Общий форум > ИСТОРИЯ

Честь и Слава России

(1/17) > >>

vasily ivanov:
ПОДВИГ ИВАНА ПОЛЗУНОВА



С развитием промышленности зависимость ее от реки вступила противоречие с новыми требованиями производства. Промышленность нуждалась в двигателе, не зависящем от рек.

Такой двигатель дал миру наш великий соотечественник, горный мастер Иван Иванович Ползунов.

Сейчас, когда почти два столетия отделяют нас от тех времен, мы с особой силой ощущаем все величие творческого подвига Ползунова.

Смело шагнув вперед, создав «огненный двигатель» — первую в мире универсальную промышленную паровую машину, Ползунов открыл новую эру в развитии техники.

Сын солдата, Иван Иванович Ползунов родился в Екатеринбурге в 1728 г. Учился он в заводской школе, а потом работал в звании «механического ученика» с жалованьем рубль в месяц. В 1745 г. Ползунова направили на Колывано-Воскресенские заводы на Алтай, чтобы он «впредь при горных, плавильных и пробирных делах мог быть...».

Работая на Колывано-Воскресенских заводах, Ползунов стал крупнейшим специалистом-механиком.

Тонко чувствуя требования производства, которые здесь, в центре алтайской горнорудной промышленности, становились все настоятельнее, Ползунов задумал «пресечь водяное руководство». Чтобы осуществить свой новаторский замысел, он решил создать «огненную машину», которая была бы, как писал Ползунов, «способной по воле нашей, что будет потребно, исправлять».

Машина эта, в отличие от всякого рода насосов, находивших себе применение только при откачке воды, должна была обеспечить непрерывное действие и могла быть использована для любых работ.

Месяцы кропотливейших расчетов, бессонные ночи, проведенные над чертежами, многочисленные схемы и опыты — и, наконец, грандиозная задача решена. В 1763 году Ползунов подал начальнику Колывано-Воскресенских заводов проект паровой машины. Сделанная по этому проекту модель машины хранится сейчас в Барнаульском горном музее.

В Петербурге статский советник Шлаттер, которому было поручено рассмотреть проект Ползунова, не мог не признать, что «...сей его вымысел за новое изобретение почесть должно».

Получив ряд изменений Шлаттера, как мы теперь видим, в основном ухудшавших паровую машину, Ползунов приступил к ее постройке.
Новый двигатель, в противовес громоздким деревянным водяным колесам, должен был целиком состоять из металла. Зная всю сложность предстоящей работы, Ползунов мечтал построить машину сначала «малым корпусом» — т. е. малого масштаба. Однако начальство приказало, чтобы он сразу же возводил машину «большого корпуса», потребовало создания большой заводской установки.
И вот без всякой помощи, лишь с двумя юношами-учениками да несколькими чернорабочими, Ползунов начал постройку огромной, высотой с трехэтажный дом, рабочей машины для обслуживания воздуходувки на 10 плавильных печей.

Подробные рабочие чертежи и исторические документы говорят нам об устройстве и работе первой в мире паровой машины.

Вода разогревалась в котле, склепанном из медных листов. Пар поступал через специальные распределительные устройства в два вертикальных трехметровых цилиндра, поршни которых действовали на коромысла. Эти коромысла были связаны с мехами для поддува рудоплавильных печей, а также с водяными насосами-распределителями и другим дополнительным оборудованием, необходимым для питания котла и для поддержания непрерывного действия машины.

Великий механик добился того, что все детали его машины постоянно «сами себя в движении держали».

При постройке машины Ползунов проявил себя также и выдающимся теплотехником. Об этом говорит тонко продуманное автоматическое снабжение котла подогретой водой. Ползуновым был создан и первый в мире экономайзер — установка для использования тепла отработанного пара.

И, наконец, создавая свою машину, он за 80 лет до Майера и долго до Джоуля сформулировал основной закон термодинамики, говорящий о том, что теплота и работа эквивалентны. Ползунов писал: «Принятые в машину члены побуждением теплоты требующую тяге носили и полезный и желаемый успех имели».

В мае 1766 г. строительство машины было, наконец, закончено. 6 мая, буквально за несколько дней до пуска машины, ее гениальный создатель умер, надорванный непосильным трудом и бедностью. Ему было всего 38 лет.

Машина начала работать уже без него. В течение нескольких месяцев она исправно обслуживала дутьем рудоплавильные печи.

За время своей работы машина не только полностью оправдала свою стоимость (7 200 руб.), но и дала свыше 12 тыс. 5 руб. прибыли.
Почему же великое русское изобретения было погублено, а имя его гениального создателя забыто? Почему на все лады прославлялся английский изобретатель Уатт, который ее орудия свою паровую машину лишь в 1784 г. — через 20 лет после создания русской паровой машины?

В этом были виновны люди, стоявшие у власти в тогдашней России. Не зная и не любя страны, русского народа, они перенимали чужие обычаи, моды, преклонялись перед иностранными «новинками». Характерно, что Екатерина II в 1775 году предложила через своего посланника в Англии малоизвестному еще Уатту службу в России за невиданно щедрое вознаграждение в 1 000 фунтов стерлингов. Это произошло через 9 лет после того, как умер в нищете русский творец паровой машины — великий Ползунов.

Да и чего другого можно было ожидать от правящей верхушки!

Но машину Ползунова видел в свое время профессор Фальк — иностранный ученый, путешествовавший по России. Он не мог не быть потрясен величием этого колоссального механизма. Однако он преднамеренно описал «ползуновское чудо» жалким и несостоятельным. По его словам, Ползунов только повторил «известную английскую машину с двумя цилиндрами», хотя в действительности в те годы нигде в мире таких машин вообще не существовало.

Преступной деятельностью управителей алтайских заводов Ирмана и Миллера ползуновская машина была окончательно уничтожена. Это они издали в 1779 году чудовищный указ: «...огнедействующую махину... разобрать: находящуюся при оной фабрику разломать и лес употребить на что годен будет». Это они расхитили ползуновский двигатель, оставив на месте его развалины, сохранившие народное название «Ползуновское пепелище».

Но память о Ползунове не могла быть вытравлена из сердца русских людей.

Спустя десятки лет после его смерти старожилы-алтайцы передавали предание о Ползунове — человеке, постигшем тайну огненной силы и стремившемся с помощью могучей машины облегчить труд своих соотечественников.

Советские исследователи — историки техники — восстановили историческую правду о Ползунове во всем ее блеске.

Слава его бессмертна. Она дорога людям страны, где труд впервые в мире стал свободным, где техника превращена в настоящего друга человека.

РОДИНА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ



Изобретение двигателя внутреннего сгорания открыло новую эру в развитии транспорта — наземного, водного и воздушного.

На протяжении десятилетий западными историками и их последователями в России замалчивалась ведущая роль русской мысли в данной области техники. Так было и с гениальным изобретением Игнатия Степановича Костовича, который создал первый в мире бензиновый мотор с электрическим зажиганием.

До последнего времени считали, что это изобретение немецкого инженера Г. Даймлера. В 1885 г. он построил двигатель внутреннего сгорания мощностью около 10 лошадиных сил, работавший на керосине, и установил его на экипаже. Эта дата и считалась днем рождения бензинового мотора.

Изыскания советских исследователей, опровергая первенство Даймлера в создании бензинового мотора, утверждают бесспорный приоритет русского инженера, на несколько лет опередившего развитие моторостроения за рубежом.

В августе 1879 г. в Петербурге на заседании кружка первых русских энтузиастов воздухоплавания моряк русского флота капитан Костович продемонстрировал чертежи изобретенного им дирижабля и 80-сильного двигателя к нему. Проект дирижабля представлял огромный интерес.

Двигатель же был полнейшим техническим новшеством. Он должен был работать на бензине, зажигание горючей смеси в цилиндрах осуществлялось с помощью электрической искры.

Подобного мотора в те годы не существовало.

Проект Костовича привлек к себе всеобщее внимание. Изобретателя поддержал Д.И.Менделеев. На строительство летательного аппарата были собраны по подписке деньги.

На Охтенской судостроительной верфи была начата постройка дирижабля.

В первую очередь начали строить двигатель. В 1884 году мотор был готов и к концу года подвергся испытаниям.

Мощность его почти в десять раз превосходила мощность мотора, построенного Даймлером через год.

В восьми горизонтально расположенных цилиндрах под действием вспышек бензиновых паров перемещались поршни. С помощью штоков и промежуточных шатунов они передавали усилия на общий коленчатый вал с маховиком, поднятый почти на метр над цилиндрами.

Четыре карбюратора, в которых осуществлялась смесь бензиновых паров с воздухом, были соединены с четырьмя запальными коробками, каждая из которых обслуживала одновременно два противолежащих цилиндра. В запальной коробке находились клапан для впуска горючей смеси, клапан для выпуска отработанных газов и вращающийся электроконтакт для создания искры.

Открытие клапанов и вращение запального контакта осуществлялись от коленчатого вала через четыре шестерни и цепные передачи.

Охлаждение мотора было водяное. Заключенные в специальные кожухи цилиндры омывались водою. Для уменьшения трения цилиндры и поршни были сделаны из бронзы и усиленно смазывались. Таким образом, мотор Костовича имел все элементы современного двигателя внутреннего сгорания.

Поразителен удельный вес этого двигателя. При мощности в 80 лошадиных сил он весил всего лишь 240 кг, т.е. на каждую лошадиную силу мощности приходилось 3 кг веса. Этот результат оставался непревзойденным свыше 15 лет — до 1910 г.

Превосходя по мощности двигатель Даймлера в 10 раз, мотор Костовича имел и гораздо более совершенную конструкцию.

Применением же электрической системы зажигания Костович опередил немецкого конструктора Бенца, которому на Западе и поныне приписывается первенство в этой области.

Наконец, среднее расположение камер сгорания между противолежащими цилиндрами было лишь в 1920 г. запатентовано в Германии фирмой «Юнкерс».

Испытания двигателя Костовича дали хорошие результаты, что неоднократно подчеркивается во многих документах изобретателя. Однако использован на дирижабле двигатель не был, так как средств на постройку огромного летательного аппарата не хватило.

Первый в мире бензиновый мотор сохранился до наших дней. Он установлен ныне в Москве на стенде Центрального дома авиации.

О судьбе, постигшей дирижабль талантливого русского изобретателя, мы расскажем подробнее в главе «Творцы оружия».

Важно отметить, что удача Костовича в создании столь совершенного мотора не случайна. Известно, что за несколько лет до начала строительства дирижабля Костовичем была построена моторная лодка, также с бензиновым мотором. Чертежи и описание этого мотора не сохранились, но работа над ними была, видимо, для изобретателя серьезной подготовкой к созданию описанного выше двигателя.
Да и сам Костович не был одинок в своем творчестве. Почти в те же годы в России параллельно с ним трудились другие талантливые изобретатели двигателей.

В 1885 г. молодой конструктор Б. Г. Луцкой построил 4-цилиндровый, а затем и 6-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания с вертикальным расположением цилиндров в один ряд.

Двигатели Луцкого были, таким образом, первым прообразом современных автомобильных и судовых моторов.

Свыше десяти двигателей внутреннего сгорания разных мощностей и конструкций построил Луцкой для нужд транспорта. В 1904 году он создал 50-сильный двигатель для моторной лодки, а в 1907 году — мотор колоссальной мощности, в 6 000 лошадиных сил, установленный на миноносце Балтийского флота «Видный».

Интересный авиационный двигатель разработал и построил в 1909 году изобретатель Анатолий Георгиевич Уфимцев. Его двигатель имел удельный вес всего лишь 1,4 килограмма на лошадиную силу. Особенность этого двигателя заключалась в том, что цилиндры его вращались в одну сторону, в то время как вал вращался в другую. Этот шестицилиндровый двигатель так называемого «биротативного» типа вращал одновременно в разные стороны два пропеллера, развивая мощность в 90 лошадиных сил — почти вдвое большую, чем мощность обычных двигателей того же веса и объема.

Показанный на Международной авиационной выставке в Москве этот мотор привлек всеобщее внимание, создатель его был награжден серебряной медалью.

Русские учёные сделали большой вклад и в создание двигателей внутреннего сгорания, работающих не на дорогом бензине, а на более дешевом жидком топливе, например на нефти.

В 1893 г. немецкий изобретатель Дизель приступил к изготовлению опытного образца двигателя внутреннего сгорания, который должен был работать на дешевом горючем, по принципу, несколько отличному от обычных моторов внутреннего сгорания.

Свыше трех лет бился изобретатель над созданием действующей модели машины, отбрасывая многое из того, что было задумано раньше. Созданные им первые дизели работали на бензине и керосине.

Нефтяной же двигатель — мощный и экономичный—так и оставался неосуществленной мечтой, пока за решение этой задачи не взялись русские изобретатели.

В 1899 г. в Петербурге группой талантливых инженеров машиностроительного завода «Русский дизель» была создана «нефтянка».

Этот двигатель вовсе не представлял собою копию двигателя немецкого изобретателя. Это был своеобразный, прекрасно разработанный двигатель, продуманный во всех своих конструктивных особенностях. Удачный топливный насос, совершеннейшая форсунка, необходимая для подачи нефти в цилиндр, почти без изменения сохранились в части дизелей до наших дней.

К тому же, русский двигатель был очень экономичным. На мощность в 25 л. с. он расходовал всего 240 г сырой нефти на 1 л.с. в час — результат для своего врем невиданный.

Слава русского завода быстро облетела моторостроительные предприятия Европы, которые с радостью ухватились за самый простой и экономичный двигатель.

Но заслуга России состоит не только в создании первого двигателя на нефти: здесь же этому двигателю было найдено и серьезное применение.

Ранней весной 1903 г. на Неве появилось совершенно необычайное судно. Оно не имело ни труб, ни больших гребных колес, характерных для парохода.

Это был первый в мире теплоход — «Вандал», приводимый в движение дизелем, вращавшим водяные винты.

В следующем году был построен волжский теплоход «Сармат». Здесь два дизеля вращали два судовых винта. О «Сармате» заговорил весь мир, да и было о чем говорить: вместо 48 т нефти, нужной пароходу для пути от Баку до Астрахани, теплоход сжигал всего 9 т!

Таким образом, русские инженеры К. П. Боклевский, Д. Д. Филиппов, А. А. Корейво и другие открыли новое направление в мировом судостроении — строительство теплоходов.

Создавая первые теплоходы, они решили ряд принципиально важных технических задач.

Русские строители двигателей своей конструкторской практикой опровергли мнение иностранных ученых и инженеров о том, что нефтяные двигатели по своей природе не могут изменять число оборотов и не могут быть реверсивными, т.е. не в состоянии давать обратный ход.

Машиностроительный завод «Русский дизель» впервые разработал и применил на своих дизелях топливные насосы, которые позволяли изменять количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а тем самым изменять и число оборотов. Уже на теплоходе «Сармат» в 1904 г. были установлены двигатели такой конструкции.

В 1908 г. машиностроительный завод в Петербурге построил и первый в мире реверсивный дизель. Этот двигатель, испытанный под руководством профессора А. А. Быкова, безукоризненно давал обратный ход. Двигатель сразу же нашел себе применение. Именно он был впервые установлен на подводной лодке «Минога».

Самостоятельную схему реверса мощных дизелей разработал почти в то же время и Коломенский машиностроительный завод…

Развитие этой области техники за рубежом шло под влиянием русской школы.

Через десять лет после спуска на воду первого теплохода их было в разных странах уже свыше 80, причем из этого числа на долю России приходилось около 70 судов.

Именно у нашей страны перенимали зарубежные фирмы основные конструкции двигателей внутреннего сгорания, зачастую присваивая себе и славу создания этих конструкций.

В 1906 г. Петербургский машиностроительный завод построил 2-тактный дизель с картерной продувкой и выхлопом через клапаны. Создание этой схемы совершенно незаслуженно приписывается фирме Бурмайстер и Вайн, которая только в 1929 г. начала строить двигатели с такой системой продувки.

В 1911 г. тот же завод построил V-образный двигатель для судов. Эта конструкция приписывалась немецкой фирме Зульцер, хотя она лишь 15 лет спустя начала строить подобные двигатели.

Инженеры Коломенского машиностроительного завода в 1908 г. построили по проекту инженера Корейво судовой 2-тактный дизель с расходящимися поршнями и щелевой продувкой.

Этот двигатель демонстрировался через два года на Международной выставке в Петербурге. Система его была заимствована позже фирмой «Юнкерс» и до сих пор называется этим именем.

Тот же Коломенский завод построил по проекту Д. Д. Филиппова 4-тактный двигатель двойного действия большой мощности. Лишь 20 лет спустя такие двигатели начали строиться иностранными фирмами и под их именем фигурируют до сих пор в технической литературе.
Эти примеры можно было бы продолжить. Все они указывают на огромную силу творческого предвидения русских теплотехников в разработке основных линий развития двигателей внутреннего сгорания.

Не менее значительны достижения русских теоретиков тепловых двигателей. Впервые в мире в 1907 г. профессором В. И. Гриневецким был создан научный метод теплового расчета рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания. Этот метод лег в основу всех теоретических исследований в области расчёта тепловых двигателей.

Советские учёные — строители двигателей внутреннего сгорания — подняли эту область техники на необычайную высоту.

Работы профессоров Орлина, Цветкова, Далиша, Алексеева и Тареева, а также лауреата Сталинской премии Семенова получили широчайшую известность. В результате творческой деятельности многих поколений русских изобретателей нефтяной двигатель внутреннего сгорания окончательно вошел в технику. И когда мы сейчас видим тепловозы, теплоходы, тракторы, автомобили и даже самолеты с дизельмоторами, работающими на тяжелом топливе, мы не должны забывать, кто дал этим экономичным и удобным моторам право на жизнь. Наряду с электрическим светом, ставшим известным во всем мире под названием «русского света», наша родина дала миру и двигатель — «русский дизель».

Болховитинов В., Буянов А., Захарченко В., Остроумов Г. Под общей редакцией Орлова В.
РАССКАЗЫ О РУССКОМ ПЕРВЕНСТВЕ.
Изд-во ЦК ВЛКСМ
«Молодая гвардия», Москва, 1950.

vasily ivanov:
Сын погибшего пожарного не стал брать квартиру от Путина

Пожарный, отец которого погиб при тушении пожара, отказался от предложения Путина "улучшить жилищные условия".
Премьер-министр РФ совершил рабочую поездку по Воронежской области. Там он встретился с пожарным Андреем Галкиным, чей отец погиб во время тушения пожара в Каширском районе. 56-летний командир пожарной части Василий Галкин вывел подчиненных из горящего леса, когда пожар перешел в верховой, но сам не смог выбраться после того, как был окружен огнем.
Владимир Путин расспросил 30-летнего пожарного о его семейном положении и поинтересовался жилищными условиями, предложив их улучшить. Галкин заявил, что в ситуации, когда тысячи людей остались без крова, получать отдельную квартиру "было бы наглостью" с его стороны. В данный момент семья Андрея Галкина проживает вместе с семьей его сестры в трехкомнатном доме.
http://www.sobesednik.ru/important/putin_noapart/



Главный пожарный Москвы, который в свой выходной сгорел в пожаре вместо того, чтобы командовать на безопасном расстоянии.
Каков психотип этого человека? Как он жил? И почему он погиб: случайность или нет? Выяснилось: нет, не случайность.

Я побывал у Евгения Чернышева дома, поговорил с близкими, решил, что сам писать не буду, и записал монолог вдовы. Скоро выйдет.

Стало понятно, что это был до абсурда чистый человек. В такого верится с трудом. Вроде бы "добры молодцы" (праведник и богатырь - два в одном) существуют лишь на страницах нескольких, увы, прокисших патриотических литжурналов. И как пародия - в романе "День опричника".
То есть молитва, посты, тренажер, травмы, постоянно спасет людей, то отдаст кислородную маску, то трос отстегнет, поет "Широка страна моя" и казачьи песни... И все время рвется в огонь.

Оказывается, был такой.

http://shargunov.livejournal.com/388550.html

MALIK54:
«Суворов приказывает...». 280 лет со дня рождения нашего русского полководца
Александр Юрьевич Лукин
источник - Русский Дом

19 ноября 1730 года, 280 лет  назад родился великий русский полководец Александр Васильевич Суворов

Святой благоверный князь Александр Невский в своей жизни не проиграл ни одного сражения. Сколько русских людей были наречены при рождении в честь Александра Невского, и лишь одному из них удалось повторить подвиг святого - Александру Васильевичу Суворову

Александр Васильевич Суворов так же, как его небесный . покровитель,  был глубоко верующим человеком и тоже не проиграл ни одной битвы. А ведь их насчитывается более 60-ти!

Крестник царя Петра генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, глядя на своего подрастающего сынишку, с горечью думал: «Не бывать тебе добрым воином, Сашуля!» Знал бы он, что сей чахлый и болезненный отпрыск вырастет и своей воинской славой затмит всех русских (и не только русских) полководцев! Увы, отец не дожил до самых великих баталий своего отпрыска.

Александр Васильевич Суворов... В нём так часто всё было вопреки — вопреки детской болезненности он стал развивать себя физически и приобрёл крепкое здоровье, позволявшее ему великолепно переносить любые походные лишения.

Вся его «наука побеждать» строится вопреки сложившимся представлениям. Взять хотя бы знаменитое суворовское «Воюй не числом, а умением». Он радовался, когда противник имел большое преимущество в количестве, говорил: «Стало быть, нам удобнее будет заставить их мешать друг другу, и тем победим».

Его поступки зачастую заставляли удивляться, недоумевать, возмущаться. Парадоксальность мышления помогала ему принимать неожиданные решения в битвах, в походах, и эти решения неизменно приносили успех.

Чего стоит анекдот о том, как он подвиг своих солдат на штурм сурового Сент-Готардского перевала в Швейцарии! Видя неприступные обледенелые скалы, солдаты возроптали: «Не пойдём! Это верная гибель!» Александр Васильевич выслушал их и приказал рыть яму. Когда вырыли, он лёг на дно ямы и сказал:

— Теперь закапывайте здесь своего Суворова и ступайте с Богом в Россию.

Солдаты оцепенели, переглянулись, а вскоре уже шли на бой. И взяли этот перевал.

Обладая способностью принимать быстрые и неожиданные решения, Суворов ценил это и в других офицерах. Любил устраивать проверки: подъехать к офицеру и задать абсурдный вопрос — найдётся ли тот, что ответить? Однажды с каверзой подъехал к одному:

— А ну-ка, ответь, сколько звёзд на небе?

— Столько, сколько ни один дурак не сможет задать вопросов, — быстро ответил офицер. Александр Васильевич поначалу разгневался и отъехал прочь. Но потом поразмыслил, рассмеялся и велел наградить остряка за находчивый ответ.

Больше всего ненавидел «немогузнаек», как он презрительно называл тех, кто на вопросы отвечал: «Не могу знать».

Во всём уповал он на волю Божию. Говорил: «Три мои сестры — вера, надежда и любовь». Чрезмерная религиозность тогда многим не нравилась. Упадок веры в век буржуазных революций наблюдался ужасающий. Суворов же нарочито подчёркивал, что без Бога мы ничто. Однажды на военный совет явился с бумагой, свёрнутой в трубочку. Предложил выслушать мнения разных военачальников по поводу предстоящего сражения. Те развернули свои планы, показывали, доказывали, как нужно действовать. Наконец дошла очередь до Александра Васильевича. Он развернул свой лист, а там — пусто.

— Вот здесь, — ткнул он пальцем в пустую бумагу, — будет Господь Бог. Вот здесь, сразу за Ним, пойду я. А за мной уж и вы, господа, не отставайте.

Союзники-австрийцы всегда были поводом для его насмешек. Замечательна история о том, как во время одной битвы успех был достигнут русскими войсками, а австрийцы ухитрились добыть себе огромную часть боевых знамён поверженного врага. Наши пришли к Суворову жаловаться.

— Оставьте им знамёна, — махнул рукой Александр Васильевич. — Мы себе ещё добудем, а им, бедным, где взять?

Австрийский полковник Шток на виду у Суворова прямо перед сражением упал и стал изображать, как его мучают кишечные колики.

— Жаль такого прекрасного воина, — нахмурился Суворов. — Французы подберут, себе возьмут. Ну-ка заколите его, чтобы не достался врагам.

Услышав, какое ему предлагается лекарство, мнимый больной мгновенно вскочил на ноги.

С огромной иронией относился Александр Васильевич к своей внешности, потешался над собственным малым ростом и тщедушностью. Когда французы назначили огромную сумму за его голову, Суворов сокрушался:

— Дорого! Головёнка-то маленькая, не стоит таких деньжищ.

Потом велел отпустить одного французского пленника, чтобы тот отправился к своим и передал, что голова Суворова скоро сама к ним явится, да вместе с руками и всем остальным, а также и со всей армией.

В этих историях как нельзя лучше высвечивается яркая натура гениального полководца. Читая их, любишь его ещё сильнее.

Он терпеть не мог бывать при дворе, ненавидел придворных, многие из которых, по его мнению, были пустышками, имели один талант — втереться, пронырнуть, слепить себя из ничего. Оттого-то и водилась за ним странная привычка петь петухом при дворе. Юродствуя, он показывал, что чувствует себя среди множества глупых ничтожеств, как петух в курятнике среди кур.

Ненавидел мужчин, заботящихся о своей внешности, а особенно тех, кто обильно пользовался духами и одеколонами. Однажды в присутствии Екатерины II попросил себе полный стакан водки.

- Как же так, граф? — удивилась государыня. — Вы будете в обществе прекрасных дам пахнуть водкой?

— Во всяком случае, будет ясно, что я солдат, матушка.

Оттого что при дворе так много было завистников и ненавистников, Александр Васильевич любил говорить, что был ранен в жизни 32 раза — дважды на войне, 10 раз дома и 20 раз при дворе. В сверкающих дворцах находились умники, дерзавшие делать Суворову замечания, и однажды некий франт заявил ему, что он хороший стратег, но не знает искусства тактики.

— Да, я не знаю тактики, — вздохнул Александр Васильевич. — Зато тактика меня знает, и всегда при мне!

Кстати, тактиком был столь же непревзойдённым, как и стратегом. Он усовершенствовал тактику колонн в сочетании с рассыпным строем. Этот способ боя затем развивал Наполеон. В тактике Суворова правильно сочетались огонь, который он именовал «горячительным», и штыковой удар — «прохладительное». Придавая большое значение огню для достижения победы, он поднял на небывалую до него высоту искусство сокрушительного штыкового удара. Кроме того, суворовская тактика основывалась на тщательной агентурной и военной разведке, внимательном учёте обстановки и ресурсов, быстроте, внезапности и скоротечности действий.

Едва ли есть ещё один полководец, которого столь самозабвенно любили солдаты. А как умел он развеселить и утешить! Однажды в Италии солдатам долго не давали еды. Видя подъезжающего к ним Суворова, они сели на берегу реки, набрали в миски речной воды и стали есть эту воду ложками.

— Что это вы едите, братцы? — удивился Александр Васильевич.

--   А вот, италийский суп.

— Превосходно! Я не ел такого. — И, соскочив с лошади, он потребовал и ему подать. Уселся рядом с солдатами, принялся тоже есть ложкой «суп» да нахваливать:

— Славный суп! Помилуй Бог, славный. Да сытный какой!

Доел до донышка, а потом сказал:

— Ваш фельдмаршал теперь сыт. Ничего, братцы, французишки близко, один переход. У них для нас всего наготовлено, напечено да наварено, всё наше будет.

Солдаты рассмеялись и готовы были ещё терпеть голод.

Поступки Суворова, зачастую подобные выходкам юродивого, намекали людям на их недостатки, заставляли задуматься, исправиться. Один чиновник, имея о себе слишком высокое мнение, явился в гости к Суворову, и тот велел поставить несколько стульев один на другой:

- Туда, туда садись, батюшка, — сказал Александр Васильевич. — Тебе высоко сидеть полагается. А уж ежели свалишься, не моя вина.

Всего себя отдавший войне, он отнюдь не воспевал её. Однажды ему доложили, что такой-то офицер сошёл с ума, и Суворов горько усмехнулся:

— Время ли сходить с ума на войне, если и вся война — сумасшествие!

Имя его было столь прославленным, что полководцам, проигравшим сражения с ним, это прощалось. Ведь их победил сам Суворов! «Я был очень молод во время сражения при Треббии; эта неудача могла бы иметь пагубное влияние на мою карьеру; меня спасло лишь то, что победителем моим был Суворов», — говорил маршал Макдональд. А маршал Массена признавался, что все свои победы он, не задумываясь, отдал бы за один Швейцарский поход Суворова. Да и сам Наполеон признавал Александра Васильевича непревзойдённым полководцем.

Русский военный историк Ф.Н. Глинка в «Кратком начертании Военного журнала» писал: «Теперь уже ясно и открыто, что многие правила военного искусства занял Наполеон у нашего Суворова. Этого не оспаривают сами французы; в этом сознаётся и сам Наполеон; в письмах из Египта, перехваченных англичанами, он явно говорит Директории, что Суворова до тех пор не остановят на пути побед, пока не постигнут особенного его искусства воевать и не противопоставят ему его собственных правил».

В годы Великой Отечественной войны в кабинете Сталина портрет Александра Васильевича всегда висел на самом видном месте. Как будто вместо иконы. Глядя на генералиссимуса Суворова, генералиссимус Сталин не раз мысленно обращался к нему. 29 июля 1942 Указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён военный орден Суворова трёх степеней. Состоялось свыше семи тысяч награждений этим орденом.

Жаль, что появившееся прекрасное слово «суворовец», обозначавшее молодых курсантов военных училищ, теперь начинает исчезать, заменяясь иностранным словом «кадет». Глупо и подло стирать национальную гордость в собственном языке! Суворов дважды разгромил Польшу, не дав ей подняться против России, побеждал турок и утвердил русское владычество в Крыму, Молдавии, Бессарабии, довёл до конца разгром Пугачёва, начатый и завершённый Михельсоном.

Показал всей Европе, что Наполеона и его маршалов можно бить, и это стало залогом нашей будущей победы в 1812 году. Он, безусловно, входит в десятку самых лучших военачальников за всю м!ровую историю.

В отличие от большинства великих людей, Суворов всегда оставался аскетичным христианином, простым, как дитя, скромным человеком. Даже то, как похоронен Александр Васильевич, отличает его от всех остальных. На мраморной плите, лежащей над его погребением в Александро-Невской Лавре, всего три слова: «Здесь лежит Суворов». Это придумал Гавриил Романович Державин, когда его спросили, что написать на надгробии усопшего полководца. Это вполне в духе Александра Васильевича, ведь когда писались его приказы, он запрещал ставить все свои титулы, требуя, чтобы значилось лишь.- «Суворов приказывает».
http://www.russians.kz/russians/996784-suvorov-prikazyvaet-280-let-so-dnya-rozhdeniya-nashego-russkogo-polkovodca.html

MALIK54:

Пан Медведев, вы забыли про приспешника Суворова!   

А.К. Трубицын
kprf.ru
«…Начавшееся восстание под руководством Тадеуша Костюшко подавлялось с особой жестокостью… В начале ноября солдаты Суворова штурмом взяли предместье польской столицы - Прагу, где каратели устроили жуткую резню… Суворовские выродки расстреливали мирных жителей Кобрина и Малориты. На подступах к Варшаве они уничтожали все живое на своем пути. В варшавском пригороде - Пражском предместье было расстреляно все население. В самой Варшаве русские солдаты на копьях и штыках по улицам носили младенцев. Возможно, поляки это будут помнить всегда... Местное население подвергалось массовым казням, по пути следования суворовских войск стояли бесчисленные виселицы… » - как же Вы могли об этом забыть и не покаяться за приспешника Екатерины Великой генералиссимуса Суворова, пан Медведев? Да заодно пообещать выплатить дани, контрибуции и репарации за все суворовские злодеяния? Сколько там миллиардов накапает со всеми пенями и процентами за прошедшие годы? Россия – она ведь всем и за все должна, как уверяют демики. И вот такие страсти-мордасти расписывают в Интернете и своих газетах. Куда там какой-то Катыни – там ведь русские злодеи не носили младенцев по улицам на копьях и штыках!
А ведь как прекрасно все начиналось! «По всей Варшаве возрастал ужасный шум, выстрелы, свист пуль, неистовый крик убивающих: "До брони! Бей москаля! Кто в Бога верует, бей москаля!" Врывались в квартиры, где помещены были русские, и били последних; не было спуска ни офицерам, ни солдатам, ни прислуге... Солдаты третьего батальона Киевского полка в тот день причащались, они собирались где-то в устроенной в палаце церкви. Было их человек пятьсот. По известиям Пистора, всех, находящихся в церкви, перерезали безоружных». (Н.И. Костомаров. Последние годы Речи Посполитой. СПБ., 1870, стр.727, 732). «...заговорщики ворвались в арсенал и овладели им. Из арсенала дали несколько выстрелов: это был сигнал, что оружие в руках заговорщиков, и толпа бросилась туда за ними. Разбирали оружие, какое кому было нужно» (там же, стр.727). «...Поляки врывались всюду, где только подозревали, что есть русские, хотя бы они не были военные, а посольские или просто частные лица, искали и найденных убивали... Убивали не одних русских. Довольно было указать в толпе на кого угодно и закричать, что он московского духа, толпа расправлялась с ним, как и с русским» (там же, стр. 727, 735).
Ну, перерезали бы русских, да еще своих с «московским духом» - и легли бы почивать на лаврах, похваляться своими подвигами. А тут – вот тебе, приспешник Суворов пожаловал. За сорок дней прошел он полторы тысячи верст, разбил по пути польские войска, которые старались его остановить, да и явился под Прагу. Вот слова из приказа Суворова русским войскам в Польше: «...Строжайше рекомендую всем господам полковым и баталионным начальникам внушить и толковать нижним чинам и рядовым, чтобы нигде при переходе местечек, деревень и корчм ни малейшего разорения не делать. ...Пребывающих спокойно щадить и нимало не обидеть, дабы не ожесточить сердца народа и притом не заслужить порочного названия грабителей. Приказ сей да будет читан всем нижним чинам…». Вот другой приказ: «…Крайне остерегаться и от малейшего грабежа, который в операции есть наивреднейшим; иное дело штурм крепости... В поражениях сдающимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля…».
Прага – это не столица Чехии, это пригород Варшавы, отделенный от нее Вислой и особенно тщательно укрепленный, обнесенный дополнительным земляным рвом, тройным частоколом и всеми военно-инженерными средствами тех лет. Крепость – ключ к Варшаве, с которой Прагу соединял мост. В ней сосредоточился тридцатитысячный гарнизон и сильная артиллерия, которая поддерживалась огнем пушек из Варшавы. А у Суворова было двадцать пять тысяч солдат и восемьдесят орудий. Поляки были настолько уверены в том, что Суворов не решится идти на штурм с такими малыми силами, что не перевели по мосту в Варшаву гражданское население.
Но вот Суворов отдает приказ на штурм: «Идти в тишине, ни слова не говорить; подойдя же к укреплению, быстро кидаться вперед, бросать в ров фашинник, спускаться, приставлять к валу лестницы, а стрелкам бить неприятеля по головам. Лезть шибко, пара за парой, товарищу оборонять товарища; коли коротка лестница, штык в вал, и лезь по нем другой, третий. Без нужды не стрелять, а бить и гнать штыком; работать быстро, храбро, по-русски. Держаться своих в середину, от начальников не отставать, фронт везде. В дома не забегать, просящих пощады  щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого убьют - царство небесное; живым - слава, слава, слава!».
В дополнительном приказе Суворов со свойственным ему лаконизмом указывал: «…Згода! пардон. - Отруць бронь. Кои положат ружье, тех отделить: вольность! - пашпорты!..».  Т.е. объяснял солдатам, как звучит по-польски просьба о пощаде (пардоне), как приказать бросить оружие и тем, кто сложит оружие, давать свободу и пашпорты – освобождающие документы.
Эти два приказа были зачитаны перед штурмом три раза, чтобы каждый солдат тверже их запомнил.
Вот что пишет о штурме французский писатель Лаверн: «…Прага в четыре часа была взята и покорена. Едва ли есть в военной истории пример, подобный сему смелому, благоразумному, искусному и столь важному подвигу по своим последствиям. В один день погашено пламя мятежей; в один день разрушились возмутительные замыслы, которые были бы бедственны для Пруссии, Австрии и России. Сей решительный удар требовал беспримерной неустрашимости: надлежало опрокинуть грудью тройное укрепление, сильную артиллерию, тридцать тысяч войска; надлежало произвести сие в виду столицы целого Государства, которое, полагая на Прагу всю надежду свою, вверило оную в охранение отважнейших защитников. Русских убито пятьсот восемьдесят человек, а если б осада продолжалась, то сколько бы погибло от стояния, от болезней, от стычках при вылазках?».
Да, штурм был кровавым. Да, сопротивление ожесточило солдат, и они уже уничтожали любого, кто попадался под руку, и офицеры не могли остановить избиение. В ярости солдаты уже готовились вступить на мост, чтобы на плечах бегущего гарнизона ворваться в Варшаву. И тогда Суворов приказал разрушить мост со стороны Праги, чтобы остановить свои войска и послал в Прагу офицеров, чтобы те направляли бегущих жителей в русский лагерь, где им была гарантирована жизнь и спасение от ужасов войны.
Как же вел себя победитель, приспешник (по терминологии демиков) князь Суворов? Он поставил свой шатер в Праге и стал ожидать посланцев Варшавы. «Увидев послов, Суворов устремился к ним из шатра навстречу, сорвал с себя саблю, бросил ее на землю, воскликнул: мир, тишина и спокойствие! И с сими словами в распростертые объятия принял послов, порывавшихся лобызать со слезами колена его. Суворов, не допуская их, проливал ручьи слез. Все предстоявшие плакали. Поверенные просили назначить, на каких условиях Польская столица должно повергнуться к стопам Российской Самодержицы. Суворов отвечал: "жизнь, собственность, забвение прошедшего! Объявите о сем гражданам вашим и скажите, что Всемилостивейшая моя Государыня дарует им мир и тишину". Восхищенные послы, подходя к берегу, кричали гражданам, стоявшим на другом берегу реки: покой! покой! (мир! мир! – А.Т.)».
Послы умоляли Суворова как можно скорее вступить в Варшаву, где встретили его хлебом-солью, ключами от города и поднесли табакерку с гербом Варшавы, бриллиантовыми лаврами и надписью «Варшава – своему избавителю».
После этого Суворов начал вершить «суд и расправу». Из десяти тысяч военнопленных шесть тысяч было отправлено по домам немедленно, остальные – через некоторое время. Генералы отправлены «с пашпортами» по своим поместьям. Офицеры, под слово не воевать с Россией, отправлены по домам, оружие им сохранено (кстати, многие слово нарушили и пошли на Россию с Наполеоном). Когда король Станислав Август попросил освободить из плена своего бывшего пажа, Суворов с улыбкой предложил освободить сто, потом двести, потом пятьсот человек. Поскольку среди оставшихся пленных было всего триста офицеров, до пятисот добирали из унтер-офицеров и рядовых.
Ну, а в Польше и «просвещенной Европе» писали о рядах виселиц и младенцах на копьях и штыках, о шести тысячах пленных шляхтичей, которым кровожадный приспешник Суворов отрубил кисти рук – ненависть к России капала с перьев сочинителей слюною бешеной собаки.
Впрочем, происхождение этих страшилок вполне понятно. Битые шляхтичи, как и битые белогвардейцы позже, находили приют в гостеприимной Франции. И, выпрашивая несколько сантимов у сердобольных мсье и мадам («Же не манж па сис жур»), рассказывали байки о своей отваге и благородстве, и о зверствах приспешников Екатерины Великой или большевиков. А те по простодушию принимали все за чистую монету.
Но раз уж пан Медведев решил покаяться за Катынь, придется ему теперь каяться за Прагу – для полноты картины. А там и за Кремль, и за Смоленск – обидели там панов, прогнали в три шеи.

vasily ivanov:
Анатолий Лебедь - офицер 45-го отдельного гвардейского ордена Александра Невского разведывательного полка Воздушно-десантных войск, гвардии подполковник.

Награждён советскими орденом Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, российскими орденом Святого Георгия 4-й степени, тремя орденами Мужества, медалями.



Летом 2003 года в ходе одной из операций в горах у населённого пункта Улус-Керт он подорвался на мине. В результате это ранения ему была ампутирована ступня. Получил вторую группу инвалидности, однако отказался увольняться из Вооруженных Сил, и уже через полтора месяца снова воевал в Чечне, но уже на протезе!!!






А теперь внимание! Герой России, георгиевский кавалер живет с женой в комнате в общежитии на территории части в Москве в Сокольниках! Квартиры у него нет! Потрясающая страна с потрясающими людьми.

http://basmanov.livejournal.com/736669.html

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии