В.Голышев о старчестве когда я в 90-м году прошлого века пришел в церковь, идея послушания чудесному подвижнику, который сподобился «видеть Бога, как он есть», пленила мое сердце
я зачитывался «Добротолюбием», аввой Дорофеем, «Лествицей», «Невидимой бранью», «Откровенными рассказами странника» и тому подобными сочинениями
видел себя исключительно в монашеской униформе
раз в неделю (строго!) ездил на исповедь в Троице-Сергееву лавру – к рыжебородому монаху, которого определил себе в «духовники»
в общем, все как у всех, кто пришел в церковь в ту пору…
первый холодный душ устроила мне старушка-алтарница - монахиня в миру
«монастырь нынче – это колхоз. нечего тебе там делать.
живи в чем живёшь. тут твой монастырь, твой подвиг, твоя молитва»
я возражать не стал, но остался при своём
мне по-прежнему грезился старец-боговидец
строгий, таинственный, властный…
и вот, однажды - в 93-м (или 94-м) году - мне свезло так свезло:
молодой монах в Лавре, узнав что я – сочинец, сообщил радостную новость:
оказывается у нас в селе Верхний Юрт (40 минут езды от центра города на ПАЗике) живёт самый настоящий старец
высококачественный
схиархимандрит Симеон (Нестеренко) -
последний из насельников знаменитой Глинской пустыни
после ее ликвидации при Хрущеве монахи разбрелись кто куда
многие нашли себе приют в Абхазии
в том числе, мой старец
когда началась война, духовные чада (две сочинские богомольные женщины) перевезли его в Верхний Юрт
в их доме он и жил
уже не вставал (ноги больные)
шел я к нему в диком волнении
чего только не нафантазировал, не намечтал по дороге
у меня было два «трудных вопроса»:
1. благословение на иконопись
2. я влюбился и хотел жениться
моя невеста - замужняя женщина с ребенком
брак этот лишал меня возможности стать священником
развести ее с мужем было тоже непросто (хотя к тому времени они уже вместе не жили)
я до смерти боялся, что старец скажет «не благословляю»
потому что где-то в глубине души знал, что все равно женюсь
чего бы мне это не стоило
но признаться себе в этом боялся…
вхожу
вижу:
на диване лежит… Санта Клаус
крупный такой старик в облаке совершенно белых волос
лежит и… прикалывается
первым делом начал меня знакомить с попугайчиками (клетки - на стене)
с цветами на подоконнике…
не так я себе представлял встречу с боговидцем
совсем не так
говорю: «хочу иконы писать, но не решаюсь начать без благословения…»
старик аж подпрыгнул:
«рисовать умеешь? круто!
меня в Гудаутах один знакомый парень нарисовал.
по клеточкам. с фотографии. нефига не похож!..»
я своё гну: «благословение…»
он: «не, ну если рисушь, это ж хорошо! рисуй, деточка, рисуй…»
вот и все «благословение»
заикаюсь про женитьбу
ничего не успел сказать - он остановил:
«ну чё ты дурака валяешь? какое еще «благословение»?
ты ж все равно женишься, чтоб я тебе не сказал…»
у меня отвалилась челюсть
а он продолжает:
«…ты не сомневайся! женись.
вы друг другу сейчас нужны – вот и будьте вместе.
у тебя потом и другие жены будут. скорби будут. но Господь всё управит»…
(все сбылось: мой нынешний брак – третий, скорбей хватало…)
я еще много раз потом к нему приходил
привык к его хулиганским выходкам и «пустому» трепу, вместо глубокомысленных поучений
в числе прочего, он мне постоянно говорил, что в церкви я не останусь – вернусь в мир
(я это пропускал мимо ушей, потому что без церкви себя не мыслил тогда)
после беседы обычно шел на кухню
там его духовные чада наливали борщ
наливали и шептали:
«ты еще приходи. не смотри, что батюшка себя просто держит.
знал бы ты каков он на самом деле! это – столп до Неба!»
был один момент, который мне до сих пор не дает покоя
я как-то пришел и очень торопился (сестра уезжала – я должен был ехать на вокзал ее провожать)
побеседовали, я засобирался
он:
«слушай! мы тут затеяли сарай вагонкой обшивать.
все обшили – одна стенка осталась.
ты ж ловкий парень – с молотком управишься.
иди – приколоти там доски.
потом возвращайся – еще поговорим».
я немного помялся, и рассказал про проводы сестры – мол, сейчас не могу, в другой раз…
он посмотрел на меня без юмора
благословил… больше я его не видел…
то в Сочи никак выбраться не мог
потом покинул церковную ограду (сбылось)
идти к нему мне было… страшно -
не хотел я про себя ничего знать
мало ли что услышишь от него
меньше знаешь - крепче спишь...
да и годы шли -
я, честно говоря, думал, что он давно уже отошел ко Господу
и вот только сегодня (!) я узнал, что он, оказывается, дожил до 90 лет и скончался только в прошлом году
есть очень интересный материал про него -
http://www.pravoslavie.ru/put/43940.htmс фотографиями и воспоминаниями очевидцев
вот очень характерный фрагмент:
…Когда к нему приходили люди в надежде увидеть мудрого златоуста, он сразу прозревал их желание и говорил: «За умными беседами идите к академикам. А ко мне, пожалуйста, только с простыми вопросами».
Он не любил пустого смехотворства, сам же обладал хорошим чувством юмора и часто шутками и прибаутками скрывал свою прозорливость и уходил от бестактных вопросов. Он очень удачно отшучивался, когда нецерковные люди хотели поставить его в неловкое положение. Не любил он и чрезмерного проявления почитания.
Вот один из диалогов с назойливыми посетителями.
Ему умильно говорят:
– Батюшка, как нам с вами хорошо!
А он отвечает:
– А чего ж вы не скачете от радости?!
– Батюшка, родненький…
– Родненький, да голодненький.
– А вы поешьте.
– А у меня рот уснул.
– Надо кушать, а то ноги протяните.
– А я и так протянул. Меня на коляске возят.
Однажды пришла к батюшке девица и стала ему перечить. Он ей одно, а она другое. Батюшке надоело это дело, поглядел он на нее и говорит:
– У тебя золото есть?
– Есть.
– Покажи.
– Вот сережки и колечко.
– И все?
– Все.
– Это мало. Вот когда у тебя будет мешок золота, тогда приходи, и поговорим. А до тех пор не появляйся…
читаю и живого его вижу
и тот эпизод со злосчастной вагонкой вспоминаю
(стенка эта недоделанная у него, по-моему, еще при моем первом появлении была... может, до сих пор недоделана)
сдается мне, это был тест
и я его не прошел…
…
не буду ничего говорить о всероссийских знаменитостях – о.Николае Гурьянове и архимандрите Кирилле (Павлове)
потому что сам с ними никогда не встречался
отмечу лишь, что в 90-е годы они значили для церкви намного больше, чем патриарх
а нынче, например, про архимандрита Кирилла (Павлова) ничего неизвестно
вроде бы, жив
вроде, болен
и тишина…
мог ли я подумать в 90-е годы, что такое возможно?
…
к чему я все это говорю
вот, например, товарищ Шатов -
многодетный поп
многопопечительный директор предприятия по небезвозмездному предоставлению благотворительных услуг населению
«Человек года-2010»
архиерей, за полгода допрыгавший до Смоленской кафедры
любитель интервью и пресс-конференций
охренительный, наверное, перец!
типа хиппи-игумена Рыбко – только пузо поменьше, а лоб побольше…
а теперь скажите:
какой еще «старец»???
какой «духовник»???
вы что все с ума что ли посходили???
с какой луны вы свалились?
с какого дуба рухнули?
или вот это чудо в перьях - что, по-вашему, тоже «старец» что ли?
…Из рассказа отрока Мити, студента Ветеринарной академии:
- Собрались мы как-то к Власию в гости, ну, думаем, сейчас с дороги у него чайку попьем. Приезжаем, а у него на столе горшки с цветами стоят.
- У меня пост, - говорит отец Власий.
Действительно, был Великий пост. Так мы даже чайку не попили...
Монашеская молитва - тайна. Но известна молитва отца Власия:
"Господи Боже мой, удостой меня быть орудием мира твоего.
Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть.
Чтобы я прощал, где обижают.
Чтобы я соединял, где есть ссора.
Чтобы я говорил правду, где давит сомнение.
Чтобы я возбуждал надежду, где давит отчаяние.
Чтобы я вносил свет во тьму.
Чтобы я возбуждал радость, где горе живет.
Господи Боже мой, удостой
Не чтобы меня утешали, но я утешал,
Не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал,
Не чтобы меня любили, но чтобы я любил,
Ибо кто дает, тот получает,
Кто забывает себя, тот обретает,
Кто прощает - тот простится.
Кто умирает - тот просыпается к новой жизни".
...Перед кельей старца люди снимают обувь и входят босиком. Там иная реальность. А по небесам в сапогах не ходят.
http://www.rg.ru/2003/11/29/vlasii.htmlhttp://www.rg.ru/2003/11/29/vlasii.htmlна самом деле, одной этой «молитвы отца Власия» более, чем достаточно, чтобы гнать этого ряженного клоуна ссаной тряпкой в шапито…
может сейчас уже и нет никаких «старцев»
а может есть «в египетской пустыне», как утверждает Смердяков
не знаю
но высасывать себе «старцев» из шатовых и прочих власиев – это самый простой способ сломать себе жизнь
уж лучше шустрый афонский «геронта»
он хоть прикольный…
мне легко об этом говорить, потому что я могу "примерить Шатова на себя"
того еще себя – образца начала 90-х
пылкого неофита с крышей набекрень
искателя строгого духовного руководителя
подвизался бы я тогда не на нормальном приходе (с нормальными попами «без тараканов»), а у нашего многодетного «старца» Шатова...
я, напомню, в то время уже во всю алтарничал, готовился в семинарию поступать, приход на меня имел виды, как на будущего попа
невеста моя - замужняя, с ребенком, на 5 лет меня старше, профессия – парикмахер (мужской мастер)…
ну и припёрся бы я к нашему «старцу» со своими «брачными играми» за благословением
что бы было?
догадываетесь?
ну я б, понятное дело, насрал бы на запрет - женился бы по-любому
и пулей вылетел бы за церковную ограду, так толком там ничего не поняв, не почуствовав, не «вкурив»
как бы это на моем будущем сказалось?
думаю, плохо…
но я алтарничал на нормальном приходе
и за благословением поехал в село Верхний Юрт
и получилось то, что получилось:
настоятель повздыхал немного и венчал нас
свадьбу сыграли в храмовой трапезной (потом перебрались в ресторан)
я провел в церковной ограде 5 замечательных лет
отучился в Свято-Тихоновском
ушел, когда началась проклятая реституция, и попы буквально осатанели от бесплатной земли и «строительного бизнеса»
(хотя по сравнению с нынешними временами то были даже не цветочки, а бутончики)…
…
теперь два слова о старчестве как идее
суть ее проста: смысл человеческой жизни – совлечь с себя ветхого человека, как засаленное пальто, и облечься во Христа, как в сияющие ризы
ради этого ничего не жалко!
все, что этому мешает, идет нах
если лучшие условия для такой метаморфозы – пещера, размером с собачью будку, там и буду жить
если единственная возможность остановить поток лишних мыслей – повторять имя Иисусово, буду делать это 24 часа в сутки
а дальше – как Господь управит…
это идеал
если он постоянно перед глазами, понтоваться, гнуть пальцы, гордиться своими мнимыми добродетелями – как-то не с руки
в общем, понятно, что старчество, как идея – ЭТО И ЕСТЬ ХРИСТИАНСТВО
хотя некоторые предпочитают горние лыжи
http://golishev.livejournal.com/1622627.html