Паки об интеллигенции aka "креативный класс". Один из главных критериев классики - вневременная актуальность. Пелевин соответствует.
"- У интеллигента, - сказал он с мрачной гримасой, - особенно у
российского, который только и может жить на содержании, есть одна гнусная
полудетская черта. Он никогда не боится нападать на то, что подсознательно
кажется ему праведным и законным. Как ребенок, который не очень боится
сделать зло своим родителям, потому что знает - дальше угла не поставят.
Чужих людей он опасается больше. То же и с этим мерзким классом.
- Не вполне успеваю за вашей мыслью.
- Интеллигент, как бы он ни измывался над устоями империи, которая
его породила, отлично знает, что в ней все-таки жив был нравственный
закон.
- Вот как? Отчего?
- Да оттого, что если нравственный закон в ней был бы мертв, он
никогда не посмел бы топтать ее устои ногами. Я вот перечитывал недавно
Достоевского, и знаете, что подумал?
У меня непроизвольно дернулась щека.
- Что? - спросил я.
- Добро по своей природе всепрощающе. Подумайте, всех этих нынешних
палачей раньше ссылали в сибирские села, где они целыми днями охотились на
зайцев и рябчиков. Нет, интеллигент не боится топтать святыни. Интеллигент
боится лишь одного - касаться темы зла и его корней, потому что
справедливо полагает, что здесь его могут сразу отлюбить телеграфным
столбом.
- Сильный образ.
- Со злом заигрывать приятно, - горячо продолжал Котовский, - риску
никакого, а выгода очевидна. Вот откуда берется огромная армия
добровольных подлецов, которые сознательно путают верх с низом и правое с
левым, понимаете? Все эти расчетливые сутенеры духа, эти испитые
Чернышевские, исколотые Рахметовы, растленные Перовские, накокаиненные
Кибальчичи..." (с) "Чапаев и Пустота"
http://gyaur.livejournal.com/250369.html