Автор Тема: Гуттериты - осколок христиан-коммунистов  (Прочитано 4840 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vuntean

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 7123

ГУТТЕРИТЫ (нем. Hutterer) — течение в анабаптизме, которое возникло в XVI веке, названо по имени одного из первых лидеров — Якоба Гуттера. Отличительной их чертой является общность имущества. В 1528 группа анабаптистов-пацифистов была вынуждена покинуть Никольсбург (ныне Микулов, Чехия) и скрываться в окрестных лесах. Их принципом была общность имущества. В 1529 Якоб Гуттер привел в Моравию из Тироля небольшую группу последователей. Они поселились возле Аустерлица (ныне Славков-у-Брна, Чехия). В 1533-35 анабаптисты-пацифисты Моравии разделились на 3 группы:
гуттериты — последователи Гуттера, которые были согласны с обобществлением имущества;
филипписты (по имени Филиппа Пленера), которые покинули Моравию в 1535 г. и вернулись в Южную Германию;
габриелиты (по имени Габриеля Ашерхама), которые покинули Моравию и вернулись в Силезию, родину Ашерхама. Но в 1542-45 ольшинство габриелитов вернулись в Моравию и присоединились к гуттеритам.
В 1535 многие гуттериты были арестованы и казнены, 25 февраля 1536 Гуттер был сожжён на костре в Инсбруке. После его смерти общину возглавил Г.Амон (1536-42), избранный епископом (Vorstether). Он начал посылать миссионеров (Sendboten) в Австрию, Германию и Швейцарию, но большинство из них были арестованы и казнены. Один из миссионеров, сапожник П. Ридеман, в тюрьме написал «Исповедание веры» (Rechenschaft, 1540), которое гуттериты используют и ныне, так же как и написанные Ридеманом гимны.
Несмотря на гонения, в Моравии гуттериты чувствовали себя в безопасности и их число быстро росло за счет анабаптистов, бежавших в Моравию из других стран. Предполагается, что к 1621 г. в Моравии и Словакии существовало около 102 общин гуттеритов численностью около 30 тыс. чел.
Но во время Тридцатилетней войны католическая армия разрушила 12 и разграбила 17 колоний гуттеритов, а в 1622 г. кардинал Франц фон Дитрихштейн изгнал всех гуттеритов из Моравии. Часть из них переселилась в Словакию.
В 1621 г. князь Габор Бетлен пригласил гуттеритов в Трансильванию, пообещав им землю и свободу вероисповедания. Однако гуттериты не поверили ему и отказались переселяться. Тогда Бетлен похитил 85 человек и поселил их в Альвинце (ныне Винцу-де-Жос, Румыния), затем в течение 2 лет к ним присоединилось около 900 чел. В 1690 г. эти гуттериты отошли от практики обобществления собственности, однако еще 60 лет они продолжали называть себя гуттеритами и практиковали гуттеритское богослужение.



Миграции гуттеритов в Европе в 1526—1874 годах


В XVIII веке при императрице Марии Терезии преследования гуттеритов возобновились. В пятидесятых и шестидесятых годах XVIII века гуттериты Словакии номинально стали католиками, но они тайно собирались и совершали свое прежнее богослужение. К концу восемнадцатого века их сопротивление было окончательно сломлено. Крестьяне прозвали их хабанерами, их потомки продолжали жить в словацких колониях, но к середине XX века они ассимилировались со словаками.
В 1767 г. 67 гуттеритов под руководством Йозефа Кухры и Иоганна Шталя переселились в Валахию, а затем во время русско-турецкой войны в 1771 г. 60 из них переселились на Украину на земли П. А. Румянцева, который выделил им овец и сельскохозяйственный инвентарь. Эта община получила название «Вишенка» (по названию имения Румянцева, ныне село Вишенки Коропского района Черниговской области). В 1771—1791 годах эта община постоянно пополнялась выходцами из Центральной Европы, среди которых были и меннониты.
После смерти Румянцева в 1796 г. его сыновья попытались сделать гуттеритов своими крепостными, но Павел I переселил гуттеритов на государственные земли. В 1802 г. 44 семьи гуттеритов переехали в Радичев, где основали новую колонию. В 1859 г. благодаря усилиям проповедника Якоба Хоффера, у российских гуттеритов была восстановлена утраченная ими общность имущества. В 1873 г. меннониты и гуттериты, узнав о подготовке в России закона о всеобщей воинской повинности, послали своих представителей в США, чтобы подготовить переселение туда. Но по закону меннониты (а гуттериты рассматривались как их часть) получили возможность альтернативной службы в пожарных частях, лесных хозяйствах и т. п. В результате в США выехали только 18 тыс. меннонитов из 45 тыс., но гуттериты эмигрировали все. Гуттериты поселились в Дакоте, часть из них затем перебралась в Монтану. Их общины успешно развивались вплоть до начала Первой мировой войны, когда у гуттеритов возник конфликт с американскими властями из-за их отказа от призыва в армию. Поэтому многие гуттериты переселились в Канаду (в провинции Манитоба и Альберта). Во время Второй мировой войны гуттеритам разрешили проходить альтернативную гражданскую службу. К 1980 общая численность гуттеритов в Канаде достигала 24 326 чел., в настоящее время всего в Канаде и США в 460 общинах живут примерно 45 тыс. гуттеритов. Они исторически делятся на четыре направления: Schmiedeleut («люди кузнеца», то есть последователи лидера XIX века кузнеца Михаэля Вальднера), Dariusleut (последователи Дариуса Вальднера), Lehrerleut (назвавшиеся так, потому, что их старейшина был учителем (Lehrer)) и Prairieleut (группа, которая до приезда в США не практиковала общность имущества и поселилась отдельно в прериях Дакоты). Средний размер одной общины — 80 человек (14 семей). Они занимаются сельским хозяйством, но также имеются и мастерские, оснащенные современным оборудованием, которые как обслуживают саму общину, так и выполняют внешние заказы (в отличие от амишей, гуттериты не отвергают современные технологии). Все доходы от бизнеса тратятся на общие нужды общины. Гуттериты не имеют личных банковских счетов. Каждая семья живет в отдельном доме, но питаются все вместе в общей столовой общины. Детские сады и школы у каждой общины свои. Наиболее важный момент в жизни любого гуттерита — крещение, которое они принимают в 20-30 лет, после чего мужчина получает у старейшин общины разрешение на брак. Женатые мужчины носят бороды. Женщина любого возраста и положения обязана носить платок на голове. Разводы запрещены, но вдовы и вдовцы иногда заключают повторные браки. У гуттеритов очень высокая рождаемость. Гуттериты считают, что фотографирование человека нарушает первую из 10 заповедей: не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на небе и на земле. Гуттериты канадской провинции Альберта пытались отстоять право не фотографироваться при получении водительского удостоверения. До 2003 это им позволяли. Однако в 2009 Верховный суд Канады не признал за ними такое право. Гуттериты говорят на английском, но сохранили и свой немецкий диалект (хуттерский язык), в который вошли славянские и английские заимстования.