Автор Тема: СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО МОНАРХА  (Прочитано 874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Смирнов Игорь Павлович

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 274
СТАНОВЛЕНИЕ   РОССИЙСКОГО  МОНАРХА

Семнадцатого апреля 1818 года 201 пушечный залп оповестил Первопрестольную российскую столицу о рожде-нии у Великого князя Николая Павловича и его супруги  Ве-ликой княгини Александры Фёдоровны сына-первенца. Пер-выми будущего императора Александра II увидели стены ар-хиерейского дома старинного Чудова монастыря в кремле.
Вот что писала сама Великая княгиня в своих воспоми-наниях: "В 11 часов я  услышала первый крик моего первого ребёнка. Ники целовал меня, заливаясь слезами, и вместе мы возблагодарили Господа Бога".
Известный русский поэт В.А. Жуковский, позже назначенный воспитателем царственного отрока, приветствовал его пророческими и, вместе с тем, на-зидательными стихами, где, в частности, есть строки:
Жить для веков в величии народном,
Для блага ВСЕХ - СВОЁ позабывать!
Лишь в голосе Отечества свободном
С смирением дела свои читать!
Заботы о первоначальном воспитании Великого князя взяла на себя бабушка Мария Фёдоровна, у которой в Павлов-ске семья сына проводила летние месяцы. Старшей воспита-тельницей была назначена Ю.Ф. Баранова, которую в 1824 году, когда Александру минуло шесть лет, сменил капитан Мёрдер - боевой офицер, способный педагог, до этого служивший дежурным офицером в кадетском корпусе. Счита-лось, что  мальчику нужна твёрдая мужская рука! Эта традиция повелась на Руси со времён киевских князей. По сути, с этого времени начиналось военное воспитание будущего царя. Уже на следующий день после назначения Мёрдера, воспитанник с воспитателем присутствовали на учениях гвардейского корпуса. Император Александр I, увидев их, обратился к Мёрдеру: "Здравствуй, брат Мёрдер! Ты с молодцом уже здесь! Он, я думаю, охотник до всего военного!" Царь не ошибался. Как и все дворяне,  мужчины царствующего дома почётнее всякой другой считали службу военную! Родину защищать – во все времена было самым престижным делом русского человека.
В конце июля 1826 года юный Александр с отцом при-был в Москву. По этому случаю 30-го состоялся большой па-рад. Для Великого князя он был первым, в котором он лично принимал участие. Восьмилетний корнет лихо проскакал ми-мо Государя на правом фланге взвода лейб-гусар, умело сде-лал заезд и уверенно остановил своего коня, примкнув к сви-те. Присутствующие были очарованы. При этом император сказал, обращаясь к окружению: "Я, конечно, испытываю чув-ство тревоги и беспокойства за дорогого мне ребёнка. Но пусть он  подвергается опасности, которая вырабатывает в нем характер и с малолетства приучит стать, кем следует".
Вступив на престол, Николай I назначает наставником Великого князя поэта В.А. Жуковского. Новый наставник представил на утверждение Государю свой знаменитый "План учения", подобрал библиотеку и распределил  всё время царевича в учебные и не учебные дни, т.е. определил распорядок дня.  Большие праздники Василий Андреевич сократил, а летние каникулы назначил с половины июня по первое августа. Причём это время посвящалось практическому изучению военного дела. 
По воле императора обучение совместно с Наследни-ком проходили два его сверстника: граф Иосиф Виельгорский и Александр Паткуль. Оба жили в Зимнем дворце.
Рабочий день начинался рано. В шесть часов дети вста-вали, молились, завтракали. В семь часов начинались и в пол-день заканчивались классные занятия. С девяти до десяти предусматривался перерыв на отдых. За классными занятиями следовала двухчасовая прогулка на воздухе затем обед, после которого дети до семнадцати часов гуляли, играли, отдыхали. С семнадцати до девятнадцати снова были классные занятия. Затем час гимнастики и подвижных игр. В двадцать часов по распорядку был ужин. Время после ужина отводилось на под-ведение итогов прошедшего дня и ведение дневников. В два-дцать два часа дети ложились спать. В праздничные дни классные занятия заменялись чтением указанной учителями литературы, физическим трудом и гимнастикой. Для приуче-ния к самостоятельности и приобщения к физическому труду Жуковским была разработана специальная программа, и вбли-зи Александровского дворца в Царском Селе был оборудован Детский остров – дворянская усадьба в миниатюре. В домике, сохранившемся и по ныне, и на территории острова дети са-мостоятельно поддерживали порядок, устраивали цветочные клумбы, ухаживали за растениями. Гимнастический зал был в находящейся рядом Белой башне.
Русский язык, начала физики и химии преподавал сам Жуковский. Французский язык – Жилль; немецкий – Эртель; английский – Альфри; арифметику – академик Коллинс; Закон Божий – доктор Богословия Павский; польский язык – капитан артиллерии Юрьевич. Он же, будучи помощником Мёрдера,  обучал детей гимнастике. Обязанности главного воспитателя Наследника были возложены на генерал-лейтенанта П.П. Ушакова.
В 1827 году Наследник был зачислен в списки кадет Первого кадетского корпуса, а через два года он проходил ла-герный сбор в их рядах, исполняя должность унтер-офицера (сержанта). Некоторое время Наследник обучался в Михай-ловском артиллерийском училище, где постигал боевую рабо-ту номеров орудийного расчёта.
В соответствии с "Планом учения" дважды в год На-следник с товарищами сдавал  экзамены: полугодовые - в на-чале июля и годовые – в январе. Мёрдер в своём дневнике от-мечал, что царевич учился прилежно, держал себя скромно "воодушевлённый желанием сделать удовольствие своим ро-дителям". Император после экзамена 1829 года поблагодарил Жуковского такими словами: "Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне моём таких успехов. Покойная ма-тушка писала мне об этом, но я, зная её любовь к нему, пола-гал, что она была слишком снисходительна. Всё у него идёт ровно, всё, что он знает – знает хорошо, благодаря Вашей ме-тоде и ревности учителей. Примите мою искреннюю благо-дарность". 
Начиная с 1829 года, физику стал преподавать акаде-мик Триниус, химию – Кеммерер, всеобщую историю на французском языке – Липман, русскую историю – Жуковский. По мере взросления Наследник обнаруживал всё большее усердие, способности и высокие моральные качества. На флаге, поднятом над Детским островом, он собственноручно изобразил скалу, омываемую водой, муравья и якорь. Надпись гласила: "Постоянство, деятельность и надежда".  Этим девизом Александр II руководствовался всю жизнь.
Досуг Цесаревича заполняли развлечения принятые в то время. По совету Жуковского он вместе с сёстрами издавал детский журнал "Муравейник", посещал промышленные и художественные выставки, знакомился со святынями и досто-примечательностями Санкт-Петербурга и Москвы, осматри-вал воспитательные учреждения. На Рождественские празд-ники во дворце устраивались ёлка, танцы, игры, катания с гор. Царские дети веселились вместе с детьми придворных, гвардейских офицеров и кадетов петербургских корпусов.
С 1833 года, когда Наследнику исполнилось пятна-дцать лет, ему стали преподавать чисто военные науки, такие как фортификация и артиллерия.
Обладая мягким и отзывчивым сердцем, Александр глу-боко переживал вынужденную разлуку с Мёрдером, который по болезни выехал за границу. "Это первое несчастье, которое я испытал в жизни моей!" – писал он любимому наставнику. Он долго и безутешно рыдал, узнав о смерти Мёрдера. Инте-ресен отзыв Жуковского о Мёрдере:
"Десять лет, проведенные им при Великом князе, ко-нечно, оставили глубокие следы на душе его воспитанника; но в данном им воспитании не было ничего искусственного: вся тайна состояла в благодетельном, тихом, но беспрестанном действие прекрасной души его. Его питомец был любим нежно, жил под святым влиянием прямодушия, честности, благородства; он окружён был порядком; он слышал один голос правды, видел одно бескорыстие, - могла ли душа его не сохраниться свежею и непорочною, могла ли не полюбить добра, могла ли в тоже время не приобрести и уважения к человечеству, столь необходимого для всякой жизни, особливо в жизни на троне!?"
Уместно заметить, что в память о любимых наставни-ках Александра II на Детском острове были установлены бюсты Жуковского и Мёрдера, которые находились там вплоть до начала Великой отечественной войны 1941 –1945гг.
Семнадцатого апреля 1834 года Цесаревичу исполни-лось шестнадцать лет. Он достиг совершеннолетия и должен был принять присягу на верность Государю и Отечеству. Под-готовить Наследника к этому важному событию, было пору-чено известному государственному деятелю Сперанскому.
Двадцать второго апреля 1834 года Александр Нико-лаевич торжественно принёс присягу. Этот пышно обставлен-ный акт завершился манифестом Государя, в котором он при-глашал всех подданных вознести молитвы к Всевышнему о благоденствии и преуспевании в делах Наследника Цесареви-ча. В заключении торжества состоялось награждение всех причастных к воспитанию Наследника. Многим были вручены ордена. Жуковский и Юрьевич получили большие по тому времени денежные вознаграждения. Беднейшему населению Москвы и Петербурга было выделено по пятьдесят тысяч рублей.
С достижением совершеннолетия Наследнику престола было предложено присутствовать на заседаниях правительст-вующего Сената. Попечителем к нему был назначен князь Х.А. Ливен. Мёрдера теперь заменил генерал-адъютант Каве-лин, помощником воспитателя остался Юрьевич. Жуковский сохранил должность наставника. Преподавание законо-ведения было поручено М.М. Сперанскому. По-прежнему сохранялись серьёзные ежедневные занятия. Полный курс обучения предполагалось закончить весной 1837 года. В военном деле Александр к этому времени продемонстрировал большие достижения и уже в 1836 году на учениях успешно командовал частями: батальоном кадет, батальоном Преоб-раженского полка и, наконец, лейб-гусарским полком.
В 1837 году после экзамена, завершающего теоретиче-ское образование, Наследник предпринял ознакомительное путешествие по России, по программе, составленной лично Государем. Вместе с лицами свиты сопровождали Цесаревича Жуковский, Кавелин и преподаватель истории и географии России Арсеньев.
Цесаревич посетил: Новгород, Тверь, Углич, Рыбинск, Ярославль, Кострому, Вятку, Пермь, Екатеринбург, Томск, Тобольск, Оренбург, Казань, Симбирск, Саратов, Пензу, Там-бов, Воронеж, Тулу, Калугу, поля сражений 1812 года, Моск-ву, Владимир, Нижний Новгород, Рязань, Орёл, Курск, Харь-ков, Вознесенск, Николаев, Одессу, Севастополь, Южный бе-рег Крыма, Керчь, Симферополь,  Екатеринославль, Кремен-чуг, Киев, Полтаву, Таганрог, Новочеркасск. Путешествие продолжалось семь месяцев.
Александр Николаевич осматривал святыни и досто-примечательности, знакомился с местными обычаями и тра-дициями, присутствовал на маневрах и учениях войск, встре-чался с населением. Наследник восхищал всех своей привет-ливостью, ласковостью, обходительностью, вниманием, скромностью.
Путешествие по России согласно "Плана учения" Жу-ковского заключило общее образование Наследника. С начала 1838 года началось высшее.
Стратегию и военную политику было поручено читать генерал-адъютанту барону Жомини, выдающемуся военному учёному, генералу армии Наполеона, перешедшему на рус-скую службу.  С экономикой и финансами Цесаревича знако-мил министр финансов граф Канкрин. С внешней политикой - барон Бруннов. Все преподаватели отмечали большое усер-дие слушателя.
К этому периоду относится заграничная поездка На-следника русского престола. Он посетил дворы: шведский, датский, ганноверский, гессенский. Вот как оценил его знаменитый французский писатель: "Выражение его взгляда – доброта. Это в полном смысле слова – Государь. Вид его скромен без робости. Он, прежде всего, производит впечатление человека воспитанного. Все движения его полны грации. Он прекраснейший образец Государя, из всех, когда-либо мною виденных".
В ноябре 1840 года Николай Павлович решил приоб-щать Наследника к государственным делам. "Я хочу, - сказал он Председателю Государственного совета, - чтобы Цесаревич присутствовал на заседаниях общего собрания совета, выслушивая доклады и знакомясь с решениями. В Государственном совете изучит он своё царственное дело".  Теперь Наследник престола был всецело занят государственными делами, заседая в Государственных учреждениях и комиссиях. В частности, он был Председателем комитета по строительству Николаевской (октябрьской) железной дороги, комитета по улучшению быта крепостных крестьян. С 1842 года во время отсутствия в Петербурге Государя, на Цесаревича возлагалось "решение дел Комитета министров и Государственного совета, равно как по всем министерствам и главным управлениям".   
Первого января 1846 года Государь Николай Павлович удостоил своего сына грамотой такого содержания: "Отъезжая за границу, поручил я Вам управление большого числа дел Государственных, в том полном убеждении, что Вы, постигая мою цель, моё к Вам доверие, покажете России, что Вы дос-тойны Вашего высокого звания. Возвратясь ныне удостове-рился, что надежды мои увенчались, к утешению родитель-ского моего, нежно любящего Вас сердца".
Наряду с Государственными делами Цесаревич много времени уделял и военному делу, участвуя в маневрах войск, парадах, производя смотры кадетских корпусов и военных училищ. В 1849 году он становится во главе военно-учебных заведений России.
В 1850 году Александр Николаевич совершил поездку на Кавказ, где принял первое боевое крещение в схватке с горцами. При этом Цесаревич проявил пример отваги и геро-изма, за что по ходатайству наместника Кавказа князя Ворон-цова и получил орден Святого Георгия четвёртой степени.
В 1854 году началась Крымская война. Весь Запад ополчился на наше Отечество. Наследник активно участвовал в организации обороны империи.
18 февраля 1855 года император Николай I скончался. Перед смертью он завещал сыну: "Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за Вас. После России я Вас любил больше всего на свете! Служите верно России!" Сын выполнил завещание отца.
Сегодня, когда страна наша в который уже раз нахо-дится на перепутье, во мгле, неравнодушным к её судьбе, мыслящим людям необходимо, сопоставив возможные пути её дальнейшего развития, выбрать наиболее благоприятный и сделать всё от них зависящее для его реализации. Важным фактором, определяющим благоденствие народа, является тип государственной власти. Кто и как готовит Президента демо-кратической республики для исполнения должности главы государства, граждане России теперь знают по собственному опыту. Предлагаемая вниманию читателей статья позволит им компетентно судить о том, как готовился российский император-самодержец к исполнению обязанностей по управлению страной.