Автор Тема: РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР  (Прочитано 842 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
РУССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ХАРАКТЕР

"Мы не славяне и не туранцы,
мы – русские!" (Н. Трубецкой)


Ни для кого не секрет, что сегодня Россия, русские люди переживают не лучшие времена. Стоит только однажды послушать программу А. Караулова "Момент истины", чтобы придти в ужас от происходящего в стране: семнадцатилетняя девушка заказывает киллеру убийство собственного отца, чтобы быстрее овладеть его имуществом; другая (пятнадцатилетняя) из тех же соображений  собственноручно убивает свою мать и комментирует это словами: "Да это совсем и не страшно!" Есть уже и шестилетние убийцы и грабители! При переделе собственности – богатейшего наследия СССР – ежедневно гибнут десятки и сотни претендентов. Чиновниками огромные государственные ценности  продаются за гроши (конечно,  не без выгоды для себя). Офицеры Российской армии продают оружие противнику. Нувориши заводское оборудование продают, как металлолом, уничтожая таким способом нашу промышленность. Колхозы и совхозы развалены и поля заросли лесом. В обществе процветают коррупция и насилие. Мораль, экономика, государство - в жесточайшем кризисе! А послушаешь кремлёвских правителей и их приспешников – Россия на взлёте!

Население страны и особенно русские люди вымирают на глазах. За год нас становится меньше на миллион человек! Только от инфарктов и инсультов ежегодно в трудоспособном возрасте умирает 839 человек на каждые 100 000 населения! (Для сравнения в Европе - менее 100 человек.) Известны семь основных факторов, приводящим к этим смертельным сердечно-сосудистым заболеваниям. Исследования показали, что смерть у наших граждан наступает в основном не благодаря им. Причинами являются: утрата духовных ориентиров, ценностей, смысла жизни,  бедность, беззащитность, повседневно наблюдаемая несправедливость – душевный дискомфорт!

Взамен нашей традиционной русской высшей ценности "Справедливость в равенстве" нынешние медиа усиленно внедряют в сознание народа западные рыночные, протестантские: культ денег, потребительство, насилие, секс, безнравственность, эгоизм. Результатом явился глубочайший моральный кризис общества, которого и не выдерживает слишком чувствительное русское сентиментальное сердце!  (Ещё одно доказательство нашей былой вековой высокой духовности!)  Справедливость в нашей системе ценностей агрессивно замещается выгодой, правом силы, животными инстинктами.

В результате 15 лет так называемых реформ в России оказалось 27 долларовых миллиардеров, 88 тысяч долларовых миллионеров и 35 миллионов человек живущих за чертой бедности! К большой радости наших реформаторов и их наставников мы уподобились Бразилии! А народ наш, увы, безмолвствует! За время реформ народ этот обманывали бесчисленное число раз. Чего стоят только обещания Чубайса о молочных реках и кисельных берегах, которые должны были появиться после ваучерной приватизации, и Ельцина - положить голову на рельсы, если этого не произойдёт! Я уже не говорю об обещаниях губернаторов, мэров, депутатов всех уровней, банкиров и бизнесменов! А народ русский всё безмолвствует! Хотя в быту у нас и ныне действует другое правило: обманул человек однажды, в другой раз ему уже не верят! Вспомните назидательный детский рассказ Л.Н. Толстого "Волки". Думается, что в подобной ситуации любой другой народ уже давно бы взял штурмом свою Бастилию!  Не понимают нас ни европейцы, ни американцы. Уже в который раз мы подтверждаем на практике данное нам определение: "Загадочная русская душа".

Так в чём же феномен? Чего ещё ждёт русский человек? Откуда у нас такое долготерпение? Ведь, если не принять меры, нас – русских – на планете Земля в ближайшее время просто не будет существовать! Сегодня вопрос о русском национальном самосознании, русском характере, вообще национальный вопрос – актуальны  как никогда!

Очевидно, чтобы понять причины терпеливости и пассивности русского народа нужно понять в целом его национальный характер, менталитет, его душу! Попытаемся в рамках этой небольшой статьи хотя бы в первом приближении сделать это.

Уже никем не оспаривается утверждение о том, что между особенностями среды обитания, историей развития того или иного народа и его национальным характером существует определённая жёсткая зависимость. Национальный характер – категория психологическая – означающая наличие некоего стереотипа, отражающего общие для всех представителей данной нации черты. Так, например, всеми признано, что немцы пунктуальны, педантичны и законопослушны; французы сластолюбивы,  галантны и тщеславны; американцы деловиты, корыстолюбивы и нахальны и т.д.  Русскую душу известный  философ Н. Бердяев определил такими эпитетами как безграничность, бесформенность, широта, устремлённость в бесконечность.  Кант считал, что в его время русский характер вообще ещё не сформировался. Он рассматривал русского с позиции европейца, то есть представителя иной, отличной цивилизации. Однако признавал факт, что русская цивилизация существует независимо от Европы уже столетия.  С. Соловьёву принадлежат слова: "Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты таков!"

Со времён Аристотеля известно, что целое не есть просто сумма частей. То есть, чтобы определить национальный характер народа ещё недостаточно определить наиболее часто встречающиеся черты характера его представителей. Систему (народ) необходимо рассматривать в целом в её историческом развитии. То есть под национальным характером нужно понимать совокупность специфических норм поведения типичных для представителей нации в определённое историческое время. Очевидно, эти нормы зависят от психофизиологических свойств личностей и характеристик общества, в котором они живут. Нормы поведения людей могут усваиваться как сознательно в процессе воспитания, так и бессознательно – передаваться генетически. Тип же общества определяется господствующей в нём системой ценностей. Иными словами, национальный характер напрямую зависит от государственной системы ценностей и изменяется вместе  с ней.
Определим "ценности" (с точки зрения философии жизни) как нечто материальное или духовное, что обеспечивает соответственно материальные или духовные потребности человека.  Образно выражаясь, национальные ценности – это социальные гены, определяющие структуру и функционирование социального организма (нации). Отсюда следует огромная роль системы ценностей, как основы существования социума. Система ценностей лежит в основе политики, экономики, идеологии. Она оказывает решающее влияние на все стороны жизни общества: тип государственного устройства, государственные институты, законы государства, мораль, экономику, науку и искусство, психологию народа, его мировоззрение, национальный характер и т.д.  и  т.п. Если исходить из этого, то:
Политика – это совокупность управленческих мероприятий, проводимых государством для поддержания принятой за базовую системы ценностей.
Экономика – это совокупность законов, определяющих взаимоотношения между отдельными материальными ценностями непосредственно, либо через посредника - деньги; а также способов получения материальных ценностей.

Идеология – это совокупность методов, позволяющих повысить приоритет отдельных ценностей, либо в принципе сделать их привлекательными в глазах народа.
Юридические законы – выражение  отношения государства к отдельным ценностям.

Нравственные нормы – выражение отношения общества к отдельным ценностям.

Добро – всё то, что способствует утверждению принятой системы ценностей. Любое деяние считается добрым, если оно согласуется с системой ценностей оценивающего его индивида или сообщества.  Чем выше приоритет ценности, которой соответствует деяние, тем оно более доброе.
Свобода – возможность внесения изменений в систему ценностей принятую в государстве. Степень свободы определяется процентом граждан имеющих возможность вносить эти изменения.

Очевидно, этот перечень может быть детализирован и продолжен. По непонятным причинам ценностной философии, начиная с советских времён, уделяется очень мало внимания. Хотя многие понимают, что в основе всех общественных преобразований  (в том числе и нынешних) лежит изменение системы ценностей. Наверное, профессиональным философам самое время вплотную заняться этим вопросом!   Мы же ограничимся только влиянием системы ценностей на национальный русский характер.

Думается, что ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что духовные ценности хранятся в национальном характере народа, а наличие устойчивой      системы ценностей делает устойчивым и всё общество.

Для выявления особенностей русского национального характера надо определить набор ценностей, приверженцем которого является русский народ. Как уже отмечалось, на формирование системы ценностей народа влияют среда его обитания, природа, взаимоотношения с соседями, вера, традиционная хозяйственная деятельность. П. Чаадаев, например, считал, что "вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас, разбросала в пространстве; она внушила нам странную покорность силе вещей, всякой власти, провозгласившей себя нашим владыкой".

Да, нам достались огромные пространства, северные земли, суровые климатические условия, где земледелие даёт урожаи значительно худшие, чем в Европе и Америке. Географически мы находимся между Европой и Азией и на протяжении многих веков подвергались натиску и с Запада, и с Востока. Чтобы выстоять, наши предки объединились в общины. Общинное ведение хозяйства решало главную задачу – обеспечивало выживание людей - и было направлено на удовлетворение собственных потребностей общины. Рыночные отношения при этом развивались слабо. Самодостаточность хозяйства, характерная для стран Востока, существовала и в Московской Руси и в СССР. Этот тип хозяйствования не способствовал повышению качества продукции, зато обеспечивал в случае необходимости концентрацию сил.  Жизнь русской сельской общины в основном и определила систему ценностей и русский национальный характер. Высшими ценностями  (ради чего и живут люди) у нас стали человек и общество! То есть, изначально русская система ценностей была альтруистической! Считая главной, фундаментальной ценностью человека, русские люди и счастье видели в максимальном удовлетворении его потребностей (даже в большей степени, чем своих собственных!)  Забота о ближнем, милосердие, сопереживание, сочувствие - в общине были всеобщими. Тому свидетельствуют древние русские традиции, такие как: "помочи", "хождение в кусочки" (бескорыстная помощь нуждающимся соседям), общая забота о сиротах, нищих и паломниках и т.д. К модусам (формам проявления высшей ценности) относится и сама община ("мир"), и коллективная мудрость (совет старейшин), и труд  (как божественное предписание), и справедливость (в равенстве по отношению к земле), и власть мира над индивидом.  Следующую группу ценностей составляли модусы, имеющие природное происхождение: человеческая жизнь, здоровье, ум, сила, храбрость, красота, красноречие и т.п. Отдельную группу  -  материальные ценности: земля, вода, лес, ископаемые богатства. Часть ценностей служила регулятором межличностных отношений, другая – критериями оценки нравственности поступков.

Конечно, при исследовании национального характера нельзя упускать и духовный фактор, психологию нации, Православную веру. Коллективный дух есть единство общественного сознания и подсознания. Содержание общественного сознания - ценности, идеалы, традиции, верования различных общественных слоёв – хранятся и передаются с помощью СМИ и личного общения. Элементы общественного сознания специфичны для различных слоёв общества и зависят от их ценностной ориентации. Содержание общественного подсознания передаётся через моральные нормы, то есть относительно устойчивые образцы поведения, имеющие обязательный характер. Однако отдельные нормы усваиваются человеком бессознательно. Именно эти бессознательно усвоенные нормы морали делают представителей разных поколений близкими и понятными друг другу. Кант, например, верил, что существует пласт социальных норм, доставшийся нам от далёких предков, переданный через общественное подсознание, то есть нормы морали, перешедшие на генетический уровень. Иными словами, он верил, что путём соответствующего воспитания существует возможность создать идеально нравственного человека! Очень хотелось бы, чтобы его надежды когда-нибудь оправдались, и на Земле наступил золотой век!

Моральные нормы, хранящиеся в общественном подсознании вместе с закреплёнными в них ценностями, составляют основу национально характера, поскольку позволяют узнавать "своих" без включения сознательного анализа. Особо важными являются фундаментальные нормы, регулирующие способы достижения главной ценности, определяющие нравственность и безнравственность деяний с точки зрения общественного подсознания. Для поддержания этих норм (при отсутствии рыночных отношений и отрицательном отношении к богатству) в русской общине существовали праведники и святые, объективно определяющие вклад человека в общественное дело.  К таковым в разное время относились и местный священник, и барин, и царь, и народный вождь. Вот эта традиционная потребность в носителе высшей справедливости и породила в нас веру в необходимость царя! Отсюда вытекает и удивительное наше доверие к властям, наше наивное убеждение, что власти действительно живут интересами народа! Мы верим, что отдельный чиновник может быть и не честным, но вся власть не оправдывает наших ожиданий только в результате неведения или по недоразумению! Отсюда неоправданно высокое доверие русских людей к властям!
Высочайшая значимость ценности "общество" ("мир") для нас - русских связана с нормой социальной справедливости, понимаемой, как равенство в получении общественных благ отдельными людьми (справедливость в равенстве), а так же с нормой сплочённости (коллективизмом).  Для русского человека моральная норма "справедливость" всегда была выше юридического закона, она увязывалась с Божьим Судом, а наш коллективизм, сплочённость помогли сохранить государственность в условиях постоянного давления из вне тысячу лет!  Уместно заметить, что в эгоистическом западном обществе справедливость понимается как равенство возможностей личностей в достижении социальной значимости, чего даже чисто теоретически быть не может, поскольку люди слишком различаются уже от рождения! Как сказала М. Тэтчер, речь идёт о справедливости в неравенстве. Думается, если бы она была не премьером, а бездомной, то рассуждала бы по-русски!

Преобладание коллективистской тенденции в русском национальном сознании способствует миру и покою в обществе, развитию без спадов и подъёмов (эволюционным путём) народного хозяйства. В такой ситуации национальный дух может придти в возбуждённое состояние только при наличии внешней опасности или для  достижения какой-либо высокой общенародной цели. Значимость отдельной личности в общине, за исключением вождя, обычно не высока. Возможно, отсюда вытекает лёгкая жертвенность русских людей, массовый героизм во время войны, романтика борьбы, как способы обретения личной социальной значимости. Великая отечественная война доказала справедливость этого утверждения. Ни в одной из воюющих стран не было ни Матросовых, ни Гастелло, ни Космодемьянских. Только русский человек способен пойти на самопожертвование во имя Отечества или ради спасения друга! Образ горьковского Данко – воплощение русского самопожертвования!

Не отрицая других факторов, можно уверенно сказать, что многовековая наша жизнедеятельность в условиях русской крестьянской общины определила многие ведущие черты русского духа, русского национального характера, психологии русских людей, существенно отличающие их от западных соседей и вызвавшие к жизни определение "загадочная русская душа".

Россия, по выражению Н. Бердяева, -  "огромное мужицкое царство". Община сложилась спонтанно на определённом историческом этапе и была использована русским государством в своих целях. Многие видят в общине следы азиатской цивилизации. К. Маркс, например, считал общину основой восточного деспотизма. Но это ни в коей мере не унижает русской цивилизации, свидетельствуя только о её большей по сравнению с европейской самобытности.
Итак, любое человеческое общество базируется на неких фундаментальных ценностях, в зависимости от которых находится принятая в нём хозяйственная система. Хозяйственная деятельность определяет свойства личности. Личность характеризуется своей системой ценностей, куда входят и общественные. Ценности от личности к личности передаются как через общественное сознание (идеологию), так и через общественное подсознание (нормы поведения). Под влиянием ценностей формируются черты национального характера. Изменить национальный характер возможно путём изменения норм поведения в сферах материального производства и политической. Изменение способа производства и политики государства вносят в сознание народа новые ценности, изменяющие национальный характер, что и происходит на наших глазах в России сегодня!

Рассмотрим подробнее фундаментальные ценности, которыми жила русская крестьянская община.

Первая, древнейшая и важнейшая ценность русской общины – сама Община или "Мир" – основа существования индивидуума. Ради "мира" человек должен был готов жертвовать всем! Это подтверждено всей историей Московского государства. Только подчинение интересов индивидов интересам общины позволило нам выжить и остаться русскими людьми! Община как ценность выдвинула другие высшие ценности – Человека и Общество. Как личность человек состоится только в обществе себе подобных.

Вторая важнейшая общинная ценность – Справедливость как изначальное равенство людей по отношению к земле. Землю русские люди считали Божьей, поэтому любой родившийся на ней человек имеет на неё равные права с другими. Считалось, что человек может быть только временным владельцем земли, но не её полным и безраздельным собственником.  Распорядителем земли был "Мир".

Следующая высшая ценность, признаваемая Общиной – Человек - существо, жизнь которого нужна "Миру". Община защищала его всей своей силой. Отсюда вытекает особая доброта, отзывчивость, сопереживание, соучастие – душевность русского человека.

Несомненно, Общество, Справедливость, Человек – высшие гуманитарные ценности, стабилизирующие жизнь и одновременно ограничивающие свободу индивида. Среди высших ценностей русской общины нет ни выгоды, ни богатства, особо почитаемых на Западе. Стремление русских людей организовать жизнь на основе своих высших ценностей является христианским подвигом. Не даром Русь называли святой! Видимо, отсюда происходит и высочайшая жертвенность русских людей во благо ближнего, Родины, нации!

Естественно, русская Справедливость тормозила развитие денежных, рыночных отношений. Апологеты буржуазии это обстоятельство считают большим недостатком общинных отношений. С ним безуспешно боролись Александр второй, Витте и Столыпин.  Рыночные и общинные отношения несовместимы, ибо основываются на противоположных ценностях (первые – на материальных, вторые – на духовных).  Кто-то предпочитает ценности материальные, кто-то – духовные.  Представляется, что человек, живущий духовными ценностями (конечно, при обеспечении материального достатка), в большей степени может считать себя Человеком, нежели тот, кто живёт ради богатства и всего, что оно даёт!

Отрицанию общиной как ценности богатства и выгоды способствовало и Православие, имеющее значительно большее влияние на народ русский, чем различные христианские конфессии на Западе. Дорогие украшения на русском человеке были лишь символом его высокого общественного положения, определяемого заслугами перед обществом. Добытое чаще всего на войне богатство не было принято, как в Европе, накапливать. На Руси приветствовалась расточительность: пиры, подарки, забавы. Отсюда и широта русской натуры, щедрость русского человека. Только русский золотопромышленник мог, вернувшись из тайги с мешком золота, в короткое время прогулять всё и отправиться обратно нагим и босым! Европеец не способен на это. Выше богатства русские люди ценили славу, особенно добытую в бою. Оттого до недавнего времени так высоко чтились у нас люди с мечом, а не с мешком! В соответствии с христианской традицией корыстолюбие считалось великим грехом. Отказ от мирских благ поощрялся церковью. Купец на Руси вызывал более презрение, чем уважение! Богатство как ценность принималось постепенно с внедрением рынка и упадком общинных отношений – с проникновением к нам западной протестантской цивилизации. Однако, как свидетельствуют опросы общественного мнения, у многих русских людей сохранилась неприязнь к богатым, ибо "трудом праведным не наживёшь палат каменных!"  Социальной значимости в общине можно было добиться только на нравственно одобряемых и законных основаниях лишь за счёт духовных модусов – Святости, Славы, Знания, и благодаря природным качествам – богатырской силе, храбрости, воинскому умению и доблести, уму и красоте.
В русской общинной системе ценностей духовные ценности (человеческие) явно преобладали над  материальными (биологическими). Иными словами, человек общинный был в большей степени Человеком (дальше ушедшим от питекантропуса), чем представитель западной рыночной цивилизации!  А разве не к этому мы стремились в Советское время и разве не добились определённых успехов!?

Община воспитывала в людях привычку к сплочённой массовой деятельности (посевная, страда, покос), сочетающей тяжёлый труд с праздником. Должно быть, коммунистические субботники не прижились бы ни в одной другой стране кроме России! Русскому  человеку всегда было свойственно творчество в ремесле и мыслях. Он издревле интересовался смыслом жизни. Русскому национальному характеру свойственно сочетание самых разнообразных (часто противоречивых) черт. Русский одновременно может быть храбрецом на поле боя,  скромным, застенчивым в быту и даже трусом в гражданской жизни. А. Солженицын совершенно справедливо отметил:  "Ведь мы привыкли под доблестью понимать только военную, ту, что позвякивает орденами. Мы забыли доблесть другую – гражданскую! – её-то! её-то! только и нужно нашему обществу!" Ещё задолго до Солженицына общественный деятель другого смутного времени дьяк И. Тимофеев особенно выделял у русского человека именно недостаток "мужественные крепости" – пассивное и раболепное "бессловесное молчание" перед сильными мира сего. Причиной этого молчания был страх за личную жизнь. Прекрасно сказал о необходимости выдавливания из себя раба А.П. Чехов! Однако, заметьте, как изменяется русский человек, когда речь идёт о судьбе Отечества! Вспомните жертвенный подвиг Ивана Сусанина! А разве советский народ не  жертвовал многим во имя Родины!?

Противоречивость непредсказуемость русских людей всегда была загадкой для европейца. Ему никогда не понять альтруизма русских, способности положить голову за други своя! Никогда не понять нашего мечтателя Обломова! Можно одним словом определить отличие русского от европейца, - он не рыночник! И поскольку в русском национальном характере не существуют фундаментальные материальные ценности, обобщённые погоней за социальной значимостью путём обогащения, а превозносимая нами Справедливость не способствует развитию рыночных отношений, то и не следует ожидать быстрого внедрения в России цивилизации западного типа! Не даром Председатель совета федерации С. Миронов недавно признал, что рыночные реформы у нас не приживаются. Может это и к лучшему!? К счастью, наши общинные отношения оказались весьма устойчивыми. Несмотря на революции и реформы, ценностные ориентации большинства русских людей меняются медленно. Во-первых, потому, что фундаментальной ценностью в общине был Человек и социальный механизм был подчинён обеспечению его интересов. Во-вторых, жизнь в общине регулировалась весьма демократично. Человек мог быть всегда услышанным обществом. В-третьих, община спасала людей от одиночества. В ней все были своими, близкими.  В-четвёртых, большинство русских людей сохранило в сознании уверенность в возможности жить счастливо, в приемлемом достатке и в общине (как в советское время) и обойтись без западного рынка. В-пятых, общиной были выработаны многочисленные формы коллективного проведения досуга (посиделки, гулянья, праздничные обряды), которые ещё сохранились в памяти народа, особенно в сельской местности и в провинции, и вызывают ностальгию по прошлому.

В целом, общинное, коллективное житьё давало людям ощущение теплоты отношений, своей востребованности, полноты жизни, буржуазный же индивидуализм этого заменить ничем не может!  Как считают психологи, общинная психология ещё сохранилась в настоящее время у 80% русских! Надо признать, что русская община была стабильна и не склонна к саморазрушению. Речь должна идти только о её совершенствовании. Разрушают русскую общину совместные действия внешнего рынка, государственная политика и рыночники внутри неё.

Итак, какие же черты русского национального характера сформировали общинные отношения?

Русский человек совестлив, бескорыстен, доверчив, терпелив (пассивен), почтителен, скромен, милосерден, импульсивен, не педантичен, беспечен, иррационален, сентиментален, романтичен, более склонен к анализу прошлого, чем к прогнозированию будущего (силён задним умом).

Сегодня, когда после двух десятков лет перестроек, реформ и социальных потрясений для народа не сделано ничего хорошего, особенно поражает его долготерпение и пассивность. В формировании этой черты, кроме общинного образа жизни, большую роль сыграла и Православная церковь. Вспомним русские пословицы: "Бог терпел и нам велел", "Терпенье и труд всё перетрут", "Терпи казак атаманом будешь" и т.п. А ведь в пословицах отражаются глубинные мысли и чаяния – душа народа! Добавим сюда неоправданную веру в благие намерения властей, отсутствие гражданской доблести и навыка создавать гражданские объединения для защиты своих интересов, резкое сокращение числа пассионариев в результате отъезда  на Запад или изменения личной системы ценностей, умелую пропагандистскую работу медиасредств, манипулирующую сознанием народа, и мы получим то, что имеем!

Порождённые общиной с её фундаментальными духовными ценностями, мы – русские – и духовное родство признаём более важным, чем кровное. Поэтому и объединяемся мы легче на основе духовной близости, а не кровной, как это бывает в кровных родственных общинах: кланах или кагалах. Из-за многовекового подчинения общине, уверенности в её мудрости у нас не выработалось, в достаточной мере,  гражданское чувство, объединяющее европейцев для достижения ими общественных целей. Это неумение объединяться Солженицын справедливо считает нашим вечным пороком. А Василий Шульгин ещё в начале ХХ века писал: "Мы – русские любим Россию и русскость. Но мы не любим друг друга. По отношению к ближнему своему мы носим в душе некое отталкивание. Для объединения русских и погашения взаимоотталкивания нам необходимо государство или вождь, олицетворяющий государство, и направляющий государственников на службу друг другу  (к чему сами они не способны), а именно Отечеству". Можно привести множество исторических примеров, подтверждающих справедливость этого утверждения. К сожалению, сегодня у нас нет ни государства, ни вождя, способного разбудить спящий русский народ и поднять его на жертвенный подвиг во имя будущего русской цивилизации. Мы на глазах теряем свою страну, свою тысячелетнюю государственность. Нас уже в мире никто не уважает. Американцы, например, презрительно называют Россию "Рашкой", а нас – русских считают идиотами, отдавшими без боя свою страну!
Однако не будем пессимистами, вспомним народные мудрости, вселяющие некоторый оптимизм. Например, "Русские долго запрягают, но быстро скачут!" или "Не дай вам Бог увидеть русский бунт бессмысленный и беспощадный!" Относительно бессмысленности бунта в данном случае можно усомниться, но второе его качество бесспорно! Кое-кому в сегодняшней России стоило бы прислушаться к предупреждению мудрого еврейского писателя Э. Тополя, прозвучавшему несколько лет назад со страниц газеты "Аргументы и факты"!

В заключение хочется привести высказывание о русском народе истинно русского философа И.А. Ильина: "Страстна и широка душа русского народа и по-детски отзывчива на искушения и соблазны. И в детской беспечности своей забывает он перекреститься, доколе не грянет гром". Дай Бог, чтобы на этот раз он перекрестился во время!
 
 
Смирнов Игорь Павлович,
Член Союза писателей России,
КТН, доцент, пол. в отст.