США, Россия и возвращение репрессированныхАвтор: Израиль Шамир
Дата публикации: 13-12-2011
Москва в прошлую субботу увидела крупнейшую демонстрацию за десятилетие. Это была доброжелательная, мирная манифестация молодых пользователей Фейсбук, и её уже прозвали «Like-парад», за то, что потенциальные участники нажимали на «like» («мне нравится», «одобряю» — прим. перев) в ответ на призыв выйти на демонстрацию. Прогнозы были неутешительные: некоторые ожидали стычек и кровавых мучеников, другие надеялись на захват Кремля и революцию. Однако всё прошло гладко. Полиция тоже вела себя дружелюбно; чтобы не раздражать людей, ОМОН стоял далеко, возле кремлёвских ворот. Ораторы подчёркивали своё желание избежать революционных потрясений, докладчики были различных взглядов, в том числе — националисты, крайне левые, либералы и крайне правые.
Основные победители на выборах (коммунисты из КПРФ и «Справедливая Россия») направили несколько символических представителей, но, в основном, держались в стороне, оставив площадь небольшим оппозиционным группам. По разным оценкам количество варьировались от 30000 до 90000 человек. Это не слишком много для города, где живут 15 миллионов, но, несомненно, впечатляет.
Это может также стать тревожным звонком для администрации Путина: слишком долго они рассчитывали на свои ручные средства массовой информации и на пассивность людей. Теперь они начали действовать: государственное телевидение транслирует репортажи, которые, в подавляющем большинстве случаев, сопровождают весьма умеренные комментарии. До сих пор эти каналы предпочитали показывать развлекательные передачи без политики, полностью блокируя сообщения о реальных текущих событиях.
Программы по телевизору пугали историями из Каира, где революция на площади Тахрир подорвала экономику и привела к власти исламистов; показывали российский авианосец «Адмирал Кузнецов» на пути в Сирию, и даже, ранее утраченное, интервью покойного писателя Александра Солженицына, выступающего против революции в целом. Появились воспоминания о страшных 90-х, чтобы напугать многих простых россиян. Звучали призывы к мирным и последовательным изменениям, в отличие от революций и потрясений, и это было созвучно тому, что чувствовала достаточно консервативная Россия, за исключением общественности больших городов.
Однако, звучат сильные голоса за перемены, и эти голоса находят утешение в поддержке государственного секретаря США Хилари Клинтон. Коммунисты не могли остаться в стороне от протестов, опасаясь своей маргинализации, они выйдут на демонстрацию 18 декабря.
У Путина есть некоторое время до марта, когда он либо будет переизбран, либо уйдёт. Есть ощущение, что он проиграет, если будет продолжать управлять старыми методами и опираться на тех же людей. Видимо, он понимает это, и поэтому решил, что его кампания будет опираться на недавно созданный Народный фронт, а не на запятнавшую себя «Единую Россию». Но этого вряд ли хватит. Оппозиция требует пересчёта голосов и/или перевыборов. Этот вызов может быть перебит только впечатляющими реальными делами.
Путин должен найти широкую народную поддержку - положиться на коммунистов, победителей парламентских выборов, и убрать унаследованных от администрации Ельцина самых ненавистных и самых коррумпированных чиновников. Для этого пришлось бы распрощаться с моделью неолиберализма и, предприняв национализацию ресурсов, мобилизовать экономику, чтобы положить конец оффшорной деятельности, вернуть средства из иностранных банков, ввести прогрессивное налогообложение (если не конфискацию) для сверхбогатых и их активов.
Это трудная задача для Путина, который заигрывал с «офшорной аристократией» и поддерживал неолиберальную повестку дня. Но он может сделать это ради выживания. Бывший кандидат в президенты США, Маккейн, недавно грозил Путину судьбой Каддафи, и эта угроза была повторена в ходе некоторых прозападных акций протестов в Москве. Это вряд ли сделает его более гибким к давлению Запада: последние пять лет Каддафи следовал инструкциям из Вашингтона, пока его не убили. Путин не будет повторять его ошибку.
Были ли значительные фальсификации на выборах? В определённой мере, хотя и не в такой степени. На прошлой неделе я, в целом, сообщил о своих подозрениях. «Единая Россия» имела успех в сельской местности, в малых городах (свыше 50%) и в национальных (этнических) республиках (более 80%). Она не так хорошо показала себя в крупных городах и в сердце России (в отличие от национальных республик) — около 35% голосов. В целом, вероятно, это близко к официальному результату.
Лучший инструмент — судить по результатам опросов: если бы результаты были подтасованы, они бы сильно противоречили предсказаниям. Американское посольство в Москве в конфиденциальной кабельной депеше 09MOSCOW2530, любезно предоставленной нам «Wikileaks», оценивает российских социологов как довольно надёжных: «Российские аудиторские фирмы, проводящие опросы общественного мнения, и их штабы демонстрируют доскональное знание современных методов обследования, и сотрудники, с которыми мы говорили, продемонстрировали высокий уровень профессионализма. Преснякова чувствовала, что все остальные вопросы не имеют значения, главное - аналитики с прекрасным образованием, работающие в четырёх организациях, где поддерживается высокий уровень профессиональной этики. Она сказала, что они не будут «обрабатывать» данные для подгонки под конкретный результат. Мы не обнаружили ничего, что противоречило бы этому. ... Выборы в Думу в декабре 2007 года будут испытанием для четырёх организаций, проводящих опросы. Сравнивая, прогнозы, данные этими организациями, с фактическими результатами, мы увидим ясную картину, насколько хорошо каждая из фирм проводит оценку общественного мнения».
Ниже в таблице приведены оценки этих организаций, сделанные в последнюю неделю перед выборами в Думу. В нижней строке приведены реальные результаты.
Единая
Справедливая Россия
КПРФ
ЛДПР
ВЦИОМ
62
12
8
7
Левада-Центр
66
12
8
6
Результаты выборов
64
12
8
8
Видно, что их способность прогнозировать результаты является достаточно хорошей. Что касается последних выборов, то в последнюю неделю, они предсказали результаты с аналогичной степенью точности:
Единая
Справедливая Россия
КПРФ
ЛДПР
Опросы,
19-20 ноября 2011 года
54%
17%
12%
10%
Левада-Центр
11 ноября 2011
53%
20%
12%
9%
Результаты выборов
49%
13%* (в статье эти данные не указаны — прим. пер)
19%
11%
Поэтому следует с недоверием отнестись к крикам о мошенничестве. Это не значит, что выборы были честными и справедливыми: коммунисты и оппозиция имели очень ограниченный доступ к средствам массовой информации. Как сказал мне редактор большой московской газеты, коммунисты отказываются «смазывать колёса» СМИ, и, в результате, печатные СМИ игнорируют их. «Единая Россия», как мне сказали, платит очень хорошо, и это обеспечивает ей хороший имидж в прессе. То же самое на общественном телевидении. Хотя государственное телевидение не имеет права взимать плату, мои знакомые рассказали мне, что другие стороны платят ТВ за освещение событий средствами, предоставленными Кремлём, в то время как коммунисты не получили денег и не платят. Короче говоря, выборы в России несправедливы в той же мере, как и везде в мире, основанном на деньгах.
Месть истории Однако самая интересная часть истории осталась незамеченной для западных читателей - это возвращение коммунистов. В 90-х годах началась десятилетняя история падения коммунизма. Он должен был умереть навсегда, это аберрация сакрального права собственности. Празднуя его кончину, Фрэнсис Фукуяма объявил конец истории. Но, видимо, слухи о его смерти были несколько преувеличены.
Для возвращения есть резоны в русском жизненном опыте. Хотя для Запада 90-е годы были неплохими, для России (и других постсоветских государств) это было ужасное время. Их лидеры, как они признались позже, пустили страну под откос, чтобы убить коммунизм. Научно-исследовательские институты, больницы, вооружённые силы и промышленность были сняты с финансирования и отправлены «зарабатывать деньги и становиться самостоятельными». В научных центрах такие резкие «рыночные реформы» привели к голоду и массовой эмиграции. В то время как отец реформ, покойный Егор Гайдар, призвал к «монетарному регулированию». Хотя с 1992-го года ситуация значительно улучшилась, она всё ещё не так хороша, как была в советские времена. Теперь люди отказываются видеть реставрацию капитализма как последнюю главу, которую они не могут переписать.
Этот успех коммунистов не удивил внимательных читателей кабельных депеш «Wikileaks». В телеграмме, которая называется «Коммунистическая партия: она ещё не умерла», в 2006 году посол США в Москве сообщает в Государственный департамент: «Большинство наблюдателей описывают Коммунистическую партию (КПРФ) как сторону, в которой жизнеспособность поддерживается ностальгирующими пенсионерами. Клише гласит: так как стойкие приверженцы партии умирают, также постепенно отомрёт и КПРФ. Эта оценка, однако, игнорирует довольно стабильный уровень поддержки, несмотря на демографическую ситуацию, и чёткую политическую партийную структуру, которую некоторые считают привлекательной. КПРФ поддерживают не только «советские» социалистические традиционалисты, но и новое поколение интеллектуалов, которое, буквально, жаждет свержения существующей системы России, которая, по их мнению, служит элите».
Какое-то время (в период между 2003 и 2008 годами) партия потеряла свои позиции, когда Россия получала доходы от продажи нефти, и Путин стабилизировал экономику, но после кризиса 2008 года, она взяла своё. Посол США в 2009 году писал: «Коммунистическая партия выиграла от экономического кризиса за счёт привлечения новых членов и укрепляет свои позиции в качестве популистской альтернативы партии власти «Единая Россия». Активизировавшиеся коммунисты продемонстрировали, что они могут организовывать митинги по всей стране, и большинство наблюдателей ожидает, что КПРФ наберёт голоса 1 марта на региональных выборах. Эти успехи стали результатом триединой стратегии партии: парламентских инициатив, направленных на пакет законопроектов; протесты общественности и действия, которые демонстрируют силу; «идеологическая кампания» для пропаганды своих идей и обращение к новым более молодым избирателям.
Коммунистические лидеры раскритиковали действия правительства и правящей партии в ходе экономического кризиса, утверждая, что они поддерживают богатых и игнорируют системные недостатки капиталистической системы. На заседании КПРФ 5 февраля, заместитель председателя Иван Мельников рассказал, что антикризисная стратегия правительства была «неэффективной» и была «такой же, как на «Титанике» после столкновения с айсбергом — в первую очередь надо спасти пассажиров первого класса». КПРФ ответил на антикризисные меры правительства далеко идущими предложениями о национализации и агрессивным вмешательством государства, с целью поддержать производство и занятость. Председатель КПРФ Геннадий Зюганов неоднократно призывал к полной национализации всех природных ресурсов России, чтобы богатства страны распределялись непосредственно среди граждан. Зюганов также призывал Путина и Медведева уволить министра финансов Алексея Кудрина за его, якобы, неуклюжую антикризисную политику».
Это желание коммунистов было недавно выполнено — Алексей Кудрин был уволен.
Финансовый кризис в Европе и в США делает этот сдвиг в русском общественном мнении особенно важным. После падения коммунистов в 1991 году, одному проценту удалось убедить остальные 99 процентов, что нет никакой альтернативы их версии рынка, и что сопротивление бесполезно. С воскресением русского коммунизма, американцы и европейцы, возможно, смогут вернуть некоторые рычаги давления на свои элиты, и, кто знает, возможно, они найдут свой собственный выход из тупика.
http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/rossiya_i_vozvrawenie_repressirovannyh/