Зато не тоталитаризм
Недавно в комментариях (на которые у меня все никак руки не дойдут ответить – простите) состоялся интересный диалог:
- А Вы, часом, не учились ли на кафедре теоретической физики профессора Милантьева? Шутка про физика Однокамушкина была его любимой.
- Нет, не учился. Я физику лишь в школе изучал.
И вот я подумала – в советской школе, надо полагать, изучал. Потому что все мы в ЖЖ в основном те, кому хорошо так за…
Свернуть
То есть я сейчас немного о советской школе поговорю. Совсем немного. Чуть-чуть.
За последние тридцать лет советскую школу не пнул разве что ленивый. И тоталитарная она, и думать не учила, и зубрежка – там длинный список, каждый может добавить что-то свое. И тем не менее, господа и товарищи, тем не менее…
В свое время школьная «тройка» по физике, которую я сама считала «три пишем, два в уме» (а на уроках физики я по большей части витала в облаках, и Онегин с Печориным меня интересовали куда-как больше, чем закон Ньютона), вовсе не помешала мне поступить в авиационно-технический институт. И для того, чтобы сдать физику, мне потребовался ровно месяц на подготовку. Месяц. Что в принципе невозможно без какой бы то ни было базы. А, значит, база была. Да, надо еще добавить, что готовилась я к физике, лежа на пляже – в тот год было жаркое лето.
Нет, инженером я не стала – это, как говорится, совсем другая история, – стала техническим переводчиком, и большинство моих знаний и по физике, и по химии, они как раз оттуда, из той самой советской школы. Хорошо меня учили. На совесть.
Сегодня, время от времени, я редактирую технические переводы. Молодых переводчиков. И каждый раз, принимаясь за такую работу, я сжимаю волю в кулак, даю себе слово не срываться на близких и не употреблять обсценную лексику. Иногда мне это даже удается.
Наверно, сами по себе эти мальчики и девочки неплохие люди. Они милые, вежливые, добрые и улыбчивые. За ними не стоит страшной зловещей тенью СОВЕТСКАЯ ШКОЛА с ее зубрежкой, тоталитаризмом и прочими ужасами системы. Потому они открыты миру и свету. Им нельзя делать замечания – от этого они моментально впадают в депрессию и бегут к психологу, личному, групповому, командному, реальному, виртуальному. Им сразу надо срочно отработать все открывшиеся детские травмы: отвержения, неприятия, безразличия, отрицания, обесценивания, непризнания. Психолог их погладит по головке, даст им кучу бестолковых заданий, как то докопаться до незнакомого человека на улице в два часа с ночи с вопросом «как пройти в библиотеку?» (это повышает уверенность в себе) или прийти на работу в трусах поверх штанов и ходить так, пока окружающие не вызовут санитаров, или начать вести дневник осознанности, что бы это ни значило.
И никто из них – никто! – не отрабатывает своих ошибок. Не личных, душевно-переживательных, а профессиональных. Это лишнее. Это сильно усложняет и без того их ужасно тяжелую жизнь.
И вот, коли уж я заговорила о школе и начала с физики, то физикой я, пожалуй, и закончу.
Мальчики-девочки эти, безусловно, гуманитарии. Они не технические какие-то там вузы заканчивали (после которых ждут заводы, фи, это же так смешно – заводы), а целые факультеты, а то и университеты иностранных языков. И могут переводить ВСЕ!
Лирическое отступление: вот я, блин, не могу переводить все, есть темы, за которые я ни в жизнь не возьмусь, но что с меня взять, с моим-то совковым образованием.
Так вот, а они берутся за все и гонят такой шлак – вагонами гонят – что мне становится стыдно. И они ж гуманитарии, какая там физика. Бог с вами. Они элементарно не знают, что напряжение измеряется в вольтах, а мощность – в ваттах. И если вдруг в тексте встречается 12 kW, то они так это и оставляют, потому что kW – это какая-то неизвестная им аббревиатура, и вообще не царское дело во всем этом разбираться.
И теперь представьте весь масштаб бедствия. Он нереально огромен. Он страшен.
Зато не тоталитаризм…