Автор Тема: ИСТОКИ МОРАЛИ  (Прочитано 693 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
ИСТОКИ МОРАЛИ
« : 10/09/18 , 13:20:14 »
ИСТОКИ МОРАЛИ
Известно, что мораль как система запретов, накладываемых обществом на своих членов, появилась значительно ранее юриспруденции. Многие тысячелетия она исправно служила регламентации общественной жизни. Естественно, человечество давно заинтересовал вопрос: где же истоки  моральных запретов? Верующему очевидно – мораль есть Божественные Заповеди. И дана она человеку Богом. Такой точки зрения придерживаются все основные религиозные конфессии. Иное дело атеисты, верящие теории Дарвина о происхождении видов. Если, согласно этой теории человек вышел из животного мира, то и истоки морали следует искать там. Обосновал эту гипотезу Конрад Лоренц в своей книге «Мораль в мире животных». Приведём основы его доказательства.
Всем известно, что собаке можно привить некоторые этические ограничения, которые ей от природы не даны. Например, её можно научить спать не на хозяйской постели, а в определённом месте; отправлять естественные надобности не где придётся, а там, где хочет хозяин. Легавую охотничью собаку можно обучит ходить «челноком», делать стойку, ложиться на землю перед выстрелом и многому другому. Более того, собака может переживать в случае, если не выполнила какой-то запрет! Помимо воспитанных в ней правил поведения она имеет и природные. Под воспитанием будем понимать обучение нравственным нормам.
Откуда же берётся мораль животного? По-видимому, это созданные естественным отбором поведенческие программы. Для выживания вида нужно было чего-то не делать. В противном случае не выживали нарушившие это правило представители вида, а, возможно, и весь вид.
Один из самых распространённых запретов в мире животных - «не убей своего». Этот «моральный» запрет особенно хорошо работает среди хорошо вооружённых животных: хищников, имеющих мощные челюсти и зубы. Замечено, что в драках с сородичами они их в полную силу никогда не применяют. Иначе все хищники давно бы исчезли с лица Земли! Они ограничиваются угрозами, в крайнем случае наносят удары по нежизненно важным частям тела. Например, по ушам, потому-то у котов и бывают часто рваные уши!
Чем лучше вооружено животное, тем твёрже моральные запреты. Именно это и обеспечивает сохранение вида. Так самцы лосей во время брачных поединков никогда не бьют мощными рогами  соперника в особо уязвимое место: в живот или в бок, а сцепившись рогами демонстрируют друг другу силу. В конце концов, более слабый бык отступает.
У человека же, как у слабо вооружённого живого существа, практически отсутствует инстинктивное ограничение на свои действия в драке. Они не были нужны, потому и не появились в процессе естественного отбора. Увы, инстинктивного ограничения на убийство сородича у него нет, а средства, начиная с взятия в руки палки и камня, существуют! 
Уже эти простейшие размышления говорят о важности воспитания в человеческом обществе твёрдых моральных правил! Чего, к сожалению, не понимают нынешние власти.

октябрь 2010 г