http://bolshoyforum.com/forum/index.php?page=1228Пришлось вот как-то прочитать две полярные статьи на одну и ту же тему:
РД-180. Неуловимый Джо или «
Скрипач не нужен» Андрея Шипилова
и
РД-180. О ракетных потоках лжи – реакция на неё Романа Скоморохова на
Дело, собственно, не в самих статьях или их авторах, а в том, что в них предоставлены гуляющие по Интернету и СМИ две крайние точки зрения на проблему поставок РД-180 из России в США. Забегая вперёд, скажу, что, как на мой взгляд, правы/неправы оба автора и истина, как водится, лежит где-то посередине. Впрочем, всякий прочий может эти статьи прочитать и сделать свой собственный вывод.
Тут пойдёт же речь о том, о чём авторы умолчали, либо недоговорили.
Итак,
РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.
В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics.
Приведённая цитата из Вики несколько от лукавого.
Вот что сам
Энергомаш говорит:
В начале 1996 г. проект двигателя РД-180 НПО Энергомаш был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для модернизированной РН "Атлас" американской компании Локхид Мартин.
…Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка – на малом количестве материальной части. Подписав контракт на разработку двигателя летом 1996 г., уже в ноябре 1996 г. было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997 г. – огневое испытание штатного двигателя.
[1] Другими словами, Энергомаш тендер выиграл в те времена суровые. Только вот Энергомаш не говорит, что это за конкурс был и с кем он соревновался. Неужто-то в те времена, как и в нынешние впрочем, у Энергомаша соперники были? И был ли тот конкурс вообще? Нет, конкурса не было – было нечто совсем противоположное конкурсу. И РД-180 был разработан НПО Энергомаш в результате совместной программы с Пратт енд Уитни, головным «конкурентом» в «конкурсе». Американе этого не скрывают и даже этим гордятся.
Designed and developed by NPO Energomash under joint program with P&WR.
[2] Обращает на себя внимание скорость этого
designed and developed – ни один двигатель в мире с такой скоростью не создавался.
Подписав контракт на разработку двигателя 5 июня 1996 г., уже 15 ноября 1996 г. было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997 г. – огневое испытание штатного двигателя.
[3] Т.е., Энергомашу всего 5 месяцев, 1 неделю и 3 дня понадобилось на распиливание советского РД-170/171 пополам. А ещё через такое же время –
огневое испытание штатовского двигателя. Кто и сколько распилил при этом денег народа США (и пилит до сих пор) – молчат, естественно, обе стороны. Ибо, ясен день, весь этот
designed and developed свёлся к конструктору Лего, т.е. банальной перекомпоновке россиянами уже
designed and developed одного советского изделия в половину американского. Притом при всём, что к технике этот фокус не имеет ни малейшего отношения.
Посмотрите на приведённую ниже схему продажи RD-180. Двигло это не Россия Америке продаёт, и не
Энергомаш фирме
Pratt & Whitney или компании ULA, а торгует ими некая прокладка
RDAMROSS, U.S. company est. 1997. Со всеми там лицензиями, правами, техдокументацией, технологиями и прочим.
И в этой прокладке
Pratt & Whitney Rocketdyne и NPO Energomash имеют
fifty-fifty. Несмотря на то, что НПО
Developer/designer of RD-180 using RD-170 heritage и Produces RD-180 engines for Atlas launch vehicles, а
P&WR когда-то turbopump разработала и изготовила
for SSME, т.е. для… Шатла (каким он тут боком?). Однако есть в табличке
P&WR и то, что к РД имеет отношение, но не с области
designed and developed – это бабки нашлись (
Funding source for RD-180 development).
Но прикол не в этом – это «нормально» для нормальных пацанов. А прикол в том, об чём нормальные пацаны тереть базар не любят и попросту держат публику за лохов.
Так, например, уже не одну пятилетку гуляет басня о том, что за прошедшие двадцать лет «передовые» американские технологии так и не сумели освоить «старые», сорокалетней давности, советские. И это правда. По словам Глушко, только на создание уникальнейшего турбонасоса к РД-170 ушло почти 10 лет. По сравнению с этой проблемой остальное было, так бы это сказать, не очень. А посему америкосы и офигели от увиденного. И это тоже правда – даже фильму сняли про
ракету, которая пришла с холода.
А вот о чём пацаны умалчивают, удерживая в зубах очередные пачки долларов, так это о том, что те же самые амеры оказались совсем не лохами, а как-бы наоборот. Эти «лохи», особо не заморачиваясь с технологиями (а на хрена что-то там выдумывать, если оно уже всё давно придумано), взяли да и разместили производство своих РД-180 на готовых площадях.
Вот-вот – это то, о чём Вы подумали. Что АО «
НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко», вкупе со своими контрагентами по всей России, опять «выиграло» тендер на производство своих же родных, из своих же материалов, но уже двигателей фирмы
Pratt & Whitney. Красиво, не правда ли?
Это как «Протоны» с американской биркой, это как «американская» МКС, на которую те своим ходом добраться не могут…
И вот на топваре некто
Роман Скоморохов эту красоту разнёс в пух и прах, не заметив, что в пух и прах разнёс и самого себя выводом №4:
РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США – это доллары.
[4] Так никто ж и не спорит против ключевой комплектующей детали. Это доллары,
это доллары и, ещё раз, это доллары. И ни одна ракета в мире, окромя американских, на этом великолепном «американском» двигателе в космос не летала. Включая ракеты российские. Почему? Да потому что
RDAMROSS, U.S. company est. 1997 их не экспортирует. В том числе и в Россию. Невероятно красиво, не так ли?
Посему и случился шкандаль –
7 октября 2011 года глава Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил о принятии Правительством России и руководством ракетно-космической отрасли решения остановить находящуюся на стадии бумажного проектирования разработку новой ракеты-носителя для пилотируемых запусков «Русь-М». Вот эту
У которой двухдырочные движки в заду торчат. РД-180. Но с буквой «В». Ну, это понятно – распилим советский РД-170/171 теперь уже не вдоль, а поперёк и получится новый, ни капельки не похожий на американский РД-180 движок. Но не тут-то было – оказалось, что как не пили, а всё равно те же яйца, только в профиль, получаются. И всё равно у американцев надо своё же покупать за ихние же комплектующие
это доллары.
United Launch Alliance (читай НАСА) так и пишет в разделе Проблемы (
Challenges).
Специально привожу скриншот со стр. 9 буклета с уникальным подчёркиванием
and. (Честно говоря, впервые встречаю такой нюанс в официальных и полуофициальных бумагах). Побитовое «И» – не может Россия никак нарушить экспортные законы США, а США России. Это даже разбушевавшийся на топваре некто
Роман Скоморохов признал.
РД-180 – это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.
Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.
Да, не шмогли. И даже не пробовали. Да и на фиг было пробовать, если и так всё путём. С высочайшим качеством.
Но это ещё полбеды. Настоящая беда в пятом пункте резюме Скоморохова:
5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже было разработано следующее поколение двигателей.
Сколько не повторяй слово халва…
Ну а насчёт следующего поколения двигателей читаем от 19 июня 2013
Двигатели для «Русь-М» проектировались на основе двигателей
РД-180.
…По словам Солнцева, конструкторы уже завершили этапы эскизного и технического проектирования нового двигателя, однако из-за невозможности использовать их где-либо кроме как в ракете «Русь-М» работы пришлось свернуть.
…Ранее, в октябре 2011 года программа «Русь-М» была
прекращена.
[5] Удивительное рядом – по «
Русь-М» работы свернули в 2011-м, а над движками, которые
кроме как в ракете «Русь-М» невозможно использовать, только в 2013 году научно-производственная организация «Энергомаш» прекратила работу (Вики).
Вот это и есть полная беда – если для распила советского РД-170 вдоль для американцев всего 5 месяцев понадобилось, то распил в поперёк для себя не получился. Все равно РД-180 выходил, даже букву не удалось прицепить. Два года работы над двигателем, который не будет использоваться – это что? А то, что РД-170 и его сынок РД-180 – это гениальнейшая разработка, которую за три года не смогли превзойти даже его родители! Даже на бумаге! И это за бесценок было продано за бугор. Конечно же амеры и не пробовали его даже повторить.
В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года…
В пункте резюме № 6 Скоморохов по этому поводу злорадствует
6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах.
Не хочется аналогично Скоморохову злорадствовать, но то, что в
США сегодня делаются титанические усилия – это весьма похвально для США, а вот в России такие же усилия уйти от американской зависимости закончились вчера. Разработка РД-180В тому факт. И остался только пропиленный вдоль и поперёк РД-170/171 под названием «четвертушка» РД-181 на украинский американский «Антарэс» (тоже за 5 месяцев распиленная для амеров) да аналогичная «четвертушка» РД-191 для «Ангары» (для своих распил – 13 лет! И как это ещё на него Штаты лапу не наложили…)
Выход из дурацкой ситуации, при которой у самих себя надо покупать свои же двигатели через американского посредника (и ещё не факт, что он их продаст!) на первый взгляд очевиден и прост – да пошли вы…
лесом со своими правами… Что и предлагается Скомороховым, СМИ, патриотами на форумах и на кухнях. Туристический НАСА-поход
лесом, безусловно, был бы очень сильным. Но, к сожалению, он невозможен в принципе.
А принцип этот принципиально заключается в правильных понятиях правильных пацанов. Нарушив
лицензионное соглашение до 2030-го года, эти пацаны, у которых
анижедети, недвижимость, деньги и прочие
непосильным трудом нажитые активы благополучно пребывают в тех же краях, где и РД-180 летает, знают, что они тут же утеряют такие суммы, что стоимость тех РД-180 базарной мелочью разменной покажется. А это уже будет не общенациональная беда, это уже будет большое личное горе не по понятиям.
И два слова о санкциях. Скоморохов решил поиздеваться.
Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.
Обуявшая бессильная злоба затмила сознание.
Ну ну.
Правительства стран, вводящих санкции против кого-то, не имеют юрисдикции на территории этого кого-то. Ни их суды, ни их президенты, да просто никто не может что-то разрешить или запретить на неподконтрольной им территории. Просто потому, что она им неподконтрольна. А вот на территории своей страны запретить можно что угодно, насколько власти хватит. Вот и вводятся санкции против своих же компаний, против своих же бизнесменов, против своих же организаций. Притом практически всегда в убыток их капиталу. Наживается на этом только капитал политический. Так что ничего Конгресс США не разрешал и не запрещал государственному
Энергомашу. Да и не мог он этого сделать, и даже не собирался – не скоморохи же там сидят с дураками.
А вот поприжать «
Pratt & Whitney» или
RDAMROSS тот же Конгресс США может легко. Так за что на него сердиться? Злобствовать надо супротив тех, кто страны кусок (двигатели – это тоже страна) продал с потрохами в 1996-м, кто и сейчас имеет свои
фифти-фифти в American/Russian Rocket Engine Joint Venture или ещё каких-то там
U.S. company. Что ж тут неясного?
Что же касается самой статьи РД-180.
Неуловимый Джо или «Скрипач не нужен», то с ней как-то всё очень просто –
хатим, бля!, плонируем, нах! – это ещё бессмертный
Хома Брут с Большого Форума говорил.
И это то единственное, чему НАСА Роскосмос научила.