Автор Тема: Сделка Фауста с чёртом  (Прочитано 3226 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Сделка Фауста с чёртом
« : 09/08/15 , 13:20:59 »
http://nadasuge.ru/system/assets/photos/000/017/244/original/Teufelspakt_Faust-Mephisto__Julius_Nisle.jpg?1419825557 height=941

Сделка Фауста с чёртом

Так получилось, что в последней заметке я упомянул Освальда Шпенглера, назвавшего западно-европейскую цивилизацию фаустовской и мадам Клинтон, воплощающей падение это самой западной цивилизации в лице США. Поэтому давайте немного поговорим о "Фаусте" Гете, кто он.

Ключевое событие "Фауста" – это сделка с Мефистофелем, с неё начинаются их совместные приключения. Что представляет из себя сделка? Черт получает право на душу, после смерти тела может её забрать. В обмен на свою душу Фауст получает весьма обширные, практически неограниченные возможности (ограничения есть, потому как Мефистофель заявляет, что он не всесилен), причём на неограниченный срок. Почему Мефистофель готов так дорого платить за душу доктора-чудака, Гете объясняет туманно, ссылаясь на спор между Мефистофелем и Богом, вроде как дело принципа. Если же предположить, что на кону стоит не душа отдельного человека, а своего рода коллективная судьба западного человечества, то интерес чёрта к Фаусту обретает другие масштабы. Итак, суть сделки – продажа души в обмен на богатство, власть и возможности.

Фауст непрост, ему неинтересны деньги, вульгарные удовольствия плоти и мирская слава:

Ты пищу дашь, не сытную ничуть,
Дашь золото, которое, как ртуть,
Меж пальцев растекается; зазнобу,
Которая, упав тебе на грудь,
Уж норовит к другому ушмыгнуть.


Фауст намерен развернуть с помощью Мефистофеля мощную всеобъемлющую деятельность, грубо говоря оседлать зло. Только это не либеральная грызня всех против всех, в результате которой рождается общее благо, а внешнее зло, поставленное на службу человечеству. Мефистофель должен ему служить вплоть до того момента, когда Фауст успокоится, довольствуясь достигнутым:

Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: "Мгновение, повремени:" -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западня.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.

Здесь принципиально важен контекст сделки. Во-первых, Фауст разочарован в науке как способе рационального познания мира. И не просто разочарован, он отказывается от разума, чему невероятно обрадован Мефистофель:

Мощь человека, разум презирай,
Который более тебе не дорог!
Дай ослепленью лжи зайти за край,
И ты в моих руках без отговорок!

Во-вторых, Фауст проклинает все человеческое, что делает его слабым и отвлекает от познания:

Понимаете, он проклинает всё сразу и любовь, и надежду, и семейные ценности, и добродетели и пороки - всё. И вот с таким настроем, со ставкой на страсть, стихийность и эмоциональность (но без сдерживающего и направляющего рацио) он отправляется в дорогу с Мефистофелем:

Я акцентирую ваше внимание на том, что Фауст отказывается от всего, что ему было дорого, чем он жил всё время. И сам образ "ныряния", погружения на глубину – есть метафора падения (душа пала). Примерно то же самое, мы можем наблюдать в современной Европе и США (обобщенный Запад), которые отказываются от основ, на которых они построены (христианская мораль, этика, традиционная семья, неприкосновенность частной собственности, личные свободы и демократия). В этом смысле прозрения Шпенглера относительно сути западной цивилизации невероятно точны, и термин "фаустианское человечество" очень ёмкий.

Первой жертвой Фауста становится Маргарита. Фауст её не любит, его охватила страсть и он ищет удовлетворения этой страсти, жаждет обладания Маргаритой. Женится, то есть следовать обычаю и правилам, он при этом не хочет – вот такая любовь. Руками Гретхен Фауст убивает её мать, нимало не смутясь произошедшим, продолжает крутить любовь. Не смущает Фауста и то, что добрачные отношения порочат Гретхен в глазах общества, и этот грех не смыть даже женившись на ней, а жениться Фауст не собирается (не предлагает). В довершении Фауст убивает Валентина, брата Маргариты и сбегает с места преступления. Краткий итог "любви": два трупа, позор и тюремное заключение Маргариты.

Фауст не любит Гретхен, это просто страсть, голос плоти. Он вспоминает о ней случайно во время шабаша на Брокене, и только случайность "спасает" его от того, чтобы не "изменить" Гретхен с одной из молодых ведьм. Это тот самый "вихрь огорчений и забав", "страстей клокочущих горнило". Фауст разрушил жизнь Гретхен, а потом сбежал, сбежал дважды – с места убийства Валентина и из узилища. Испытывал ли он муки совести? Думаю, что негативные эмоции были, но совесть тут не причем. Это нижняя часть фазы (огорчение) сменила верхнюю (забава) и не более того. Он же проклял любовь и любить не может, он проклял семью – его брак с Еленой Троянской промелькнул как сон, не оставив ничего после себя.

Оставляя за скобками почти всю вторую часть "Фауста", которая явно и сложнее и глубже чем первая часть, остановимся только на последних эпизодах. Смерть стариков Бавкиды и Филемона очень показательна. Фауст занят постройкой чего-то важного и значительного, якобы несущего пользу людям;. Однако оказывается, что замысел и успешность его реализации важнее чем сами люди:

Мне говорят колокола,
Что план моих работ случаен,
Что церковь с липами цела,
Что старикам я не хозяин.
Они - бельмо в глазу моем,
Пока от них я не избавлен,
И час прогулки мой отравлен
При встрече с этим старичьем.


Ключевые слова сказаны - план случаен (произвольно выдуман), а старикам Фауст должен быть хозяином, или господином. И не только старикам, он хочет быть единоличным хозяином всего (забывая видимо, что его возможности от дьявола и даны ему временно):

На шее ж - это старичье!
Что мне владычество мое?
Я сам на тот участок зарюсь.
Я там устроил бы помост
И созерцал бы с этой вышки
Простор прирезанных борозд,
Земли отхваченной излишки.
Там наблюдал бы я разбег
Растущих с ширину владений,
Которыми венчал свой гений
Вдаль заглянувший человек.


То есть есть гении, люди-титаны, покорители природы (познавать природу уже не нужно, нужно её просто покорять), а есть просто людишки, которые мешают. Мы будем внедрять вам демократию, даже если она вам не нужна и нужно будет вас вбомбить в средневековье – узнаете стиль? А если это противоречит установленным законам (международному праву), тем хуже для законов:

Сопротивляясь, эти люди
Мрачат постройки торжество.
Они упрямы до того,
Что плюну я на правосудье.


А чего ожидать от человека, заключившего сделку с чёртом и видящего в нем просто инструмент? Фауст же проклял все все человеческое, осталось природное, звериное с расширенными возможностями. Нет ни морали, ни закона, остались одни желания. В конце концов, Фауст вообще отказывается от идеального, присягая кипучей деятельности:

А вы не задумывались, что стало с фаустовской плотиной, после того как сделка была расторгнута и Бог забрал душу доктора на небеса? Осталось ли вообще хоть что-то после Фауста для потомков или Фауст, опершись на чёрта, оказался бесплоден? Дух отрицанья и вреда не может ничего создать, кроме иллюзий и горя. Куда идёт западный мир и какую сделку заключил он?

http://www.film.ru/sites/default/files/movies/frames/dr-strangelove-1964-10.jpg height=454