Поскреби коммунистаАвтор:
Борисов АндрейК сожалению, еще по адресу многих наших товарищей можно сказать: «Поскребите коммуниста — и вы найдете филистера». Конечно, скрести нужно чувствительное место — его психику в отношении женщины.
ЛенинЭти слова были сказаны Лениным Кларе Цеткин около века назад, однако своей актуальности они не потеряли и по сей день. Казалось бы, уж в XXI-ом веке, спустя многие годы прогресса, имея за плечами опыт построения первого Советского государства, современные коммунисты должны были бы понимать важность так называемого “женского вопроса”, важность равноправия женщин и мужчин в общественной сфере.
Однако в рамках современного коммунистического (и вообще левого движения) мы наблюдаем порой удивительную картину: активисты не только отрицают важность борьбы женщин за свои права, но и всячески высмеивают ее, объявляют несостоятельной, устаревшей, де все эти ваши феминизмы были актуальны сто лет назад, а сейчас женщина уже давно освобождена, и вообще нужно думать о классовой борьбе, а какие-то женские вопросы второстепенны. Несомненно, классовая тема всегда была ключевой в программах коммунистов, однако значит ли это, что гендерному вопросы мы не должны уделять должного внимания? Должны. Более того, борьба за политическую и социальную эмансипацию женщин-работниц есть неотделимая часть классовой борьбы.
Клара Цеткин
Вернемся снова к беседе Ленина с Цеткин и убедимся, что и сто лет назад аргументы противников феминизма были теми же самыми! “Многие товарищи, очень хорошие товарищи, решительнейшим образом боролись против того, чтобы партия создавала особые органы для планомерной работы среди широких женских масс. Они объявляли это возвратом к социал-демократическим традициям, к пресловутой «эмансипации женщины». Они доказывали, что коммунистические партии, раз они принципиально и полностью признают равноправие женщин, должны вести работу среди трудящихся масс без каких-либо разделений. Подход к женщинам должен быть тот же, что и к мужчинам”. Вот что отвечает на подобны возражения сам Ленин. «Это не ново и совсем не доказательно,— возразил Ленин.— Не давайте ввести себя в заблуждение. Почему у нас нигде, даже в Советской России, нет в партии такого же количества женщин, как мужчин? Почему число профессионально организованных работниц так мало? Эти факты заставляют задуматься. Отрицание необходимости особых органов для нашей работы среди широких женских масс — одно из проявлений весьма принципиальной и высоко радикальной позиции наших «дорогих друзей» из Коммунистической рабочей партии”. Так значит, по словам современных борцов с феминизмом, сам вождь пролетариата был отъявленным оппортунистом, недооценивавшим классовую борьбу! Впрочем, тут можно сделать скидку на то, что многие современные активисты, вероятно, не так хорошо знакомы с тем, что говорил когда-то Ленин.
Кто-то возразит нам: “Марксизм — не догма, а руководство к действию. Даже самых уважаемых и авторитетных марксистов можно и нужно критиковать, ведь никто не застрахован от ошибок”. Да, согласимся мы, но ведь гениальность Ленина в первую очередь проявлялась в том, что он мастерски мог охватить, понять сложившееся положение и дать краткую формулировку, рецепт правильных действий в данной обстановке. И сравнивая то, что было тогда, и что есть сейчас, можно прийти к выводу, что не так уж много поменялось в пресловутом “женском вопросе”, что слова Ленина актуальны как никогда, что обращение к ним не начетничество, а лишь реальная оценка того, что у нас есть на данный момент. “Существует ли более наглядное доказательство этому, чем то, что мужчины спокойно смотрят, как женщины изнашиваются на мелкой работе, однообразной, изнуряющей и поглощающей время и силы, работе в домашнем хозяйстве; на то, как их кругозор при этом сужается, ум тускнеет, биение сердца становится вялым, воля слабой?.. Домашняя жизнь женщины — это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей. Старое право господства мужа продолжает жить в скрытом виде”. Ну а разве сложилась какая-то принципиально новая модель общества? Разве женщины не продолжают изо дня в день убивать себя однообразным бытом, хозяйством, не вынуждены терпеть хамство и насилие своих сожителей? Достаточно почитать большинство комментариев среднестатистических пользователей интернета, чтобы прийти к выводу, что это подавляющее большинство не считает женщину полноценным человеком, что и выражается как в глупых шутках а-ля “Место женщины на кухне”, так и зачастую в прямых оправданиях тех, кто позволил совершить акт насилия в отношении женщины (изнасиловали — проститутка, оделась не так! избил муж — сам виноват, слушайся хозяина! и т.д. и т.п.)
Но вернемся к вопросу о левом движении. И здесь с ужасом можно убедиться, что значительная часть “господ-активистов” (товарищами таких людей назвать уж никак не получается) в отношении женщин исповедует ту же пресловутую патриархальную мораль, что и масса среднестатистических обывателей. В лучшем случае это выражается, как уже было отмечено выше, в отсылках к тому, что тема феминизма не актуальна/заслоняет классовую борьбу, в худшем же случае отдельные активисты умудряются на просторах соцсетей выдавать такие перлы, что поневоле схватишься за голову и задумаешься, а все ли у них в порядке с головой. Женщины у некоторых субъектов — оплот буржуазного государства, а феминистическое движение вообще близко по своей идеологии к нацизму и фашизму (!!!).
Стоит отметить один интересный момент: среди сексистов-“коммунистов” имеются представители почти всей палитры “леваков” — от откровенных правых, пытающихся рядиться в красные одежды, вроде нацболов и сталинистов-имперцев до троцкистов и самых наирадикальнейших анархистов, которые на словах за свободу для всех и вся. В качестве примера стоит указать, пожалуй, на одну из самых одиозных и популярных на российских просторах левую организацию — Автономное действие (АДСР), члены которой, например, ВК неоднократно позволяли себе насмешки в отношении феминизма и женщин вообще, своим поведением напоминая таким образом своих идейных оппонентов (а оппонентов ли?) из правого лагеря. Более того, боевики АДСР неоднократно нападали на левых, ЛГБТ и феминисток. Нельзя пройти мимо и так называемого ТБ (Типичного большевика), псевдомарксистского паблика ВК, крайне отрицательно относящегося к женским движениям и в открытую поддерживающего радикальных исламистов из ИГИЛ (казалось бы при чем тут вообще марксизм?). Яркой иллюстрацией так же может служить демонстрация «Левого фронта» 15 сентября 2013 года на
марше «Антикапитализм», когда активисты ЛФ хором кричали «Подай жену, купи винтовку». А вот статья, напичканная наимахровейшим сексизмом,
http://olegarin.com/olegarin/Um_i_ili_krasota_zensiny.html от некого Олега Арина (Cоветско-канадский учёный марксистского направления по словам Википедии), сочувствующего лениниским идеям? который в ней прямым текстом заявляет, например? что «Пребывание же женщин в государственной власти – это ненормально, поскольку означает ее отрыв от семьи, детей, от истинных предназначений женщины”. Не правда ли, весьма занятная трактовка марксизма, почему-то до боли напоминающая словоизлияния правых о «семейных ценностях»? Из свежих примеров можно отметить ужасно «смешную» шутку сайта
«Вестник бури» на тему левого женского журнала, который, по мнению редакции ВБ, должен писать о кухне, моде и сексуальных членах ЦК.
Допустим, один из современных «марксистов» позволит себе ответить на наши рассуждения репликой подобного рода: «пускай отдельные личности, причисляющие себя к левым, коммунистам в частности, и поддерживают тем или иным образом патриархальную систему, но ведь дело совсем не в этом, таких личностей в любом случае ограниченное меньшинство; правда же заключается в том, что общество в целом за многие годы, пришло к полному достижению равенства в гендерном плане, так каков тогда смысл существования феминизма? Пускай в социально-бытовом отношении многие и продолжают относиться к женщинам свысока, но это лишь так называемый «шуточный сексизм» (шутки дома и в дружеских компаниях относительно «глупости» женщин и т.д. и т.п.), в законодательном плане женщина и мужчины давно равны во всем мире (за исключением отдельных азиатских и африканских стран)!
Статистика по семейному насилию в Росии
Но и тут нашего «марксиста» ожидает горькое разочарование, если он, конечно, решит ознакомиться с фактами, а не повторять общие фразы о «достижении равноправия». Не так давно в 2015 году был опубликован очередной доклад ООН на тему неравенства в оплате труда женщин и мужчин: «ООН опубликовала доклад о неравенстве в оплате труда женщин и мужчин, в котором, в частности, говорится о том, что в среднем зарплата женщин отстает от зарплаты мужчин на 23 процента. Об этом сообщает «Интерфакс». Причем неравенство в оплате труда характерно как для развивающихся, так и для развитых стран. Оно распространяется также и на пенсионное обеспечение.
В частности, отмечается в докладе, в Восточной Европе и Центральной Азии женщины получают за свой труд на 22 процента меньше мужчин. А во Франции и Швеции за всю свою жизнь женщины зарабатывают на 31 процент меньше. В Германии разница в заработке мужчин и женщин составляет целых 49 процентов. В Турции в среднем женщина может заработать на протяжении всей трудовой деятельности на 75 процентов меньше, чем турецкий мужчина.
До сих пор даже в развитых странах за одну и ту же работу женщины получают меньше мужчин. Они заняты, как правило, менее квалифицированным трудом и слабо представлены на руководящих постах.
В развивающихся странах 95 процентов всех трудящихся женщин заняты в неформальном секторе экономики. На женщине лежит основное бремя ухода за детьми и другими членами семьи, которые нуждаются в помощи. Во многих странах на женских плечах лежит вся неоплачиваемая домашняя работа».
Особо хочется подчеркнуть, что даже в так называемых «развитых странах» доходы мужчины и женщины кардинально отличаются, а в относительно благополучной Германии, к примеру, разница в доходах составляет, подумать только, 49%!
Опять-таки, согласно данным ООН:
-женщины составляют 1/2 населения мира ,
-выполняют (по времени) 2/3 всей работы в мире,
-зарабатывают 1/10 всех доходов мира,
-владеют 1/100 всей собственности в мире
С цифрами не поспоришь, и в этом смысле они являются железным аргументом в традиционном споре о том, существует ли дискриминация женщин на рынке труда.
Не менее болезненный вопрос проституции, так называемой «профессии» (которую в некоторых странах даже умудрились легализовать), в которую вовлечены в своем подавляющем большинстве именно женщины. Одна женщина сказала, что проституция – это «как домашнее насилие, доведенное до предела» (Leone, 2001). Неудивительно, что большинство женщин, оказавшихся в этой профессии, оказались там либо по принуждению, либо за отсутствием выбора, что бы кто ни говорил про «свободный выбор». «Вместо вопроса «Добровольно ли она занялась проституцией?», более адекватным вопросом будет «Имела ли она реальные альтернативы проституции, чтобы выжить?». Процент бездомности (75%) среди наших респондентов и их желание бросить занятие проституцией (89%) указывает на то, что у них нет вариантов, чтобы прекратить эту деятельность (Farley et al., 2003)». – говорится в одной из заметок на эту тему.
В заключение небольшая статистическая табличка, посвященная насилию по отношению к вовлеченным в эту «профессию» женщинам.
Не правда ли, весьма красноречивые факты, разбивающие в пух и прах популярные домыслы о том, что «движение за равноправие неактуально»? Конечно, можно сто раз повторить, что факты подтасованы, данные недостоверны и т.д. и т.п., но ведь при желании и на очевидное «да» люди будут упорно говорить «нет», вопрос лишь в том, что волнует человека – реальные факты или неистребимое стремление обязательно настоять на своем мнении. А реальные факты говорят о том, что женщины как в социально-бытовом плане, так и на законодательном уровне подвергаются дискриминации.
Дискриминации со стороны своих коллег по работе, мужей, друзей, со стороны руководств фирм и компаний, занижающих зарплату женщинам, со стороны законодательства, никак не ограничивающего женщину от домашнего насилия и т.д. и т.п., от опасности быть вовлеченной в порой открыто узаконенную «работорговлю» (проституцию), дискриминации со стороны властей, стыдливо прикрывающих это насилие и не соблюдающих даже тех немногих законов, которые все же были изданы, чтобы оградить женщин от опасности.
Раскрепощённая женщина — строй социализм!
Настоящие коммунисты всегда выступали, выступают и будут выступать против всяких (!) проявлений неравенства. И гендерное неравенство — это серьезное препятствие на пути построения нового коммунистического общества, общества всеобщего равноправия. Мы не должны и не будем с этим мириться, мы всегда будем бороться с любыми проявлениями сексизма и в первую очередь в наших левых организациях, претендующих на то, чтобы называться коммунистическими.
«Нелепо противопоставлять социалистическую революцию и революционную борьбу против капитализма одному из вопросов демократии… . Мы должны соединить революционную борьбу против капитализма с революционной программой и тактикой по отношению ко всем демократическим требованиям: и республики, и милиции, и выбора чиновников народом, и равноправия женщин (выделено мной — А.Б.), и самоопределения наций и т. д. Пока существует капитализм, все эти требования осуществимы лишь в виде исключения и притом в неполном, искаженном виде. Опираясь на осуществленный уже демократизм, разоблачая его неполноту при капитализме, мы требуем свержения капитализма, экспроприации буржуазии, как необходимой базы и для уничтожения нищеты масс и для полного и всестороннего проведения всех демократических преобразований. Одни из этих преобразований будут начаты до свержения буржуазии, другие в ходе этого свержения, третьи после него. Социальная революция не одна битва, а эпоха целого ряда битв по всем и всяческим вопросам экономических и демократических преобразований, завершаемых лишь экспроприацией буржуазии. Как раз во имя этой конечной цели мы должны дать последовательно революционную формулировку каждого из наших демократических требований”.
Так говорил Ленин про задачи будущих революционеров сто лет назад, этими же словами можно охарактеризовать цели и задачи, стратегию коммунистов настоящего. Пора воплощать теорию в практику!