Про хиджабы История с хиджабами, еще до недавнего времени, могла показаться чем-то инородным (за чем скорее удобнее наблюдать на примере изнывающей от подобных проблем Франции), если честно не сильно удивила.
Продолжающаяся ползучая клерикализация, которая уже затронула школу, дает вполне понятные побочные эффекты. В игру с попыткой подточить образовательную систему, можно играть с разных сторон, в данном случае - с исламской. Одни пытаются внедрить уроки с религиозным содержанием в образовательную программу хотя бы на уровне факультативов, другие - пробуют использовать детей, для публичной демонстрации своей религиозной линии. Скандал с хиджбами на Ставпрополье, носит конечно же не национальное, а религиозное измерение. Причем та сумятица, которая возникла после приснопамятного заявления министра "мол хиджабы никому не мешают", наглядно показала те трудности, с которыми столкнулись власти. С одной стороны, при сохранении линии на "многонациональный российский народ", блокировать ношение хиджабов, можно с точки зрения притеснения культурно-религиозных особенностей местного населения, что подрывает попытки властей максимально продлить существование действующей системы организации межнациональных и межконфессиональных отношений в рамках РФ.
Тему с введением обязательной унифицированной формы аля СССР подняли не случайно, так как с чисто практических позиций, можно всю проблему свести к вопросу соблюдения устава школы и норм обязательных норм одежды. На деле же проблема с детьми, родители которых учат их носить хиджабы никуда не исчезнет. И они что без формы, что с формой, будут стремиться реализовать свои желания. Активная поддержка хиджабов со стороны мусульманских общественных и религиозных деятелей, утверждающих, что в ношении хиджабов в школе нет ничего плохого, наглядно показывает что проблема уже давно вышла за рамки внутри-школьных порядков. Пойти на жесткие запретительные меры, аля Саркози, властям тоже не с руки, так как это будет лить воду на мельницу противников концепции "многонационального российского государства" и вызывать озлобление у радикальной части местных элит, которые привыкли к определенной безнаказанности, которой потворствует Кремль в рамках путинской линии по умиротворению Кавказа. Отсюда и странная разноголосица, когда министр говорит одно, а другие "вожди", другое.
На мой взгляд, ношение хиджабов так или иначе заблокируют (иначе получится, что власти уступают давлению исламского меньшинства, которое размахивает этим делом, как флагом), но сделают это не сразу, после некоторого лавирования.
Сама же проблема конечно не исчезнет, а будет отложена на потом, по мере усугубления проникновения религии в образовательную систему, когда представители различных религиозных конфессий в рамках новых трендов будут
стремится добиться для себя определенных преференций, которые те или иные силы конечно могут использовать в своих интересах. Собственно об этом писали задолго до начала скандала с хиджабами. Например вот здесь
http://islamdag.ru/analitika/2399 , еще при Медведеве, недвусмысленно говорилось, что уроки религии в школе, создают дополнительную линию разлома по религиозному признаку и речь уже шла о "четырех Россиях". Сразу стоит указать, что автор подобных прогнозов, не какой-то упоротый ваххабит, а вполне себе вписанный в существующую систему персонаж.
- Первое время у исламской общественности России было опасение, что внедрение курса ОПК в средние школы – это часть проекта однобокой клерикализации общества со стороны ведущей конфессии. Но сейчас, кажется, найден компромисс. Действительно ли это так? - Всё верно. Напомню: дискурс о введении предмета ОПК в школах, притом в качестве обязательного, вёлся на фоне других инициатив, которые оглашались в середине 2000-х годов от имени общественности и Русской Православной церкви Московского Патриархата – инициатив, которые назвать иначе как «клерикальные» при всём желании невозможно. Например, был озвучен «Сергиевский проект», согласно которому место нынешнего Парламента занимал бы Сенат, формируемый «из представителей духовного сословия с решительным преобладанием представителей РПЦ МП». По тому же проекту, избрание главы государства должно было определяться поддержкой Православной церкви.
Одновременно произошло массированное вбрасывание через СМИ проектов по введению в армии института православных капелланов. Естественно, последовала реакция со стороны мусульманской общественности, которая сделала вывод о готовящемся массовом крещении мусульманских детей и юношества. Все эти годы, как мы помним, велась довольно интенсивная и местами весьма неполиткорректная дискуссия о том, следует ли реализовывать эти планы, и если да – то как именно, чтобы учитывать интересы разных конфессий.
Так что нынешнее решение о многомодульном предмете ДНК – безусловно, компромиссное на фоне того тупика, в котором оказались многие участники этой ожесточённой дискуссии.
В связи с этим: каков прогноз – что будут выбирать учащиеся в традиционно исламских регионах Российской Федерации? Вряд ли в Дагестане это будет что-то вне-исламское…
- Нам известны предварительные результаты выбора школьниками одного из модулей ДНК в Карачаево-Черкесии. Две трети учеников выбрали ОИК (основы исламской культуры), одна треть (местные русские) – ОПК. Что мы знаем об этой республике? Она многонациональна. Здесь помимо карачаевцев с сильной религиозностью (у них был распространён суфизм, они подвергались депортации и т.д. – все эти факторы способствуют усилению роли религии в обществе) проживают также черкесы, абазины, ногайцы. У последних этносов религиозность заметно ниже. Тем не менее, сообщений о выборе альтернативных предметов не последовало: дети ВСЕХ этнических мусульман выбрали Ислам (я для краткости так назову этот курс).
Поэтому для таких республик, как Дагестан, Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария, прогноз однозначен: подавляющее большинство учеников будут изучать в школе Ислам. Предполагаю, что в Башкирии и Татарстане (когда там начнут изучать многомодульный предмет ДНК) мизерный процент школьников из числа этнических мусульман могут выбрать курс мировых религий, но всё же большинство опять же будет изучать Ислам. Наконец, в Адыгее, Северной Осетии, Астраханской, Оренбургской областях и ряде других регионов от 1/3 до ? учеников – то есть все этнические мусульмане – также выберут Ислам.
- Итак, отныне дети, причём в очень чувствительном возрасте, начинают через государственную школу знакомиться с явлением религии как таковой и её моральными принципами, в частности. Это такой задел на будущее, которого ранее у наших детей (да и у нас с Вами, воспитанных в советских школах и ВУЗах) не было. Как примерно через 20 лет изменится этика в обществе, и в целом – религиозность населения? - У нас будет, если можно так сказать, четыре разных России. Первая – в границах Московии: это нынешний ЦФО (без Москвы) плюс ряд областей по периметру. Здесь с давних времён Православие господствует в мировоззрении русского населения. Картина не изменилась и сегодня, как мы видим по Тамбовской и Смоленской областям: от 55 до 60% учеников выбрали ОПК.
«Вторая Россия» – это почти все остальные регионы с русским большинством. Это территории, которые были заселены русскими из Московии, начиная с 16 века и позднее (в виде исключения сюда относится также Москва). Здесь народ достаточно индифферентно относится к религии. Смотрим примеры. Калининград: 30% - ОПК, остальные – светская этика и мировые религии. Новосибирск: соответственно 18% и 75%. Свердловская область: 21% и почти 78%. И даже Ставрополь показал совсем не те результаты, которые ожидались церковными кругами. Без сильного давления на школу, учителей и родителей со стороны государства (с подсказки Церкви, разумеется) разрешить ситуацию в пользу ОПК здесь невозможно. Потому что «вторая Россия» - это совсем не Московия. Этот феномен подробно исследовался в ряде специальных работ, в частности – в книге С.Б. Филатова «Религия и общество».
<<Третья Россия>> - это регионы с мусульманским и буддийским большинством или значительным меньшинством. Повторю сказанное ранее - относительно традиционно мусульманских регионов прогноз однозначен: подавляющее большинство учеников здесь будут изучать в школе Ислам. Через 5-6 лет они окончат школы, часть из них пойдёт в армию, где уже будут действовать армейские имамы. Таким образом, будет воспитано новое поколение, со знанием Ислама. Подобные процессы можно прогнозировать и для буддийских республик (Калмыкия, Бурятия, Тува).
Наконец, «четвёртая Россия» – это русское национальное меньшинство в регионах с мусульманским и буддийским большинством. Все дети из русской среды в этих регионах поголовно выберут ОПК. Это, опять-таки, известный феномен в этнологии, когда религия играет роль этнического идентификатора, способствует сохранению малой группы в инонациональной среде. Именно эти группы русского населения будут отличаться самой высокой религиозностью без примеси шовинизма (агрессивный национализм, увы, с раннего Средневековья является данностью Московии).
По этим причинам я бы не стал делать обобщённую статистику по религиозности населения во всей России: показатели по четырём региональным группам будут чрезвычайно отличаться друг от друга. И это – лишь самый первый прогнозируемый результат введения нового предмета в общеобразовательной школе, о чём и предупреждали в своё время мусульманские деятели.
Собственно, сам факт наличия подобных скандалов наглядно говорит о тех нездоровых процессах, которые протекают в системе образования. Сам факт появления хиджабов в школе, равнозначен религиозным урокам, которые продавливала РПЦ, соответственно, если вы является сторонником внедрения религии в школы (с оговоркой про равное уважением ко всем религиям), то в хиджабе конечно нет ничего плохого - и те и другие верующие получают то что хотят, не обращая внимания на то, что значительная часть общества выступали и выступает против подобных инсинуаций.
Если же вы против религии в школе, то вполне понятно, что ни того, ни другого там быть не должно. Но как представляется, пытаться будут сделать так, что бы религию преподавали, а хиджабы не носили. Есть мнение, что на этом пути власти ждут нешуточные трудности, как с антиклерикалами, так и с мусульманами. Для регионального сепаратизма, в регионах с преобладающим населением исповедующим ислам, фактическое внедрение религии в школах, это немаловажный ресурс в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Не секрет, что радикальные формы ислама, имеют сугубо религиозное содержание, а усиление религиозности мусульманского населения субъектов РФ с преобладающим нерусским населениям, фактически унавоживает почву и в перспективе подрывает светские основы государства, со всеми вытекающими последствиями. Скандал с хиджабами, это первый звоночек. При сохранении текущей линии, помяните мое слово, будут и другие.
PS. Лично моя позиция - и то и другое, нафиг из школы. Попам место в церквях, а не в школах, а чрезмерно верующим детям, в соответствующих религиозных учебных заведениях. Как и государство, образовательная система должна быть полностью отделена от религии. Попытки создавать в школе почву для противостояний по религиозному признаку, вредят не только системе образования и обществу, но и создают дополнительные линии разлома угрожающие в долгосрочной перспективе целостности государства, где может оказаться, что из "лучших побуждений" у нас окажется "четыре России", а то и вообще ни одной.http://colonelcassad.livejournal.com/860680.html#comments