ОБЩЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ "ЗА РОДИНУ СО СТАЛИНЫМ - ВПЕРЁД!" ("17 МАРТА") > Поэмы и баллады
Анатолий Пугаченков - Семь бесед с Хайямом
Hrizos:
Семь бесед с Хайямом
Пролог. Мой учитель Хайям
Пока творит поэт, в стране живёт Культура.
Есть томики стихов, и есть макулатура.
Бриллианты рубаи оставил на земле
Учитель мой Хайям, мудрец из Нишапура.
Друг, Омара Хайяма читай между строк.
Так ты мудрости высшей получишь урок.
Завещал нам поэт: «Поступай справедливо
И к тебе будет добр снисходительный рок».
У Хайяма стихи, как моря, глубоки,
Как Вселенная, мысли его велики.
Люди тысячу лет рубаи повторяют,
Их не могут засыпать забвенья пески.
Вновь старый друг Омар Хайям со мной,
Он, как тюльпан, раскрывшийся весной.
Я рубаи его возьму с собой,
Когда уйду их жизни в мир иной.
Мой Учитель Хайям, Богом данный поэт,
В размышленьях нелёгких провёл много лет.
Главный вывод его: в этом призрачном мире
Ничего постоянного, прочного нет.
Омар Хайям, поэт, учёный и мудрец,
Советовал вином тушить пожар сердец,
И сам пылал, ища ответ на свой вопрос:
Где Мироздания начало и конец?
С Хайямом пили мы вино вчера во сне,
Старик пел о любви и о весне.
Пришла на пир к нам пара райский гурий
И утопила в ласках и вине.
Я, подобно Хайяму, твержу об одном:
Это мир – достархан, люди – чаши с вином.
Выпивают вино – разбиваются чаши.
Мир – вертящийся круг на ремне приводном.
Книга жизни Хайяма давно прочтена,
Скрыла образ поэта веков пелена,
Но источник с живою водой не иссякнет.
Чаша мудрости старца стихами полна.
К морю синему мчит свои воды река.
В страны дальние ветер несёт облака.
Я спросил у Хайяма: «Куда ты ушёл?»,
Он шепнул мне: Дорога туда далека…».
Если стало тоскливо ночною порой,
Если памяти груз навалился горой,
К звёздам взор обрати или томик прекрасных
Рубаи астронома Хайяма открой.
Путь познания истин вселенских непрост.
Кто способен увидеть духовный свой рост?
Пей вино вечной Мудрости, вслух повторяя
Нишапурца Хайяма изысканный тост!
Мир пошлости и тьмы был для Хайяма тесен,
Лишь мир планет и звёзд поэту интересен.
Он понял жизни смысл и в рубаи твердил:
«Всё преходяще здесь, а потому будь весел!».
Хайям не признавал путь суеты постылой.
Достойно прошагав от люльки до могилы,
Мудрец оставил нам трактаты и стихи,
Но перестроить мир учёный был не в силах.
«Дом радости» в стихах воздвиг поэт Хайям.
Вопросы разрешал учёный муж Хайям.
На главный же вопрос: «В чём цель существованья?»
Ответа не нашёл мудрец Омар Хайям.
Тому, что пьянствовал Омар Хайям, не верь!
Для пьяниц заперта наук высоких дверь.
Напрасно рубаи Хайяма о вине
Твердили пьяницы, но где они теперь?
Хайям, как небосвод безоблачный, велик,
А рубайят его ценнее тысяч книг.
Чеканной мудростью полны четверостишья.
Немного тех, кто смысл их постиг.
Хайям проник умом в глубины Мирозданья,
Оставил рубаи бессмертное сиянье.
Труды поэта и учёного для нас
Важнее, чем правителей деянья.
В том, что назван «поэтом любви и вина»
Математик Хайям, жалких пьяниц вина.
Для поэтов Ирана вино – символ истин,
А любовь только Богу-Творцу отдана.
Презрев исламских предрассудков хлам,
Деля вино с любимой пополам,
Из чаши жизни пил судьбы отраву
Поэт Худжат уль-Хакк* Омар Хайям.
Из наследья Хайяма не всё спасено.
В мире звёзд много строк было им рождено.
Перечитывай их, очищай свою душу.
Не скисает поэзии светлой вино.
Был благороден, мудр и упрям
И от вина высоких истин пьян
Поэт-философ, математик звёздный,
Красивый человек Омар Хайям.
Мне всегда помогала Хайяма рука.
Как маяк, он мне Путь освещал сквозь века,
А щитом мне служила высокая мудрость
Рубаи, ритм чеканный литого стиха.
Математик, поэт и философ Хайям
Не любил приближаться к высоким дверям.
Он плевал на невеж, мракобесов, прохвостов,
Был в сужденьях свободен, строптив и упрям.
*Худжат уль-Хакк (арабск.) – «Доказательство Истины», учёный титул Омара Хайяма.
Hrizos:
Беседа первая. О Творце и Беспредельности
- Салом алейкум! Ты мир звёздный знаешь,
А Беспредельность как ты понимаешь?
Есть ли граница нашего познанья
Всей беспредельной сути Мирозданья?
- Давно уже Аллахом всемогущим
Вращаться бирюзовый свод запущен.
Знай, каждая пылинка во Вселенной –
Творенье высшей воли вдохновенной.
Звёзд и планет предвечное круженье
Есть замыслов Аллаха отраженье.
Жизнь Им разлита по планетным чашам
Разумная, подобно жизням нашим.
Всевышний же для нас непознаваем,
И мы с тобой обычно забываем,
Что в беспредельной глубине Вселенной
Сияет пламень разума нетленный.
Мы, в обликах земных его рисуя,
Скатится в лжерелигию рискуем.
От мысли, что Он скрыт покровом тайны,
Тебе впадать не следует в отчаянье.
Но часто мудреца сомненье гложет,
Что он познать Вселенную не сможет,
Где млечный путь, туманная дорога,
Проложен в небесах по воле Бога.
Но и его всем надобно освоить.
Галактикам, космическим улиткам,
Путь по спирали бесконечной выткан.
Не рухнет Мироздание доколе,
Оно кружится по Всевышней Воле,
О гибели вселенной разговоры
Рождают заблуждения и споры.
Мы можем круг диаметром проверить,
Но Круг Вселенной людям не измерить.
Пророки миру тайны раскрывали,
Века текли, их люди забывали.
Только поэт у горнего порога
Был озарён сияньем мысли Бога.
Того, чей разум Космос обнимает,
Толпа тупых невежд не понимает.
Мудрец не понят мозгом лилипута,
Который мглой невежества окутан.
Тем, кто к познанью Истины стремятся,
Тупых невежд не следует бояться.
Когда ты Мирозданье наблюдаешь,
Ты и себя при этом постигаешь.
Лишь те, кто свою сущность понимают,
Вселенную сознаньем обнимают
И главного при этом не забудем:
Ни вечны ни сознание, ни люди.
Как мы недолгий век живём на свете,
Так гибель суждена любой планете.
Нам не раскрыть все тайны Мирозданья,
Где человек – сложнейшее созданье.
Полученные нами в книгах знанья
Не объясняют цель существованья.
Пусть этот факт учёным неприятен,
Но замысел творца им непонятен.
И нашего согласья не спросили,
Когда здесь на Земле нас поселили.
Весь мир нам в детстве кажется чудесным,
Он, как дворец под куполом небесным.
Мудрец, на небо глядя, прозревает,
В нём трепет сердца Космос вызывает.
Пусть на Земле царит несправедливость,
А не любовь к Аллаху, к людям милость,
Но мир со всеми бедами, страстями,
Несчастьями, горящими сердцами
Болезнями, терзаньями, коварством,
Разбитыми надеждами, лукавством,
Для нас равно желанен и прекрасен.
Поэтому любой из нас согласен
Оставить всё у смертного порога,
Чтоб хоть один миг выпросить у Бога.
Пока же мы ещё не стали прахом,
Нельзя делить ответственность с Аллахом
За всё, что на Земле мы совершили,
За то, что отставали и спешили.
За злые и достойные деянья,
Здесь каждый получает воздаянья.
Не зря дано Аллахом людям слово,
Что мысль человека – дел основа.
Из-за обид, что так нас беспокоят,
Весь мир переворачивать не стоит.
В ходе бунтов народ не поумнеет,
Только в тиши ум ищущий созреет.
Когда восстаний пламя полыхает,
Дух мятежа всё лучшее сжигает.
Презреньем к миру не к лицу хвалится,
Ведь человек – это его частица.
Пусть не страшит тебя простор безбрежный,
Познание вселенной неизбежно.
Хоть к высшим целям человек стремился,
Но мир с веками мало изменился.
Подлунный мир кабак напоминает,
Где люди всё, что могут, пропивают.
Дорогою от люльки до могилы
Бредёт толпа тупых невежд унылых.
Про справедливость лучше позабудем:
Нет в этом мире места честным людям.
Подавлен мир «элитою» бездарной
И весь охвачен смутою базарной.
Вооружённый зверь на всё способен
И демону свирепому подобен.
Но нам бояться демонов не нужно,
Мы с ними совладать способны дружно.
- Делясь со мною тайной сокровенной,
Скажи, Учитель, о Творце Вселенной.
- Вселенная – это чудесный храм,
Его Всевышний предоставил нам,
Но смертным тайн Творенья не узнать
И сущности аллаха не понять.
Непознаваем Бог и вездесущ,
Непредсказуем, вечен, всемогущ.
Безумье – ждать вселенского конца,
Ведь мы не знаем замысла Отца.
Мир – есть окружность, центр её везде,
Тот центр – аллах, Он всюду и нигде.
Всевышний, Мироздания Творец
Нам не судья, а любящий Отец.
Он не покажет Своего лица,
Но сущее – плоды трудов Творца.
Куда ни глянь – увидишь их везде,
И в малой капле, и в большой звезде.
Бог никогда не спит и не молчит,
Он в каждом сердце день и ночь стучит
И ни на миг не покидает нас,
Ни в час рожденья, ни в последний час.
Его в себе не все осознают
И высший дар безумно предают.
Аллах в тебе и в том, что вне тебя,
Всегда будь с Ним, Его в себе любя!
На сцене Бытия ты, как актёр,
Которым управляет Режиссёр.
Всевышний всем даёт такой разбег,
Чтобы его могло хватить на век.
Ловушек много, только погляди,
Ты сам расставил на своём пути.
Но Бог не обольщает никого,
Поэтому и не вини Его.
Ты сам свои несчастья породил,
Когда проверку жизнью проходил.
А то, что ты из жизни не постиг,
От мудрецов узнаешь и из книг.
В несчастьях нет Всевышнего вины,
Они для испытаний нам даны.
Не знаю обитатели земли,
Откуда и зачем они пришли.
Не знаем мы порой куда идём,
И правильно ли здесь себя ведём.
Внимай, сынок, Аллаху, не спеша,
Он – наше всё, ум, тело и душа.
Общайся с теми, кто тебя умней,
Или с любимой, растворяясь в ней.
У сильных мира мудрость не найдёшь,
Только с Всевышним правду обретёшь.
Не слышит Бог молитвы богачей
И не приемлет ханжеских речей.
Страх и молитва Богу не нужны,
Но мракобесы мудрецам страшны.
Чад суеверий, свет затмив в церквах,
Коптит мозги во многих головах.
- Как суфий Путь к Аллаху пролагает
И высших состояний достигает?
- Всего себя препоручая Богу,
Выходит он на верную дорогу.
Любовь к Нему не выразить словами.
Бог – в каждом сердце, Своём лучшем храме.
Ты сам храм в своём сердце воздвигаешь
И замыслу Аллаха помогаешь.
Но часто муллы хубту* возглашая,
Слова Аллаха грубо искажают,
Как и попы, служа молитвой платной,
Всегда имеют результат обратный.
Уж лучше одну душу успокоить,
Чем сто мечетей на крови построить.
- И о посмертной форме бытия
Давно хочу спросить Хайяма я.
- Не зря тебе Бог разум даровал,
Чтоб истину ты сам распознавал.
Взыскуя Бога, не лепи богов,
Не создавай из них душе оков.
Суть истинной религии – любовь,
Недопустимо лить за веру кровь
И спор вести о том, чей лучше Бог,
Людей сбивая с истинных дорог.
При всём большом разнообразье вер
О Боге спорит только лицемер,
И как бы он Творца не называл,
Отец Небесный мир наш создавал.
Кто верует фантазиям святош,
На курицу пугливую похож.
Пусть не страшит тебя поповский ад,
Вкуси, покуда жив, земных услад.
За гробом нет ни мыслей, ни страстей,
Оттуда нам не подают вестей.
Как розы, распустившись, отцветут,
Так девы здесь блиставшие уйдут.
Аскет себя напрасно истязал,
Он к гуриям в объятья не попал.
Не ждал его за гробом райский сад,
И не был приготовлен жаркий ад.
Никто ещё оттуда не пришёл,
Чтобы поведать, что он там нашёл.
Мои друзья, покинув мир земной,
Вновь никогда не встретились со мной.
Чем сказочкам сомнительным внимать,
Лучше земных красавиц обнимать.
Ведь дева с кувшином вина в руке
Прекрасней райских гурий вдалеке.
Пусть пекло ада дураков страшит,
Хайяма же страх перед ним смешит.
Не обольщайся иллюзорным сном
И помни: ад и рай в тебе самом.
Скажи тому, кто верит чудесам:
«Уверую, когда увижу сам!».
Путь совершенства духа выбирай
И на Земле стремись построить рай.
Безмерно милосердие Творца,
Простить Он может даже подлеца,
Которого раскаянье грызёт.
Оно из тьмы отчаянья спасёт.
Богач и нищий перед Ним равны,
Бог взвесит меру каждого вины.
И тот, кто все обряды соблюдал,
И тот, кто в церковь ни рубля не дал.
Пройдя дорогой дедов и отцов,
Предстанут перед Ним в конце концов.
Безбожников упёртых сторонись,
Перед муллою пополам не гнись.
Попы, пугая сказками детей,
Не ведаю Божественных идей.
И атеисту тоже невдомёк,
Что в его сердце обитает Бог.
В душе у атеиста – пустота,
Слов много, а на сердце маята.
- Подлунный мир, в который мы попали,
Как он возник и что было в начале?
- За краткий срок, что мы в нём пребываем,
Мы этот мир познать не успеваем.
- Какой ещё ты мог бы дать совет?
- Учись всю Жизнь! Без знаний веры нет.
Чтобы несчастий в жизни миновать,
Не смей впустую время убивать,
И повторю я вновь совет простой:
Всю жизнь учись, дерзай, работай, строй!
*Хутба – пятничная проповедь, читаемая в мечети после молитвы.
Иллюстрация - http://eromir.in/index.php?d=images24&page=31
Hrizos:
Беседа вторая. О Времени и Вечности.
- Время всегда то в спешке, то в покое.
Скажи, Учитель, что оно такое?
С понятьем «время», сколько б ни старался,
Я толком до сих пор не разобрался.
- Мгновенья чередой проходят мимо,
И разумом они непостижимы.
Вся твоя жизнь – есть череда мгновений
И незаметных глазу изменений.
Так ночь у нас во сне ворует время,
И день свой произвол творит со всеми.
Тебе, сынок, понять необходимо,
Что время, как и смерть, непостижимы.
Теченье лет по замкнутому кругу
Красотку деву превратит в старуху,
И юношу, исполненного силы,
Состарит и проводит до могилы.
Вино из чаши жизни пей отважно,
Аллах её не наполняет дважды.
Бесчисленных судеб хитросплетенье
С годами зарастёт травой забвенья.
Так, будучи явленьем непонятным,
Текут года потоком неотвратным.
По всей Земле – привычные картины:
Ограды кладбищ, городов руины.
- Своеобразна времени игра,
И где граница «завтра» и «вчера»?
- На твой вопрос будет такой ответ:
Нет прошлого и будущего нет.
Есть только миг, в котором мы живём,
Мы будем в нём, покуда не умрём.
Только «сегодня» в нашей жизни есть,
А в день грядущий бесполезно лезть.
Былое счастье – иллюзорный сон,
Не стоит ждать, чтоб повторился он.
Нет смысла о несбывшемся мечтать,
Куда важней сейчас счастливым стать.
Пусть ты на праздник жизни опоздал,
Важней, чтоб ты идти не перестал.
О прошлом и грядущем не жалей,
Действуй «сегодня» и дерзай смелей!
Чтобы о дне прожитом не жалеть,
Старайся лень в себе преодолеть.
Грядущее, сокрытое в тумане,
Всему свой срок назначило заране.
День завтрашний, как ветерок в пустыне,
Песок барханов, мчащий по долине.
Только в «сегодня» люди пребывают,
А день вчерашний вскоре забывают.
Глупцы, юнцы, холопы и невежды
На «завтра» возлагают все надежды.
Несбывшейся надеждой не терзайся,
Всегда самим собою оставайся.
Покинув мир, поймёшь ненужность спешки,
Пока живёшь, вершить дела не мешкай!
Как для хромого путь всегда длиннее,
Так старцам время кажется ценнее.
На Землю каждый миг приходят люди.
Жив род людской, доколе так и будет.
Пусть шах злодей оденет в траур даты,
Но и ему не миновать расплаты.
От следствий отвратительных деяний
Не ограждает роскошь одеяний.
Не всё в подлунном мире объяснимо,
Так время, словно ртуть, неуловимо.
Но суфии в процессе размышленья
Могут постичь другие измеренья.
- Неудержима времени река,
Бесчисленны протекшие века.
Скажи, чтоб верно мир воспринимать
И сущность времени воспринимать,
Как надо относиться к нему здесь?
- Но время – это человек и есть.
Он в океане времени плывёт,
А в смертном теле краткий век живёт.
Всем, кто спешил, и всем, кто опоздал,
Бог милосердный свой отрезок дал.
Нам дней мельканье не остановить,
И в этом никого нельзя винить.
Приход наш в мир и будущий уход
От нас зависят, не наоборот.
От будущего двери не закрыть,
А прошлое желательно забыть.
Потерян день, за ним закрыта дверь,
И этих нам не возвратить потерь.
Крутясь в водовороте суете,
Серьёзных целей не достигнешь ты.
Пей опыт жизни из кувшина лет,
Для ищущих ценней напитка нет.
Всем с детских лет осознавать пора:
«Сегодня» - встреча «завтра» и «вчера».
Треть жизни забирает мёртвый сон,
Но нам необходим для жизни он.
А время, что люби посвящено,
Аллахом в жизни срок не зачтено.
Влюблённых радость близости влечёт,
И для счастливых время не течёт.
Лобзаний пламя и кровати скрип
Любезней нам, чем мудрый манускрипт.
Коня времён в круговращенье звёзд
Не удержать за гриву и за хвост.
От выдоха до вдоха – краткий миг,
В который где-то целый мир возник,
И то, что ты сегодня упустил,
Себе ты завтра сам бы не простил.
Листву минувших дней не вороши
И память о страданьях не глуши.
Не раздувай костров былой любви
И теней чувств ушедших не лови.
Бич жизни, как строптивого коня,
Сечёт тебя, на кладбище гоня.
Но в силах ты, сынок, и сам постичь,
Что вовсе не всесилен этот бич.
Так как коня времён не повернуть,
Не торопись в грядущее взглянуть.
Куда бы ты в мечтах не улетел,
Случится всё не так, как ты хотел.
- Учитель, что о Вечности ты скажешь,
Как людям относиться к ней прикажешь?
- Всё, что мы видим, в пыль развеет Вечность,
Ведь впереди у мира Бесконечность.
Круг бытия на вечности основан,
Равны пред нею раб, султан и клоун.
Все накопленья и богатства тленны,
И только жизнь разума бесценна.
А вечность пусть тебя не беспокоит,
Ибо она мгновенья жизни стоит.
Две вечности всю жизнь нас окружают,
Они воображенье поражают.
В одной мы пребывали до рожденья,
В другой - нас ждёт по смерти пробужденье.
Вечность была и есть и будет длиться,
И всё, что было, снова повторится.
Перед величьем Вечности немея,
Я вряд ли её суть раскрыть сумею.
От Вечности младенец пробудился,
Когда он в мире, наконец, родился.
Ребёнок, жизни радуясь беспечно,
Считает, что она продлиться вечно.
Нам всем давно понять необходимо,
Что с Вечностью жизнь наша несравнима,
И там мы вскоре будем позабыты.
Врата могил туда всегда открыты.
- Всё познаём в сравнении. При этом
Ещё хочу я попросить совета:
От зёрен истин отделить плевелы,
Как это сделать, приведи примеры?
- Пути небесных тел давно известны,
Но большинству они неинтересны.
У обывателей Земли свои задачи,
Но в Космосе всё обстоит иначе.
Когда влачатся дни в покое скучном,
Когда всё внешне так благополучно,
Вдруг вихрь тяжких бедствий налетает
И Книгу Жизни треплет и листает,
При этом повернёт не ту страницу,
И дни летят, как вспугнутые птицы.
Пусть сильный шторм судьбы ревёт и злится,
Смотри, что будет на другой странице.
Всё в мире относительно, как мненья,
А красоту нам выявит сравненье.
Иная дама кажется прекрасной
Рядом с подругой мерзко-безобразной.
В жару глоток воды вина дороже,
И золото при жажде не поможет.
Одни приходят в храм, чтобы молиться,
Другие, чтоб с толпой объединиться,
А третьи, чтоб в безбожье не винили,
Четвёртых же надежды заманили
За гробом обрести блаженство рая,
А пятые, в религию играя.
- Как знать, в чаше вино или отрава?
Где повернуть, налево, где направо?
Красавица сулит нам наслажденье,
Или обман любви при пробужденье?
Куда политик изощрённый манит?
Поможет, или, как всегда, обманет?
Что на базаре нам хотят подсунуть?
Потратить деньги или лучше плюнуть?
Что там мулла народу обещает,
Манит ли раем, адом ли стращает?
Кому поверить, мудрому пророку,
Или шуту, артисту, скомороху?
- Любой вопрос имеет два решенья:
Или свершенье или разрушенье.
Легко картёжный выигрыш промотан,
Но ценен грош, который заработан.
Когда идёт сражение с врагами,
Бойцы мышей не видят под ногами.
Мышам на них не надо обижаться,
На то и воин, чтоб с врагом сражаться.
Не сожалей, что обойдён наградой,
Для жизни людям так немного надо.
Не сожалей, что труд твой не оценен,
А шахский гнёт остался неизменен.
Могильщики, нас в землю зарывая,
Сомнения в бессмертии скрывают.
Но и они тревожатся порою,
Что в свой черёд и их самих зароют.
- Значит, Учитель, надо все явленья
Оценивать путём сопоставленья?
- Ты верно понял смысл моих речей.
Иной дервиш богаче богачей.
Так нищий, потерявший медяки,
И шах без трона – оба бедняки.
Всё в мире изменяется, течёт,
И нас жизнь к превращениям влечёт.
Развалинами стали города,
В былых озёрах высохла вода,
В равнины превратились цепи гор,
Возник овраг, где высился бугор,
На месте дюн недавно бор шумел,
И океан местами обмелел,
Морское дно, поднявшись, стало полем,
А узники отпущены на волю.
Тот, кто ещё вчера лишён был пищи,
Разбогател, а грозный шах стал нищим.
Умершим в мир обратно не вернутся,
И в суматоху дней не окунуться,
Не осушить уже заздравной чаши,
Лишь в памяти друзья остались наши.
И старцы снова не помолодеют,
Лики старух, как розы, не зардеют,
Красавицами вновь они не станут,
И правнуков не все уже застанут.
Hrizos:
Беседа третья. О человеке
- Теперь, Хайям, Учитель, расскажи
О свойствах человеческой души.
- Природа изначально создала
Всему живому души и тела.
Вопрос о том, как суть души постичь,
Давно людей терзает, словно бич.
И я, пройдя земной путь до конца,
Не мог понять весь замысел Творца,
Зачем Он поселяет душу тут
В нечистой плоти временный сосуд?
Душа способна Истину искать
И цель пути земного постигать.
Она же может мерзости творить,
Кощунствовать, неправду говорить,
Распутничать, злословить, клеветать,
Над горем ближних гнусно хохотать.
Джейрана легче ишаку догнать,
Чем душу человека распознать.
Чего в её глубинах только нет:
И дар Небес, и сатанинский бред.
Чтобы чужие души понимать,
Веленьям сердца следует внимать.
Голоса сердца, сын мой, не глуши,
Оно – глаза твоей слепой души.
- Теперь, Хайям, другой вопрос послушай:
Зачем в тела вселил Бог наши души?
- Возьми слова Хайяма на заметку:
Мы в этом мире, словно птица в клетке.
Мал человек в сравненье с небесами,
Но может мир со всеми чудесами
Вместиться в души мудрецов поэтов,
Чья лира в Космос льёт потоки света.
Вину подобно, что разлито в чаши,
Искрятся вдохновеньем души наши.
Схватив перо, берись, поэт, за дело!
Стих без пера, словно душа без тела.
Не трать огней души невосполнимых,
Они для важных дел необходимы.
Дух устремляя в творческом полёте,
Не хлопочи вокруг желаний плоти.
Прожорливо и алчно твоё тело,
В котором страсть огнём не раз горела.
Поэтому разборчивым будь в пище.
Гурман свинье подобен, духом нищ он.
Здоровье береги, покуда молод.
Всегда приносит пользу лёгкий голод.
Плохая пища хвори вызывает,
Обжорство дух и тело убивает.
Из практики святых давно известно,
Как духу одиночество полезно.
И лучше друг один, зато надёжный,
Чем толпы проходимцев всевозможных.
Искариоту подлому подобно
Они всегда предать тебя способны.
Душа Иуды, как аспид порока,
Она и в мир иной идёт до срока.
Зачем тебе блуждать в толпе убогой,
Идущей в пропасть ложною дорогой?
Так как тела, обитель душ не вечны,
И жизнь не может длиться бесконечно,
Где будут души, знать желают люди,
И что с ними в загробном мире будет?
Этот вопрос пусть будет безответным,
А тайна эта недоступна смертным.
- Пора о людях нам поговорить,
В суть человека дверь приотворить.
Этот важнейший жизненный вопрос
Ты, как поэт, через века пронёс.
- Подлунный мир наш бесконечно сложен,
А в человека целый мир заложен.
Мы в мир приходим, чтоб свой род умножить,
Недаром дети нам всего дороже.
Всё прочее обман: успех, молитвы,
Политика, торговля, прибыль, битвы.
Чем человек глупее, тем покорней,
В сознании – его деяний корни.
Тот – раб в цепях, другой певец свободы,
Красавцы редки, большинство - уроды,
А тот, кто продаёт и покупает,
Зачем живёт, порой и сам не знает.
Не знает тот, кто к прибыли стремится,
Что, прыгнув вниз, нельзя остановиться.
За алчностью порой души не видно,
А роскошь, знак невежества, постыдна.
Редко чья речь сегодня греет душу,
Но ещё меньше тех, кто могут слушать.
Кто бранные слова о ближних скажет,
Тот сам себя, как в зеркале, покажет.
Чтобы тоска не подрезала крылья,
На благо ближних направляй усилья.
Но в старости, сынок, будь осторожен.
В любой момент обрыв пути возможен.
Пусть неучи тебя не раздражают,
Разумный муж невежд не обижает.
Противен человек или приятен,
Порой он даже ближним непонятен.
И пусть украсят голову седины,
Умом пронзая Космоса глубины,
Мудрец о недостойном не хлопочет,
И жизнь проводит так, как сам захочет.
Ты сам, сынок, вниманье обращаешь,
Что, видя мир, себя не замечаешь.
Пред суфием лежит одна дорога:
Познав себя, осознаёт он Бога.
Взыскуя для себя духовной пищи,
Аллаха он в себе самом отыщет.
Для сердца тайны высшие открыты,
Закрыв глаза, увидишь то, что скрыто.
Тот, кто в общенье часто неудобен,
Ныряльщику за жемчугом подобен,
Который так же рта не открывает,
Когда за перламутрами ныряет.
Трудно понять, следя за жизнью многих,
Зачем Бог создавал амёб двуногих,
Готовых пожирать, не зная страха,
Всех сыновей и дочерей Аллаха.
Для Бога на Земле никто не лишний,
Но только ведь не нянька нам Всевышний,
Чтобы следить за нашей гигиеной
И убирать с планеты грязь и пену.
Способны лев убить, украсть лисица,
Шакал же лишь на пакости годится.
Подобных отвратительных шакалов
Всегда вокруг тебя будет немало.
Они, одев на очи сердца шоры,
Ворованное тащат себе в норы,
Знать не желая, не имея страха,
Что они тоже станут горстью праха.
Неоднократно мы с тобой встречали
Рабов и жертв страстей, скорбей, печалей.
Пусть эта мысль банальна и привычна:
Ум ограничен, глупость безгранична.
Ничто навеки людям не даётся,
От жизни только опыт остаётся.
В поисках счастья дурень в мире кружит,
А умный счастье дома обнаружит.
Понять способны чуткие сознанья,
Что люди – капли в море Мирозданья.
Способность сострадать и верность слову
Являют справедливости основу.
Всегда будет дана Аллахом пища
Тому, кто справедливость в мире ищет.
- Учитель, есть ли выход, дай совет,
Из мира плоти или его нет?
- Из тьмы вселенской на короткий миг,
Как образ Бога, человек возник.
Пока в нас лучи сознанья не потух,
Мы – суть вселенной, Мирозданья дух.
Но за века, что мир вершит свой бег,
Не стал венцом Творенья человек,
И в сущности своей, каков он есть,
Вовсе не тот, кем кажется нам здесь.
Ты тоже разным видишься другим.
Так будь, сынок, всегда собой самим.
Не трать бездумно юности вино,
Прольёшь, вновь не появится оно.
Цветок увядший вновь не расцветёт,
Так же и юность светлая пройдёт.
Когда влачить груз жизни всё трудней,
Согреет старость память юных дней.
Как мотылёк у пламени свечи,
Не знает об опасностях в ночи,
Так человек не ведает о том,
Куда уходит, что будет потом.
Всегда может подкрасться к нам беда.
Готовым к встрече с нею будь всегда!
Несчастен тот, кто Родины лишён,
Он горечью разлуки оглушён.
Изгнаннику от Родины вдали
Дар драгоценный – горсть родной земли.
И земляки не снимут с сердца боль,
А могут и насыпать в рану соль.
Изгоним же обиду и печаль,
Нас в этом мире никому не жаль.
Хотя обиды, опыт говорит,
Обрушаться на тех, кто их творит.
Тоска – удел безвольных слабаков,
Но, как ариец, ты ведь не таков!
Чтобы тебя тревоги обошли,
Живи от скопищ городских вдали.
Распущенность присуща городам.
Подолгу жить там неполезно нам.
Нам город злобной дерзостью грозит,
Любой прохожий может быть бандит.
Сума, тюрьма, неправый суд, война –
Земной цивилизации цена.
Она только несчастья может дать,
Печально за всем этим наблюдать.
Лучше всего живи, сынок, один,
Сам себе князь, слуга и господин.
Капризно настроение толпы,
Где люди несвободны и слепы.
В толпе всегда ты будешь одинок,
Она тебя бездумно валит с ног.
Опасности для умных велики,
Когда толпой собрались дураки,
Увидев мудреца издалека,
Они спешат прикончить чужака.
Вновь повторю: живи один весь век,
В толпе же ты уже не человек.
Блажен отшельник, давший свой обет,
Отважнее его на свете нет.
Он от влияний вредных отключён.
О пережитом в прошлом не скорбя,
Надейся в жизни только на себя.
Ни на чью помощь, сын, не уповай,
Врага его оружьем убивай!
Все муки и страданья претерпи,
И сам до срока смерть не торопи.
Пока ты в клетку мира заключён,
Пусть опыт жизни будет извлечён.
А счастье – это сумма добрых дел.
Будь же таким, как в детстве быть хотел.
На мужа чести – сотни подлецов,
Один мудрец – на миллион глупцов.
Мы часто видим, как толпа воров
Спешит украсть творенья мастеров.
Нелепы все потуги торгаша,
Стать мудрецом, разбогатеть спеша.
Корысть не может быть утолена,
Чем больше денег, тем сильней она.
Стяжатель, раб болезней и нужды,
Отравлен ядом страха и вражды.
- Что ждёт нас впереди, скажи, отец,
Расцвет Культуры или же конец?
- Подлунный мир, как пастбище овец,
Где люди овцы, а Пастух – Творец.
Отара эта к Истине глуха,
Поэтому не слышит Пастуха.
Не избежать печального конца
тем, кто не слышит голоса Отца.
Не могут толпы Истину понять,
Не могут слову разума внимать.
Толпа, как дикий зверь без головы,
Но без голов не страшны даже львы.
Сейчас, в этот жестокий, страшный век,
Не может быть счастливым человек.
Так как во власти звери и скоты.
Держись от них, сынок, подальше ты.
Чем в спину ждать очередной удар,
Лучше быть нищим, словно каландар*.
Когда народы тонут в мире бед,
То о Культуре даже речи нет.
Пресечь поток злословья не дано,
Забудь о нём, рассеется оно.
Потока клеветы не избежать,
Но лучше дураков не раздражать.
Плебеи чтут батог, нагайку, кнут.
К тому, кто порет их, они и льнут.
Как иногда снимают груз с осла,
Так власть народу праздники дала.
Подлец легко становится скотом,
И всё способен растоптать потом,
Своих друзей-товарищей предать,
И гибнущему руку не подать.
Политиканы заправляют тут,
Убогий клоун и бездарный шут,
Пытаются себя превозносить,
А могут только хаос приносить.
Спесь и зазнайство – рубище глупца,
Надменность же – одежда гордеца.
В безумии всеобщей суеты
Свирепствуют двуногие скоты.
Раб дома без хозяина один
Воображает, что он – господин.
Но ты, сынок, себя не восхваляй,
И ближнему вниманье уделяй.
Предателям в беде не помогай,
Скотов двуногих также избегай.
Упрямому ослу работать лень,
Не хочет он арбу возить весь день.
Так лучше мудреца вознаградить,
Чем путь к душе невежды находить.
И лучше друга одного спасти,
Чем за судьбу народов бой вести.
Своих обид на свет не выставляй,
Сочувствовать себе не позволяй.
Чтоб тебя сильней пронзила боль,
Тебе на раны сыпать будут соль.
О недостатках ближних не кричи,
Не осуждай их, лучше промолчи.
Хваля кого-то, крайне вредно лгать,
Лучше ему в работе помогать,
А чтоб душевной муки избежать,
Старайся никого не обижать.
Не стоит унывать от неудач,
У большинства людей судьба – палач.
Пусть помнит тот, кого накрыл успех:
В конце могила ожидает всех.
Мы все в её ловушку попадём,
И ничего за гробом не найдём.
Сегодня слава пусть глаза слепит,
А завтра знаменитый муж забыт.
Когда друг двери сердца растворит
И добрые дела для нас творит,
Он будет ближе брата для тебя,
А ты для друга не жалей себя.
Со лжеучёным дружбу не води,
И шарлатанов тоже обходи.
Чем меньше знают низкие умы,
Тем более спокойны будем мы.
Невежество учёных не простит,
И собственную глупость отомстит.
Чтоб ты скорей суть Истины постиг,
Богатство знаний извлекай из книг.
- Нам хижина простая, но своя,
Уютней, чем хоромы у царя.
Как бедность и богатство объяснить,
И их несправедливость устранить?
- Мир разделён на бедных и богатых,
Одни в шелках, другие все в заплатах.
Дворцы богатых утопают в розах,
Под крышей бедняков – печаль и слёзы.
Все, кого алчность на аркане водит,
В конце в тупик нелепости приходят.
Надменность богачам их души губит,
Самовлюблённых хвастунов не любят.
Спесь богачей надменных неуместна,
Когда тропа к богатству их известна.
Не может алчный, даже умирая,
Наполнить короб жадности до края.
В мире богатых о любви болтают,
Но справедливость там не обитает.
Власть над толпой безмозглой достижима,
Но справедливость неуничтожима.
Трудом скопить богатство очень сложно,
А сохранить обычно невозможно.
Всегда ловкач появится, который
Всё у тебя отнимет очень скоро.
Но нищета – не повод для печали,
В конце мы так же наги, как в начале,
И сколько бы мы денег не скопили,
Все станем после смерти горстью пыли.
Позорно жить в полозолочёной клетке
И с барского стола просить объедки.
Плохую о себе оставят память
Те, кто господ своих пытались славить.
У подлеца всегда дурная слава,
Глоток вина из рук его – отрава.
Лучше с друзьями пить простую воду,
Чем с подлецом делить бочонок мёда.
И среди нищих много душ ничтожных,
Вести которых к свету невозможно.
Нередко, знаешь сам, и так бывает:
Лохмотья нищеты порок скрывают.
Болван, богат ли беден, безразлично,
Быть недостоин в обществе приличном.
Пусть золото к рукам невежды липнет,
Он, рано или поздно, с ним погибнет.
А мудрецу богатство не помеха
Для достиженья славы и успеха.
Равны во всём, если смотреть серьёзно,
И нищий дервиш, и владыка грозный.
Свобода духа, качество немногих,
Есть в каждой ханаке*, на вид убогий.
И пусть богач над суфием смеётся,
Ему бедой злорадный смех вернётся.
Избрал себе суфий благую участь,
С Аллахом слившись, он живёт, не мучась.
Свободный суфий, зная цену хлеба,
Сыт тем, что есть, и не злословит Небо.
Нет у него нарядов драгоценных,
Хватает двух рабов обыкновенных.
Богатства – инструмент в руках умелых,
Когда они потрачены на дело.
Пока ты духом бодр и не болеешь,
Спеши потратить с пользой, что имеешь.
Весною соловьёв с любимой слушай,
А ночью вам любовь согреет душу.
Пусть твои руки милую ласкают,
А Музы никогда не умолкают.
Когда ты бодр и душою весел,
И рок тебе мешок любви отвесил,
Богатым помогай сорить деньгами,
Дели краюху хлеба с бедняками.
Не делай склад в стенах родного дома,
Всё после смерти отойдёт другому,
Тому, кто за спиной твоей смеялся,
Кощунственно злословил, изгалялся.
- Всем людям с жизнью предстоит проститься.
Как к старости нам надо относиться?
- Страх и надежда, сёстры палача,
Блуждают, слабость духа волоча.
Откуда наша жизнь взяла разбег,
Знать до конца не может человек.
Сияющий лазурью небосвод,
Всех, рано или поздно, уберёт.
И старость отогнать оставь надежду,
Её не снять как ветхую одежду.
Жизнь наша в этом мире не безбрежна,
А потому и старость неизбежна.
Недолго птица юности попела,
И вот в сады другие улетела.
Пусть тело стало дряхло и недужно,
Но страху смерти уступать не нужно.
Выплёскивай своих обид осадок,
Он ускоряет наших сил упадок.
Припомни, как в дни юности беспечной
Ты счастлив был и жизнь казалась вечной.
Взять стариков и молодых ребят,
По-разному на мир они глядят.
Юнцов манят надежды впереди,
У стариков всё это позади.
Не потечёт вспять времени река,
Как плыть по ней, пусть спросят старика.
Но не ответит им тупой старик,
Который дурака валять привык.
Благая ж старость, мудрости полна,
Умом искрится, как бокал вина.
С годами дружба старцам всё нужней,
А к малым детям сердце всё нежней.
Могил окинув взглядом череду,
Знай, для тебя есть место в их ряду…
- Судьбы и Рока беспредельна власть.
Как надо жить, чтоб в сеть к ним не попасть?
- Волчок Вселенной без тебя заверчен,
Ты – циркуль, коим круг Судьбы очерчен.
Тревогой ты себя напрасно мучишь,
Что суждено Судьбой, то и получишь.
Тот, кто неистов, алчен, ненасытен,
Перед суровым Роком беззащитен.
Судьба невеждам дарит состоянья,
А мудрецам труды и испытанья.
За что страдаем мы на этом свете,
Не скажет в хутбе* нам мулла в мечети.
Судьба у всех людей над ухом дышит,
Проклятий и молитв она не слышит.
Аллах – не нянька, а Отец суровый,
Он спросит за поступок, мысль и слово.
Судьба – есть круг, порой не очень ровный,
Но по нему мы следуем покорно.
Начав по кругу Судеб прохожденье,
Бессмысленно просить о снисхожденье.
Путь времени в один конец проложен,
И поворот обратно невозможен.
Судьба слепа, безжалостна, небрежна,
И, как в море волны, неизбежна.
Мольбы она не слышит, уговоров,
Мы все её покорны приговору.
Она к любовным стонам равнодушна,
И даже воле Бога непослушна.
Нося в суме успех и неудачи,
Она решит: кто царь иль раб богаче.
Когда Судьбой ты вознесён высоко,
Остерегайся козней злого Рока.
А если Рок возносит недостойных,
Не огорчайся и живи спокойно.
Одних Судьба на шахский трон сажает,
Другим надежды грубо разрушает.
Будь терпелив, с Судьбой не пререкайся,
И в сторону с Пути не отвлекайся.
Красавица, мужчины наважденье,
То мучает, то дарит наслажденье.
Только она его напрасно мучит,
Ведь и её постигнет та же участь.
Мудрец подачек у Судьбы не просит
Прими всё, что она тебе подносит.
Ступай Путём, каким Судьба укажет,
А сердце, как себя вести, подскажет.
Конец Пути – в кладбищенской ограде.
Суфий Судьбу не молит о пощаде,
А кто Судьбу в безумье обвиняет,
На деле ничего не понимает.
Не думай, что она несправедлива,
А к недругам щедра и терпелива.
На первый взгляд Судьба к нам равнодушна,
Но она силе разума послушна.
Узлов Судьбы мечом не перерубишь,
Растратив силы, сам себя погубишь.
Пусть тяжкий Рок тебя не беспокоит,
В борьбе с ним руки опускать не стоит.
Благодари Судьбу за все подарки
Счастливых встреч, любви объятий жарких.
Завидовать не надо молодёжи,
Чей беззаботный смех богатств дороже.
У тех, кто юность тратил понапрасну,
Судьба в итоге сложится ужасно.
А кто своим капризам потакает,
Пусть опыт жизни сами извлекают.
Давно известно, рано или поздно,
Вернётся зло к тому, кто его создал.
Всё отобрав, дом, барахло, надежду,
Судьба в конце похитит тел одежду.
А то, что Рок вписал в её скрижали,
Они вначале не воображали.
Рок вслед за нами по пятам шагает,
Никто его сетей не избегает.
Из чаши жизни пей напиток Рока,
Не избежать Судьбы своей и срока.
Но даже, если Рок тебя толкает,
Пусть он с Пути тебя не отвлекает.
Не тратя сил в борьбе с суровым Роком,
Воспользуйся преподанным уроком.
Того, кто чутким сердцем верен Богу,
Рок выведет на верную дорогу.
Борьба с Судьбой седых волос прибавит,
Но от суровых бедствий не избавит.
Судьба от смерти не даёт отсрочку,
И каждый умирает в одиночку.
Иллюзией удач не обольщайся,
В раба никчемных дел не превращайся.
Судьба – улов в сетях причин и следствий,
Завязанных узлами зла и бедствий,
А потому бессмысленно стараться
Судьбу-злодейку обмануть пытаться.
Зачем в борьбе с Судьбою тратить силы,
Если она уложит всех в могилы.
- В грядущем, где всё видится в тумане,
Расписаны ли Судьбы нам заранее?
- С тех пор, как Мирозданья шар раскручен,
Любой из нас с Судьбою неразлучен,
И если Свыше Путь тебе указан,
Ты будешь с тем Путём навеки связан.
Всё будет так, как и должно случиться,
Так пусть скакун Судьбы летит, как птица.
Судьба слепа, скупа и неподкупна,
И счастье в мире не для всех доступно.
На Рок и испытания не сетуй,
Лови мгновенья счастья в жизни этой.
Гони тревогу, скуку и усталость,
Не думай, сколько лет ещё осталось.
С любимою своей пируй беспечно.
Всем предстоит вернуться в мир предвечный.
Так было прежде и всегда так будет,
А после смерти мир нас позабудет.
Законы бытия непобедимы,
И всех нас смерть влечёт неотвратимо.
Пред тем, как вновь начать Путь восхожденья,
Нам предстоит испить воды забвенья.
Мы растворимся в огненной Вселенной,
И станем жизнью будущей нетленной.
Когда окончен Путь и час назначен,
Забудь про все грехи и неудачи,
Раздай долги и уходи достойно,
Чтоб, как мужчина, встретить смерть спокойно.
От смерти невозможно откупиться,
И золото тогда не пригодится.
А в час своей кончины будь уверен,
Что прожил срок, который был отмерен.
Гончар прах смертных в чаши превращает,
Но о грядущем ничего не знает,
Ни когда он предстанет пред Аллахом,
Ни как его распорядятся прахом.
Минувший день к нам завтра не вернётся,
Заснувший не уверен, что проснётся.
Не загружая просьбами аллаха,
Свободен путь от низменного страха.
На памяти минувших поколений
Никто не отменял Его велений.
Пусть не терзает грудь твою тревога,
Судьбы давно отмерена дорога.
Не стоит унывать от неудач,
У большинства людей Судьба – палач.
Имея тяжких бед большой запас,
Рок караулит каждого из нас.
Беда поможет счастье оценить
Всем, кто Судьбу желают изменить.
Узлы Судьбы непросто развязать,
Тем более мечом перерубать.
По миру сей хорошее зерно,
Чтоб добрый урожай дало оно.
И пусть его другие соберут,
Тебя же добрым словом помянут.
Благое дело, как звезда, блестит,
Бог за него пустячный грех простит.
Злодей же, прозябая, не живёт,
А щепкою в реке Судьбы плывёт.
*Каландары – члены нищенствующего суфийского братства Каландари.
*Ханака – странноприимный дом, обитель дервишей.
* Хутба – пятничная проповедь у мусульман.
Иллюстрация - http://www.spittoon.org/archives/9193
Hrizos:
Беседа четвёртая. О добре и зле.
- Добро и зло, Учитель, преходящи.
Их различать есть способ подходящий?
- Добро и зло в тебе живут с рожденья,
Преследуя всю жизнь, как наважденье.
Всегда непросто, несмотря на лица,
Между добром и злом найти границу.
Цепей добра и зла вином не снимешь
И всех воспоминаний не покинешь.
В сетях добра и зла мы пребываем,
Но в суете об этом забываем.
Добро и зло мы разной мерой мерим,
Рядом со злом добро сильнее ценим.
От зла чужого оградись стеною,
Своё же пусть проходит стороною.
Добро добром к тебе должно вернуться,
Но зло добром не может обернуться.
Злодей, что хуже бешенного волка,
Себя карая, не протянет долго.
- Скажи, Учитель, как себя вести,
Чтобы покой душевный обрести?
- Как бабочки не могут жить в реке,
А розы не растут в солончаке,
Так людям Бога не дано понять,
И в этом их не стоит обвинять.
Все те, кто стал науки изучать,
Или мечеть с усердьем посещать,
Ушли из жизни, мира не познав,
А веру и надежду растеряв.
Но наши жизни, как в реке вода, -
Есть путь из ниоткуда в никуда.
Когда же пери с ликом как луна,
С улыбкой нежной даст тебе вина,
То, отказавшись от иных даров,
Ты станешь господином двух миров.
Красавица и чаша поутру –
Вот радости, доступные в миру.
А недостатки мира порицать,
Значит, разумность Бога отрицать.
Куда полезней мир с собой сравнить,
В себе стараясь что-то изменить.
Не зря твердили светлые умы:
«Истоков мира не узнаем мы».
Все озаренья бережно храни,
От тайн своей души невежд гони!
То, что задумал, молча выполняй,
От мракобесов замыслы скрывай.
Умей, пройдя страною алых роз,
Уйти в края, где царствует мороз.
Мир видимый – тень бытия для нас,
Невидимый – не различает глаз.
Недаром Чжуан Цзы был удивлён:
Реальней наша явь или наш сон.
- Тебе, Учитель, я не изменял,
Твои советы в жизни применял,
Как мысль и слово делом увязать,
Как пировать и как стихи писать,
Чтоб Истину, как женщину, ласкать,
Стихами можно Истину искать?
- Поэты могут мир преображать,
Им бег стихов порой не удержать.
Кто слеп душой, не видит высший свет,
Узреть его способен лишь поэт.
Чтобы поэту хорошо писать,
Как можно больше следует читать
Поэтов славных, живших до тебя,
Создавших сад шедевров, мир любя.
Когда спадёт со строчек шелуха,
Услышишь ритм и музыку стиха.
Твоё перо, послушное уму,
Изгнать из душ людских способно тьму,
Когда я, хлеба преломив кусок,
С любимою делил вина глоток
На берегу прозрачного ручья,
Стихи слагались, рифмами журча.
Был вес пера Хайяма крайне мал,
Но он тайфуны страсти поднимал,
И рубаи фонтами огня
Ночь освещали, в Космосе звеня.
Как в зеркале мир внешний отражён,
Так и поэт стихом вооружён.
Беря у роз образчик красоты,
Расти стихи, как садовод цветы.
Когда тропою творчества идёшь,
Всё, что достичь желаешь, обретёшь.
Пусть пери пляшет, грацией маня,
А слух ласкают трели соловья.
Кто этого не знал, тот не поэт,
Тому не светит вдохновенья свет.
Чтоб не попасть в трясину клеветы,
От критиков держись подальше ты.
Редко поймут шах, муфтий и эмир,
Что труд поэта украшает мир.
- Что скажешь ты, Хайям, о царской власти?
Вокруг неё всегда кипели страсти.
- Несправедливый шах, себя позоря,
Несёт народу не покой, а горе.
Когда царю присуща справедливость
И к подданным своим монаршья милость,
Его простые люди не бояться,
А приказанья выполнять стремятся.
Пусть шах поможет мудрецам, поэтам,
Не забывая суфиев при этом,
Поддержит их деньгами и советом,
Чтобы большой талант не канул в Лету.
Следя за процветанием народа,
И жизнь улучшая год от года.
Он, облегчая участь всем убогим,
Построит города, мосты, дороги.
Но если шах к народу равнодушен,
Восстаньем его трон будет разрушен.
Ничто не повредит устоям трона
Лишь там, где соблюдаются законы.
Не смогут даже войн ураганы
Нарушить все намеченные планы.
Для шаха будет лучшим одеяньем –
Высокой справедливости деянья.
Пусть к войнам будет армия готова,
Чтоб было веским царственное слово.
Пусть шах все свои стройки завершает,
А древние дворцы не разрушает,
Чиновникам пусть жалованье платит
С расчётом, что его на жизнь хватит.
Пусть знает шах, берёт ли мзду чиновник,
Чтоб был наказан бед людских виновник,
Который подорвал доверье к власти.
Шах в силах избежать такой напасти.
Чтобы чиновник натерпелся страха,
Мздоимцев надо отправлять на плаху,
Чтобы чиновник, натерпевшись страха,
Людей труда обманывать боялся
И взятки брать вовек остерегался.
Пусть мелкие проступки шах прощает,
Но замыслы измен разоблачает.
В борьбе со злом всем знать необходимо,
Что кара подлецам неотвратима.
Мечом шах государство охраняет
И внешние угрозы устраняет,
К своим себе быть добрым позволяет,
А пред врагами львом себя являет.
Невыполненье шахского приказа
Должно караться беспощадно сразу.
Когда казну страны шах сам считает,
Народ и государство процветают,
У шаха, что радел о государстве,
Сбережено народное богатство.
Если правитель вдумчивый философ,
Нет нерешённых для него вопросов.
Пусть властолюбец трон занять стремится,
Для суфия путь этот не годится.
Аллаху посвящая ум и душу,
Высокий суфий к власти равнодушен.
- Учитель, ты имел друзей надёжных,
Но обрести их нынче крайне сложно…
- Чтобы тебе предательства не знать,
Спеши друзей неискренних изгнать.
Предатель, что в плащ дружбы был одет,
Всегда будет причиной многих бед.
Словам о дружбе меньше доверяй,
В час испытаний друга проверяй.
Но прежде к окруженью присмотрись,
Со всеми лжедрузьями разберись.
Когда эту толпу переберёшь,
Надёжных больше трёх не наберёшь.
В бою всегда друг друга защитит,
Обиду же забудет и простит.
У богача полно друзей всегда,
Но истинных определит нужда.
С врагом открытой схватки надо ждать,
Зато не может враг тебя предать.
- Что скажешь ты о ханжестве убогом
Тех, кто пороки прикрывают Богом?
- Уж лучше откровенный бред пьянчуги,
Чем лицемеров жалкие потуги
Рядиться в тогу праведников рьяных,
Злословящих распутников и пьяных.
Меня тошнит от вида морд спесивых,
От их речей неискренних и лживых.
Уж лучше с другом в кабаке напиться,
Чем с лицемером в нудном споре злиться.
Пусть у кого-то плащ вином подмочен,
Но лицемер-ханжа вдвойне порочен.
Гони подальше болтунов отменных,
Не слушай краснобае лицемерных.
Не зря мы в кабаке ханжу не видим,
Где он простым народом ненавидим.
Ещё обычай есть у лицемера:
Для вида соблюдать обряды веры.
Скрывает часто ханжества личина
Довольно неприглядную картину.
В мечетях муллы важностью надуты,
А медресе живут ханжи и плуты.
Они себя пороком услаждают,
А ближних фарисейски осуждают.
Но прежде, чем проклятья слать пьянчуге,
Пусть нам расскажут о своём досуге.
Зачем страшиться ада, жаждать рая?
Пей счастье с милой, от любви сгорая!
- Разлиты в мире горе и страданья.
Как выдержать мне эти испытанья?
- Дорога жизни, что тебя ведёт,
Всегда по краю пропасти идёт.
Там за нависшей зеленью кустов
Всегда будь к встрече с хищником готов.
Если печаль ты сможешь превозмочь,
Значит, способен ближнему помочь.
Словом участья и глотком вина
Нередко чья-то жизнь спасена.
Когда тебя тоска и грусть гнетут,
Не забывай, что ты не вечен тут.
Не стоит понапрасну слёзы лить,
Кого-то проклинать или хулить.
Мы можем в омут бедствий угодить
И на вершины счастья восходить.
Жизнь праздником становится для тех,
Кому труд в радость. Это ль не успех?
А чтоб душевных избежать потерь,
Всегда держи закрытой сердца дверь.
Особенно невежд, сын, избегай,
При этом недоумка не ругай.
Когда дурак начнёт тебя бранить,
Без колебаний рви общенья нить.
Пусть он тебя считает чудаком,
Невеждой и наивным простаком.
Среди никчёмных дел и суеты
Достойных целей не добьёшься ты.
Былых обид и бед не вороши,
А новые накликать не спеши.
Тоска – есть смерти младшая сестра,
Боль от неё мучительно остра,
Потерь же мы не можем избежать.
Умей грусть бодрой мыслью отражать.
Тоской терзаясь помни об одном,
Что мы уснём все непробудным сном.
Печаль из жизни следует известь,
Она только разрушит то, что есть.
Печаль успеха не даёт достичь,
Гоня её, используй даже бич.
Несчастье мудреца не ослепит,
Он о прошедших бедах не скорбит.
Все мысли о раскаянье гони,
Чтоб не вернулись никогда они.
Запомни навсегда простой урок:
Раскаянье – есть слабости порог.
Его, сын, никогда не преступай,
Как сочтёшь нужным, так и поступай.
При этом о грехах не вспоминай,
А память о страданьях изгоняй.
Изгнав из сердца ненависть и страх,
Успешен будешь в творческих делах.
Ведь, чтоб в жестоких битвах побеждать,
Боец не должен понуканий ждать.
С унынием тебе не по пути,
С тяжёлой ношей в горы не уйти.
Так, налегке идя своей тропой,
Твори, дерзай, борись и песни пой,
Весною слушай соловьёв напев
И наслаждайся красотою дев.
С любимой пей поэзии вино,
Оно не зря Творцом припасено.
Когда же лет прожитых станет жаль,
Вино поможет разогнать печаль.
За жемчугом ныряя, не зевай
И, не достав жемчужниц не всплывай.
- Чтоб душу от печалей мне избавить,
Что мог бы ты, Хайям, ещё добавить?
- Страдалец любит, чтоб его жалели,
Как будто он младенец к колыбели.
Печаль страдальцу Истин не откроет,
Зато лицо морщинами покроет.
Мужчин печальных женщины не любят,
А нежных дев печаль до срока губит.
Как жар пустыни летом травы сушит,
Так грустный дух любовь в зачатке душит.
Печаль вином на время изгоняют,
И хмелем взгляд на жизнь изменяют.
В хандре сокрыты корни всех болезней,
От них упорный труд всего полезней.
Но лодырю труд радость не приносит,
Он тяжкий груз привычной лени носит.
Добьётся цели тот, кто бодр духом
И не подвержен панике и слухам.
- Как быть, Учитель, чтоб не рвал на части
Нас ураган эмоций в шторме страсти?
- Не поддавайся вспышкам гнева злобным,
Они собакам бешенным подобны.
Ведь тот, кто вспышкам гнева потакает,
В пропасть безумья сам себя толкает.
Уменье гнев сдержать даётся сложно,
С гневливыми жить мирно невозможно.
Вином, порой, удастся гнев умерить
И искренность чужой души проверить.
Все люди к удовольствиям стремятся.
Пей радости, они не повторяться.
С друзьями веселись, пока есть время,
Не забывай, оно царит над всеми.
Желанья удовольствий безграничны,
Но их смиряет человек приличный.
Желанье жизнь в тела людей вселяет,
А потому пусть страсти полыхают.
Любовь, источник жизни, созиданье,
Даётся в долг, как страсти оправданье,
Но нам из глубины веков вестимо:
Страсть с похотью козла несовместимы.
Вспышкой страстей нас женщины карают,
А после сами в том костре сгорают.
Влюблённые же пусть не забывают,
Что страсть, любовь калеча, убивает.
Жаль тех, кто в склепе страсти замурован,
А там на цепь безумия прикован.
Шальные страсти тело разрушают,
С Пути сбивают, созидать мешают.
У похоти и страсти нет предела,
Они повергнут в прах любое дело.
Держи себя в узде повиновенья,
Не позволяй тревогам и сомненью
Терзать себя, судьбой повелевая.
Ты этим жизни годы продлеваешь.
Не иссушай сомненьем свою душу,
Лучше негромкий голос сердца слушай.
Для разума губительно безделье,
Лень мозга – ядовитейшее зелье.
Для этого и дан ум человеку,
Чтоб он не прыгал в огненную реку
Безудержных утех и наслаждений.
Тебе моих довольно убеждений?
Поэтому всегда ты должен помнить:
Нельзя кувшин без дна вином наполнить.
Кто в юности горел в костре распутства,
Тот встретит старость, где темно и пусто.
Запретный плод для большинства так сладок,
А потому и мир на грех так падок.
Тело дано нам, как рабу рубаха.
Минует срок, мы станем горсткой праха.
Не рви души страстями и тревогой,
Лучше присядь, сынок, перед дорогой.
Чтоб волю Бога не нарушить нам
Как относиться следует к грехам?
- Грешить закон не может запретить,
От них и ад не может отвратить.
Чтобы чернь не была к добру глуха,
Придумано понятие греха.
В любой душе есть не один порок,
Их изгоняя, извлечём урок.
Похмельем люди платят за пиры,
Шипы у розы срезанной остры.
Кокетку очень трудно укротить,
Но ей за блуд придётся заплатить.
Так, каждый с детства должен понимать,
Что лень и ложь – грехам отец и мать.
Муж благородный лжи не сотворит.
Он даже молча правды говорит.
Самовлюблённый муж сродни слепым,
А потому дружить не стоит с ним.
И лучше с благородным погибать,
Чем с подлецом-иудой пировать.
Погрязшим в лицемерии и лжи
На их упрёки нас в грехах скажи:
«Лучше вино с любовью пополам,
Чем жить, подобно вам, тупым ослам,
Запятнанным торговлей, воровством,
Пробить готовым стены медным лбом».
Немало душегубов и иуд
Сейчас спокойно среди нас живут.
Блажен, кто пил вино и дев любил,
Кто о загробном пекле позабыл.
Как следует из фарисейских слов,
Всевышний беспощаден и суров.
Святоши любят грешных обвинять,
Но грешника безгрешным не понять.
Ведь справедливость Господа проста,
Ни жертв Ему не надо, ни поста.
Суда я в День Последний не страшусь,
Я у Аллаха попросить решусь
Простит Хайяма за его грехи,
Которые не столь уж велики.
Всевышний милосердный всё поймёт
И меня в Сферы Высшие возьмёт.
- Чтоб не иметь в чужом пиру похмелья,
Как относиться следует к веселью?
- Веселие – души благая пища,
С ним горе тропок в сердце не отыщет.
Задавшись с юных лет благою целью
Засеять луг судьбы травой веселья,
Знай, быть всегда весёлым крайне сложно
И долго веселиться невозможно.
Не раз мы плату сами назначали,
Платя за час веселья год печали.
Дворца веселья основанье зыбко.
Не повторяй, сынок, мои ошибки.
Любовь мои досуги украшала,
Вино же годы жизни сокращало.
Не позволяя расслабляться слишком,
Посты дают веселью передышку.
В пост пери, отдохнув, в себя приходят,
А в кабаки запас вина завозят.
Тоску, что души травит горьким зельем,
Гони в застольях дружеским весельем.
Оно ценней богатств, лекарств дороже,
В любой болезни нам всегда поможет.
Зная в питье вина предел и меру,
Не следуй алкоголиков примеру,
И пусть главу седины увенчали,
Весёлым будь, вином изгнав печали.
- Как испытавший жажду ценит воду,
Так узник долгожданную свободу.
В мире корысти, лжи и чистогана
Поэтам и учёным жить погано.
И ты гонений пережил немало,
Тебя ведь нечисть тоже угнетала.
Как не попасть в судьбы тугой капкан,
Если связал страстей витой аркан?
- Сегодня волен путь свой выбрать ты,
А завтра жуть могильной темноты
Тебя поглотит и померкнет свет,
Там прошлого и будущего нет.
Желающим высокий пост занять
Идей свободы не дано понять.
Такая незавидная судьба
Немногим лучше участи раба.
Воистину свободен только тот,
Кто мудрость, уходя с Земли, берёт.
Свободен также тот, кто вечно пьян,
Тот, кто хмельным весельем обуян.
Но несвободны, что ни говори,
Погрязшие в излишествах цари,
Банкир-пройдоха, жулик-олигарх,
Торговец верой выкрест-Патриарх,
Кто, не имея власти над собой,
Готов занять высокий пост любой.
Чтоб чуждых мнений ты не стал рабом,
Будь независим в обществе любом.
Беги от сборищ, не жалея ног,
Свободен только тот, кто одинок.
Имея самый скромный закуток
И хлеба заработанный кусок,
Свободен человек от всяких пут,
Его не посечёт господский кнут.
Иллюстрация - http://www.liveinternet.ru/users/feliks_fadeev/post129685983/
Навигация
Перейти к полной версии