Автор Тема: Культура в СССР  (Прочитано 4027 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Культура в СССР
« : 07/11/13 , 14:38:25 »
    Культура в СССР.      2. height=100

  • Интересным представляется тот факт, что среди терминов, активно используемых большевистским агитпропом, а впоследствии – социалистической прессой и публицистикой, существительное «культура» занимало одну из ведущих позиций. Не спорю, что слова «коммунизм», «будущее» или, скажем, «подвиг» использовались много чаще. Однако же борьба за воспитание, пестование нового человека была едва ли не самой главной задачей Советской Власти. Вспомним изначальный смысл. Итак, словари утверждают, что латинское слово ‘cultura’ происходит - есть возделывание, обработка. У древнеримских товарищей сие относилось исключительно к сельскому хозяйству.

    Итак, культура – это не просто интеллектуальное и нравственное  развитие, как мы привыкли полагать, это – возделывание, выращивание лучших образцов. Теперь вспомним послереволюционную ситуацию. Большая часть населения – безграмотна или же малограмотна. Бескультурна. Разумеется, мне могут возразить - в Российской Империи процветали науки, искусства и передовая техника; дворянки писали стихи и музицировали; образованные купцы скупали картины импрессионистов, а сознательная интеллигенция боролась за народное счастье. И железные дороги с развитой телеграфной сетью тоже наличествовали. Автомобилизм развивался. Воздухоплавание не отставало. Но. А что же, собственно, народ?


    Пушкин благословляет Сталина?

    Но вот, по итогам на начало 1920-х годов, мечты о грядущих Городах Солнца с домами-коммунами и с прочими садами на Марсе разбивались о суровую прозу бытия – строитель коммунизма, гегемон революции попросту не умел читать, а если и умел, то - скверно.  Или не то, что нужно. Точнее - всю ту же бульварщину, которая, видимо, никогда себя не изживёт. Увы. Таким образом, образование, воспитание, а точнее – культивирование, привитие культуры оказывалось наиважнейшей задачей. Без этого – никуда. Теперь вспоминаем советские неологизмы, появившиеся в первые послереволюционные годы. Однако же начну не с чтения, а с велосипеда (так вот распределяются мои симпатии, что уж). Знакомый с детства термин «физкультура» - физическая культура, как известно, связанная не только и не столько с телесным, физиологическим  аспектом. Смысл советской физкультуры – взращивание гармонично развитой личности.
    «В здоровом теле – здоровый дух!» - этот лозунг украшал все спортзалы и стадионы. «Чтобы тело и душа были молоды!» - так пелось в знаменитой песне. Этот подход оказывался близок к античному понятию калокагатия, что означает сочетание физических и нравственных совершенств. Именно поэтому в СССР так любили знаменитую чеховскую фразу «В человеке всё должно быть прекрасно…». И тело, и душа, и мысли. И даже одежда. Так вот, наша физкультура предполагала массовость и потому – обязательность. Спорт – это уже для одарённых силой и ловкостью, а вот нормы ГТО, как один из важнейших аспектов физической культуры предполагали тотальное участие. Опять же, «норма» ГТО, есть непременная величина, ниже которой падать никак не возможно. Культура даёт понятие именно нормы и отвергает, отбрасывает деградацию.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках

    Идём далее. В 1920-х годах возникло понятие «культура быта» - на эту тему писались многочисленные статьи, выпускались брошюры, проводились лекции, иной раз перераставшие в горячие диспуты. Итак, новому человеку – новый быт, то есть культурный быт. Правила социалистического общежития, чистота помещений и одежды, уважение к соседям – всему этому приходилось учить. В прессе тех лет частенько появлялись публикации, в которых сравнивался ужасающий и, по сути, убивающий быт дореволюционного пролетария и противопоставленная ему солнечная современность. Авторы статей прямо говорили: вот - фотография замызганных работяг 1913 года, а вот – дом-коммуна и фабрика-кухня 1929 года! «Там – грязь и насекомые, пьянство и безысходность. Тут – наполненные светом эркеры и стерильность нижнего белья».

    Разумеется, реальная жизнь тех домов-коммун часто бывала далека от совершества и обучение «политесу» давалось большим с трудом, но ничто не делается сразу, наскоком, особенно в деле выращивания лучших образцов.  Итак, следующий термин - дом культуры (или даже - дворец культуры). Считалось, что сознательный пролетарий после работы идёт не по пивным да по танцулькам, а в свой рабочий клуб, где он сможет поиграть в шахматы, послушать музыкантов, принять участие в полит-диспуте или просто почитать книжку. Советские дома культуры должны были стать центрами гармоничного развития и всемерного просвещения – культпросвета. Культура – это свет.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках

    Ну и, наконец, одно из самых интересных и дискуссионных понятий того времени – пресловутый пролеткульт. Принято считать, что пролетарской культурой именовалась принципиально новая система ценностей, отрицающая прошлые достижения цивилизации, как буржуазные, отжившие и потому – бесполезные, даже вредные. Недаром многие функционеры послереволюционного десятилетия кричали, что «мазню» всяких Тицианов и Суриковых надо снести на свалку, Пушкиных с Диккенсами – туда же, а вместо придуманных пьесок играть на сцене злободневные политические скетчи. Тому пример - интервью со знаменитым архитектором Иваном Леонидовым, полагавшим, что по радио нужно слушать… не музыку, а жизнь, да и кинематограф должен стать исключительно не игровым. (Журнал «Современная архитектура», 1929, №3).

    Так, гений конструктивизма утверждал: «Отрицаю положительное значение театра, как изжившего свою культурную роль, благодаря примитивности своих методов и своей техники». К пению он относился не менее сурово: петь можно, но сие никак не повышает культурный уровень трудящихся. Вообще же, «…я думаю, что нужно организовать времяпрепровождение в клубе так, чтобы непрерывно поднимать общую культурность, переключить силы с пения на более культурно-полезное занятие...» Как видим, Леонидов был крайне радикален в своих воззрениях. Если же с карандашом в руках проанализировать текст этого интервью, то первое, что бросается в глаза – это постоянное, даже навязчивое упоминание слов «культура», «культурный» и «культурность».


    Посмотреть на Яндекс.Фотках

    В этой связи вспоминаются решительные деятели из театра «Синяя блуза» с их песенкой-речёвкой: «Мы синеблузники, мы профсоюзники — нам всё известно обо всём, / И вдоль по миру свою сатиру, как факел огненный, несём!» Считалось, что новая пролетарская культура – это творчество масс, направленное на массовое же потребление. Потому – простота, доступность и балаганная яркость. Главное – воспитать политически грамотного коллективиста. Но это лишь одна сторона проблемы, ибо всё было гораздо сложнее и главное – интереснее. Итак, берём с полочки брошюру «Культура и быт» 1924 года и читаем статью Сергея Третьякова «К уточнению терминологии». «Но и людям, стоящим, казалось бы, на материалистической точке зрения, не чужды представления о культуре, как о каком-то музее.

    Для этих людей культура предшествующей нам эпохи есть некая многоуважаемая куча, в которую свалены и Шекспир, и Уатт, и Лейбниц, и Бетховен, и Пастер, и Лютер, и Рафаэль, и небоскрёбы, и дифференциальное исчисление, и пользование вилкой и носовым платком. Для них культура — либо музей, либо рынок, где всякий вновь пришедший может купить для любого употребления, начиная с гуталина и кончая идеей бессмертия».
    Итак, далее автор предлагает обследовать «многоуважаемую кучу» с благородной целью, имеющей название «культурничество». Что же это такое? Это – «…процесс сортировки и усвоения пролетариатом материалов и приёмов, изобретённых классами-предшественниками, но получающих новое классовое назначение в руках пролетариата».


    Посмотреть на Яндекс.Фотках

    Собственно говоря, в Советском Союзе победила именно эта концепция культурничества – привитие победившему классу утончённых вкусов и лучших навыков побеждённых, уничтоженных сословий. Не отрицание, но тщательная фильтрация. Так, Пушкин из бытописателя праздных денди, барышень-крестьянок и легконогих нимф превратился в яростного борца с самодержавием, а, говоря о придворном композиторе Людовика XIV - о Жане-Батисте Люлли, всегда подчёркивалось, что он – родом из флорентийских крестьян. Любая статья о Карло Гольдони или, скажем, о Бомарше, должна была содержать фразу, гласящую, что автор многократно обращался к сюжетам из площадного балаганного театра, да и вообще, был близок народу, за что страдал от всяческих герцогов.

    Разумеется, сейчас это выглядит смешно – томик сонетов Шекспира и тот всегда предварялся цитатой Владимира Ильича Ленина или же - Карла Маркса. Но при этом людям активно внедрялось в сознание, что Шекспир – это хорошо. Это норма, это культура, вы обязаны знать сонеты и пьесы. Вы – культурные наследники цивилизации, поэтому надо непременно сколотить самодеятельную труппу при шарикоподшипниковом заводе и представлять там «Гамлета». А не замахнуться ли нам, товарищи, на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира? Ещё немаловажный момент – привитие культуры жителям бывших «национальных окраин». Не секрет, что до революции «тунгус и друг степей калмык», воспетые всё тем же Пушкиным, были крайне далеки от цивилизации.


    Посмотреть на Яндекс.Фотках

    Кроме того, культурой именовалось умение со вкусом одеваться, но при этом – не крикливо, а именно достойно. Так различные издания (к примеру «Эстетика поведения», 1963 или «Одевайтесь со вкусом», 1960) писали, что «Культурный человек никогда не станет подражать так называемым «стилягам». Никогда не производят хорошего впечатления «сверхмодные» костюмы. К сожалению, встречаются ещё люди, которые теряют чувство меры и считают, что красота заключается в вычурной причёске, вызывающе сшитом платье. У таких людей попросту дурной вкус». Или, к примеру, вот: «Стремление обратить на себя внимание крикливой, безвкусной одеждой, причёской, вызывающей, бескультурной манерой держаться делают их чужими в нашем социалистическом обществе».

    Интересна и формулировка из дамского «Домоводства» за 1958 год: «Культурная женщина никогда не наденет купленное в магазине бельё, пока его не выстирает или не отгладит горячим утюгом, …не станет купаться в грязном бассейне, пруду и т.д.» То есть в данном случае, культурная – это ещё и чистоплотная. Разговор о культуре был бы неполон без упоминаний о Юрии Лотмане. Помните? «Культура - вещь очень хорошая, конечно, но она нас всех и стесняет: не делай того, не делай этого, это стыдно делать». Культура немыслима без запрета, без табу, без понятий хорошо – плохо, прилично – дурно. Да и вообще без самой важной для человечества дилеммы «можно / нельзя». Как только это уходит - испаряется и культура.

Оффлайн MALIK54

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 15139
Re: Культура в СССР
« Ответ #1 : 28/04/14 , 11:27:50 »
    Исскуство и жизнь.

 
"Сталин: Говоря о дальнейшем развитии советской литературы и искусства, нельзя не учитывать, что они развиваются в условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства. Перед иностранной агентурой в нашей стране поставлена задача проникать в советские органы, ведающие делами культуры, захватывать в свои руки редакции газет и журналов, оказывать решающее воздействие на репертуарную политику театра и кино, на издание художественной литературы. Всячески препятствовать выходу в свет революционных произведений, воспитывающих патриотизм и поднимающих советский народ на коммунистическое строительство, поддерживать и продвигать в свет произведения, в которых проповедуется неверие в победу коммунистического строительства, пропагандируется и восхваляется капиталистический способ производства и буржуазный образ жизни.
В то же время перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения.
Один ретивый американский сенатор сказал: "Если бы нам удалось показать в большевистской России наши кинофильмы ужасов, мы бы наверняка сорвали им коммунистическое строительство". Недаром Лев Толстой говорил, что литература и искусство - самые сильные формы внушения.
Надо серьезно подумать, кто и что у нас сегодня внушает при помощи литературы и искусства, положить конец идеологическим диверсиям в этой области, до конца пора, по-моему, понять и усвоить, что культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся - государства диктатуры пролетариата.
Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то "свободных", независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны. Да таких людей и не существует, не может существовать.
Те же, кто не может или не хочет в силу пережитков, традиций старой контрреволюционной буржуазной интеллигенции, в силу неприятия и даже враждебности по отношению к власти рабочего класса преданно служить советскому народу, получат разрешение на выезд на постоянное место жительство за границу. Пусть они там воочию убедятся, что означают на деле утверждения о пресловутой буржуазной "свободе творчества" в обществе, где все продается и покупается, а представители творческой интеллигенции полностью в своем творчестве зависят от денежного мешка финансовых магнатов."
Тогда Сталин упирал на то, что такая информационная политика Запада вызвана классовой борьбой с социалистическим государством. С тех пор социалистического государства не стало, а информационная политика Запада не изменилась. Выяснилось, что она ведётся с геополитическими, а не классовыми целями. Выяснилось также, что все те, кто числился борцом с коммунизмом за свободу русского и прочих народов, были просто замаскированными русофобами.Ещё один аспект информационного поля: Кроме иностранной пропаганды на российскую аудиторию, существует и внутренний аспект.
Сейчас в экономике остро встал вопрос с рабочими кадрами. Рабочие высоких разрядов получают на хороших местах много больше офисного планктона. Но не их найти. Заводы заказы не берут. Делать некому. Кадры наши так называемые промышленники не готовят, а только друг у друга переманивают. Отсюда и цены на рабсилу. Большинству офисных работников такие зарплаты только снятся. Сейчас в РФ нет более НЕ востребованных профессий чем юрист и экономист. А посмотрите на конкурсы в вузах! А куда все мамашки своих недорослей за взятки пихают?
 
   Работники центров трудоустройств за голову хватаются: предприятия дают заявки на инженеров, технологов, фрезеровщиков и сварщиков, а толпами прут экономисты и юристы. И отказываются переучиваться. Ждут вакансий. И чем только живут в период затянувшегося ожидания? Ну, чем живёт молодая женщина, нетрудно догадаться. А вот чем живут не очень молодые мужчины? Видимо, пивом торгуют...
В их глазах это более достойное занятие, чем стоять у станка.
Всё от того, что во всех сериалах главные герои - красавцы-блондины атлетического сложения лет 35и. Живущие насыщенной сексуальными приключениями жизнью. Естественно, все они банкиры. (Или, на худой конец, юристы.) Как тут устоять? А если работаешь не в банке - значит быдло. (Если при этом не юрист, конечно.)
А кто у нас в России контролирует СМИ? А папа у них кто?

Тут нужен ещё и ПиАр соответствующих профессий. Для правильного функционирования экономики. (Про здоровый образ жизни пока промолчу.)
Путин, будучи ещё во второй раз президентом, тоже озаботился этой проблемой. Сказал, что будут выделять деньги на создание соответствующих произведений искусства, создающих нужный настрой в обществе.
И где эти произведения?
Не сработает это. Нет, соответствующие сериалы, конечно, создадут. Надо же бабло попилить. Но пропагандистского эффекта не будет. Потому что бабло будут пилить детки корифеев культуры с комплексом звёздности, воспитанным с детства многочисленными няньками и гувернантками. К тому же в большинстве своём педерастов. Что они могут рассказать интересного о простом народе, жизнь которого они наблюдали только из окошка своих домов и квартир под присмотром няни, и который они все совершенно искренне считают тупым быдлом? (Вопрос риторический. Можно не отвечать).
В Италии после войны в результате всеобщего обнищания и послевоенной разрухи много интеллектуалов оказалось среди таких же неимущих представителей народа. Поднабрались там знания жизни и фактуры. И вот результат: появилась целое направление в искусстве под названием "неореализм" И целая плеяда великих режиссёров. В их фильмах, кстати, очень интересных для зрителя того времени (и не только), представители народа не были ни быдлом, ни дураками, и не картонными схематическими персонажами. А очень интересными живыми людьми.
В следующем поколении деятелей искусства всё это было утрачено. Реализм совсем исчез ввиду полного незнания реальности более поздними "творцами". И приходится завлекать зрителя сталлонями, терминаторами и прочими картонными куклами.
Сталин тоже понимал суть проблемы. Но он решал этот вопрос не по путински. Он создал систему отбора талантов из народа. Для внедрения их в мир искусства на приоритетных началах. Среди них тоже было полно бездарных коньюнктурщиков, но на сотню попадалось парочка настоящих талантов, со знанием настоящей жизни настоящих людей. И появилось много пролетарских писателей, а в последствии много лейтенантской прозы, много солдатской прозы. Всё это было интересно современникам и хорошо читалось. Читатель узнавал в произведениях себя и получал ответы на свои жизненные вопросы. Отсюда и знаменитые тиражи советской литературы тех лет.
И пока наши власти не создадут подобную систему, кидать бабло на культуру будет пустой тратой денег. Всё расхватают мощные околокультурные кланы, которые никогда не допустят до СМИ и денег никого постороннего. Кстати, ныне покойный пианист Петров, как то в интервью сказал, что и в РФ, и на западе, всё театральное, эстрадное и исполнительское искусство поделено между мощными кланами, основой которых являются гомосексуальные связи между собой. Петров знает, о чём говорит.
А которые не педерасты в искусстве, тем одна дорога: Пугачиху всесторонне облизывать. Чтобы их не опедерастили в процессе карьеры. Как сказал певец Юлиан, причём прямо в телевизор, когда его спросили, почему он пошёл в фавориты к Бабкиной: «А какой у меня выбор? Или к Бабкиной в любовники, или у продюсера отсасывать».
Такие вот у нас властители умов…
Конечно, сегодня надо делать поправку на время и упирать надо не на литературу, а на телевидение и создание телесериалов.
Но без радикальной замены нашей гниющей "культурной" элиты на здоровую, о моральном оздоровлении общества (и о решении демографической проблемы) можно забыть.