Автор Тема: Re: Советский народ  (Прочитано 3145 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советский народ
« : 19/04/15 , 21:41:46 »
https://scontent-ams.xx.fbcdn.net/hphotos-xap1/t31.0-8/11174551_357694997758056_8748797806159138152_o.jpg height=579

СОВЕТСКИЙ ПАТРИОТИЗМ
 
 «За годы социалистического строительства наша родина обновилась, преобразилась коренным образом, она стала социалистической; обновился, преобразился коренным образом и наш народ. Изменились его мысли, чувства, весь духовный облик. Советский патриотизм стал неотъемлемой и наиболее существенной чертой сознания советских людей.
 
 Советский патриотизм — это любовь, беззаветная преданность и служение Советской социалистической родине. Советский патриотизм связан с сознанием превосходства социалистического общественного и политического строя, социалистической культуры над эксплуататорским капиталистическим общественным строем и прогнившей, растленной, торгашеской буржуазной культурой.
 
 Народы, входящие в состав СССР, различны по языку, по историческому прошлому, по некоторым чертам психического склада, по национальным традициям. Но над всем этим преобладает главное, решающее: все это — советские люди, они живут в социалистической стране, составляют одну братскую семью советских народов, их объединяет одно общее чувство — любовь к единой общей советской матери-родине, свободной от эксплуататоров. Все советские народы объединяет единая идеология — марксизм-ленинизм, отражающая их общие интересы, цели, стремления; они сплочены вокруг единой партии большевиков, партии Ленина — Сталина, выражающей и защищающей интересы всех трудящихся.
 
 Советский патриотизм — это не только любовь русских людей к своему русскому народу, к своему языку и культуре, к своей священной земле, политой кровью и потом их предков, к ее безбрежным просторам, лесам и полям, могучим рекам и озерам, ее городам и селам; это не только горячая любовь украинцев к своей родной Украине, ее степным просторам, ее голубому небу; это не только пламенная любовь грузин к своей солнечной Грузии, ее горам, зеленым долинам, садам, быстро текущим рекам и т. д. Советский патриотизм — это действенная любовь и преданность всех советских людей своей великой социалистической родине, своей родной Советской власти, самому справедливому, социалистическому строю.
 
 Советский патриотизм сочетает в себе все наиболее благородные и возвышенные стремления, мысли и чувства многочисленных наций и народностей Советского Союза, их лучшие национальные традиции. В советском патриотизме выражается морально-политическое единство народов СССР. Советский патриотизм и пролетарский интернационализм неотделимы.
 
 Советский патриотизм — это возвышенная гордость русских и украинцев, грузин и армян, таджиков и узбеков и других народов Советского Союза тем, что они дали человечеству Ломоносова и Менделеева, Пушкина и Толстого, Горького и Джамбула, Навой и Низами, Райниса и Ивана Франко, Руставели и Тараса Шевченко, Белинского и Чернышевского, Ленина и Сталина.
 
 Если буржуазный патриотизм разъединяет народы, нации, то советский патриотизм, наоборот, сплачивает, объединяет людей всех наций.
 
 Советский патриотизм глубже, величественнее, неизмеримо сильнее, чем патриотизм прошлых времен. Он порождает массовый героизм. Для того чтобы советский патриотизм мог появиться на свет и укрепиться в сознании народа, для этого должна была произойти революция в общественной и политической жизни.
 
 Советский патриотизм есть важнейшая, решающая черта советской идеологии».
 
 Исторический материализм / Под общей редакцией проф. Ф.В.Константинова. 1951. С. 639-640.
 http://istmat.info/node/30306

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Re: Советский народ
« Ответ #1 : 10/11/15 , 14:27:00 »
Для человечества маяк

12115754_853393384776965_7860002831184002294_n

Есть у меня такие строки в песне, которую написали два года года назад, а записать никак пока не можем:

Как гордо звучало: "Советский человек",
Он был хозяином земель, полей и рек.
Для человечества - маяк, почти что весь двадцатый век,
Советский человек, советский человек!

Выясняется, это это не метафора, не поэтическое преувеличение, а самая настоящая, голая, приземленная правда. Три дня плотного, плодотворного общения с товарищами из Латинской Америки не прошли зря.

Они, конечно очень эмоциональны и очень искренни, порою просто, как дети. Началось все 7 ноября, когда шли маршем в колонне КПРФ к Площади Революции. Заиграла "Варшавянка", смотрю, один из них плачет, ну, думаю, нервы после перелета не выдержали, с кем не бывает, эмоции зашкаливают, тем более мужики не на прогулку приехали, а на войну.

Дальше-больше, привели мы их через кордоны на Красную площадь, к Мавзолею, который по случаю Парада к годовщине 1941 года, был закрыт. Вижу, у другого глаза тоже на мокром месте, ну мы люди деликатные, отошли, пусть человек наедине с самим собой и с Ильичем побудет. Мой товарищ мне и говорит: "Октябрь, я смотрю, что они большие коммунисты, чем все мы, для них все те события - живая история, а не даты в календарях и учебниках. Именно мы, точнее наши прадеды, попробовали воплотить в жизнь вековечную мечту человечества о справедливом обществе, а мы и отцы наши эту мечту бездарно просрали."

А потом, из общения, я понял, что СССР реально для них был светоч и маяк, они слушали "Радио Моску", они читали "Десять дней, которые потрясли мир", они знали, что где-то там, в другой части  света, есть огромная, могучая страна, которая в самый темный час их, зачастую, беспросветной борьбы за лучшее будущее для всех, может протянуть им руку помощи. А потом этой страны не стало, и теперь они едут воевать за ее осколки. В Мавзолей мы их таки сводили, вчера.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Re: Советский народ
« Ответ #2 : 25/06/16 , 13:59:49 »
Советский народ

Советский народ — общество нового типа, формировавшееся на территории СССР после победы Октябрьской революции 1917 года.
Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма[2], в морально-политическом и духовном облике которых закрепились такие общие черты, как социалистический патриотизм и интернационализм, высокая общественно-политическая и трудовая активность, непримиримость к эксплуататорам и угнетению, национальным и расовым предрассудкам, классовая солидарность с трудящимися всех стран[3]. Советский народ — одна из переходных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма[4]. Опыт становления и развития советского народа как социально-классовой и интернациональной общности является бесценным достоянием человечества, освещает ему путь к единству, к коммунистическому братству[5]


  • Советский народ как политическая идеяПредпосылки возникновения советского народаПлан:
    • Классики: Маркс и Энгельс, "Немецкая идеология" — о мнимой и подлинной коллективности. Антагонизм классов - источник социальной вражды и вражды между народами.
    • Интернациональный состав большевистской партии
    • http://kommynist.ru/images/f/f8/Lenin_badge.jpg
  • Принципы ленинской национальной политики (право народов на самоопределение)
  • Политическая основа - союзное государство (обеспечение мирного труда, благоприятные условия для консолидации общества)
  • Экономическая основа - общественная социалистическая собственность (однотипная социалистическая экономика, однотипная социальная структура)
  • Трансформация самих наций (для одних - из буржуазных наций к социалистическим, для других - от патриархально-феодального строя сразу к социализму)
Становление и развитие советского народа

В годы гражданской войны


В Красную Армию и партизанские отряды уходили целыми семьями. Под Владикавказом, например, сражался отряд из 18 человек -- членов семьи ингуша Дальгиева Керим-Султана из селения Долакова…[6]:63

К концу 1920 года основные силы интервентов и белогвардейцев были разгромлены. В. И. Ленин 6 февраля 1920 года сказал, что в борьбе против международного капитала удалось одержать победу, которой не видывал мир. Правильная национальная политика Советской власти обеспечила активное участие в войне с интервентами всех народов страны во главе с русским рабочим классом. Русский народ, Красная Армия оказали братскую помощь народам России в освобождении их от интервентов и белогвардейцев. Русский народ и Красная Армия пришли на помощь азербайджанскому, армянскому и грузинскому народам и вместе с ними освободились от интервентов и белогвардейцев Закавказье. Образовались Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Борьба продолжалась только в Средней Азии и на Дальнем Востоке.[6]:82

ЦК РКП(б) и Советское правительство отправили для помощи трудящимся Средней Азии полномочную комиссию. М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышев возглавили Туркестанский фронт, войска которого помогли народам Туркестана очистить территорию республики от врагов. В результате народной революции, начавшейся в августе 1920 года, в Бухаре, как и в Хиве, были созданы народные Бухарская и Хорезмская советские республики, признанные Советским правительством суверенными государствами.[6]:82-83

Народно-революционная армия Дальневосточной республики и партизаны Приморья в конце октября 1922 года полностью освободили Дальний Восток от интервентов и белогвардейцев.[6]:83

На фронт большевистская партия направляла лучшие силы: в 1918 году в Красной Армии было до 30 тыс. коммунистов, в 1919—120 тыс., а в 1920—300 тыс., то есть половина всего состава партии. Коммунисты проявляли беспримерную стойкость и героизм, увлекая своим примером миллионы беспартийных. Партия сплотила рабочий класс и трудовое крестьянство в нерушимый союз, сыгравший решающую роль в достижении победы над врагом.[6]:85
Советский народ проявил массовый героизм и самоотверженность. За боевые подвиги в годы войны высшей награды республики — ордена Красного Знамени — удостоены 14 тыс. бойцов и командиров, 36 воинских частей и соединений.[6]:85

Борьба против российской контрреволюции и мирового империализма носила «глубоко интернациональный характер». В рядах Красной Армии героически сражались тысячи бойцов многих стран, а рабочие Англии, Франции и других стран — участниц интервенции протестовали против политики своих правительств, бастовали, отказывались грузить оружие для армий белогвардейцев, организовывали комитеты под лозунгом «Руки прочь от Советской России».[6]:85

 Советский народ в годы Великой Отечественной войны

http://kommynist.ru/images/thumb/9/98/Ussr_war_heroes.jpg/746px-Ussr_war_heroes.jpg

Герои Советского Союза — представители всех 15-ти республик
 
Социализм дал советским людям могучие силы, которые в ходе войны превзошли силы фашистской Германии и её союзников и привели в всемирно-исторической победе. Эта победа была достигнута благодаря нерушимому социально-политическому и идейному единству советского народа, благодаря братской дружбе всех народов СССР, их преданности социалистическому строю.[7]:7

Чтобы сломить дух советских людей, гитлеровцы установили в оккупированных районах режим кровавого террора. Зверски замучили или угнали в фашистское рабство не один миллион советских граждан.[7]:582 Главной формой сопротивления врагу было массовое партизанское движение, вооружённая борьба народа. Партийные организации создали огромную партизанскую армию. За годы войны в тылу противника действовало около миллиона вооружённых партизан. Это были рабочие, крестьяне, интеллигенты. Большой силой являлись женщины, число которых в отдельных отрядах достигало 10—25 % общего количества партизан. В партизанском движении и в деятельности подполья на оккупированной территории участвовали представители многих национальностей Советского Союза. Например, в партизанских отрядах Краснодарского края сражались русские, белорусы, грузины, азербайджанцы, армяне, узбеки, туркмены, эстонцы, молдаване, татары, башкиры, евреи, адыгейцы, мордвины, чуваши, марийцы и другие. Таким же многонациональным был состав партизан и подпольщиков других областей, краёв и республик. В этом ярко проявилось боевое содружество народов социалистической державы.[7]:584

За годы оккупации гитлеровцы пытались отравить сознание советских людей ядом фашистской пропаганды. Большинство сохраняло верность Советскому правительству и компартии, но некоторая часть, особенно выходцы из буржуазных и мелкобуржуазных слоёв западных областей Украины, Белоруссии и прибалтийских республик в какой-то степени поддались влиянию врага. Наиболее распространённой и действенной формой работы в сёлах освобождённых районов являлись собрания и совещания жителей, на которых обсуждались вопросы о возвращении крестьянам отобранной у них земли, о буржуазных националистах, как злейших врагах народа, о событиях на фронтах, международном положении. С докладами выступали партийные и советские работники, а также крестьяне.[7]:445


Холодная война. 1953 — 1985

Период «Перестройки». 1985 — 1991

Судьба советского народа после развала СССР

Согласно точке зрения председателя исполкома съезда граждан СССР, кандидата философских наук Татьяны Михайловны Хабаровой, после 1991 года «советский народ никуда не делся, он продолжает существовать, и ему принадлежит великое будущее, его надо только вывести из шокового состояния, в которое он погружён благодаря информационно-психологической войне». После победы СССР в Великой Отечественной войне над фашистской Германией началась новая «жесточайшая истребительная, диверсионная психо-информационная война… самая настоящая третья мировая война». Основными орудиями в этой войне являются обман, имитация, умение притвориться тем, чем в действительности не являешься. «Мы потерпели в этой войне тяжелейшее поражение, результатом которого стала оккупация».[8]

Следствием этой оккупации стало образование триады: во-первых, в течение последних 20-ти лет действует совершенно нелегитимный по своему происхождению режим, который успешно имитирует законную власть, во-вторых, одновременно преступное сообщество имитирует буржуазию, являясь в действительности лишь так называемыми «транзитными собственниками», успешно распродавая за границу природные и интеллектуальные ресурсы, в-третьих, имеет место и имитация сопротивления режиму в виде псевдокоммунистического движения, одной из главных фигур которого является председатель КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов.[9]

Истоки псевдокоммунизма, по мнению учёного, следует искать в 1955 году, когда при Н. С. Хрущёве были реабилитированы и полностью восстановлены в правах те, кто был справедливо осуждён за пособничество врагу в Великой Отечественной войне. Именно эти лица впоследствии пополнили ряды интеллигентской и партийно-бюрократической элиты, которые и совершили диверсию против Советского государства. На сегодняшний день основная риторика псевдокоммунистов, по мнению Т. М. Хабаровой, сводится к следующим тезисам:
 
  • никакой третьей мировой войны не было;
  • СССР как государство больше не существует;
  • мы живём в новом, буржуазном государстве, а потому должны руководствоваться его законами;
  • Российская Федерация, как буржуазное государство, вполне легитимно и является преемником СССР;
  • нет никакой оккупации, но имеет место системный кризис;
  • так как мы живём в буржуазном государстве, то необходимо ожидать того, когда созреет революционная ситуация; нужна новая социалистическая революция;
  • нет никакого советского народа, как и нет его идеологии;
  • необходимо превознесение русского народа.[10]
Как следствие, основным врагом следует считать не столько оккупационный режим, сколько псевдокоммунистическое движение, которое во-первых, не даёт организоваться народу для действительной борьбы, во-вторых, рисует извращённую картину реальности и, в-третьих, предлагает тупиковые варианты действия, например «бесконечные хождения на выборы».[11]
Т. М. Хабарова утверждает, что идеология советского патриотизма разрабатывалась ещё со времён Великой Отечественной войны, и на сегодняшний день она представлена как «идеология современного советского патриотизма», основными элементами которой являются следующие:
 
  • советский народ как новая историческая общность людей действительно образовался, что нашло отражение в Конституции СССР 1977 года;
  • ему присущи такие качества, которые не могут быть ни уничтожены, ни отменены, а именно: трудолюбие, товарищество, коллективизм, чувство долга, любовь к Родине и др.
  • образовавшись, советский народ не исчезнет, он будет существовать, подобно тому, как за время татаро-монгольского ига не исчез и русский народ;
  • в новейшей психо-информационной войне советский народ потерпел тяжелейшее поражение и оказался под оккупацией;
  • как и в случае борьбы с оккупантами в Великой Отечественной войне, необходимы ответные военные действия, необходимо национально-освободительная война советского народа;
  • главным оружием в этой войне является пропаганда.[12]
Взгляды буржуазных политиков Сходные мысли высказал в ряде интервью член генерального совета буржуазной партии «Единая Россия», кандидат экономических наук Евгений Алексеевич Фёдоров:

 «В 1991 году произошло поражение одной стороны по отношению к другой. Советский Союз проиграл войну, потому что противник изучил нас хорошо и применил операцию продвижения своего агента Горбачева, который за шесть лет сумел создать механизм ликвидации страны. Горбачеву расчистили дорогу. На него у спецслужб был ещё военный компромат по его родственникам, который попал через гестапо к американцам. Они его с молодости вели».[13] Война изначально была направлена «против советского народа, частью которого был тогда российский народ».[14] М. С. Горбачёв «создал искусственный, якобы национальный конфликт между регионами, которого вообще не было в принципе, и те, кто жил в Советском Союзе, понимают, что этого не могло быть по определению».

В результате развала СССР американцами было создано новое государство — «Российская Федерация», которое обречено платить «дань» победителю — США. По мнению Е. А. Фёдорова, первое время победители управляли новым государством напрямую, а «Козырев, Гайдар были просто фигурами, прикрывающими американское правительство, которое работало в Москве через систему советников». В дальнейшем, с 1996 года «американские советники» создали особый олигархический механизм («семибанкирщину»), посредством которого управляли чиновничьим аппаратом подконтрольного государства. Наконец, благодаря осознанию фиктивности своего правления Б. Н. Ельцин избрал своим преемником В. В. Путина, который «обозначил свою позицию национального лидера — лидера национально-освободительного движения». Новый президент стал восстанавливать суверенитет страны, однако «он не изменил систему влияния американцев на Россию, но убрал эксцессы внешнего управления». Политик признаётся:

 «Америка — хозяин ситуации в России: политической, экономической, стратегической, идеологической, — а не Путин, не Кремль, не Медведев, не "Единая Россия". Это спектакль, в котором эти — артисты, а режиссеры — там. Это следствие отсутствия суверенитета с 1991 года. Кто-то поддается этой режиссуре в силу манипулирования, а кто-то понимает, что это сила и против силы не попрешь».[15] Промышленность на 95 % принадлежит иностранным оффшорам. Информационное пространство, средства массовой информации не подконтрольны российскому государству в силу отсутствия двух факторов, которые были в Советском Союзе, — национальной идеологии и органа цензуры.

Истоки подобного поражения Е. А. Фёдоров видит в географических и национальных факторах, обусловивших особый тип властной системы:
 «Американцы нащупали наше слабое место — вертикаль власти. Российская система власти в силу национального состава, географического и северного расположения, географии в целом, совмещает в себе реальную власть, в отличие от Европы, с властью публичной. Это связано с бюрократическим характером российской исторической государственности. По этому слабому месту они долбали последние 200 или 300 лет. И дальше они запустили таких, как Горбачев, несколько сот человек. Он добежал до самой верхушки, возглавил страну, и через его рычаг они ликвидировали страну». Кроме того, буржуазный политик далёк от негативной оценки американской политики:

 «Американцы не несут в своих решениях какого-то зла. У них нет задачи России что-то ухудшить. Так же, как не было задачи у Москвы ухудшить ситуацию в Польше, во времена Советского Союза… Просто таковы взрослые игры наций. Так же, как и взрослые игры людей. Это, если хотите, амбициозное соревнование наций, которому тысячи лет. И формы этого соревнования такие. Никто же не говорит, зачем страны тратят деньги на оружие? Потому что они обязаны это делать, в силу соревнования с другими странами. Вот так же они тратят деньги на политику. <…> Эта система, так она устроена, ей тысяча лет».[16] Ряд высказываний о советском народе и его судьбе позволил себе и другой буржуазный политический деятель, кандидат юридических наук Дмитрий Анатольевич Медведев. Так, в интервью российской газете «Известия» он признал значение советского народа во Второй Мировой войне:

 «Если бы не роль Красной Армии, если бы не колоссальная жертва, которую принёс на алтарь войны советский народ, Европа была бы другой. Современной, благополучной, процветающей, богатой, хорошо развивающейся Европы не было бы – это совершенно очевидно».[17] Также на встрече с российскими гражданами — пенсионерами и ветеранами — он дал высокую оценку советской модели общности людей и выразил сожаление, что подобной общности больше нет:

 «Мы очень часто критикуем, например, какие-то прежние порядки. Делают это все: и молодёжь делает, и люди среднего и старшего возраста. Но есть неоспоримые ценности, которые, как мне кажется, должны иметь вневременной характер. В нашей стране создавалась единая общность – советский народ. Кто-то с воодушевлением об этом говорил, кто-то подтрунивал, но тем не менее эта модель работала, мы все дружили, общались. Это абсолютная правильная установка. <…> К сожалению, в силу известных причин эта модель потерпела крах. Это самое печальное, что можно себе представить… Нам, мне кажется, не нужно стесняться возвращать те идеи, которые будут носить объединительный характер».[18] Однако в интервью европейскому новостному каналу «Евроньюс» Д. А. Медведев заявил, что советский народ существовал лишь в теории:

 «В советские времена, напомню, использовался даже такой термин: «единая общность – советский народ». Во многом это оказались теоретические построения».[19] Национальный состав Советский Союз был одним одним из самых многонациональных государств мира, его населяли свыше ста больших и малых народов, различных по происхождению, языку и культуре. Согласно исследованию доктора географических наук, заместителя директора Института этнографии АН СССР С. Брука, в развитии народов Союза ССР выявляются две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, имело место бурное и всестороннее развитие каждой нации и национальной культуры, а с другой — всё большее сближение всех социалистических наций.[20]
Так как изучение национальных процессов имело первостепенное значение для социального и культурного строительства в СССР, то в число основных задач советские переписи населения включали и определение национального и языкового состава.В послевоенных переписях 1959, 1970 и 1979 годов определение национальности записывалось со слов опрашиваемых. Национальность детей определялась родителями. Если мать и отец принадлежали разным национальностям, и им было затруднительно определить национальность ребёнка, то им рекомендовалось сделать выбор в пользу национальности матери.[20]
Сопоставление переписей показало значительные изменения в численности народов и в соотношении между национальностями:
 
  • в первые десятилетия Советской власти имели место процессы консолидации — мелкие этнические группы объединялись в более крупные народы: «…Так, в начале 1920-х годов около 20 таких групп объединились в две народности — алтайцев и хакасов». К концу же 1970-х годов стало очевидно, что подобные процессы перестали играть существенную роль;
  • до второй мировой войны колебания рождаемости и темпы прироста населения в республиках были невелики. Только после 1950 года начинается дифференциация в уровнях рождаемости населения республик Средней Азии и Закавказья (за исключением Грузии), с одной стороны, и остальных республик — с другой. По состоянию на начало 1980-х годов уровень рождаемости в республиках Средней Азии не менее чем в 2 раза выше уровня рождаемости в РСФСР, УССР, БССР и прибалтийских республиках, а также в полтора раза выше, чем в остальных республиках (см. таблицу 1);
  • общий рост населения СССР с 1959 по 1979 годы составил 25,7 %, рост населения различных национальностей колеблется примерно от 10 до 100 %. Менее 10 % отмечен рост у эстонцев, латышей и шорцев. Численность же мордвы, карелов, евреев, поляков и финнов, наоборот, уменьшилась;
  • наиболее высокие темпы среднегодового роста характерны для народов среднеазиатских республик — от 3,0 до 3,5 % в год. Показатели роста у русских и остальных народов также «выше, чем у большинства народов, живущих в развитых странах»;
  • тем не менее, темпы среднегодового прироста за период с 1970 по 1979 годы несколько сократились по сравнению с 1959 годом: в целом по стране этот показатель сокращения среднегодовых темпов роста составил 31,3 %;
  • снизилась общая доля славянских народов в населении страны: 77,1 % в 1959 году, 74,6 % в 1970, 72,8 % в 1979 (таблица 1).
Таблица 1. Удельный вес народов в населении Союза ССР (в %)[20]
 
http://images.vfl.ru/ii/1466852569/b77ca110/13145227.jpg

 Факторы подобных изменений следующие:
 
  • неодинаковый уровня рождаемости;
  • миграция населения;
  • процессы растворения в инонациональной среде.
Процессы смешения различных этических групп ускоряются в условиях тесных экономических и культурных связей, что наиболее заметно в городах, где нередки межнациональные браки и переход с одного языка на другой. «В результате существенно изменилась динамика численности некоторых народов Поволжья и европейского Севера… а также евреев и поляков. Они особенно активно смешиваются, главным образом с соседними этносами». Как следствие, в одних союзных республиках увеличился удельный вес коренных народов (республики Средней Азии и Закавказья, Казахстан, Литва), в других, наоборот, уменьшился (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес народов в населении союзных республик в 1979 году (в %)

http://images.vfl.ru/ii/1466852620/c2406daa/13145238.jpg


Русские являются важным компонентом в населении республик. Согласно исследованию динамики численности населения в союзных республиках, которое провёл С. Брук, во всех республиках, за исключением Средней Азии, Казахстана и Закавказья, доля русских увеличилась. Только в РСФСР удельный вес русских уменьшился. Перепись 1979 года показала также, что в последние годы почти не было притока русских в республики Закавказья.[20]
 Язык По утверждению доктора филологических наук Магомета Измайловича Исаева, «Советская власть унаследовала от царизма исключительно запущенное и запутанное «языковое хозяйство». Из 130 народов нашей страны лишь 20 имели более или менее разработанную письменность. Большинство народов были поголовно безграмотными, а о существовании многих из них вообще ничего не было известно».[21]

Развитые литературные языки имели только русские, грузины и армяне. Представители остальных народов в той или иной степени пользовались кириллическим, латинским, арабским, древнеуйгурско-монгольским и древнееврейским письмом.[21]

 «Однако следует отметить, что эта письменность была практически недоступна народу, хотя ею пользовались выдающиеся писатели прошлого…»[21] Процент неграмотности у «письменных» и бесписьменных народов был очень большим. Если добавить к этому отсталость Российской Империи в сфере экономики и культуры, а также хозяйственную разруху в первые годы после Октябрьской революции, то разрешение языковой проблемы представлялось «чрезвычайно сложным».[21]

Для строительства социализма требовалось решить две основные задачи:
 
  • улучшение существующих письменностей;
  • создание письма для бесписьменных народов.[21]
В результате «многотрудной организационной работы» в 1920-е годы ряд народов перешёл на латинский алфавит, а также были созданы новые литературные языки для 50 народов Советского Союза. По оценке учёного, «латинизация» принесла безусловную пользу для народов, не имевших письменности, — способствовала развитию грамотности, появлению письменной литературной традиции». Была идея латинизации и русского языка: «…В начале 20-х годов интеллигенция жила с мыслями о всемирной революции, с которой ассоциировался латинский алфавит». Однако уже в 30-е годы почти все алфавиты были переведены на кириллицу: «В 1937—1940 годы народы Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа, Азербайджана с латиницы перешли на русскую графику письма, армяне и грузины сохранили свои алфавиты, имевшие вековые традиции. Народы Прибалтики пользуются издавна латиницей».[21]
Общее количество языков народов СССР составляет приблизительно 128—132. Более точное число определить затруднительно по следующим причинам:
 
  • имеют место случаи, когда на одном языке говорят два народа, например «кабардинцы и черкесы говорят на едином кабардино-черкесском языке»;
  • имеет место и обратное явление — у одного народа параллельно развиваются два литературных языка, как, например, у марийцев («лугово-восточный марийский и горномарийский литературные языки»);
  • нерешённость вопроса о том, что называть языком, а что диалектом (например, «многие «маленькие языки» в Дагестане специалисты склонны называть диалектами»).[21]
В процессе сближения народов СССР важную роль сыграл русский язык, который стал языком межнационального общения. Согласно переписи 1979 года, свободно владеет русским языком 62,1 % нерусского населения Советского Союза.[20]
 Нравственно-психологические черты Доктор философских наук Ибрагим Меликов утверждает, что историческая реальность — советский народ — отражала не политическую и экономическую, а человеческую составляющую социалистического строя: «Советский народ — это, собственно говоря, есть советский человек».[22] По мнению учёного, можно выделить четыре основных отличительных признака советского народа, делающим его уникальным явлением в истории:
 
  • полиэтничность — главный отличительный признак: «При всех недостатках национальной политики в советском обществе сложилась единая общность со своей специфической культурой. В рамках отдельных этносов сформировался пласт культуры, который был плодом интенсивного взаимодействия всех народов». В советском народе доминировало русское начало, однако народы не только терпимо — хотя и с иронией — относились друг к другу, но и развивали свои отношения, обменивались своими достижениями. Плодом такого интенсивного взаимодействия народов стало то, что представители одной и той же нации говорили между собой не на родном, а на русском языке. Современная русскоязычная культура имеет свои корни именно в советском народе. «Дружба между представителями разных национальностей была обычным явлением, а межнациональные браки стали характерной приметой того времени»;[22]
  • идейность как психологическая особенность: «Идеи для советского народа были важнее самой жизни». И такой идеей был коммунизм;
  • романтизм. «Социализм строился на романтике души… Социализм не позволяет человеческой душе опуститься на землю». Благодаря этой романтике в советское время было создано «немало гениальных творений культуры». И. Меликов полагает, что социалистическое искусство правильнее было бы назвать социалистическим романтизмом;[22]
  • моральность, «граничащая с религиозностью». «Идея нравственности в сознании людей имела несомненный приоритет над выгодой и эгоизмом». Моральный кодекс коммуниста мало чем отличался от религиозных заповедей.[22]
«Идейность, романтизм и моральность и были основой советского характера, который обеспечил устойчивость советского общества и победу в Великой Отечественной войне».[22] Образ жизни Культура Культура советского народа, которая была, согласно доктору исторических наук В. Шерстобитову, социалистической по содержанию и национальной по форме, достигла высокого уровня развития: более 40 народностей обрели за время советской власти свою письменность(по мнению филолога М. И. Исаева, 50 народов[21]), выработали развитые литературные языки; преподавание в школах СССР велось на 57 языках; культура советского народа вбирала в себя всё ценное и прогрессивное, что было в каждой национальной культуре, а фестивали дружбы, обмен гастролями театральных коллективов и иные культурные мероприятия способствовали взаимному освоению народами положительного художественного опыта.[23]

Показателен широкий размах творческой деятельности советских трудящихся: только за 10 лет (1970—1980) число рационализаторов и изобретателей в стране удвоилось и достигло 9,6 млн. Ещё около 25 млн. советских людей участвуют в художественной самодеятельности, многие тысячи являются членами творческих объединений.[24] «Будучи одним из проявлений социальной активности человека, самодеятельное творчество расширяет интересы и кругозор трудящихся, способствует выявлению индивидуальных склонностей и способностей, формированию новых духовных потребностей, и прежде всего — потребности в творческой самореализации и творческом общении, которые являются решающим фактором в развитии культуры, в формировании личности».[25]
 Воспитание и образование В первые месяцы после Октябрьской революции были предприняты решительные меры для создания необходимых предпосылок культурной революции: во-первых, была национализирована материальная база культуры (издательства, библиотеки, музеи, театры), а во-вторых, осуществлены меры по ликвидации безграмотности. В декабре 1919 года был принят Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в июле 1920 года создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации неграмотности. Обучение в школах и вузах стала бесплатным, дети рабочих и крестьян получили значительные льготы, а нерусское население — возможность обучаться на родном языке.[26]

 Литература и искусство Традиции и праздничные дни Важная роль в преодолении религиозных пережитков принадлежит советским праздникам, обрядам, традициям, которые всем своим содержанием утверждают нравственно-этические ценности социалистического образа жизни — гуманизм, уважение к трудящемуся человеку, подлинно атеистическое мировоззрение.[27]

Советская обрядность формировалась в процессе классовой борьбы пролетариата по мере по мере накопления боевых и трудовых традиций рабочего класса. Первым общепролетарским, а впоследствии государственным праздником стало 1 Мая, ещё в 1889 году объявленное решением учредительного конгресса II Интернационала праздником международной солидарности трудящихся. Статус общегосударственных праздников получили также годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День Победы 9 мая. Залогом непоколебимости и прочности социалистической идеологии, морали является безмерное уважение и любовь советского народа к наследию В. И. Ленина, что выражалось и в праздновании трудящимися юбилейных дат, посвящённых памяти основателя Советского государства.[28]

Обретенное в трудовой деятельности чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи в производственных коллективах вызвали к жизни праздники и обряды, прославляющие человека труда: посвящение в рабочий класс, праздник трудовой славы, праздник Серпа и Молота, первого звонка и многие другие.[29]

Важную роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании мироощущения, свободного от религиозных и иных предрассудков, играют гражданские и бытовые праздники, связанные с событиями личной жизни человека, — его рождением, обретением гражданского статуса — получением паспорта, проводами в Советскую Армию, вступлением в брак. Советская семейно-бытовая обрядность, вобравшая в себя лучшие из народных традиций, прочно вошла в жизнь советского человека, стала неотъемлемой частью социалистической духовной культуры.[30]

 Физкультура и спорт Наука и технология Атеизм и религия Согласно учению К. Маркса и Ф. Энгельса, религия есть исторически преходящее явление, на смену которому неизбежно приходит научный атеизм. Практическим осуществлением марксистско-ленинских принципов атеистического воспитания трудящихся стал провозглашённый в первые годы Советской власти декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года, согласно которому религиозные организации, полностью уравненные в правах, отстранялись от политической и государственной деятельности, получали материальную независимость от государства, а гражданам гарантировалась как полная свобода вероисповедания, так и право не разделять религиозные убеждения, быть атеистом. Положения декрета вошли во все последующие союзные и республиканские конституции, в советское законодательство о культах. Например, В Конституции Украинской ССР, принятой в 1978 году Статья 50 гласила: «Гражданам УССР гарантируется свобода совести, т. е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».[31]


http://kommynist.ru/images/thumb/3/3e/Museum_of_atheism1.jpg/450px-Museum_of_atheism1.jpg
Посещение советскими гражданами Львовского музея истории религии и атеизма. 1980-е годы.


Однако нередко религиозные организации выступали яростным врагом первого в мире социалистического государства, активным проповедником националистических идей. Так, митрополит униатской церкви А. Шептицкий призывал верой и правдой служить немецко-фашистским оккупантам, с которыми духовные пастыри активно сотрудничали. Ряд документальных материалов свидетельствуют также о роли униатского духовенства в создании дивизии СС «Галичина» в Западной Украине. Например, в 1943 году униатский капеллан Василь Лаба приводил к присяге новобранцев этой дивизии. Тесное сотрудничество греко-католического духовенства с немецко-фашистскими оккупантами, бандами украинских буржуазных националистов окончательно скомпрометировало униатскую церковь, разоблачив её антинародную сущность. Как следствие, в марте 1946 года во Львове собор униатского духовенства принял решение о ликвидации Брестской церковной унии и передаче всех приходов в состав Русской православной церкви. Через два года, в 1948 году греко-католический священник, писатель и публицист Гавриил Костельник, принимавший активное участие в соборе 1946 года был убит «агентом Ватикана». В 1949 году погиб от рук униатско-оуновских экстремистов и украинский советский писатель Ярослав Галан, развенчивавший фашизм, украинский буржуазный национализм, католицизм и униатство.[32] Большую роль в процессе отхода советских людей от религии играли примеры бывших священнослужителей, сложивших с себя сан и решительно порвавших с религиозными взглядами и ставших на путь переоценки иллюзорных ценностей. Так, бывший протоирей православной церкви А. К. Самостяк стал заведующим отделом Кабардино-Балкарского краеведческого музея, а бывший иеговист Г. К. Гнидце — бригадиром цеха Николаевского цементно-горного комбината.[33]

 Достижения Хайман Джордж Риковер, адмирал флота США, в 1960 году заявил:

 «Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования»[34]. Нерешённые проблемы Партийный популизм Информационная война В своём открытом письме Александру Солженицыну Дин Рид заметил следующее:

 «Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество — здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути»[35]. Межнациональные отношения Национальная политика По мнению доктора философских наук Константина Петровича Матвеева, за время существования Советского Союза накопилось «много противоречивых и острых вопросов в межнациональных отношениях, в развитии наций и народностей».[36] Одну из причин такому положению дел учёный находит в «глубоком расхождении» между В. И. Лениным и И. В. Сталиным по вопросу о характере Союза ССР:

 «Ленин, как известно, отстаивал принцип федерации равноправных республик против сталинского принципа «автономизации», предполагавшего вхождение республик в РСФСР, как главную, «первую среди равных», — лишь на началах некоторой автономии, весьма ограниченной самостоятельности».[36] И несмотря на уступку, которую сделал И. В. Сталин в этом вопросе, верность ленинским заветам оказалась формальной.[36] Другая причина — теория Сталина по национальному вопросу:

 «Согласно его концепции, нация — это общность людей, которые имеют единую территорию, единый литературный язык, единый экономический рынок, общность культуры. Но, допустим, нет общей территории, единого рынка, — вот, скажем, тысячи корейцев живут в Узбекистане, — считать их нацией или нет?»[36] 55 млн. человек, то есть пятая часть населения Советского государства проживала за пределами своих республик или вообще не имела национально-территориальных образований, что не означало отсутствие у них собственных национальных интересов. Однако правом посылать своих депутатов, например, в Верховный Совет СССР имели только те нации и народности, которые имели свои республики, автономные области и округа.[36] К. П. Матвеев приводит несколько следствий пренебрежения подобными проблемами национальной политики:
 
  • растворение малых народностей в среде окружающих более крупных, преобладающих в данной республике или крае. Например, «многие нивхи или коряки стали числиться русскими, ассирийцы армянами или азербайджанцами, мингрелы или осетины грузинами и т. д.»;
  • сокращение численности малых народов. К примеру, к началу Октябрьской революции в стране насчитывалось 50 тыс. ассирийцев,[37] в 1939 — 19 тыс. и только в последние десятилетия цифра снова выросла до 30 тыс.;
  • постепенное «умирание» языков малых народностей. В 1920-е годы в СССР выходили книги на 86 языках, в начале 1980-х — на 63. Языки, на которых перестали выходить книги: ассирийский, белуджский, вепский, ижорский, ительменский, караимский, кетский, корякский, мансийский, саамский, селькупский и другие;
  • отсутствие развития и изучения культуры малых народов. «Живут, например, на Севере нашей страны карелы — их 80 тысяч. И тоже не имеют ни своих школ, ни газеты, ни книг на своём языке, да и не преподаётся их язык. Говорят, нет преподавателей».[36]
 

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Re: Советский народ
« Ответ #3 : 25/06/16 , 14:32:51 »
Мы советский народ.1972.

<a href="https://www.youtube.com/v/L3QWp4FCP0U" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/L3QWp4FCP0U</a>


марат сафиулинХочу в СССР))!! Дайте пожалуйста машину времени))?


Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Re: Советский народ
« Ответ #4 : 25/06/16 , 14:35:34 »
СССР - Правда Великого Народа. 1982 г.. Коммунисты.

<a href="https://www.youtube.com/v/2ZZ_7sP9qhE" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/2ZZ_7sP9qhE</a>

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Советский народ
« Ответ #5 : 02/07/16 , 09:01:07 »
https://pp.userapi.com/c845020/v845020801/81ec6/2F8w2dASBQg.jpg

Оффлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 8098
Re: Советский народ
« Ответ #6 : 02/07/16 , 09:18:16 »