Автор Тема: Русская масляная живопись 19 века  (Прочитано 4876 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Русская масляная живопись 19 века

Предлагаю посмотреть на интересную подборку русской жанровой живописи художников, которых многие из нас сегодня незаслуженно забыли.    Алексей Корзухин. "Возвращение из города". 1870 г. Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец - связку баранок. Правда, в семье много детей - только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/227ad1cc7d904d92b831053fc5094354.jpg
     
Николай Неврёв. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г. Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев - пять сотен рублей. 500 рублей - средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки - европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/f3d1cdbee103aa799305b24ae18a894a.jpg

 
      Василий Перов. "Сельский крестный ход на Пасхе". 1861 г. Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины - приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/beeb4127997e00c040d8cac96c9f252c.jpg

 
      Григорий Мясоедов. "Земство обедает". 1872 г. Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление - земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями - пропасть. Поэтому - обеденный апартеид. Господа - в доме, с официантами, крестьяне - под дверью.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/90e2a53e6710bb7037b372a090fe14f3.jpg

 
      Федор Васильев. "Деревня".1869 г. 1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/a08d6e733fd7fa87c7a2056efea033c5.jpg

 
      Ян Хендрик Верхайен. "Голландская деревня с фигурами людей". 1-я пол. 19 века. Ну это так, для сравнения :)


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/251f7858ff4fb0bce930e2dc19685323.jpg

 
      Сергей Коровин. "На миру".1893 г. Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение - кулаки. На сельском сходе - какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/882e5a56423da46ce8685d4d63a0ac26.jpg

 
      Василий Максимов. "Аукцион за недоимки".1881-82 гг. Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II "Освободитель" на самом деле освободил крестьян за деньги - они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений , пока были крепостными. Но когда стали свободными - их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/07756f308c16b2fc03d5456edbc2fc07.jpg

 
      Владимир Маковский. "На бульваре". 1886-1887 г. В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге - не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой - все по фиг.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/2a0275b283858d314a7c6799c565f1d8.jpg

 
      Владимир Маковский. "Свидание". 1883 г. В деревне нищета. Пацана отдали "в люди". Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/78dc20ef3396e63af9e292190fab44a2.jpg

 
      И еще Владимир Маковский. "Крах банка". 1881 г. Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/7714ac7b62801472e0dbc148e67fda84.jpg

 
      Павел Федотов. "Свежий кавалер". 1846 г. Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро , одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/1f26347f5217007e0f1caa27b4e5e271.jpg

 
      Еще Павел Федотов. "Завтрак аристократа".1849-1850. Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат - бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в "Вишневом саде" имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских - безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/02262acbb68774c299645212e758545f.jpg

 
      Борис Кустодиев. "Купец". 1918 г. Провинциальное купечество - любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/30a10705f9208d6e89b20ad7640d79ee.jpg

 
      Илья Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-1883 гг. На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним - икону, потом идут лучшие люди - чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам - охрана (на лошадях), дальше - простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/42a6f289e1be99e24d63c120195f506c.jpg

 
      Илья Репин. "Сходка". 1883 г. А вот эти молодые ребята на другой картине Репина - больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь - террор. Это "Народная Воля", подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/80e50d25b0a4289bfa439daddd58b086.jpg

 
      Николай Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского". 1895 г. Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться - есть. Учитель - в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек - Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/252c43a24f83fa05350a0b485e6e258b.jpg

 
      Ян Матейко. "Закованная Польша". 1863 г. По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов - 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю - вылитый Дзержинский.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/1b9f18ccca2e5cec68eb5d8b7c801ca3.jpg

 
      Николай Пимоменко. "Жертва фанатизма". 1899 г. На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним - обеспокоенная общественность с дубинами.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/7050118e75ccc1cbf8cac021b9ff9942.jpg

 
      Франц Рубо. "Штурм аула Гимры". 1891 г. Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая - на картине ниже:


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/9a0547ad9e433050f6cb818932cdf0a9.jpg

 
      Василий Верещагин. "Опиумоеды". 1868 г. Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров - об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота...


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/e30ff63c0b3fd429aebebc968c1298e2.jpg

 
      Петр Белоусов. "Мы пойдем другим путем!".1951 г. Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя , было, в сфере индивидуального террора - готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: "Мы пойдем другим путем!". И пошли.


http://cdn.fishki.net/upload/post/201309/10/1206338/040963dc24aa324251d98b7fbffd4a5e.jpg

 
  Еще больше интересных тем в нашей группе В КОНТАКТЕ
Хитрости Жизни http://vk.com/public91514464 ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ
    Читать подробнее ?

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Русская масляная живопись 19 века
« Ответ #1 : 02/12/15 , 01:12:21 »
Максимов Василий Максимович – русский художник


http://persons-info.com/userfiles/image/persons/20000-30000/28000-29000/28238/MAKSIMOV_Vasilii_Maksimovich_1.jpg height=723

Василий Максимович Максимов (1844-1911 гг.) родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Родители его - из государственных крестьян. До десяти лет Максимов оставался в родной деревне, рос среди людей, которые в будущем придут в его картины. Как для большинства русских художников, круг ранних художественных впечатлений стал определяющим. Это - устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с украшающей их резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них, а также русские лица, русский интонационный лад речи и родная земля.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367493721_1865-krestyanskaya-evochka-2.jpg

Крестьянская девочка (1865 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367493780_1864-bolnoe-ditya.jpg

Больное дитя (1864 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367493777_1864-zaslushalis.jpg
Заслушались (1864 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367493957_1871-materinstvo.jpg
Материнство (1871 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494110_1865-krestyanskaya-devochka.jpg
Крестьянская девочка (1865 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494180_1866-devochka.jpg
Девочка (1866 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494168_golova-krestyanina.jpg
Голова крестьянина

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494122_portret-starika.jpg
Портрет старика

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494176_starik-krestyanin.jpg
Старик-крестьянин

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494500_1867-babushkiny-skazki.jpg
Бабушкины сказки (1867 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494586_1869-sbory-na-gulyane.jpg
Сборы на гулянье (1869 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494678_1869-vnutrenniy-vid-izby.jpg
Внутренний вид избы (1869 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494610_1869-vnutrenniy-vid-izby-2.jpg
Внутренний вид избы (1869 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494610_1869-vnutrenniy-vid-izby-2.jpg
Внутренний вид избы (1869 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494679_1869-krasnyy-ugol-v-izbe.jpg
Красный угол в избе (1869 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494645_1869-krestyanskaya-izba.jpg
Крестьянская изба (1869 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494593_1874-devushka-u-ambara.jpg
Девушка у амбара (1874 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494893_1875-prihod-kolduna-na-krestyanskuyu-svadbu.jpg
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367494974_1876-semeynyy-razdel.jpg
Семейный раздел (1876 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495050_1877-sad-pri-dome-tretyakovyh.jpg
Сад при доме Третьяковых (1877 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495036_1879-bednyy-uzhin.jpg
Бедный ужин (1879 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495021_1879-kto-tam.jpg
Кто там? (1879 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495223_1880-1881-aukcion-za-nedoimki.jpg
Аукцион за недоимки (1880-1881 гг.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495332_1881-bolnoy-muzh.jpg
Больной муж (1881 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495281_1884-slepoy-hozyain.jpg
Слепой хозяин (1884 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495279_1881-starik.jpg
Старик (1881 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495308_edinstvennyy-uchitel.jpg
Единственный учитель

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495497_1891-posle-obedni.jpg
После обедни (1891 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495585_1891-u-svoey-polosy.jpg
У своей полосы (1891 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495590_1893-lesnoy-storozh.jpg
Лесной сторож (1893 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495594_1896-dobredet-li.jpg
Добредет ли? (1896 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495554_1896-perezhil-staruhu.jpg
Пережил старуху (1896 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495522_1896-russkaya-krestyanka.jpg
Русская крестьянка (1896 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495520_1899-buduschiy-hudozhnik.jpg
Будущий художник (1899 г.)

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2013-05/1367495813_1903-zalom-rzhi.jpg
Залом ржи (1903 г.)

Оффлайн Админ

  • Активист Движения "17 марта"
  • **
  • Сообщений: 9556
Re: Русская масляная живопись 19 века
« Ответ #2 : 23/04/19 , 08:14:20 »
Семейный раздел: что на самом деле изображено на картине



Картина Василия Максимова "Семейный раздел" (1876) — типичная передвижническая картина, посвященная ушедшим реалиям. Основная мысль картины нам понятна — два брата делят общее хозяйство (по всей видимости, после смерти отца); понятна и психологическая сторона — младшая семейная пара на картине состоит из скромной, застенчивой жены и решительного мужа, а старшая, напротив, из жесткой, скандальной жены и робковатого мужа. А вот понять, зачем они решили делиться, хорошо это или плохо, полезно им или неполезно, из–за чего именно они спорят и кто тут прав, современный зритель уже не может. В этом мы и попробуем разобраться.

Для начала надо понять, что крестьянское дворохозяйство — это не просто совокупность частного имущества. Крестьянский двор не принадлежит никому — ни дворохозяину как единоличному владельцу, ни всем членам семьи в совокупности. Скорее, это крестьяне принадлежат к двору. Общее гражданское право на крестьян не распространяется, и они вольны решать свои имущественные споры по обычаям, при необходимости обращаясь к непрофессиональному волостному суду, также действующему без писаного права. Поэтому, в общем смысле, ни один из братьев не является владельцем половины двора.

Перед нами простой случай — достаточно очевидно, что двор делится между двумя братьями поровну (русские не склонны давать преимущество старшему брату). А вот если бы один брат пожелал уйти в город и переписаться в мещане (то есть сам двор не делился бы на два двора), то он не имел бы безусловного права требования своей половины имущества. Еще большей проблемой был бы раздел двора между отцом и сыном (здесь для русских не очевидно, что надо делиться поровну). Да и в нашем простом случае есть о чем поспорить — если мы представим, что у одного брата один ребенок, а у другого пять, справедливо ли делить двор пополам?

В общем, ничего похожего на современный раздел имущества при разводе или распределение наследства, то есть такой процедуры, при которой права всякого лица определены законом, для крестьян не существовало (а вот для всех остальных сословий — существовало). Любой спор разрешался борьбой воль, а если таковая борьба не давала результата — произвольным решением волостного суда, бестолкового, непоследовательного и падкого на подношения. Юристы той эпохи уже начали догадываться, что правительство сделало ошибку, не распространив на крестьян в момент их раскрепощения общее гражданское право. Крестьяне не смогли выработать собственное обычное право, как то ожидало от них государство, и просто запутались и погрязли в конфликтах, один из которых и изображен на нашей картине.


Заметим, что у мужиков хватает ума найти из этого запутанного положения самый цивилизованный выход — прибегнуть к медиации. Три фигуры в красном углу — это сельский староста (узнаваемый по должностному знаку на груди) и двое "стариков", то есть просто наиболее авторитетных односельчан. Никакой законной власти в деле разделения имущества эти лица не имеют, и они приглашены спорящими добровольно. Парадоксально, но разумный обычай медиации, весьма популярный при разрешении внутрисемейных имущественных конфликтов в современных европейских странах (иногда даже обязательный), в России напрочь исчез — то есть здесь мы даже несколько издичали в сравнении с вшивобородыми и неграмотными предками.

Теперь надо разобраться, что и как делят на картине. Земельный полевой надел не составляет собственности крестьян, он принадлежит общине в целом и может быть в любой момент подвергнут переделу. Следовательно, его судьбу (и следующую за ней раскладку податей) при разделе двора определяет сельский сход, а не братья. А вот усадебная оседлость (придомовой участок), постройки, деньги и движимое имущество составляют собственность двора и подлежат разделению. Разумеется, никто не ставит задачи разделить видимое на картине имущество пополам. Напротив, хороший дом — а на картине изображен очень солидный дом, добротной постройки, с большими окнами и высоким потолком — обычно стоил больше, чем всё остальное имущество семьи. Таким образом, один брат получит, скорее всего, дом, а второй всё остальное (а может быть, еще и доплату). Кому достанется какая половина имущества? Это будет решено то ли по соглашению сторон, то ли по жребию, то ли по усмотрению медиаторов — в этом, как и во всех правоотношениях крестьян, не наблюдалось устойчивой системы. Интересно, что самый толковый общеевропейский обычай дележки пополам — первый делит имущество на две части, а второй выбирает из них себе любую — был мало известен русским и наблюдался редко.

Из–за чего именно происходит спор на картине? Это мы понимаем хорошо. Стороны спорят о том, что является имуществом двора, а что составляет частную собственность женщин. Многочисленные наблюдатели сообщают нам о том, что крестьяне, в случае небольших посадок, передавали все работы с льном и коноплей бабам, но за это произведенные льняная ткань и пенька составляли личную собственность последних, и если эти товары удавалось продать, то бабы могли распоряжаться деньгами по своему усмотрению. То же относилось и к разного рода мелким поделкам на продажу (типа вышивания), которыми женщины занимались в свободное время. Разумеется, всякому лицу индивидуально также принадлежали и полученные им подарки.

Этот набор совпадает с теми предметами, из–за которых рассорились женщины. Вещи покупные — парадный конский убор, выделанные шкуры, фаянсовую посуду, персонажи картины без спора свалили в общую кучу. А вот когда дело дошло до кудели и отбеленного холста (собственные изделия женщин) и набивной ситцевой ткани (подарки женщинам), началась свара.

Можно предположить разные сценарии конфликта. Для примера, вначале женщины разделили обязанности — старшая больше времени ткала, а младшая за это выполняла ее половину работы по уходу за скотом; при этом подразумевалось, что плоды труда будут разделены поровну. Когда же дошло время до дележки, младшая бросила изготовленное ей малое количество холста в общую массу, а старшая стала неправильно ссылаться на обычай, по которому холст принадлежит именно тому, кто его соткал, то есть претендовать на его большую часть. Мужья, как то всегда и бывает, втравились в конфликт, а вот посторонние мужики явно не хотят ввязываться в мелкие бабьи свары, в которых невозможно найти правого и виноватого.

Если посмотреть повнимательней, то видно, что братья и сами хороши — перед разделом они надели наилучшую одежду и обувь, чтобы то, что оказалось на них, не попало в разделяемую массу. Очевидно, что ни один мужик не станет ходить у себя в избе в крашеной одежде (в 1876 году она еще дорога) и в сапогах — это парадный костюм, на выход в город или на праздник.

Теперь мы перейдем к самому важному — к рассмотрению причин и последствий раздела. Зачем крестьяне делились? Многочисленные старые и современные исследования однозначно утверждают, что экономической целесообразности в разделах не было. Чем крупнее было крестьянское хозяйство, чем больше был надел и больше было в доме работников, тем выше была эффективность хозяйства. У большого двора была выше урожайность, выше не только валовый, но и душевой доход. Население в конце 19 века росло быстро (на момент написания картины на 1.5% в год), и перед крестьянами стояла дилемма — либо сохранить фиксированный размер семьи при увеличении количества дворов и уменьшении количества земли, приходящегося на двор, либо сохранить фиксированное количество дворов при увеличении размера семей. Крестьяне твердо выбирали первое — количество дворов ежегодно увеличивалось на те же 1.5%. До 1874 разделиться легально было невозможно, так как по рекрутскому уставу разделяющиеся получали некоторую льготу по призыву, а на это уже не могли согласиться односельчане. Крестьяне делились неформально, на бумаге был один двор, а на самом деле два. В 1874 была введена всеобщая воинская обязанность и односельчанам стало все равно — крестьяне со страшной силой начали делиться легально (что и изображено на картине). Правительство очень быстро, всего лишь через 19 лет (это не шутка, так тогда работала бюрократия), приняло закон, накладывающий на раздел множество ограничений — крестьяне снова стали разделяться неформально. В общем, с желанием крестьян делить дворы не было сладу.

Что же тогда заставляло крестьян делиться? Исключительно личные причины, то есть тяжелые внутрисемейные нравы в больших многопоколенных семьях и отсутствие навыков коллективного, пусть даже в пределах большой семьи, действия. Уже одного всеобщего снохачества, то есть обычая, по которому отец имеет полное право насиловать жен своих сыновей, хватало для того, чтобы жизнь семьи наполнялась взаимной ненавистью. А ведь там было еще и нечестное распределение рабочей нагрузки и плодов труда, и просто бездна самодурства и агрессии. Также все наблюдатели фиксируют непрерывные скандалы между свояченицами, то есть женами братьев. Чтобы проникнуться этим тяжелым духом, лучше всего посмотреть великолепный, правдивейший фильм "Жила–была одна баба". Две семейные пары, изображенные на картине, знают, что им выгодно жить вместе. Но они также знают, что им все равно не ужиться.

Таким образом, за мелким бытовым конфликтом, изображенным на картине, стоит большая проблема, угнетающая Россию и сегодня — печально знаменитая атомарность русского общества. Персонажам картины проще жить раздельно, пусть даже их хозяйство придет в упадок, чем выработать правила совместной жизни и им следовать. Лучше тихо копаться в своем углу, смиренно перенося бедность, чем втравливаться в общее дело — предполагается, что из общего дела, каким бы выгодным оно ни казалось, не выйдет добра, все равно более хитрый возьмет верх и обокрадет, обманет более робкого. Все равно никто никогда не разделит честно доход. Все равно выйдет какая–нибудь дрянь. Даже если это дело не с чужим человеком, а с родным братом.

Два брата с картины давно просрали свое разделенное хозяйство и, может быть, умерли в бедности. А мы, их потомки, всё не можем научиться вскладчину с соседями купить лампочку на лестничную площадку. Да и при получении наследства нам тоже часто не удается разделить его с братьями и сестрами справедливо и мирно. Вот о чем на самом деле эта картина.