Общий форум > Армия

"Флоту Быть" или "Погибаю, но не сдаюсь"?

(1/26) > >>

А.Хрящевский:
Тему о состоянии Военно-Морского Флота России  открывает цикл статей Члена Союза Писателей России, Члена Союза Художников России, автора знаменитой  двухтомной монографии "Лучшие подводные асы 2 Мировой войны" -  "Легенды и мифы подводной войны" капитана 1 ранга в отставке Дрожжина Г.Г.


Национальная реликвия – на задворках «Великой морской державы»
(к 50-летию атомного подводного флота России)

Прошедший 2008 год был юбилейным годом атомного  подводного флота России.  Моряки – подводники, учёные, сотрудники научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, инженеры, техники, рабочие-все, кто имел и имеет отношение к подводному флоту, да и не только они, но и вся патриотическая  общественность  страны отметила этот юбилей . Только вот мимо наших гражданских и военных московских  «вождей» это знаменательное историческое  событие прошло мимо. Им, озабоченными «наиважнейшими» государственными проблемами глобального масштаба – спасением от краха самой крупной в мире экономики «самого «демократического» государства – США и «реформированием» Вооружённых сил своей страны, доведения их состава до размеров Вооруженных сил Турции, не до юбилеев  было.  Ведь ни  для кого не является секретом, что спасая  от банкротства частные Российские банки и компании, набравшие под залог своих акций громадные кредиты в США, наше правительство, тратя золотовалютные резервы этого самого стабилизационного фонда, спасает именно американскую экономику. Кстати, Турция, имея территорию не более некоторых наших регионов (например территория Красноярского края в  4 раза больше), обладает Вооруженными Силами численностью личного состава 800 тыс., а соотношение военно-морских сил Турции и России на Черном море, например, по подводным лодкам 20 к 1. Примерно такое же соотношение по подводным лодкам и на Балтике по сравнению со странами НАТО.
23 и 24 октября в здании Военно-Морской  академии им. Адмирала Н.Г Кузнецова в Санкт-Петербурге проходил IV Съезд ветеранов ВМФ и подводников. Съезд был весьма представительным : общее число делегатов около 500 человек от 64-х региональных организации ветеранов ВМФ, насчитывающих в своих рядах несколько десятков тысяч человек. Следует сказать, что в состав Международной  Ассоциации ветеранов ВМФ и подводников входят не только те, кто служил в ВМФ, но и те, кто проектировал, строил, испытывал надводные корабли различных классов и подводные лодки разных проектов. При этом в Ассоциацию входят ветераны не только из регионов России, но и из стран СНГ.
Среди других вопросов, поднятых делегатами съезда (о катастрофическом состоянии флота, о продолжающейся «реформе» - разрушении флота,  «модернизации» одной из  лучших в мире систем военно-морского образования, начавшееся под руководством нынешнего Министра обороны разрушении ее и др.), был поднят вопрос  о сохранении исторической  памяти, бережном отношении к национальным реликвиям флота и страны в целом, о недопустимости наплевательского отношения властей предержащих к этим вопросам. В частности, речь шла о сохранении первенца отечественного  атомного подводного флота – атомной ПЛ «К-3» («Ленинский Комсомол»), вошедшей в состав ВМФ 50 лет назад, в 1958 году.
Постановление Совета  министров СССР № 4098 -1616 от 9 сентября 1952 года о начале работ над атомной ПЛ было подписано Председателем Совмина И.В Сталиным. Создание АПЛ  явилось стратегическим успехом нашей страны, крупнейшим отечественным научно-инженерным, техническим и технологическим достижением и подлинной революцией в области подводного кораблестроения.  В весьма короткий срок  была решена задача, не уступающая  по сложности подготовке и запуску человека в космос.
В проектировании и постройке первого отечественного подводного атомохода проекта «627» участвовало 135 организаций различного профиля и назначения: 35 НИИ, 20 конструкторских бюро, 80 заводов.
Решением  И.В. Сталина научное руководство созданием АПЛ было возложено на академика А.П. Александрова, главным конструктором был назначен  начальник Специального конструкторского бюро –«СКБ- 143» (ныне СПМ БМ «Малахит») В.Н. Перегудов, ответственным за создание ядерной установки – директор НИИ Химмаш (НИИ-8), главный конструктор Н. А. Доллежаль.
По согласованию со Сталиным  в Научно-техническом совете Первого главного управления при  Совмине СССР была организована специальная секция № 8 под руководством В.А. Малышева в составе: А.П.Александрова, Н.А Доллежаля, Л.И. Блохинцева, Б.Г. Чиликина, Б.С. Поздняка, Ф.Ф. Полушкина. Заместителем руководителя секции был назначен В.П.Славский. Под руководством этих людей  трудились десятки и сотни тысяч специалистов научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов.
АПЛ «К-3» была «революционной» не только по возможности длительное время и с большой скоростью двигаться под водой, но и по глубине погружения . Для того, чтобы  подобрать сталь для «прочного» корпуса лодки был проведён большой объём теоретических и экспериментальных исследований прочности корпусных конструкций из стали марки 48 ПМ и новой высокопрочной стали АК-25 в ЦНИИ – 48 (ныне ЦНИИ КМ «Прометей»).
Большие трудности пришлось преодолеть СКБ № 143 и НИИ – 8 при создании силовой установки с реактором, охлаждаемом водой, с водяным замедлителем нейтронов, т.к. подобная установка не имела аналогов.
Парогенераторы для АПЛ были изготовлены специалистами конструкторского бюро котлостроения Балтийского завода. Разработка технических проектов генераторов для турбогенераторов и дизельгенераторов, а также электродвигателей насосов главной энергетической установки была выполнена на заводе «Электросила».
Проведение научно-исследовательских работ и разработка эскизных и технических проектов новой радиолокационной станции «Призма» и станции обнаружения работающей РЛС «Накат», а также антенн к станции «Факел-МО» было выполнено ЦНИИ -49 (Ленинград»).
Над навигационным комплексом «Плутон» работали в МНИИ -1 (Москва), над штурманским автопрокладчиком «Терек», входящим в этот комплекс, в НИИ -303 (Ленинград).
Технический проект дизель - генератора 84 Н разработали на заводе «Двигатель революции» (Ленинград).
Изготовление турбонасосов и турбовентиляторов было выполнено заводами «Экономайзер» и Кировским. Комплексная система кондиционирования воздуха была разработана в Государственном НИИ прикладной химии.
Гидродинамические испытания модели АПЛ с оценкой управляемости и остойчивости проводились в ЦАГИ и НИИ судостроения им. Н.А. Крылова.
Проведение работ по ТВЭЛам, конструкционным материалам и узлам атомного реактора было поручено Лаборатории измерительных приборов АН СССР и НИИ-9.
К изготовлению комплектующих деталей систем и комплексов, разного рода основных и вспомогательных механизмов было привлечено, кроме основного судостроительного завода в Молотовске (ныне Северодвинск), ещё 79 других  заводов из десятков городов всего Советского Союза (не только таких «столичных», как Москва, Ленинград, Киев и др., но и «провинциальных», например , г. Бельцы в Молдавии или г. Осинники в Кемеровской области).
Анализируя с «высоты» прошедших  50-ти лет со дня постройки первой АПЛ события, которые произошли в стране и в мире, и изучая историю создания этого триумфального подводного корабля, нельзя не поражаться, не восхищаться и не удивляться энергии, чёткости, организованности и ответственности людей, осуществивших в кратчайший срок этот  великий проект. Руганная и переруганная «демократами» и либералами всех мастей командно-административная система, созданная делократом Сталиным в тридцатые годы прошлого века, не только позволила нашему народу победить в великой схватке с мировым фашизмом, а потом восстановить в немыслимо короткий срок после колоссальных разрушений всё народное хозяйство и военно-промышленный комплекс, в частности, но и добиться  невиданных прорывных достижений в научно-техническом прогрессе, благодаря чему мы пока еще держимся «наплаву».


(Продолжение следует)

Ashar1:
Да...Всё, что осталось технологичного и наукоёмкого  в нынешней России - наследие Советской Сталинской эпохи.

А.Хрящевский:
Национальная реликвия - на задворках "Великой морской державы"
 (кап.1 ранга Г.Г.Дрожжин)

(Продолжение)

Среди других великих свершений советского народа одно из первых мест принадлежит созданию первой атомной подводной лодки. Первая атомная ПЛ «К-3» явилась «родоначальницей» других  АПЛ последующих поколений семнадцати проектов, общее число которых (подводных лодок) за период с 1958 по 1990 г.составило 250 (!) единиц. При этом некоторые из построенных в последствии атомных подводных лодок стали предметом восхищения и зависти подводников всех стран мира и могли составить предмет гордости любой нации. Однако об этом – несколько ниже.
Строительство первой АПЛ началось в июле 1955 г.  и через 3 года , 4 июля 1958 года в 10 час. 03 мин АПЛ дала ход под атомной силовой установкой. Академик Александров, присутствовавший в этот исторический момент на борту АПЛ записал в журнале пульта ГЭУ (главной энергетической установки): «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».  Для всех специалистов подводников, привыкших к вибрации и шуму при движении ПЛ в надводном положении (под дизелями),  было необычным и удивительным, что нет никакой тряски, никакого грохота, хотя лодка идёт на большой скорости;  слышен только шум (шелест) воды, обтекающей корпус, и виден белопенный след воды, взбаламученной равномерно вращающимися винтами могучего корабля.
Началась удивительная и, вместе с тем, драматическая, трагическая и героическая эпоха отечественного атомного подводного флота, обеспечившего мир в годы великого противостояния – «холодной войны» и доныне продолжающего пока еще сохранять обороноспособность нашей страны на морях и океанах.
Первым командиром «К-3» был назначен  капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко, ставший в последствие контр-адмиралом, Героем Советского  Союза.
По всем основным тактико-техническим характеристикам «К-3» превосходила самые лучшие в мире дизельные лодки: по скорости в 2-2,5 раза (до 30 узлов), по дальности плавания под водой без всплытия в 60-70 раз (до 22 тыс. миль), по глубине погружения в 1,5 -2 раза (до 300 метров).
Главное: подводная лодка стала действительно подводной, а не «ныряющей», как дизельные, вынужденные всплывать  периодически в надводное положение для зарядки аккумуляторных батарей и не имевшие возможности пройти под водой более 350-400  миль (без всплытия).
Ко всему прочему, первая отечественная АПЛ превосходила первую американскую АПЛ «Наутитилус» по основным ТТХ: по подводной скорости на 8 узлов, по глубине погружения на 90 метров. Атомный реактор нашей АПЛ требовал менее частых перезарядок, а сами эти перезарядки были короче по времени. Кроме того «К-3» превосходила американскую АПЛ по малошумности. Позже, правда, это преимущество было потеряно: наши торпедные атомные ПЛ и особенно АПЛ с крылатыми ракетами (первое поколение атомных лодок) намного уступали американским серийным АПЛ по гидроакустическим характеристикам: малошумности, дальности обнаружения кораблей противника гидроакустическими средствами. Но отставание по этим вопросам было только до времени, когда начали строиться АПЛ 2-го поколения, основной задачей которых было противостояние американским ПЛАРБ (атомным ПЛ, вооружённым баллистическими ракетами) и АУГ (авианосным  ударным группам). Наши АПЛ этого поколения, как торпедные, так и ракетно-торпедные были на порядок малошумнее лодок первого поколения и, хотя и уступали несколько американским по этому показателю, но со своими боевыми задачами справлялись успешно. Конечно, заслуга в этом экипажей лодок во главе со своими высококвалифицированными профессионалами – офицерами, в частности, командирами лодок
Когда же на вооружении отечественного ВМФ были приняты АПЛ 3-го поколения, наше отставание не только ликвидировалось, мы не только сравнялись с американцами, но в некоторой степени и превзошли их. Это признали и сами американцы – специалисты по подводному флоту, в частности , «отец» американского атомного флота – адмирал Риковер. А вот что сказал по этому поводу начальник оперативного отдела штаба ВМС США адмирал Д.Бурда (после анализа взаимного маневрирования АПЛ проекта «971» («Барс») с американскими АПЛ «Лос-Анжелес»): «…Русские конструкторы ликвидировали отставание по малошумности значительно раньше, чем ожидалось..» и «… Русская АПЛ третьего поколения (пр.971-авт.) по малошумности соответствует требованиям АПЛ четвёртого поколения».
Если первая американская АПЛ рассматривалась в качестве объекта для дальнейшего «вышибания» средств на развитие атомного флота (как об этом пишет тот же Риковер), то наша АПЛ создавалась сразу полноценным боевым кораблём, хотя первое время использовалась флотом в качестве опытной. Вторая наша АПЛ проекта «627 А», спущенная на воду в 1959 году, была уже первой серийной торпедной АПЛ в серии из двенадцати единиц. Кстати, вторая американская АПЛ «Сивульф», как и «Наутилус» тоже не была полноценной боевой и до конца своего существования использовалась по большой части, как «стендовый комплекс» для подготовки экипажей АПЛ.
В 1962 году «К-3» получила имя «Ленинский комсомол» в память о ПЛ «М-106», последней нашей ПЛ, погибшей во время Великой Отечественной войны. В этом же году она была введена в боевое ядро флота, и в этом качестве прослужила 25 лет (до 1987 года), когда была переведена в класс учебно-тренировочных кораблей.
Если первая американская АПЛ по корабельной архитектуре практически не отличалась от подводных лодок  Второй мировой войны, то наша была «революционной» и исключительно красивой, вошедшей во все мировые информационные материалы, оценивающие корабли по этому показателю, под номером «1». Это было обусловлено корпусом «торпедного» типа, рубкой «лимузинного» типа  и красивейшим рулевым «оперением».
Прослужив в составе ВМФ более 30-ти лет, АПЛ «Ленинский комсомол» вписала золотую страницу в историю Отечества и мирового мореплавания, впервые достигнув подо льдом Северного полюса, а затем активно участвуя в составе боевых сил флота, выполняя задачи боевой службы в дальних океанских походах и районах патрулирования, пройдя в общей сложности около 130 тысяч миль только в подводном положении.
Открыв эру арктического подводного плавания наших АПЛ, она «проложила дорогу» нескольким десяткам других отечественных  АПЛ разных проектов, в том числе и РПКСН (ракетных подводных крейсеров стратегического  назначения, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами). Впоследствии наши АПЛ «вдоль и поперёк» исколесили Северный Ледовитый океан со всеми его морями, выполнив в общей сложности около 300 (!) подлёдных арктических плаваний (в 10 раз больше, чем американские АПЛ). В числе этих плаваний они 50  раз  «посещали» Северный полюс, нередко всплывая из подо льда, либо в самой «вершине» Земного шара, либо вблизи от него.
В 1967 году АПЛ «К-115» проекта «627А» (командир  И.П. Дубяга, ставший героем Советского Союза) впервые совершила переход с Северного морского театра на Тихоокеанский подо льдом, затратив на это лишь 7 суток. Позднее наши атомные лодки совершили 30 переходов с одного театра на другой, как в одном, так и в обратном направлении, как в одиночном, так и в групповом плаваниях. При этом переходы эти совершались как через Арктический район, так и южным  путём (трансатлантические), через три океана, как с огибанием Южной Америки (проливом Дрейка), так и с огибанием Африки (у мыса Доброй Надежды).
Результатами всех этих многолетних походов и переходов было не только выполнение задач боевой службы (как правило на всех АПЛ имелось боевое оружие в соответствии со штатом: торпеды, крылатые и баллистические ракеты, ракето-торпеды с боевыми зарядами, в том числе – атомными), но  и громадный объём научно-исследовательских материалов по всему Мировому океану: гравитационное, магнитное поле Земли, глубины и течения, плотность и солёность воды, прохождение звука в воде, толщина и рельеф нижней кромки льда, углубление айсбергов, аномальные зоны подводного рельефа океанов и морей и т.д. т.д. Жаль только, что многие ценнейшие результаты этих исследований, в частности, по Арктическому бассейну, попали в руки канадцев, а от них (естественно) – в США.
Первая отечественная АПЛ, кроме всего прочего, была ещё и прекрасной школой подготовки кадров не только для подводного, но и для всего ВМФ. Среди «прошедших» через неё (проектировавших, строивших, испытывавших и проходивших на ней службу в какой-либо должности), многие стали адмиралами, командирами и начальниками штабов объединений и соединений флота, преподавателями высших учебных заведений ВМФ, учёными. Несколько человек стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда. Из числа личного состава, прошедшего на ней службу в разное время , свыше 400 человек-  офицеров, мичманов, старшин, матросов, были награждены правительственными наградами.


(Продолжение следует)

А.Хрящевский:
Гульнев  Н.Н.     http://www.chitalnya.ru/users/gulnev/

Подводная Гвардия

От Автора

     Взяться  за  трудную  работу  меня  вынудило  время,  а  точнее  -  безвременье, в котором  мы  живём, когда преданы забвению высокие человеческие идеалы – совесть, гражданственность, любовь к Отечеству, вера в добро и справедливость.
     Наши глашатаи свободы вдруг посчитали, что Кремль, Рублёвка и Садовое кольцо – это и есть Россия, а властная вороватая камарилья – это и есть элита России. За всю нашу историю никто ничего бесплатно не получал. Рюриковичи получили землю и власть за  создание Великого Княжества, Романовы получили огромные богатства за создание Великой Империи, помещики – будущие дворяне, получили землю за службу князю, царю и отечеству. А после смуты 1993 года прохиндеи и жулики растащили Россию по кускам и объявили себя великими реформаторами. Средства массовой информации обслуживают только власть и себя, историю России преподносят или в искажённом виде или шельмуют то, что создано десятками поколений. Свобода обернулась фарсом. Вас свободно могут ограбить, убить и предать. Свобода нищему народу не нужна. Господин Президент практически страной не управляет. Властные кланы живут по своим законам и в другом измерении.
     Отвечая на вызов нашей действительности, в своём повествовании я хочу показать время, в котором мы жили, и людей – флотских офицеров, настоящую элиту Отечества. Удивительно, но факт, что офицеры флота ушли со службы нищими. У них отобрали всё, даже скромные накопления, а квартиры получили не все. Они не имеют ни банковских счетов, ни офисов, ни домов, но до сих пор гордятся своей службой Отечеству, гордятся тем, что они на равных были в океане с Америкой в период «Холодной войны». Гордятся количеством боевых служб или походами на Северный Полюс, или слежением за авианосцем «Энтерпрайз». Они гордятся временем, в котором служили, когда можно было бояться подлецу и предателю, а не честному человеку. Фактически послевоенное поколение спасло Отечество и от «горячей войны». И они этим гордятся! Вот феномен времени! Именно в Советском Союзе выросли достойные и честные люди, готовые на самопожертвование. Через призму времени я показываю становление моего героя, когда сама окружающая обстановка обладала колоссальной воспитательной силой: школа, Нахимовское училище, Военно-морское училище, бригады, дивизии и флотилии Северного флота.
     Чтобы не было разночтений, замечу, что под «Подводной  Гвардией» я подразумеваю офицеров флота послевоенного  поколения, которые выстояли в противостоянии с сильным противником в период «Холодной войны». Они не проиграли «Холодную войну», её проиграли политики, а после предали  высокие идеалы  служения  Отечеству и людей флота. В чём-то судьба моего героя повторяет судьбы командиров ПЛ 4 эскадры, 1,3 и  11флотилий ПЛ Северного флота. Да будет так!     
                                                                           
                                                                             
  ВСТУПЛЕНИЕ

Не  всё  ушло,
Не  все  мотивы  спеты,
Не  стало  море
Краше  и  теплей!
Пишите  марши,
Юные  кадеты,
На  курсах
Настоящих  кораблей,
Пишите  жизнь  прекрасную
Сначала,
Чтоб  флаги  в  море
С  гордостью  цвели,
Чтоб  нота  неподкупная
Звучала
В  местах,  где  наши
Предки  полегли,
Чтоб  счастье  вам
В  беде  не  изменило,
Чтоб  билось  сердце
Честное  в  груди,
И  чтобы  вас
Отечество  хранило
Для  славных  дел,
Что  будут  впереди!
Походы  ждут  -
Они  для  вас  не  новы!
Уж  мудрый  флагман
Выкрикнул  -  «Пора!»
До  места  флаг,
И  отданы  швартовы  -
И  в  океан  уходят
Крейсера!
Бог  в  помощь  вам,
Друзья  -  гардемарины!
Всё  будет  так
И  всё  наверняка!
... И  будут  вновь,
Расталкивая  льдины,
Лететь  вперёд
Легенды  и  века.
                                                 
         Глава  1

ПОСЛЕВОЕННОЕ  ДЕТСТВО
                   1
Мы  со  своей  судьбою  спорим
Среди  полей,  жнивья,  стогов,
Да  и  нередко  грезим  морем
Вдали  от  гулких  берегов!
Где  от  отцов  достались  хаты
И  где  не  водятся  пираты,
Где  косит  старая  коса,
Где  облака - как  паруса,
Где  благодатные  места,
Где  всё - обыденно  и  просто,
Где  у  старинного  погоста
Скучает  церковь  без  креста,
Простор  душе - благая  высь,
Здесь  наши  предки  родились.

                        2
Здесь  под  перстом  годины  строгой,
Забыв  покой  и  тишину,
Они  разбитою  дорогой
Шли  по  команде  на  войну.
Всё  позади - дворы,  ухабы
И  крик,  что  разносили  бабы
У  старых,  скромненьких  дверей,
То  крик  славянских  матерей!
Понятно,  так  они  прощались,
Так  повторялось,  так  всегда,
Но  плач  был  громче,  коль  беда,
И  коль  мужья  не  возвращались.
Судить  Отчизну  не  берусь  -
Но  воевала  часто  Русь!

                       3
Венчало  русское  колечко,
Плело  судеб  веретено  -
И  дом,  и  лес,  и  рядом  речка,
А  вот  покоя  нет  давно!
Хотя  страстишки  поостыли,
Но  тут  всегда  проблемы  были,
А  злом  неведомой  руки,
Сжигались  часто  кулаки.
А  было  ведь!  Игрались  свадьбы,
Но  под  обиды,  крик  и  злость,
Что  дедам  видеть  довелось,
Сжигались  барские  усадьбы  -
И  всякий  смерд,  удал  и  смел,
Вершил  библейский  передел!             
             
                      4
Не  разбирался  месяц  ясный,
На  землю  глядя  с  высоты,
Кто  это - белый  или  красный,
И  чьи  там  звёзды  и  кресты?
Как  утверждают - всё  бывало,
И  был  народ  лесоповала!
Не  крикнуть - душу  береги!
И  где  друзья,  а  где  враги?
Ну  что  ж,  от  Сталинской  опеки
И  от  мозолистой  руки,
Коль  доставались  Соловки,
Считай - в  округе  были  зэки,
Но  всходы - это  семена,
И примиряет  всех  война.

                       5
Ещё  молитва,  лучше  книжка
И  свет  родного  букваря!
... Герой  мой,  ясно  вам,  мальчишка
Уже  готовился  в  моря.
Насчёт  судьбы  не  заблуждался  -
Отца  родного  не  дождался!
Суровы  были  времена,
Когда  закончилась  война.
Тут  не  ласкало  слово  ухо,
Не  благоденствовал  народ,
И  коль  случился  недород  -
По  всей  России  голодуха,
Тут  выбирай - не  выбирай,
Когда  Отечество  не  рай.

                       6
Под  слоем  русского  помола  -
Судьба,  как  в  сушу  береста!
Герой  мой  там,  где  учит  школа,
Где  есть  высокая  мечта.
Вставал,  обычно,  спозаранок
Войны  Отеческой  подранок,
И  молоко  без  хлеба  пил,
А  дед  же  в  школу  торопил.
А  после  школы  в  дикарей,
Особо  раннею  весною,
Играл,  и  часто  с  ребятнёю
Ловил  на  речке  пескарей,
Считая,  время - не  беда,
Вся  переплавится  руда!

(Продолжение следует)

А.Хрящевский:
Н.Н.Гульнев  Подводная гвардия (продолжение)

                      7
Народец  жил  хозяйством  личным  -
На  помощь  можно  Бога  звать!
Но  всё  ж  считалось  неприличным
В  саду  соседа  воровать.
А  коль  ушло  сугробом  барство,
И  все,  как  голый  ствол  сосны,
Понятно,  что  обречены
Хоть  что-то  брать  у  государства!
То  квас,  то  хлеб - перебивались,
Ещё  порою  удивлялись,
Что  не  затянут  властью  жгут  -
Коли  не  вымерли,  живут!
Коль  власть  чего-то  недодаст  -
Мужик  сворует  нужный пдаст.

                      8
А  вот  и  радио - обнова!
«Тарелка»  чёрная  горит,
И  что-то  там  про  Кузнецова
Надменный  диктор  говорит.
Но  всё  ж  молчит,  что  с  властью  в  споре,
Что  был  у  Сталина  в  фаворе!
И  по  себе  оставил  след,
Однако,  озадачен  дед!
Видать,  звезда  его  взыграла,
И  что-то  изменилось  вновь,
А  как  о  нём  не  суесловь  -
Он  честь  не  предал  адмирала!
Но  внук  под  звуки  новых  нот
Лишь  позже  истину  поймёт.
                      9
Что  для  него  века  и  годы?
Он  беззаботен,  и  пока  -
Наследник  доли  и  породы
Летит,  как  в  небе  облака!
Но  слово  старших  всё  же  чтит
И  знает  -  Бог  его  простит,
За  то,  что  юною  порой,
Слова  не  помнил  за  игрой,
Не  знал,  а  что  там  за  порогом?
Что  власть?  И  что  есть  господа?
Но  через  годы - это  да!
Вдруг  пожалеет  он  о  многом  -
Как  позабыл,  так  и  не  знал
Того,  что  дед  ему  сказал.

                     10
А  какова  судьбина  деда?
На  ком  вина?  Кто  без  вины?
Один  арест,  одна  Победа
И  за  плечами  три  войны!
А  дед,  сегодня  не  вопрос,
Так  много  в  жизни  перенёс,
Но,  он  Россию  не  сдавал
Да  и  царя  не  предавал,
А,  покоряясь  молча  флагу,
И  не  храня  былую  злость,
Он  за  Отчизну,  так  пришлось,
Сам  принял  Сталина  присягу,
И  точно  выполнил  приказ,
Но  был  и  ранен  в  третий  раз!

                       11
Нет  среди  родичей  постылых  -
О  них  рыдает  соловей!
Они  в  неведомых  могилах
Забыты  Родиной  своей.
Чтоб  взять  Россию  на  поруки,
Что  скажет  дед - запомнят  внуки!
Глядишь,  и  там,  а  может  тут
Венок  из  памяти  сплетут.
А  кто  сегодня  помнит  Трою?
Но  сохраняя  русский  пыл,
За  то,  что  деда  он  любил,
Простим  беспамятность  герою.
Тут  и  мечты  явился  пик  -
На  встречу  прибыл  выпускник!

                    12
И  речь  повёл  отличник  Слава  -
Две  «галки»,  ленточка,  звезда  -
«Вот  так!  Ребята  из  Подплава
Флот  не  позорят  никогда!»
Ещё  добавил - не  от  скуки
Грызём  мы  флотские  науки,
А  чтоб  в  пучине - под  водой,
Не  повстречаться  нам  с  бедой!
В  судьбе,  как  в  море,  дело  в  малом  -
Дерзай,  работай,  не  ленись!
И  если  сможешь,  становись,
Пройдя  ступени,  адмиралом!
И  знайте - флот  не  любит  стон,
А  слово - это  как  закон!

                      13 
Мечта  летит  из  разговора  -
Спешите  встать  в  курсантский  ряд!
Он  знает,  где  стоит  «Аврора»,
И  что  прекрасен  Ленинград!
И  утверждал - бываем  даже
Мы  очень  часто  в  Эрмитаже!
Ещё  добавил  под  конец,
Что  это  Царский  был  дворец,
Его  и  Зимним  как-то  звали,
Но  после  слабого  царя
Дворец  матросы  Октября
В  одном  порыве  штурмовали!
И  вот  уже  который  год
Дворцом  владеет весь  народ.

                    14
Слова  какие - «марсы», «плёсы»  -
Плети  салагам  без  помех!
И  тут  посыпались  вопросы,
И  удивляла  форма  всех.
Нести  пришлось  удачу  стоя,
Коль  от  красавиц  нет  отбоя!
Краса  и  гордость,  всё  при  нём,
Да  и  значок  горит  огнём.
Под  знаком  бурь  и  непогоды,
Под  светом  флотской  новизны,
Они - защитники  страны
Да  и  почти  что  мореходы!
Знакомо – галс,  известно - грот
И  против  ветра  поворот!

                      15
Любому ясно:  слово - сила,
С  ним  не  опустишься  на  дно!
И  эта  встреча  заронила
На  почву  нужную  зерно.
Ещё  курсант,  как  на  заказ,
Вёл  про  нахимовцев  рассказ,
И  как  тут  что  не  перегни,
Сказал - сироты  все  они!
Но,  потерявшие  отцов,
Нужны  Отечеству  и  флоту,
И,  проявив  свою  заботу,
Дал  им  путёвку  Кузнецов,
Но  и  сказал – учись,  учись
И  человеком  становись!

                      16
Запомнил  юноша  беседу,
Да  вот  мечты - как  миражи!
Но  не  давал  покоя  деду,
Просил - про  Питер  расскажи!
Но  мудрый  дед - ходячий  том,
Всё  говорил  ему - потом!
Немного в  школе  подрасти  -
И  все  откроются  пути!   
И  просьбам  мать  уже  не  рада  -
Откуда  этот  детский  бред?
Уже  за  россказнями  вслед
Готов  идти  до  Ленинграда.
Она  сказала - ты  усвой,
Был  твой  отец  не  рядовой!

(продолжение следует)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии