Автор Тема: Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы"  (Прочитано 4210 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556

https://scontent-b.xx.fbcdn.net/hphotos-xfp1/t1.0-9/10556430_508048816006754_7754456752831333088_n.jpg

Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы"


 1. Как и когда появилось слово "Украина"?


 "Оукраинами" ("украинами", "украйнами") с XII по XVII вв. именовали различные пограничные земли Руси. В Ипатьевской летописи под 6695 (1187) годом упоминается переяславская "оукраина", под 6697 (1189) годом. - галицкая "оукраина", под 6721 (1213) - перечисляются пограничные города этой галицкой "оукраины": Брест, Угровск, Верещин, Столп, Комов.. В I Псковской летописи под 6779 (1271) - говорится о сёлах псковской "украины". В русско-литовских договорах XV в. упоминаются "вкраинъные места", "Украiные места", "Вкраиныи места", под которыми понимаются Смоленск, Любутск, Мценск.

В договоре двух рязанских князей 1496 г. названы "наши села в Мордве на Цне и на Украине". В отношении московско-крымской границы с конца XV в. также говорилось: "Украина", "Наши украины", "наши украинные места". В 1571 г. была составлена "Роспись сторожам из украиных городов от польския украины по Сосне, по Дону, по Мече и по иным речкам". Наряду с "татарскими украинами" существовали также "казанская украина" и "немецкая украина". Документы конца XVI в. сообщают об "украинской службе" московских служилых людей: "А украинским воеводам всем во всех украинских городех государь велел стоять по своим местом по прежней росписи и в сход им быть по прежней росписи по полком; а как будет приход воинских людей на государевы украины, и государь велел быти в передовом в украинском полку".

В российском законодательстве XVII в. часто упоминаются "Украйна", "Украйные городы", "Государевы Украйны", "Наши Украйны", "Украйные/Украинские городы дикого поля", "Украйнские городы", говорится о пребывании воинских людей "на Государевой службе на Украйне". Понятие это - крайне широкое: "...в Сибирь и в Астрахань и в иные дальние Украинные городы". Однако в Московском государстве с рубежа XV-XVI вв. существовала и Украйна в узком смысле слова - окская Украйна ("Украина за Окой", "крымская украина"). В российском законодательстве XVI-XVII вв. неоднократно приводится список городов такой Украйны: Тула, Кашира, Крапивна, Алексин, Серпухов, Торуса, Одоев. Наряду с ней существовала и Слободская Украйна Московского государства.

В конце XVI - I половине XVII в. словом "Украина" в узком смысле слова также стали обозначать земли Среднего Поднепровья - центральные области современной Украины. В польских источниках (королевских и гетманских универсалах) упоминаются "замки и места наши Украйные", "места и местечки Украинные", "Украина Киевская". В российском законодательстве XVII в. фигурирует "Украйна Малороссийская", "Украйна, которая зовется Малою Россией", правобережье Днепра именовалось "Польской Украйной". Малороссия и Слободская Украйна в российском законодательстве четко разделялись: "Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в Украинные городы..."

 2. Как именовали жителей пограничных украин?


 В Ипатьевской летописи под 6776 (1268) г. упоминаются жители польского пограничья - "Ляхове оукраиняне" ("...и зане весть бяхоуть подали им Ляхове оукраиняне"). В русско-литовских договорах и посольских документах середины XV - I трети XVI вв. называются "вкраинъные люди", "Украиные наши люди", "украинные слуги", "украинные люди", "украинники", т.е. жители Смоленска, Любутска, Мценска. В польских документах с конца XVI в. значатся "старосты наши Украйные", "паны воеводы и старосты Украинные", "люди Украинные", "обыватели Украинные", "Козаки Украинные", "Украинные сенаторы". В таком именовании не было никакого этнического оттенка. В документах также упоминаются "Украинские ратные люди" и "Украинные места" Крымского ханства.

 Жители Руси по-прежнему именовали себя русскими, так же их именовали и иноплеменники. В польских и русских источниках того же времени называются "церкви Русские" в Луцке, "Духовенство Руское" и "релия [религия, вера] Руская", а также "народ наш Руский" (тут же - "обыватели тутейшие Украинные"), "Русин", "Люди Рускiе", "Руские люди". В тексте Гадячского договора Выговского с Польшей говорится о населении Украины как о "народе Руском" и "россиянах". Подданные Московского государства именовались так же: "Руские люди", "твои великого государя ратные люди, Руские и Черкасы".

Оффлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 8098
Спасибо, Врач! Это действительно  замечательное стихотворение Елены Фоминичны Лаврентьевой. Взял картинку с портретом Пушкина и приписываемым ему стихотворением и, не успев проверить, отправил её товарищу Хризос. Но, согласитесь, стихотворение и к месту, и своевременное.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Это моя ошибка, не догадалась пробить по интернету. Сейчас проверила - половина сообщений за Пушкина, половина за Е. Ф. Лаврентьеву и даже попалось авторство под именем В. В. РОДИМОВА. ст. Переправная, Краснодарский край. - http://topwar.ru/2564-rospusk-zaporozhskoj-sechi.html

Кроме того, под авторством В. В. РОДИМОВОЙ это произведение опубликовано на известном сайте "ПОЭЗИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ" в разделе "ПОДНИМАЮЩИЙ ЗНАМЯ" - http://ppgsf76.narod.ru/new_page_5.htm, даты публикации нет.

Сама Елена Фоминична признаётся на сайте Стихиру - http://www.stihi.ru/2014/04/16/6768, что это её стихи, хотя свидетельство о публикации свежее - за этот год, а под произведением самой Еленой приписана дата
23 октября 2003, и сказано, что ранее они опубликованы были в книге. Публикаций Елены раннее этого года найдены не были.

Книга могла бы послужить доказательством, но у меня её нет, а на Стихире последнее время всё чаще и чаще стали встречаться случаи плагиата, причём слишком наглого, воруют даже у известных поэтов, самые хитрые переделывают стихи по-своему, чтобы не очень было похоже. Хотя были случаи, плагиаторы попадались даже на том, что издавали книги с ворованными стихами.

Вот неполный список стихировских воришек - http://www.stihi.ru/avtor/pelageya2

А это две "звезды" большой величины недавнего скандала:

Екатерина Максимова - http://www.stihi.ru/2013/02/13/5081
Инесса Белобородько - http://www.stihi.ru/2012/05/01/2865 и http://www.stihi.ru/2012/05/07/4584

Кстати, Максимова после того к нам прибежала публиковаться - http://17marta.ru/forum/index.php/topic,8910.0.html

В Журнале Самиздат - http://samlib.ru/r/nachalo/lakei.shtml, эти стихи тоже опубликованы только в этом году, а когда открываешь сам авторский раздел, нажимая на имя Елены, выпадает страница с множеством имён и произведений поэтов-классиков и это стихотворение находится среди них, получается страница не является авторской. К тому же страница не действующая и там написано: Об авторе - раздел ЗАМОРОЖЕН!

У Пушкина такого стихотворения не помню, хотя стиль написания похож, может это и вводит в заблуждение пользователей интернета.
Кому интересно, попалась статья "Украина и украинцы в текстах Александра Пушкина" - http://odnarodyna.com.ua/content/ukraina-i-ukraincy-v-tekstah-aleksandra-pushkina

В интернете много споров относительно этого стихотворения, но всё они бездоказательны, хотя каждый уверен в своей правоте.
Такие же интернетные битвы происходят из-за стихотворения Тараса Шевченко "Хохлы", тоже спорят его это стихотворение или нет:

Хохол останется хохлом
Хоть ты пусти ЕГО в Европу
Где надо действовать умом,
Он напрягает только жопу.

И потому-то на Руси
Завещано аж Мономахом:
"Связаться Боже упаси!
С тремя — жидом, хохлом и ляхом".

Коварен жид, хотя и слеп;
Кичливый лях — похуже бляди,
Хохол же — съест с тобою хлеб,
И тут же в суп тебе нагадит.


«Хохлы» Т.Г.Шевченко 1851г.

В связи с печальными событиями на Украине и Тютчев попал в такую же историю со стихотворением "Молчи, позорная Европа":

Молчи, позорная Европа и не качай свои права!
Ты у России просто жопа, а думаешь, что голова!


Ф.И. Тютчев.. (1867 год)

Я нашла стихи, являющиеся бесспорными и тоже подходящими по смыслу - Ф. И. Тютчев "Напрасный труд — нет, их не вразумишь...":

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2b2142281530f3f646747ff20d96188c-85-144&n=21

Напрасный труд — нет, их не вразумишь,
—Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Май 1867

И чтобы не было обидно Александру Сергеевичу, можно вспомнить его подходящее по теме стихотворение:


http://rap.russia.ru/upload/c280474/1259/6/130.jpg height=329

КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ


О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас...


Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Обманчивая тишина...

Тамара Крячко

  Обманчивая тишина
 В заокеанском стиле...
 Когда закончится война?
 Ещё не всех убили.
 Команда подана ,, Глуши!
 Дома, деревья, реки...,,
 Ребёночек ещё не жил...
 И замолчал навеки.
 И замолчали города.
 И знает  мытарь каждый,
 Что кровь людская - не вода
 И от неё лишь жажда.
 Секунды и начнут палить
 Нещадно , из зениток...
 И каждый ,,сальвадор дали,,-
 Творец своих открыток.
 Больниц разрушенных, церквей,
 Разорванной утробы...
 И каждый жалкий воробей
 Своим закончит гробом.
 У Сэма, дядюшки, мошна
 И чёрта обиходит...
 Обманчивая тишина,
 Орудия на взводе.
 Прелюдия для гопака,
 Напирнык для перины....
 Братушкам на костях скакать
 Единой Украины.
 Предательство, такая дурь,
 Наркотиков почище,
 Но среди самых страшных бурь
 Мы свет живой отыщем.
 Пока в полях снуют грачи,
 С лица земли не стёрты:
 ,,Быть Новороссии!,,- звучит
 Торжественно и гордо.