О МИСТИКЕ
Любой человек моего поколения, рождённый в 30-х – 40-х годах, выросший и воспитанный во времена стабильной Советской власти, подтвердит, что в 50-х – 70-х годах прошлого века – эпоху расцвета социализма - в нашем обществе увлечения и даже интереса к неординарным, необъяснимым явлениям не существовало вовсе. От цыганок, обещавших предсказать будущее, люди просто отмахивались как от назойливых мух; над базарными чародеями, использовавшими попугаев и белок, вытаскивающих из ящичка билетики с предсказанием судьбы, посмеивались также как и над рассказами о будто бы найденных в глухих местах огромных волосатых человекоподобных существах. Советские люди жили реальностью. В чудеса не верили, в том числе и в обещание властей построить в СССР коммунизм к восьмидесятому году.
Всё резко изменилось в восьмидесятых, когда мы, кто сознательно, а кто интуитивно, почувствовали, что вера в идеи коммунизма и сама Советская власть зашатались. Из небытия вылезли и стали популярными кашпировские, глобы, ванги и пр. Страницы СМИ заполнились астрологическими прогнозами, рассказами «очевидцев» об НЛО, полтергейстах, встречах со снежным человеком. Появились даже академии чёрной и белой магии. И вот «чудо» - те же люди, которые лет десять назад над всем этим только смеялись, стали с увлечением читать, слушать по радио и смотреть по телевидению чародеев, чревовещателей, магов, телепатов и экстрасенсов, большинство из которых сами не верили ни в какие чудеса, но, будучи людьми предприимчивыми, делали на этом деньги. Напомню, что подобное наблюдалось в России и в начале ХХ-го века, когда вера в христианские ценности и царя пошатнулась. Тогда люди тоже активно увлекались мистикой – всем таинственным, непознанным, непонятным - спиритизмом, необъяснимым вращением тарелок, вызовом духов умерших предков и знаменитостей и т.п.
Думается, что увлечение мистикой – признак нестабильности в человеческом обществе, смены системы ценностей, влекущей за собой смену мировоззрения, морали и государственного устройства, то есть всего образа жизни социума.
Естественно, этим социальным явлением не могут не воспользоваться влиятельные общественные силы. С одной стороны увлечение мистикой отвлекает население от серьёзных размышлений о сути происходящего в обществе, с другой – даёт какую-то веру взамен утрачиваемой. А вера – духовный стержень, на котором держится и индивидуум, и общество в целом. Интуитивно люди, утратившие одну веру, чтобы не упасть до состояния животного, хватаются за другую.
Конечно, чудесам есть ещё достаточно места. Ведь чудо это не то, что не согласуется с законами природы, а то, что не согласуется с нашими понятиями о них. Мир далеко не до конца познан человеком, и познавать его необходимо, но этим должны заниматься учёные, а не шарлатаны!
Август 2010 г.