Автор Тема: Музей «Кижи» - историческая справка  (Прочитано 4928 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн В.Савельев

  • Модератор
  • **
  • Сообщений: 45
Музей «Кижи» - историческая справка.

 
Использованная литература:
 «Кижский погост», путеводитель авторов Орфинского В.П. и Тарлер Л.Ю. 1957 года издания в Госиздательстве КАССР.
 «Остров Кижи». Авторы: Крохин В.А., Пулькин В.И., Смирнов В.И., Ямщиков С.В., 1968 год издания Карельским книжным издательством города Петрозаводска.
 «Музей-заповедник «Кижи». Путеводитель, автор -Витухновская М.А., 1988 год,  издано в Карелии г. Петрозаводск.
 «Кижи», иллюстрированный путеводитель, 2007 год, Издательство и типография «Скандинавия»
 «Традиционное земледелие в музее-заповеднике «Кижи.
 
 
 «Первые металлургические заводы в Карелии. 1670-1703» Г. М. Коваленко. Ленинград. «Наука»Ленинградское отделение. 1979 год.
 
 
Вводная информация:
 Государственный Историко — Архитектурный и Этнографический Музей — Заповедник был создан в 1966 году. Важнейшую роль в этом событии сыграл исследователь деревянного зодчества Александр Викторович Ополовников. Большие заслуги в этом событии принадлежат архитектору Виктору Петровичу Орфинскому.
 
 
Основные даты и события в истории заповедника.
 По результатам последних историко - архивных изысканий церкви - основные музейные объекты на Кижском острове - были построены в эпоху военно-промышленного «взлёта» России под управлением императора Петра Первого в конце 17 - начале18 веков. После взятия причерноморской крепости Азов в 1698 году была построена зимняя отапливаемая двумя печами Покровская церковь - при содействии владельца заонежских металлургических заводов Генри Бутенанта. Преображенская - летняя просторная неотапливаемая церковь была построена  в 1714 году -  в ходе побед над шведами в Северной войне.. Кижский погост был политическим, административным и культурным центром для близлежащего окружения из 130 деревень с 687 дворами, жители которых собирались сюда для выслушивания указов из центра, сдачи налоговых податей и обсуждения проблем территории.
 Основное население погоста состояло из предприимчивых русских, пришедших сюда  в 12 — 15 веках с юга и принёсших в своей памяти события истории Древней Киевской Руси. Века относительно спокойной истории развития погоста  и удалённости от бурных политических страстей способствовали тому, что эти события в долгие зимние  тёмные вечера в пересказах стариков своим внукам стали легендарными былинами  и сказами о русских богатырях - как потом определят этнографы, историки и филологи - Русским Эпосом. В 1860 году ссыльный студент Московского университета Павел Николаевич Рыбников в Заонежьи записал 224 текста былин Киевской Руси. Их 4-х томное издание вызвало сенсацию в культурном мире России. В 1871 году известный учёный-славянист Гильфердинг А. Ф.  проехал по следам Рыбникова, прослушал 70 исполнителей былин и записал ещё более 300 текстов. Заонежане - 4 поколения Рябининых, Василий Петрович Шевелёв (по прозвищу Щеголёнок), поэтесса — плакальщица Ирина Андреевна Федосова привлекли внимание к Заонежью не только культурных кругов России, но и всего мира. Былинные напевы, использованые при сочинении музыкальных произведений композиторами Аренским А.С., Балакиревым М.А., Бородиным А.П., Мусоргским М.П., Римским-Корсаковым Н.А., образы былинных героев написанные  художниками Билибиным И.Я., Васнецовым В.М., Врубелем М.А., Рерихом Н.К., Суриковым В.И.   принесли всемирную славу Заонежью.
 В середине 19 века власть, обеспокоенная ветхостью 150-летних церквей, приказала их отремонтировать и подновить. Купола кижских церквей были покрыты кровельным железом, а стены закрыты тёсом (досками). Эти меры позволили церквям продолжить своё   функционирование ещё более ста лет без новых ремонтных затрат и сохранить свои очертания и формы до нашего времени.  В 1926 году специалисты  уже Советской экспедиции Государственных Центральных Реставрационных Мастерских под руководством Грабаря И.Э. описали иконное убранство церквей и произвели реставрацию  исследованных объектов. В советское время при Кижском сельсовете были организованы колхозы, которые просуществовали до 1950-х годов. До 1971 года на кижской пашне в 96 гектаров работала совхозная бригада, использовавшая 2 комбайна и парк тракторов с различным сельско-хозяйственным оборудованием. Бригада кроме традиционных культур стала возделывать ещё пшеницу, горох, картошку. До 1937 года при кижских церквах существовал церковный приход. В войну с 1941 по 1944 год Кижи были окупированы, часть ценностей расхищена и утрачена. После войны СНК КФССР выпустил Постановление от 02.10.1945 года об объявлении территории Кижского архитектурного ансамбля государственным заповедником.
 В 1948 — 1956 годах на острове Кижи были проведены крупномасштабные реставрационные работы под руководством исследователя истории деревянной архитектуры  Ополовникова А.В. - с церквей была снята досчатая обшивка, с куполов жесть. В государственный заповедник «Кижи»  был перемещён и реставрирован дом Ошевнева, в котором предполагалось впоследствии развернуть экспозицию этнографической и искусствоведческой направленности. В 1960 — 1980-х годах в Правительстве Карелии шёл поиск вариантов спасения Кижского архитектурного ансамбля от естественного разрушения дождями,  ветрами и другими причинами природного характера. В 1961 году заповедник «Кижи» оформляется как отдел краеведческого музея КАССР. В 1966 году по распоряжению Совета Министров РСФСР отдел краеведческого музея КАССР становится Государственным Историко — Архитектурным Музеем «Кижи». В 1969 году сформулирован профиль музея — Историко-Архитектурный и Этнографический Музей — Заповедник. В 1972 году утверждён Генеральный план развития музея «Кижи». В 1981 — 1983 годах шла реализация проекта института «Спецпроектреставрация», по которому внутрь Преображенской церкви был внесён металлический каркас и начата поэтапная переборка стен с заменой сгнившего материала. В 1985 году поступило предложение вместо переборки старых брёвен изготовить  точную полноразмерную копию церкви из нового материала. В 1987 году состоялся конкурс проектов, в которых по требованию общественности было предписано: «Место расположения Преображенской церкви не изменять и на прежнем месте оставить  оригинал памятника, который реставрировать по последнему слову науки». В 1990 году заповедник «Кижи» включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом же году в храмы возвращена  Церковная Молитва. В 1993 году Указом Президента России заповедник «Кижи» включён в список особо ценных объектов культурного наследия РФ. В 1994 году при церквах восстанавливается церковный приход. В 1997 году священником Спасо-Кижского прихода назначен иерей Николай Озолин. В 2003 году приход был преобразован в подворье Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.
 
 
Основные экспозиционные объекты музея-заповедника.
 В музее — заповеднике «Кижи» сохраняется и экспонируется 87 традиционных построек, около 40.000 предметов быта и культуры, более 500 икон, более 10.0000 письменных источников информации, около 1.500  обмерных чертежей и проектов. На их материале подготовлены экспозиции: «Кижский архитектурный ансамбль», «Кижские деревни»,  «Древняя живопись и собрание икон», «Кижские памятники археологии и природы», «Старинные колокола».
 
 
В музее «Кижи» экспонируются:
 
  • выставки древней живописи и народного прикладного искусства, технология изготовления и применения оборудования и инструментов рыболова, охотника, хлебопашца, льновода, технология изготовления средств транспорта — лодок, саней, телег, особенностей крестьянских профессий плотника и столяра, особенностей традиционного земледелия в Заонежьи.
  Музей «Кижи» развивается...
 
  •   Музей «Кижи» планирует  развернуть семь секторов экспозиции: «Русское Заонежье», «Русское Пудожье», «Русское Поморье», «Северные Карелы», «Пряжинские и Олонецкие карелы», «Кондопожские Карелы», «Вепсы». Это обусловлено тем, что этническая структура населения Карелии сложна: её населяют три коренных народа — карелы, вепсы и русские. Мало этого... Карелы по языку и образу жизни подразделяются на ливвиков  - Пряжинские и Олонецкие карелы и людиков — Кондопожские карелы. Русские различаются по устройству быта на Заонежских, Пудожских и Поморских. У всех народов есть своеобразие в материальной и духовной культуре, в истории развития. Это своеобразие работники музея планируют впоследствии отразить в экспозициях музея. Поскольку остров Кижи был центром общественной жизни для более чем 130 деревень Заонежья, Кижский музей по замыслам его сотрудников должен стать моделью в миниатюре («слепком» прошлого быта ) всей Карелии. И  это должно стать непроходящей ценностью музея «Кижи», как хранителя памятников материальной культуры, национальных особенностей коренных народов, опыта прошлой жизни и быта, идеологии и духовности, их сопровождавших и продолжающих воспитывать новые поколения населения Карелии. 140 тысяч экскурсантов в год... Много это?  Вполне достаточно? Или мало? Чтобы ответить на этот вопро, надо окунуться в хронологию исторических событий края в контексте истории России и Европы. Сделаем это...
     
Даты и факты истории Карелии.
 3.000 лет тому назад на территории Карелии жили финно-угорские племена. С 12 века  территория обитания карельской и вепской народностей входит в состав Новгородской феодальной республики. С юга вместе с новгородцами в край приходят подсечное и пашенное земледелие, гончарное и железоделательное ремёсла, солеварение, и в целом — просвещение. В 1227 году жители Карели Новгородским князем Ярославом Всеволодовичем были обращены в православие. Начинается ещё более активное  перемещение в край русских новгородцев. Население подчиняется требованиям бояр и монастырей. В 1478 году Московское княжество подчиняет себе Новгородскую Республику. Часть владений новгородцев переписывается в царские владения и облагается налогами в пользу государя. В 1563 году состоялось первое упоминание в Писцовой книге о Кижах. В 1582 году московский дьяк А.Плещеев записал, что в Кижах есть две церкви — Преображенская и Покровская.
 
 
Из истории Западной Европы.
 В 16 веке в результате непрерывных войн и большого спроса на оружие металлургия Западной Европы подорвала древесно-топливные ресурсы территории настолько, что горожане потребовали запрета размещения доменных печей в радиусе до 200 километров от городов. Оставшись без работы, металлурги в её поисках устремились сначала в Швецию, а затем в Россию. Швеция, став самым вооружённым государством Европы, подчинила себе практически все прибалтийские государства. Балтийское море стали называть «Шведским озером». В 1615 году и Россия лишилась свободы выхода на запад через Балтийское побережье. Запалноевропейские политики старались внушить шведскому королю возможность завоевания всё ещё не колонизованной России. Походы шведских войск в Россию становились всё более угрожающими.
 В 1649 году Российский царь Алексей Михайлович Романов строит крепость Олонец на пути из Швеции на Москву, вводит институт пашенных солдат, которые сами себя кормят и учатся воевать на случай необходимости оборонить Москву от шведского нашествия. Этим солдатам необходимо дать оружие... В 1666 году в Заонежьи в деревне Фоймогуба открыто месторождение меди. В 1670 году купец Семён Гаврилов на деньги государя строит здесь вододействующее металлургическое производство. Кстати, ранее Карелии вододействующая металлургия в России была только в Москве ( Пушечный двор) да в Тульско-Каширском районе - товарищество предпринимателей иностранного происхождения, обеспечивавших металлом ремесленников оружейного промысла, работавших без использования гидро-энергии для удовлетворения запросов воинов Засечной Черты, охранявших Москву от разорительных набегов кочевников с южных степей.
 В 1674 году убыточный медеплавильный завод был продан государем иноземным предпринимателям — семье Марселисов и их компаньону Генри Бутенанту, которые создают четырёхплотинный комплекс железоделательных и кузнечных производств. Олонецкое железо стало по выгодным для предпринимателей ценам продаваться в Западную Европу. Применение гидроэнергии на заводах на тяжёлых металлургических работах сделало невыгодным крестьянское железоделательное и кузнечное ручное кустарное ремесленническое производство. Бунтуя против обогащения иноземцев через применение в металлургии гидро-энергии, крестьяне Кижского погоста нападали на заводы, разоряли производства, ломали машины, избивали  работников. Однако приближение Азовских походов Петра Первого привело к тому, что крестьяне Кижского погоста были приписаны к заводам Бутенанта и должны были теперь свой оброк царю отдавать через участие в заводских работах. В 1693 году на Кижском погосте сгорают обе церкви. В 1695 году войска Петра Первого подавляют крестьянское восстание в деревнях Кижского погоста, направленное против их приписки к заводам. Для Азовского похода на заводах Бутенанта изготавливается оборудование и оружие для двух галёр. В 1696 году Петром Первым взят Азов. После взятия Азова в Заонежьи Бутенант проводит на заводах фейерверк и праздничный обед для работников заводов в честь победы Петра Первого. В 1697 — 1698 годах состоялось «Великое Посольство» соратников Петра Первого в Западную Европу, где были ими освоены наработки западноевропейцев в металлургии, изготовлении оружия, судостроении, науке и культуре. Эти знания легли в основание ускоренного развития промышленности Карелии и России в эпоху Петра Первого. В 1698 году в документах заводов Бутенанта появляется запись об участии заводов в строительстве на  Кижском погосте зимней Покровской церкви. В 1700 году поражением под Нарвой от войск Шведского короля Карла 12 Россия начала борьбу за своё возвращение на берег Балтийского моря. В этом бою она потеряла практически всю свою полевую артиллерию — несколько сот пушек. В 1700-1721 годах во время Северной войны в Олонецком крае строятся более современные крупные вододействующие Повенецкий, Петровский и Кончезерский металлургические заводы - для изготовления корабельной оснастки (якорей, котлов, металлических листов, полос, проволоки и т.п.), оружия (клинкового, огнестрельного и артиллерийского), а также строительного инструмента (топоров, лопат, ломов и т.п.).
 В 1706 году под местечком Фруштадт после поражения объединённых армий Польши и России от шведов Карл 12 приказал 5.000 русских пленных солдат заколоть штыками. Закалывали солдат по двое в лежачем положении одним ударом сверху шведского штыка ( «Северная война» автор — историк Тарле Е.В.). Шло психологическое воздействие на народ России перед походом шведов в 1709 году на Москву. Через 2 года после Фруштадтских событий  - в 1708 году в Олонецком крае строится Покровская 25 главая церковь в деревне Анхимово. В 1709 году состоялась победа России над Швецией под Полтавой. В 1713 году состоялась победа под Гангутом. В 1714 году строится 22 главая Преображенская церковь на Кижском погосте.