5. ХРИСТОС УПРАЗДНИЛ МОИСЕЕВ ЗАКОН И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
ЗАКОН ХРИСТОВ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОДНОЙ ЗАПОВЕДИ
Что касается «углубления» «вечного» Моисеева закона, то Христос «углубил» его до такой степени, что вовсе упразднил его, прежде всего отменив заповеди почитания Иеговы, а все другие заменив одной, в которой и заключен весь закон Христов: люби ближнего как самого себя. Это мы докажем сейчас с помощью канонического Писания Нового завета. Будем предельно кратки, а читателей попросим вооружиться вниманием и терпением и дочитать до конца. (Говорят, что современные люди не могут воспринимать более двух страниц текста.)
Но предварительно напомним обстоятельства, в которых приходилось проповедовать Христу и Апостолам.
Во-первых, во времена Христа в Израиле всякий, «отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывался смертью» (Евр.10:28 ). Разумеется, Христос не мог начать свою миссию с того, чтобы взойти на гору и заявить иудеям, что Он пришел отменить Моисеев закон и их «вечный» завет с Иеговой.
Во-вторых, по Моисееву закону, требовалось предавать смерти пророков, говорящих от имени иных богов, кроме Иеговы (Втор.18:20). А Христос пришел не от Иеговы, а от Всевышнего. Естественно, Он не мог сразу заявить иудеям: Я – не от Иеговы, Иегова – не Всевышний. Позже Иисус говорил иудеям: «Истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете» (Ин.7:28 ). «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего… Пославший Меня истинен» (Ин. 8:12, 26). «Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел… Ваш отец диавол… он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:42-44).
Этими обстоятельствами объясняются ответы Христа книжникам, фарисеям и законникам – ревнителям Моисеева закона, донимавшим его вопросами с тем, чтобы поймать на слове, обвинить и предать смерти за отречение от Моисеева закона. Этими обстоятельствами объясняется и наличие разных изречений Христа о законе и спасении, которые кажутся противоречивыми вне библейского контекста. Этим объясняются и туманные, «неудобовразумительные» речи и писания Апостолов, касающиеся Бога, закона, истины. Поэтому нельзя вырывать из общего контекста отдельные цитаты о законе и выдавать их за истину.
В-третьих, Христос не сообщил ветхому миру имя Своего Отца, «Который втайне». Эту тайну Он сообщил только Апостолам. Молясь перед арестом Отцу за оставляемых учеников, Иисус говорит: «Мир Тебя не познал… сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое…» (Ин. 17:25-26). Почему имя осталось в тайне? Потому что «Бог [истинный] не стыдится называться Богом праведников», но стыдится называться богом грешников. Потому и господствует над ветхим, старым миром Иегова - «бог лукавого века сего». Каковы сами люди, таков у них и бог. Истинный Бог воцарится над миром только в будущем веке (в уже наступающей эпохе), когда совершится тайна Божия, см. Отк. 11:15-17. Тогда будет дано и новое, «вечное Евангелие» (Отк.14:6).
Христос, посылая Апостолов на проповедь, заповедал им «быть мудрыми как змии и простыми как голуби», не давать святыни псам и не метать жемчуг перед свиньями, чтобы не быть растерзанными. И Апостолы говорили по сознанию слушателей, в зависимости от того, иудеи они или язычники, «духовные» они или «душевные», «младенцы» ли, которых надо кормить «молоком», или совершенные, различающие добро и зло, Бога и диавола. Особенно приходилось изощряться в словах перед иудеями, как это видно из Евангелия. Павел писал: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор.9:20).
Все это надо иметь в виду, исследуя Евангелие, и читать его не по букве, а по духу Нового завета.
* * *
Моисеев закон в Евангелии называется «иудейским», «законом заповеди плотской», «законом греха и смерти». В нем есть и заповедь «люби ближнего, как самого себя», однако здесь она означает любовь только к сынам Израиля: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (…) А чтобы раб или рабыня были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также из детей поселенцев можете покупать и из племени их… и они могут быть вашей собственностью; можете передавать их в наследство, как имение; вечно владейте ими, как рабами, а над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью». (Лев.19:18; 25:44).
Это неистинная, сатанинская любовь к ближнему. Потому Апостолы заповедали «истинную», «совершенную любовь», где все люди братья, «нет ни иудея, ни эллина». И уж если утверждать, что Христос «углубил Моисеев закон», то лишь в части его заповеди любви к ближнему.
Закон Христов в Евангелии называется «закон совершенный, закон свободы», «закон духа», «закон веры».
Теперь приведем из Евангелия все, написанное о законах и заветах, и посмотрим, что утверждено, а что отменено.
1. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17).
Что значит «исполнить закон», мы уже выяснили: исполнить все, написанное там о Христе.
2. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12; Лк. 6:31)
В этих словах Христа уже нет главной заповеди Моисеева закона – любви к Иегове. Здесь не говорится о Боге вообще – ни об Иегове, ни о Боге истинном. А все другие заповеди Моисея сведены к одной.
3. «…Некто [очень богатый]… спросил Его [Иисуса]:… что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал… знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус… сказал ему: одного тебе недостает: если хочешь быть совершенным, пойди, все, что имеешь [собственность], продай и раздай нищим… и приходи, последуй за Мною, взяв крест [т.е. распни ветхого человека в себе]… Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:16; Мк.10:17).
Здесь, во-первых, тоже нет главной заповеди Моисеева закона – любви к Иегове, и Бог вообще не упоминается. Во-вторых, нет заповеди, ограждающей частную собственность («Не желай… ничего, что у ближнего твоего»). Вместо нее Иисус говорит заповедь «продай имение твое и раздай нищим». Это уже явное отступление от Моисеева закона. А после того, как Иисус открыто нарушил субботу, праздновать которую полагалось как «завет вечный» между Иеговой и иудеями, и заявил, что Он является господином субботы, фарисеи и законники почуяли неладное. Они стали искушать Иисуса вопросами, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его, осудить и предать смерти.
4. «И один из них [фарисеев], законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе [Моисеевом]? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь [Моисеев] закон и пророки» (Мф.22:35).
Здесь Иисус отвечает фарисеям так, как написано в Торе - во Второзаконии (6:4-5) и Левит (19:18), умалчивая о том, что пришел упразднить Моисеев закон.
5. «Один из книжников… спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:28 ).
Как видим, книжнику Иисус отвечал так же, как и фарисеям, - заученными словами из Моисеева закона.
6. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе [Моисеевом] что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:25)
Вопрос не случайный, ибо, напомним, в Моисеевом законе под ближними разумеются только сыны Израиля. На этот вопрос интернационалисту Иисусу, для которого нет ни иудея, ни эллина, пришлось отвечать притчею о священнике и левите, равнодушных к чужой беде, и милосердном самарянине, презираемом иудеями.
7. «Христос сказал им [фарисеям]: Закон [Моисеев] и пророки до Иоанна [Крестителя]; с сего времени Царствие Божие благовествуется» (Лк.16:16).
Эти слова Иисус сказал лишь на третий год Своего служения, когда земной Его путь уже подходил к концу. Здесь Иисус уже прямо заявляет фарисеям, что Моисееву закону пришел конец.
8. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).
9. «Истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин.6:32) - заявляет Иисус иудеям.
Здесь Иисус во второй части высказывания прибегает к иносказанию: «хлеб» – истинное Слово Божие, проповедуемое Иисусом, «небеса» - духовный мир.
10. Фарисеи говорили человеку, которому Иисус отверз очи: «Ты ученик Его [Иисуса], а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог [Иегова]; Сего же [Иисуса] не знаем, откуда Он… Не от Бога [Иеговы] этот человек, потому что не хранит субботы» (Ин.9:16,29).
11. На Тайной Вечере Иисус, являя делом любовь, умыл ноги ученикам, давая им пример, чтобы и они поступали так же: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам… ЗАПОВЕДЬ НОВУЮ ДАЮ ВАМ… Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою… Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего… Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.13-15). «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:24).
Конечно, Христос заповедал умывать ноги друг другу не в буквальном смысле, а служить друг другу, исполняя даже грязную работу.
Взяв после Вечери чашу с вином, Иисус сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк.22:20). - Иисус уподобляет Себя пасхальному агнцу, которого иудеи по Моисееву закону приносили Иегове в жертву за грехи; и Христос приносит Себя в жертву, «чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:5), «для служения Богу живому и истинному» (Евреям 9:14). Иисус Телом Своим распял на кресте ветхого человека: ««ветхий наш человек распят вместе с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (Рим.6:6), «Он грехи наши [иудеев] Телом Своим вознес на древо [крест]» (1 Пет.2:24).
12. «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе… Тогда научили они [иудеи] некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. .. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян. 6:8 ).
В последующей речи Стефан говорит, между прочим, о том, что Моисею давал заповеди на Синае ангел (Деян. 7:38 ). А Иегова в Библии называется и ангелом, и богом («богом лукавого века сего»): «Иаков боролся с богом… он боролся с ангелом», и т.д. В Библии употребляется и множественное число: боги; это говорит о том, что Иегова – не единственный бог. (Выражение «единый Бог» подразумевает единство во множестве). Наконец, Стефан дает понять, что Иегова – не Всевышний: «Соломон же построил Ему [богу Иакова] дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет…» (Деян.7:46).
Иудеи забили Стефана камнями.
13. «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев… Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили… [написать язычникам] «…Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и СОБЛЮДАТЬ [МОИСЕЕВ] ЗАКОН, ЧЕГО МЫ ИМ НЕ ПОРУЧАЛИ… Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:5).
Здесь также нет заповеди любви ни к Иегове, ни к Богу истинному. Ведь, как учит Ап. Иоанн, «Бог [истинный] есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16).
14. «Павел [посланный Христом к язычникам] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же [Апостолы]… сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители [Моисеева] закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян.21:19).
15. «Асийские Иудеи, увидев его [Павла] в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона [Моисеева] и места сего» (Деян.21:27)
16. «Кто вникнет в [Христов] закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии…«Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете», - пишет Ап. Иаков двенадцати коленам Израиля, находящимся в рассеянии (Иак.1:25, 2:8 ).
Вспомним слова Павла: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев». Так проповедовали и другие Апостолы. Примечательно, что у Иакова заповедь любви к Иегове тоже отброшена; Христов «закон свободы» сводится к одной заповеди любви к ближнему, которая, как мы уже выяснили, есть и у Моисея. Однако в закон Христов надо «вникнуть»: слова: «люби ближнего как самого себя» означают, что ближний – как ты сам, равняется тебе, отсюда следует равенство, равноправие, освобождение от эксплуатации человека человеком и т.д.
17. Ап. Павел пишет: «Вы не под [Моисеевым] законом, но под благодатью» (Рим.6:14).
18. «Ныне, умерши для [Моисеева] закона, которым были связаны, мы ОСВОБОДИЛИСЬ от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве…» (Рим.7:6)
19. «Во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе ОСВОБОДИЛ меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2).
20. «Конец [Моисеева] закона – Христос» (Рим.9:31-10:4).
21. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил [Христов] закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:8 ).
Здесь показано взаимоотношение 6-ти заповедей Моисеева десятословия, запрещающих делать зло, и закона Христова, обязывающего любить других людей, делать добро. Ведь любить и делать добро – это значит также не делать зла: не убивать, не красть, не лгать, не обирать и т.д. Таким образом, одна большая Христова заповедь любви вмещает и эти «малейшие заповеди», запрещающие делать зло.
22. «Вы - письмо Христово, через служение наше написанное НЕ… НА [МОИСЕЕВЫХ] скрижалях каменных, но на… скрижалях сердца… Он [Бог] дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях [вторичных скрижалях], было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, - то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?... Моисей… полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их… БОГ [ЛУКАВОГО] ВЕКА СЕГО ослепил [им] умы» (2Кор.3:3; 4:4). «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои…» (Ин.12:39).
23. «Кто во Христе, тот НОВАЯ ТВАРЬ, древнее прошло, теперь все НОВОЕ» (2 Кор.5:17}.
24. «Человек оправдывается… только верою в Иисуса Христа…Законом [Христовым] я умер для [Моисеева] закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. Если законом [Моисеевым] оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:16)
25. «Христос искупил нас от клятвы [Моисеева] закона…» (Гал.3:13)
26. «Для чего же [Моисеев] закон? Он дан [иудеям] по причине преступлений, до времени пришествия семени [Христа]… Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от [Моисеева] закона… Итак закон был для нас [иудеев] детоводителем ко Христу… Мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3:19).
27. «Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира… Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал. 4:3).
28. «Есть два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство… Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Иисус, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.4:24, 5:1).
29. «Вы, оправдывающие себя [Моисеевым] законом, остались без Христа, отпали от благодати…» (Гал.5:4).
30. «Любовью служите друг другу. Ибо весь закон [Христов] в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 5:14).
31. «Он [Христос]… УПРАЗДНИВ… [Моисеев] закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного НОВОГО ЧЕЛОВЕКА, устраивая [НОВЫЙ] МИР» (Кол. 2:15).
32. «Истребив учением бывшее о нас [иудеях] рукописание, которое было против нас, Он [Христос] взял его и пригвоздил к кресту» (Кол. 2:14).
33. «Cовлеките [с себя] ветхого человека с делами его и облекитесь в нового [человека]… облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:9).
34. «Необходимо быть ПЕРЕМЕНЕ ЗАКОНА… По подобию Мелхиседека [священника Бога Всевышнего] восстает священник иной, который таков не по [Моисееву] закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей… ОТМЕНЕНИЕ же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо [Моисеев] закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу… лучшего завета поручителем соделался Иисус… Слово клятвенное, после [Моисеева] закона, поставило Сына, на веки совершенного… Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк… говоря “новый”, показал ветхость первого; а ВЕТШАЮЩЕЕ И СТАРЕЮЩЕЕ близко к УНИЧТОЖЕНИЮ». (Евреям 8:6)