13.02.2013 09:00
Авария в городе: а если не пристегнуться? Многие думают, что ремни безопасности актуальны только в авариях, которые происходят на высоких скоростях во время езды по загородным дорогам и магистралям. Поэтому от автомобилистов часто можно слышать: «Я в городе не пристёгиваюсь, какой в этом смысл? Скорости небольшие, подумаешь пару километров проехать». Подобных комментариев было немало и к нашей недавней статье
«Ремни безопасности. Почём жизнь?». Так вот, мы решили вернуться к вопросу и разобрать, что же всё-таки может произойти с водителем и пассажирами в автомобиле при аварии в типичном «городском» режиме.
В автомобиле потенциально опасны все места, поэтому пристёгиваться надо не только передним, но и задним седокам (кстати, российские ПДД обязывают так делать). Сидящие на втором ряду без ремней при фронтальном столкновении опасны вдвойне, они могут травмировать не только себя, но и находящихся впереди водителя или пассажира (и не только их, ведь неизвестно, в чью сторону и как полетит тело в момент «отдачи»). И ещё,
подушки безопасности наиболее эффективны, только когда вы пристёгнуты
Для начала, попробуйте ответить себе на вопрос: готовы ли вы пройтись по краю крыши многоэтажного дома? Страшно? А проехать непристёгнутым в автомобиле? Запросто? Это потому, что привыкли! А знаете ли вы, что кинетическая энергия, которую набирает тело, одинакова – что при падении с уровня второго этажа (высота около четырёх метров), что на скорости всего лишь 30 км/ч. И во втором случае отделаться лёгким испугом намного проще. Надо лишь заранее пристегнуться. Конечно, здравомыслящий человек ни с крыши, ни со второго этажа прыгать не станет... А если «подтолкнут»? От случайностей никто не застрахован. В России ежегодно фиксируется 195 000 ДТП. Ежедневно в среднем получается по 535, причём в большинстве из них участвует более двух человек. Совершенно несложно зрительно представить эти «точки» на карте нашей необъятной страны и подсчитать вероятность сего события для себя.
Так вот: статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — аж в 5 раз! А ведь при невысоких или относительно невысоких скоростях зафиксированное тело вообще можно оградить от повреждений. Несмотря на штрафы, активную пропаганду в прессе и на телевидении, призывающую использовать ремни, число непристёгнутых людей в автомобилях всё равно остаётся большим. Взгляните в окна соседних автомобилей – у нас, навскидку, каждый второй-третий водитель не пристёгнут, а пассажиров, которые пользуются ремнями на задних сиденьях, днём с огнём не сыщешь.
Cоциологический опрос, проведённый по заказу ГИБДД, показал, что в настоящий момент около 11% россиян в автомобиле никогда не пристегиваются. 33% опрошенных заявили, что используют ремень лишь в том случае, когда сидят на переднем кресле. «Решают по ситуации» 13% опрошенных. Однако 44% пользуются ремнём всегда.
Да что Россия! Даже в Германии количество непристёгнутых (хотя там количество использующих ремни более 90%) впервые за последние годы стало увеличиваться. Причина – массированная реклама, постоянно капающая на мозги, что, дескать, современные автомобили надёжно оберегают водителя и пассажиров. СМИ (да и мы сами тоже) рассказывают про «отличную управляемость», «цепкие тормоза», кучу
систем, стабилизирующих динамику, про
электронных помощников, вроде всяких активных круиз-контролей, способных автоматически экстренно замедлять автомобиль, про подушки и
«звёзды», заработанные в крэш-тестах. Перечисленные средства, бесспорно, полезны, эффективны и приносят свои плоды. Но чревато всё это тем, что в людей вселяется излишняя уверенность в мощной защите.