссизма. Американская жизнь в век исчезающих ожиданий»**. С позиций анализа социально-исторических изменений, происходящих в системе американского капитализма, автор исследует основные тенденции духовной жизни, культуры, ее роль и функции. Он справедливо отмечает, что именно социально-политические изменения оказывают влияние на процесс формирования ценностей, убеждений и отношений широких масс. Этот процесс неизбежно приводит и к переносу акцента на новые социальные и идеологические роли и функции, которые американское общество предписывает своим социокультурным институтам, среди которых, в свою очередь, заметно выделяется спорт. К-Лэш указывает, что спорт настолько глубоко проник в американскую культуру, чторассматривается теперь как «альтернатива» различным утилитарным идеологиям прошлого, как «вклад» в национальное благосостояние и часть национальных ресурсов США.
Отмечаемое К. Лэшом обстоятельство, на наш взгляд, имеет особое значение. Продолжающееся проникновение спорта в различные сферы американской политической, социальной, культурной и духовной жизни — не просто констатация факта. Налицо серьезные качественные изменения в этих областях жизнедеятельности американцев. Важно иметь в виду, что спорт меняет образ мышления, сознание и поступки людей и нет оснований считать, что это явление носит временный характер. Напротив, оно знаменует собой сложный идеологический, политический, социальный и культурный процесс. Вместе с тем в условиях американского капитализма влияние спорта на социальные и политические факторы имеет девальвирующий, деполитизирующий и дегуманизирующий характер. Этот процесс прямо ведет к упрощению и уменьшению значения важнейших областей жизнедеятельности человека, относящихся к сферам труда и общественно-политических отношений.
В качестве главных черт развития общественно-политических отношений в капиталистических странах Западной Европы и особенно в США К. Лэш упоминает углубляющий кризис доверия и пессимизма по отношению к общественным и политическим лидерам, социальным институтам, захлестнувший буржуазное общество. Такая постановка вопроса оправдана, так как практика показывает, что для капиталистического мира, особенно в сфере политики, нормой стало решение сложных политических проблем внутренней и международной жизни с помощью незаконных политических и финансовых махинаций, включая коррупцию. С. Агню, Р. Никсон и ряд других политических деятелей на Западе прочно связали свои имена с финансовыми и политическими махинациями в США.
Этот кризис духовной, моральной и культурной сфер современного капитализма США дает основание для некоторых американских социологов утверждать, что не только отдельные буржуазные социальные институты представляют собой серьезную проблему, а все капиталистическое общество. Так, Р. Глайнер (1973) отмечает, что американское общество само стало социальной проблемой не только для своих граждан, а для миллионов других людей, населяющих эту планету.
По признанию К. Лэша, яркой чертой современной американской культуры и образа жизни является страх перед разрушением личности. Это способствует формированию у американцев «сознания выживания», которое, принимая формы нарциссизма, заполняет их жизнь. «Осажденной личностью» назвал К. Лэш типичный образ современного американца. «Осажденной» прежде всего социально-экономическим и политическим давлением.
Отчаяние и безнадежность также характеризуют действия тех, кто управляет американским обществом, формирует общественное мнение. Буржуазная культура предстает как культура «соперничающего индивидуализма», которая находится на пути исчезновения и в своем декадентстве представляет индивидуализм как «войну против всех, стремление к счастью в тупике нарциссизма». Нарциссизм как образ жизни превратился в стратегию выживания в США. Он способствует воспроизведению самых отрицательных черт капиталистической цивилизации. В обществе американского империализма происходит культурная девальвация прошлого, которая отражает не только нищету нарцисстической личности, но и обнищание господствующей капиталистической идеологии, не имеющей связи с реальностью (К. Лэш, 1979).
Одним из ярких проявлений упадка буржуазной культуры в США является деградация спорта. Спортивная игра, секс, наркотики и алкоголизм затуманивают сознание широких масс американского населения. Причем, как признается, спортивные игры делают это не только за счет затуманивания сознания, а поднимая его на новый уровень концентрации. Спорт рассматривается как способ удовлетворения потребностей, определяемых уровнем технического и индустриального развития, которое в условиях капитализма наделяет его функциями рыночного товара, продукта потребления, средства, создающего технический и рекламный потенциал для различных сфер социально-экономической деятельности человека (К. Лэш, 1979).
Усложняются политические задачи, которые ставятся перед спортом правящей элитой США. Подъем зрительского спорта до его современного уровня исторически совпадает с подъемом массового производства и массовой культуры в США. Вместе с тем эти же явления — деградация, разрушение ценностей американского спорта — приводят к качественным перестройкам не только всех его элементов, но и затрагивают и мораль, и духовную жизнь зрителей. Коммерциализация превратила игру в работу, подчинила удовольствие спортсмена удовольствию зрителя и довела его до уровня «вегетативной пассивности».
Все эти явления в конечном счете своими корнями уходят в экономическое устройство капитализма и порождены господствующим способом производства. В свое время известный американский историк А. Тойнби (1947) указывал на связь между развитием спорта и процессами индустриализации в капиталистических странах. В буржуазном обществе спорту отводится функция «очищения души» от разрушающих последствий специализации труда. Однако приспособление капиталистического общества к индустриализации через спорт не принесло желаемых результатов. Напротив, индустриализация явилась причиной дегуманизации спорта и породила в нем появление крайних форм профессионализации. Спорт является сознательной попыткой «нейтрализовать» разрушающую специализацию капиталистического труда, а вместе с ней и неудовлетворенность жизнью. Однако при капитализме приспособление к индустриализации через спорт не срабатывает (А. Тойнби, 1947).
Признавая негативное влияние индустриализации и урбанизации на многие сферы социальной и культурной жизни, американские социологи отмечают, что именно эти процессы привели большую часть населения США к спорту как одной из форм досуга. Для миллионов американцев спорт стал средством эскапизма не только от негативных последствий индустриализации, но и от социально-политического и идеологического давления. В такой среде он не может использоваться в интересах широких масс населения. Американский социолог Д. Краут (1963) отмечает, что бизнес превратил спорт, особенно американский футбол, в огромную машину и не позволил американцам стать нацией занимающихся спортом, сделав из них лишь зрителей спортивных соревнований.
Анализ ситуации, существующей в американском спорте, позволяет по-новому взглянуть на буржуазную массовую культуру и всю социально-политическую систему современного государственно-монополистического капитализма США. В этих условиях спорт не перерос рамки узконациональных и элитарных рекреационных видов деятельности, так и не став «демократизированным компонентом» массовой культуры и массового развлечения.
Политическое и идеологическое содержание массовой культуры в США не позволяет говорить о предоставлении реальной демократии широким слоям трудящихся. Само ее создание в капиталистических странах связано с политикой социального контроля и поддержанием политического порядка. Американский социолог А. Вулф (1977) обращает внимание на то, что при капитализме манипуляция «повседневной культурой» стала методом управления рабочим классом и средством лишения его демократии. Такая манипуляция направлена на соглашательство с существующим политическим порядком.
Деградация американского спорта — сложный и многосторонний процесс, связанный с эволюцией буржуазной массовой культуры. Одним из главных результатов превращения спорта в элемент такой культуры является тривилизации. Спортивное соревнование разрушается в результате окружающих его условий. Именно на этом уровне ритуал, драма и спорт дегенерируют в зрелище. Деградация спорта состоит не только в том, что его воспринимают чересчур серьезно, но и в его тривилизации (К.Лэш, 1979).
Американские специалисты вынуждены признать, что как часть системы образования и влиятельное социальное явление спорт в США учит не пропагандируемым буржуазными идеологами ценностям «всестороннего» развития личности, а милитаризму, авторитаризму, расизму и «сексизму», таким образом формируя «фальшивое сознание» масс. Спорт рассматривается как «опиум» для народа, отвлекая массы от их настоящих проблем.
Американская наука не в состоянии игнорировать изменение моральной и этической сфер спорта, которые отражают углубление процессов коммерциализации и профессионализации. Деградация духовных и моральных ценностей приводит к тому, что профессиональный спортсмен больше не заботится о том, выигрывает или проигрывает его команда, поскольку проигравшие также получают гарантированную долю прибыли. Команда как корпоративная система не выражает интересов отдельного индивида. Поэтому, как указывает К. Лэш, трудно воспринимать спортсмена как национального героя, представителя своего класса и расы.
Спорт в США как социальный институт ориентирован на воспитание индивидуалистической, конформистской, бюрократической личности, полностью соответствующей господствующим социально-политическим установкам.
Это логически вытекает из распространяемой американской наукой идеи о том, что спорт нужно рассматривать как «микрокосмос» общества (X. Эдварде, 1976; А. Ингхэм, 1975, 1978, и др.). Функция спорта в США позволяет узаконить доминирующие в американском обществе стандарты и практику. Такая функция оказывается необходимой для правящей элиты, поскольку спорт в целом, а профессиональный в особенности, является одним из главных элементов идеологии американского общества.
Пытаясь определить характерные качественные черты развития американского спорта, большинство ведущих специалистов в США сходятся на том, что таким элементом является усложнение его организационной структуры и политики, что является отражением более широких и сложных процессов развития современного американского капитализма, среди которых видное место занимает бюрократизация (Д. Сейдж, 1978). Бюрократизация затрагивает организационную структуру буржуазного общества и его отдельных институтов. Вместе с тем, а об этом умалчивают американские специалисты, процесс бюрократизации имеет не только организационные последствия, он несет в себе сложные социальные и идеологические изменения, приводит к изменению ценностей, идеалов, ориентации, мотивов поведения тех, кто включен в организованный спорт в США и участвует в производстве его зрелищной продукции. «Бюрократическая рациональность» в спорте США связана прежде всего с поддержанием социального порядка, в этом заключается ее идеологическое содержание как организационной политики. Бюрократический контроль в спорте определяет границы допустимого поведения в соответствии с организационными потребностями капиталистических учреждений. Последствия бюрократизации для американского спорта — это прежде всего изменение социального статуса, роли и функций спорта.
Обращаясь к этим проблемам, американский социолог А. Ингхэм (1978) отмечает, что развитию бюрократического контроля в американском спорте способствует «технологическая рациональность» организационной деятельности. Такой контроль означает принуждение и усиление эксплуатации спортсменов. С этим связано еще большее углубление разрыва между спортсменами и спортивной деятельностью. Углубляется отчуждение спортсмена как к самой деятельности, так и капиталистическому обществу в целом. А. Ингхэм отмечает, что отчуждение тогда прекратит существовать в спорте, когда спортсмен будет освобожден от внешнего принуждения. Однако в условиях монополистической экономики, опирающейся на частную собственность на средства производства, такое «освобождение» является иллюзией. Отчуждая личность от процесса производства и социальной деятельности, спорт при капитализме перестает быть воплощением интересов отдельного индивида и общества в целом. Спортсмен однозначно становится предметом манипуляций и оценивается в категориях своей соревновательной, социальной и экономической ценности.
Бюрократизация спорта в США как социально-экономический процесс связана с развитием индустриализации, использованием методов массового производства, повсеместной ориентацией на прибыль. Поэтому неудивительно, что спортивный успех команды и ее экономическая эффективность рассматриваются в американском спорте как синонимы.
Бюрократизация прямо затрагивает и сферу воспитания и социализации. По выражению Д. Сейджа (1978), отношения и ценности, формирующиеся в процессе бюрократизации, составляют краеугольный камень «массового сознания» американского населения. Важно подчеркнуть, что речь идет о формировании определенного — массового, усредненного сознания обывателя, основным содержанием которого является «бюрократическая этика».
Бюрократизация рассматривается и как техническое средство управления, цели которого устанавливаются правящими кругами США. Бюрократизация как организационная политика направлена на достижение экономических и политических целей, она требует полного подчинения и соответствия человека, включенного в их выполнение, ценностям, нормам, законам социальных организаций и капиталистического общества в целом. Регламентируя действия личности, согласно ее обязанностям и процедурам организации, в которой она функционирует, бюрократизация способствует обезличиванию индивида, интенсифицируя при этом его эксплуатацию».
….
«Немногие социологи в США признают, что развитие спорта и игры часто искусственно сдерживается теми, кто манипулирует ими в идеологических, коммерческих и политических целях. По меткому выражению Д. Сэйджа (1979), спорт в США однозначно превращен в инструмент «нечеловеческого выражения», «социальный тромб». Нередко проявления основных буржуазных ценностей (личные достижения, успех, конкуренция) в практической деятельности людей доведены до абсурда. Акцент на усиленную работу «до последнего» и личный успех настолько гиперболизированы, что люди забывают, почему и зачем они работают и стремятся к успеху (Д. Ритзер, К. Камейер, Н. Етман, 1982). Акцент на эти же ценности господствует и в сфере рекреации и спорта. Именно соревновательный спорт, пропагандирующий дух абсолютной победы любой ценой, личного успеха, конкуренции, стал одной из ценностей американского общества.
В целях развития американской массовой культуры спорт превращен в мощный фактор социализации в соответствии с бюрократическим, индивидуалистическим сознанием и буржуазной моралью. Спорт выполняет функцию «безопасного клапана», «опиума» и представляет собой явление, создающее у человека чувство нереального, мистификацию и фальшивое сознание (Д. Скот, 1971; П. Хоч, 1972, и др.).
В США спорт стал одной из самых консервативных социокультурных сфер капиталистического общества. Данные американских специалистов (Д. Филлипс и У. Шафер, 1970; Р. Рехберг и М. Коэн, 1971; У. Шафер, 1971; Д. Скот, 1971; Д. Болл, Д. Лой, 1975; Э. Снайдер и Э. Спрайтзер, 1980, и др.) показывают, что социализация в американском спорте приводит к формированию консервативной, конформистски настроенной молодежи. Эмпирическими исследованиями Д. Кеньон (1965) показал, например, что преподаватели физического воспитания более догматичны и косны, чем преподаватели других дисциплин. Д. Росс (1978) установил, что американские спортсмены более догматичны и демонстрируют в своем поведении более высокую степень авторитарности, нетерпимости, изоляции, беспомощности по сравнению с людьми, не занимающимися спортом. Консервативность во взглядах на личное поведение, социальные ценности, формируемые в спортивной среде, прямо ведут к политической консервативности, антикоммунизму, шовинизму, милитаризму, реакционности, которые в целом отвечают интересам правящих кругов США. «Эра империализма явно требует прежде всего мощного военного аппарата. Спортивные поля традиционно были воспитательными площадками для формирования типа людей, необходимого для охраны империи. Это, в свою очередь, требует граждан-солдат, которые были бы хорошо социализированы в категориях конформности по отношению к милитаристическому представлению о реальности»*. Такой тип социализации П. Хоч называет «социализацией в милитаристическое сумашествие».
Рассматривая роль так называемых телевизионных видов спорта (к ним в США относят прежде всего футбол, баскетбол, бейсбол, хоккей) в социализации политических ценностей молодежи, Р. Присута (1977) пришел к заключению, что эти виды спорта ассоциируются с определенными консервативными политическими ценностями и могут выступать как «социализаторы» этих ценностей. Само содержание телевизионных видов спорта способствует укреплению американской социальной системы, воспитанию лояльности, одновременно с этим блокируя всякое инакомыслие. Некоторые американские социологи ошибочно считают, что спорт уже в силу своей природы и особенностей является консервативным и поэтому заранее предполагает определенную социализацию. Они отказываются признать, что причиной такой направленности капиталистического спорта является влияние господствующих социально-политических ценностей и буржуазной идеологии в целом, которая ориентирует личность не только на подчинение, конформизм, индивидуализм, но и на сохранение капиталистического социального порядка. Особенно ярко это проявляется в США, где социализация личности ограничивает ее индивидуальность и формирует человека, который подчиняется нормам капиталистического общества. Индивиды приобщаются к системе внешнего контроля, которая ограничивает их выбор и стремится сделать их предсказуемыми (К. Бэйли, 1977). В США распространено мнение, что процесс обучения и тренировки должен протекать в условиях авторитарной и структуризованной ситуации, где тренер стремится к полному контролю и подчинению спортсменов. Это особенно справедливо в отношении профессионального и студенческого спорта, где действия тренера не подвергаются критике и обсуждению, а его авторитет в команде абсолютен. Это позволяет устанавливать контроль за спортсменами во всех сферах жизни. В такой среде конформизм, подчинение, безропотность являются основным мерилом процесса социализации спортсменов, который в действительности сдерживает их интеллектуальный и моральный рост.
Социализация спортсменов фактически превращена в их стереотипизацию согласно моделям корпоративного общества (Н. Чиик, У. Берг, 1976; Г. Тамас, 1971; П. Хоч, 1972, и др.). «Атлет стал одним из стереотипов американской культуры. Участвует ли человек в школьном, студенческом или профессиональном спорте, преобладающим «имиджем» в умах людей является ясный, вычищенный, морально честный молодой человек, который заключает в себе все ценности, предположительно защищающие спорт. Этот идеализированный «имидж», без сомнения, является остатком образа олимпийских атлетов Древней Греции и остается частью американского наследия. Атлеты вместе с западными шерифами стали нашими народными героями, «хорошими парнями», которые встали со скамейки, чтобы принести очки и гарантировать заключительный успех и справедливость»*. Спорт как социальная сфера и его отдельные элементы (такие, как спортсмен, тренер, менеджер, а также комплексы ценностей, убеждений и т. п.) превращены современным американским капитализмом в специфические социокультурные стереотипы социализации, отражающие модели поведения, образа жизни и мышления, которые предлагаются широким слоям американского населения. Социокультурные стереотипы образа жизни, представляемые спортом, проникают в различные подсистемы американского общества и его культуру: политику, бизнес, образование, студенческую среду, быт и т. д.
Согласно основному закону социализации при капитализме в американском спорте индивид должен принимать ролевое предписание, которое предлагается ему обществом. Часть спортсменов сознательно действует согласно установленным для них стереотипам, поскольку считается, что именно этого от них ждет американское общество. Однако все чаще американские социологи (Г. Томас, 1971; П. Хоч, 1972, и др.) признают, что спортсмены стремятся отойти от этого стереотипа и поэтому реакция на их действия варьируется от одобрения до презрения. Требования, предъявляемые спортсменам, заставляют их вести образ жизни и выполнять роли, по сути дела не свойственные им, они лишь поддерживают «фасад», соответствующий социально-политической системе и идеологии американского общества. Смоделированный таким образом «спортивный герой» имеет обязательства перед аудиторией играть свою роль без учета своей индивидуальности. Анализ социализации личности, например, в студенческом спорте США показывает, что разница между спортсменом-студентом и профессионалом ничтожна. Спорт в американских школах и колледжах практически лишен своих первоначальных целей, связанных с воспитанием и образованием. В американских учебных заведениях он давно стал крупным бизнесом, а спортсмены рассматриваются как «глупые существа», которые неспособны к выполнению сложных функций и сориентированы на применение грубой силы. «Спортивные игры стали не более чем стереотипными ритуалами, в которых каждая школа старается превзойти другую в тщательных деталях своего выступления. Игроки — простые актеры в постановке, организованной взрослыми для удовлетворения их собственных неудачно определенных потребностей»*. В таких условиях, когда каждое движение и действие спортсмена на поле запрограммировано, а в общественной жизни за пределами игры подчинено контролю, невозможно осуществлять воспитание положительных социальных качеств и характера личности. Современные спортивные программы в учебных заведениях, рассматриваемые в социально-педагогическом аспекте, со всем основанием можно причислить к области организованного развлечения, а не воспитания и образования. «За маской сегодняшнего студента-спорт- смена лежит не лавровый венок олимпийца, а раскрашенное лицо клоуна»*.
…
Социализация осуществляется под влиянием быстро меняющихся механизмов воздействия социальной среды. Эти механизмы, с одной стороны, вызваны к жизни стихийными процессами развития современного капиталистического общества, с другой — значительная их часть находится под пристальным контролем и направляется социально-политическими институтами общества.
Р. Браун (1969) указывает, что физическая активность, спорт в течение уже длительного времени рассматриваются в США как ускорители интеграционного развития личности. Исследования Э. Снайдер и Э. Спрайт- зер (1973, 1974) показали, что рационализация физической активности и занятий спортом предполагает, что эта деятельность оказывает вклад в формирование самоуверенности, эмоциональной стабильности, социальной адаптации и удовлетворенности жизнью. Обращая внимание на социальные условия, в которых развивается американский спорт, Э. Берг и Д. Клай- бер (1976) отмечают, что он разрушает личность и является «социальным злом». Исследуя степень влияния занятий спортом на профессиональную деятельность, П. Дюбуа (1978) пришел к выводу, что широко распространенное в США мнение о якобы благоприятном влиянии занятий спортом на профессиональные достижения являются мифом. У. Сэдлер (1972) указывает на опасность распространения непропорционального отношения к соревнованию и конкуренции. Соревнование превратилось в США в главную социальную ценность, которая существует у многих как основной стимул в поведении. Спорт выражает, утверждает и ритуализирует соревнование, которое превращено в важный фактор в различных областях жизни».