О методах современной пропагандыАвтор: Ivan Ushenin
То, что капиталистическая Россия находится в упадке уже давно ни для кого не секрет: кризис шагает по стране, цены на продукты растут бешеными темпами, цена на нефть упала многократно, положение на международной арене шаткое, коррупция процветает невиданными темпами, социальное неравенство растёт, безработица стремительно увеличивается, доходы рабочих людей падают…
Но, несмотря на все это, «трон» под нынешней капиталистической властью всё ещё продолжает держаться и немалую роль в этом играет такое явление, как буржуазная пропаганда, которое сверхактуально в нынешнее время.
В данном коротком обзорном материале, мы рассмотрим некоторые методы работы пропагандистов капитала, которые и позволяют им так ловко манипулировать рабочими людьми, затушевывать классовые противоречия и использовать трудящихся в своих интересах.
1. Псевдорейтинги
Суть метода состоит в то, чтобы перед выборами опубликовать данные социологического опроса, где какой-либо лидер будет пользоваться небывалой поддержкой или популярностью. Вследствие этого, реальная поддержка этого лидера вырастет, поскольку людям присущи стадный инстинкт и склонность следовать за мнением большинства.
Вспомните Путина и его 146…точнее, 90% рейтинг. У любого здравомыслящего человека, возникнут сомнения насчет достоверности этих цифр (учитывая количество негативно настроенных граждан в последнее время) и вскоре он осознает, что рейтинг серьезно завышен.
Но, так как подобная пропагандистская уловка рассчитана на широкие народные массы, которые не разбираются в таких приемах и верят, что называется, «на слово», здесь очень хорошо срабатывает расчет на инстинкт «толпы»: вера в то, что столько людей поддерживают Путина, заставляет рядового обывателя с неустойчивыми взглядами сомневаться в том, что он правильно делает, не поддерживая его – и это сомнение, в конечно итоге, либо приводит к обратному эффекту – человек начинает поддерживать про-правительственный курс, либо – деморализует его и заставляет держать свое мнение при себе, что также на руку пропагандистам от капитала.
2. Повторение лжи
«Ложь , сказанная 1000 раз, становится правдой» (с) Йозеф Геббельс.
Непрестанное повторение одних и тех же фактов или убеждений приводит к тому, что человек принимает их на веру. Один из излюбленных методов капиталистов во все времена.
К примеру, сейчас, в России, по телевизору, в газетах, по радио, в Интернете — не переставая, говорят о том, что наша страна «встает с колен», что санкции не принесли России никакого весомого вреда, «импортозамещение» осуществляется по высшему разряду, а Европа и США вот-вот рухнут.
Слыша постоянно одну и ту же информацию, не разбирающийся в причинно-следственных связях и не видящий интересы тех или иных классов, обыватель, начинает ей верить и вскоре сам повторяет внушенные ему тезисы окружающим, что и было конечной целью буржуазных пропагандистов.
3.Принцип контраста.
Горячая вода после холодной кажется ещё горячее, теплое помещение по сравнению с холодной улицей кажется ещё теплее, хороший человек на фоне плохого кажется ещё лучше – в этом и состоит ключевая суть «принципа контраста» . За примерами в РФ далеко ходить не придётся, российские капиталисты мастерски разыгрывают эту карту не первый год.
Взять то же противопоставление «царя-батюшки» и его карманной оппозиции, чья бездарность и марионеточность не видна только слепому.
Её существование, её риторика (прежде всего ультралиберальная, откровенно про-западная, с нотками русофобии) и действия, создают у рядового обывателя ощущение, что, дескать, Путин-то и не самый худший президент, ведь на их фоне он смотрится достаточно выгодно, держится уверенно, проводит «державную политику», и нужно, мол, только малость потерпеть.
Уже набило оскомину и очень популярное среди буржуазных патриотов сравнение «Путин-Обама», конечно же, не в пользу последнего. Как правило, Путин у них имеет образ «патриота , который перехитрил и Запад», а Обама представляется, мягко говоря бездарным человеком.
Как же, спросите вы, работает столь бездарная и примитивная попытка сравнения двух капиталистических марионеток, дескать «одна лучше другой»? А очень просто, ведь расчёт идет на абсолютно не вникающего в детали обывателя и этот расчёт, как мы видим, оправдывает себя.
Также, особое место в «тренде» российской буржуазной пропаганды занимает сравнение «духовной» России и «загнивающего Запада», что повышает доверие и легитимность власти капиталистов, которая изо всех сил старается создать образ «защитницы духовных скреп».
4.Преувеличение и преуменьшение значения событий.
Малая подача информации СМИ о какой-либо проблеме понижает ее важность, делает ее незначительной в глазах народа, а если о проблеме будут говорить по всем каналам и часто освещать, то ее значимость в глазах людей будет высокой. Таким образом, из любой «мухи» можно сделать «слона» и наоборот.
Вспомним 2014-й год – начало «промывки мозгов» украинской тематикой, которая «забила» вообще всё происходящее в самой России. Только представьте – происходящие события в небольшом соседнем государстве (!) превзошли по значимости и приоритетности события в самой огромной России, и это тоже «достижение» пропаганды и демонстрация её возможностей.
Включите новостные передачи сейчас – везде, с неуклонной настойчивостью продолжает идти одна и та же линия – «Сирия, США, Европа, стабильность, патриотизм, Сирия, США…». События в Сирии, нелегальная миграция в Европе, регулярные трагедии в США – всё это преподносится капиталистическими СМИ как сверхважные события, имеющие высший приоритет на федеральном уровне.
Доля экспрессии, трагический взволнованный голос дикторов, драматическая напряженная музыка, кадры с места событий и прямой эфир – «обертку» для отвлечения внимания рабочего класса от собственных проблем (прежде всего – социального неравенства, роста нищеты, экономического кризиса, безработицы и пр.) буржуазная пропаганда использует по высшему разряду.
Линия сегодняшнего агитпропа капиталистов очень проста: все события внешней политики имеют высший приоритет, каждый «чих» на внешнеполитической арене освещается как громогласный рёв, а вот внутренние проблемы России замалчиваются по максимуму и игнорируются – вспомним громкие (правда, только в Интернете) коррупционные скандалы связанные с бывшим министром Сердюковым и его спутницы Васильевой, вспомним ситуацию с протестом дальнобойщиков против системы «Платон», вспомним недавний случай религиозного фанатизма у метро в Москве и многое другое.
5.Создание образа общего врага.
Этот метод – один из старейших и излюбленных капиталистическими СМИ, как правило, он тесно связан с предыдущими и зачастую лежит в их основе. Его суть в том, чтобы создать и направить ненависть народных масс на «внешний источник» — какое-либо другое государство, которое «демонизируется» до максимума, вместе со своим народом.
Используется этот образ для разнообразных целей: затушевывание классовой борьбы, насаждение национализма и буржуазного патриотизма, повышение легитимности капиталистической власти, оправдание любых ошибок и внутренних проблем страны действиями «врага», в качестве повода для милитаризации, ужесточения законов, оправдания насилия и многого другого.
Типичным и хрестоматийным «примером» подобной политики, является нацистский Третий Рейх, сегодня же, этот приём используют практически все капиталистические страны ввиду его чрезвычайной эффективности.
Не упустила его и российская пропаганда, которая за буквально десять-пятнадцать лет сделала из «верного партнера» и «образчика демократии» 90-х – США, «непримиримого врага» и угрозу «духовным ценностям» сегодня. Особенно иронично это выглядит, на фоне неизменности состава российской капиталистической власти в весь период после уничтожения СССР: начиная от самого г-н Путина и заканчивая г-ном Чубайсом, ведь все эти люди, вся капиталистическая «элита» у руля страны, которая сегодня пытается выставить себя «борцами против коварного Запада» — в 90е-годы аплодировала и всячески поддерживала курс г-н Ельцина, и продолжает оказывать ему почтение в нынешнее время.
Для нагнетания истерии против США, буржуазный агитпроп использует опыт и старые установки «Холодной войны», дескать, «РФ – наследница СССР, противостоит злому Западу», при этом опуская факт истинной сути противостояния СССР и США: это была борьба не просто двух сверхдержав, но прежде всего борьба двух абсолютно противоположных систем — социализма и капитализма.
Сейчас же, капиталистические «идеологи» настойчиво пытаются доказать, что слабая сырьевая колония РФ, с её периферийным капитализмом и зависимостью от импорта, представляет «угрозу» Западному миру, причём идеологическая база под всё это подводится смехотворная – угроза «духовным скрепам» и «суверенитету».
О каком «суверенитете» могут рассуждать люди, помогавшие уничтожить Советский Союз, присвоившие и распродавшие общественную социалистическую собственность, грабящие народ и защищающие только свои, капиталистические интересы все эти 25 лет?
Никакого реального «противостояния», на уровне СССР-США, у нынешней России и быть не может, ведь не говоря даже про ликвидированную промышленность, зависимость от импорта и прочие экономические показатели, можно вспомнить один простой факт — родственники российской капиталистической элиты живут преимущественно…на Западе, в «духовно враждебных» США, Германии, Швеции, Швейцарии, Англии и пр., там же хранятся и их награбленные капиталы. Выводы каждый делает для себя сам.
«Худший враг пропаганды – интеллектуализм». (с) Йозеф Геббельс.
В данной статье, мы, разумеется, разобрали далеко не все методы и способы работы буржуазных пропагандистов (которых придумано великое множество), и к ним мы ещё вернемся более развернуто уже на сайте, но основной «вектор» работы пропагандистов всё же обозначен. Но как же защититься от буржуазной пропаганды, не попасться на её уловки и иметь грамотный взгляд на происходящее?
Только образованный, сформировавший чёткие убеждения человек, способен одолеть влияние пропаганды и единственным (!) верным проводником для этого служит марксистско-ленинское учение.
«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». — В.И.Ленин, ПСС, т. 23, с. 47.
Изучайте великий путь Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, ставьте всегда прежде всего классовый вопрос, ищите правдивые факты и не дайте себя обмануть.
Автор:
Политштурм