Автор Тема: Классики о воспитании нового человека.  (Прочитано 3110 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Максим Горький о сущности человеческой жизни




О моем уважении  к творчеству Максима Горького можно  судить уже по названию блога. Тем не менее, на рассказ "Часы" я  наткнулся практически случайно - просто захотелось проверить источник  цитаты, опубликованной выше. "Часы" - это рассуждение о сущности  человеческой жизни. Сильный рассказ, ничуть не слабее "Песни о соколе".


Максим Горьки "Часы", 1896

Тик-так, тик-так!

Ночью  в тишине и в одиночестве жутко слушать бесстрастное красноречие  маятника часов: звуки монотонные и математически правильные, однообразно  отмечающие всегда одно и то же — неустанное движение жизни. Тьма и сон  объемлют землю, всё молчит, — лишь часы холодно и громко отмечают  исчезновение секунд... Маятник стучит, и с каждым звуком жизнь  сокращается на секунду, на крошечную частичку времени, данного каждому  из нас, на секунду, которая уже не вернётся к нам. Откуда являются  секунды, и куда они исчезают? Никто не ответит на это... И есть ещё  много вопросов, на которые не отвечено, есть другие, более важные  вопросы, и от разрешения их зависит наше счастье. Как жить, чтобы  сознавать себя нужным для жизни, как жить, не теряя веры и желания, как  жить, чтоб ни одна секунда не исчезала, не волнуя души и ума? Ответят ли  когда-нибудь на всё это часы, движению которых нет конца, — что скажут  на это часы?
II

Тик-так, тик-так!

Нет  ничего на свете бесстрастнее часов: они одинаково правильно стучат и в  момент вашего рождения, и в то время, когда вы жадно срываете цветы грёз  юности. Со дня своего рождения каждый день человек становится ближе к  смерти. И когда вы будете хрипеть в агонии — часы будут сухо и спокойно  считать её секунды. В их холодном счете — прислушайтесь — звучит нечто  всезнающее и уставшее от этого знания. Ничто, никогда не волнует их и не  дорого им. Они равнодушны, и нам, если мы хотим жить, — нужно создавать  себе иные часы, полные ощущений и мысли, полные действий, чтоб заменить  эти скучные, однообразные, убивающие душу тоской, укоризненно и холодно  звучащие часы.

III

Тик-так, тик-так!

В неустанном  движении часов нет неподвижной точки, — что же мы называем настоящим? За  одной родившейся секундой рождается вторая и сталкивает первую в бездну  неизвестного...

Тик-так! И вы счастливы. Тик-так! И вот вам в  сердце вливается жгучий яд горя, и оно может остаться на всю жизнь с  нами, на все часы данной вам жизни, если вы не постараетесь наполнить  каждую секунду вашей жизни чем-либо новым и живым. Страдание  соблазнительно; это опасная привилегия; обладая ей, мы обыкновенно не  ищем другого, более высокого права на звание человека. А его так много,  этого страдания, что оно стало дёшево и почти уже не пользуется  вниманием людей. Поэтому едва ли стоит дорожить страданием, — следует  наполнять себя чем-либо более оригинальным, более ценным, — не так ли?  Страдание — обесцененный фонд. И не следует жаловаться на жизнь кому бы  то ни было: слова утешения редко содержат в себе то, чего ищет в них  человек. Всего же полнее и интереснее жизнь тогда, когда человек борется  с тем, что ему мешает жить. В борьбе незаметно промчатся тоскливые и  скучные часы.

IV

Тик-так, тик-так!

Жизнь человека  до смешного кратка. Как жить? Одни упорно уклоняются от жизни, другие  всецело посвящают себя ей. Первые на склоне дней будут нищи духом и  воспоминаниями, вторые — богаты и тем и другим. И те и другие умрут, и  от всех не останется ничего, если никто не будет бескорыстно отдавать  жизни свой ум и сердце... И когда вы будете умирать, часы бесстрастно  будут считать секунды вашей агонии — тик-так! И в эти секунды родятся  новые люди, по нескольку в каждую, а вас уже — нет! и ничего не  останется в жизни от вас, кроме вашего тела, которое будет дурно  пахнуть. Неужели же ваша гордость не возмущается этим автоматическим  творчеством, которое бросило вас в жизнь, потом вырвало из неё и —  только? Укрепите же в жизни память о себе, если вы горды и оскорблены  вашей подчиненностью тайным задачам времени. Подумайте о вашей роли в  жизни: был сделан кирпич, потом он лежал неподвижно в одном здании,  потом рассыпался и исчез... И скучно и пошло быть кирпичом — не правда  ли? Не походите же на кирпич, если у вас есть ум и душа и если вы хотите  испытать в жизни хорошие, полные чувствований и дум, бурные часы.

V

Тик-так, тик-так!

Если  вы задумаетесь о том, что теперь значите вы в беспредельном движении  часов, — вы будете подавлены сознанием вашего ничтожества. Да оскорбит  вас это сознание! Да возбудит оно в вас гордость, и пусть вы  почувствуете вражду к жизни, унижающей вас, и да объявите вы ей борьбу.  Во имя чего? Когда природа лишила человека его способности ходить на  четвереньках, она дала ему, в виде посоха, — идеал! И с той поры он  бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему — всё выше! Сделайте  это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в  сознательном стремлении к лучшему — истинное счастье. Не жалуйтесь на  бессилие, и ни на что не жалуйтесь. Единственное, что может принести вам  ваша жалоба, — это сожаление, милостыня нищих духом. Все люди одинаково  несчастны, но более всех несчастен тот, кто украшает себя своим  несчастием. Эти же люди более всех других жаждут внимания к себе и менее  всех достойны его. Стремление вперёд — вот цель жизни. Пусть же вся  жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высоко прекрасные часы.

VI

Тик-так, тик-так!

«На  что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого ты окружил  мраком?» Это старый Иов спрашивал у бога. Нынче уже нет таких смелых  людей, которые, помня, что они дети бога и созданы им по образу и  подобию его, говорили бы к нему, как Иов, и вообще дёшево ценят ныне  люди себя. И мало любят жизнь, и даже себя любят неумело. И в то же  время боятся смерти, хотя никто не избежит её, как это известно.  Неизбежное — законно. Ведь человек с той поры, как явился на земле, —  всё умирает, и к этому надо привыкнуть, пора. Сознание выполненной  задачи может уничтожить страх смерти, и честно пройденный путь жизни  даст покойный конец. Тик-так... И от человека остаются только одни дела  его. И прекращаются для него часы вместе с его желаниями, и наступят  иные часы — часы оценки его жизни, суровые часы.

VII

Тик-так, тик-так!

В  сущности, всё довольно просто в этом запутавшемся в противоречиях, во  лжи и злобе живущем мире. И было бы ещё проще, если бы люди  всматривались друг в друга и каждый имел за собой друга.

Один,  если он и велик, всё-таки мал. Необходимо понимать друг друга: ведь все  мы говорим темнее и хуже, чем думаем. Человеку не хватает много слов,  чтоб открыть своё сердце пред другим, и поэтому много крупных и важных  для жизни дум пропадает бесследно, оттого что для них своевременно не  нашлось нужных форм. Рождается мысль, есть искреннее желание воплотить  её в слова, в твёрдые и ясные слова... а слов — нет.

Больше  внимания к мысли! Помогайте рождаться ей, она всегда окупит ваш труд.  Везде и во всём есть мысль, — даже в трещинах камня вы прочтёте её, если  захотите этого. Если люди захотят, они всего достигнут; если они  захотят, они будут владыками жизни, а не рабами её, как теперь. Только  бы явилось желание жить, гордое сознание силы своей, и вся жизнь  представит собой прекрасные часы, полные явлений силы духа, поражающие  благородством подвигов, — великие часы.

VIII

Тик-так, тик-так!

Да  здравствуют сильные духом, мужественные люди, — люди, которые служат  истине, справедливости, красоте! Мы их не знаем, потому что они горды и  не требуют наград; мы не видим, как радостно сжигают они свои сердца.  Освещая жизнь ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых.  Нужно, чтобы прозрели слепые, которых так много, нужно, чтоб все люди с  ужасом и отвращением увидели, как груба, несправедлива и безобразна их  жизнь. Да здравствует человек, владыка своих желаний! Весь мир — в его  сердце; вся боль мира, всё страдание людей — в его душе. Зло и грязь  жизни, ложь и жестокость её — его враги; все часы свои он щедро тратит  на борьбу, и жизнь его полна буйных радостей, красивого гнева, гордого  упрямства... Не жалей себя — это самая гордая, самая красивая мудрость  на земле. Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя! Есть  только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут  первую, мужественные и щедрые — вторую; каждому, кто любит красоту,  ясно, где величественное.

Часы нашей жизни — пустые, скучные  часы; наполним же их красивыми подвигами, не жалея себя, и тогда мы  переживём красивые, полные радостного трепета, полные жгучей гордости  часы! Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя!
http://rjadovoj-rus.livejournal.com/3265474.html

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
<a href="https://www.youtube.com/v/9OPnl8agr-Q&amp;feature=youtu.be" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/9OPnl8agr-Q&amp;feature=youtu.be</a>

Онлайн малик3000

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 10158
ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА НИЧЕГО НАЗВАТЬ МЕЛОЧЬЮ И ЗАБЫТЬ О НЕЙ

(Перечитывая Макаренко...)

" Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!

А между тем приходится иногда встречать таких родителей, которые считают, что нужно найти какой-то хитрейший рецепт воспитания детей, и дело будет сделано. По их мнению, если этот рецепт дать в руки самому заядлому лежебоке, он при помощи рецепта воспитает трудолюбивого человека; если его дать мошеннику, рецепт поможет воспитать честного гражданина; в руках враля он тоже сделает чудо, и ребенок вырастет правдивым.

Таких чудес не бывает

НИКАКИЕ РЕЦЕПТЫ НЕ ПОМОГУТ, ЕСЛИ В САМОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ЕСТЬ БОЛЬШИЕ НЕДОСТАТКИ

На эти недостатки и нужно обратить первое внимание

А ЧТО КАСАЕТСЯ ФОКУСОВ, ТО НУЖНО РАЗ НАВСЕГДА ПОМНИТЬ, ЧТО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФОКУСОВ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ

К сожалению, иногда можно видеть таких людей, верящих в фокусы. Тот придумает особое наказание, другой вводит какие-нибудь премии, третий всеми силами старается паясничать дома и развлекать детей, четвертый подкупает обещаниями.

А многие родители так любят жаловаться на недостаток времени!

Конечно, лучше, если родители чаще бывают с детьми, очень нехорошо, если родители никогда их не видят.

Но все же необходимо сказать, что ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОВСЕ НЕ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ РОДИТЕЛИ НЕ СПУСКАЛИ С ДЕТЕЙ ГЛАЗ

ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ТОЛЬКО ВРЕД. ОНО РАЗВИВАЕТ ПАССИВНОСТЬ, И ДУХОВНЫЙ РОСТ ИХ ИДЁТ СЛИШКОМ БЫСТРО

РОДИТЕЛИ ЛЮБЯТ ЭТИМ ПОХВАСТАТЬСЯ, НО ПОТОМ УБЕЖДАЮТСЯ, ЧТО ДОПУСТИЛИ ОШИБКУ

Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни.
Не думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придется столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами.
Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать. Поэтому, совершенно естественно, вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.

Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от вас требуется только постоянный корректив в жизнь ребенка, но вовсе не то, что называется вождением за руку. (...)

Истинная сущность воспитательной работы, вероятно вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЕСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАБОТА ОРГАНИЗАТОРА

В этом деле поэтому нет мелочей

ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА НИЧЕГО НАЗВАТЬ МЕЛОЧЬЮ И ЗАБЫТЬ О НЕЙ

Страшной ошибкой будет думать, что в вашей жизни или в жизни вашего ребенка вы что-нибудь выделаете крупное и уделите этому крупному все ваше внимание, а все остальное отбросите в сторону.
В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка — все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев.

МЕЛОЧИ ДЕЙСТВУЮТ РЕГУЛЯРНО, ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО, ИЗ НИХ И СКЛАДЫВАЕТСЯ ЖИЗНЬ

Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей."