Автор Тема: Воспитание нового человека.  (Прочитано 28800 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Воспитание Нового Человека   



После свержения власти буржуазии и провозглашения социализма в нашей стране, остро встанет вопрос - как, при помощи каких методов, руководствуясь какими целями осуществить воспитание человека, в котором уже никогда не проявятся те качества, которые помогли нашим врагам уничтожить Советский Союз. Себялюбие и эгоцентризм, вещизм и карьера любой ценой, полная бездуховность и безыдейность – им несть числа. Как сделать так, чтобы подобное никогда больше не повторялось? Чтобы все вышеперечисленное больше никогда не могло зародиться в нашем обществе. Ибо, при наличии всего вышеперечисленного, невозможно построение нового общества.

Современное сообщество педагогических работников отмечает, что образование ставит себе целью воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Красивые слова, но не более чем обертка для предмета, оказавшегося гнилым. Потому, что подлинная цель образования - воспитание ГРАЖДАНИНА. Как писал Н.А. Некрасов: “…а, что такое гражданин Отечества достойный сын”. Что значит быть достойным сыном Отечества? Это значит, что для каждого человека благо страны, общественное благо, выше его личных интересов. Этот категорический императив и должен быть положен в основу воспитания Нового человека.


Глава 1. Корни катастрофы

Сейчас в самых различных слоях общества очень модным стало слово – элита. То есть заранее признается, что есть некая “высшая”  прослойка людей  якобы во всех отношениях на голову превосходящая всех остальных. Эту прослойку называют по-разному: “элита”, “креативный класс”,  “дельфины”, “пчелы”, а суть одна – есть некое меньшинство, которое только и может управлять страной, руководить народом, а остальные - “мухи”, “анчоусы” или проще говоря, по мнению «креативщиков» – быдло.

Для нас – коммунистов – коммунизм есть бесклассовое общество, где отсутствует эксплуатация человека человеком, где труд на благо общества из тяжкой необходимости превратился в потребность, что позволяет осуществить раскрепощение и высвобождение высших творческих способностей в каждом человеке, независимо от происхождения, имущественного ценза, уровня образования, цвета кожи или национальной принадлежности. Поэтому задачей коммунистов и  является цель образования и воспитания гражданина, патриота нашей Родины, не поддающегося на хитрость и уловки “дельфинов” и “хомяков”, человека, не продающего нашу Родину за сто сортов колбасы и зарплату зелеными бумажками.

Много лет тому назад, в конце 80-х годов, автор статьи столкнулся с массовым предательством той самой социальной группы людей, ради которой и создавалось Советское государство рабочего класса. Как одурманенные гипнозом они (рабочие и интеллигенция) кричали – “Долой проклятых коммуняк!”,  “Хотим, чтобы над нами был хозяин!”, “Кто съел мое мясо?!” и тому подобные бессмысленные речевки. Что произошло с ними? Какой дурман окутал их головы? Как они могли променять свою достойную жизнь, с гарантированным будущим, на “сладкий” яд капитализма. Это можно объяснить только одним: к сожалению, советская школа  послесталинского периода, как в зеркале повторяющая процессы, происходившие в нашем обществе в позднесоветский период, перестала заниматься воспитанием людей, с целью - вырастить гражданина и своей задачей стала считать получение учеником некого набора знаний по различным школьным предметам. Вместо серьезной идеологической работы, наглядно разъясняющей ученику то, в каком он государстве живет, что является основой этого государства, в школе воцарились формализм и безыдейность. Результат налицо. Советского Союза нет и никто не вышел его защищать в роковые августовские дни 91 года. Таким образом, главная задача воспитания Нового человека это воспитание в нем идейности, правильной оценки политических ценностей и умение подчинить свои личные интересы интересам общества, в котором он живет.

Глава 2. Коллектив и человек

То, что произошло тогда, теперь стало понятным для нас. Что нужно сделать для того, чтобы в советском государстве такие вещи стали невозможны? Школьному воспитанию и образованию нужно придать совершенно новую направленность и качество. Внести в эти процессы коллективистские тенденции и в этом весьма бесценным является практический опыт воспитания «Нового человека» осуществленный А.С. Макаренко. Вспомним, что в трудовую колонию имени Горького, начальником которой был Макаренко, присылали преступников: бандитов, убийц, грабителей, воров, малолетних проституток, бывших участников самых различных банд. Тем не менее, метод А.С. Макаренко позволил ему превратить этих людей в достойных граждан нашей страны.

В чем же суть метода Макаренко? Как говорится все гениальное – просто. Различные педагогические изыски того времени, такие как например, педология предлагали в воспитании исходить из личных качеств воспитуемого. Предлагались различные приемы локализованного воздействия на отдельно взятого человека, в результате которых якобы, должен был получиться достойный член общества.  Метод же Макаренко предполагал совершенно противоположный путь. Он предлагал систему коллективного труда, как способ перевоспитания любого человека в выполнении поставленной перед коллективом большой задачи. Эти задачи никогда не носили некий отвлеченный характер, а всегда были направлены на конкретное практическое дело. Будь то, обустройство помещений в своей колонии, постройка новой  колонии или спасение людей, которых тогдашняя педологическая, с позволения сказать, наука довела до скотского состояния (куряж). Более того, в методе Макаренко существовала система, которая не позволяла в среде колонистов выделиться так называемой “элите”. Эта система сводных отрядов. Все колонисты были разделены на постоянные отряды, и у каждого отряда был свой постоянный командир. Но на каждодневную постоянную работу формировались сводные отряды, и никогда командир постоянного отряда не был командиром сводного. Он в сводном отряде работал как простой рабочий и очень часто командиром этого сводного отряда был его подчиненный из его постоянного отряда. Таким образом, никто из колонистов не мог выделиться и стать над коллективом как некая “элита”.  То есть, в трудовой колонии имени Максима Горького сложились коллективистские тенденции, в которые вовлечены были даже сотрудники колонии, и естественным путем было достигнуто и самоуправление колонии, через совет командиров. Результаты же такой педагогики прививали, вовлеченным в нее людям, категорический императив – “общественное благо выше личных интересов”. При этом нисколько не стеснялось, а наоборот поощрялось развитие высших творческих способностей личности каждого колониста. Возьмем, например театр, который был создан в колонии. Постановка спектакля раз в неделю и совет командиров своим приказом назначал всех, кто в этом спектакле участвует, невзирая на разговоры, что кто-то не играл в театре никогда и не имеет к этому способностей.

Считаю необходимым также отметить, что одновременно с методами убеждения использовались и методы принуждения. В коллективе колонии была создана обстановка нетерпимости к таким отрицательным чертам человека, как: лень, зазнайство, воровство, национализм и эгоизм. Способы принуждения были самые разные: от насмешки и бойкота до ареста с заключением в карцер. Результатом же такой работы явилось то, что за 10 лет, руководства данной колонией А.С. Макаренко, пришлось удалить из колонии лишь несколько человек, количество которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Все же, остальные стали настоящими гражданами своей страны. К сожалению, педагогические конкуренты Макаренко, движимые конъектурными соображениями, сумели закрыть этот опыт и практически ликвидировать этот метод. К великому сожалению не нашлось ни одного государственного деятеля тогдашнего СССР, который смог бы разглядеть в этой методике единственно верный путь к воспитанию «Нового человека».

Многие скажут, что человека нельзя принуждать, что он должен сам осознать все негативные стороны того или иного проступка, но эти люди, очевидно, не слышали никогда о том, что такое диалектика. И не могут понять, что убеждения и принуждения составляют собой диалектическое единство.

Итак, суть метода воспитания Макаренко – постановка перед коллективом больших практических задач, при выполнении которых, происходит процесс воспитания и освобождения человека от проявлений негативных сторон человеческого характера, путем возложения на каждого члена коллектива личной ответственности за результат работы коллектива.

Глава 3. Система коммунистического воспитания.



Каким же образом в будущем советском государстве можно будет использовать, но и дальше развить метод А.С. Макаренко по коммунистическому воспитанию? Для этого давайте разберемся,  где и когда зарождаются эгоистические тенденции в человеке. Откуда берутся лень, зазнайство, жадность, эгоизм и бытовой национализм? Нет никакого сомнения, что это результат начального воспитания в семье. Именно в семье маленькому человеку могут быть привиты как благородные, так и низменные чувства. Ибо каждый ребенок в первую очередь берет пример со своих родителей. Да, семья, безусловно, ячейка общества. Да, семья, это основа любой государственности. Но нельзя допустить, чтобы маленькому человеку в семье прививались и низменные потребности и желания. Поэтому коллективистское воспитание нужно начинать как можно раньше. Очень многие начнут обвинять автора статьи, что он намерен отбирать детей у семьи и вообще «сторонник» ювенальной юстиции. Нет, не собирается никто отнимать у семьи детей. Просто необходимо создать такие условия, при которых родители сами захотят, чтобы их детей воспитывали в коллективе. В наследие от «перестройки 1» и капиталистического безвременья РФ будущему советскому государству останутся миллионы беспризорных детей, детей сирот, находящихся в детских домах и школах интернатах, малолетних преступников – вот с этих категорий детей и надо начинать коллективистское воспитание.

Поскольку, мы видим, какие благодатные результаты принес метод Макаренко, можно с уверенностью сказать, что коллективистское воспитание вырастит достойных граждан нашей страны. Соответственно, молодым людям, вышедшим из этой системы, должны быть предоставлены определенные преференции по отношению к другим: большая доступность получения дальнейшего образования, ускоренный социальный лифт, поручение наиболее ответственных участков работы и соответственное вознаграждение за результаты их труда. Можно быть уверенным в том, что когда многие семьи увидят, насколько успешно продвигается по жизни выходцы из системы коллективного воспитания, они сам захотят, чтобы через эту систему прошли и их дети. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что уже через одно поколение мы получим широкий, если не сказать, всеобъемлющий пласт молодых людей воспитанных в категорическом императиве – “общественное благо выше личных интересов”.

Конечно, и здесь не исключено появление людей с эгоистическими наклонностями характера, но, во-первых, их будет очень мало. А во-вторых, они будут очень легко распознаваться и отторгаться обществом. Поскольку коллективистское воспитание по методу Макаренко – это коммунистическое воспитание.  Этот пласт молодых людей, получивших коммунистическое коллективистское воспитание, будет выходить в общество, где еще не изжито наследие капитализма: клоунада и рвачество, эгоцентризм и стяжательство. Но поскольку, как уже было показано, эти молодые люди получат известные преференции, то они очень быстро оттеснят людей, с неизжитым еще наследием капитализма, с мест технических руководителей будущего государства диктатуры пролетариата.

Глава 4. Коммунистическое образование

Но говоря о воспитании нельзя забывать и об образовании. Воспитание и образование также представляет собой диалектическое единство и не могут существовать одно без другого. Нынешняя система образования, нивелирующая учеников и ориентирующаяся на некий средний уровень должно безвозвратно уйти в прошлое. И здесь следует присмотреться к той системе, которую описывает И.А. Ефремов в своих произведениях “Туманность Андромеды” и “Час быка”. Будущая система образования должна предусматривать получение знаний путем организации учеников в небольшие группы во главе с наставником, который ведет эту группу до получения ими полного образования.

Обязательно при этом наличие детского психолога, который должен будет определить наклонности каждого ребенка с целью: «как можно более ранней дифференциации детей по их специализации в той отрасли образования, которая позволит наиболее успешно раскрыть и высвободить высшее творческие способности каждого ребенка. Детский психолог также будет следить, правильно ли воспринимают дети систему образования и воспитания, и соответствует ли их наставник критериям воспитателя-коммуниста. Система компьютерного образования дает возможность не собирать детей в большие классы, а получать образование с помощью компьютерных технологий естественно под контролем их наставника.

Таким образом, можно давать ученикам высшее образование и получить на выходе знающего воспитанного в категорическом императиве гражданина, то есть коммуниста.
Конечно, это только попытки автора статьи обрисовать некие контуры будущего. Детализация этих контуров - дело очень серьезное, требующее специальных научных разработок, и не может быть изложено в одной статье. Нужно осознавать главное, что без подобной системы коллективного образования и воспитания никогда не создать настоящего советского государства.

Выводы.

1.   Советское государство необходимо построить, в противном случае уничтожение человечества неизбежно.
2.   Советское государство можно будет построить только в том случае, если подавляющее большинство его граждан – коммунисты.
3. Коммунистом нельзя стать, не пройдя через систему коллективистского образования и воспитания с категорическим императивом “общественное благо выше личных интересов”.


Марк Соркин.http://ledokol-ledokol.livejournal.com/18125.html

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #1 : 14/09/13 , 10:31:58 »
Ахмадинежад едет на работу
 

Небольшое дополнение - власть Ахмадинежада была все-таки ограниченной и реально странной управляют аятоллы, по отношению к которым гражданская администрация и армия занимают подчиненное положение.

В остальном же - ничего удивительного нет. Столь досаждавший США и Израилю человек, и до и во время своего президентства был известен аскетичностью в быту и отсутствием тяги к обогащению за государственный счет. Просто напоминаю прошлогодний материал - 9 фактов из жизни Ахмадинежада

1. Американское телевидение FoxNews спросило Иранского президента Махмуда Ахмадинежада: «Когда Вы смотрите утром в зеркало, что Вы себе говорите?» Он ответил: « Я вижу человека в зеркале и говорю ему: «Помни, ты не больше, чем простой слуга».

2. Ахмадинежад, когда впервые вошел в кабинет президента, очень удивил многих тем, что пожертвовал дорогие иранские (персидские) ковры одной из Тегеранских мечетей и заменил их обычными дешевыми коврами.

3. Когда он стал президентом, то подал декларацию о своем имуществе: автомобиль Пежо 504 (модель 1977 г.) и маленький старый дом, унаследованный от отца 40 лет назад в одном из беднейших районов Тегерана.

4. Одной из вещей, поразивших сотрудников администрации, стал портфель, с которым президент день приходит каждый день, и в котором находится его завтрак – несколько бутербродов или хлеб с оливковым маслом и сыр, приготовленные его женой.

5. Часто он помогает дворникам подметать улицы в районах, где он живет и работает.

6. Всегда, когда он останавливается в отеле, он просит не давать ему комнату с большой кроватью, потому, что он не любит спать на кровати, а спит на полу на одном матраце под одеялом.

7. При его руководстве, всегда, когда министра назначают на должность, он должен подписать документ из многих пунктов, в том числе, что он должен оставаться бедным и что его собственные счета и счета его родственников будут проверяться.

8. Он даже не получает президентской зарплаты, объясняя это тем, что все богатство должно принадлежать нации и он защищает это.

9. Он живет на доход от чтения лекций в университете в размере 250 долларов в месяц
http://colonelcassad.livejournal.com/895959.html

В этом плане это яркий пример гражданина на службе обществу, где гражданин действительно служит обществу, а не реализует за его счет какие-то свои цели. Ахмадинежад был именно таким. Отработав с пользой для Ирана свой срок, он вернулся в мир обычных людей, хотя после 8 лет работы на посту президента, осталась солидная тень его политического влияния и авторитета в обществе.

В целом же, по своему моральному авторитету и политическому весу, он был пожалуй самой заметной публичной фигурой в умеренном исламском мире, являя собой политический ислам с человеческим лицом. Это был очень выигрышный образ на фоне не самых симпатичных образов лидеров исламского фундаментализма. В этом отношении, Ахмадинежад больше соответствует западному образу руководителя как наемного менеджера, нежели многие западные же руководители использовавшие доверенную обществом власть для совсем не праведных целей.

А ведь он мог персонально для себя выбить скажем правительственную машину, постоянную охрану, различные привилегии. И вряд ли бы его в этом сильно бы упрекнули. Но как был он аскетом, так и остался. И этот внутренний стержень можно только уважать.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #2 : 08/10/13 , 21:42:16 »

 

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #3 : 17/10/13 , 20:59:08 »
 95 лет декрету о трудовой школе

Вчера исполнилось 95 лет большевистскому декрету о трудовой школе, который определил основы развития того образования, которое по большей части получили и многие из тех, кто читают данный текст.

16 октября 1918 года – Декларация о единой трудовой школе: «Все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, все они имеют право идти по этой лестнице до ее наивысших ступеней».

16 октября 1918 г. были опубликованы декреты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Среди педагогической общественности декреты были известны под названием «Декларация о единой трудовой школе». Они провозгласили новые принципы и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и сформировали единую систему школьного обучения.

Разработка «Основных принципов единой трудовой школы» и «Положения об единой трудовой школе» проходила в течение 1918 г. в Государственной комиссии по просвещению под руководством общественных и партийных деятелей: А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, П. Н. Лепешинского. В августе 1918 г. проект «Положения» был единогласно одобрен I-м Всероссийским съездом по просвещению.

«Декларация о единой трудовой школе» подчёркивала связь школы с политикой, как главный принцип советской педагогики. Особое внимание в ней уделялось вопросам демократизации школы: устанавливалась общедоступность школы всех ступеней; ставилась задача введения всеобщего обязательного начального обучения; школа объявлялась светской. Создавалась единая школа с двумя ступенями: 1-я ступень — 5 лет, 2-я ступень — 4 года; вводилась политехнизация школы.

В построение новых программ предлагалось положить принцип организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности. Содержание и методы учебной работы, провозглашённые «Декларацией», требовали учёта интересов учащихся, их активности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школы с жизнью. В «Декларации» указывалось на большую воспитательную роль детского физического труда, рекомендовался производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе; назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должны были овладеть школьники 1-й ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве. Большое место отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частности, физическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике, рисованию, лепке, пению и музыке. В «Декларации» также провозглашалось уважительное отношение к детям. Учащимся предоставлялись широкие возможности для проявления инициативы, создавались ученические организации с широкими полномочиями.

Основной целью новой школы объявлялось обеспечение всех слоёв населения равным средним и высшим профессиональным образованием, необходимым в условиях ускоренной индустриализации страны. «Вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать своё образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до её наивысших ступеней», — подчёркивалось в «Декларации».

http://vk.com/feed?z=photo-32707876_311133134%2Fwall86648287_37177 - цинк
http://istmat.info/node/31601 - полный текст декрета

PS. Многие из принципов данного декрета действуют и сейчас, даже несмотря на десятилетия десоветизации. Это наглядно показывает, насколько глобальным для нашего общества и народа были последствия большевистских декретов, продолжающих определять многие аспекты жизни России даже спустя почти век.
Разумеется, предпринимаются усилия, чтобы вернуться в РКМП, отсюда и религия в школах, и фрагментация образования, и сознательный курс на создание неравенства в образовании.

Стоит отметить, что если страна таки вернется на путь форсированной индустриализации и ускоренного развития, то положения декрета о связи школы с производством будут неизбежно актуальны и злободневны, ибо в таких вопросах кадры решают все, а подготовить их можно только целенаправленной политикой рассчитанной на долгие годы воспитания ребенка в замкнутой системе.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #4 : 03/11/13 , 19:37:39 »
    Сталин и огороды     

За что ни возьмись в 1930-е годы — получается, что большевики-сталинцы расстарались улучшить и развить. Сборник задач для четвертого класса деревенской школы учит крестьянских детей выращивать овощи, значение которых до коллективизации крестьянами недооценивалось. «Товарищи, заводите домашние огороды с овощами!» - лозунг, имеющий смысл лишь в той деревне, крестьяне которой огородов почти не имеют.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Полностью здесь

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #5 : 24/11/13 , 15:03:03 »
 Научно-техническое образование и кадровые резервы СССР

Отличный документ 1959 года, где в подготовленной для внутреннего пользования НАТО аналитической записке, доктор Мэндерс живописует преимущества советской системы образования в сравнение с западными странами.

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР 1959 г.

В мае 1959 года д-р Ц.Р.С. Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему "Научно техническое образование и кадровые резервы в СССР". С ним мы и предлагаем вам ознакомиться


СОВЕТ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА
ЯЗЫК ОРИГИНАЛА: АНГЛИЙСКИЙ
13 мая 1959 г.

ДОКУМЕНТ НАТО БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО»
AC/ 137-D/ 40

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ НАУКИ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР


Записка Секретаря

Напоминаем членам Комитета, что на заседании 22 и 23 апреля 1959 г. они заслушали доклад доктора Ц.Р.С.Мэндерса на вышеназванную тему. Было принято предложение о публикации текста этого доклада отдельно от протокола заседания. Согласно этому, доктор Мэндерс любезно предоставил текст доклада вместе с соответствующими графиками и таблицами, которые приложены к настоящему документу для рассмотрения и использования Комитетом.

(Подписано) Х.УЭСТ-БЕРХЭМ
Дворец Шайо,
Париж, 16-ый округ.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ В СССР

I. Вступление.
II. Некоторые факторы, способствовавшие быстрому улучшению образования при советском режиме.
III. Ступени образования и изменения.
IV. Профессионально подготовленные кадровые резервы СССР и темпы производства.
V. Сложности и недостатки.
VI. Дисциплины, представляющие интерес для обороны.
VII. Выводы.
VIII. Приложения.

I. ВСТУПЛЕНИЕ

1. Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории.

II. НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВОВАВШИЕ БЫСТРОМУ УЛУЧШЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ СОВЕТСКОМ РЕЖИМЕ

2. Естественным образом, целый ряд факторов способствовал советскому прогрессу последних сорока лет, и те, что упоминаются здесь, представляют лишь малую часть того, что имело значение. Несмотря на то, что настоящий документ был написан в отношении научно-технического образования, большая часть сказанного может быть отнесена к любой другой сфере человеческой мысли. Советская практика во многом отличается от практики западных стран, и данная работа уделяет необходимое внимание этим различиям.

(i) Руководители, получившие научно-техническое образование

С самого начала советские руководители отчетливо понимали, что наука и техника – важнейшие средства достижения военных и экономических целей коммунизма. Научно-технические дисциплины, на которые более сорока лет делался акцент, хорошо представлены в основном образовании действующих советских руководителей. Президент Академии Наук СССР в силу занимаемой должности является членом Президиума, который можно сравнить с кабинетом Премьер-министра Великобритании или кабинетом Председателя Правления Франции. 39 из 67 членов этого органа власти получили научно-техническое образование. К тому же, первый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование. У научно-технологических проектов в СССР больше шансов быть принятыми на высшем административном уровне, нежели в западных странах.

(ii) Централизованный контроль и планирование

Эти факторы предоставляют очевидные преимущества для достижения максимальной эффективности программ профессиональной подготовки. Можно установить единый образовательный стандарт для всей страны, упростить систему обучения и устранить большинство причин, вносящих путаницу в западных странах, где система стала раздробленной. Если планирование и производство согласованы, то отсутствует безработица, а на всех рабочих местах, необходимых государству, оказываются люди с подходящей квалификацией. В централизованной системе, разумеется, существует возможность быть либо блестяще правым, либо катастрофически заблуждаться. Суть советского метода такова: министерства прогнозируют свои потребности в материалах и людских ресурсах на 5 (теперь 7) -летний план в соответствии с общей директивой от партийного руководства. Изложенные министерствами требования, которые каждый год немного изменяются на основании опыта, сопоставляются, и Государственный плановый комитет разрабатывает планы. Части плана, касающиеся научно-технических вопросов, утверждаются Академией Наук.

(iii) Вновь обученные кадры в распоряжении государства

Почти все, кто обучается сверх образовательного минимума, установленного законодательством Советского Союза, получают государственное финансирование. Государство требует, чтобы выпускники высших или средне-специальных учебных заведений отработали три года по распределению после завершения обучения. Из числа молодых людей, не обремененных другими обязательствами, около 750 тысяч получили высшее образование и 1,2 миллиона – средне-специальное образование. Эти кадровые резервы в любой момент могут быть подключены к решению приоритетных задач государства, таких как грандиозные планы развития, преподавание и других. Эти 2 миллиона специалистов не являются низкооплачиваемыми сотрудниками, они получают достойную зарплату и, более того, не обязаны служить в армии.

(iv) «Малые» дисциплины

СССР – большое государство, поэтому оно способно организовать полноценные группы по изучению таких предметов, как создание и устройство гироскопов и паровых котлов. В то же время западные страны могут предложить лишь эпизодические курсы не самого высокого качества по причине малого количества студентов и преподавателей.

(v) Тщательное изучение западных ресурсов

Западные публикации обычно доступны в переводе в основных советских учреждениях не позднее 2 месяцев после оригинальной публикации. Академический Институт научной информации располагает лучшей и самой полной службой реферирования в мире. Если этого требуют обстоятельства, Советы готовы получать информацию путем шпионажа.

(vi) Возвращение в систему образования

На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить еще больше специалистов. Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США 3,5%, в Великобритании 2,5 – 3 %).

(vi) Усиленное изучение основных дисциплин

В последние годы, по крайней мере, во всех учебных программах, предлагаемых в Советском Союзе, делается упор на усиленное изучение основных дисциплин. В каждом из 200 учебных планов технической направленности, действующих в высших учебных заведениях, 10% времени отведено высшей математике и столько же физике. Большое количество обученных кадров и быстрый технологический прогресс достигнуты отнюдь не поверхностными усилиями.

(viii) Подготовка преподавателей – первоочередная задача

С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 года в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования (Приложение 1).

(ix) Эффективная пропаганда

На Западе советскую пропаганду и ложь часто считают синонимами. Пропаганда успешно держит национальные цели в поле зрения советских людей, испытывающих радостное волнение по мере достижения этих целей. В СССР есть должности, которые занимают неохотно, рабочие места, на которых трудятся без особого желания. Пропаганда в учебных заведениях изображает работу на таких должностях и позициях как увлекательное испытание и заставляет молодых людей (iii) c готовностью трудиться на благо своей страны в не самых благоприятных условиях.

III. Ступени советского образования

3. Диаграмма в Приложении 1 представляет положение дел во время последнего 5-летнего плана (от которого отказались), и хотя в начальном и среднем образовании грядут изменения, диаграмма показывает систему, которая будет применяться большую часть времени текущей семилетки.

4. Обучение в учебных заведениях в Советском Союзе начинается с 7 лет. Начальное образование длится 7 лет. К 1960 году последний 5-летний план ставил целью сделать 10-летнюю школу общедоступной. Там, где 10-летнее образование школьное образование доступно, местное законодательство делает его обязательным, в результате чего число выпускников 10-летней школы выросло в течение последнего 5-летнего плана с 440 тысяч до 1,5 миллионов в год. Юноши и девушки обучаются по одинаковой программе в 7- и 10-летней школах. На второй стадии классического образования, то есть в восьмом, девятом и десятом классах 10-летней школы, ученики проводят 42% времени за изучением математики, физики и химии. Выпускники 10-летней школы не так хорошо обучены, как выпускники шестого класса английской гимназии с научным уклоном или юноши и девушки, окончившие вторую научную ступень французского лицея. Значительно более высокий средний уровень в научных дисциплинах достигается, однако, всеми, кто завершил курс 10-летней школы в СССР. Речь идет о гораздо большем числе учеников, чем на Западе (Приложение 3).

5. Другие возможности по окончании 7-летнего обучения проиллюстрированы на диаграмме в Приложении 1. Для выпускников существует возможность трудоустроиться, но число тех, кто это делает, резко сократилось во время последней пятилетки. Школы трудового резерва работают совместно с промышленностью и сельским хозяйством. Специальные средние школы, преимущественно техникумы при соответствующих министерствах, предоставляют специальное образование по двум с лишним тысячам специальностей; курсы имеют ярко выраженную практическую направленность.

6. В последние годы около 40% выпускников 10-летней школы наряду с меньшим процентом выпускников средне-профессиональных учебных заведений продолжают обучаться в высших учебных заведениях (Приложение 2). Ходят слухи об увеличении этого показателя до 70%. Университеты готовят лишь 10% обученных кадров в Советском Союзе, а преподавание в них ведется только по основным дисциплинам. Курс педагогического института длится 4 года, обучение основным дисциплинам в университетах (не включая физику) длится 5 лет. Большинство технических учебных программ (также по физике) рассчитано на 5,5 лет, а программа по медицине – на 6 лет. Студенты всех специальностей, кроме педагогики, на протяжении 6 месяцев работают над дипломным проектом; результаты исследования воплощаются в письменной дипломной работе, которая защищается публично. Примерно 1 из 6 или 7 выпускников высших учебных заведений продолжает образование. Студенты, аспиранты и докторанты должны обладать знанием одного, двух и трех иностранных языков соответственно.

ВНОСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

7. На Меморандуме Хрущева в сентябре 1958 года был намечен переход от 7-летнего начального образования к 8-летнему. За ним будет следовать среднее образование продолжительностью от 3 до 4 лет в одном из пяти типов школ, а именно:
(а) средней школе академической направленности, отличающейся от восьмого, девятого и десятого классов 10-летней школы наличием четырех классов и принимающей примерно 20% окончивших 8-летнюю ступень обучения;
(б) средней школе технической направленности;
(в) специализированной средней школе для нужд театра, балета, изобразительных искусств, военной службы и т.д.;
(г) средней школе с неполной нагрузкой, позволяющей совмещать обучение с работой на фабриках и в сельском хозяйстве;
(д) вечерних школах трудового резерва.
Совершенно очевидно, что изменения в системе не означают снижения стандартов. Более того, учебная база существующих средних школ без труда может быть адаптирована для выполнения новых целей.

IV. КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ И ТЕМПЫ ПРОИЗВОДСТВА

8. Приложение 4 представляет обобщенную картину по этому пункту. Первая таблица демонстрирует сильный уклон в научно-технологическую сферу в СССР. Также можно увидеть, что те, кто получил научно-техническое образование, склонны оставаться в этих областях. Престиж и награды в этих сферах деятельности высоки, особенно для преподавателей.
9. На уровне пост-дипломного образования СССР не испытывает нехватки в профессионалах, способных управлять государственными проектами. В высшем и школьном образовании все указывает на то, что количество профессионально подготовленных выпускников не только без труда останется на прежнем уровне, но может быть увеличено.
10. Приложения 5 и 6 приводят процентные соотношения, последнее также кратко описывает послевоенные достижения. В этой таблице также видна заметная доля женщин в числе обученных кадров СССР.

V. СЛОЖНОСТИ И НЕДОСТАТКИ

11. Советская система образования, на различных уровнях которой обучается около 35 миллионов человек, является гигантской. Одно из ее выдающихся достоинств, вытекающих из централизованного контроля и планирования, – ее относительная простота. Будет интересно выяснить, как Советский Союз успешно справился с проблемами, которые преследуют западные страны.

(i) Учебные помещения

В советских учебных заведениях любого уровня нормой остается обучение в 2 смены, а обучение в 3 смены не является чем-то неслыханным. Обеспеченность учебными классами, лекционными залами и лабораториями, без сомнения, самая сложная проблема, с которой приходится справляться советскому образованию. Недовыполнение программы строительства послужило одним из факторов, способствовавших отказу от плана последней пятилетки. С высокой долей уверенности можно утверждать, что этот фактор ускорил изменения в системе образования на уровне средней школы. Ходят слухи, что все кандидаты на получение высшего образования должны будут отработать два года в производственно-технической сфере перед поступлением. Два года передышки позволят программе строительства наверстать упущенное. Приложение 1 показывает, что нехватка помещений – не новая проблема для СССР.

(ii) Оборудование

Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях.

(iii) Коэффициент учащихся на одного преподавателя

Как упоминалось ранее, в Советском Союзе нет проблемы с преподавателями, в то время как в большинстве западных стран ситуация оставляет желать лучшего.

[прим. statehistory - в этой таблице, видимо, речь идёт о том, сколько учащихся приходится на одного преподавателя]
СССР США Великобритания
Высшие учебные заведения 1 – 12,6 1 – 14,1 1 – 9
Школы 1 – 17,6 1 – 21 (средняя)
1 – 30 (начальн.) 1 – 18,1 (сред. гимназия)
1 – 22,3 (сред. школа)
1 – 30,5 (начальная)

(iv) Военная служба

В силу называвшихся ранее причин в СССР не представляет никакой проблемы.

(v) Соотношение выпускников высших и средне-специальных учебных заведений

Западный опыт указывает на то, что на рабочих местах на одного выпускника высшего учебного заведения приходится три выпускника средне-специальных учебных заведений. В большинстве советских учреждений, которые посетили западные эксперты, эта пропорция, похоже, повсеместно применяется. Коэффициент 3 к 1 не характерен для системы образования, поэтому можно предположить, что где-то в СССР существует нехватка выпускников средне-специальных учебных заведений, которая влечет определенные трудности. То, что эти трудности не очевидны, означает, что в СССР выпускники высших учебных заведений могут быть задействованы в сферах деятельности, которые на западе считаются некоммерческими.

VI. ДИСЦИПЛИНЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРЕС ДЛЯ ОБОРОНЫ

(i) Математика

12. Этот предмет в СССР считается самым престижным. В стране существует первоклассная математическая традиция, а современный уровень математики в Советском Союзе уступает только уровню в Соединенных Штатах. При изучении множества советских научных работ, в особенности по физике, естественным наукам и машиностроению, становится заметным, с каким удовольствием советские ученые делают отступления в область математики. Научные работы в Великобритании часто состоят из двух частей: первая часть излагает теорию, а вторая – подтверждение этой теории, полученное опытным путем. Советские научные работы часто состоят исключительно из теории.

Первоклассные советские математики играют гораздо большую роль, чем их западные коллеги, на инженерных конференциях, которые отличаются достаточно неформальным характером. Подобный научный подход к решению инженерных проблем, возможно, частично объясняет быстрый прогресс в этой области. Советские математики готовы применять математическую теорию в довольно мелкомасштабных опытных исследованиях. Они с удивительной легкостью работают в областях, где западным ученым потребовались бы дополнительные экспериментальные данные. Там, где советский метод оказывается успешным, становится возможным обойтись без промежуточных стадий исследовательской разработки. Без сомнения, недавний советский прогресс в аэродинамике и химическом машиностроении многим обязан советам математиков.

Занятие математикой настоятельно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и национальном уровнях. Особо одаренных учеников выделяют на очень ранней стадии и в последующем способствуют их обучению.

В большинстве стран существует явная вертикальная структура научных дисциплин и вертикальная иерархия среди ученых. Это мешает междисциплинарному обмену научными идеями. В СССР математика является активнодействующим компонентом во взаимном обогащении дисциплин. Достойным упоминания примером служит Лаборатория вибраций Физического института им. Лебедева Академии Наук СССР. Лаборатория является исследовательской организацией; сотрудники этой московской лаборатории, которые работают здесь один или два месяца в году, также трудятся в учреждениях по всему Союзу. Они занимают лидирующие позиции в целом ряде дисциплин: астрономии, радиоастрономии, спектроскопии, акустике, теоретической физике, приборостроении, морской гидрологии, электротехнике и многих других отраслях. Единственное, что их объединяет, - это интерес к волновым движениям. Возможности для обмена научными идеями в Лаборатории вибраций огромны.

В Приложении 8 приводится подробный университетский учебный план по прикладной математике, а в Приложении 7 – по чистой математике. Обозначено количество часов отраслевой практики, а также перспективы автоматизации в пунктах 19 и 20 Приложения 7.

(ii) Физика

Практически по всем вопросам этой дисциплины советские ученые находятся наравне с мировой наукой. Теоретическая физика достигла огромных высот, а в последние пять лет выдающиеся успехи демонстрируют советские исследования в области полупроводников. В Приложении 9 представлен учебный план по физике, включая значительное количество часов, отводимых на высшую математику и отраслевую практику.

(iii) Химия

Состояние этой дисциплины в СССР описывают как довоенное, но не нужно считать это утверждение истинным. Советский Союз отстает в химическом машиностроении, но присутствует ясное понимание данной ситуации и движение в сторону улучшения в этой области. Учебный план по химии в Приложении 10 опять же выделяет большое количество часов занятиям высшей математикой и отраслевой практике.

(iv) Машиностроение

Приложение 11 типичным образом демонстрирует, что большое количество времени выделено для занятий высшей математикой и физикой. Также отведены часы для отраслевой практики. В условиях растущей экономики, потребности который удовлетворяются за счет развития индустриализации, машиностроение входит в число приоритетов Советского Союза. В 1958-59 годах планируется выпустить в 3 раза больше инженеров, чем в Соединенных Штатах. Вполне возможно, что признаки насыщенности специалистами инженерного профиля скоро станут очевидны.

VII. ВЫВОДЫ

На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов. Это может включать, помимо прочего:

(i) отказ от почитаемых, традиционных взглядов в отношении роли женщин;

(ii) выполнение необходимой государству работы теми, чье обучение сверх образовательного минимума, установленного законодательством, было профинансировано за счет бюджетных средств;

(iii) упразднение «свободного рынка» квалифицированных трудовых ресурсов; принятие и, возможно, усиление мер по его государственному регулированию.


14. Что бы ни случилось, любое государство, испытывающее нехватку преподавательского состава, должно решать эту проблему в срочном, внеочередном порядке.

(Подписано) Ц.Р.С.МЭНДЕРС

http://statehistory.ru/4316/Analiticheskaya-zapiska-NATO-ob-obrazovanii-v-SSSR-1959-g-/ - цинк (по ссылке есть оригиналы на английском языке)

PS. Вот так оценивалась та система образования, которая была создана при Сталине и которая так поражала современников в СССР и за его пределами. Отказ от сталинского курса развития естественным образом привел эту систему к торможению, стагнации и краху. Стоит ли удивляться, что на фоне нынешней вопиющей деградации как раз в тех областях, о которых так восторженно в 1959 году пишет Мэндерс, растет популярность Сталина. Нынешние власть предержащие способны лишь слепо копировать западный опыт, который еще 50 лет назад проигрывал по большинству показателей созданной во времена Сталина системе. Естественно, что с прогрессом и развитием возникают серьезные проблемы. И поэтому даже сейчас, те люди, которые успели получить еще советское образование, как отмечается в недрах самой власти, как правило превосходят по квалификации выпускников аналогичных специальностей в пост-советской России. В этом плане, тем кто успел приобщится к советскому образованию, тем повезло, как собственно и стране, которая до сих пор продолжает использовать это наследие Советского Союза, ибо в обозримом будущем подготовить столько кадров высокой квалификации нынешняя система образования будет элементарно не в состоянии.Кадры как известно решают все. Без подготовки соответствующих кадров, невозможны ни форсированное развитие, ни большие скачки, ни сколь нибудь значимые темпы роста НТП. Без подготовленных кадров, даже самовыживание существующей системы находится элементарно под вопросом.

Оффлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 8098
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #6 : 24/11/13 , 22:02:47 »

Оффлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 8098
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #7 : 06/02/14 , 18:56:43 »
http://vk.com/feed?w=wall-33567915_435642
БРАТ ЗА СЕСТРУ.

Появившееся в Петербурге движение "Брат за сестру" за год получило почти всероссийский масштаб. Теперь уже женщины из 25 городов могут рассчитывать на безвозмездную помощь по хозяйству или сопровождение вечером до дома. Стоит только оставить заявку на сайте или позвонить.
Волонтёры защищают девушек и помогают им. Молодые люди встречают и провожают дам по вечерам. «Братья» действуют безвозмездно. Им строго запрещено флиртовать с девушками и принимать приглашения зайти на чай.

Сначала в челябинскую группу «Вконтакте» входило лишь несколько человек, потому что информации о волонтерском движении было мало, да и девушки «братьям» не доверяли.
Активисты решили отправиться в спортивные клубы. Они приходили к борцам на тренировки и рассказывали о своей группе. Всех, кто проявлял желание стать волонтером, приглашали на собеседование. В настоящее время в организации «работает» от 15 до 20 человек. Они получают около 10 заявок в день.
Заявок становится больше. К ребятам из движения «Брат за сестру» обращаются мамы-одиночки и пожилые женщины. Были даже просьбы посидеть с ребенком.
Волонтеры общаются между собой, совместно тренируются. У ребят есть свой тренер по рукопашному бою и самообороне. Они по собственной инициативе патрулируют особо опасные районы города.
В планах активистов открытие горячей телефонной линии. Они готовы помочь создать филиалы своего движения в других городах РФ.

"Завтра буду поздно возвращаться от подруги. Она попросила присмотреть за малышом. Нужно проводить от Восьмой Советской до метро" - так начиналась моя заявка, оставленная в группе в социальной сети. Через два часа пришел ответ от добровольца. Открываю его анкету: Алексей, 40 лет, геолог, много фотографий, никаких странностей. Договариваемся о встрече и обмениваемся номерами телефонов.

- В движении я уже полгода, друг пригласил,- смущенно рассказывает Алексей, пока мы идем к метро. - Но это мое первое задание.

Вместе спускаемся на станцию. В метро спутник рассказывает мне правила безопасности для девушек: видишь странную компанию - перейди на противоположную сторону, ключи от дома готовь заранее, чтобы не копаться в сумке около парадной. Но главное - не ходи одна вечерами. Так в полезной беседе мы подходим к парадной.

- Будет необходимость - звони, - прощается Алексей.

"Встретить, проводить в позднее время, помочь в решении каких-либо вопросов - задачи нашей группы, - говорится на странице "Брат за сестру". - Движение не несет политического и религиозного характера и создано исключительно в связи с актуальностью данной проблемы в обществе".

Здесь же можно получить представление о том, как это работает. "Я одинокая мать двоих детей, у меня проблема с электрикой, и нет денег на мастера. Уже две недели живем без света в ванной (проводка в стене полетела). Если кто может помочь, было бы здорово", - пишет женщина по имени Юкса. Вскоре здесь же появляется сообщение о том, кто подключился к заданию, и через пару дней новая запись: "Ребята, спасибо, теперь все в порядке. Спасибо Дмитрию и Александру!"

- В группу многие вступают, - рассказывает основатель движения Денис Шотиков, - есть молодежь, но большинство активистов - взрослые мужчины. Сейчас нас в Петербурге около 20 человек во всех районах.

Денис ведет работу не только по привлечению волонтеров (с каждым из них он знакомится лично, проверяет документы и убеждается в надежности нового активиста), но и по поиску девушек и женщин, которым необходима помощь. Пока предложение явно превышает спрос.

- В неделю поступает две-три заявки, а летом и того меньше, - вздыхает он. - С таким наплывом я и один смог бы справиться. Люди стали недоверчивыми: забыли, что человек человеку друг, или брат, или сестра.

Каждые выходные активисты движения собираются, чтобы расклеить листовки с объявлениями о безвозмездной помощи и организации общественных патрульных дружин.

- Создание дружин еще одна из наших идей, - говорит Денис. - Главным принципом их работы должно быть человеколюбие. В городе много неспокойных районов, где такая профилактика уличной преступности была бы очень кстати. К слову, к патрулированию мы готовы привлекать и мигрантов из Средней Азии. Разыгрывание националистической карты - опасный путь. Гораздо лучше вспомнить о "братстве народов".

Сейчас активисты волонтерского проекта "Брат за сестру" думают над расширением сферы деятельности и созданием так называемого "Союза общественных движений". В работу уже вовлечены "Охотники за головами" (его участники акцентируют внимание на борьбе с педофилами), "Союз неравнодушных граждан", "Питер. Поиск" и "Петербургские родители".

Ростов-на-Дону
«Наша цель – защитить женщин в тёмное время суток, – говорит координатор движения Андрей Балтушкин. – Сейчас, к сожалению, эта проблема стала актуальной. Поэтому в любой час дня и ночи мы готовы провожать женщин до указанного места».

Услугой может воспользоваться любая женщина. Для этого ей нужно вступить в группу сообщества в интернете и заполнить анкету, в которой следует указать время и место встречи. Затем члены группы находят провожатого, ответственного за нужный район. Услуги спутника совершенно бесплатны. Единственное, что мужчины готовы принять от дам, – обычную благодарность и дружбу в интернете.

Теперь к парням часто обращаются и родители детей, возвращающихся домой по вечерам после кружков и спортивных секций.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #8 : 27/05/14 , 11:43:29 »
Советская цивилизация:
  рассказы и сказки для детей начальной школы


Сергей и Матвей
На цветущий луг пришли два юноши — Сергей и Матвей.
— Какая красота! — прошептал Сергей. — Смотри, на зеленом
ковре будто кто-то выткал розовые, красные, белые, голубые
цветы.
— Действительно, буйная трава, — сказал Матвей. — Сюда
корову пустить — к вечеру будет два ведра молока.
— А пчелы звенят, будто арфа, — шептал Сергей, захвачен-
ный волшебной музыкой.
— И ульи бы сюда вывезти... Меда, меда сколько наносили
бы! — взволнованно говорил Матвей.
— И есть же такие люди, что не видят этой красоты, — шептал
Сергей.
— Пойду корову пригоню. Да и ульи привезу... — сказал Мат-
вей и пошел в село.

--------
Яблоня и забор

Посадил Человек во дворе яблоню. Растет Яблоня год, два. По-
явились на Яблоне первые цветы, завязались первые плоды. А Чело-
век — хозяин Яблони — был злой, жадный. Боялся он, кто-нибудь
из идущих по дороге людей сорвет яблочко. Поставил он высокий
забор. Отгородил Яблоню от дороги.
Прошло еще два года. Еще выше стала Яблоня, протянула ветви
выше забора, наклонилась над дорогой.
Стал строить злой Человек забор выше. Яблоня спрашивает:
— Зачем ты меня отгораживаешь? Ведь люди идут дорогой и ра-
дуются: какая красивая яблоня.
Человек ответил:
— Но ты моя Яблоня.
Яблоня не может понять. Смотрит она на синее небо, на яркое
солнце и спрашивает:
— А солнце чье? А небо чье?
Человек не мог ничего ответить.
----------
Самое красивое и самое уродливое

Мальчику задали в школе написать сочинение «Что ты знаешь о
самом красивом и самом уродливом». Долго думал Мальчик и не мог
сообразить, что в мире самое красивое и что — самое уродливое. Ему
казалось, что самое красивое — цветок сирени. А самой уродливой
казалась лягушка. Подошел к Дедушке, спросил: так ли это? Дедуш-
ка ответил: нет, не так.
— Самое красивое, — сказал Дедушка, — это человеческий
труд. А уродливое то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди,
походи несколько дней по земле, и ты увидишь и то, и другое.
Пошел Мальчик. Идет полем. Видит, пшеничное поле желтеет, ни-
ва — колосок к колоску.
— Вот это и есть самое красивое, — думает Мальчик. — Ведь это
человеческий труд.
Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна де-
вочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила кусок хлеба на землю, по-
бежала к подружкам.
— Это самое уродливое, — решил Мальчик. — Ведь она пускает
на ветер человеческий труд.

------------------
Сергейкин цветок

Сегодня предпоследний день занятий. Четверо мальчиков-третье-
классников пришли в школу рано утром. Сели под высоким дубом и
начали хвастаться подарками родителей.
Петро показал мальчикам ножик. Это был чудесный ножик с мед-
ной колодочкой: на колодочке нарисован конь, а на нем — всадник.
— Хороший ножик, — сказали ребята.
— Это мой ножик, — похвалился еще раз Петро.
Максим показал мальчикам фонарик. Такого фонарика ребята ни-
когда не видели. На белой ручке была вырезана удивительная птица.
— Хороший фонарик, — сказали мальчики.
— Это мой фонарик, — похвастался Максим.
Гриша показал металлического соловейка. Дотронулся до него
губами, и соловейко запел.
— Хороший соловейко, — сказали ребята.
— Это мой соловейко, — похвалился Гриша.
Мальчики ждали: что же в кармане у Сергейки?
Сергейка пригласил их:
— Пошли со мной.
Он повел ребят в заросли кустарника и показал цветок под
кустом акации. Это был прекрасный цветок. На его голубых лепестках
дрожали капли росы, а в каждой капле горело маленькое солнце.
— Какое чудо! — сказали мальчики.
— Но это же не т в о й цветок, — сказал Петро. — Ты же не мо-
жешь взять его с собой...
— А зачем мне брать цветок с собой? — удивился Сергейка.
— Ты не можешь поменять цветок на что-то другое, — добавил
Максим.
— А для чего мне менять цветок на что-то другое? — не понял
Сергейка.
— И я могу сказать: это мой цветок, — вставил Гриша.
— А разве от этого он станет хуже? — спросил Сережа.
----------------
Старая вишня

Недалеко от нашей хаты росла вишня. Старая-старая, уже поло-
вина веток совсем засохла, а на половине еще уродились вкусные
ягоды. Однажды весной зацвела только одна ветка. Отец хотел
срубить вишню, ведь умирает она... Но мать сказала:
— Не надо рубить. Эту вишню посадил еще твой дедушка.
Пусть уродятся ягоды на вот этой ветке...
В последний раз уродились вишни. Собрала мама косточки и
посадила в землю. Выросли из тех косточек молоденькие вишни.
Старая вишня засохла, а молодые уже цветут и плодоносят.
Вот так, как та вишня не умерла, а продлила свой род, так и
народ никогда не умирает. Пока живет народ, живет и Отчизна.
Будем беречь старое и древнее. Будем беречь то, чем дорожили
наши деды и прадеды. Это память народа. Ведь если потеряет
народ память, потеряет и любовь к своей родной Отчизне.
--------------
Чей родственник дедушка?

На краю села жили дедушка и бабушка. В годы Великой Оте-
чественной войны дедушка служил в армии, храбро сражался с фа-
шистами. В хате на стене висел его портрет, вся грудь — в орде-
нах.
Умер дедушка, а через год умерла и бабушка. Приехал из далеко-
го города родственник бабушкин — теперь хата принадлежала ему.
Он продал вещи — мебель, посуду, и саму хату тоже продал.
Пришли в хату новые хозяева — муж, жена и дочка-пионерка.
Хата пустая, только портрет дедушкин на стене висит.
— Портрет я сниму и на чердак заброшу, — стал извиняться
бабушкин родственник.
— Нет, пусть висит, — сказала мама девочки-пионерки. —
Сколько хата будет стоять, столько и портрет будет висеть.
— А разве он вам родственник? — спросил человек, только что
продавший хату.
— Он родственник всех честных людей, — ответила женщина.

--------------
Заболел врач

Это произошло в высоких Карпатских горах. После метели го-
ры покрылись туманом. Три дня шел снег, метелью занесло доро-
ги и тропки. К маленькому горному селу ни дойти, ни доехать, ни са-
молетом долететь.
В селе была больница. Там лежали семь больных. Одна малень-
кая девочка тяжело больна. Ей надо делать операцию.
И вдруг случилось несчастье: тяжело заболел врач. Он не мог
встать, все тело его горело, как в огне.
А в палате стонала девочка.
К дому врача пришло много людей. Они стояли в молчании и скор-
би. Люди ждали: может, врачу станет легче, может, он встанет и сде-
лает больной девочке операцию.
Квартира врача была рядом с палатой, где лежала девочка. На
рассвете, когда к врачу вернулось сознание, он услышал тихий стон.
Это стонала девочка.
Собрав все свои силы, доктор встал. Он надел белый халат. Его
поддерживали под руки медицинские сестры. Он сделал операцию.
Когда операция была закончена, доктор опять потерял созна-
ние. Он лежал в кровати, и некому было ему помочь, ведь другого вра-
ча в селе не было. А туман стоял такой густой, что к горному селу
нельзя ни подъехать, ни подойти, ни прилететь на самолете.
Ночью доктор умер.
А девочка выздоровела.
----------------------
Стук топора

В воскресенье девятилетний Яша возвращался с отцом из со-
седнего села. Они ходили к бабушке. Дорога шла через лес.
Стоял ясный весенний день. Жары еще не было, но солнышко
уже припекало. Под тенистыми деревьями было прохладно. Отец
сказал:
— Отдохнем немного.
Они сели на траву.
Вдруг услышали: где-то недалеко стучит топор.
— Кто-то дерево рубит, — сказал встревоженно отец. — Разве
можно это делать? В этом лесу рубить деревья запрещено. Пойдем,
Яша, быстрее, поймаем вора.
Быстренько встали и пошли туда, откуда доносился стук топо-
ра. Вот уже и людей видно. Возле стройного дубка двое. Один ру-
бит, другой отдыхает.
Яша видел, что отец все больше волнуется.
— Так можно и лес уничтожить, — с возмущением говорил он.
Но, когда отец с сыном подошли к людям так близко, что их
можно было узнать, отец вдруг наклонил голову и сник. Ему стало
как будто стыдно. Он спрятался за кустами и Яшу за собой увел.
— Дядя Николай рубит... — вздохнув, промолвил отец. — Пой-
дем домой, сын.
Тихо, чтобы остаться незамеченными, отец вышел из леса и
сына повел за руку.
Яша не мог понять, почему отцовское возмущение сменилось
неловкостью. Он спросил:
— Папа, это же воры?
Отец молчал.
------------------
Портрет сына

На проходной завода много лет дежурит старый рабочий Иван
Дорофеевич. Он проверяет пропуска.
Рядом с проходной Доска Почета. На ней портреты лучших ра-
бочих. Уже два года на Доске Почета портрет Ивана, молодого
токаря, сына Ивана Дорофеевича. Радуется сердце старика, когда он
смотрит на портрет сына.
Но вот уже несколько дней Иван Дорофеевич, всматри-
ваясь в портрет сына, не радуется, а хмурится. Ему тяжело смотреть
на портрет сына. Он оставил жену с маленьким ребенком и ушел
к другой.
К проходной подошла сынова жена. Увидела Ивана Дорофееви-
ча и, наклонив голову, не поздоровавшись, прошла, показав пропуск.
В ее глазах Иван Дорофеевич увидел страдание.
Он взял маленькую лестницу, поставил к Доске Почета, снял
рамочку с портретом сына, вынул портрет из рамки — разорвал его на клочки.
--------------
Ваня Старший и Ваня Младший

Это было в Белоруссии в мрачные дни войны. Фашисты сожгли
село Ивановку, убили многих ни в чем не повинных стариков, жен-
щин, детей. Убили за то, что они сочувствовали партизанам.
Чудом спаслись от смерти два девятилетних мальчика — два
Вани. Оба они были маленькие и очень похожи друг на друга. Раз-
личить их можно было только по глазам: у одного Вани глаза синие,
а у другого — черные.
Долго сидели мальчики у дымящихся развалин, плакали, а по-
том решили: будем пробиваться через линию фронта к своим, к со-
ветским солдатам. Будем воевать вместе с ними против фашистов.
Отомстим за кровь матерей.
А до линии фронта идти двести километров. Стали думать маль-
чики: кто же из них будет старшим в этом трудном походе? Ведь
без старшего нельзя.
Ваня с черными глазами сказал:
— Я буду Старшим.
Ваня с синими глазами подумал и сказал:
— Хорошо, я буду Младшим.
И вот они вышли в далекий и трудный поход. Шли, взявшись
за руки. А как только угрожала какая-нибудь опасность, Ваня
Старший шел впереди, а Ваня Младший — за ним. Они шли и шли,
не боясь ни зноя, ни холода. Их израненные ноги кровоточили, вос-
паленные глаза болели от ветра, но мальчики стойко переносили
все тяготы и лишения своего похода. На каждом шагу их подсте-
регала смерть, но они презирали смерть, и поэтому она их никак
не могла схватить в свои железные когти.
Они стали мужественными и отважными.
Ваня Старший стал мужественным и отважным. потому, что он
чувствовал: я в ответе за жизнь Вани Младшего. А Ваня Младший
стал мужественным и отважным потому, что чувствовал: за меня
отвечает Ваня Старший.
Человек становится непобедимым, если он чувствует, что отве-
чает за чью-то жизнь. Человек становится также непобедимым,
если он чувствует, что кто-то отвечает за его жизнь. Не страши-
тесь становиться Старшим, не опасайтесь быть и Младшим. Глав-
ное — чтобы  человеком.
-------------------
Оксаны в хате уже не было

Молодая женщина Марина сидела у стола и вышивала. На сто-
ле перед ней лежали нитки, иголки. Среди стола — деньги, рублей
двадцать.
К Марине пришла ее соседка Оксана — тоже молодая женщи-
на. Их хаты стояли рядом, и дети учились в одной школе.
Оксана попросила у соседки нож для резки капусты. Нож был
в погребе. Марина положила на стол шитье и сказала:
— Сейчас пойду в погреб, найду нож.
Она взяла со стола деньги, зажала их в руке и ушла за ножом.
Вернулась через минуту. В левой руке у нее был большой нож,
которым в селе осенью секут капусту, чтобы сложить ее в бочку.
Оксаны в хате уже не было. Марина стояла, потупив глаза.
Тяжелыми, медленными шагами она подошла к столу, села на стул,
облокотилась. Из ее правой сжатой руки на стол выпали деньги.
----------------
Огурцы вокруг колодца

Живет в нашем селе человек по имени Матвей. У него двое ре-
бят, в школу ходят — в первый и в третий класс.
Когда-то, в давние времена, может быть, еще дед Матвеев вы-
копал среди двора колодец. Вода в нем оказалась такой вкусной,
что со всей улицы ходили люди к Матвееву колодцу.
Но вот не понравилось Матвею, что люди к нему во двор захо-
дят, ворота открывают и закрывают, воду несут. Запретить бы во
двор заходить — боится Матвей: будут ругать люди. И он решил
сделать вот что.
Как только сошел снег с земли, Матвей вскопал двор вокруг ко-
лодца и огурцы посадил. Взошли огурцы, зеленые и сочные стебли
раскинулись по земле сплошным ковром. Придет кто из соседей за
водой, посмотрит на зеленые стебли и назад возвращается: неудоб-
но же топтать растения.
Так и перестали люди во двор к Матвею заходить. Тихо, спо-
койно стало во дворе. Но вот дети пришли однажды из школы за-
плаканные.
— Почему вы плакали? Что случилось? — спрашивает мать.
— Над нами товарищи смеются... Говорят...
— Что же они говорят?
— Говорят, что наш отец бесчеловечный.
Мать вздохнула, села у окна и долго смотрела на зеленые огурцы.
----------------
Жестокость

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться.
Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок.
Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он
поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень
глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания ма-
ленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел
плавать. Он умолял отца:
— Папа, спасите щенка... Он же утонет.
Отец ответил:
— Всех не спасешь...
Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо.
Яша заплакал.
Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком — Яковом
Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась.
Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под
вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.
— Кто там? — спросил Яков Иванович.
— Пустите, люди добрые, погреться... Мы путники... Замерза-
ем. Спасите...
— Всех не спасешь, — тихо сказал Яков Иванович, а вслух
произнес:
— Идите себе дальше... У нас тесно...
— Папа, почему вы их не пустили? — спросил Ивась. — Они
ведь погибнут от холода.
— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец.
Ивась заплакал.
-----------------------
Просьба внука

К дедушке Тарасу пришли на колхозный баштан трое внуков — Петя,
Ивась и маленький Тарасик. Долго гостили они у дедушки. Угощал
он внуков и арбузом, и дыней, и медом, и яблоками, и вишневым
соком.
На прощание каждому дал по большому арбузу. Проводил внуков
за курень, к кустарнику, который рос рядом с баштаном. Дедушка
уже подходил к куреню, вдруг слышит: Тарасик, семилетний внук,
возвратился из кустарника и окликает:
— Дедушка Тарас!
Дед спрашивает:
— Что такое, Тарасик? Почему ты возвратился?
— Позвольте нам, дедушка, все же один арбуз украсть...
От неожиданности дедушка растерялся. Уже рот открыл, что-
бы накричать: «Ах, бессовестные, разбойники, ворюги...», но, взглянув на умоля-
ющие глаза Тарасика, на его облупленный от жары нос, что-то
вспомнил и, подавив улыбку, сказал строго:
— Смотрите мне... чтобы не больше одного арбуза... И берите...
то есть крадите, вон с той стороны...
Дед Тарас отвернулся и пошел в курень, улыбаясь и вспоминая свое детство.
Внук Тарасик, подпрыгивая, побежал к кустарнику сообщать товарищам
радостную весть...
-----------------------------
Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, ба-
бушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая
старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки
дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если
же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему
она дрожит? — рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабуш-
ка — ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины
будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть
Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина поду-
мала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеять-
ся будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
— Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится...
— Почему? — удивилась мама.
— У нее рука дрожит... Капает на стол...
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую
скатерть и спрятала в шкаф.
Потом долго сидела думала молча, и сказала:
— У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.
Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание:
будь настоящим человеком.
----------------------------
Остановленная рука

Мама привела пятилетнего Митю в парк. Они долго ходили по
узеньким каменистым дорожкам, а потом сели отдохнуть на лавочке.
Откуда ни возьмись — кошка. Села рядом с Митей и мурлычет,
смотрит на мальчика.
Митя улыбнулся, его рука потянулась к кошке. Но мама отвела
Митину руку в сторону. Она не позволила ему погладить кошку.
Кошка поднялась, подошла к Мите и, прикоснувшись к нему
боком, замурлыкала еще громче.
Митя поднял руку, уже дотронулся до кошки, но мать ударила его
по руке и сказала:
— Не трогай гадость всякую...
У Мити на глазах заблестели слезы.
Через несколько дней мама с Митей снова пришли в парк. В этот
день в парке гуляло много детей. Один маленький мальчик, лет
трех, нечаянно наступил Мите на ногу. Митя сердито взглянул на
мальчика и толкнул его в спину. Мальчик заплакал.
— Ты почему обижаешь мальчика, Митя? — с изумлением спро-
сила мама.
— А что же он на ногу наступает... Гадость всякая...
-------------
Коле стало легче

По дороге в школу шестиклассник Коля встретил на мосту через
пруд бабусю Марину. Он хорошо знал бабусю, жила она рядом с
домом его родителей.
Бабуся несла узелок, завязанный в белый платочек. На мосту
узелок развязался, и на дорогу высыпался лук. Крупные желтые
луковицы раскатились далеко, одна упала с моста в пруд. Бабуся рас-
терялась, она не знала, что делать.
Коле стало смешно. Он громко рассмеялся и убежал. Услышав
смех, бабуся Марина подняла глаза, посмотрела на мальчика
и покачала головой. Оглянувшись, Коля увидел в ее глазах боль
и упрек.
В школе он не мог забыть бабусю. Теперь ему уже не смешно
было. Мальчику казалось, что бабусины глаза с болью и упреком
заглядывают ему в душу.
Что-то будто сжимало сердце Коли. Ему хотелось сразу же пойти
к бабусе и попросить прощения. «Вот сегодня вечером и пойду», —
подумал он.
Но прошел вечер, потом еще один день, потом другой, а он так
и не решался пойти к бабусе попросить прощения. Через несколько
дней мама, возвратившись с работы, сказала:
— Бабуся Марина умерла...
Эта весть ошеломила мальчика. Он почувствовал, будто в груди
перевернулось что-то горячее, и сердце забилось быстро-быстро...
Мальчик заплакал.
— Что с тобой? — спросила мама.
Коля рассказал обо всем, что случилось. Мать вздохнула и
сказала:
— Будут хоронить бабусю — пойди за ее гробом. Когда гроб
опустят в могилу — брось горсть земли и скажи: «Простите, ба-
буся...»
— Но разве она теперь услышит? — прошептал Коля.
— Она не услышит, но солнце  будет светить тебе снова.
--------------------

Четыре ветра и материнское горе

Под Полтавой живет Мария, мать четырех сыновей — Остапа,
Николая, Сергея и Юрия. Все четыре сына ее погибли в битве за
родную Отчизну.
Самый старший Остап — черноусый и черноглазый — сложил
голову на севере, где-то в холодном Белом море.
На год моложе его белокурый и синеглазый Николай полег где-то
на востоке, в боях за Волгу.
Еще на год моложе русый и с глазами будто терн Сергей погиб на
корабле в теплом Черном море, где-то далеко на юге.
А самый маленький, семнадцатилетний Юрасик, тоненький, как
стебель камыша, такой же черноокий, как и Остап, похоронен на
западе, в Карпатских горах.
Выйдет на рассвете из хаты мать Мария и прислушивается, откуда
ветер сегодня.
Если с севера ветер, говорит мать Мария: сегодня мне от Остапа
черноглазого весточка...
Если с востока повеет, говорит мать Мария: сегодня от Николая
синеглазого весточка...
Если с юга ветерок долетает, говорит мать Мария: сегодня от Сер-
гея терноокого весточка.
Если с запада ветер тревожный зашумит в листьях тополя, гово-
рит мать Мария: сегодня мне самый маленький, мой Юрасик, дитятко
мое, шлет привет...
А когда тишина вокруг, когда лист не шелохнется, когда стебель
травы не заколышется — боль сжимает сердце матери Марии. Выйдет
на шлях полтавский мать Мария, взглянет на далекий
горизонт, тихо шепчут ее уста:
— Почему забыли обо мне сыновья мои милые?
И летит над мирами крик сердца матери Марии, и та-
кая огромная сила боли этой материнской, что уже через миг приле-
тает и ласкает седую косу ласковый ветер — то ли с запада, то ли с
юга, то ли с востока, то ли с севера.
--------
Сад героев

В один из теплых дней мы с вожатой Олей повели детей в "Сад Героев". Это памятник славы, созданный ученическим коллективом школы на том месте, где во время фашистской оккупации, поздней осенью 1941 г., разыгралась трагедия, полная героизма и самопожертвования. Вырубив колхозный сад, фашисты создали здесь лагерь для военнопленных. За колючей проволокой, под открытым небом, были обречены на смерть 6 тысяч раненых, голодных, раздетых бойцов и офицеров Советской Армии. Люди были лишены воды, в холодные осенние ночи они собирали иней с мерзлой земли, ели траву. Ежедневно умирали десятки военнопленных. Фашисты ждали, когда погибнут все, чтобы потом подорвать рядом с лагерем склад авиабомб и обвинить советские войска: это они, мол, с самолетов сбросили бомбы убивая своих же людей.
Советские патриоты создали в лагере тайную организацию, готовившую массовый побег. И вот в холодную ночь, когда тысячи людей дрожали под дождем и ветром, в 20 местах к колючей проволоке поползли бойцы и офицеры. Они шли на смерть: легли на проволоку, что бы через их тела вырвались в степь многие их товарищи. Больше 4 тысяч человек нашли в ту ночь приют у колхозников, их не смогли найти ни гестаповцы, ни изменники-полицейские. 400 героев отдали свою жизнь за то, чтобы 4 тысячи обреченных на смерть снова взяли в руки оружие и стали в ряды бойцов за свободу Родины.

-----
Экскурсия в Одессу 1964 год.

После окончания восьмого класса мы с детьми поехали на экскурсию в Одессу. Увидели много хорошего (вообще все поездки по родной стране я считаю прежде всего открытием великой человеческой красоты), но увидели и плохое.

Рядом с прекрасными санаториями и домами отдыха вились узенькие улочки: за высокими, трехметровыми каменными заборами созревали янтарные гроздья винограда, персики и яблоки, а на широких стенках этих заборов, похожих на средневековые крепости, мы увидели острые осколки разбитых бутылок, металлические ежи — все это навечно залито цементным раствором (что бы не лазили дети). Потрясенные, мы стояли перед этими мещанскими крепостями и читали таблички с поэтическими названиями улиц и переулков: Гвоздичная улица, Клубничный переулок, даже... Педагогическая улица.

Как быть? Пожать плечами и отвернуться, пойти к морю, любоваться прибоем? Нет, невозможно примириться. Поехали в городской Совет, там к гневным словам прислушались, пообещали поговорить с людьми, которые за табличками с такими милыми, поэтическими названиями улиц устроили свои мещанские бастионы....

Из сборника былей и сказок для младших школьников В.А. Сухомлинского

Оффлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 8098
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #9 : 31/05/14 , 18:49:13 »
*
Воспитывайся ПРАВИЛЬНО!

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #10 : 18/07/14 , 16:22:03 »

Оффлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 8098
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #11 : 24/08/14 , 22:53:42 »

Оффлайн Ashar1

  • Политсовет
  • *****
  • Сообщений: 8098
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #12 : 24/08/14 , 22:55:59 »

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #13 : 26/08/14 , 11:39:01 »

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Воспитание нового человека.
« Ответ #14 : 28/01/15 , 22:14:09 »




Какой должна быть школьная пропаганда

Недавно заходил в школу и увидел интересные выставленные в холле плакаты. Спросил у учителя об источнике сей просветительской деятельности, сказала что какая-то организация старается, выставляет по школам. Текст к сожалению не разобрать, фотал на костыль, но смысл думаю понятен. 
Школьная пропаганда


Школьная пропаганда

Школьная пропаганда
Ну, что сказать. В этой школе растят настоящих патриотов России. Побольше бы таких школ.

Если представители проводящей такие выставки организации меня читают, или кто-то из читателей знает их - передайте, готов всеми силами информационно поддерживать и, думаю, не только я один. А если планируется выставка в школах Екатеринбурга (хорошо бы в родных №43 или №125), обязательно приду лично.

Молодежь - топливо революции, и заниматься идеологией - необходимо. Не занимаемся мы - займутся США.



______________________--------------------------------------_____________________________